Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Китайская живопись в эпоху Цин: основные тенденции и направления развития

Работа №90024

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные тенденции развития китайской живописи эпохи Цин 16
1.1. Китайская живопись эпохи Цин в контексте исторического развития16
1.2. Исторические обстоятельства формирования цинской живописи 20
Глава 2. Придворная живопись 25
2.1. Стилевое и жанровое разнообразие придворной живописи 25
2.2. Придворные художники: имена и работы 34
Глава 3. «Неофициальное» направление 38
3.1. Особенности «неофициального» направления в китайской живописи 38
3.2. Выдающиеся художники-последователи «неофициального»
направления и их работы 43
Заключение 47
Список источников и литературы 52
Приложение 61

Актуальность исследования. Издревле в истории культуры каждого народа, проживающего в любой части земного шара, огромную роль играет живопись. С развитие человека и человеческой цивилизации менялись материалы, способы изображения, живописные стили и техники. Но повсеместно в изобразительном искусстве остается одна неизменная черта - смысл и цель живописи - используя краски или любые другие материалы, превратить абстрактные образы, возникающие в человеческом воображении, в осязаемое изображение.
В этом ключе китайская живопись не является исключением. Китайское изобразительное искусство начало свой исторический путь в далекую эпоху неолита, примерно 6000 лет назад, о чем свидетельствуют археологические раскопки около города Сиань и найденные там находки. За это время китайская живопись претерпела колоссальные изменения, пройдя путь от узоров и картинок на ритуальных сосудах и посуде из керамики и дойдя до рисунков на бумажных и шелковых полотнах.
За свою многовековую историю китайская живопись приобрела фундаментальные принципы изобразительного искусства, которые закладывались многими великими художниками на всем протяжении этого времени. В ней прослеживается и символизм, и стилистическое и жанровое многообразие, и методологическое изобилие.
К началу правления империи Цин в 1644 г. китайская живопись имела свои устоявшиеся особенности. Однако, как и задолго до этого момента, каждый новый век в истории Поднебесной, каждая новая династия, сменившая предшествующий правящий дом, - эпоха Цин привнесла в китайское изобразительное искусство свои новшества.
В условия современной ситуации возрастания интереса к мировой культуре, в общем, и к китайской культуре, в частности, исследование и систематизация научных знаний в этой области становятся крайне актуальными.
Значимость настоящего исследования вызвана и тем обстоятельством, что в период правления династии Цин (1644-1911 гг.), рассматриваемый в этой работе с точки зрения культурологических особенностей, в китайской живописи произошли определенные изменения, связанные с деятельностью европейских миссионеров на территории Поднебесной.
Как традиционная придворная живопись Китая, так и «неофициальное» направление в равной степени, при династии Цин испытали мощное влияние западной культуры, что внесло большие изменения в ее образную структуру и технику. Вместе с тем эти заимствования были активно переосмыслены и использованы в соответствии с уже сложившимися собственными китайскими традициями в живописи и китайским менталитетом.
Помимо всего прочего, как в своей статье «Альтернативный мир в европейской и китайской живописи» отмечают В.И. Демченко и Е.Н. Демченко: «Китайских художников интересовало не соответствие картины объективной реальности мира. Китайская живопись основана на внимании к глубинному потоку внутренней жизни, на тонком чувствовании возвышенных <...> вещей, на соответствие правде этой жизни, на глубочайших истоках человеческого опыта». В этом и заключается глубинная суть китайской живописи.
Китайская живопись в эпоху Цин сыграла важную роль в формировании как китайской, так и мировой культуры в целом, породила новые стилевые и жанровые традиции среди китайских художников, принадлежавших как официальному, так и «неофициальному» направлениям.
Таким образом, современная социокультурная ситуация, исторический контекст, оказывающий влияние на развитие живописи в эпоху Цин, необходимость понимания межцивилизационного и межкультурного диалога, имевшего место в XVII - начале XX вв., количество научных работ и статей, рассматривающих эту проблему - все это определяет научный интерес к подробному изучению китайской живописи в период существования империи Цин.
Объект исследования - художественная культура имперского периода в Китае.
Предмет исследования - китайская живопись, ее особенности и основные направления периода правления династии Цин.
Историография проблемы. Проблема китайской живописи рассматривается в работах многих зарубежных, как китайских, так и европейских, и отечественных исследователей.
Представленную историографию можно разделить на несколько блоков:
1. Работы, посвященные общетеоретическим вопросам развития китайской культуры;
2. Работы, рассматривающие отдельные направления и идейные течения эпохи Цин;
3. Работы, сконцентрированные на анализе отдельных художественных сюжетов, жанров или стилей.
Работы художников при императорском дворе династии Цин не имели однозначной оценки как в период правления династии, так и в наше время. В 60-е и 70-е гг. ХХ в. в истории искусства Поднебесной основное внимание уделялось исследованию живописи династий Сун (960-1279 гг.) и Юань (1271-1368 гг.) вне зависимости от того, отечественные то были исследователи или зарубежные.
Что касается школы цинской придворной живописи, то многие специалисты полагали, что качество картин в то время было невысоким, они были недоступны для изучения и проведения экспертиз, в связи с местом их хранения в покоях Запретного города. Если говорить о непосредственно китайских исследователях, то они отдавали предпочтения придворной живописи более ранних периодов, потому что цинские картины не были наполнены древними историческими сюжетами, которые так интересовали специалистов. Придворную живопись эпохи Цин больше интересовало настоящее, «сегодняшний день империи». Эти и некоторые другие причины привели к тому, что цинская придворная живопись добилась должного внимания лишь в конце ХХ в.
К первому блоку работ можно отнести следующие монографии: «Китайская цивилизация» В.В. Малявина, «Мировая художественная культура. История искусства Китая» М.Е. Кравцовой , «Искусство Китая» Н.А. Виноградовой ; а также шестой том энциклопедии «Духовная культура Китая» .
Однако существует немало работ российских исследователей самого начала XXI в., дающих отрицательную оценку касательно обсуждаемой темы. Так, например, в своей «Мировой художественной культуре» М.Е. Кравцова утверждает, что еще в минскую эпоху в Китае начала прослеживаться стагнация придворной живописи, которая в эпоху Цин стала намного более заметной. Это стагнация, по мнению М.Е. Кравцовой, сводится в целом к бесконечному варьированию прежних образцов, выдержанных строго в рамках художественных направлений, свойственных тому времени.
В.В. Малявин же в своей монографии «Китайская цивилизация» отмечает, что, несмотря на все усилия великих новаторов живописи XVII¬XIX вв., им «не удалось преодолеть главную посылку китайского традиционного искусства - идею изначального присутствия творческой воли, которая типизирует явления и определяет условия восприятия». Говоря более простым языком, по мнению В.В. Малявина, одинаковость идей в изображениях, стилевое однообразие и т.д. оставались значительной «проблемой» и в период династии Цин.
Ко второму блоку работ можно отнести множество статей зарубежных, в особенности, китайских, исследователей, а именно: «Природная живопись эпохи Цин: изображения животных и растений» Чжана Цзунгуана, «Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин» У Гуаньюя, «Исторический обзор формирования традиционной китайской пейзажной живописи» Чжана Шао, «Особенность китайской живописи XVII-XX вв.» Синь Синь Чжао.
В научных работах многих мировых историографов, оценивающих значимость придворной живописи эпохи Цин в китайской и мировой культуре, можно встретить отрицательную оценку изобразительного искусства рассматриваемого периода, которая аргументируется одним лишь влиянием правящей династии. По мнению этих исследователей неблагоприятная геополитическая и социально-экономическая ситуация в стране, вызванная внутренними и внешними факторами, привела к стагнации культурной жизни и упадочному состоянию придворной живописи в целом. Искусствовед Чжан Цзунгуан в одной из своих статей, касающихся придворной живописи, говорит о том, что в период правления династии Цин официальная живопись начала увядать и вместе с окончанием последней императорской династии и вовсе прекратила свое существование.
Достаточно долгое время ее считали вторичной, подражательной. Однако отношение к придворной живописи по-настоящему изменилось в первом десятилетии XXI в. с открытием художественных запасников и активным проведением международных конференций. «Есть основания считать, что придворная живопись эпохи Цин <...> обладает высокой художественной ценностью и являет собой значительный вклад в историю изобразительного искусства» - пишет Чжан Цзунгуан.
Другой китайский исследователь У Гуаньюй также считает, что социально-исторический аспект имел большое значение в процессе развития культуры и искусства Китая в период династии Цин, однако его оценка придворной живописи носит скорее положительную окраску. «Как и в предыдущие эпохи, художественное наследие приобретало особенные черты, развивало оригинальные жанры, стили, направления, в том числе и изобразительного искусства. Весь комплекс китайской культуры, творчества династии Цин сегодня рассматривается исследователями как неповторимое в мировой художественной практике наследие».
Можно заметить, что в китайской современной историографии цинская придворная живопись имеет достаточно высокую оценку.
Если рассматривать синтез восточной и западной культур, как неотъемлемую часть цинской традиционной живописи, который имел место в китайской истории, начиная с конца XVII в., и непосредственной проекцией которого стал сино-европейский стиль, то среди китайских интеллектуалов непосредственно вплоть до середины XIX в. оно в основном игнорировалось как чужеродное для национальной традиции. Однако позднее мнение о нем изменилось как у современников сино-европейского стиля, так и у мировых историографов нашего времени. Перенимание и интерпретация европейских живописных традиций в китайском придворном изобразительном искусстве создали необычайное сочетание особенностей двух культур, что стало целостным и завершенным художественным явлением.
Что касается Южной школы живописи, которая является представителем «неофициального» направления в китайском изобразительном искусстве, то можно сказать, что развитие этого направления имело более ярко выраженный характер. Исследователи из Китая, России и других стран отмечают отсутствие такого упаднического положения, как в придворной живописи.
К примеру, Чжан Шао в своей статье говорит о том, что развитие «неофициального» направления в период Цин шло достаточно бурно, в моду вошла монохроматическая, или монохромная, живопись в стиле се-и. Этот стиль был свойственен живописному искусству более древних династий, что говорит о перенимании и возвращении к древним традициям.
Свободные художники Южной школы использовали различные приемы, техники, идеи, обращались к разным сюжетам, преследуя разные цели. Их творчество не было ограничено правилами написания работ, как это было у придворных художников, поэтому каждый мастер «неофициального» направления шел по тому пути развития своего творчества, которое считал удобным и подходящим для себя.
Наиболее значимыми работами, которые можно отнести к третьему боку, являются статьи Ли Фанпина, Ма Фэнциня, Сун Чанлуна, Чжана Цзунгуана и многих других исследователей.
Исходя из общего положения и опираясь на совокупность всех вышеперечисленных и ранее упомянутых фактов, можно сделать вывод, что придворной живописи династии Цин нельзя дать однозначную оценку. С точки зрения вклада в китайскую и мировую культуру в целом, традиционная живопись оказала на нее значительное влияние, которое невозможно приуменьшить. Создав целый пласт информации и материалов для исследований в области китайского изобразительного искусства, придворная живопись продолжала сохранять свои многовековые традиции, не боясь при этом использовать иностранные (например, западноевропейские) идеи для создания нечто кардинально нового.
Исследования «неофициального» направления не столь пространны, как в случае с придворной живописью, однако они имеют наиболее однозначную оценку среди отечественных и зарубежных историографов.
Таким образом, несмотря на значительное количество работ, а также других изученных монографий, статей и изданий, посвященных истории цинской живописи, комплексного анализа развития китайской живописи эпохи Цин не проводилось, что и определило цель настоящего исследования.
Цель исследования - анализ развития китайской живописи в период правления династии Цин.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. выявление исторических, социальных и культурных факторов, оказавших влияние на формирование живописных традиций Северной и Южной школ в цинский период;
2. анализ стилевых особенностей, свойственных каждому направлению;
3. анализ художественных жанров, в которых работали мастера «неофициального» направления и живописцы при дворе китайских императоров в эпоху Цин;
4. изучение деятельности выдающихся художников-представителей основных направлений цинской живописи;
5. определение и характеристика предпосылок, развития и результатов синтеза двух культур: китайской и европейской.
Общие хронологические рамки исследования охватывают период времени, начиная с середины XVII в. (1644 г.), когда на китайский престол взошла маньчжурская династия, и заканчивая Синьхайской революцией в самом начале XX в. (1911 г.), что привело к свержению последнего китайского императора и переход от монархического способа правления к республиканскому.
Территориально-географические рамки исследования включают в себя всю площадь территорий китайского государства под управлением маньчжурской династии Цин. Сюда также относятся и территории тех районов, которые были сданы в аренду европейским государствам, что определяло историко-политические особенности колониального периода в Китае.
Анализ источниковой базы. В процессе работы по осуществлению поставленных задач и достижению указанной цели исследовательской работы был использован широкий круг источников.
Одним из основных источников служили репродукции картин, работ и полотен художников цинской династии, изучить которые можно было на таких Интернет-ресурсах, как электронные журналы «Бесконечная Ци»19 и «У-син»20. Они послужили важной источниковой базой в процессе проведения настоящего исследования.
В электронной статье «Цин сы Ван» (о «четырех [художниках по фамилии] Ван [эпохи] Цин») было дано подробное описание художественной деятельности четырех живописцев (Ван Ши-минь, Ван Юань-ци, Ван Цзюнь и Ван Хуй), а также были представлены некоторые их работы, выполненные в соответствии с традиционными стилевыми особенностями придворной живописи, с помощью которых можно познакомиться с картинами, выполненными в традиционной манере придворных художников того времени.
Помимо прочего, были изучены ресурсы информационно - методического центра «Вэнь У», в которых представлено описание особенностей живописи и каллиграфии Китая. Также было обращено внимание на работу китайского автора Чжуана Цзяна «Китайская живопись - отражение истории», переведенную на русский язык.
К литературным памятникам, изученным в процессе исследования, можно отнести трактаты «Хуа юй-лу хэшан Ку-гуа» («Беседы о живописи монаха Горькая тыква») и «Цзецзы юань хуанчжуань» («Слово о живописи из Сада с горчичное зерно»). Эти трактаты авторства, соответственно, Ши- тао и Гай Ванга - известных теоретиков династии Цин - являются руководствами по написанию живописных произведений по всем художественным канонам. Эти трактаты дают некоторое представление о правилах написания художественных работ и позволяют проанализировать картины великих мастером династии Цин с этой точки зрения.
Источниковая база является репрезентативной, рассмотренные источники содержат информационную базу для широкого исследования в области китайской придворной живописи эпохи Цин.
Методологическая основа и методы исследования. В качестве методологической основы данного исследования взят цивилизационный подход, над которым работали такие ученые и исследователи, как Н.Я. Данилевский, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер и другие. Сущность цивилизационного подхода состоит в том, что на протяжении истории человечества можно выделить особые сообщества людей. Их объединяет отличающиеся от других обществ культура, политико-экономическое развитие, стили поведения и т.д. К одному такому сообществу не обязательно относилось только одно племя, народ или государство. Одно сообщество могло объединять в себе несколько стран или целые континенты. Каждое такое общество образует цивилизацию, которая проходит все стадии традиционного жизненного цикла. Все цивилизации отличаются друг от друга по большому количеству критериев и следуют по собственному пути исторического развития.
Китайская цивилизация и культура являют собой нечто уникальное, не поддающееся сравнению. Зародившись несколько тысяч лет назад, китайская культура продолжает существовать, развиваться и поражать всех своими отличительными особенностями.
В настоящей работе применялись как общенаучные методы, например, анализа и синтеза, так и частнонаучные методы: проблемно-хронологический, историко-системный (или системно-структурный) и сравнительно-исторический.
Проблемно-хронологический метод выражается в изучении истории Китая в период правления династии Цин (1644-1911 гг.) в его последовательном развитии и в выявлении ее влияния на культуру, а именно живопись, китайской цивилизации в этот период.
Историко-системный метод способствует построению обобщенной модели. Китайская живопись, как объект настоящего исследования, состоит из множества элементов (придворная живопись, «неофициальное» направление живописи, стилевое и жанровое многообразие и т.д.). Изучение структуры этих элементов, а также взаимосвязей между ними, сведение их в единую систему происходит посредством использования именно историко-системного метода.
Сравнению особенностей изобразительного искусства, свойственных разным живописным школам, расположенным в разных частях страны, а также сравнению особенностей живописи эпохи Цин с особенностями живописи во времена правления других китайских династий способствует сравнительно-исторический метод.
Сведения об апробации. Промежуточные результаты исследования получили апробацию на различных научных конференциях:
• Китайская живопись эпохи Юань // IV региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!»: история, культура и религия Китая. г.Барнаул, 26 апреля 2017 г.
• Неофициальная живопись китайского искусства эпох Мин и Цин // II краевая научно-практическая конференция «Россия и Китай: история взаимодействия и перспективы сотрудничества». г.Барнаул, 24 ноября 2017 г.
• Неофициальная живопись китайского искусства эпох Мин и Цин // V региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!»: история, культура и религия Китая. г.Барнаул, 26 апреля 2018 г.
• Неофициальная живопись китайского искусства эпохи Цин // Ежегодная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники»: культура и религия Китая. г. Барнаул, 15 ноября 2018 г.
• Сино-европейский стиль в придворной живописи династии Цин // VI региональная молодежная конференция «Мой выбор - наука!»: культура и религия Китая. г. Барнаул, 25 апреля 2019 г.
Отдельные результаты исследования были опубликованы в статье «Неофициальная живопись китайского искусства эпохи Цин» была опубликована в Сборнике научных статей международной конференции.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении дается обоснование актуальности темы, раскрывается степень ее научной разработки, определяются объект, предмет, цели, задачи исследования, а также методологическая база.
Первая глава состоит из двух подразделов, объединенных общей темой, в которой представлено описание исторических аспектов и тенденций, повлиявших на развитие живописи, а также описание причин разделения китайской живописи на два стилистических направления или, другими словами, две школы китайской живописи: Северную - «официальную», и Южную - «неофициальную».
Вторая глава включает в себя два подраздела и подробно знакомит нас с одной, наиболее древней, школой китайской живописи: «официальной». Жанровые и стилистические особенности, выдающиеся придворные художники и их работы также представлены в этой главе.
Третья глава предоставляет возможность более подробно изучить процесс становления и результаты работы «неофициальной» школы живописи, которая внесла огромный вклад в развитие и увеличение художественного многообразия в китайской живописи в целом.
В заключении подведены итоги и вывод по теме данного исследования.
Приложение состоит из репродукций картин известных китайских художников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С падением ханьской династии Мин и образованием маньчжурской династии Цин в 1644 г. в Китае начался новый и отнюдь не однозначный, с точки зрения исторической оценки, этап развития китайской культуры.
Не стоить умалять того факта, что представители маньчжурской правящей элиты стремились приумножить блеск и пышность китайских городов и элементов культуры, однако они, в первую очередь, опирались на основы консервативных феодальных традиций , а также стремились регламентировать жизнь китайского народа. Этот процесс прослеживался в китайской культуре и живописи не в меньшей степени, чем в других сферах жизни общества китайского государства.
За свою многовековую историю китайская живопись приобрела фундаментальные принципы изобразительного искусства, которые закладывались многими великими художниками на всем протяжении этого времени. В ней прослеживается и символизм, и стилистическое и жанровое многообразие, и методологическое изобилие.
К началу правления империи Цин в 1644 г. китайская живопись имела свои устоявшиеся особенности. Однако, как и задолго до этого момента, каждый новый век в истории Поднебесной, каждая новая династия, сменившая предшествующий правящий дом, - эпоха Цин привнесла в китайское изобразительное искусство свои новшества.
Китайские художники имели особую отличительную черту - их интуиция была удивительно цельной с психологической точки зрения. В своих работах они отказывались от многих приемов натуралистического изображения, например, игры света и тени, свойственных европейской живописи.
В большинстве случаев китайские мастера игнорировали общепринятые естественные, натуралистические комбинации в живописи, использую вместо них иные. Те, которые в большей степени соответствовали их представлениям, образам, возникающим в уме и воображении. Таким образом, наблюдая такую картину, зритель имеет дело не с изображением мира, а с изображением впечатления от него.
Китайское изобразительное искусство во многом отличается от живописи других стран, оно оказало ощутимое влияние на развитие культуры не только многочисленных народов, проживающих «по соседству» - в Монголии, Тибете, Индокитае, Корее и Японии, - но и крупных европейских государственных образований - в более позднее время.
Несмотря на многие положительные черты всестороннего социального и культурного развития китайского общества, а также на длительные периоды его расцвета, Поднебесная, начиная с XIX в., переживала и значительные упадки, связанные с интервенцией западных стран, затяжными войнами и восстаниями внутри страны. Все эти факторы в той или иной степени не могли не отразиться на положении китайской культуры в целом и на китайской живописи - в частности.
Период царствования династии Цин, относящийся к поре позднего Средневековья в истории Китая, знаменует разные этапы развития не только придворного реалистического направления в живописи, зарождение которого произошло более тысячи лет назад, а официальная институализация еще в XII в. с основанием Академии живописи, но и «неофициального» направления китайского изобразительного искусства. Созданные тогда произведения искусства, созидая в себе материальный пласт китайской культуры, естественным образом заключают в себе черты, свойственные традиционной китайской и европейской живописи.
У истоков придворной живописи династии Цин стоит известная группа художников «Четыре Вана», а затем и многогранное творчество художника- миссионера Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина), заложившее основы теоретической базы сино-европейского стилистического направления. Свой вклад в развитие китайской живописи со стороны Южной школы внесли такие выдающиеся мастера, как Юнь Шоупин, Чжу Да, Ши-тао, Жэнь Бонянь, У Чаньшо, Ци Байши. С давних пор самые выдающие художники своего времени создавали потрясающие работы, многие из которых сохранились до нашего времени и содержаться в закрытых покоях Запретного города в Пекине или в различных музеях и художественных галереях по всему миру.
Ни для кого не секрет, что государственная власть и правящие элиты имели значительное влияние на развитие академической живописи в большей степени, чем на развитие «неофициального» направления. Вторжение маньчжуров в Китай и установление их власти не сопровождалось глобальной дезорганизацией культурной жизни, как при монголах во времена правления династии Юань, однако узость приоритетов маньчжурской администрации тормозила развитие официального искусства. Китайским живописцам в эпоху Цин приходилось преодолевать опасности академического омертвления высокой традиции и рыночной деградации художественного качества.
В цинскую эпоху наблюдается стагнация национальной традиционной живописи, причина которой лежит во многом в государственном давлении. Эта стагнация сводится в целом к бесконечному варьированию прежних образцов, выдержанных строго в том или ином свойственном традиционной живописи направлениях. Однако, необходимо отметить, что придворные художники, служившие императору, изо всех сил старались избежать этой стагнации и, по возможности, вносили свой вклад в развитие китайской живописи и культуры. Этому во многом способствовали элементы европейской живописи, которые начали проникать в Китай, начиная с XVIII в.
Итак, история развития китайского традиционного изобразительного искусства органически вписывается в общий историко-культурный контекст местной цивилизации.
Однако, несмотря на отрицательные стороны оказываемого на живопись влияния, правящие элиты сделали и положительный вклад на придворную живопись. Не сторонясь новых идей и культурных традиций, приходивших в Китай извне вместе с миссионерами, императоры помогли зародиться такому необычному направлению в мировой живописи как сино-европейский стиль. Анализируя многие спектры сино-европейского стиля, можно констатировать, что на протяжении второй половины эпохи Цин коды двух разных культур - западноевропейской Нового времени и китайской традиционной - непрерывно взаимопроникали и смешивались, что, в конце концов, породило новый стиль в дворцовой реалистической живописи, оригинальный и органичный.
Следует специально подчеркнуть, что процесс диалога - это двухсторонняя деятельность. Не только китайцы перенимали европейские методы живописи, сочетая их с традиционными и адаптируя, но и пришлые европейцы изучали китайское изобразительно искусство, в своих работах комбинируя его приемы с привычными для них формами. Традиционные эстетические воззрения императора и художественные требования конфуцианства, техника китайской национальной живописи усваивалась на базе владения европейским письмом маслом, образую своеобразный новый стиль живописи.
Уникальная культура Китая за счет внедрения в нее элементов западной культуру стала еще более уникальной, подарив мировой живописи не виданное ранее сочетание. Придворная живопись продолжала «исполнять свои обязанности», выполняя заказы императорского двора, но делая это уже в несколько иной манере.
Что же касается свободных художников Южной школы, то они использовали различные приемы, техники, идеи, обращались к разным сюжетам, преследуя разные цели. Их творчество не было ограничено правилами написания работ, как это было у придворных художников, поэтому каждый мастер «неофициального» направления шел по тому пути развития своего творчества, которое считал удобным и подходящим для себя. Исходя из всего этого, можно констатировать, что захватывающая и проницательная история политической, социальной и культурной жизни династии Цин демонстрирует сложное взаимодействие между внутренними азиатскими традициями маньчжуров и коренными китайскими культурными традициями. Они были привлечены многими аспектами китайской культуры, но далеко не полностью приручены императорами, которые также гордились своими культурными традициями, при этом интересуясь и другими культурами.
Социально-исторический аспект имел большее значение в процессе развития культуры и искусства Китая периода династии Цин. Как и в предыдущие эпохи, художественное наследие приобретало особенные черты, развивало оригинальные жанры, стили, направления, в том числе и изобразительного искусства. Весь комплекс китайской культуры, творчество династии Цин сегодня рассматривается исследователями как неповторимое в мировой художественной практике наследие.
В довершение ко всему, цинская придворная реалистическая живопись осталась органичной и неотъемлемой частью китайской истории искусства, в которой она занимает уникальное место.



1. China Online Museum. Лан Шинин (репродукции картин) - URL: https://www.comuseum.com/painting/masters/lang-shining/one-hundred-horses/
2. China Online Museum. Ци Байши (репродукции картин) - URL: https://vk.com/awav.php?to=https%3A%2F%2Fwww.comuseum.com%2Fwp-content%2F uploads%2F2015%2F06%2F qi-baishi flowers-in-broken-branches.jpg&cc kev=
3. Гай Ванг. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. - URL: http://пурпурный-город.рф/slovo-o-zhivopisi-iz-sada-s-gorchichnoe-zemo
4. Чжуан Цзян. Китайская живопись - отражение истории. Раздел 1: Стили и жанры китайской живописи / Чжуан Цзян. - Континентальное изд-во Китая, 2001.
5. Ши-тао. Беседы о живописи монаха Горькая тыква. - URL:
https: //vasko .livej ournal. com/204353 .html
6. Информационно-методический центр «Вэнь У». Живопись и каллиграфия Китая / «Вэнь У». - Днепропетровск: Юникон ЛТД, 2004. - 44с.
7. Электронный журнал «Бесконичная Ци». Юнь Шоупин (репродукции картин) - URL: https://turisheva.ru/2012/03/21/vun-shoupin-tsvetyi/
8. Электронный журнал «У-син». Китайская пейзажная живопись в эпоху Цин (репродукции картин) - URL:http : //usinart.ru/kitaj skava-pej zazhnava-zhivopis-v-epoxu-cin/
9. Электронный журнал «ArtiFex.ru». Джузеппе Кастильоне - Лан Шинин
(репродукции картин) - URL: ЬЬрзУ/агОГех.ги/живопись/джузеппе-
кастильоне-лан-шинин/
II. Литература:
Литература на русском языке:
1. Белозерова, В.Г. О светотени в традиционной китайской живописи / В.Г. Белозерова // Научная конференция «Визуальные стратегии в искусстве. Свет, тень, отражение» (Москва, 16-17 мая 2007 г.): [тез. докл.] / РГГУ; [отв. ред.: Л.Ю. Лиманская; сост.: Л.Ю. Лиманская]. - 2008. - С. 7-8.
2. Богаделина, М.Е. Особенности развития жанра «жэнь-у» в XX-XXI вв / М.Е. Богаделина // Манускрипт. - Тамбов, 2018. - №11-1 (97). - С. 134¬137.
3. Виноградова, Н.А. Искусство Китая / Н.А. Виноградова. - М.:
Изобразительное искусство, 1988. - 254с.
4. Виноградова, Т.И. Еще раз о натюрморте в китайском искусстве/ Т.И. Виноградова // Общество и государство в Китае. - Москва, 2012. - т. 42, №3. - С. 440-446.
5. Демченко, В.И., Демченко, Е.Н. Альтернативный мир в европейской и китайской живописи / В.И. Демченко, Е.Н. Демченко // Актуальные проблемы современности: десятая Всероссийская научно-практическая конференция «Альтернативный мир» (Благовещенск, 14 октября 2015 г.): [тез. докл.] / БГПУ; [отв. ред.: Д.В. Буяров]. - 2015. - С. 70-80.
6. Дзя Сяолу. Историческая эволюция жанра «цветы и птицы» в китайском искусстве эпохи Юань, Мин и Цин / Дзя Сяолу // Научное мнение. - Санкт-Петербург, 2014. - №4. - С. 183-187.
7. Дубровская, Д.В. К вопросу о месте портретной живописи Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина) в создании сино-европейского направления в китайском искусстве / Д.В. Дубровская // Orient Et Occident. - 2018. - С. 80-90.
8. Дубровская, Д.В. Парадигма Лан Шинина и «кастильонески» из собрания государственного музея Востока (коллекция В.С. Калабушкина) / Д.В. Дубровская //Общество и государство в Китае. - Москва, 2019. - т. 49, №1. - С. 442-452.
9. Духовная культура Китая. В 6 т. Т.6: Искусство / В.Г. Белозерова, А.И. Кобзев, М.А. Неглинская [и др.]. - М.: Восточная литература, 2010. - 1031с.
10. Завадская, Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е. В. Завадская. - М.: Искусство, 1975. - 438с.
11. Игнатьев, С.Е., Чжан Нин, Ли Фугуй. Китайская живопись гохуа как образовательная дисциплина / С.Е. Игнатьев, Чжан Нин, Ли Фугуй // Среднее профессиональное образование. - Москва, 2020. - №1 (293). - С. 39-42.
12. Ковалевский, Я.В. Пространство в китайской пейзажной живописи / Я.В. Ковалевский // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2008. - №5 (12). - С. 138-140.
13. Конрад, Н. И. Избранные труды. История / Н. И. Конрад. - М.: Изд-во Наука, 1974. - 471с.
14. Кравцова, М. Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая : учебное пособие / М. Е. Кравцова. - СПб. : Лань, 2004 . - 960 с.
15. Ли Фанпин. Китайская пейзажная живопись жанра «горы-воды» («шаньшуйхуа»): эволюция и некоторые параллели / Ли Фанпин. - Москва, 2003. - 175с.
16. Линь Юнчао. Развитие масляной живописи и история становления жанра натюрморт в Китае / Линь Юнчао // Университетский научный журнал. - Санкт-Петербург, 2016. - №25. - С. 122-131.
17. Лу Мэнмэн. Поэтика шань-шуй в изобразительном искусстве Китая / Лу Мэнмэн // ВЕСН1К БЕЛАРУСКАГА ДЗЯРЖАУНАГА УН1ВЕРС1ТЭТАКУЛЬТУРЫ I МАСТАЦТВАУ. - Минск, 2014. - №2 (22). - С. 66-73.
18. Лукманова, Р.Р., Ри, К.К. Своеобразие китайской живописи с древних времен по настоящее время / Р.Р. Лукманова, К.К. Ри // Сборник научных трудов по итогам работы VIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы востоковедения» (Хабаровск, 10 декабря 2018 г.): [тез. докл.] / ТОГУ; [отв. ред.: И.Н. Гущина]. - 2019. - С. 193-200.
19. Ма Фэнцинь. Развитие портретного жанра в живописи Китая / Ма Фэнцинь // XII Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (Санкт-Петербург, 27 марта 2018 г.): [тез. докл.] / РГПУ им. А.И. Герцена; [отв. ред.: С.В. Анчукова, Т.В. Горбунова, О.Л. Некрасова-Каратеева]. - 2018. - С. 108-112.
20. Малявин, В.В. Китайская цивилизация / В.В. Малявин. - М.: Изд-во Артель, 2000. - 618с.
21. Маркова, М.А. Символизм китайской живописи / М.А. Маркова // IX Международный молодежный форум «Образование. Наука. Производство» (Белгород, 2017 г.): [тез. докл.] / БГТУ им. В.Г. Шухова. -
2017. - С. 3411-3416.
22. Ми Цяомин. Основные этапы развития китайской традиционной пейзажной живописи / Ми Цяомин // Новая наука: от идеи к результату. - Уфа, 2016. - №8-2 (96). - С. 160-165.
23. Не Ци. Некоторые особенности использования материалов и инструментов в китайской традиционной живописи / Не Ци // В мире искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. - Новосибирск, 2014. - №38. - С. 91-95.
24. Проворова, Е.В. Неофициальная живопись китайского искусства эпохи Цин / Е.В. Проворова // Международная конференция «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и техники» (Барнаул, 13-16 ноября 2018 г.): [тез. докл.] / АлтГУ; [отв. ред.: Е.Д. Родионов]. -
2018. - С. 1821-1822.
25. Се Юнхуэй. Китайская живопись как культурный феномен / Се Юнхуэй // Культура. Наука. Интеграция. - Ростов-на-Дону, 2013. - №4 (24). - С. 44¬48.
26. Сергеева, Т.Д., Шу Ди. Роль иностранных мастеров в формировании
батального жанра в китайской гравюре: Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин) и Шарль-Николя Кошен младший / Т.Д. Сергеева, Шу Ди //
Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - Москва, 2019. - №2-1. - С. 222-232.
27. Синь Синь Чжао. Особенность китайской живописи XVIII-XX вв / Синь Синь Чжао // Международный научный форум «Образование. Наука. Культура» (Гжель, 22 ноября 2017 г.): [тез. докл.] / ГГУ. - 2018. - С. 246-247.
28. Сколов-Ремизов, С.Н. Литература-каллиграфия - живопись. К проблеме синтеза искусств в художественной культуре Дальнего Востока. М.: Наука, 1985. 311 с.
29. Сун И Цай. Развитие жанра «цветы и птицы» и символика черного цвета в китайской живописи / Сун И Цай // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - Москва, 2014. - №4. - С. 127-136.
30. Сун Чанлун. Жанр хуа-няо («цветы и птицы») в китайкой живописи и жанр натюрморта в западной живописи: сравнительный анализ / Сун Чанлун // ВЕСН1К БЕЛАРУСКАГА ДЗЯРЖАУНАГА УН1ВЕРС1ТЭТАКУЛЬТУРЫ I МАСТАЦТВАУ. - Минск, 2017. - №2 (28). - С. 108-117.
31. Сун Чанлун. Исторические корни жанра хуаняо в живописи древнего Китая: образы, сюжеты, символы / Сун Чанлун // Искусство и культура. - Витебск, 2016. - №3 (23). - С. 90-94.
32. Сяонань Ли, Дьячкова, Л.Г. Стилистические фигуры традиционной китайской живописи «Гохуа» / Сяонань Ли, Л.Г. Дьячкова // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - Хабаровск, 2015. - т. 3. - С. 119-121.
33. У Гуаньюй. Художественная культура и развитие искусства Китая: исторический аспект / У Гуаньюй // Успехи современной науки. - Москва, 2017. - т. 6, №2. - С. 87-90.
34. У Гуаньюй. Социально-исторический аспект развития культуры и искусства Китая периода династии Цин / У гуаньюй // Juvenis Scientia. - 2017. - №6. - С. 74-76.
35. Цзылу Лу, Дьячкова, Л.Г. Становление символической системы традиционной китайской пейзажной живописи / Цзилу Лу, Л.Г. Дьячкова II Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. - Хабаровск, 2015. - том №3. - С. 151-156.
36. Цзянь Ван. Символизм китайской живописи I Цзянь Ван II Вестник Читинского государственного университета. - Чита, 2009. - №6 (57). - С. 13-18.
37. Цзян Дэсай. Исторические аспекты развития жанра «пейзаж» в китайской живописи маслом I Цзян Дэсай II Известия Российского Г осударственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2014. - №172. - С. 139-145.
38. Чжан Цзунгуан. Перспектива в реалистическом изобразительном искусстве императорского дворца эпохи Цин I Чжан Цзунгуан II Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - Москва, 2016. - №4. - С. 92-107.
39. Чжан Цзунгуан. Придворная живопись эпохи Цин: изображения животных и растений I Чжан Цзунгуан II Nota Bene. Философия и культура. - 2016. - №7. - С. 1066-1071.
40. Чжан Цзунгуан. Развитие сино-европейского метода в дворцовой живописи на примере жанра «портрет» I Чжан Цзунгуан II Грамота. - 2016. - №7, часть 2. - С. 207-213.
41. Чжан Цзунгуан. Сино-европейский стиль в придворной живописи Цин эпохи расцвета: статус мастера, художественные особенности. I Чжан Цзунгуан - М., 2017.
42. Чжан Цзунгуан. Социально-исторические и культурные предпосылки формирования сино-европейского стиля в придворной живописи эпохи Цин I Чжан Цзунгуан II Nota Bene. Культура и искусство. - 2016. - №4. - С. 511-517.
43. Чжан Шао. Исторический обзор формирования традиционной китайской пейзажной живописи I Чжан Шао II XII Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (Санкт- Петербург, 27 марта 2018 г.): [тез. докл.] I РГПУ им. А.И. Герцена; [отв. ред.: С.В. Анчукова, Т.В. Горбунова, О.Л. Некрасова-Каратеева]. - 2018. - С. 52-57.
44. Чжи Лун. Роль каллиграфической традиции в китайской живописи Гохуа XIX-XX веков / Чжи Лун // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов, 2015. - №12-2 (62). - С. 200-205.
45. Юань Сяо Дун. Влияние западной живописи на китайское изобразительное искусство / Юань Сяо Дун // Исторические науки. - Москва, 2009. - №4. - С. 56-60.
46. Яковлева, Н.Ф. Традиционная китайская живопись / Н.Ф. Яковлева; Забайкальский государственный университет. - Чита, 2013. - 176с.
47. Ян Чуньцзянь. Горный пейзаж в живописи Китая / Ян Чуньцзянь // VII Международная межвузовская научно-практическая конференция «Искусствознание и педагогика. Диалектика взаимосвязи и взаимодействия» (Санкт-Петербург, 24 декабря 2019 г.): [тез. докл.] / РГПУ им. А.И. Герцена; [отв. ред.: С.В. Анчукова, О.Л. Некрасова- Каратеева]. - 2019. - С. 542-548.
Литература на иностранном языке:
48. Ю Чань Ли [ЭД#Ж]. Чхуанцзаосин сывей пэйян юй чжунгохуа цзяосюэ
яньцзю [Обучение традиционной китайской живописи и развитие творческого мышления = ^^'[4®£1Ж^^Ф0И^^Ж^] / Ю Чань Ли // Международная межвузовская научно-практическая конференция
«Непрерывное профессиональное художественное образование в условиях диалога культур: современные подходы и перспективы развития» (Хабаровск, 20-27 сентября 2015 г.). - 2015. - С. 152-157.
49. Belozerova V.G. Chjan Lunyan - “The envoy” of the art of Chinese calligraphy in the West // East. Afro-Asian societies: history and modernity. - 2006. - №3. - P. 221.
50. China Online Museum: Qing dynasty [Онлайн-музей Китая: династия Цин]. URL:https://www.comuseum.com/page/2/?s=Qing+dynasty(дата обращения: 30.04.2020 г.)
51. Judd E.R. A study of directed change in Chinese literature and art // Anthropology and culture. - 1982. - P. 56-60.
52. Khangeldieva I.G. Genesis of contemporary Chinese art market // Reports scientific society. - 2016. - №3 (14). - P. 20-23.
53. Macmillan D. The expressive power of Chinese art // The Lancet. - 2000. - Vol. 355. - №9213. - P. 1467-1468.
54.Silhouette of Great Master - a retrospective of Zhang Daqing’s art [Силуэт Великого мастера - ретроспектива искусства Чжана Дацина]. URL: https: //www. comuseum. com/blo g/2019/04/01/silhouette-of-a- great-master-a-retrospective-of-zhang-daqians-art/(дата обращения: 29.04.2020 г.)
55.Steinhardt Nancy Shatzman. Ten thousand things: module and mass production in Chinese art // Journal of Asian studies. - 2003. - Vol. 62. - №2. - 594 p.
56. The Four Wangs’ Paintings of the Early Qing Period [Живопись «Четверки
Ванов» раннего периода эпохи Цин]. URL:
https://www.comuseum.com/blog/2018/10/07/the-four-wangs-paintings-of-the-early-qing-period/(дата обращения: 29.04.2020 г.)
57. The history and civilization of China. Editors Yingpin Zhang, Wei Fan, Central Party Literature Pub House, 2003. - 256 c.
58. Zijun H. Symboisis of modern graphic design and Chinese folk art // Grand Altai research & education. - 2018. - №2. - P. 122-124.
III. Интернет-ресурсы:
1. Клуб китайской культуры «Бай Мао». Стили и жанры китайской живописи. - URL:https: //baimao-ru.livej ournal .com/562. html
2. Синология.ру. Цын Сы Ван. - URL:
http://www.synologia.ru/a/%D0%A6%D0%B8%D0%BD%D 1 %81 %D 1 %8B%D0%92%D0%B0%D0%BD
3. Электронный блог живописи «8-poster.ru». Китайская живопись - URL: https://8-poster.ru/onenews/1062/
4. Электронный журнал «gb times». Философия в живописи: «Южная» школа -_URL:http://ru. gbtimes.com/kultura/filosofiya-v-zhivopisi-vuzhnava-shkola
5. Этнографический блог о народах и странах мира, их истории и культуре. Живопись китайцев - URL:http://lib7.com/aziatyy/273-zuvopis-kitaicev.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ