Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая готовность к материнству девушек, склонных к девиантному поведению

Работа №90014

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы76
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению психологической готовности к материнству девушек, склонных к
девиантному поведению 6
1.1 Научно-психологические подходы к проблеме психологической
готовности к материнству 6
1.2 Феномен девиантного поведения личности 32
1.3 Проблема гармонизации представлений о материнстве
в юношеском возрасте 38
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической готовности
к материнству девушек, склонных к девиантному поведению 42
2.1 Программа эмпирического исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования психологической готовности к
материнству девушек, склонных к девиантному поведению 45
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложения 58


Актуальность исследования:
Материнство как социально-общественный феномен является предметом изучения во множестве наук - медицине, физиологии, биологии, социологии и психологии. Оно выступает в качестве одной из фундаментальных женских ролей, которые заложены в женскую природу и социальную роль женщины. Однако, изменение психологических факторов и изменение общественного устройства вызывают различные изменения в материнстве как социальной роли.
Важность изучения психологической готовности к материнству обусловлена отрицательными тенденциями в сфере семейных отношений. К таким негативным тенденциям, можно отнести: снижение ценности семьи, увеличением роста сознательно бездетных семей.
Все психологические исследования в материнстве склонны представлять его как основной фактор, влияющий на будущее поведение ребенка. Именно материнство помогает предугадывать все сложные изменения в личности человека, индивидуальные пути развития и образования черт его характера. Поднимаемые вопросы в области психологии требуют исследования в плане целостного научного подхода для последующего анализа.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемой изучения психологической готовности к материнству занимались А.С. Батуев, В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова. Содержание разработанных теорий по теме психологической готовности к материнству, характеризуется высокой функциональной значимостью и многообразием, рассмотренных в рамках этих теорий, явлений. Так, В.И. Брутман, Г.Г. Филлипова, И.Ю. Хаммитова, Е.Ю. Шулакова определяют психологическую готовность, как способность будущей матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, которая проявляется в определенном типе отношения матери к ребенку.
Феномен девиантного поведения изучается достаточно широко. В психологии девиантному поведению уделяли внимание такие авторы, как
A. Адлер, Д. Боулби, М. Малер, Г. Салливан, Б. Скиннер, Дж. Уотсон,
З. Фрейд, А.В. Хомич К. Хорни, и многие другие. Представители психоанализа рассматривали отклоняющееся поведение на основе прошлого опыта, полученного человеком в детстве. В.Д. Менделевич определяет девиантное поведение как систему поступков человека или же отдельные его поступки, которые противерчат устоявшимся или принятым в обществе стандартам поведения, которые проявляются также в виде несбалансированности психических процессов, нарушения социальной адаптации и самоактуализации, уклонении от нравственного и эстетического контроля, а также критичной оценки со стороны морали для своих поступков. А так же В. Д. Менделевич определил понятие социальной нормы.
В настоящее время малоизученна проблема готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению. Девиантное материнство, остается одной из острых проблем материнства, в практическом и в теоретическом аспекте. Этой проблемой занимались такие ученые, как
B. И. Брутман, С.Н. Ениколопов, О.Г. Исупова, М.Г. Панкратова. Они включали в девиантное материнство проблемы, связанные с отказывающимися от своих детей матерями и демонстрирующими по отношению к своим детям открытое пренебрежение и насилие.
Таким образом, анализ разработанности проблемы психологической готовности к материнству, позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: феномен психологической готовности к материнству.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования: особенности содержания мотивационного,
оценочного, эмоционального и операционного компонента психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Сформировать теоретико-методологические основания
исследования психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования, психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению
4. Осуществить практическое применение результатов исследования, психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению
Гипотезы исследования:
1. Предположительно у девушек, склонных к девиантному поведению, особенности психологической готовности к материнству проявляются в содержании ее эмоционального, мотивационного, оценочного и операционного компонентов.
2. Возможно, существует взаимосвязь между проявлениями психологической готовностью к материнству и склонностью девушек к различным видам девиантного поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к изучению проблемы психологической готовности женщин к материнству (А.С. Батуев, В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова), подходы к изучению проблемы девиантного поведения (В.Д. Менделевич, А.В. Нефедова, К.К. Платонова), структура психологической готовности к материнству (Т.А. Гурьянова).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетный опрос «Психологической готовности к материнству» Р.В. Овчаровой, авторская анкета Р.В. Овчаровой «Факторы, ассоциирующиеся с рождением ребенка», психодиагностические методики: диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП- П» (для учащихся общеобразовательных учреждений, разработанный в Санкт-Петербурге в военно-медицинской академии, на кафедре психиатрии), методика Ю.Ф. Лахвич «Мотивация родительства», методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, U-критерий Манна-Уитни).
В исследовании приняли участие 60 студенток «Алтайской академии гостеприимства», в возрасте 17-19 лет, не состоящих в браке и не имеющих детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе были рассмотрены подходы к изучению психологической готовности к материнству. Доказано, что девушки, склонные к девиантному поведению, обладают низким уровнем психологической готовности к материнству. Установлено, что у девушек, склонных к девиантному поведению, особенности психологической готовности к материнству проявляются в содержании ее эмоционального, мотивационного, оценочного и операционного компонентов.
Проведенный анализ литературы послужил основаниям для формулировки проблемы исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования
психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
На основе полученных результатов можно следующие выводы:
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.



1. Абрамченко В.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: СОТИС, 2011. 248 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2011. 299 с.
3. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-12.
4. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. 2015. Том 20. № 1. С. 39-48.
5. Агнаева Е.М. Образ будущего ребенка у беременной женщины // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го съезда психологов // СПб.: Изд-во СПб. ун-та, С.27-32.
6. Адзиева М. Р. Внутриличностный конфликт и токсикозы беременности // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го съезда психологов // СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. С. 39-40.
7. Айвазян Е.Б., Арина Г.А., Николаева В.В. Телесный и эмоциональный опыт в структуре внутренней картины беременности, осложненной акушерской и экстрагенитальной патологией // Вестник московского университета. 2012. № 3. С. 3-18.
8. Андреева Г.М. Образ мира в структуре социального познания // Мир психологии. 2013. № 4. С. 31-40.
9. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. Пособие. СПб.: Речь,
2014. 244 с.
10. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Психология личности. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2015. С. 331-344.
11. Арина Г.А., Айвазян Е.Б., Маклакова М.В. Особенности развития эмоционально-ценностного отношения к ребенку у женщин с отягощенной беременностью // Дефектология. 2003. № 4. С. 59-66.
12. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2012. 416с.
13. Баз Л.А. Изменение в потребностно-мотивационной сфере женщины во время беременности // Ежегодник Российского психологического общества // СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2013. С. 268-270.
14. Баратели Т.А. Отношение родителей к детям с проблемами в развитии // Ежегодник Российского психологического общества // СПб.: Изд- во СПб. ун-та, 2013. С. 297-300.
15. Батуев А.С. Возникновение психики в дородовой период: краткий обзор современных исследований // Психологический журнал. 2000. Том 21. № 6. С. 51-56.
16. Батуев А.С. Критические периоды детства и среда воспитания (начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка) // Мир психологии. 2012. № 1. С. 56-59.
17. Батуев А.С., Галунов В.И., Ляксо Е.Е. Психофизиологические аспекты формирования речи в онтогенезе. Вопросы и предложения // Мир психологии. 2013. № 2. С. 50-68.
18. Батуев А.С., Кащавцев А.Г., Соболева М.В. Исследование зрительного предпочтения у новорожденных детей в ситуации выбора // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 114-118.
19. Батуев А.С., Соколова Л.В. О соотношении биологического и социального в природе человека // Вопросы психологии. 2014. № 1. С. 81-92.
20. Батуев А.С., Соколова Л.В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СпбГУ, 1994. № 10. С. 85-102.
21. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об
упущенных возможностях. СПб.: МНПО «Жизнь», 2012. 31 с.
22. Бокова О.А. Особенности субъективного контроля у людей юношеского возраста с различной выраженностью личностной ригидности: Барнаул, 2012. 207 с.
23. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 2014. 192 с.
24. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. 2012. Том 21. № 2. С. 19-87.
25. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 2014. № 5. С. 31-36.
26. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 2017. № 6. С. 38-47.
27. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2012. № 1. С. 59-68.
28. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Методики изучения психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2012. № 3. С. 110-118.
29. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с
беременными женщинами: социально-психологический аспект //
Психологический журнал. 2011.Том 22. № 1. С. 82-89.
30. Ветчанина Е.Г. Психологические состояния беременных женщин в условиях острого и хронического стресса и особенности их психокоррекции // Томск, 2013. 21 с.
31. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Детская психология // Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 2014. 432 с.
32. Грандилевская И.В. Социально-психологический статус
женщины накануне рождения ребенка // Ежегодник Российского психологического общества. 1998. № 2. С. 18-32.
33. Грибкова О.В. Мать как основная развивающая среда // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд-во СПб. ун¬та, 2013. С. 470-473.
34. Гурко Т.А. Опыты сексуальных отношений, материнства и супружества несовершеннолетних женщин // Социс. 2012. № 11. С. 83-91.
35. Гурьянова Т.А. Развитие психологической готовности к материнству на стадии планирования беременности, во время беременности и после родов. Барнаул. 2004. 176 с.
36. Даненова Д.Б. Трансформация образа жизни и образа мира людей как психоисторическая проблема. Барнаул, 2001. 21 с.
37. Добряков И.В. Теория и практика перинатальной психологии // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд-во СПб. ун¬та, 2013. С. 113-116.
38. Завьялова Ж.В. Психологическая готовность к родам и метод ее формирования. М., 2015. 24 с.
39. Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии.
Томск: Изд-во ТГУ, 2013. 230 с.
40. Залевский Г. В Фиксированные формы поведения и психологические проблемы семьи как малой групповой системы // Сибирский психологический журнал. 2015. С. 107-111.
41. Захаров А.И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: СОЮЗ, 1998. 144 с.
42. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2013. 391 с.
43. Исенина Е.И. Интерактивный метод анализа и кодирования качеств матери (при взаимодействии с младенцем в возрасте 3-4 мес.) // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. С. 27-46.
44. Исенина Е.И. О понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд-во СПб. ун¬та, 2013. С. 89-93.
45. Исенина Е.И., Барановская Т.И. Предпосылки базовых качеств матери и их связь с социопсихологическими характеристиками будущей матери // Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2011. С. 14-27.
46. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 146-152.
47. Исупова О.Г. Отказ от новорожденного и репродуктивные права женщины // Социс. 2012. №11. С. 92-99.
48. Кедрова Н.Б. «Здесь и теперь» в контакте матери и ребенка // Московский психотерапевтический журнал. 2014. № 3. С. 183-193.
49. Клочко А.В. Проблема личности в психологии в контексте понимания человека как открытой системы. Барнаул, 2001. 167 с.
50. Клочко В. Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 2014. С. 7-15.
51. Клочко В.Е. Человек как самоорганизующаяся психологическая система // Человек как самоорганизующаяся психологическая система. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. С. 3-7.
52. Коваленко Н.П. Организационные аспекты развития
перинатальной психологии // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2013. С. 280-282.
53. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. СПб.,
2015. 20 с.
54. Коваленко Н.П. Структура интегральной концепции развития перинатальной психологии // Ежегодник Российского психологического общества. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2013. С. 279-280.
55. Коваленко-Маджуга Н.П. Перинатальная психология. СПб.: Изд- во «БиС», 2011. 214 с.
56. Козлова Е.В. Проблемы становления личности как самоорганизующейся системы в раннем онтогенезе // Человек как самоорганизующаяся психологическая система. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2014. С. 45-52.
57. Колпакова М.Ю. Психологическая работа с женщинами, отказывающимися от новорожденных детей // Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 61-68.
58. Колпакова М.Ю. Роль диалога в выявлении и разрешении нравственного конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного // Психологический журнал. 2015 Том 20. № 6. С. 81-88.
59. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Москва, «МЕДпресс», 2000. 432 с.
60. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 11-18.
61. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 592 с.
62. Нефедова А.В. Психология девиантного поведения. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2015. 76 с.
63. Овчарова Р.В. Психология родительства. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 368 с.
64. Платонов К. К. Нормы общества и девиантное поведение. М.:
Наука, 2000. 243 с.
65. Половинкина О.Б. Исследование позиции родителей по отношению к факту рождения и воспитания проблемного ребенка. // Дефектология. 2003. № 2. С. 35-39.
66. Скобло Г.В., Дубовик О. Ю. Система «мать - дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. С. 75-78.
67. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 240 с
68. Эриксон Э. Идентичность: кризис и юность. М. 1996. 344 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ