Психологическая готовность к материнству девушек, склонных к девиантному поведению
|
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению психологической готовности к материнству девушек, склонных к
девиантному поведению 6
1.1 Научно-психологические подходы к проблеме психологической
готовности к материнству 6
1.2 Феномен девиантного поведения личности 32
1.3 Проблема гармонизации представлений о материнстве
в юношеском возрасте 38
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической готовности
к материнству девушек, склонных к девиантному поведению 42
2.1 Программа эмпирического исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования психологической готовности к
материнству девушек, склонных к девиантному поведению 45
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложения 58
девиантному поведению 6
1.1 Научно-психологические подходы к проблеме психологической
готовности к материнству 6
1.2 Феномен девиантного поведения личности 32
1.3 Проблема гармонизации представлений о материнстве
в юношеском возрасте 38
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической готовности
к материнству девушек, склонных к девиантному поведению 42
2.1 Программа эмпирического исследования 42
2.2 Анализ результатов исследования психологической готовности к
материнству девушек, склонных к девиантному поведению 45
Заключение 50
Список использованной литературы 51
Приложения 58
Актуальность исследования:
Материнство как социально-общественный феномен является предметом изучения во множестве наук - медицине, физиологии, биологии, социологии и психологии. Оно выступает в качестве одной из фундаментальных женских ролей, которые заложены в женскую природу и социальную роль женщины. Однако, изменение психологических факторов и изменение общественного устройства вызывают различные изменения в материнстве как социальной роли.
Важность изучения психологической готовности к материнству обусловлена отрицательными тенденциями в сфере семейных отношений. К таким негативным тенденциям, можно отнести: снижение ценности семьи, увеличением роста сознательно бездетных семей.
Все психологические исследования в материнстве склонны представлять его как основной фактор, влияющий на будущее поведение ребенка. Именно материнство помогает предугадывать все сложные изменения в личности человека, индивидуальные пути развития и образования черт его характера. Поднимаемые вопросы в области психологии требуют исследования в плане целостного научного подхода для последующего анализа.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемой изучения психологической готовности к материнству занимались А.С. Батуев, В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова. Содержание разработанных теорий по теме психологической готовности к материнству, характеризуется высокой функциональной значимостью и многообразием, рассмотренных в рамках этих теорий, явлений. Так, В.И. Брутман, Г.Г. Филлипова, И.Ю. Хаммитова, Е.Ю. Шулакова определяют психологическую готовность, как способность будущей матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, которая проявляется в определенном типе отношения матери к ребенку.
Феномен девиантного поведения изучается достаточно широко. В психологии девиантному поведению уделяли внимание такие авторы, как
A. Адлер, Д. Боулби, М. Малер, Г. Салливан, Б. Скиннер, Дж. Уотсон,
З. Фрейд, А.В. Хомич К. Хорни, и многие другие. Представители психоанализа рассматривали отклоняющееся поведение на основе прошлого опыта, полученного человеком в детстве. В.Д. Менделевич определяет девиантное поведение как систему поступков человека или же отдельные его поступки, которые противерчат устоявшимся или принятым в обществе стандартам поведения, которые проявляются также в виде несбалансированности психических процессов, нарушения социальной адаптации и самоактуализации, уклонении от нравственного и эстетического контроля, а также критичной оценки со стороны морали для своих поступков. А так же В. Д. Менделевич определил понятие социальной нормы.
В настоящее время малоизученна проблема готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению. Девиантное материнство, остается одной из острых проблем материнства, в практическом и в теоретическом аспекте. Этой проблемой занимались такие ученые, как
B. И. Брутман, С.Н. Ениколопов, О.Г. Исупова, М.Г. Панкратова. Они включали в девиантное материнство проблемы, связанные с отказывающимися от своих детей матерями и демонстрирующими по отношению к своим детям открытое пренебрежение и насилие.
Таким образом, анализ разработанности проблемы психологической готовности к материнству, позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: феномен психологической готовности к материнству.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования: особенности содержания мотивационного,
оценочного, эмоционального и операционного компонента психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Сформировать теоретико-методологические основания
исследования психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования, психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению
4. Осуществить практическое применение результатов исследования, психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению
Гипотезы исследования:
1. Предположительно у девушек, склонных к девиантному поведению, особенности психологической готовности к материнству проявляются в содержании ее эмоционального, мотивационного, оценочного и операционного компонентов.
2. Возможно, существует взаимосвязь между проявлениями психологической готовностью к материнству и склонностью девушек к различным видам девиантного поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к изучению проблемы психологической готовности женщин к материнству (А.С. Батуев, В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова), подходы к изучению проблемы девиантного поведения (В.Д. Менделевич, А.В. Нефедова, К.К. Платонова), структура психологической готовности к материнству (Т.А. Гурьянова).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетный опрос «Психологической готовности к материнству» Р.В. Овчаровой, авторская анкета Р.В. Овчаровой «Факторы, ассоциирующиеся с рождением ребенка», психодиагностические методики: диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП- П» (для учащихся общеобразовательных учреждений, разработанный в Санкт-Петербурге в военно-медицинской академии, на кафедре психиатрии), методика Ю.Ф. Лахвич «Мотивация родительства», методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, U-критерий Манна-Уитни).
В исследовании приняли участие 60 студенток «Алтайской академии гостеприимства», в возрасте 17-19 лет, не состоящих в браке и не имеющих детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложений.
Материнство как социально-общественный феномен является предметом изучения во множестве наук - медицине, физиологии, биологии, социологии и психологии. Оно выступает в качестве одной из фундаментальных женских ролей, которые заложены в женскую природу и социальную роль женщины. Однако, изменение психологических факторов и изменение общественного устройства вызывают различные изменения в материнстве как социальной роли.
Важность изучения психологической готовности к материнству обусловлена отрицательными тенденциями в сфере семейных отношений. К таким негативным тенденциям, можно отнести: снижение ценности семьи, увеличением роста сознательно бездетных семей.
Все психологические исследования в материнстве склонны представлять его как основной фактор, влияющий на будущее поведение ребенка. Именно материнство помогает предугадывать все сложные изменения в личности человека, индивидуальные пути развития и образования черт его характера. Поднимаемые вопросы в области психологии требуют исследования в плане целостного научного подхода для последующего анализа.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблемой изучения психологической готовности к материнству занимались А.С. Батуев, В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова. Содержание разработанных теорий по теме психологической готовности к материнству, характеризуется высокой функциональной значимостью и многообразием, рассмотренных в рамках этих теорий, явлений. Так, В.И. Брутман, Г.Г. Филлипова, И.Ю. Хаммитова, Е.Ю. Шулакова определяют психологическую готовность, как способность будущей матери обеспечивать адекватные условия для развития ребенка, которая проявляется в определенном типе отношения матери к ребенку.
Феномен девиантного поведения изучается достаточно широко. В психологии девиантному поведению уделяли внимание такие авторы, как
A. Адлер, Д. Боулби, М. Малер, Г. Салливан, Б. Скиннер, Дж. Уотсон,
З. Фрейд, А.В. Хомич К. Хорни, и многие другие. Представители психоанализа рассматривали отклоняющееся поведение на основе прошлого опыта, полученного человеком в детстве. В.Д. Менделевич определяет девиантное поведение как систему поступков человека или же отдельные его поступки, которые противерчат устоявшимся или принятым в обществе стандартам поведения, которые проявляются также в виде несбалансированности психических процессов, нарушения социальной адаптации и самоактуализации, уклонении от нравственного и эстетического контроля, а также критичной оценки со стороны морали для своих поступков. А так же В. Д. Менделевич определил понятие социальной нормы.
В настоящее время малоизученна проблема готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению. Девиантное материнство, остается одной из острых проблем материнства, в практическом и в теоретическом аспекте. Этой проблемой занимались такие ученые, как
B. И. Брутман, С.Н. Ениколопов, О.Г. Исупова, М.Г. Панкратова. Они включали в девиантное материнство проблемы, связанные с отказывающимися от своих детей матерями и демонстрирующими по отношению к своим детям открытое пренебрежение и насилие.
Таким образом, анализ разработанности проблемы психологической готовности к материнству, позволяет сформулировать научные атрибуты данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: феномен психологической готовности к материнству.
Предмет исследования: особенности психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
Цель исследования: особенности содержания мотивационного,
оценочного, эмоционального и операционного компонента психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
1. Сформировать теоретико-методологические основания
исследования психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
3. Проанализировать и проинтерпретировать результаты исследования, психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению
4. Осуществить практическое применение результатов исследования, психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению
Гипотезы исследования:
1. Предположительно у девушек, склонных к девиантному поведению, особенности психологической готовности к материнству проявляются в содержании ее эмоционального, мотивационного, оценочного и операционного компонентов.
2. Возможно, существует взаимосвязь между проявлениями психологической готовностью к материнству и склонностью девушек к различным видам девиантного поведения.
Теоретико-методологическая основа исследования: подходы к изучению проблемы психологической готовности женщин к материнству (А.С. Батуев, В.И. Брутман, Г.Г. Филиппова), подходы к изучению проблемы девиантного поведения (В.Д. Менделевич, А.В. Нефедова, К.К. Платонова), структура психологической готовности к материнству (Т.А. Гурьянова).
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетный опрос «Психологической готовности к материнству» Р.В. Овчаровой, авторская анкета Р.В. Овчаровой «Факторы, ассоциирующиеся с рождением ребенка», психодиагностические методики: диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения «ДАП- П» (для учащихся общеобразовательных учреждений, разработанный в Санкт-Петербурге в военно-медицинской академии, на кафедре психиатрии), методика Ю.Ф. Лахвич «Мотивация родительства», методы математико-статистической обработки данных (корреляционный анализ, U-критерий Манна-Уитни).
В исследовании приняли участие 60 студенток «Алтайской академии гостеприимства», в возрасте 17-19 лет, не состоящих в браке и не имеющих детей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка, приложений.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены подходы к изучению психологической готовности к материнству. Доказано, что девушки, склонные к девиантному поведению, обладают низким уровнем психологической готовности к материнству. Установлено, что у девушек, склонных к девиантному поведению, особенности психологической готовности к материнству проявляются в содержании ее эмоционального, мотивационного, оценочного и операционного компонентов.
Проведенный анализ литературы послужил основаниям для формулировки проблемы исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования
психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
На основе полученных результатов можно следующие выводы:
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.
Проведенный анализ литературы послужил основаниям для формулировки проблемы исследования. Разработана программа и проанализированы результаты эмпирического исследования
психологической готовности к материнству девушек, склонных к девиантному поведению.
На основе полученных результатов можно следующие выводы:
Таким образом, гипотезы исследования доказаны, задачи реализованы, цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Семейные перспективы девушек с разным уровнем суверенности психологического пространства
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2020 - Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018





