ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО
РАССЕКРЕЧИВАНИЮ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ 10
1.1. Ограничение доступа к архивным документам в Российской
Федерации 10
1.2. Правовое обеспечение рассекречивания архивных документов в
Российской Федерации 22
1.3. Организация работы межведомственной комиссии по
рассекречиванию архивных документов 27
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА РАССЕКРЕЧИВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ В
АРХИВАХ РОССИИ 40
2.1. Рассекречивание документов в федеральных государственных
архивах России 40
2.2. Рассекречивание документов в государственных архивах
Сибирского федерального округа 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 70
Актуальность курсовой работы. Проблема процессов рассекречивания архивных документов в настоящий момент представляется особенно актуальной. В архивах Российской Федерации до сих пор остаётся большое количество документов, защищённых грифом «Секретно». Так большинство документов архивов КГБ и партийных архивов по сей день остаются закрытыми для глаз пользователей и исследователей.
В настоящий момент ведётся активная работа по рассекречиванию архивных документов, как федеральными государственными архивами, так и архивами субъектов Российской федерации. По данным федеральных государственных архивов за последние пять лет было рассекречено 21,73 тыс. дел, и можно заметить, что большая часть документов, с которых был снят гриф секретности, принадлежит к партийным органам и государственным структурам. Как и федеральные государственные архивы, архивы субъектов ведут активную работу по рассекречиванию документом и, изучив отчёты об их работе также можно сделать вывод, что большую часть материалов составляют документы органов власти СССР. При этом нельзя забывать, что засекречиванию подвергались не только документы партийных органов, в рассекреченных за последние годы делах можно встретить как документы, созданные в деятельности партии, так и документы промышленных предприятий или те, что отражают культурную жизнь граждан. Всё это имеет важное значение для изучения жизни общества в тот или иной период времени.
Рассекречивание архивных документов представляет собой достаточно важное явление не только в социальной, но и политической жизни страны особенно на современном этапе её развития. Данный факт также можно объяснить и необходимостью доступа к достоверной информации, находящейся на хранении в архивах России, историками и исследователями, ведущими работы в различных научных областях.
Обзор литературы представлен в соответствии с двумя направлениями нашего исследования. Первым направлением данной выпускной квалификационной работы является изучение работ, посвящённых изучению правовых аспектов рассекречивания и засекречивания архивных документов, второе же направление затрагивает работы, изучающие организацию деятельности межведомственных экспертных комиссий, действующих в архивных учреждениях Российской Федерации и ведущих работы по рассекречиванию документов.
Начнём с работ, посвящённых изучению законодательной основы засекречивания и рассекречивания архивных документов. Освящением этого вопроса занимались такие исследователи как С.Н. Нелюбова, И. Ю. Павлов, О. В. Медведева, Н.О. Южакова, А.А. Бакшаев, Е.А. Идолова, Ю.В. Панфилова, а также С. С. Радецкий, П.Л. Павлов, А.Б. Воронина, Н.А. Ермакова, С.А. Иванов, М.Д. Эситашвили, А.Ю. Зюзько.
С.Н. Нелюбова делит документы ограниченного доступа на несколько групп, и уточняет, что существуют архивные документы, несущие в себе сведения, которые составляют иные охраняемые законодательством Российской Федерации тайны, архивные документы, в которых содержатся сведения о личной и семейной тайне граждан Российской Федерации, их частной жизни, также сведения, раскрытие которых может повлечь угрозу жизни и безопасности гражданина, а также архивные документы, собственники или владельцы которых, при передачи их в архив, установили договором с архивом условия доступа к ним и их дальнейшее использование1.
И. Ю. Павлов в своей работе рассматривает понятие государственной тайны и углубляется в конкретные области, которые затрагивает данное понятие, а также конкретные сведения, которые могут являться государственной тайной2.
1Нелюбова С.Н. Проблемы ограничения доступа к архивным документам, содержащим сведения персонального характера // Правопорядок в современном мире: актуальные проблемы обеспечения и охраны: сборник научных трудов. Хабаровск. 2016. С. 154-160.
2Павлов И. Ю., Сухих Д. Н. Аналитический обзор практики применения законодательства в сфере доступа к архивной информации // Cogita.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: 4
О. В. Медведева рассматривает вопросы работы с закрытыми документами, содержащими конфиденциальную информацию. Она изучает не только правовые аспекты работы с такими документами, но также рассматривает этическую сторону данного вопроса, уточняя тот факт, что сами архивисты несут некую ответственность при обнародовании документов личных фондов1 2.
Н.О. Южакова в своей работе занимается изучением правовой базы, касающейся рассекречивания архивных документов, в частности рассматривая работу Федерального закона «О государственной тайне» в данной области3.
А.А. Бакшаев рассматривает основные проблемы применения закона «О государственной тайне» в вопросах рассекречивания архивных документов. Он отмечает, что одной из основных проблем применения этого закона является отсутствие четко разработанной процедуры открытия документов, срок хранения которых истекает4.
Е.А. Идолова в своей статье освещает изменения политики архивной службы в вопросах доступах к архивным документам за последние десять лет5.
В статье Ю.В. Панфиловой рассматривается нормативно-правовой аспект доступа к архивным документам. Особое внимание уделяется срокам засекречивания архивных документов6.
С. С. Радецкий в своей статье рассматривает некоторые проблемы засекречивания и рассекречивания архивных документов, и тот как информация становится секретной7.
П.Л. Павлов в своей работе рассматривает основные правила засекречивания и рассекречивания документов, составляющих государственную тайну8.
А.Б. Воронина разбирает засекречивание и рассекречивание документов, изучая закон «О государственной тайне», также рассуждая о том что является секретной информацией и как происходит отнесение тех или иных сведений к секретным9.
Н.А. Ермакова изучает проблемы рассекречивания архивных документов10.
С.А. Иванов в своей статье говорит о проблемах засекречивания и рассекречивания архивных документов, относимых законом к государственной тайне, а также предлагает некоторые пути их решения11.
М.Д. Эситашвили рассматривает некоторые актуальные вопросы рассекречивания документов, а в частности секретных изобретений12.
А.Ю. Зюзько касается вопросов совершенствования деятельности по рассекречиванию архивных документов13.
Изучением вопросов, касающихся организации деятельности
межведомственных экспертных комиссий, занимались такие исследователи как В. Н. Верютин, А.В. Пурис, А.В. Бочкарёв, А.Ю. Харитонов.
В. Н. Верютин в своей работе изучает состав межведомственной экспертной комиссии в настоящее время и отмечает, что в ней был значительно усилен блок, представителей государства. Также он поднимает вопрос о том, насколько целесообразна имеющаяся сейчас широкая коллегиальность принятия решений14.
А.В. Пурис рассматривает некоторые особенности ныне действующей системы защиты государственной тайны. Он предлагает деление членов комиссии на три блока, следуя от того, что её состав представлен исключительно федеральными органами15.
А.В. Бочкарёв выделяет координационную роль межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Он также отмечает, что деятельность этой комиссии не коем образом не дублирует деятельность министерств и ведомств, на которые возложены функции по защите государственной тайны16.
А.Ю. Харитонов в своей работе касается вопросов рассекречивания, а также продления сроков секретности документов. В частности он рассматривает работу комиссии при раскрытии документов, созданных в процессе деятельности КПСС и Правительства СССР17.
Таким образом, обзор литературы показал, что изучение проблем засекречивания и рассекречивание архивных документов в Российской Федерации является одним из актуальных направлений в работах исследователей, а также мы можем увидеть и то, что многие из них выделяли
некоторые несовершенства в законодательстве, регулирующим вопросы как рассекречивания и засекречивания архивных документов, так и деятельность межведомственной экспертной комиссии по рассекречиванию.
Цель исследования - изучить правовые основы и порядок засекречивания и рассекречивания документов в Российской Федерации, а также ознакомиться с практикой рассекречивания документов в федеральных государственных архивах России и архивах Сибирского федерального округа.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
1. изучить теоретические основы рассекречивания и засекречивания архивных документов;
2. определить правовую базу, регламентирующую работу по рассекречиванию и засекречиванию документов;
3. выявить особенности работы межведомственной комиссии по рассекречиванию архивных документов;
4. ознакомиться с опытом рассекречивания архивных документов в федеральных государственных архивах России и архивах Сибирского федерального округа.
Объект исследования - архивные документы, подлежащие рассекречиванию и засекречиванию. Предмет исследования - особенности рассекречивания документов в Российской Федерации.
Источниковая база нашего исследования представлена нормативными правовыми актами, регулирующими работы по засекречиванию и рассекречиванию документов в Российской Федерации.
Основными источниками данной работы являются:
1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;
2. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
3. Федеральный закон «О государственной тайне»;
4. Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
6. Федеральный закон «О персональных данных»;
7. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях;
8. Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны;
9. Постановление об утверждении положения о межведомственной экспертной комиссии Алтайского края по рассекречиванию архивных документов.
Нормативно-правовая и нормативно-методическая базы в полной мере отражают вопросы засекречивания и рассекречивания, изучения которых мы касаемся в данной работе. Более подробная характеристика нормативных актов будет дана в ходе изучения процессов засекречивания и рассекречивания в ходе нашей работы.
Хронологическими рамками работы является период с 1993 г. по настоящее время. Нижняя граница обусловлена выходом в 1993 году Закона Российской Федерации «О государственной тайне».
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка источников и литературы.
В целях изучения порядка рассекречивания архивных документов в Российской Федерации нами были рассмотрены существующие в научной литературе и законодательстве Российской Федерации определения понятий «рассекречивание архивных документов» и «засекречивание архивных документов». Так, под рассекречиванием понимается снятие ранее введенных в предусмотренном законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям, а под засекречиванием введение для сведений, составляющих государственную тайну или иную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к носителям такой информации. Нужно отметить, что существующая правовая база, регламентирующая работу по засекречиванию и рассекречиванию архивных документов довольно обширна. Пусть данная выпускная квалификационная работа посвящена рассекречиванию архивных документов, но для того, чтобы более подробно разобраться в этом, нужно было для начала изучить, что же из себе представляет засекречивание документов и какие именно документы могут быть подвергнуты данной процедуре.
При написании данной работы, мы смогли подробно изучить порядок рассекречивания архивных документов, а именно то, как свою работу осуществляет межведомственная комиссии по защите государственной тайны, а также рассмотрена деятельность комиссий по рассекречиванию документов в государственных архивах России.
Также при сборе информации для нашего исследования были выявлены некоторые проблемы, с которыми сталкиваются архивисты при проведении процедуры рассекречивания. Так одной из них является рассекречивание документов, которые были засекречены раньше, чем появились ныне действующие нормативно-правовые акты, а именно это касается закона «О государственной тайне». Ещё среди проблем выделяется продление сроков засекречивания на документы, срок секретности которых истекает. Также многие авторы, на чьи работы мы опирались в данном исследовании, отмечали среди проблем усложнении, в последние годы, самой процедуры снятия грифов секретности.
Для достижения одной из поставленных целей была рассмотрена и деятельность межведомственных экспертных комиссий по рассекречиванию документов, действующих в архивах России. При этом также отметим, что рассекречивание архивных документов проводится не только межведомственной комиссией, создаваемой в отдельном архивном органе, но и межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
При изучении практики рассекречивания документов в федеральных государственных архивах и архивах Сибирского федерального округа, можно сказать, что больше всего секретных документов, находящихся на хранении в архивах были созданы в деятельности партийных органов и организаций СССР. Это можно считать первым большим блоком секретных архивных документов, второй же представлен документами, которые отражают социальную и культурную стороны жизни страны и её граждан, также в советский период.
После того, как нам удалось полностью ознакомиться с практикой рассекречивания мы можем сказать, что как федеральные архивы Российской Федерации, так и региональные за прошедший год, несмотря на сложные условия, сложившиеся в стране в связи с пандемии коронавируса, проделали достаточно большую работу по рассекречиванию архивных документов и передачи их на открытое хранение.
Отметим также, что мы как исследователи, столкнулись с некоторыми трудностями при изучении практики рассекречивания в архивах России. Они связаны с непредоставлением подробной информации о рассекреченных документах некоторыми федеральными государственными и региональными архивами. Среди архивов Сибирского федерального округа, на наш взгляд, целесообразно ответить два архива: Г осударственный архив Алтайского края и Государственный архив Новосибирской области. В них удалось найти больше всего информации, касающейся рассекречивания документов.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года (с
изменениями от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 27.04.2021)
2. О государственной тайне: Федеральный закон от 21.07.1993 N 5485-
1(в ред. от 29.07.2018) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (дата обращения 27.04.2021)
3. Об архивном деле в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ (в ред. от 28.12.2017) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/ (дата обращения 27.04.2021)
4. Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8522/ (дата обращения 27.04.2021)
5. Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера: Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13532/ (дата обращения 27.04.2021)
6. Об информации, информационных технологиях и о защите
информации: Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения 27.04.2021)
7. О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 N 152- ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения 27.04.2021)
8. Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков
засекречивания архивных документов Правительства СССР: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 N 170 (в ред. от 18.03.2016)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5837/ (дата обращения 27.04.2021)
9. О рассекречивании архивных документов, содержащих сведения о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в период великой отечественной войны 1941 - 1945 годов: Приказ министра обороны Российской Федерации от 23.10.2004 N 328 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=375424#0124 56106649745624 (дата обращения 27.04.2021)
10. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ (последняя редакция)// Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //base.garant.ru/10103678/ (дата обращения 27.04.2021)
11. Положение о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов российской
федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационнопроверочных дел // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_62936/c3d02736f785e47d14ce 633ac404f651265ad416/ (дата обращения 27.04.2021)
12. Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков
засекречивания архивных документов Правительства СССР: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 N 170 (в ред. от 18.03.2016)// Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5837/ (дата обращения 27.04.2021)
13. О рассекречивании архивных документов, содержащих сведения о военнослужащих, погибших и пропавших без вести в период великой отечественной войны 1941 - 1945 годов: Приказ министра обороны Российской Федерации от 23.10.2004 N 328 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=375424#0124 56106649745624 (дата обращения 27.04.2021)
14. О порядке рассекречивания документов, созданных КПСС: положение от 14.07.2001 N 75 // Федеральное архивное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archives.ru/documents/position/pologenie- rassekrechivanie-kpss.shtml (дата обращения 27.04.2021)
15. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, научных организациях от 02.03.2020 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archives.gov.ru/documents/rules/pravila-2020.shtml (дата обращения 27.04.2021)
16. О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Положение от 06.11.2004 N 1286(в ред. от 03.08.2018) // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/187407/#friends (дата обращения 27.04.2021)
17. Об утверждении положения о межведомственной экспертной комиссии Алтайского края по рассекречиванию архивных документов: постановление от 16.12.2013 № 650 // Справочная правовая система «Сейчас. ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/zakonodatelstvo/2043517 (дата обращения 27.04.2021)