Summary 3
Введение 6
Глава 1. Политика Великобритании в отношении России на рубеже XX-XXI вв 14
1.1. «Наследие Блэра» в британо-российских отношениях 14
1.2. Похолодание в британо-российских отношениях (2007-2014 гг.) 24
Глава 2. От сотрудничества к конфронтации: Лондон и Москва в 2014-2020 гг 33
2.1. Напряженность в отношениях между Великобританией и Россией
в связи с событиями на Украине (2014-2016 гг.) 33
2.2. Инцидент в Солсбери, брекзит и британская политика в отношении РФ
с событиями на Украине (2016-2020 гг.) 47
Глава 3. Эволюция политики Великобритании в отношении России вначале XXI в.: результаты и прогнозы 57
3.1. Актуальные проблемы развития британо-российских отношений 57
3.2. Возможные сценарии британской политики в отношении РФ 64
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 79
Современная конфигурация международных отношений многополярного мира придает особую важность отношениям между отдельными странами, обуславливает значимость каждого отдельного сегмента сложносоставной мировой системы. В связи с этим Россия и Великобритания выступают как два мировых государства, имеющие многовековую историю дипломатических (и не только) взаимоотношений, сыгравшие и играющие важную роль в формировании международного климата и мировой повестки. Отношения данных стран на протяжении столетий отличала волновая динамика, от близких союзнических отношений до противостояния, чему способствовало «торжество» противоречивых интересов держав в отдельные исторические моменты на отдельных участках мировой карты.
Стремительные изменения в международных отношениях и мировой политике, взаимозависимость и взаимовлияние государств на мировой арене, угрозы распространения терроризма, воинствующего национализма, религиозной нетерпимости, оружия массового поражения и средств его доставки и другие факторы повлияли на корректировку внешнеполитического курса британской политики в новейшее время. Кроме того, политические события последних десятилетий способствовали движению вектора двусторонних британороссийских отношений в сторону «охлаждения». Существенную роль сыграли: различие интересов двух держав на мировой арене, разные позиции по «делу Литвиненко», украинскому и сирийскому кризисам, разногласия сторон в вопросах экстрадиции, осуждающе-обвинительная позиция британской стороны внутриполитической ситуации в России и др.
Тем не менее, нельзя игнорировать тот факт, что Россия и Великобритания будут оставаться одними из ключевых центров политического и экономического влияния в силу ряда обязательств. Эти два государства одновременно являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, ядерными державами и входят в десятку мировых лидеров по объему валового внутреннего продукта. В этих обстоятельствах проблема выработки внешнеполитической стратегии, более устойчивой к современным реалиям и вызовам, и достижения взаимовыгодных двусторонних отношений становится особенно актуальной и важной.
Объектом исследования выступают британо-российские отношения в 2007-2020 гг.
Предметом является эволюция политики Великобритании в отношении Российской Федерации в 2007-2020 гг.
Проблема роли и места России во внешней политике Великобритании на современном этапе представляет интерес не только для ученого сообщества (историки, международники, политологи, социологи, экономисты), но и для широкой общественности. Ее актуальность и острота обуславливает внимание со стороны журналистов, экспертов, политических деятелей и т.д. В тоже время, максимально возможная близость предмета исследования к настоящему времени объясняет отсутствие сколь-либо значительного и представительного массива фундаментальных научных трудов по теме магистерской диссертации. Указанное обстоятельство обусловило построение историографического анализа по проблемно-тематическому принципу.
Первую группу исследований составляют диссертации по теме внешней политике Великобритании в XX-XXI вв. Так, в работе Р.Р. Валеевой на широком фактологическом материале нашло отражение российское направление внешней политики Великобритании в конце XX - начале XXI вв. Автор сумела убедительно реконструировать колебания британской политики в отношении России, раскрыть их сущность и выявить их причины1. В диссертации А.С. Виноградова оказались затронуты вопросы британо-российских отношений на современном этапе. Потенциал сотрудничества Российской Федерации и Великобритании использован далеко не полностью и обладает существенными резервами. Автор объясняет, что их актуальность для поддержания существующей системы международных связей и баланса сил на мировой арене является неоспоримой2.
Вторая группа исследований представлена выступлениями и трудами политических деятелей. В частности, постепенно появляются работы, посвященные комплексному анализу британо-российских отношений на современном этапе. В данном случае следует упомянуть ведущих политологов аналитических центров России и Великобритании А. Кортунова, А. Дункан и Р. Саква3, а также исследователей из Института Европы РАН Е. Ананьева и К.И. Годованюк4.
Еще одной группой работ по теме магистерской диссертации выступили исследования по проблемам влияния личности на развитие международных отношений между Великобританией и Россией. В Великобритании достаточно объемных трудов, посвящённых первому правительству Т. Блэра и его политики. В частности, к данной тематике относятся работы Э. Шелдона, который подробно занимался этой темой5. В ситуации, когда мнения отдельных политический лидеров может повлиять на общественную позицию и выработку государственного курса, данная литература может представить особый интерес для темы исследования британо-российских международных отношений.
Так же, немало важны исследования, посвященные изучению актуальных мировых проблем, различных аспектов внешней политики России и Великобритании на современном этапе. Они содержатся в работах таких российских
9 историков и политологов, как Н.К. Капитонова, Д.Ю. Бугров, И.Г. Ковалев6. Большинство указанных авторов являются ведущими экспертами в различных областях мировой политики, поэтому их работы представляют особую значимость для понимания сути предмета исследования.
Отдельную группу исследований составляют работы, которые посвящены изучению влияния отдельных стран Запада и США на отношения с Россией. В частности, авторы Дж. Дриджера, Р. Джонсона и В.Л. Берчфилда7 затрагивают вопросы обеспечения национальной безопасности как в самой Великобритании, так и в Евросоюзе. А также построение вектора внешней политики Британии в отношении РФ через призму взаимоотношений со странами Запада.
Таким образом, историографической обзор позволяет сделать вывод о том, что отечественными и зарубежными авторами освещен довольно широкий круг вопросов, связанных с развитием отношений между Россией и Великобританией в начале XXI века.
Анализ литературы позволил сформулировать цель и задачи магистерской диссертации.
Цель магистерской диссертации заключается в выявлении особенностей эволюции британской политики в отношении России в 2007-2020 гг.
Исходя из сформулированной цели, автор ставит в работе следующие задачи:
• показать достижения и проблемы британо-российских отношений накануне рассматриваемого периода;
• раскрыть причины охлаждения двусторонних отношений в 20072014 гг.;
• выявить позиции стран в связи с события в Украине и в связи с присоединением Крыма к России;
• оценить влияние событий в Солсбери, а также брекзита на политику Великобритании в отношении Российской Федерации;
• рассмотреть возможные сценарии британской политики в отношении России на основе данных экспертов.
Хронологические рамки работы охватывают период британороссийских отношений с 2007 г. (приход к власти в Великобритании правительства Г. Брауна) до 2020 г. (выход Великобритании из Европейского Союза). Тем не менее, для достижения цели исследования потребовалось рассмотреть в начале первой главы период с 1997 г. по 2007 г., как генетически связанный и закладывающий основы британской политики в отношении России исследуемого нами периода.
Территориальные рамки исследования включают Великобританию и Россию, а также регионы, где «встречались» интересы двух сторон (Украины, Крым, Сирия, Иран, Ирак, Балканский регион).
Источниковая база исследования представлена широкой палитрой групп источников: документальные материалы, выступления и труды политических деятелей, периодическая печать, мемуары. Также помощь в подготовке магистерской диссертации оказали статистические данные, Интернет-ресурсы.
К первой группе источников - документальные материалы - необходимо отнести прежде всего официальные опубликованные отчеты о встречах и визитах представителей двух сторон. В частности, документальные данные (сообщения для печати) о следующих визитах и встречах: визит министра иностран-
11 ных дел Великобритании в РФ Р. Кука (2000 г.), визит премьер-министра Д. Кэмерона в Москву (2011 г.)8 и др.
Вторая группа источников представляет материалы МИД Российской Федерации и Парламента Соединенного Королевства, представленные на официальных сайтах ведомств. К ним можно отнести: концепции внешней политики РФ, стратегии национальной безопасности Великобритании, комментарии официальных представителей МИД России9, выступления Президента Российской Федерации на встречах различного уровня, совместные заявления, стенограммы пресс-конференций и заседания парламента Великобритании10, а также запросы посольств РФ.
К третьей группе источников относятся официальные документы международных организаций11. В данном контексте рассматриваются меморандумы, резолюции и официальные отчеты, касательно ситуации на мировой арене вокруг России.
К четвертой группе источников можно отнести мемуары Т. Блэра12, которые описывают видение налаживания британо-российский отношений и личностное влияние на международную обстановку в мире.
В контексте темы магистерской диссертации периодическая печать представляет собой важнейшую группу исторических источников. В частности,
публикации в британских «Гардиан», «Таймс», «Экономист», международной «Файнэшнл таймс» и «Дэйли телеграф»13 позволяют реконструировать позицию Великобритании в отношении России «из первых уст» и увидеть, собственно, национальную интерпретацию международных событий.
Методологической базой являются важнейшие принципы исторического познания - научность, историзм и комплексность анализа. При написании работы использовались следующие методы: общенаучные методы (анализ, классификация, сравнение), а также специальные методы: историко-сравнительный, биографический, статистический, ивент-анализ и ситуационный анализ.
Анализ - рассмотрение предмета изучения с учетом его индивидуальных свойств или признаков. Также, благодаря анализу различных источников и научной литературы, данная работа приобрела основные процессы разделения политического противостояния и выявление общих интересов в какой-либо исторический момент.
Классификация - подразделение всей работы на основные главы как рассмотрение отдельных очагов столкновения или конфронтации двух стран, России и Великобритании. Также обозначение того или иного периода на протяжении всей истории российско-британских отношений. Данные отношения имеют некую волновую динамику в конкретный момент, которые позволяют сделать проекцию на современные отношения.
Сравнение - установление сходства и различия, которые четко отражаются уровень этих отношений в определенный исторический момент. В дальнейшем этот метод позволит выявить изменения, тенденции и закономерности, которые будут проектироваться на современный период.
Биографический метод позволил проанализировать личности политиков, глав государств и показал, что личность может непосредственно влиять на
13 формирование внешнеполитического курса в отношении другой страны. Благодаря статистическому методу было возможно провести анализ и определить ключевые причины развития тех или иных явления, взаимовлияния политических и дипломатических отношений Москвы и Лондона.
Ивент-анализ и ситуационный анализ позволили рассмотреть внешнюю политику государств как комплекс действий и взаимодействий различных акторов, осуществлявшихся под влиянием определенных факторов.
Структура работы определена целями, задачами и содержанием исследования. Магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обозначаются актуальность, практическая значимость, объект, предмет данного исследования, рассматриваются хронологические и территориальные рамки, анализируется степень научной разработанности темы в работах зарубежных и отечественных исследователей, характеризуется методологическая база данного исследования, производится постановка целей и задач. В первой главе рассматривается политика Тони Блэра в отношении России в начале XXI века. Вторая глава данного исследования посвящена рассмотрению трёх крупных международных конфликтов между Лондоном и Москвой. Третья глава по своему теоретическому содержанию представляет собой выявление основных моментов столкновений интересов и происхождения конфликтов между этими странами. Также в этой главе анализируются перспективы развития «особых» отношений и выстраиваются сценарии этого развития. В заключении подводятся итоги. В списке литературы дан перечень использованных для написания дипломной работы периодических и монографических изданий и других источников.
Отношения между Великобританией и Россией сложны и неоднозначны. Растущее партнерство после окончания холодной войны, особенно в бизнесе, с одной стороны, было омрачено рядом важных, громких проблем, которые сумели наполнить отношения атмосферой противоречий и враждебности. Таким образом, во многих отношениях отношения между Великобританией и Россией отражают более широкие отношения между европейскими и евроатлантическими организациями, особенно НАТО и ЕС, а также Россией, которые в последние несколько лет страдали от всё более системного диссонанса.
В Брюсселе, Лондоне и Москве были сделаны разные выводы на основе одних и тех же доказательств и, следовательно, различного понимания эволюции европейской политики после холодной войны. На более широком региональном уровне это отражается в противоположных взглядах на трансформацию: с точки зрения Брюсселя и Лондона, произошла стратегическая трансформация, в результате которой Европа стала единой, свободной и мирной, как никогда раньше. Точно так же расхождения во взглядах на политические перемены во время цветных революций в Грузии и Украины особенно подчеркнуты различиями в средствах и методах продвижения демократии и гуманитарного вмешательства.
Все эти вопросы занимали видное место на уровне Великобритании и России в тот же период - поддержка демократии и гуманитарное вмешательство, поддержка расширения НАТО (и членства Украины и Грузии), а также отсутствие существенной поддержки в Лондоне, поскольку предложения Медведева были связаны с особенностями внешней политики Великобритании при лейбористском правительстве. В отношениях между Великобританией и Россией также были свои проблемы, не в последнюю очередь из-за убийства в Великобритании Александра Литвиненко и событий, связанных с приостановкой деятельности Британского совета в России.
Следующими довольно сложными года в истории британо-российских отношений стали 2014-2018 гг., что было связано с инцидентом в Солбери и политикой России в отношении Украины. Управляемая конфронтация, как можно было бы назвать этот подход, менее двусмысленна, чем кажется нынешняя политика правительства Великобритании в отношении России. Политика управляемого противостояния проводит более четкую грань между интересами Великобритании и России. Это исходит из того факта, что двусторонние отношения в основе своей являются враждебными, как показали атаки Литвиненко и Солсбери. Опять же, как показали атаки Литвиненко и Солсбери, основы для более тесных отношений сотрудничества, не говоря уже о «партнерстве», не существует - и вряд ли это произойдет в обозримом будущем. Считается, что Великобритания будет более надежно сдерживать дальнейшие нападения на своих граждан, поставив финансовые и надзорные инструменты в центр своей политики в отношении России.
Политика управляемой конфронтации в отношении России требует от британских политиков определенных качеств. Во-первых, это терпение и стойкость. Многое из того, что необходимо сделать, связано с методическим укреплением институтов Великобритании и постепенное улучшение ее глобальной репутации. Эти задачи потребуют времени. Во-вторых, это большая ясность. Несмотря на разговоры министров, важные аспекты политики правительства Великобритании в отношении России после Солсбери широко воспринимается как неоднозначные и нерешительные.
Поддержание каналов связи с Россией на высшем официальном уровне, а также и на политическом. Несмотря на ужасное состояние отношений после теракта в Солсбери, по-прежнему присутствует заинтересованность в том, чтобы использовать возможности для трудного и откровенного обмена мнениями, необходимые для прояснения различий, изучения областей, в которых сотрудничество может быть осуществимо (хотя их немного), а также для снижения риска просчетов, неправильного восприятия и несчастных случаев.
В-третьих, должна быть саморефлексия. Иногда Великобритания усложняет себе жизнь, не соблюдая правовых и этических стандартов, которые она защищает. Правительство Великобритании должно признать, что оно может делать некоторые важные вещи иначе и лучше - и что это будет служить интересам страны эффективнее, если бы это было так.
И Россия, и Великобритания долгое время не добивались успеха, провозглашая центральное место своего статуса в мировых делах. Это может частично объяснить, почему отношения между двумя странами так долго оставались непростыми, если не откровенно враждебными. Как давно заметил один из основоположников европейской интеграции, премьер-министр Бельгии Поль-Анри Спаак, в Европе есть только два типа государств: небольшие государства и маленькие государства, которые еще не осознали, что они маленькие. Великобритания прочно попадает во вторую категорию.
Отношения между Москвой и Лондоном зашли в тупик, и неизвестно, как их можно изменить к лучшему. Во-первых, необходимо признать, что улучшение отношений отвечает интересам обеих сторон. Учитывая факт, что они сталкиваются с едиными вызовами безопасности и глобальными международными проблемами, например, изменением климата и джихадизмом, разумно было бы работать в целях улучшения отношений, но даже этот базовый постулат является спорным. Во-вторых, требуется взаимное признание разногласий там, где они имеются, наряду с обязательством сотрудничать по вопросам, представляющим общий интерес. В-третий, необходимо разработать некоторые общие и важные проекты, которые принесут выгоду обеим странам, в том числе в сфере безопасности, экономики и гуманитарной области.
Перечисление возможных вариантов преодоления кризиса показывает, насколько они маловероятны. Вместо этого существует возможность представить длительный период продолжающихся неблагоприятных отношений и, по возможной вероятности, их ухудшение. Возможно, будет больше экономического сотрудничества, и будут обсуждаться некоторые вопросы безопасности, но основы для развития отношений не существует. Разочарование Запада в отношении России гораздо глубже, чем любая другая пропагандистская кампания в контролируемых государством СМИ.
Осуждение "фейковых новостей" и предполагаемой якобы российской "дезинформации" и "вмешательства" во внутриполитическую деятельность атлантической системы теперь подкрепляется существенными инвестициями в структуры, призванные противостоять таким действиям. Для России открываются новые перспективы на Востоке, а Британия стремится к новой глобальной политики после брекзита. Возникает ощущения того, что эти две страны могут взаимодействовать вместе для взаимной выгоды и глобального выигрыша.
Несмотря на глубочайший кризис в современных британо-российских отношениях, все же определенные возможности для их нормализации в будущем существуют.
1. Барахова А., Волхонский Б. Переговоры на высшем уровне // Коммерсантъ, 14.06.2005. URL: https://www.kommersant.ru/doc/584901
2. Визит Кэмерона в Москву: будет ли перезагрузка? URL:
http://inosmi.ru/europe/20110907/174354739.html
3. Визит Кэмерона в Москву: Взгляд из России и Британии. URL: http://www.ria.ru/analytics/20110913/436623548.html#ixzz2z96vg WEd
4. Визит Кэмерона в РФ: Акцент на экономическом сотрудничестве. URL: http://www.ria.ru/politics/20110912/436092812 .html#ixzz 2z94aZnpm
5. Внешняя торговля РФ со странами за пределами СНГ, Федеральная
служба государственной статистики. URL:
www.gks.ru/bgd/regl/B05_12/IssWWW.exe/Stg/d000/25-05.htm
6. Григорьев Е. Берлин ставит на «немецкую карту». URL: https://www.ng.ru/world/2000-03-30/6_card.html
7. Дело Скрипачей" окончательно отравило отношения РФ с Западом (3). URL: https://www.ng.ru/itog/2018-12-28/1_7476_itog3.html
8. Заявление Посольства России в Лондоне о линии Британского правительства по втягиванию России в дебаты относительно членства Великобритании в Евросоюзе. URL: https://www.rus.rusemb.org.uk/fnapr/4787
9. Зыгарь М., Реутов А. Спецоперация // Коммерсантъ. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/643044
10. Колесников А. Открытие мертвого сезона // Коммерсантъ. URL:
https://www.kommersant.ru/doc/380083
11. Концепция внешней политики Российской Федерации, Министерство
иностранных дел, 2013. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/
official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/122186
12. Маркушин В. Размышления после торжеств. Парад правды // Красная звезда, 12.05.2005. URL: http://old.redstar.ru/2005/05/12_05/1_02.html
13. МИД назвал вероятные страны - источники отравляющего вещества «Новичок». URL: https://www.rbc.ru/politics/17/03/2018/
5aad3d4f9a794799bf2e9953
14. Путин надеется, что отношения РФ и Британии выйдут на более высокий
уровень // РИА Новости, 04.09.2016. URL:
https://ria.ru/20160904/1476028489.html
15. Российско-британские двусторонние отношения. URL:
https://www.rus.rusemb.org.uk/ruuk/
16. Спад в отношениях Великобритании и России ни для кого не должен быть сюрпризом. URL: https://inosmi.ru/politic/20180206/241383786.html
17. Судья: Путин и Патрушев «вероятно одобрили» убийство Литвиненко.
21.01.2016. URL: http://www.bbc.com/russian/news/2016/01/
160121 _litvinenko_putin_inquiry
18. Antonenko O. Why Brexit Won’t Affect EU-Russia Relations. URL: https://carnegie.ru/commentary/80957
19. Belton C. Relishing Russia"s Return to World Stage // The Moscow Times, 18 July 2006. P. 1
20. ‘Bad patch’: Boris Johnson says he wants better relations with Russia // RT. URL: https://www.rt.com/news/413937-lavrov-johnson-meet-moscow/
21. Beyond Brexit: a Global Britain, Gov. UK, 02.12.2016. URL:
https://www.gov.uk/government/speeches/beyond-brexit-a-global-britain
22. Blair T. A Journey: My Political Life. London: Hutchinson, 2010. 718 p.
23. Britain’s Response to the Salisbury Attack: A Net Assessment // Chatham
House. URL: https://www.chathamhouse.org/2018/03/britains-response-
salisbury-attack-net-assessment
24. Corbyn’s Jeremy Chatham House Speech, Full Text // The Spectator,
12.05.2017. URL: https://blogs.spectator.co.uk/2017/05/jeremy-corbyns-
chatham-house-speech-full-text/
25. Crimean Tatars, Pro-Russia Supporters Approach Crimean Parliament Building // Interfax Ukraine, 26.02.2014. URL:
https://en.interfax.com.ua/news/general/192882.html
26. Edwards J. British Security Services Are Vastly Outgunned by the Russian
Counterintelligence Threat // Business Insider. URL:
https://www.businessinsider.com/british-security-services-vs-russian- counterintelligence-threat-2017-12
27. Emily Ferris Red Lines and Red Tape - How the UK Should Deal with Russia // Royal United Services Institute for Defence and Security Studies. URL: https://rusi.org/commentary/red-lines-and-red-tape-%E2%80%93-how-uk- should-deal-russia
28. EU Sanctions Against Russia over Ukraine Crisis // European Union Newsroom. URL: https://europa.eu/newsroom/highlights/special-coverage_en
29. European Council Press Release EUCO 58/14. 16 March 2014. URL:
https://www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ec/1415 66.pdf
30. European Court of Human Rights Application no. 20914/07. URL: https://hudoc.echr.coe.int/eng-comold#{"itemid":["003-3345303-3743418"]}
31. Facebook: No New Evidence of Russian Meddling in Brexit Vote // BBC News, 11.06.2018. URL: https://www.bbc. com/news/uk-politics-43229969
32. Ferris E. Red Lines and Red Tape - How the UK Should Deal with Russia // Royal United Services Institute for Defence and Security Studies. URL: https://rusi.org/commentary/red-lines-and-red-tape-%E2%80%93-how-uk- should-deal-russia
33. For Trump, Three Decades of Chasing Deals in Russia // The New York
Times, 16.01.2017. URL:
https://www.nytimes.com/2017/01/16/us/politics/donald-trump-russia- business.html?_r=0
34. Foreign Affairs Committee, Fifth Report of Session 2015-16, Implications of the referendum on EU membership for the UK’s role in the world, HC 545. pa-
82 ras 30 and 54. URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm201516/cmselect/
cmfaff/545/545.pdf
35. Foreign Affairs Committee [broadcast] // Parliamentlive.tv. URL:
http://parliamentlive.tv/Event/Index/632f218f-ca3c-48a9-9be7-977e36d090f5
36. Foreign and Commonwealth Office (RUS0011). para 19. URL:
http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/ evidencedocument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with- russia/written/27869.html
37. Foreign Secretary Speech on Alternatives to EU Membership, Delivered at
Chatham House, Gov. UK, 02.03.2016. URL:
https://www.gov.uk/government/speeches/alternatives-to-eu-membership
38. France’s Election Shows Europe’s Line Against Russia is Fraying // The Economist, 03.12.2016. URL: https://www.economist.com/europe/2016/12/03/ frances-election-shows-europes-line-against-russia-is-fraying
39. Full Text of the Minsk Agreement // Financial Times, 12.02.2015. URL: https://www.ft.com/content/21b8f98e-b2a5-11e4-b234-00144feab7de
40. Gordon S. Wilbur Ross Outlines US Terms for Post-Brexit Trade Deal // The Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/92ad2ee0-c309-11e7-a1d2- 6786f39ef675
41. Gove M. Donald Trump Interview: Brexit Will Be a Great Thing // The Times.
URL: https://www.thetimes.co.uk/article/donald-trump-interview-brexit-
britain-trade-deal-europe-queen-5m0bc2tns
42. HARDtalk // BBC News, 21.01.2017. URL:
https://www.bbc.co.uk/programmes/b08d2qty
43. Henderson B. «Vladimir Putin and Theresa May Agree to Improve Relations
between Russia and the UK and to Hold Face-to-face Meeting» // The Daily Telegraph. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2016/08/09/vladimir-
putin-and-theresa-may-agree-to-improve-relations-betwee/
44. House of Commons. Foreign Affairs Committee, The United Kingdom’s relations with Russia. Seventh Report of Session 2016-2017. URL: https://publications.parliament.uk/pa/cm201617/cmselect/cmfaff/120/120.pdf
45. How the EU lost Ukraine // Der Spiegel, 25 November 2013. URL: https://www.spiegel.de/consenta?targetUrl=https%3A%2F%2Fwww.spiegel.d e%2Finternational%2Feurope%2Fhow-the-eu-lost-to-russia-in-negotiations- over-ukraine-trade-deal-a-935476 .html;
46. Jack I. Britain is Caught in a Storm. We Shall Need to Make the Best of Things
// The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/
2017/oct/28/britain-caught-brexit-storm-scotland-england-stick-together
47. Joint Investigation Team Presentation Preliminary Results Criminal Investigation MH17 28-09-2016. URL: http://club.bruxelles2.eu/wp-
content/uploads/2016/09/crashmh17rappreliminair@nl160928.pdf
48. Joint Report from the Negotiators of the European Union and the United Kingdom Government // European Commission, December 8, 2017. URL:
https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/joint_report.pdf
49. Labour MP Claims it’s ‘Highly Probable’ Russia Interfered with Brexit Referendum // Independent, 13.12.2016. URL: https://www.independent.co.uk/ news/uk/politics/russian-interference-brexit-highly-probable-referendum- hacking- putin-a7472706.html
50. Lain S. Russia-UK Relations Post-Brexit: Opportunity or Dead End? // Carnegie Moscow Center. URL: https://carnegie.ru/commentary/73386
51. Latvian Institute of International Affairs (RUS0026). para 1. URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/evidencedoc ument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with- russia/written/27970.html;
52. MacAskill E. UK Defense Chief Warns Conflict with Russia Could Be Surprisingly Close // The Guardian, 2018. URL;
https://www.theguardian.com/politics/2018/jan/22/russia-is-biggest-threat- since-cold-war-says-head-of-british-army
53. Mason P. Britain’s Main Threats are From Russia and Jihadi Terrorists - Our Defence Policy Should Reflect That // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/commentisfree/2017/oct/09/britains-main- threats-are-from-russia-and-jihadi-terrorists-our-defence-policy-should-reflect- that
54. National Security Strategy and Strategic Defence and Security Review 2015, A Secure and Prosperous United Kingdom, Gov. UK, 23.11.2015. URL: https://www.gov.uk/government/publications/national-security-strategy-and- strategic-defence-and-security-review-2015
55. Newell C., Telford L., Malnick E. Litvinenko Inquiry: The Proof Russia Was Involved in Dissident's Murder // The Daily Telegraph, 23.01.2015. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/law-and-order/ 11365730/Litvinenko-inquiry-the-proof-Russia-was-involved-in-dissidents- murder.html
56. Office of the Director of National Intelligence Background to ‘Assessing Rus
sian Activities and Intentions in Recent US Elections’: The Analytic Process and Cyber Incident Attribution, 06.01.2017. URL:
https://www.dni.gov/files/documents/ICA_2017_01.pdf
57. Online Event: Russian Influence Activities in Europe // Center for Strategic
and International Studies [broadcast]. URL:
https://www.csis.org/events/online-event-russian-influence-activities-europe
58. OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine, Daily and Spot Reports from
the Special Monitoring Mission to Ukraine. URL:
https://www.osce.org/ukraine-smm/reports
59. OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine, Latest from the OSCE Special Monitoring Mission to Ukraine (SMM), based on information received as of 19:30, 31.01.2017 URL: https://www.osce.org/ukraine-smm/296961
60. Oxford Research Group (RUS0024). para 1.4. URL
http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/evidencedoc ument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with- russia/written/27960.html
61. Parliamentary Debates. House of Commons. Great Britain. 16.07.2007, vol. 463. URL: https://hansard.parliament. uk/search/Debates?house=commons
62. PM Call with President Putin: 09.08.2016, Gov. UK. URL:
https://www.gov.uk/government/news/pm-call-with- president-putin-9-august- 2016
63. PM Commons Statement on Future of Trident: 18.07.2016, Gov. UK. URL: https://www.gov.uk/government/ speeches/pm-commons-statement-on-future- of-trident-18-july-2016
64. PM Speech to the Lord Mayor’s Banquet 2017, Gov. UK, 13.11.2017. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/
65. PM Speech to the Lord Mayor’s Banquet 2017, Gov. UK, 13.11.2017. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pm-speech-to-the-lord-mayors- banquet-2017
66. Powell J. Brexit Britain has Rendered itself Irrelevant // The Guardian,
13.11.2017. P. 25
67. Pro-Russian Commander in Eastern Ukraine Sheds Light on Origin of Militants // The Wall Street Journal, 26 April 2014. URL: https://www.wsj.com/articles/SB1000142405270230478840457952616064334 9256
68. Putin Admits Russian Military Presence in Ukraine for First Time // The Guardian, 17.12.2015. URL: https://www.theguardian.com/world/2015/dec/17/ vladimir-putin-admits-russian-military-presence-ukraine
69. Putin V.V. Address at the Seventh Conference of European Prosecutors- General, Moscow. URL: www.president.kremlin.ru/eng/speeches/2006/07/05/ 2050_type82914type84779_108285.shtml
70. Rice-Oxley M. Litvinenko Case Poisons UK-Russian Relations. URL:https://www.csmonitor.com/2007/0523/p06s02-woeu.html
71. Jon R. ‘Engage but Beware’: Boris Johnson to Visit Moscow for Talks with Russian Minister, Express. URL: https://www.express.co.uk/news/politics/ 774937/Boris-Johnson-Moscow-Russia-minister-foreign-office-talks
72. Russia and the Separatists in Eastern Ukraine, Briefing no. 79 // International Crisis Group, 05.02.2016. URL: https://www.crisisgroup.org/europe-central- asia/eastern-europe/ukraine/russia-and-separatists-eastern-ukraine
73. Russia Expels Four Embassy Staff // BBC News, 19.07.2007. URL: http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/poli- tics/6906481.stm
74. Russia Used Twitter Bots and Trolls ‘to Disrupt’ Brexit Vote // The Times,
15.11.2017. URL: https://www.thetimes. co.uk/edition/news/russia-used-web- posts-to-disrupt-brexit-vote-h9nv5zg6c
75. Russia’s En+Group Lists on London Stock Exchange // London Stock Exchange Group, 03.11.2017. URL: https://www. lseg.com/resources/media- centre/press-releases/russia%E2%80%99s-en-group-lists-london-stock- exchange
76. Russian Embassy (RUS0037). para 2. URL:
http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/evidencedoc ument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with- russia/written/31644.html
77. Russia Reform Monitor No. 754 // American Foreign Policy Council, Washington, D.C. URL: www.afpc.org/rrm/rrm754.htm
78. Russian Prosecutors Bring New Charges Against Chechen Rebel Figure Zakayev // Mosnews. URL: www.mosnews.com/news/2006/07/26/
zakayevnewcase.shtml
79. Sabbagh D., Harding L. Russia Report Reveals UK Government Failed to Investigate Kremlin Interference // The Guardian. URL: https://www.theguardian.com/world/2020/jul/21/russia-report-reveals-uk- government-failed-to-address-kremlin-interference-scottish-referendum-brexit
80. Seventh Report of Session 2016-2017. URL:
https://publications.parliament.uk/pa/cm201617/cmselect/cmfaff/120/120.pdf
81. Shared Vision, Common Action: A Stronger Europe. A Global Strategy for the
European Union’s Foreign and Security Policy, European Union External Action, 2016. URL: https://eeas.europa.eu/archives/docs/top_stories/pdf/
eugs_review_web.pdf
82. Sir Roderic Lyne (RUS0039). para 10. URL:
http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/evidencedoc ument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with- russia/written/43591.html
83. Spy Scandal Strains between Britain and Russia. URL: http://edition.cnn.com/WORLD/9605/07/russia.britain.spy/
84. The Government's Negotiating Objectives for Exiting the EU: PM Speech Published
85. The UK’ relations with Russia, Oral Evidence. Q18. URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/evidencedoc ument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with-russia/oral/32880.html
86. The UK’ Relations with Russia, Oral Evidence. Q19 [Dr Andrew Monaghan]. URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/evidencedoc ument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with-russia/oral/32880.html
87. The UK’ Relations with Russia, Oral Evidence. Q96. URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/evidencedoc ument/foreign-affairs-committee/the-uks-relations-with-russia/oral/32880.html
88. Theresa May Uses Major Speech to Warn Donald Trump - “Beware of Vladimir Putin”, Independent, 26.01.2017. URL:
http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/theresa-may-donaldtrump- beware-vladimir-putin-failed- policies-a7548381.html
89. Trade and Investment Statistics Summary Sheet // Department for International
Trade, 04.04.2019. URL: https://assets. publish-
ing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/7 92170/Trade_and_Investment_ Core_Statistics_Book_4April2019 .pdf
90. Trump Donald: Brexit Will Be a Great Thing... You Were so Smart // The Times, 16.01.2017. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/brexit-will-be-a- great-thing-you-were-so-smart-to-get-out-09gp9z357
91. Ukraine Crisis: ‘Russians’ Occupy Crimea Airports // BBC News, 28.02.2014. URL: https://www.bbc.com/news/world-europe-26379722
92. Ukraine Protests After Yanukovych EU Deal Rejection // BBC News, 30.11.2013. URL: https://www.bbc.co.uk/news/world-europe-25162563
93. Ukraine’s EU Trade Deal Will Be Catastrophic, Says Russia // The Guardian, 22.09.2013. URL: https://www.theguardian.com/world/2013/sep/22/ukraine- european-union-trade-russia;
94. Upcoming Research: The Impact of Perceptions of Russia Upon Russianspeaking Migrant Communities in the UK - Mode of Access. URL: http:// www.policyscotland.gla.ac.uk/upcoming-research-perceptions-russia-upon- russian-speaking-migrant-communities-uk/
95. Wie Theresa May Russland bestrafen konnte // Deutsche Welle. URL: https://www.dw.com/de/wie-theresa-may-russland-bestrafen-konnte/a- 42970560
96. Wilbur G., Ross S. Outlines US Terms for Post-Brexit Trade Deal // The Financial Times. URL: https://www.ft.com/content/92ad2ee0-c309-11e7-a1d2- 6786f39ef675
97. Wintour P. Litvinenko Murder „Unacceptable Breach of International Law” //
The Daily Telegraph. 21.01.2016. URL:
http://www.theguardian.com/world/2016/jan/21/litvinenko-unacceptable- breach-of- international-law
Исследования
98. Ананьева Е.В., Годованюк К.А. Матрешка «дела Скрипалей» // Современная Европа. 2018. Т.18. №3. C. 16-26.
99. Ананьева Е., Годованюк К.А. Стратегия национальной безопасности Великобритании // Аналитические записки Института Европы РАН. 2021. №5. URL: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2021/an23 5.pdf
100. Андреева Т.Н. Англо-французское сотрудничество при Д. Кэмероне // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т.61. №2. C. 4453.
101. Андреева Т.Н. Британо-американские «особые отношения» при Д. Кэмероне // Мировая экономика и международные отношения. 2016. №5. C. 61-72.
102. Андреева Т.Н. Великобритания и европейские интеграционные процессы после еврокризиса // Мировая экономика и международные отношения.
2014. №11. C. 40-47.
103. Андреева Т.Н. Миротворчество по-британски в 1990-2000-х годах // Мировая экономика и международные отношения. 2012. №4. C. 82-92.
104. Андреева Т.Н. Эволюция британского подхода к кризису в Украине и отношениям с Россией // Мировая экономика и международные отношения.
2015. №9, 11. C. 56-66.
105. Бабынина Л.О. Деевропеизация или демонтаж: как будут строиться отношения ЕС и Великобритании // Современная Европа. 2020. №3. C. 515.
106. Бабынина Л.О. Значение Brexit для Европейского Союза // Современная Европа. 2016. №4 (70). C. 21-33.
107. Байков А.А., Дымова Л.А. Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры // Современная Европа. 2017. №3 (75). C. 37-46.
108. Бугров Д.Ю. Перспективы развития российско-британских отношений в период премьер-министра Д. Кэмерона // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. №2. C. 91-93.