Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования ценностных ориентаций личности 7
1.1 Теоретические подходы к понятиям «ценность», «ценностные
ориентации» личности 7
1.2 Семья как фактор формирования ценностных ориентаций
личности 13
1.3. Психологические особенности юношей и девушек 21
Глава 2 Эмпирическое исследование ценностных ориентаций юношей и девушек 27
2.1 Программа исследования 27
2.2 Анализ полученных результатов по ценностным ориентациям у
юношей и девушек 30
Заключение 45
Список использованной литературы 47
Приложения 55
Исследование системы ценностей имеет огромное значение как для психолого-педагогической науки, также и для многих других отраслей знаний. Причиной этого является то, что жизненные ценности помогают осмыслить окружающую действительность и позволяют определить собственное отношение к ней. Кроме того, общепринятым является мнение о том, что жизненные ценности выступают причинами совершаемых поступков.
Хотя существует большое количество исследований по проблеме ценностных ориентаций, единый подход в психолого-педагогической науке до сих пор не найден. Не существует ясного понимания их происхождения и закономерностей изменения. У юношей и девушек система жизненных ценностей активно формируется. Это выражено поиском собственной жизненной позиции, смысла своего существования.
Актуальность темы изучения влияния воспитания в семье на особенности ценностных ориентаций юношей и девушек из полной и неполной родительских семей обусловлена тем, что появился целый ряд работ, которые посвящены разным аспектам этого вопроса. Семья - это один из самых важных и влиятельных факторов социализации и развития личности ребенка. Поэтому условия воспитания в семье, в значительной мере являются предопределяющими жизненный путь ребенка.
В исследованиях социально-психологического и психолого-педагогического характера изучаются особенности структуры и динамики ценностных ориентаций личности в юности, их роль в механизмах социальной регуляции поведения, взаимосвязь ценностных ориентаций и индивидуально-типических и характерологических особенностей личности, воздействие их на профессиональную направленность. Недостаточно изучена структура и процесс формирования ценностных ориентаций у молодежи, воспитывающейся в условиях полных и неполных семей.
Несмотря на то, что существует большое количество исследований по данной проблеме, можно утверждать, что развитию ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте и ее особенностям у юношей и девушек, воспитывающихся в неполных семьях, уделяется недостаточное внимание.
В данный день большое количество семей можно отнести к классу неполных. Развод является в нынешнем мире обыденным состоянием, так как изначально вступающие в брак супруги не хотят семейной жизни ни практически, ни морально. Сами часто выходя из неполной семьи, такие родители после развода растят детей в таких же неполных, чаще всего материнских семьях.
Трудность проявляется в том, что на данном этапе развития личности некоторые люди очень хотят получить какую-либо поддержку, поскольку речь идет о личном выборе. Довольно часто является ситуация, когда юноши и девушки не имеют осмысленной цены в жизни и не хотят сформировать ценностного отношения к ней.
Объект исследования: ценностные ориентации личности.
Предмет исследования: ценностные ориентации юношей и девушек.
Цель: содержательные характеристики ценностных ориентаций
юношей и девушек из неполных семей.
Задачи:
1. Сформулировать теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
2. Разработать и апробировать программу исследования ценностных ориентаций юношей и девушек из неполных семей.
3. Проанализировать содержательные характеристики ценностных ориентаций юношей и девушек, воспитывающихся в неполных семьях.
4. Разработать программу тренинга ценностно-смыслового самоопределения подростков.
Гипотезы:
• Возможно, для студентов из неполных семей наиболее важными окажутся ценности «любовь», «материально-обеспеченная жизнь», и «счастливая семейная жизнь», но доступность будет значительно снижена.
• Скорее всего, ценностные ориентации юношей и девушек из неполных семей наполнены стремлением к достижению результатов как в семейной сфере, так и профессиональной.
Теоретико-методологические основания исследования:
- научно-психологические подходы к проблеме ценностных ориентаций Е.Б Фанталова, В.Ф. Сопов, Д.А Леонтьев;
- психологические особенности детей и подростков из неполных детей Ю.ЕАлешина, М.И Бобнева.
Методы исследования: теоретические методы (анализ, систематизация, обобщение теоретических и эмпирических данных), анкетирование, психологическое тестирование:
- Методика «Уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (УСЦД)» Е.Б. Фанталовой;
- Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушиной;
- тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами, при разработке программ психологического сопровождения девушек и юношей из неполных семей. Понимание психологами особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек позволит более качественно выстроить психологический контакт и коррекционную работу. На основании данного исследования разработана программа тренинга для подростков: «Ценностно-смысловое определение подростков».
Эмпирическая база исследования: юноши и девушки в возрасте от 16 до 18 лет, обучающиеся на первых и вторых курсов Риддерского аграрно-технического колледжа. Общее количество 44 человека.
Работа состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, выводов, списка использованной литературы, приложения.
Проведенный анализ литературных источников, посвященных ценностным ориентациям личности и психологическим особенностям подростков из неполных семей, позволил исследовать различные подходы к данным феноменам в зарубежной и отечественной психологии. Были рассмотрены основные научные подходы, определено понятие, структура и содержание понятий «ценности» и «ценностные ориентации».
В ходе реализации теоретического и эмпирического исследования обозначены основные особенности ценностных ориентаций юношей и девушек из неполных семей. Использованы методики, позволяющие получить данные, уточняющие и конкретизирующие специфику особенностей ценностных ориентаций юношей и девушек из неполных семей.
В процессе выполнения данного исследования организованы концептуальные основания работы, разработана и реализована соответствующая им программа эмпирического исследования, результаты которого тщательно проанализированы.
На основании полученных результатов сделаны следующие выводы:
1. У студентов из неполных семей проявление внутриличностного конфликта между такими параметрами, как ценность и доступность в различных сферах жизни заметно выше, чем у студентов из полных семей, об этом нам свидетельствуют результаты по методике Е.Б Фанталовой. Так, например, шкалы, касающиеся материальных благ и работы, для данных студентов ценны, но в реализации испытываются трудности. И для шкал характеризующих любовь и семейное благополучие вновь наблюдается конфликт. Ведь большинство подростков стремятся любить и быть любимыми. Так как шкалы, касающиеся общественной жизни, творчества и искусства более доступны, то у студентов происходит опустошенность относительно данных ценностей.
2. Большая часть студентов из неполных семей имеют высокие показатели по шкалам касающихся целей в жизни и результативности. Скорей всего это связано с тем, что для данного возраста актуальным остается личный успех. Именно поэтому подростки стремятся быть целеустремленными. И, несмотря на то, что они перенесли травмирующее событие, продолжают положительно оценивать прожитый отрезок времени своей жизни.
3. Для студентов из неполных семей остаются важными такие ценности как счастливая семейная жизнь и профессиональная деятельность. Видимо после развода родителей подростки стремятся развивать себя не только в личностном плане, но и в профессиональной деятельности, а так же считают что главное в жизни это благополучие семьи.
В результате ценностные ориентации в данном периоде в незначительной степени зависят от того, в какой семье живут юноши и девушки. Определяя важную роль семьи в данном процессе, следует сказать, что наличие или отсутствие одного из родителей не является главным критерием становления ценностных ориентаций, но в то же время семья остается важнейшим институтом социализации личности.
Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что задачи, поставленные в начале исследования, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб.пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. - 3-е изд., испр. - М.: Академия, 1998. - 672 с.
2. Агеев, В. С. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов / В. С. Агеев // Вопр. психологии. - 1987. - № 2. -. С. 152-158.
3. Акопов, Г. В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований/Г. В. Акопов; РАН, Ин-т психологии.- М.: Институт психологии РАН,2010. - 272 с.
4. Алёшина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 208 с.
5. Ахмедова, И.Г. Образ молодой семьи с детьми в современной России: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов н/Дону, 2013 - 35 с.
6. Баева, Л.В. Баев, Л.В. Ценности молодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Л.В. Баева; Л.В. Баев // Философия образования. 2005. - №1. - С. 33-44.
7. Бакиров, В., Рущенко, И. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем.о-во. 1993. - №2. - С. 94-104.
8. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. 1978. - 294 с.
9. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
10. Боринштейн, Е.Р. Система ценностных ориентаций личности в условиях социально-культурной трансформации / Е.Р. Боринштейн // Грани. 2004. - №3. - С. 95-100.
11. Васенина, И. Ценностные ориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Васенина // Высш. образование в России. 2007. - № 11. - С. 116-119.
12. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. - М. : Прогресс, 1990. - 764 с.
13. Веракса, Н.Е. Социальная психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 224 с.
14. Волкос, Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие. Ростов - н./Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
15. Волочков, А.А., Ермоленко, Е.Г Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - 2004. - том 25. - №2. - С. 17-33.
16. Гадзаова, Л.П. Формирование ценностной картины мира у студентов / Л.П. Гадзаова // Высш. образование сегодня. 2007. - № 10. - С. 40-42.
17. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.
18. Головатый, Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. К.: МАУП, 1999. - 224 с.
19. Добрынина, В., Кухтевич, Т. Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т. Кухтевич // Almamater. 2003. - №2. - С. 13-15.
20. Донских, О.А. Трансформация ценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. 2005. - № 2. - С. 121-127.
21. Думчене, А. О сочетании прагматических и гуманистических ценностей студентов / А. Думчене // Социол. исслед. 2007. - № 5. - С. 132¬136.
Т1. Дюркгейм, Э. Представления индивидуальные и представления коллективные // Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод,
предназначение. - М.: Канон, 1995. - С.208-243.
23. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. - М.: МГУ, 1980. - С. 212-235.
24. Емельянова, Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 6. - С.39-48.
25. Ефимов, В.И., Талонов В.М. Общечеловеческие ценности: монография. 2-е изд. испр. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2011. - 252 с.
26. Жизненные стратегии современной молодежи:
межпоколенческий анализ /К. Музыбаев // Журнал социологии и соц. антропологии. 2004. - т 7. - №1. - С.175-189.
27. Жодле, Д. Социальное представление: феномены, концепт и теория // Социальная психология / Под ред. С. Московичи. - М.; СПб.: Питер, 2007. - С. 372-394.
28. Журавлева, Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений / Н.А. Журавлева // Психол. журн. 2006. - № 1. - С. 35-44.
29. Запесоцкий А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор / А.С. Запесоцкий // Социол. исслед. 2006. - № 12. - С. 98-104.
30. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.
31. Зинченко, В. П. Истоки культурно-исторической психологии: философско-гуманитарный контекст/В. Зинченко, Б. Пружинин, Т. Щедрина. - М.:РОССПЭН,2010. - 416 с.
32. Карпухин, О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. - 2004. - №3. - с. 12
33. Кляпец, О. Психологические особенности выбора гражданского брака как формы супружеских отношений // Психологические перспективы. - Вып. 2, 2002. - С.90-97.
34. Ковалева, А.И., Луков, В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. - М.: Социум, 1999. - 351 с.
35. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение: профилактика,
коррекция, реабилитация: / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова. - М.:ВЛАДОС,2010. - 286 с.
36. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 с.
37. Кравченко, А.И. Социология: Хрестоматия для вузов. - М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2010. - 734с.
38. Крайг, Г., Бокум, Д.Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - 940 с.
39. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентаций
(OKCAhttpk/dip-psi.rikpsikhologicheskiye-testy/post/test-smyslozhiznennykh -
oriyentatsiy -szho- d-a-leontyeva, свободный.
40. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 с.
41. Материалы научно - исследовательской работы социологической службы за 1998 - 2000г. НУА.: Харьков, 2001. - С. 7-10.
42. Материалы научно - исследовательской работы социологической службы за 2000 - 2001г. НУА.: Харьков, 2002. - С. 68-72.
43. Михайлева, Е.Г. Ценности и ценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева; Нар.укр. акад. Х.: Изд- во НУА, 2004. - 48 с.
44. Морфологический тест жизненных (МТЖЦ (В. Ф. Сопов, Л. В. Карпушина). - https://www.sites.google.com/site/test300m/mtgz, свободный.
45. Московичи, С. От коллективных представлений - к социальным // Вопр. социологии. - М., 1992. - С. 83-96.
46. Наумова, Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. - М., 1988. - 320 с.
47. Научитель, Е.Д. Ценностные ориентации молодежи / Е.Д. Научитель // Практ. психология та соц. робота. - 1999. - №3. - С. 36-38.
48. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М.: Юрайт, 2010. - 639 с.
49. Обозов, Н.Н. Психология взрослого человека. - СПб.: Лингва- Центр, 1997. - 418 с.
50. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник/ Л. Ф. Обухова. - М.:Юрайт,2010. - 460 с.
51. Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. 2006. - № 3. - С. 60-65.
52. Петров, А.В. Ценностные предпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений // Психологический журнал. - 2005. - том 25. - №2. - С. 17-33.
53. Подольская, Е.А. Ценностная ориентация личности как предмет социально философского исследования: Автореф. дис. на соиск. учен.степени канд. философ. наук, спец. 09.00.01 - диалект. и истор. материализм / Е.А. Подольская; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М., 1984. - 23 с.
54. Салиев, Р.З. Ценностные ориентации молодежи / Р.З. Салиев // Соц. исслед. 1997. - №8.
55. Сапронов, А., Кравчук, П. Молодежь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов, П. Кравчук // Высш. образование в России. 2007. - №6. - С. 140-142.
56. Сафин,В. Ф. Психологическийаспект самоопределения /В. Ф. Сафин,Г. П. Ников// Психологический журнал. - 1984. - № 4.
57. Семенов, В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В.Е. Семенов // Социол. исслед. - 2007. - № 4. - С. 37-43.
58. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 с.
59. Скриптунова, Е.А., Мороз, А.А. Предпочтения городской молодежи / Е.А. Скриптунова, А.А. Мороз // Социс. 2002. - №1. - С. 105-110.
60. Сокурянская, Л. Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: [Монография] / Л.Г. Сокурянская; [Рец.: В.И. Астахова и др.]; Харьк. нац. ун-т им. В.Н. Каразина. Х., 2006. - 576 с.
61. Соснин, В.А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2013. - 336 с.
62. Социология. Учебник для студентов вузов/ В.Н. Лавриненко, Г.С. Лукашева, О.А. Останина и др./ Под ред. В.Н. Лавриненко - М.ЮНИТИ: 2009 - 447с.
63. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Для студентов вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2009. - 251 с.
64. Сурикова, Я.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий в построении субъективной картины жизненного пути личности / Я.А. Сурикова // Высш. образование сегодня. 2007. - № 12. - С. 62-66.
65. Титаренко, Л. Ценностные ориентации молодежи от иллюзий к реальности / Л. Титаренко // Соврем.общ-во. 1994. - №3. - С. 56-65.
66. Тюрина, В.А., Научитель, Е.Д. Ценностные ориентации: Учеб. Пособие. - К.: ООО «Междунар. фин. агенство», 1998. - 30 с.
67. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего кон¬фликта. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2001. - 128с.
68. Филатова, О. Г. Общая социология : учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / О. Г. Филатова. - М. :Гардарики, 2005. - 340 с.
69. Фобьянчук, А. А. Воспитательный процесс в рамках становления личности. Опыты и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в вузах [текст]: Материалы1Хмежвузовской научно-практической конференции. - М.: МАТИ, 2008. - 180 с.
70. Фобьянчук, А. А.Психофизиологические особенности индивида, отражающиеся в социальной норме.Научные труды. - Вып. 17 (89). - М.: МАТИ, 2010, - 444 с.
71. Фобьянчук, А.А., Парадовская, А.И. Творческое развитие личности в социальной среде. Новые материалы и технологии - НМТ- 2004. Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции. В 3 томах. Т - 3. - М.: Издательско-типографический центр «МАТИ» - РГТУ им. К.Э. Циолковского, 2004. - 210 с.
72. Фролов, С.С. Социология. Учебник для вузов. - М., 2007. - 344с.
73. Хомская, Е. Д. Нейропсихология: учебник для студентов вузов/Е. Д. Хомская. - 4-е изд. - СПб.:Питер,2010. - 496 с.
74. Цветкова, Н. А. Коррекция и развитие материнской сферы: Технология социально-психологической работы с воспитанницами школ- интернатов/Н. А. Цветкова; Псков.обл. отд. общерос. общ. благотворит. фонда «Рос. детский фонд» ; ПГПУ им. С.М. Кирова. - Псков: ПГПУ,2010. - 378 с.
75. Цютина, А.Э. Ценностные ориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. 2001. №4. С. 43-45.
76. Шиповская, Л. П. Человек и его потребности: учебное пособие/Л. П. Шиповская.-М.:Альфа-М: ИНФРА-М,2009. - 431,
77. Штомпака, П. Социология. Анализ современного общества / П. Штомпка; пер. с польск. С. М. Червонной. - М. :Логос, 2005. - 664 с.
78. Шутценбергер, А.А. Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / А.А.Шутценбергер. - М.: Ин-т психотерапии, 2001. - 240 с.
79. Эйдемиллер, Э.Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия: учеб.пособие для врачей и психологов / Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добряков, И.М.Никольская. - СПб.: Речь, 2006. - 336 с.