Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Характеристика силы 6
1.2 Возрастные особенности юношей 16-17 лет 16
1.3 Средства и методы развития силовых способностей в процессе
подготовки к выполнению норм и требований ВФСК «ГТО» 20
1.4 Основы методики воспитания силы 26
Выводы по первой главе 42
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КОМПЛЕКСОВ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ 44
2.1 Цель, задачи и методы исследования 44
2.2 Организация педагогического эксперимента 49
2.3 Результаты исследования их обсуждение 53
Выводы по второй главе 63
Заключение 64
Практические рекомендации 66
Список литературы 67
Приложения 72
В 2013 году руководство страны и региональные руководители выступили с инициативой возрождения комплекса ГТО в России в современном формате.
Указом президента России в 2014 году вводится Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – ВФСК ГТО) [1]. Данный комплекс является программно-нормативной основой физического воспитания населения. Возрождение комплекса ГТО (2014) обусловлено обеспокоенностью государства о снижение уровня физической подготовленности населения вообще и учащихся образовательных учреждений в частности.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение различными возрастными группами (от 6 до 70 лет и старше) населения РФ (далее — возрастные группы) установленных нормативов ВФСК ГТО по 3 уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия [1].
Всероссийский физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» — это не просто получение знака отличия, это в первую очередь совершенствование самого себя. Сдача физкультурных нормативов и получение значка – хороший стимул для учащегося повысить уровень своей тренированности.
Организаторы проекта считают возрождение комплекса ГТО в образовательных заведениях принципиально важным для формирования у молодого поколения целеустремлённости и уверенности в своих силах. Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами.
В данной работе будет рассматриваться решение задач готовности участников образовательных отношений к сдаче норм ВФСК ГТО юношей пятой ступени, которые предполагают повышение физической подготовленности, гармоничного и всестороннего развития личности, приобретение прикладных знаний, умений, навыков, оздоровления, в процессе занятий физической культурой.
Одним из пяти основных физических качеств человека является сила. Сила является интегральным физическим качеством, от которого в той или иной мере зависит проявление всех других качеств. Двигательная активность юношей 16-17 лет и их силовая подготовленность является важным аспектом в развитии гармоничного развития.
Таким образом, актуальным является поиск методов и средств для увеличения силовых способностей юношей 16-17 лет с целью подготовки к сдаче норм ГТО.
Так, в структуре физической подготовленности юношей в общеобразовательной школе на уроках физической культуры силовая подготовка является одним из ведущих направлений, обеспечивающих возможность эффективного решения педагогических задач, обусловленных разнообразием двигательной деятельности.
Но, по мнению специалистов, занятия физкультурой в современных школах и других образовательных учреждениях не удовлетворяют потребность организма юношей в движении и силовой активности [8; 14; 15]. Для этого нужны дополнительные тренировки. В современной научной литературе накоплены определенные знания об особенностях методики силовой подготовки юношей, о выборе средств и методов развития силовых способностей. Но основной проблемой является недостаточно высокая подготовленность кадров к подготовке и организации старшеклассников к сдаче норм ВФСК ГТО по силовым видам в соответствии с современными требованиями. Так же на практике имеет место противоречие: слабая подготовка многих специалистов и отсутствие материально-технической базы для силовой подготовки.
Объект исследования: физическая подготовка к выполнению норм и требований ВФСК «ГТО».
Предмет исследования: особенности методики воспитания силовых способностей юношей 16-17 лет.
Цель исследования: Повысить эффективность развития силовых способностей у юношей 16-17 лет для подготовки к выполнению нормативов ВФСК «ГТО».
Задачи исследования:
1. Изучить и обосновать необходимость силовых качеств юношей 16-17 лет для выполнения нормативов ВФСК «ГТО».
2. Выявить исходные показатели силовых способностей юношей 16-17 лет.
3. Рассмотреть методы и средства для увеличения силовых способностей юношей 16-17 лет.
4. Определить эффективность использования методов и средств развития силовых способностей у юношей 16-17 лет при подготовке к выполнению нормативов ВФСК «ГТО».
Гипотеза исследования - предполагается, что использование рассмотренных методов и средств развития силовых способностей будут способствовать эффективному развитию силы у юношей 16-17 лет, что позволит показать высокий уровень подготовки к сдаче нормативов ВФСК «ГТО».
Раскрытие темы выпускной квалификационной работы стало возможным через решение задач, способствующих достижению поставленной цели. В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
- Изучена и обоснована необходимость силовых качеств юношей 16-17 лет для выполнения нормативов ВФСК «ГТО». Проведён теоретический анализ проблемы силовой подготовки юношей 16-17 лет. Так как в возрасте 16-17 лет у юношей предъявляются высокие требования к уровню развития различных силовых способностей, мы решили рассмотреть методику комплексной силовой подготовки, которая предполагает развитие как собственно-силовых способностей, так и скоростно-силовых способностей и силовой выносливости.
Анализ нормативов комплекса ГТО для юношей 16-17 лет показал такие испытания как подтягивания из виса на высокой перекладине, рывок гири, поднимание туловища из положения лежа на спине требуют разносторонней силовой подготовки старшеклассников.
Обоснование необходимости и готовности юношей 16-17 лет к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса пятой ступени ВФСК ГТО возрастной группы юношей «Сила и грация» заключается в решении практических задач организации, проведения тестирования и внедрения методических рекомендаций для обучающиеся при сдаче норм комплекса.
- Выявлены исходные показатели силовых способностей юношей 16-17 лет. Перед проведением педагогического эксперимента было проведено предварительное тестирование юношей 16-17 лет. По выделенным критериям выявления исходного уровня развития силовых качеств у них позволили нам выделить экспериментальную группу. Полученные результаты тестирования с рекомендованными данными в программе ГТО, показали о необходимости дополнительных занятий для улучшения силовых способностей.
- Рассмотрены методы и средства для увеличения силовых способностей юношей 16-17 лет. Считаем, что педагог по физической культуре всегда должен творчески подходить к выбору методов воспитания силовых способностей занимающихся, учитывая природный индивидуальный уровень их развития и требования, предусмотренные программами по физическому воспитанию и характером соревновательной деятельности.
В процессе общей силовой подготовки юношей 16-17 лет надо использовать все многообразие средств и методов развития силовых способностей. Учитывая требования к технике выполнения упражнений, которые представлены в Методических рекомендациях по организации и выполнению нормативов испытаний ВФСК ГТО, можно с уверенностью сказать, что для выполнения силовых испытаний на знак, тем боле на золотой, нужна долговременная целенаправленная подготовка.
- Определена эффективность использования методов и средств развития силовых способностей у юношей 16-17 лет при подготовке к выполнению нормативов ВФСК «ГТО». В экспериментальной Программе дополнительного образования по ОФП для юношей 9-11 классов в тренажёрном зале школы использовались комплексы упражнений с применением различного инвентаря и тренажёров с применением повторного метода, метода динамических усилий и ударного метода, а так же метода круговой тренировки.
При выполнении подтягиваний и отжиманий использовался метод повторных усилий. При выполнении подъемов туловища использовался метод динамических усилий, который характеризуется максимально быстрым выполнением преодолевающей фазы упражнения. При выполнении прыжков использовался метод однократного взрывного выполнения упражнения, а также ударный метод в рамках выполнения многократных прыжков. Тренировочная программа была дополнена обучением и применением дополнительных упражнений для развития тех мышц, которые участвуют в тестовых движениях.
Эффективность разработанной программы подготовки юношей старшего школьного возраста к сдаче нормативов ВФСК ГТО в условиях школьной ОФП в тренажёрном зале были определены при помощи тестирования.
1. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. N 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» https://base.garant.ru/70619520/
2. Александровская Э. М., Кокуркина Н. И., Куренкова Н. В. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2012. - 208 с.
3. Ашмарин, Б. А. Воспитание физических качеств. Теория и методика физического воспитания [Текст] / Б.А. Ашмарин.- М.: Просвещение, 2013. -286 с.
4. Бартош, О. В. Сила и основы методики её воспитания [Текст] / О. В. Бартош.- Владивосток: Мос. гос. ун-т. - 2019 – 47 с.
5. Булатова, М. М. Спортсмен в различных климатогеографических и погодных условиях / М. М. Булатова, В. Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 1996. – 174 с.
6. Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331 с.
7. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2016. – 128 с.
8. Гладенко Б. Ф. Общая физическая подготовка и атлетизм на уроках в IХ–XI классах / Б. Ф. Гладенко // Физическая культура в школе. — 2012. — № 3. — С. 48–49.
9. Дергунов, Н. И. Специальная подготовка и комплексный контроль в единоборствах: Учеб.-метод. пособие / Н. И. Дергунов, О. В. Ендропов, А. А. Калайджян; М-во образования Рос. Федерации. Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2014. - 250 с.
10. Донцов, Александр Конструктор тела. Силовые и фитнес-тренировки / Александр Донцов. - М.: Питер, 2015. - 854 c.
11. Железняк, Ю.Д Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ Ю.Д. Железняк, П.К. Петров – М.: Академия, 2002. - 146-151с.
12. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2012. - 368 с.
13. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.
14. Капустин А. Г. Допризывники-школьники на внеурочных занятиях / А. Г. Капустин // Физическая культура в школе. — 2015. — № 6. — С. 48–52.
15. Кильдебаев Ф. Г. Школа мужества для юношей / Ф. Г. Кильдебаев // Физическая культура в школе. — 2012. — № 3. — С. 38.
Коджаспиров Ю. Г. Развитие силы средствами единоборств / Ю. Г. Коджаспиров // Физическая культура в школе. — 2016. — № 7. — С. 46–50.
16. Лепёшкин В. А. Упражнения с гирями для старшеклассников / В. А. Лепёшкин // Физическая культура в школе. — 2012. — № 1. — С. 58–66.
Лепёшкин В. А. Хочешь быть сильным? Будь им! / В. А. Лепёшкин // Физическая культура в школе. — 2013. — № 2. — С. 39–42.
17. Литовченко, Г. А. Некоторые особенности силовой подготовки полиатлонистов мужчин [Текст] / Г.А. Литовченко. – Йошкар-ола: Марго университет, 2013. – №1 – 129 с.
18. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.: Терра-Спорт, 2000. - 192 с.
19. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: [учебник] / Л. П. Матвеев. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - Москва: Физкультура и Спорт: СпортАкадемПресс, 2008. – 542 с.
20. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт II/1.
21. Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников: Учеб. пособие для студентов пед. спец. высш. учеб. заведений. -- М.: Просвещение, 2012. - 222 с.
22. Погодин, В. В. Методические рекомендации по подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО: [учеб. пособие для самообразования и корпоративного обучения спортивных педагогов] / В. В. Погодин. – Ульяновск: УлГУ, 2016. – 224 с.
23. Ратов И. П. Двигательные возможности человека. / И. П. Ратов. - Минск: Минтиппроект. -2014. - 116 с.
24. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 2014. - 231 с.
25. Спирин В.К. Методика подготовки школьников к сдаче нормативов комплекса ГТО // Физическая культура в школе. 2015. - № 6. С. 24–27.
26. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-х т.). -- М.: Физкультура и спорт, 2013. - 304 с
27. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент «Академия», 2013. - 480 с.
28. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2015. - 349 с.
29. Шустиков Г. С. Готовим к службе в Вооружённых силах / Г. С. Шустиков // Физическая культура в школе. — 2012. — № 1. — С. 65–66.
Интернет источники
30. Атлетическая гимнастика в ВУЗе, Перфильев М.В., Скоробогатов А.В., 2020. https://obuchalka.org/20210113128371/atleticheskaya-gimnastika-v-vuze-perfilev-m-v-skorobogatov-a-v-2020.html
31. Воспитание физических качеств в условиях тренажерного зала, Красуля А.В., 2019. https://obuchalka.org/20210321130490/vospitanie-fizicheskih-kachestv-v-usloviyah-trenajernogo-zala-krasulya-a-v-2019.html
32. Еганов А.В., Еганов А.В., Петров И.Н., Кондакова О.Н. Теоретическое обоснование готовности участников образовательных отношений к сдаче норм физкультурно-спортивного комплекса «готов к труду и обороне» юношей пятой ступени // Современные проблемы науки и образования. –2015. – № 5.; [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21529 (дата обращения: 14.05.2022).
33. Комплекс специальных упражнений для ускоренной адаптации силовых возможностей студента, Труднева М.И., 2020. https://obuchalka.org/20210107128200/kompleks-specialnih-uprajnenii-dlya-uskorennoi-adaptacii-silovih-vozmojnostei-studenta-trudneva-m-i-2020.html
34. Красивое и сильное тело без спортзала, 247 лучших упражнений с весом собственного тела, Царегородцев П., 2020. https://obuchalka.org/20220228141661/krasivoe-i-silnoe-telo-bez-sportzala-247-luchshih-uprajnenii-s-vesom-sobstvennogo-tela-caregorodcev-p-2020.html
35. Люташин Ю. И. Методика комплексного развития силовых способностей студентов вузов средствами атлетической гимнастики: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/metodika-kompleksnogo-razvitija-silovyh-sposobnostej-studentov-vuzov-sredstvami.html (дата обращения: 14.05.2022).
36. Морозов О. С. Целенаправленность применения скоростно-силовых средств для формирования технических приемов у юных боксеров 11-13 лет на этапе начальной спортивной сиециализации: Автореф. дис. канд. пед. наук.-Смоленск. [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/celenapravlennost-primenenija-skorostno-silovyh-sredstv-dlja-formirovanija.html (дата обращения: 14.05.2022).