Глава 1. Теоретические аспекты предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений 4
1.1 Понятие и сущность предметной деятельности в общей психологии 8
1.2. Особенности предметной деятельности младших дошкольников 13
1.3. Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с развитием
предметной деятельности 22
Глава 2. Эмпирическое исследование предметной деятельности младших
дошкольников в контексте детско-родительских отношений 37
2.1 Организация и методики исследования, операционализация основных
понятий 37
2.2 Анализ результатов исследования 46
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 73
Актуальность проблемы исследования. Практически с самого своего зарождения психология пыталась объяснить механизм развития и формирование личности человека с первых лет его жизни. Достаточно быстро психологи пришли к выводу о значительном вкладе в этот процесс особенностей взаимодействия ребенка в раннем возрасте с его родителями или другими ухаживающими взрослыми.
Всем известны случаи, когда находили детей-волков, детей-медведей, детей-собак, детей-птиц. Они не были похожи на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже в физическом.
Мальчик Виктор, найденный в 1799 году в лесу, во Франции, передвигался на четырех конечностях, ел как животное, кусал тех, кто к нему приближался. У него были чрезвычайно развиты обоняние и слух. Интересно, что он был способен ходить голышом в мороз и вынимать пищу из очень горячей воды руками. [96].
Дети, выросшие с разными животными воспроизводили свойственные этим животным: модель поведения, повадки, вкусовые пристрастия, «разговор».
Эти истории порождают серьезные вопросы о том, что составляет основу человеческой природы. Что дает толчок для развития ребенка. Безусловно, важную роль играют врожденные факторы. Однако то, что интериоризирует ребенок в раннем детстве (правила, нормы, отношение к себе, отношение к миру, интроекты, директивы, родительские послания, установки, убеждения и т.д.) возможно играют наибольшую роль в его развитии.
К такому выводу приводят рассуждения, а смог бы Виктор воспитываясь в своей семье ходить голышом на морозе и не болеть простудами? А смогла ли девочка, воспитанная в стае собак, есть с помойки, ходить босой и грязной в родительской семье и не заболеть болезнями желудочно-кишечного тракта?
Жизнь и деятельность определяют наше сознание. Какой опыт или представление о мире, вещах, закономерностях имеет человек, именно это он и увидит.
Еще в первом веке нашей эры Эпиктет писал, о том, что людей расстраивают не сами вещи, а то, как люди на эти вещи смотрят, и с тех пор эта точка зрения не была опровергнута. Наоборот, собираются все новые и новые данные, ее подтверждающие.
От того, какую картину мира создаст человек, и какое отношение к себе человек сформирует, зависит степень его адаптации к миру, степень адекватности его эмоциональных реакций и поведения. Как известно из учения Л.С. Выготского об интериоризации, важную роль в формировании выше названных аспектов играют взрослые, воспитывающие ребенка. [11].
Поэтому исследования, направленные на изучение взаимосвязи предметной деятельности младших дошкольников и детско-родительских отношений имеют важное значение. Понимая, как детско-родительские отношения и специфика коммуникаций взаимосвязаны с предметной деятельностью младших дошкольников, мы сможем донести информацию до родителей о том, что разные стили отношений и коммуникаций приводят к различной степени поведения и эмоциональной реакции ребенка.
Степень научной разработанности. Проблема детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии вопросами детско-родительских отношений занимались (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга,
Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер и др). [77,10,16]. В трудах зарубежных исследователей особое внимание уделяется влиянию межличностных отношений ребенка на его психическое развитие (А.Адлер, Э.Берн, К.Роджерс, А.Фрейд, К.Хорни и др.). [1, 6, 68, 84,85]. В последние годы возрос интерес к теории родительского программирования (Р.Гулдинг, М.Гулдинг и др.). [97,98]. М. Гулдинг и Р. Гулдинг исследуют передаваемые родителями детям сообщения, которые, по их мнению, являются источником психологических проблем человека в зрелости. При этом, они не исследуют взаимосвязь детско- родительского отношения и предметной деятельности самого ребенка в дошкольном детстве.
Объект исследования - предметная деятельность ребенка.
Предмет исследования - предметная деятельность детей младшего дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений.
Цель исследования - особенности предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности предметной деятельности младших дошкольников.
2. Определить типы детско-родительских отношений.
3. Определить характер взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностями предметной деятельности младших дошкольников.
4. Выявить и описать специфику коммуникации и вербальных высказываний родителями по отношению к ребенку.
В качестве гипотезы использованы следующие положения:
Возможно, предметная деятельность младших дошкольников будет различаться в зависимости от типа детско-родительских отношений;
Вероятно, специфика коммуникации и вербальные высказывания родителей, по отношению к ребенку взаимосвязаны с особенностями предметной деятельности младших дошкольников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили: культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций, учение Л.С. Выготского об интериоризации. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и ее развитие в работах Е.О. Смирновой, основные теоретические положения психологии детско-родительских отношений А.Я. Варга. Возрастная периодизация Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - наблюдение, экспериментально-диагностические пробы, контент анализ, психологическое тестирование («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин. [10] Методика «Предметно-манипулятивная деятельность» Е.О. Смирнова с соавторами. [71])
3. Методы математико-статистической обработки данных. Для математико-статистической обработки полученных результатов исследования использовалась программа IBM SPSS Statistics Version 23. (Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.)
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 30 детей младшего дошкольного возраста, 17 мальчиков, 13 девочек и их родители 30 человек. Исследование проводилось на базе МБОУ детского сада №2 «Дюймовочка» г. Заринска.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 98 источников, из них 5 на иностранном языке, 3 рисунка, 6 таблиц и 4 приложений).
Влияние условий семейного воспитания и детско-родительских отношений на развитие личности ребенка является одной из самых актуальных и популярных проблем психологии семьи. Но, несмотря на значительное количество работ и исследований, посвященных данной проблеме, на сегодняшний день проблематика семейного воспитания и родительского отношения к своим детям продолжает оставаться актуальной. Каждая семья имеет свою структуру, которая заключается в организации, способе взаимодействия и связях между членами семьи (родителями, детьми и др.).
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что детско- родительские отношения являются одной из важнейших подсистем семейных отношений, осуществляющих значительное влияние на формирование личности и поведения, становление ребенка и подростка в обществе как целостной, здоровой личности.
В выпускной квалификационной работе было раскрыто понятие предметной деятельности младших дошкольников, рассмотрены различные подходы к понятию феномена детско-родительских отношений. Проведен анализ взаимосвязи предметной деятельности младших дошкольников и детско - родительских отношений, а также предметной деятельности младших дошкольников и специфику коммуникаций родителей по отношению к своим детям.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В группе младших дошкольников с высоким уровнем развития предметной деятельности выше уровень принятия родителями своего ребенка. Родители детей данной группы проявляют более искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу.
2. Напротив, у младших дошкольников с низким уровнем развития предметной деятельности ниже уровень принятия родителями своего ребенка. Родитель не доверяет ребенку, стремится оградить его от трудностей. Требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка, требует социального успеха.
3. Коммуникативные стратегии матери по отношению к ребенку, такие как использование похвалы, телесного контакта, ориентация матери на успех в деятельности стимулируют в младшем дошкольнике развитие самостоятельности, упорство в достижении поставленной цели, активность в использовании речи в процессе предметной деятельности, активное манипулирование предметами и эмоциональную вовлеченность в деятельность.
4. Мотивация избегания и критика являются негативной коммуникативной стратегией, если мама активно использует критику в сторону ребенка, то ребенок пассивен в деятельности, зависим от мнения взрослого, не проявляет целенаправленности в деятельности, не воспроизводит образец действий взрослого.
Таким образом по результатам исследования можно сделать вывод, что подтверждены выдвинутые гипотезы, реализованы задачи и достигута цель.
На основании проведенного исследования, цель которого изучить особенности предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений, были проведены родительские собрания в группах, принимавших участие родителей и детей.
На собраниях были представлены результаты исследования. Родители узнали о том, что формирование «Я концепции» ребенка зависит, от того как к нему относятся значимые взрослые, что они о нем говорят, каким образом с ним взаимодействуют. От того, какую картину мира приобретет ребенок, и какое отношение к себе у ребенка сформируется, зависит степень его адаптации к миру, степень адекватности его эмоциональных реакций и поведения.
С родителями были проведены практические упражнения в парах, после чего родители делились своими чувствами, и рассуждали на тему, что может скрываться в посланиях и каким образом то, что и как родители говорят своему ребенку, влияет на его самоотношение, самооценку, и соответственно на его деятельность.
1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 448 с.
2. Андреева Т. В. Семейная психология / Т. В. Андреева. - СПб.:Речь, 2004. - 244 с.
3. Арсентьева Е. С. К вопросу о детско-родительских отношениях // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2017. № 2. С.1-8.
4. Арсентьева, Е. С., & Кузьмина, А. С. Роль детско-родительских отношений в формировании агрессивного поведения детей дошкольного возраста// Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета.2016. № 4. С. 159-167.
5. Берк Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - [6-е изд.]. - СПб. :Питер, 2006. -1056 с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.1988. 399 с.
7. Боулби, Джон. Создание и разрушение эмоциональных связей: руководство практического психолога / Джон Боулби ; Российская акад. наук, Ин-т Философии. - Москва : Канон+, 2015. - 270 с.
8. Браткова М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх с взрослым. М.: ПАРАДИГМА, 2013. 128 с.
9. Браткова М.В. Пути формирования предметных действий // Дошкольное воспитание. 2009. № 1. С. 83-91.
10. Варга А. Я. Тест-опросник родительского отношения / А. Я. Варга, В. В. Столин // Практикум по психодиагностике. - М., 1988. - С. 107-113.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Юрайт, 2016. 200с.
12. Выготский Л.С. Раннее детство. Собр. Соч. в 6т. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
13. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 301 с.
14. Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий /Подг. к печати М.А. Степановой. //Вестник Моск. ун-та. Сер.14. Психология.- 1998. - №2. - С.3-8.
15. Герасимова Е. А Сенсорное развитие детей раннего возраста//
Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. 2013. № 1.
[Электронный ресурс]. URL: http: //www.covenok.ru/kids/issue/130138. htm
16. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? /
Ю.Б.Гиппенрейтер. - М.: Педагогика, 1997. - 260 с.
17. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. 1984. № 1. с. 34-41.
18. Дети раннего возраста в детском саду / С.Н. Теплюк, Г.М. Лямина, М.Б. Зацепина. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 150 с.
19. Джиоева А.Р., Рагимова Л.И. О психолого-педагогическом сопровождении познавательного развития дошкольника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. №4(33) с. 38-40.
20. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет/ Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 128 с.
21. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
22. Доронова Т.Н., Доронов С.Г. Ранний возраст: планирование работы с детьми. Перспективное и календарное планирование работы с детьми от года до трех лет с использованием игрушек. М.: Издательский дом «Воспитание школьника», 2007. 110 с.
23. Дронова Е.Н., Керат О.В. Диагностика детско-родительских отношений как направление социально-педагогической профилактики
жестокого обращения с детьми // АлтГУ. Психология, социология и педагогика. 2012. № 4 [Электронный ресурс]. URL:
http: //psychology.snauka.ru/2012/04/416
24. Дуткевич Т.В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы: автореф.дис....канд.псих.наук. Киев, 1990. 21 с.
25. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.
26. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: автореф. дис.... д-ра. пед. наук. Москва, 2002. 45 с.
27. Елисеева А. С. Детерминирующее влияние поощрения и наказания на детско-родительские отношения: на примере подросткового возраста : дис. канд. психол. наук: 19.00.07 «Педагогическая психология» / Елисеева Алла Сергеевна. - Тамбов, 2009. - 211 с
28. Ермолова Т., Мещерякова С. Игры и задания, развивающие практические и орудийные действия // Дошкольное воспитание, 2009. № 7. с.110-117.
29. Зайко В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад — школа»: автореф.дис... канд. пед. наук, 1999. 25 с.
30. Захарова Г. И. Психология семейных отношений : учеб.пособ. / Г. И. Захарова. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2009. - 63 с.
31. Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. М.: Просвещение, 1991. 223 с.
32. Кагермазова Л.Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL: http://log-in.ru/books/author/kagermazova-l-cs/
33. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад //Дошкольное воспитание. 1998, № 4. с. 14-16.
34. Карабанова О. Р. Методологические и теоретические основы изучения общепсихологической теории деятельности // Молодой ученый. — 2018. — №50. — С. 338-342. — URL https://moluch.ru/archive/236/54819/ (дата обращения: 17.06.2019).
35. Колесникова О.В. Развитие ребенка от двух до трех лет. Тематическое планирование, конспекты занятий, игры и сценарии. М.: Школьная Пресса, 2007. 80 с.
36. Коломинский Я. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Питер, 2004. 480 с.
37. Колотилина В. В. О роли родительской любви в процессе развития личности ребенка / В. В. Колотилина // Сборник тезисов 5-ой Международной научной конференции «Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи». - Минск, 2011. - С. 119-122.
38. Корнакова, Е. М. Теория привязанности Джона Боулби как основа формирования гармоничных детско-родительских отношений// Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2016. № 3. С. 35-42
39. Котырло В.К., Дуткевич Т.В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников // Вопросы психологии. 1991. №2. с. 50-60.
40. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с
41. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. М.: Просвещение, 2001. 253 с.
42. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный цикл развития человека. М.: Изд-во Академический проект, 2015. 420 с.
43. Лаврова Г.Н. Психолого-педагогическая диагностика детей от 0 до 3 лет: Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2004. 129 с.
44. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. М.: Академия, 2007. 509 с.
45. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб: Питер, 2009. 320с.
46. Любимова О.М. Феноменология родительского отношения и онтогенез личности//Извести АлтГУ. 2007. № 2 (54). С.15-17.
47. Макаренко А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - М. : Политиздат, 1988. - 256 с.
48. Макухина Л. А. Обуславливание личности ребенка характером супружеских отношений его родителей : автореф. канд. психол. наук: 19.00.01 / Л. А. Макухина. - ,Краснодар, 2008. -21 с.
49. Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В., Смирнова Е.О. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 64 с.
50. Минияров В. М. Психология семейного воспитания /В. М. Минияров. -Воронеж : МОДЭК, 2000. - 256 с.
51. Морозова И.С., Штепина И.С. Познавательная активность младших дошкольников // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. с. 162- 165.
52. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2012. 272 с.
53. Немов Р.С. Психология. М.: Владос, 2008. Кн.1. Общие основы психологии. 688 с.
54. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык. 1988. 816 с.
55. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. М.: Айрис-пресс, 2007. 208 с.
56. Павлова Л.Н. Развивающие игры - занятия с детьми от рождения до трех лет: Пособие для воспитателей, родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2003. 224 с.
57. Павлова Т.В. Познавательная активность дошкольников в совместной мыслительной деятельности // Современные исследования социальных проблем. 2010. № 4. С. 193-145.
58. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетковой, Д.В. Сергеевой. М.: Педагогика, 1998. 342 с.
59. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Российский открытый университет. М.: ТОО «Горбунок», 1992. 224 с.
60. Печора К.Л. Методические рекомендации. Психологическое обследование детей в возрасте от 1года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. М.: Российская медицинская академия послевузовского образования Минздрава РФ. Лаборатория дошкольного воспитания МИПКРО. 1995. 34 с.
61. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. М.: Издательство Скрипторий 2003. 2016. 96 с.
62. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М.: Владос, 2010. 176 с.
63. Прихожан А.М. Познавательная активность.// «Школьный психолог». 2003. № 43. С. 45-49.
64. Психология детства / Под ред. члена-корреспондента РАО А.А. Реана. СПб: Прайм Еврознак, 2008. 350 с.
65. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
66. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова, Е.Б. Волосова, Э.Г. Пилюгина. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 160 с.
67. Реан А. А. Психология подростка : полное руководство / А. А. Реан. - СПб. :ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. - 512 с.
68. Роджерс К. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М., 1961, 520с.
69. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб., 2002. 720с.
70. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 191с.
71. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О.Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т.В.Ермолова, С.Ю.Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - С. 88 - 92.
72. Смирнова Е.О. Наука - практике: ранний возраст - важный ответственный этап // Дошкольное воспитание, 2009. № 8. С. 18-26.
73. Смирнова Е.О., Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. М.: МозаикаСинтез, 2014. 80 с.
74. Смирнова Е.О., Мещерякова С.Ю., Ермолова Т.В. Игры и игрушки для детей раннего возраста. М.: МГ1П1У, 2004. 72 с.
75. Современные подходы к работе с детьми раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении / Сост. И.И. Левашова, С.В. Теряева. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гуманитарного университета, 2011. 204 с.
76. Сотникова В. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. 36 с.
77. Спиваковская А. С. Как быть родителями (О психологии родительской любви) / С. С. Спиваковская. - М., 1986. - 160 с.
78. Спиваковская А. С. Популярная психология для родителей / А. С. Спиваковская. - СПб. : Союз, 1997. - 304 с
79. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов / А. С.Спиваковская. - М. : Изд-во МГУ, 1988. - 200 с.
80. Степин В. С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 744 с.
81. Столин В. В. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку / В. В. Столин, Н. И. Г олосова // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 2. -С. 62-67
82. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 144 с.
83. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста. М.: Академия, 2012. 272 с.
84. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. М. : 1999. , 400 с.
85. Хорни К. Новые пути в психоанализе. Москва : Акад. проект, 2009 (Екатеринбург : Уральский рабочий). - 239 с
86. Хохрякова Ю. Занятия в группах раннего возраста: зачем и как мы их проводим // Дошкольное воспитание2010. № 8. С. 111-116.
87. Хохрякова Ю. М. Методика развития предметной деятельности в раннем возрасте. Пермь, 2001. 234 с.
88. Чернышева В. Л. Социальное развитие детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки- Веди, 2014. С. 75-78.
89. Шаграева О.В. Детская психология: Теоретический и
практический курс. М.: ГИЦ «Владос», 2011. 368 с.
90. Шапарь В. Б. Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми / В. Б. Шапарь. - Ростов н/Д : «Феникс», 2006. - 432 с.
91. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. С. 80-115.
92. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: МОДЕК, 1997. 416 с.
93. Юдин Э. Г. Процессы самоорганизации в малых группах // Системные исследования. М. Ежегодник 1969. С. 194
94. Baumrind D. Current patterns of parental authority / D.
Baumrind.Development Psychology, 1971. - Vol. 4, № 1, pt. 2. - Р. 1-103.
95. Shaffer D. R. Parental and Peer Influences on Moral Development / D. R. Shaffer, G. H. Brody // Parent-Child Interaction: Theory, research and Prospects. - N.Y., 1981. - Р. 83- 124
96. Jo Godefroid "Les chemins de la psychologie", 1988, ISBN 2-87009-357-8. 19-20.
97. Goulding, R. L. (1972). New directions in transactional analysis: Creating an environment for redecision and change. Progress in group and family therapy. New York: Brunner/Mazel.
98. Goulding, R. L., and Goulding, M. M. (1979). Changing lives through redeclsion therapy. New York: Brunner/Mazel. 87 - 89.