Предметная деятельность младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений
|
Глава 1. Теоретические аспекты предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений 4
1.1 Понятие и сущность предметной деятельности в общей психологии 8
1.2. Особенности предметной деятельности младших дошкольников 13
1.3. Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с развитием
предметной деятельности 22
Глава 2. Эмпирическое исследование предметной деятельности младших
дошкольников в контексте детско-родительских отношений 37
2.1 Организация и методики исследования, операционализация основных
понятий 37
2.2 Анализ результатов исследования 46
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 73
1.1 Понятие и сущность предметной деятельности в общей психологии 8
1.2. Особенности предметной деятельности младших дошкольников 13
1.3. Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с развитием
предметной деятельности 22
Глава 2. Эмпирическое исследование предметной деятельности младших
дошкольников в контексте детско-родительских отношений 37
2.1 Организация и методики исследования, операционализация основных
понятий 37
2.2 Анализ результатов исследования 46
Заключение 61
Список использованной литературы 64
Приложения 73
Актуальность проблемы исследования. Практически с самого своего зарождения психология пыталась объяснить механизм развития и формирование личности человека с первых лет его жизни. Достаточно быстро психологи пришли к выводу о значительном вкладе в этот процесс особенностей взаимодействия ребенка в раннем возрасте с его родителями или другими ухаживающими взрослыми.
Всем известны случаи, когда находили детей-волков, детей-медведей, детей-собак, детей-птиц. Они не были похожи на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже в физическом.
Мальчик Виктор, найденный в 1799 году в лесу, во Франции, передвигался на четырех конечностях, ел как животное, кусал тех, кто к нему приближался. У него были чрезвычайно развиты обоняние и слух. Интересно, что он был способен ходить голышом в мороз и вынимать пищу из очень горячей воды руками. [96].
Дети, выросшие с разными животными воспроизводили свойственные этим животным: модель поведения, повадки, вкусовые пристрастия, «разговор».
Эти истории порождают серьезные вопросы о том, что составляет основу человеческой природы. Что дает толчок для развития ребенка. Безусловно, важную роль играют врожденные факторы. Однако то, что интериоризирует ребенок в раннем детстве (правила, нормы, отношение к себе, отношение к миру, интроекты, директивы, родительские послания, установки, убеждения и т.д.) возможно играют наибольшую роль в его развитии.
К такому выводу приводят рассуждения, а смог бы Виктор воспитываясь в своей семье ходить голышом на морозе и не болеть простудами? А смогла ли девочка, воспитанная в стае собак, есть с помойки, ходить босой и грязной в родительской семье и не заболеть болезнями желудочно-кишечного тракта?
Жизнь и деятельность определяют наше сознание. Какой опыт или представление о мире, вещах, закономерностях имеет человек, именно это он и увидит.
Еще в первом веке нашей эры Эпиктет писал, о том, что людей расстраивают не сами вещи, а то, как люди на эти вещи смотрят, и с тех пор эта точка зрения не была опровергнута. Наоборот, собираются все новые и новые данные, ее подтверждающие.
От того, какую картину мира создаст человек, и какое отношение к себе человек сформирует, зависит степень его адаптации к миру, степень адекватности его эмоциональных реакций и поведения. Как известно из учения Л.С. Выготского об интериоризации, важную роль в формировании выше названных аспектов играют взрослые, воспитывающие ребенка. [11].
Поэтому исследования, направленные на изучение взаимосвязи предметной деятельности младших дошкольников и детско-родительских отношений имеют важное значение. Понимая, как детско-родительские отношения и специфика коммуникаций взаимосвязаны с предметной деятельностью младших дошкольников, мы сможем донести информацию до родителей о том, что разные стили отношений и коммуникаций приводят к различной степени поведения и эмоциональной реакции ребенка.
Степень научной разработанности. Проблема детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии вопросами детско-родительских отношений занимались (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга,
Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер и др). [77,10,16]. В трудах зарубежных исследователей особое внимание уделяется влиянию межличностных отношений ребенка на его психическое развитие (А.Адлер, Э.Берн, К.Роджерс, А.Фрейд, К.Хорни и др.). [1, 6, 68, 84,85]. В последние годы возрос интерес к теории родительского программирования (Р.Гулдинг, М.Гулдинг и др.). [97,98]. М. Гулдинг и Р. Гулдинг исследуют передаваемые родителями детям сообщения, которые, по их мнению, являются источником психологических проблем человека в зрелости. При этом, они не исследуют взаимосвязь детско- родительского отношения и предметной деятельности самого ребенка в дошкольном детстве.
Объект исследования - предметная деятельность ребенка.
Предмет исследования - предметная деятельность детей младшего дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений.
Цель исследования - особенности предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности предметной деятельности младших дошкольников.
2. Определить типы детско-родительских отношений.
3. Определить характер взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностями предметной деятельности младших дошкольников.
4. Выявить и описать специфику коммуникации и вербальных высказываний родителями по отношению к ребенку.
В качестве гипотезы использованы следующие положения:
Возможно, предметная деятельность младших дошкольников будет различаться в зависимости от типа детско-родительских отношений;
Вероятно, специфика коммуникации и вербальные высказывания родителей, по отношению к ребенку взаимосвязаны с особенностями предметной деятельности младших дошкольников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили: культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций, учение Л.С. Выготского об интериоризации. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и ее развитие в работах Е.О. Смирновой, основные теоретические положения психологии детско-родительских отношений А.Я. Варга. Возрастная периодизация Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - наблюдение, экспериментально-диагностические пробы, контент анализ, психологическое тестирование («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин. [10] Методика «Предметно-манипулятивная деятельность» Е.О. Смирнова с соавторами. [71])
3. Методы математико-статистической обработки данных. Для математико-статистической обработки полученных результатов исследования использовалась программа IBM SPSS Statistics Version 23. (Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.)
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 30 детей младшего дошкольного возраста, 17 мальчиков, 13 девочек и их родители 30 человек. Исследование проводилось на базе МБОУ детского сада №2 «Дюймовочка» г. Заринска.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 98 источников, из них 5 на иностранном языке, 3 рисунка, 6 таблиц и 4 приложений).
Всем известны случаи, когда находили детей-волков, детей-медведей, детей-собак, детей-птиц. Они не были похожи на человеческое существо ни в психическом отношении, ни даже в физическом.
Мальчик Виктор, найденный в 1799 году в лесу, во Франции, передвигался на четырех конечностях, ел как животное, кусал тех, кто к нему приближался. У него были чрезвычайно развиты обоняние и слух. Интересно, что он был способен ходить голышом в мороз и вынимать пищу из очень горячей воды руками. [96].
Дети, выросшие с разными животными воспроизводили свойственные этим животным: модель поведения, повадки, вкусовые пристрастия, «разговор».
Эти истории порождают серьезные вопросы о том, что составляет основу человеческой природы. Что дает толчок для развития ребенка. Безусловно, важную роль играют врожденные факторы. Однако то, что интериоризирует ребенок в раннем детстве (правила, нормы, отношение к себе, отношение к миру, интроекты, директивы, родительские послания, установки, убеждения и т.д.) возможно играют наибольшую роль в его развитии.
К такому выводу приводят рассуждения, а смог бы Виктор воспитываясь в своей семье ходить голышом на морозе и не болеть простудами? А смогла ли девочка, воспитанная в стае собак, есть с помойки, ходить босой и грязной в родительской семье и не заболеть болезнями желудочно-кишечного тракта?
Жизнь и деятельность определяют наше сознание. Какой опыт или представление о мире, вещах, закономерностях имеет человек, именно это он и увидит.
Еще в первом веке нашей эры Эпиктет писал, о том, что людей расстраивают не сами вещи, а то, как люди на эти вещи смотрят, и с тех пор эта точка зрения не была опровергнута. Наоборот, собираются все новые и новые данные, ее подтверждающие.
От того, какую картину мира создаст человек, и какое отношение к себе человек сформирует, зависит степень его адаптации к миру, степень адекватности его эмоциональных реакций и поведения. Как известно из учения Л.С. Выготского об интериоризации, важную роль в формировании выше названных аспектов играют взрослые, воспитывающие ребенка. [11].
Поэтому исследования, направленные на изучение взаимосвязи предметной деятельности младших дошкольников и детско-родительских отношений имеют важное значение. Понимая, как детско-родительские отношения и специфика коммуникаций взаимосвязаны с предметной деятельностью младших дошкольников, мы сможем донести информацию до родителей о том, что разные стили отношений и коммуникаций приводят к различной степени поведения и эмоциональной реакции ребенка.
Степень научной разработанности. Проблема детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии вопросами детско-родительских отношений занимались (А.С. Спиваковская, А.Я. Варга,
Э.Г. Эйдемиллер, Ю. Гиппенрейтер и др). [77,10,16]. В трудах зарубежных исследователей особое внимание уделяется влиянию межличностных отношений ребенка на его психическое развитие (А.Адлер, Э.Берн, К.Роджерс, А.Фрейд, К.Хорни и др.). [1, 6, 68, 84,85]. В последние годы возрос интерес к теории родительского программирования (Р.Гулдинг, М.Гулдинг и др.). [97,98]. М. Гулдинг и Р. Гулдинг исследуют передаваемые родителями детям сообщения, которые, по их мнению, являются источником психологических проблем человека в зрелости. При этом, они не исследуют взаимосвязь детско- родительского отношения и предметной деятельности самого ребенка в дошкольном детстве.
Объект исследования - предметная деятельность ребенка.
Предмет исследования - предметная деятельность детей младшего дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений.
Цель исследования - особенности предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности предметной деятельности младших дошкольников.
2. Определить типы детско-родительских отношений.
3. Определить характер взаимосвязи детско-родительских отношений и особенностями предметной деятельности младших дошкольников.
4. Выявить и описать специфику коммуникации и вербальных высказываний родителями по отношению к ребенку.
В качестве гипотезы использованы следующие положения:
Возможно, предметная деятельность младших дошкольников будет различаться в зависимости от типа детско-родительских отношений;
Вероятно, специфика коммуникации и вербальные высказывания родителей, по отношению к ребенку взаимосвязаны с особенностями предметной деятельности младших дошкольников.
Теоретико-методологической базой исследования послужили: культурно-историческая теория Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций, учение Л.С. Выготского об интериоризации. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и ее развитие в работах Е.О. Смирновой, основные теоретические положения психологии детско-родительских отношений А.Я. Варга. Возрастная периодизация Л.С. Выготского.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы - наблюдение, экспериментально-диагностические пробы, контент анализ, психологическое тестирование («Тест-опросник родительского отношения» А.Я. Варга, В.В. Столин. [10] Методика «Предметно-манипулятивная деятельность» Е.О. Смирнова с соавторами. [71])
3. Методы математико-статистической обработки данных. Для математико-статистической обработки полученных результатов исследования использовалась программа IBM SPSS Statistics Version 23. (Корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Спирмена.)
Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 30 детей младшего дошкольного возраста, 17 мальчиков, 13 девочек и их родители 30 человек. Исследование проводилось на базе МБОУ детского сада №2 «Дюймовочка» г. Заринска.
Структура дипломной работы:
Дипломная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы, состоящий из 98 источников, из них 5 на иностранном языке, 3 рисунка, 6 таблиц и 4 приложений).
Влияние условий семейного воспитания и детско-родительских отношений на развитие личности ребенка является одной из самых актуальных и популярных проблем психологии семьи. Но, несмотря на значительное количество работ и исследований, посвященных данной проблеме, на сегодняшний день проблематика семейного воспитания и родительского отношения к своим детям продолжает оставаться актуальной. Каждая семья имеет свою структуру, которая заключается в организации, способе взаимодействия и связях между членами семьи (родителями, детьми и др.).
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что детско- родительские отношения являются одной из важнейших подсистем семейных отношений, осуществляющих значительное влияние на формирование личности и поведения, становление ребенка и подростка в обществе как целостной, здоровой личности.
В выпускной квалификационной работе было раскрыто понятие предметной деятельности младших дошкольников, рассмотрены различные подходы к понятию феномена детско-родительских отношений. Проведен анализ взаимосвязи предметной деятельности младших дошкольников и детско - родительских отношений, а также предметной деятельности младших дошкольников и специфику коммуникаций родителей по отношению к своим детям.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В группе младших дошкольников с высоким уровнем развития предметной деятельности выше уровень принятия родителями своего ребенка. Родители детей данной группы проявляют более искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу.
2. Напротив, у младших дошкольников с низким уровнем развития предметной деятельности ниже уровень принятия родителями своего ребенка. Родитель не доверяет ребенку, стремится оградить его от трудностей. Требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка, требует социального успеха.
3. Коммуникативные стратегии матери по отношению к ребенку, такие как использование похвалы, телесного контакта, ориентация матери на успех в деятельности стимулируют в младшем дошкольнике развитие самостоятельности, упорство в достижении поставленной цели, активность в использовании речи в процессе предметной деятельности, активное манипулирование предметами и эмоциональную вовлеченность в деятельность.
4. Мотивация избегания и критика являются негативной коммуникативной стратегией, если мама активно использует критику в сторону ребенка, то ребенок пассивен в деятельности, зависим от мнения взрослого, не проявляет целенаправленности в деятельности, не воспроизводит образец действий взрослого.
Таким образом по результатам исследования можно сделать вывод, что подтверждены выдвинутые гипотезы, реализованы задачи и достигута цель.
На основании проведенного исследования, цель которого изучить особенности предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений, были проведены родительские собрания в группах, принимавших участие родителей и детей.
На собраниях были представлены результаты исследования. Родители узнали о том, что формирование «Я концепции» ребенка зависит, от того как к нему относятся значимые взрослые, что они о нем говорят, каким образом с ним взаимодействуют. От того, какую картину мира приобретет ребенок, и какое отношение к себе у ребенка сформируется, зависит степень его адаптации к миру, степень адекватности его эмоциональных реакций и поведения.
С родителями были проведены практические упражнения в парах, после чего родители делились своими чувствами, и рассуждали на тему, что может скрываться в посланиях и каким образом то, что и как родители говорят своему ребенку, влияет на его самоотношение, самооценку, и соответственно на его деятельность.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что детско- родительские отношения являются одной из важнейших подсистем семейных отношений, осуществляющих значительное влияние на формирование личности и поведения, становление ребенка и подростка в обществе как целостной, здоровой личности.
В выпускной квалификационной работе было раскрыто понятие предметной деятельности младших дошкольников, рассмотрены различные подходы к понятию феномена детско-родительских отношений. Проведен анализ взаимосвязи предметной деятельности младших дошкольников и детско - родительских отношений, а также предметной деятельности младших дошкольников и специфику коммуникаций родителей по отношению к своим детям.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В группе младших дошкольников с высоким уровнем развития предметной деятельности выше уровень принятия родителями своего ребенка. Родители детей данной группы проявляют более искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности своего ребенка, поощряют его самостоятельность и инициативу.
2. Напротив, у младших дошкольников с низким уровнем развития предметной деятельности ниже уровень принятия родителями своего ребенка. Родитель не доверяет ребенку, стремится оградить его от трудностей. Требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать ребенку во всем свою волю, пристально следит за социальными достижениями ребенка, требует социального успеха.
3. Коммуникативные стратегии матери по отношению к ребенку, такие как использование похвалы, телесного контакта, ориентация матери на успех в деятельности стимулируют в младшем дошкольнике развитие самостоятельности, упорство в достижении поставленной цели, активность в использовании речи в процессе предметной деятельности, активное манипулирование предметами и эмоциональную вовлеченность в деятельность.
4. Мотивация избегания и критика являются негативной коммуникативной стратегией, если мама активно использует критику в сторону ребенка, то ребенок пассивен в деятельности, зависим от мнения взрослого, не проявляет целенаправленности в деятельности, не воспроизводит образец действий взрослого.
Таким образом по результатам исследования можно сделать вывод, что подтверждены выдвинутые гипотезы, реализованы задачи и достигута цель.
На основании проведенного исследования, цель которого изучить особенности предметной деятельности младших дошкольников в контексте детско-родительских отношений, были проведены родительские собрания в группах, принимавших участие родителей и детей.
На собраниях были представлены результаты исследования. Родители узнали о том, что формирование «Я концепции» ребенка зависит, от того как к нему относятся значимые взрослые, что они о нем говорят, каким образом с ним взаимодействуют. От того, какую картину мира приобретет ребенок, и какое отношение к себе у ребенка сформируется, зависит степень его адаптации к миру, степень адекватности его эмоциональных реакций и поведения.
С родителями были проведены практические упражнения в парах, после чего родители делились своими чувствами, и рассуждали на тему, что может скрываться в посланиях и каким образом то, что и как родители говорят своему ребенку, влияет на его самоотношение, самооценку, и соответственно на его деятельность.
Подобные работы
- Детско-родительские отношения как фактор особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Исследование эмоциональной саморегуляции детей и эмоциональной
стороны детско-родительских отношений в процессе занятий по методике
«Семейная Мягкая Школа»
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Образ родителей у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЯ СО СВОИМ РЕБЕНКОМ 3-4 ЛЕТ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование социальных умений у старших дошкольников в условиях ДОУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста в условиях семейного воспитания
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Формирование представлений о семейных ролях у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОРУДИЯ ОПОСРЕДСТВОВАНИЯ СТРАХОВ У
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016





