Образ первого ребенка у матерей с разным типом родительского отношения
|
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения образа ребенка у матерей с разным типом родительского отношения 7
1.1 Образ ребенка как фактор детско-родительских
отношений 7
1.2 Типология детско-родительских отношений в психологии 20
1.3 Психологические особенности детей до 3-х лет 28
Глава 2 Эмпирическое исследование образа ребенка у матерей с разным
типом родительского отношения 41
2.1 Программа исследования 41
2.2 Результаты исследования 45
2.3 Практическое применение результатов исследования 68
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложения 80
1.1 Образ ребенка как фактор детско-родительских
отношений 7
1.2 Типология детско-родительских отношений в психологии 20
1.3 Психологические особенности детей до 3-х лет 28
Глава 2 Эмпирическое исследование образа ребенка у матерей с разным
типом родительского отношения 41
2.1 Программа исследования 41
2.2 Результаты исследования 45
2.3 Практическое применение результатов исследования 68
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложения 80
Актуальность проблемы исследования. Ранний возраст ребенка является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. От того, какой образ ребенка возникает у родителей зависит будущее детей, формирование их личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а образ ребенка является внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Так же увеличение числа сиротеющих детей при живых родителях, рост числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанность психологической помощи семье [21]. Это и послужило актуальностью для данной работы.
Степень изученности проблемы исследования. «Изучением взаимосвязи детско-родительских отношений и образа, и развития ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А.И. Захаров, В.В. Столин, А.Я Варга, А.Е. Личко и др.). Значимость детско-родительских отношений привлекает внимание специалистов различных направлений и школ:
психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая. Представители психоаналитического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. О важности ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения также подчеркивалось в работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, В. Шутца и др. Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей. Известный педагог-психоаналитик Д.В. Винникот особое внимание уделяет профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Э. Берном разработан трансактный анализ, где подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи. Основные положения теории привязанности, основанной Дж. Боулби и М. Эйнсворт, касаются опыта отношений, полученного в раннем детстве, и большей частью зависят от характера привязанности к близкому человеку. В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения - это образ ребенка, его влияние на систему разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Школа антропологической практики» считает, что «Вершинным» образом ребенка, которым руководствуется взрослый во взаимоотношениях с ребенком, должно стать антропологическое представление о нем как об уникальном развивающемся субъекте [61]. Одной из важнейших проблем образа ребенка является непринятие матерью собственного ребенка или условное его принятие. Под принятием понимают признание права ребенка на характерную индивидуальность, отличие от других, в том числе непохожесть на родителей [46].
Цель выпускной квалификационной работы - особенности содержания образа ребенка у матерей с разными типами родительского отношения.
Объект выпускной квалификационной работы - образ ребенка как фактор детско-родительских отношений.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ ребенка у матерей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения образа ребенка у матерей с разным типом родительского отношения.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа ребенка у матерей, воспитывающих ребенка раннего возраста, с разным типом родительского отношения.
3. Выделить специфику содержания образа ребенка у матерей с типами родительского отношения «оптимальный» и «неоптимальный» эмоциональный контакт.
4. Определить взаимосвязь содержания образа ребенка с различными параметрами родительского отношения.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существует специфика, как в содержании, так и в расхождении содержания образов реального и идеального ребенка в представлении матерей с оптимальным и неоптимальным эмоциональным контактом с ребенком.
2. Скорее всего, существует взаимосвязь содержательных характеристик образа ребенка у матерей и отдельных параметров их родительского отношения.
В качестве теоретико-методологических оснований выступили:
- теоретические взгляды на проблематику образа ребенка в представлении родителей как фактора родительского отношения С.И. Мироновой, Г.Г Филипповой, Д.В. Винникотт.
- подходы к выделению типов родительского отношения Р. Жиля, Т.В. Нещерет, А.Я. Варга.
- исследования психологических особенностей ребенка раннего
возраста В.С. Мухиной, Г.С. Абрамовой, Н.Н. Авдеевой, М.В. Осориной.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетирование;
- субъективное шкалирование;
- методика изучения внутрисемейных отношений Р. Жиля;
- опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;
- методы статистической обработки данных (факторный анализ, критерий U-Манна-Уитни, корреляционный анализ) с использованием статистического пакета spss 23,0.
Выборка. В качестве респондентов выступили 30 женщин в возрасте 27-35 лет, воспитывающих ребенка раннего возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 72 источника.
Степень изученности проблемы исследования. «Изучением взаимосвязи детско-родительских отношений и образа, и развития ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А.И. Захаров, В.В. Столин, А.Я Варга, А.Е. Личко и др.). Значимость детско-родительских отношений привлекает внимание специалистов различных направлений и школ:
психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая. Представители психоаналитического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. О важности ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения также подчеркивалось в работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, В. Шутца и др. Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей. Известный педагог-психоаналитик Д.В. Винникот особое внимание уделяет профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Э. Берном разработан трансактный анализ, где подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи. Основные положения теории привязанности, основанной Дж. Боулби и М. Эйнсворт, касаются опыта отношений, полученного в раннем детстве, и большей частью зависят от характера привязанности к близкому человеку. В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения - это образ ребенка, его влияние на систему разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Школа антропологической практики» считает, что «Вершинным» образом ребенка, которым руководствуется взрослый во взаимоотношениях с ребенком, должно стать антропологическое представление о нем как об уникальном развивающемся субъекте [61]. Одной из важнейших проблем образа ребенка является непринятие матерью собственного ребенка или условное его принятие. Под принятием понимают признание права ребенка на характерную индивидуальность, отличие от других, в том числе непохожесть на родителей [46].
Цель выпускной квалификационной работы - особенности содержания образа ребенка у матерей с разными типами родительского отношения.
Объект выпускной квалификационной работы - образ ребенка как фактор детско-родительских отношений.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ ребенка у матерей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения образа ребенка у матерей с разным типом родительского отношения.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа ребенка у матерей, воспитывающих ребенка раннего возраста, с разным типом родительского отношения.
3. Выделить специфику содержания образа ребенка у матерей с типами родительского отношения «оптимальный» и «неоптимальный» эмоциональный контакт.
4. Определить взаимосвязь содержания образа ребенка с различными параметрами родительского отношения.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существует специфика, как в содержании, так и в расхождении содержания образов реального и идеального ребенка в представлении матерей с оптимальным и неоптимальным эмоциональным контактом с ребенком.
2. Скорее всего, существует взаимосвязь содержательных характеристик образа ребенка у матерей и отдельных параметров их родительского отношения.
В качестве теоретико-методологических оснований выступили:
- теоретические взгляды на проблематику образа ребенка в представлении родителей как фактора родительского отношения С.И. Мироновой, Г.Г Филипповой, Д.В. Винникотт.
- подходы к выделению типов родительского отношения Р. Жиля, Т.В. Нещерет, А.Я. Варга.
- исследования психологических особенностей ребенка раннего
возраста В.С. Мухиной, Г.С. Абрамовой, Н.Н. Авдеевой, М.В. Осориной.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетирование;
- субъективное шкалирование;
- методика изучения внутрисемейных отношений Р. Жиля;
- опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;
- методы статистической обработки данных (факторный анализ, критерий U-Манна-Уитни, корреляционный анализ) с использованием статистического пакета spss 23,0.
Выборка. В качестве респондентов выступили 30 женщин в возрасте 27-35 лет, воспитывающих ребенка раннего возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 72 источника.
В рамках выпускной квалификационной работы были выделены теоретико-методологические основания изучения образа ребенка у матерей с разным типом родительского отношения; разработана и апробирована программа эмпирического исследования; выделены содержательные особенности образа реального и идеального ребенка у матерей с оптимальным и не оптимальным эмоциональным контактом; проанализированы взаимосвязи отдельных характеристик образов реального и идеального ребенка и различных параметров родительского отношения матерей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Влияние родителей на ребенка во многом связано с
воспитательными воздействиями на него, а образ ребенка является внутренней (ориентировочной) основой воспитания. От того, какой образ ребенка возникает у родителей, зависит будущее детей, формирование их личности.
2. Существует специфика в содержании образов реального и
идеального ребенка в представлении матерей с оптимальным и неоптимальным эмоциональным контактом с ребенком. При сравнении содержания образа реального ребенка у двух групп респондентов можно отметить, что для матерей с оптимальным контактом характерно более мягко оценивать своего ребенка, нежели чем для матерей с неоптимальным эмоциональным контактом. Ведущие характеристики описывают взаимодействие матери и ребенка, основанное на доверии и теплых отношениях. Но в тоже время группа с неоптимальным эмоциональным контактом выше оценивает своего ребенка как сотрудничающего и лидирующего. Оценивая идеальный образ ребенка, можно сказать, что матери с неоптимальным эмоциональным контактом хотят сделать своего ребенка более удобным, а у матерей с оптимальным контактом идеальный ребенок в представлениях родителей должен быть более лидирующим.
3. Существует взаимосвязь содержательных характеристик образа реального и идеального ребенка в представлении матерей и параметрах их родительского отношения. Так, восприятие реального ребенка через такие характеристики как активный, общительный, внимательный, смелый позволяет устанавливать взаимоотношения по типу сверхавторитета, партнерских отношений и вербализации. Восприятие идеального ребенка как активного, милосердного, общительного, серьезного позволит устанавливать взаимоотношения по типу принятия/отвержения, контроля и вербализации.
4. В качестве практического применения результатов исследования была разработана коррекционная программа по поддержанию оптимального эмоционального контакта с ребенком раннего возраста посредством коррекции содержания образа собственного ребенка в представлении матерей (приложение 6).
Итак, исходя из данных, полученных в ходе исследования, была выделена взаимосвязь образа ребенка и особенностями родительского отношения. Данная проблема имеет хорошую перспективу к дальнейшему теоретическому изучению и практическому применению полученных данных. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в исследовании, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Влияние родителей на ребенка во многом связано с
воспитательными воздействиями на него, а образ ребенка является внутренней (ориентировочной) основой воспитания. От того, какой образ ребенка возникает у родителей, зависит будущее детей, формирование их личности.
2. Существует специфика в содержании образов реального и
идеального ребенка в представлении матерей с оптимальным и неоптимальным эмоциональным контактом с ребенком. При сравнении содержания образа реального ребенка у двух групп респондентов можно отметить, что для матерей с оптимальным контактом характерно более мягко оценивать своего ребенка, нежели чем для матерей с неоптимальным эмоциональным контактом. Ведущие характеристики описывают взаимодействие матери и ребенка, основанное на доверии и теплых отношениях. Но в тоже время группа с неоптимальным эмоциональным контактом выше оценивает своего ребенка как сотрудничающего и лидирующего. Оценивая идеальный образ ребенка, можно сказать, что матери с неоптимальным эмоциональным контактом хотят сделать своего ребенка более удобным, а у матерей с оптимальным контактом идеальный ребенок в представлениях родителей должен быть более лидирующим.
3. Существует взаимосвязь содержательных характеристик образа реального и идеального ребенка в представлении матерей и параметрах их родительского отношения. Так, восприятие реального ребенка через такие характеристики как активный, общительный, внимательный, смелый позволяет устанавливать взаимоотношения по типу сверхавторитета, партнерских отношений и вербализации. Восприятие идеального ребенка как активного, милосердного, общительного, серьезного позволит устанавливать взаимоотношения по типу принятия/отвержения, контроля и вербализации.
4. В качестве практического применения результатов исследования была разработана коррекционная программа по поддержанию оптимального эмоционального контакта с ребенком раннего возраста посредством коррекции содержания образа собственного ребенка в представлении матерей (приложение 6).
Итак, исходя из данных, полученных в ходе исследования, была выделена взаимосвязь образа ребенка и особенностями родительского отношения. Данная проблема имеет хорошую перспективу к дальнейшему теоретическому изучению и практическому применению полученных данных. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в исследовании, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В МАЛОДЕТНЫХ И МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Особенности родительского отношения к детям с расстройством аутистического спектра дошкольного и младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАЗНОМ СТИЛЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - Оптимизация детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2017 - Возможности коррекции родительского отношения к детям старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - Психологическая коррекция детско - родительских отношений в
семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021





