Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения образа ребенка у матерей с разным типом родительского отношения 7
1.1 Образ ребенка как фактор детско-родительских
отношений 7
1.2 Типология детско-родительских отношений в психологии 20
1.3 Психологические особенности детей до 3-х лет 28
Глава 2 Эмпирическое исследование образа ребенка у матерей с разным
типом родительского отношения 41
2.1 Программа исследования 41
2.2 Результаты исследования 45
2.3 Практическое применение результатов исследования 68
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Приложения 80
Актуальность проблемы исследования. Ранний возраст ребенка является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. От того, какой образ ребенка возникает у родителей зависит будущее детей, формирование их личности. Влияние родителей на ребенка во многом связано с воспитательными воздействиями на него, а образ ребенка является внутренней (ориентировочной) основой воспитания. Так же увеличение числа сиротеющих детей при живых родителях, рост числа случаев жестокого обращения с ребенком и не разработанность психологической помощи семье [21]. Это и послужило актуальностью для данной работы.
Степень изученности проблемы исследования. «Изучением взаимосвязи детско-родительских отношений и образа, и развития ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (К. Роджерс, Д. Винникотт, М. Кляйн, А.И. Захаров, В.В. Столин, А.Я Варга, А.Е. Личко и др.). Значимость детско-родительских отношений привлекает внимание специалистов различных направлений и школ:
психоаналитическая, бихевиористская, гуманистическая. Представители психоаналитического направления большое значение придавали раннему опыту взаимодействия родителей с детьми. О важности ухода за детьми в раннем возрасте и гуманного к ним отношения также подчеркивалось в работах А. Фрейд, З. Холла, К. Хорни, Дж. Боулби, Э. Эриксона, В. Шутца и др. Широкое признание получила точка зрения Э. Фромма на особенности материнской и отцовской любви, на роль матери и отца в воспитании детей. Известный педагог-психоаналитик Д.В. Винникот особое внимание уделяет профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Э. Берном разработан трансактный анализ, где подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи. Основные положения теории привязанности, основанной Дж. Боулби и М. Эйнсворт, касаются опыта отношений, полученного в раннем детстве, и большей частью зависят от характера привязанности к близкому человеку. В исследовании Е.Т. Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выведены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, и соперничество. По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина, детско-родительские отношения - это образ ребенка, его влияние на систему разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Школа антропологической практики» считает, что «Вершинным» образом ребенка, которым руководствуется взрослый во взаимоотношениях с ребенком, должно стать антропологическое представление о нем как об уникальном развивающемся субъекте [61]. Одной из важнейших проблем образа ребенка является непринятие матерью собственного ребенка или условное его принятие. Под принятием понимают признание права ребенка на характерную индивидуальность, отличие от других, в том числе непохожесть на родителей [46].
Цель выпускной квалификационной работы - особенности содержания образа ребенка у матерей с разными типами родительского отношения.
Объект выпускной квалификационной работы - образ ребенка как фактор детско-родительских отношений.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ ребенка у матерей.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить теоретико-методологические основания изучения образа ребенка у матерей с разным типом родительского отношения.
2. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа ребенка у матерей, воспитывающих ребенка раннего возраста, с разным типом родительского отношения.
3. Выделить специфику содержания образа ребенка у матерей с типами родительского отношения «оптимальный» и «неоптимальный» эмоциональный контакт.
4. Определить взаимосвязь содержания образа ребенка с различными параметрами родительского отношения.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, существует специфика, как в содержании, так и в расхождении содержания образов реального и идеального ребенка в представлении матерей с оптимальным и неоптимальным эмоциональным контактом с ребенком.
2. Скорее всего, существует взаимосвязь содержательных характеристик образа ребенка у матерей и отдельных параметров их родительского отношения.
В качестве теоретико-методологических оснований выступили:
- теоретические взгляды на проблематику образа ребенка в представлении родителей как фактора родительского отношения С.И. Мироновой, Г.Г Филипповой, Д.В. Винникотт.
- подходы к выделению типов родительского отношения Р. Жиля, Т.В. Нещерет, А.Я. Варга.
- исследования психологических особенностей ребенка раннего
возраста В.С. Мухиной, Г.С. Абрамовой, Н.Н. Авдеевой, М.В. Осориной.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования:
- анализ вторичных источников по проблеме исследования;
- анкетирование;
- субъективное шкалирование;
- методика изучения внутрисемейных отношений Р. Жиля;
- опросник детско-родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;
- методы статистической обработки данных (факторный анализ, критерий U-Манна-Уитни, корреляционный анализ) с использованием статистического пакета spss 23,0.
Выборка. В качестве респондентов выступили 30 женщин в возрасте 27-35 лет, воспитывающих ребенка раннего возраста.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 72 источника.
В рамках выпускной квалификационной работы были выделены теоретико-методологические основания изучения образа ребенка у матерей с разным типом родительского отношения; разработана и апробирована программа эмпирического исследования; выделены содержательные особенности образа реального и идеального ребенка у матерей с оптимальным и не оптимальным эмоциональным контактом; проанализированы взаимосвязи отдельных характеристик образов реального и идеального ребенка и различных параметров родительского отношения матерей.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Влияние родителей на ребенка во многом связано с
воспитательными воздействиями на него, а образ ребенка является внутренней (ориентировочной) основой воспитания. От того, какой образ ребенка возникает у родителей, зависит будущее детей, формирование их личности.
2. Существует специфика в содержании образов реального и
идеального ребенка в представлении матерей с оптимальным и неоптимальным эмоциональным контактом с ребенком. При сравнении содержания образа реального ребенка у двух групп респондентов можно отметить, что для матерей с оптимальным контактом характерно более мягко оценивать своего ребенка, нежели чем для матерей с неоптимальным эмоциональным контактом. Ведущие характеристики описывают взаимодействие матери и ребенка, основанное на доверии и теплых отношениях. Но в тоже время группа с неоптимальным эмоциональным контактом выше оценивает своего ребенка как сотрудничающего и лидирующего. Оценивая идеальный образ ребенка, можно сказать, что матери с неоптимальным эмоциональным контактом хотят сделать своего ребенка более удобным, а у матерей с оптимальным контактом идеальный ребенок в представлениях родителей должен быть более лидирующим.
3. Существует взаимосвязь содержательных характеристик образа реального и идеального ребенка в представлении матерей и параметрах их родительского отношения. Так, восприятие реального ребенка через такие характеристики как активный, общительный, внимательный, смелый позволяет устанавливать взаимоотношения по типу сверхавторитета, партнерских отношений и вербализации. Восприятие идеального ребенка как активного, милосердного, общительного, серьезного позволит устанавливать взаимоотношения по типу принятия/отвержения, контроля и вербализации.
4. В качестве практического применения результатов исследования была разработана коррекционная программа по поддержанию оптимального эмоционального контакта с ребенком раннего возраста посредством коррекции содержания образа собственного ребенка в представлении матерей (приложение 6).
Итак, исходя из данных, полученных в ходе исследования, была выделена взаимосвязь образа ребенка и особенностями родительского отношения. Данная проблема имеет хорошую перспективу к дальнейшему теоретическому изучению и практическому применению полученных данных. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в исследовании, решены, гипотезы подтверждены, цель достигнута.
1. Абраменкова В.В. Методология и принципы анализа отношений ребенка в социальной психологии детства // Психологическая наука и образование. 2001. №4. С.48-60.
2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2008. 431 с.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебник для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2012. 811 с.
4. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. 2006. №2. С. 82¬92.
5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М.: Норма, 2003. 381с.
6. Алексеева Е.Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. С. 4.
7. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб.: Минск, 1997. 256 с.
8. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244 с.
9. Архиреева Т.В. Психология родительства и детско-родительских отношений. Учеб-метод. пособие. Великий Новгород: НовГУ, 2006. 16 с.
10. Арчакова Т.О. Раннее материнство: психологическая проблема или социальный конструкт?// Психолого-педагогические исследования. 2012. №1. С.1-14.
11. Бадлина Е.С., Крысанова Т.В. Особенности взаимодействия матерей с детьми раннего возраста, помещенными в реанимационное отделение в послеродовом периоде // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т.10. № 3. C. 135-147.
12. Барцалкина В.В. Родительская созависимость как фактор риска формирования аддикций у детей // Психологическая наука и образование.
2012. № 4. С. 18-25.
13. Белобрыкина О.А., Шамшикова О.А. Ребенок и игрушка // Вестник практической психологии образования. 2007. № 4 (13). С.118-124 .
14. Бертин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб.: МНПО «Жизнь» , 1992.1-4 с.
15. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.480с
16. Брутман В.И. Раннее социальное сиротство. Учебно-методическое пособие. М.,1994. 209 с.
17. Бурмистрова Е.В., Донцов Д.А., Донцова М.В., Драчёва Н.Ю., Власова С.В., Сухих Е.В., Лещенко Т.В., Жильцова В.К., Тишина С.С., Шапчиц В.Д., Пятаков Е.О., Подольский А.И. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст // Вестник практической психологии образования. 2015. Т.42. №1. С. 3-14.
18. Винникотт Д.В. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 120 с.
19. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: « Класс» 1998. 80 с.
20. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. М.: « Класс» 1994. 74 с.
21. Галасюк И.Н., Митина О.В. Модификация Опросника родительского отношения (А.Я. Варги, В.В. Столина) для семьи, воспитывающей особого ребенка // Клиническая и специальная психология. 2017. Т.6. №2. C. 109-129.
22. Горлова Е.Л. Перспективы изучения родительской позиции // Сборник тезисов «Психологические проблемы современной семьи». Москва- Звенигород. С. 548-737.
23. Гребенникова Н.В, Гурова Е.В, Захарова Е.И. Психология семьи: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 240 с.
24. Доманецкая Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие. Красноярск: изд-во Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева,
2013. 212 с.
25. Дубровина И.В. Л.С. Выготский и современная детская практическая психология (к 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского) // Вестник практической психологии образования. 2016. Т.47. №2. С. 3-9.
26. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
27. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1986. 128 с.
28. Захарова Е.И. Условия становления негативного отношения современных женщин к материнской роли // Культурноисторическая психология. 2015. Т.11. № 1. С. 44—49.
29. Калина О.Г.Психоаналитическое наблюдение за младенцами по методу эстер бик: Современные цели и перспективы. Консультативная психология и психотерапия, 2014, № 2 С213-231.
30. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. 320 с.
31. Козачек О.В. Возрастно-психологические предпосылки манипулятивного поведения детей дошкольного возраста // Психология образования в XXI веке: теория и практика. М. 2003. С. 170-173.
32. Копыл О.А, Баженова О.В., Баз Л.Л. Выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1994. №5. С. 15
33. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям // Психологическая наука и образование. 2001. № 2.С 59-65.
34. Крысько А.А., Ланцбург М.Е. Представления о материнстве и возрастных особенностях детей у девушек старшего подросткового возраста // Психологическая наука и образование. 2014. С 129-138.
35. Кузьмишина Т.Л., Чирикина Е.С., Пермякова А.А., Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №1. С. 16-25.
36. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования. - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. с 175
37. Левит Л.З., Почему плачут младенцы: еще раз об эгоизме и альтруизме. Электронный журнал «Современная зарубежная психология» 2015. Т. 4. № 3. С. 24—31
38. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000.- 256 с.
39. Миронова С. И. Специфика психологической готовности к материнству девушек-сирот // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. C. 89-97.
40. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочестб во. М.: Академия, 2003. 456 с.
41. Николаева Е.И. Детская обида: ее причины и последствия // Вестник практической психологии образования. 2013. Том 34. № 1. С. 82-85.
42. Ньюфельд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. М.: Ресурс, 2012. 384 с.
43. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.,1995. 374с.
44. Олифирович Н. И., Зинкевич-Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. . Психология семейных кризисов. — СПб.: Речь, 2006. — 360 с.
45. Осорина М. В. Секретный Мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 1999. 288с.
46. Петрова А.А. Материнские представления о ребенке и их связь с детско- родительским эмоциональным взаимодействием //Психологическая наука и образование, 2006, № 4 С 44-50.
47. . Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. №3. C. 1-11.
48. Потапова, А.В. Детская психологическая служба: / А.В. Потапова, С.К. Нартова-Бочавер. - М.: МОСУ, 2001. - 122 с.
49. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240с.
50. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы образования детей младшего возраста // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».2010.С 30-47.
51. Смирнова Е.О, Авдеева Н.Н, Галигузова Л.Н, Дробинская А.О, Ермолова Т.В, Мещерякова С.Ю. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога /. — М.: АРКТИ, 2004. — 160 с.
52. Смирнова Е. О. Рябкова И. А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника. Психологическая наука и образование, 2010, № 3 С 62 -70.
53. Смирнова Я.К. Ориентировочная функция речи в регуляции совместной деятельности дошкольников // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 4. C. 31-43.
54. Собкин В.С, Казначеева К.Н. Игра ребенка-дошкольника глазами родителей. Вестник практической психологии образования №2(19) 2009. С 45-54.
55. Тарасова Л.Е. Влияние детско-родительских отношений на самоотношение ребенка // Проблемы социальной психологии личности. 2016 368с
56. Тарасова Л.Е., Фролкова М.А. Опыт коррекции агрессивности младших школьников // Проблемы социальной психологии личности, 2008. С 4-10
57. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1998. № 5. С 81-88.
58. . Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие
. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с
59. Фомина Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 704-707.
60. . Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М., 1989. 160с.
61. Чернов Д.Н. Взгляд на социокультурную ситуацию развития ребенка с позиции психолого-антропологического подхода // Психология образования в XXI веке: теория и практика. 2011. С 38-40.
62. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 — 368 с.
63. Шапошникова А.Ф. Детская депрессия таится под маской. Аутизм и нарушения развития. № 2 (33). 2011. С 49-62.
64. Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. 2003. № 1. С. 23-43.)
65. Шведковская А.А. Особенности деятельностной стороны детско- родительских отношений в дошкольном возрасте.// Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» / Под общей редакцией В.К Шабельникова, А.Г Лидерса.- М.,2003. С 64-69.
66. Шведковская А.А Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать»// Психолог в детском саду. 2005 №4 С 115-123.
67. Шведковская А.А. Специфика позиции родителей при различных типах
взаимодействия с детьми дошкольного и младшего возраста //
Психологическая наука и образование. 2006,№1. С 69-84.
68. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2- еизд.—М.:Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.— 768 с.— («Gaudeamus»)
69. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. C. 1-7.
70. Шур А.И,. Варга А.Я,. Чеботарева Е.Ю. Образ семьи глазами старшего ребенка до и после рождения младшего сиблинга в рисуночном тесте «Моя семья». Научно-практический сетевой журнал «Психология и психотерапия семьи») Москва 2018. С 35-54.
71. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2002. 656 с.
72. Юдина Т.О. Проявление эмпатии детьми раннего возраста в условиях принятия роли «мама» в сюжетно-ролевой игре // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 4. C. 23-30.