Управление материально-техническим снабжением организации (на материалах АО «Алмак»)
|
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО¬
ТЕХНИЧЕСКИМ СНАБЖЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие материально-технического снабжения 6
1.2 Использование материальных запасов 12
1.3 Процесс управления материально-техническим снабжением организации . 22
2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
СНАБЖЕНИЕМ В АО «АЛМАК» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «АЛМАК» 30
2.2 Обеспеченность материальными ресурсами организации 34
2.3 Анализ управления материально-техническим снабжением 47
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СНАБЖЕНИЕМ В АО
«АЛМАК» 60
3.1 Совершенствование системы планирования материальных ресурсов 60
3.2 Пути улучшения обеспеченности материальными ресурсами 63
3.3 Расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ТЕХНИЧЕСКИМ СНАБЖЕНИЕМ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Понятие материально-технического снабжения 6
1.2 Использование материальных запасов 12
1.3 Процесс управления материально-техническим снабжением организации . 22
2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ
СНАБЖЕНИЕМ В АО «АЛМАК» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристика АО «АЛМАК» 30
2.2 Обеспеченность материальными ресурсами организации 34
2.3 Анализ управления материально-техническим снабжением 47
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ СНАБЖЕНИЕМ В АО
«АЛМАК» 60
3.1 Совершенствование системы планирования материальных ресурсов 60
3.2 Пути улучшения обеспеченности материальными ресурсами 63
3.3 Расчет экономического эффекта от предлагаемых мероприятий 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Эффективное управление и рациональная организация материально-техническим снабжением (МТС) является важным условием реализации производственного потенциала предприятия и его конкурентоспособности на рынке. Это условие может быть выполнено с помощью формирования системы управления ресурсным обеспечением. Эта система должна быть направлена на достижение оптимального соотношения между наличием материальных ресурсов и спросом производства на них, а также на создание условий для снижения себестоимости, улучшения потребительских качеств готовой продукции и своевременного выполнения производственных планов. Поэтому для высокой эффективности ведения предприятием хозяйственной деятельности и улучшения финансового состояния его активов необходимо обоснование состава и структуры частей системы управления МТС, нахождение возможных направлений и исполнение обоснованных мероприятий по ее усовершенствованию.
Расходы на организацию снабженческой деятельности могут достигать 30 % потерь в системе МТС. Причиной этого является неэффективность управления процессами ресурсного обеспечения в организации. Для обеспечения роста прибыли предприятия на 10-20 % необходимо снижение этих расходов как минимум на 10 %.
Для повышения результатов деятельности организации в целом, планирования и регулирования снабженческой деятельности, своевременного выявления возникающих проблем и возможных путей их решения необходимо разработать типовую модель системы управления МТС на предприятии.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выпускной квалификационной работы и определило ее цель, задачи, объект и предмет исследования.
Главная причина неэффективной работы подразделений МТС связана, в первую очередь, с достаточно низкой организованностью участников МТС и с недостаточной формализацией процедур.
Решением данных проблем занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Бочкарев А.А., Плещенко В.И., Хлебенских Л.В., Зубкова М.М., Примак А.А., Тюкаев Д.А., Комонюк О.В., Охотенко А.С., Трейтьякова Е.В, Пулер Х., Сегал В.
Цель работы - создание рекомендаций по совершенствованию управления материально-техническим снабжением в АО «Алтайские макароны. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления материально-техническим снабжением организации;
- изучить особенности хозяйственной деятельности организации,
- выявить особенности управления материально-техническим снабжением предприятия АО «Алтайские макароны»;
- выявить проблемы и направления совершенствования системы управления материально-техническим снабжением АО «Алмак».
Объектом исследования является - АО «Алмак».
Предметом - особенности системы управления материально-техническим снабжением АО «Алмак».
В работе использовались следующие методы исследований: экономико-статистический, балансовый, расчетно-конструктивный, графический и др.
Информационной базой работы послужила бухгалтерская и финансовая отчетность АО «АЛМАК» за 2016-2018 гг., данные статистических органов РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснованы актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и информационная база работа.
В первой главе раскрыта сущность материально-технического снабжения, проанализированы особенности использования материальных запасов, охарактеризованы методы управления материально-техническим снабжением организации. Во второй главе раскрыта организационно-экономическая характеристика организации, проанализирована обеспеченность материальными ресурсами предприятия и особенности управления материально-техническим снабжением. В третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию управления материально-техническим снабжением в АО «АЛМАК» и рассчитан их экономический эффект в результате внедрения в прогнозном периоде.
Заключение содержит основные выводы по работе.
Список использованных источников представлен 60 источниками.
Приложения содержат финансовую отчетность предприятия, которая была использована в ходе проведения анализа.
Расходы на организацию снабженческой деятельности могут достигать 30 % потерь в системе МТС. Причиной этого является неэффективность управления процессами ресурсного обеспечения в организации. Для обеспечения роста прибыли предприятия на 10-20 % необходимо снижение этих расходов как минимум на 10 %.
Для повышения результатов деятельности организации в целом, планирования и регулирования снабженческой деятельности, своевременного выявления возникающих проблем и возможных путей их решения необходимо разработать типовую модель системы управления МТС на предприятии.
Все вышеизложенное подтверждает актуальность выпускной квалификационной работы и определило ее цель, задачи, объект и предмет исследования.
Главная причина неэффективной работы подразделений МТС связана, в первую очередь, с достаточно низкой организованностью участников МТС и с недостаточной формализацией процедур.
Решением данных проблем занимались такие отечественные и зарубежные ученые, как Бочкарев А.А., Плещенко В.И., Хлебенских Л.В., Зубкова М.М., Примак А.А., Тюкаев Д.А., Комонюк О.В., Охотенко А.С., Трейтьякова Е.В, Пулер Х., Сегал В.
Цель работы - создание рекомендаций по совершенствованию управления материально-техническим снабжением в АО «Алтайские макароны. Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты управления материально-техническим снабжением организации;
- изучить особенности хозяйственной деятельности организации,
- выявить особенности управления материально-техническим снабжением предприятия АО «Алтайские макароны»;
- выявить проблемы и направления совершенствования системы управления материально-техническим снабжением АО «Алмак».
Объектом исследования является - АО «Алмак».
Предметом - особенности системы управления материально-техническим снабжением АО «Алмак».
В работе использовались следующие методы исследований: экономико-статистический, балансовый, расчетно-конструктивный, графический и др.
Информационной базой работы послужила бухгалтерская и финансовая отчетность АО «АЛМАК» за 2016-2018 гг., данные статистических органов РФ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении обоснованы актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и информационная база работа.
В первой главе раскрыта сущность материально-технического снабжения, проанализированы особенности использования материальных запасов, охарактеризованы методы управления материально-техническим снабжением организации. Во второй главе раскрыта организационно-экономическая характеристика организации, проанализирована обеспеченность материальными ресурсами предприятия и особенности управления материально-техническим снабжением. В третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию управления материально-техническим снабжением в АО «АЛМАК» и рассчитан их экономический эффект в результате внедрения в прогнозном периоде.
Заключение содержит основные выводы по работе.
Список использованных источников представлен 60 источниками.
Приложения содержат финансовую отчетность предприятия, которая была использована в ходе проведения анализа.
Для эффективной работы механизма МТО требуется комплексный подход как при разработке процессов и соответствующих им регламентов, так и при автоматизации управления снабжением с использованием современных клиент-серверных информационных систем. Такой подход способен обоснованно обеспечить существенную экономию финансовых ресурсов и времени, а также координацию работы многочисленных подразделений, при этом в процесс обеспечения можно привлечь сотрудников. В практике российский организаций часто встречается, так называемая «лоскутная» автоматизация, при которой процесс МТО, при самостоятельном внедрении автоматизированных систем управления (АСУ) организацией, происходит с использованием совершенно не связанных между собой программ. Самым оптимальным решением станет внедрение единой информационной системы, которая сможет регулировать процесс МТО сразу во всех подразделениях организации.
Подводя итоги проведенного финансового анализа можно сделать следующие выводы.
В 2018 году в АО «АЛМАК» наблюдается снижение финансовой устойчивости.
Имущество АО «АЛМАК» снизилось за 3 года, что свидетельствует о снижении активности производственной деятельности.
Имущественное положение предприятия соответствует характеру его производственной деятельности. Организация не зависит от заемных источников при формировании своих оборотных активов. Однако имеются проблемы погашения кредиторской и взыскания дебиторской задолженности, что сказывается на платежеспособности АО «АЛМАК».
Предприятию следует повышать свою финансовую устойчивость. Для этого требуется проведение комплексных мероприятий, направленных на оздоровление всех сторон деятельности АО «АЛМАК».
В состав данного комплекса можно включить продуманное планирование продвижения сбыта. Неустойчивое финансовое положение следует исправить путем оптимизации структуры пассивов, а также путем обоснованного снижения уровня дебиторской задолженности.
Таким образом, АО «АЛМАК» находится в сложной экономической ситуации, при которой снижение спроса на продукцию ведет к снижению объемов продаж и прибыли.
В организации необходимо провести ряд мероприятий для достижения финансовой устойчивости и повышении прибыли за счет сокращения себестоимости, также необходимо спрогнозировать рациональную структуру капитала.
По результатам анализа можно выделить сильные стороны в деятельности предприятия:
- организация технологического процесса на предприятии характеризуется положительно, так как соблюдаются требования нормативно-правовой базы при выполнении складских операций;
- складские работы на предприятии выполняются силами электропогрузчиков, что повышает скорость и качество складских работ по перемещению материальных ресурсов;
- хранение материальных ресурсов производится в большинстве случаев с соблюдением нормативной документации, что исключает возникновение дефектов.
Вместе с тем были выявлены недостатки в организации технологического процесса на предприятии: складская площадь используется не полностью - остается резерв для размещения материальных ресурсов.
В ходе проведенного анализа технологии организации хранения, учета и контроля материальных ресурсов на складе предприятия АО «Алмак» было выявлено, что на предприятии проводится ручной учет имеющихся материальных ресурсов, что значительно снижает и качество и время работы, приводит к увеличению затрат на оплату труда работникам, занятым количественным и качественным учетом наличия материальных ресурсов.
Автоматизированное управление технологическими процессами современного складского хозяйства позволяет руководителям предприятий своевременно получать информацию о состоянии дел и при необходимости оперативно корректировать его работу. На предприятии было рекомендовано применить складскую систему «Ариадна», которая полностью управляет процессами размещения материальных ресурсов на складе. В программе есть возможность детально отследить движение любого артикула на приемке, хранении, отгрузке, переводе в брак и внутренних перемещениях. Общая величина затрат на приобретение и установку программы складского учета «Ариадна» составит 14 тыс. 550 руб. Применение складской программы «Ариадна» позволит предприятию увеличить пропускную способность склада в 1,5 раза, достичь почти 100 % точности выполнения заказов, уменьшить количество исполнителей, снизить трудозатраты, себестоимость работ, контролировать сроки годности, исключить потери от просроченных материальных ресурсов, увеличить доходность склада.
Подводя итоги проведенного финансового анализа можно сделать следующие выводы.
В 2018 году в АО «АЛМАК» наблюдается снижение финансовой устойчивости.
Имущество АО «АЛМАК» снизилось за 3 года, что свидетельствует о снижении активности производственной деятельности.
Имущественное положение предприятия соответствует характеру его производственной деятельности. Организация не зависит от заемных источников при формировании своих оборотных активов. Однако имеются проблемы погашения кредиторской и взыскания дебиторской задолженности, что сказывается на платежеспособности АО «АЛМАК».
Предприятию следует повышать свою финансовую устойчивость. Для этого требуется проведение комплексных мероприятий, направленных на оздоровление всех сторон деятельности АО «АЛМАК».
В состав данного комплекса можно включить продуманное планирование продвижения сбыта. Неустойчивое финансовое положение следует исправить путем оптимизации структуры пассивов, а также путем обоснованного снижения уровня дебиторской задолженности.
Таким образом, АО «АЛМАК» находится в сложной экономической ситуации, при которой снижение спроса на продукцию ведет к снижению объемов продаж и прибыли.
В организации необходимо провести ряд мероприятий для достижения финансовой устойчивости и повышении прибыли за счет сокращения себестоимости, также необходимо спрогнозировать рациональную структуру капитала.
По результатам анализа можно выделить сильные стороны в деятельности предприятия:
- организация технологического процесса на предприятии характеризуется положительно, так как соблюдаются требования нормативно-правовой базы при выполнении складских операций;
- складские работы на предприятии выполняются силами электропогрузчиков, что повышает скорость и качество складских работ по перемещению материальных ресурсов;
- хранение материальных ресурсов производится в большинстве случаев с соблюдением нормативной документации, что исключает возникновение дефектов.
Вместе с тем были выявлены недостатки в организации технологического процесса на предприятии: складская площадь используется не полностью - остается резерв для размещения материальных ресурсов.
В ходе проведенного анализа технологии организации хранения, учета и контроля материальных ресурсов на складе предприятия АО «Алмак» было выявлено, что на предприятии проводится ручной учет имеющихся материальных ресурсов, что значительно снижает и качество и время работы, приводит к увеличению затрат на оплату труда работникам, занятым количественным и качественным учетом наличия материальных ресурсов.
Автоматизированное управление технологическими процессами современного складского хозяйства позволяет руководителям предприятий своевременно получать информацию о состоянии дел и при необходимости оперативно корректировать его работу. На предприятии было рекомендовано применить складскую систему «Ариадна», которая полностью управляет процессами размещения материальных ресурсов на складе. В программе есть возможность детально отследить движение любого артикула на приемке, хранении, отгрузке, переводе в брак и внутренних перемещениях. Общая величина затрат на приобретение и установку программы складского учета «Ариадна» составит 14 тыс. 550 руб. Применение складской программы «Ариадна» позволит предприятию увеличить пропускную способность склада в 1,5 раза, достичь почти 100 % точности выполнения заказов, уменьшить количество исполнителей, снизить трудозатраты, себестоимость работ, контролировать сроки годности, исключить потери от просроченных материальных ресурсов, увеличить доходность склада.





