Трэвел-журналистика в блогосфере: традиции и новаторство
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК АСПЕКТ
ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Явление трэвел-журналистики. Понятие, история появления и
развития 6
1.2. Сущность трэвел-текста: признаки, жанры, типы 14
ГЛАВА 2. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМАХ 26
2.1. Особенности трэвел-журналистики в интернете 26
2.2. Трэвел-журналистика в блогах 34
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ТРЕВЭЛ-БЛОГОВ НА НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПЛАТФОРМАХ 47
3.1. Трэвел-блог в Instagram 47
3.2. Трэвел-блог в YouTube 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
ГЛАВА 1. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА КАК АСПЕКТ
ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Явление трэвел-журналистики. Понятие, история появления и
развития 6
1.2. Сущность трэвел-текста: признаки, жанры, типы 14
ГЛАВА 2. ТРЭВЕЛ-ЖУРНАЛИСТИКА НА ИНТЕРНЕТ-ПЛАТФОРМАХ 26
2.1. Особенности трэвел-журналистики в интернете 26
2.2. Трэвел-журналистика в блогах 34
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ И СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ТРЕВЭЛ-БЛОГОВ НА НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫХ ПЛАТФОРМАХ 47
3.1. Трэвел-блог в Instagram 47
3.2. Трэвел-блог в YouTube 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
На сегодняшний день путешествия стали одним из самых привлекательных и социально одобряемых способов досуга. Путешествовать стало доступнее и популярнее, чем раньше.
В связи с этим, а также с активным развитием диджитал-среды перед современными людьми появилось два вида вопросов: «Как получить больше актуальной и честной информации о запланированном для путешествия месте?» либо «Как поделиться своим туристическим опытом с общественностью, чтобы получить признание?». Так сложилось, что на оба этих запроса отвечают социальные сети: на разных площадках появилась масса трэвел-блогеров, о которых и пойдет речь в данном исследовании. Впервые за историю СМИ обычные пользователи стали играть более важную роль, нежели профессиональные журналисты. Таким образом в современной журналистике путешествий стерлась грань между создателями и потребителями контента, профессионалами и любителями.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также
1. активным ростом блогов о путешествиях в интернете;
2. отсутствии четкого понимания места трэвел-блогов в современной медиасфере;
3. разрозненностью мнений, определений и описаний явления в среде теоретиков трэвел-журналистики.
Объектом данного исследования являются современные блоги о путешествиях в социальных сетях.
Предмет исследования — ключевые особенности контента в трэвел- блогах, методы творческой деятельности авторов блогов и тенденции развития данной сферы.
Цель данного исследования — выявить основополагающие черты трэвел-блогов, а также их место и роль в современной медиасистеме.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
1. Установить определяющие схожие черты и ключевые различия между историческим и современным понятиями журналистики путешествий;
2. Предложить собственное определение понятию «трэвел- журналистика»;
3. Определить особенности функционирования трэвел-блогов и их место в системе других современных медиаресурсов;
4. Выявить специфику контента блогов о путешествиях и методов деятельности авторов в рамках данной сферы.
Степень изученности темы. Диджитал-среда, а особенно та часть интернета, которую занимают социальные сети, развивается крайне стремительно, и онлайн-журналистика путешествий в том числе. Несмотря на большое число исследований на эту тему, во-первых, многие из них достаточно быстро устаревают, во-вторых, на сегодняшний день теоретики не успевают за стихийно развивающимися практиками-блогерами. Однако ряд исследователей, которые внесли значимый вклад в изучение данной темы, назвать все же можно. В первую очередь, это И. В. Показаньева — главный теоретик современной трэвел-сферы. Кроме того, можно выделить таких исследователей, как Л. Г. Вихорева, И. В. Калинин, Т. Ю. Редькина, Н. В. Кривцов, М. С. Штейман.
Эмпирической базой для исследования послужили материалы двух современных трэвел-блогов — «шидд1еЬа1» и «Хочу домой».
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза:
современные тенденции развития интернет-среды повлекли за собой неконтролируемый всплеск гражданской журналистики, в частности, в сфере путешествий, которая, в свою очередь, стала формироваться по собственным законам и создавать новые способы передачи информации общественности.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе формируется целостная концепция нового витка трэвел- журналистики на разных платформах социальных медиа.
2. В работе уточняются и конкретизируются понятия «трэвел-
журналистика», «трэвел-медиатекст», «трэвел-блог», «травелог», «коллективное авторство», «гражданская журналистика» в аспекте российской медиасистемы.
Методы исследования. В данной работе был использован широкий спектр методов. При работе с теоретическими источниками и описании эмпирической базы исследования были применены сравнительный, индуктивный и структурно-функциональный методы. В рамках контент- анализа были проведены стилистический, семантический, синтаксический анализы и фото- и видеоанализ. Также использовались традиционные методы научного исследования, к которым относятся анализ, синтез, типологизация и т. п. Кроме того, частично данное исследование основано на личных авторских наблюдениях и собственном пользовательском опыте.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, конкретизации и дополнении данных по теме трэвел-журналистики блогеров в рамках журналистской деятельности.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для начинающих трэвел-журналистов, поскольку блогосфера является самой доступной платформой для начала карьеры. Также особые черты трэвел-журналистики в блогах, выявленные в данном исследовании, могут стать полезной информацией для путешествующих журналистов, уже публикующих тексты в блогах.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
В связи с этим, а также с активным развитием диджитал-среды перед современными людьми появилось два вида вопросов: «Как получить больше актуальной и честной информации о запланированном для путешествия месте?» либо «Как поделиться своим туристическим опытом с общественностью, чтобы получить признание?». Так сложилось, что на оба этих запроса отвечают социальные сети: на разных площадках появилась масса трэвел-блогеров, о которых и пойдет речь в данном исследовании. Впервые за историю СМИ обычные пользователи стали играть более важную роль, нежели профессиональные журналисты. Таким образом в современной журналистике путешествий стерлась грань между создателями и потребителями контента, профессионалами и любителями.
Актуальность данного исследования определяется его теоретической и практической значимостью, а также
1. активным ростом блогов о путешествиях в интернете;
2. отсутствии четкого понимания места трэвел-блогов в современной медиасфере;
3. разрозненностью мнений, определений и описаний явления в среде теоретиков трэвел-журналистики.
Объектом данного исследования являются современные блоги о путешествиях в социальных сетях.
Предмет исследования — ключевые особенности контента в трэвел- блогах, методы творческой деятельности авторов блогов и тенденции развития данной сферы.
Цель данного исследования — выявить основополагающие черты трэвел-блогов, а также их место и роль в современной медиасистеме.
Для достижения поставленной цели в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи:
1. Установить определяющие схожие черты и ключевые различия между историческим и современным понятиями журналистики путешествий;
2. Предложить собственное определение понятию «трэвел- журналистика»;
3. Определить особенности функционирования трэвел-блогов и их место в системе других современных медиаресурсов;
4. Выявить специфику контента блогов о путешествиях и методов деятельности авторов в рамках данной сферы.
Степень изученности темы. Диджитал-среда, а особенно та часть интернета, которую занимают социальные сети, развивается крайне стремительно, и онлайн-журналистика путешествий в том числе. Несмотря на большое число исследований на эту тему, во-первых, многие из них достаточно быстро устаревают, во-вторых, на сегодняшний день теоретики не успевают за стихийно развивающимися практиками-блогерами. Однако ряд исследователей, которые внесли значимый вклад в изучение данной темы, назвать все же можно. В первую очередь, это И. В. Показаньева — главный теоретик современной трэвел-сферы. Кроме того, можно выделить таких исследователей, как Л. Г. Вихорева, И. В. Калинин, Т. Ю. Редькина, Н. В. Кривцов, М. С. Штейман.
Эмпирической базой для исследования послужили материалы двух современных трэвел-блогов — «шидд1еЬа1» и «Хочу домой».
В процессе исследования была выдвинута следующая научная гипотеза:
современные тенденции развития интернет-среды повлекли за собой неконтролируемый всплеск гражданской журналистики, в частности, в сфере путешествий, которая, в свою очередь, стала формироваться по собственным законам и создавать новые способы передачи информации общественности.
Новизна исследования состоит в следующем:
1. В работе формируется целостная концепция нового витка трэвел- журналистики на разных платформах социальных медиа.
2. В работе уточняются и конкретизируются понятия «трэвел-
журналистика», «трэвел-медиатекст», «трэвел-блог», «травелог», «коллективное авторство», «гражданская журналистика» в аспекте российской медиасистемы.
Методы исследования. В данной работе был использован широкий спектр методов. При работе с теоретическими источниками и описании эмпирической базы исследования были применены сравнительный, индуктивный и структурно-функциональный методы. В рамках контент- анализа были проведены стилистический, семантический, синтаксический анализы и фото- и видеоанализ. Также использовались традиционные методы научного исследования, к которым относятся анализ, синтез, типологизация и т. п. Кроме того, частично данное исследование основано на личных авторских наблюдениях и собственном пользовательском опыте.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении, конкретизации и дополнении данных по теме трэвел-журналистики блогеров в рамках журналистской деятельности.
Практическая значимость исследования видится в том, что работа и ее выводы представляют интерес для начинающих трэвел-журналистов, поскольку блогосфера является самой доступной платформой для начала карьеры. Также особые черты трэвел-журналистики в блогах, выявленные в данном исследовании, могут стать полезной информацией для путешествующих журналистов, уже публикующих тексты в блогах.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Подводя итоги, можно утверждать, что главная цель выпускной квалификационной работы, а именно выявление основополагающих черт трэвел-блогов, а также их места и роли в современной медиасистеме достигнута.
В процессе достижения цели были решены все поставленные задачи: установлены определяющие схожие черты и ключевые различия между историческим и современным понятиями журналистики путешествий; предложено собственное определение понятия «трэвел-журналистика»; определены особенности функционирования трэвел-блогов и их место в системе других современных медиаресурсов; выявлена специфика контента блогов о путешествиях и методов деятельности авторов в рамках данной сферы.
Таким образом, обращение к научной литературе, интернет- публикациям и эмпирическим источникам с параллельным анализом вышеперечисленных источников информации в рамках данной исследовательской работы позволило прийти к ряду основных выводов:
1. Функции трэвел-журналистики в целом идентичны функциям
классической журналистики. Однако нельзя не отметить отличие данного направления: в нем наиболее ярко проявляются коммуникативные, культуроформирующие, рекреативные и рекламно-справочные функции.
2. Современные пользователи социальных сетей могут прямым образом влиять на контент, транслируемый в блогосфере. Вовлеченность потребителей в создание контента сейчас велика до такой степени, что частично делает его автором продукта.
3. В современной трэвел-журналистике стерлась граница между создателями и потребителями контента, профессионалами и любителями. Гражданские журналисты сегодня зачастую играют более важную роль, чем профессиональные.
4. Главная отличительная особенность классических блогов от других медиаресурсов — ярковыраженная личность адресанта. При этом функционал социальных сетей еще больше нацелен на трансформацию личности автора из недосягаемой в близкую.
5. Деятельность блогера не всегда является непрофессиональной, более того, зачастую она вынуждена быть профессиональной, поскольку конкуренция на этом рынке из -за его доступности очень высока.
6. Заменяя медиа, блогеры вынуждены самостоятельно выполнять ряд задач, которые в классических СМИ выполняют конкретные специалисты. Блогер должен не только создавать качественный контент (быть автором, редактором, монтажером и т. д.), но и уметь продвигать его.
7. Сегодня ответственность за то, чтобы коммуникативные функции науки и культуры, а также других видов духовно-познавательных процессов, происходящих в обществе, в полной мере реализовались в массовом информационном процессе несут трэвел-блогеры.
8. Деятельность внутри современного трэвел-блогинга не имеет
четких рамок и границ и зависит исключительно от целей и задач самого автора блога. Данная сфера интернета стремительно развивается в сторону кроссжанровости, интенционального,
тематического и формообразующего разнообразия, а также является доступной и востребованной для аудитории.
Таким образом, данная исследовательская работа с теоретической точки зрения позволила обобщить, конкретизировать и дополнить имеющиеся в научной сфере данные на актуальную сегодня тему трэвел- журналистики в блогосфере. С практической стороны данное исследование может быть полезным для начинающих трэвел-журналистов, поскольку блогосфера является самой доступной платформой для начала карьеры.
В процессе достижения цели были решены все поставленные задачи: установлены определяющие схожие черты и ключевые различия между историческим и современным понятиями журналистики путешествий; предложено собственное определение понятия «трэвел-журналистика»; определены особенности функционирования трэвел-блогов и их место в системе других современных медиаресурсов; выявлена специфика контента блогов о путешествиях и методов деятельности авторов в рамках данной сферы.
Таким образом, обращение к научной литературе, интернет- публикациям и эмпирическим источникам с параллельным анализом вышеперечисленных источников информации в рамках данной исследовательской работы позволило прийти к ряду основных выводов:
1. Функции трэвел-журналистики в целом идентичны функциям
классической журналистики. Однако нельзя не отметить отличие данного направления: в нем наиболее ярко проявляются коммуникативные, культуроформирующие, рекреативные и рекламно-справочные функции.
2. Современные пользователи социальных сетей могут прямым образом влиять на контент, транслируемый в блогосфере. Вовлеченность потребителей в создание контента сейчас велика до такой степени, что частично делает его автором продукта.
3. В современной трэвел-журналистике стерлась граница между создателями и потребителями контента, профессионалами и любителями. Гражданские журналисты сегодня зачастую играют более важную роль, чем профессиональные.
4. Главная отличительная особенность классических блогов от других медиаресурсов — ярковыраженная личность адресанта. При этом функционал социальных сетей еще больше нацелен на трансформацию личности автора из недосягаемой в близкую.
5. Деятельность блогера не всегда является непрофессиональной, более того, зачастую она вынуждена быть профессиональной, поскольку конкуренция на этом рынке из -за его доступности очень высока.
6. Заменяя медиа, блогеры вынуждены самостоятельно выполнять ряд задач, которые в классических СМИ выполняют конкретные специалисты. Блогер должен не только создавать качественный контент (быть автором, редактором, монтажером и т. д.), но и уметь продвигать его.
7. Сегодня ответственность за то, чтобы коммуникативные функции науки и культуры, а также других видов духовно-познавательных процессов, происходящих в обществе, в полной мере реализовались в массовом информационном процессе несут трэвел-блогеры.
8. Деятельность внутри современного трэвел-блогинга не имеет
четких рамок и границ и зависит исключительно от целей и задач самого автора блога. Данная сфера интернета стремительно развивается в сторону кроссжанровости, интенционального,
тематического и формообразующего разнообразия, а также является доступной и востребованной для аудитории.
Таким образом, данная исследовательская работа с теоретической точки зрения позволила обобщить, конкретизировать и дополнить имеющиеся в научной сфере данные на актуальную сегодня тему трэвел- журналистики в блогосфере. С практической стороны данное исследование может быть полезным для начинающих трэвел-журналистов, поскольку блогосфера является самой доступной платформой для начала карьеры.



