Влияние автомобильного транспорта на городскую среду Горно-Алтайска
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА 6
1.1 Транспорт как источник загрязнения окружающей среды 6
1.2 Состав выхлопных газов автомобильного транспорта 10
1.3 Влияние автомобильного транспорта на почвенный покров 14
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСК 17
2.1 Физико-географические особенности города Горно-Алтайск 17
2.2 Экологическая обстановка в городе Горно-Алтайск 23
2.3 Понятие фитотоксичности загрязнённых почв 26
ГЛАВА 3. СВОЙСТВА ПОЧВ ПРИДОРОЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСК 28
3.1 Влияние автомобильного транспорта на среду города Горно-
Алтайск 28
3.2 Оценка интенсивности транспортного потока на территории города
Горно-Алтайск 35
3.3 Оценка фитотоксичности почв придорожных территорий города
Горно-Алтайск 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА 1. ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ТРАНСПОРТНО-ДОРОЖНОГО КОМПЛЕКСА 6
1.1 Транспорт как источник загрязнения окружающей среды 6
1.2 Состав выхлопных газов автомобильного транспорта 10
1.3 Влияние автомобильного транспорта на почвенный покров 14
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСК 17
2.1 Физико-географические особенности города Горно-Алтайск 17
2.2 Экологическая обстановка в городе Горно-Алтайск 23
2.3 Понятие фитотоксичности загрязнённых почв 26
ГЛАВА 3. СВОЙСТВА ПОЧВ ПРИДОРОЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСК 28
3.1 Влияние автомобильного транспорта на среду города Горно-
Алтайск 28
3.2 Оценка интенсивности транспортного потока на территории города
Горно-Алтайск 35
3.3 Оценка фитотоксичности почв придорожных территорий города
Горно-Алтайск 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Данная работа является продолжением исследований, которые были начаты в 2016-2017 учебном году. В периоде с 2017 по 2020 года были не только собраны теоретические сведения об изучаемой проблеме, но и проведена биологическая индикация загрязнённости почвенного покрова на территории города Горно-Алтайска.
Выбросы от автомобилей, загрязняющие атмосферу, превосходят по объёму выбросы от железнодорожных транспортных средств. Далее, по убыванию, идут воздушный и внутренний водный виды транспорта. К постоянному ухудшению экологической обстановки приводят несоответствие транспортных средств экологическим требованиям, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, увеличение транспортных потоков.
Кроме отравления вредоносными выбросами газов воздуха автомобильный транспорт загрязняет значительные территории топливно-смазочными материалами и является мощным источником повышенного шума и электромагнитных излучений.
Актуальность данной темы состоит в том, что количество автотранспортных средств растёт с каждым годом, соответственно, растёт и содержание вредных веществ в атмосферном воздухе. Постоянный рост числа автомобилей оказывает всё большее отрицательное влияние на окружающую среду.
Объектом данного исследования является загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом.
Предмет исследования - влияние автомобильного транспорта на городскую среду Горно-Алтайска.
Цель исследования - рассмотрение степени влияния автомобильного транспорта на городскую окружающую среду.
Задачи:
1) определить спектр вредных воздействий автотранспорта;
2) рассмотреть состав выхлопных газов;
3) изучить влияние автомобильного транспорта на почвенный покров;
4) провести оценку фитотоксичности придорожных территорий города Горно-Алтайска.
В ходе работы были использованы следующие методы: сравнительно- географический, системного анализа, картографический, библиографический, наблюдения и эксперимент.
Новизна работы. Впервые, на примере города Горно-Алтайск, подробно использован метод биоиндикации для определения воздействия автомобильного транспорта на токсичность почвенного покрова. Выполнена картосхема фитотоксичности почвенного покрова. Проведена оценка интенсивности транспортного потока на главные перекрёстки города.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут использоваться для прогнозирования экологической обстановки города на локальном и региональном уровнях. Также полученные данные могут быть использованы в качестве оценочного материала администрацией г. Горно-Алтайска, для разработки комплекса мероприятий по детоксикации почв и оздоровления общей экологической обстановки.
В представленной на рассмотрение выпускной квалификационной работе исследуется возможность использования доступного метода экологической оценки почвенного покрова методом биоиндикации.
Апробация работы и публикации. Основные результаты работы представлены на V региональной молодёжной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, АлтГУ, 2018 г.); международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае» (Барнаул, АлтГУ, 2018 г.).
Публикации. По теме выпускной квалификационной работы опубликованы 2 научные статьи.
Выбросы от автомобилей, загрязняющие атмосферу, превосходят по объёму выбросы от железнодорожных транспортных средств. Далее, по убыванию, идут воздушный и внутренний водный виды транспорта. К постоянному ухудшению экологической обстановки приводят несоответствие транспортных средств экологическим требованиям, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог, увеличение транспортных потоков.
Кроме отравления вредоносными выбросами газов воздуха автомобильный транспорт загрязняет значительные территории топливно-смазочными материалами и является мощным источником повышенного шума и электромагнитных излучений.
Актуальность данной темы состоит в том, что количество автотранспортных средств растёт с каждым годом, соответственно, растёт и содержание вредных веществ в атмосферном воздухе. Постоянный рост числа автомобилей оказывает всё большее отрицательное влияние на окружающую среду.
Объектом данного исследования является загрязнение окружающей среды автомобильным транспортом.
Предмет исследования - влияние автомобильного транспорта на городскую среду Горно-Алтайска.
Цель исследования - рассмотрение степени влияния автомобильного транспорта на городскую окружающую среду.
Задачи:
1) определить спектр вредных воздействий автотранспорта;
2) рассмотреть состав выхлопных газов;
3) изучить влияние автомобильного транспорта на почвенный покров;
4) провести оценку фитотоксичности придорожных территорий города Горно-Алтайска.
В ходе работы были использованы следующие методы: сравнительно- географический, системного анализа, картографический, библиографический, наблюдения и эксперимент.
Новизна работы. Впервые, на примере города Горно-Алтайск, подробно использован метод биоиндикации для определения воздействия автомобильного транспорта на токсичность почвенного покрова. Выполнена картосхема фитотоксичности почвенного покрова. Проведена оценка интенсивности транспортного потока на главные перекрёстки города.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут использоваться для прогнозирования экологической обстановки города на локальном и региональном уровнях. Также полученные данные могут быть использованы в качестве оценочного материала администрацией г. Горно-Алтайска, для разработки комплекса мероприятий по детоксикации почв и оздоровления общей экологической обстановки.
В представленной на рассмотрение выпускной квалификационной работе исследуется возможность использования доступного метода экологической оценки почвенного покрова методом биоиндикации.
Апробация работы и публикации. Основные результаты работы представлены на V региональной молодёжной конференции «Мой выбор - наука!» (Барнаул, АлтГУ, 2018 г.); международной конференции «Ломоносовские чтения на Алтае» (Барнаул, АлтГУ, 2018 г.).
Публикации. По теме выпускной квалификационной работы опубликованы 2 научные статьи.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены. В ходе исследования было рассмотрено, как воздействует автотранспорт на окружающую среду; проанализирован состав отработавших газов двигателей внутреннего сгорания; в рамках практической части проведена биологическая индикация загрязнённости почвенного покрова и проведено исследование интенсивности транспортного потока на территории города Г орно-Алтайска.
От автотранспорта в окружающую среду выделяется большое количество различных веществ как нетоксичных, так и токсичных. Наиболее опасными из них являются отработавшие газы, картерные газы и топливные испарения. К токсичным компонентам выхлопных газов относят оксид углерода, углеводороды неканцерогенные, альдегиды, оксид серы, сажу и бенз(а)пирен. К нетоксичным веществам относят азот, кислород, пары воды и диоксид углерода. Для контроля над выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду были введены нормы ПДК. ПДК установлены нормативы выбросов и сбросов в природную среду вредных веществ без ущерба для неё.
Так, для почвенного покрова наибольшую опасность представляют тяжёлые металлы, переходящие в растворы. Только в растворённом виде они могут нанести серьёзный ущерб почвенному покрову и растительности, а при попадании в организм человека способны вызвать тяжёлые заболевания, а иногда и привести к летальному исходу.
Помимо химического загрязнения автотранспорт привносит в окружающую среду механическое и физическое загрязнение. В случае физического загрязнения это искусственный шумовой фон. Повышенный уровень шума пагубно сказывается на вестибулярном аппарате человека, способен приводить к физическим и психическим расстройствам. Если человек длительное время испытывает повышенную шумовую нагрузку, он становится более раздражительным, невнимательным, наблюдаются апатия и нежелание контактировать с другими людьми. Постоянная шумовая нагрузка может привести к серьёзным проблемам со здоровьем.
Опасность механического загрязнения состоит в том, что большая часть твёрдых отходов от автотранспорта выбрасываются на несанкционированных свалках без соблюдения норм о выбросах токсичных отходов. Утилизация и переработка таких отходов затратный и трудоёмкий процесс, поэтому значительная их доля остаётся нетронутой. Доля подвергающихся переработке отходов составляет менее 50% от ежегодной утилизации.
Для оценки качества придорожного почвенного покрова на территории города Горно-Алтайска была проведена биологическая индикация загрязнённости почвенного покрова. В ходе исследования было выявлено, что почвы близ автомобильных дорог зачастую обладают сильной и средней фитотоксичностью и находятся в напряжённом состоянии. На сегодняшний день автотранспорт - ведущий фактор загрязнения окружающей среды.
Интенсивность транспортного потока высокая. Связано это с рекреационной значимостью города, а также низкой плотностью дорожного полотна. Расширение дорожной сети проблематично в силу ограниченности территории из-за горного рельефа.
От автотранспорта в окружающую среду выделяется большое количество различных веществ как нетоксичных, так и токсичных. Наиболее опасными из них являются отработавшие газы, картерные газы и топливные испарения. К токсичным компонентам выхлопных газов относят оксид углерода, углеводороды неканцерогенные, альдегиды, оксид серы, сажу и бенз(а)пирен. К нетоксичным веществам относят азот, кислород, пары воды и диоксид углерода. Для контроля над выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду были введены нормы ПДК. ПДК установлены нормативы выбросов и сбросов в природную среду вредных веществ без ущерба для неё.
Так, для почвенного покрова наибольшую опасность представляют тяжёлые металлы, переходящие в растворы. Только в растворённом виде они могут нанести серьёзный ущерб почвенному покрову и растительности, а при попадании в организм человека способны вызвать тяжёлые заболевания, а иногда и привести к летальному исходу.
Помимо химического загрязнения автотранспорт привносит в окружающую среду механическое и физическое загрязнение. В случае физического загрязнения это искусственный шумовой фон. Повышенный уровень шума пагубно сказывается на вестибулярном аппарате человека, способен приводить к физическим и психическим расстройствам. Если человек длительное время испытывает повышенную шумовую нагрузку, он становится более раздражительным, невнимательным, наблюдаются апатия и нежелание контактировать с другими людьми. Постоянная шумовая нагрузка может привести к серьёзным проблемам со здоровьем.
Опасность механического загрязнения состоит в том, что большая часть твёрдых отходов от автотранспорта выбрасываются на несанкционированных свалках без соблюдения норм о выбросах токсичных отходов. Утилизация и переработка таких отходов затратный и трудоёмкий процесс, поэтому значительная их доля остаётся нетронутой. Доля подвергающихся переработке отходов составляет менее 50% от ежегодной утилизации.
Для оценки качества придорожного почвенного покрова на территории города Горно-Алтайска была проведена биологическая индикация загрязнённости почвенного покрова. В ходе исследования было выявлено, что почвы близ автомобильных дорог зачастую обладают сильной и средней фитотоксичностью и находятся в напряжённом состоянии. На сегодняшний день автотранспорт - ведущий фактор загрязнения окружающей среды.
Интенсивность транспортного потока высокая. Связано это с рекреационной значимостью города, а также низкой плотностью дорожного полотна. Расширение дорожной сети проблематично в силу ограниченности территории из-за горного рельефа.



