Повышение эффективности управления муниципальными финансами на примере города Барнаула
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ
1.1 Сущность управления муниципальными финансами 7
1.2 Принципы формирования муниципальных финансов 13
1.3 Теоретические аспекты управления доходной базой бюджетов
муниципальных образований в Российской Федерации 19
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА
2.1 Правовая база управления бюджетом 33
2.2 Характеристика деятельности органов управления муниципальными
финансами 34
2.3 Анализ финансовых ресурсов и доходной базы 42
2.4 Общая информация об исполнении бюджета по расходам 50
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА
3.1 Совершенствование методов программно-целевого управления
бюджетными расходами 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ
1.1 Сущность управления муниципальными финансами 7
1.2 Принципы формирования муниципальных финансов 13
1.3 Теоретические аспекты управления доходной базой бюджетов
муниципальных образований в Российской Федерации 19
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРИМЕРЕ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА
2.1 Правовая база управления бюджетом 33
2.2 Характеристика деятельности органов управления муниципальными
финансами 34
2.3 Анализ финансовых ресурсов и доходной базы 42
2.4 Общая информация об исполнении бюджета по расходам 50
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА - ГОРОДА БАРНАУЛА
3.1 Совершенствование методов программно-целевого управления
бюджетными расходами 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
На современном этапе экономического развития Российской Федерации можно выделить эволюцию системы межбюджетных отношений. В связи с этим как никогда необходимо прорабатывать основы бюджетного федерализма, формировать стимулы у органов государственной власти и местного самоуправления к наращиванию темпов экономического роста.
В наше время состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. На местные бюджеты кроме собственных обязательств накладывается и ряд государственных полномочий, которые в свою очередь не сопровождаются должным финансированием. Недостаточная собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. Делая вывод можно сказать, что большое значение для органов местной власти играет грамотное, эффективное и сбалансированное управление муниципальными финансами.
Объектом изучения является городской округ - город Барнаул.
Предметом - деятельность органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула.
Целью данной работы является выявление и способы решения некоторых проблем в эффективности управления муниципальными финансами.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить деятельность органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула.
2. Провести оценку эффективности управления муниципальными финансами.
3. Выявить основные проблемы в оценке эффективности управления муниципальными финансами.
4. Найти возможные пути решения некоторых проблем в оценке эффективности управления муниципальными финансами.
К числу проблем формирования и использования местных бюджетов следует отнести и такие как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.
Таким образом, в наше время актуальной является проблема регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации - муниципальные образования. Возникает необходимость разработки
теоретических основ и практических рекомендаций по формированию отдельных направлений финансовой политики на субрегиональном уровне.
Анализ является одним из важнейших этапов процесса управления муниципальными финансами, а аналитический инструментарий - мощным управленческим рычагом, результаты которого могут быть положены в основу процесса управления муниципальными финансовыми ресурсами. На этапе разработки стратегии развития муниципальных образований и субъекта в целом и выбора направлений бюджетно-налоговой политики важное значение приобретает комплексный анализ достигнутого уровня социально¬экономического развития, показателей состояния местного бюджета, проводимый в разрезе сопоставимых групп муниципальных образований. Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.
Административное подчинение определяет статус и основной набор функций муниципального образования. Муниципальные образования по данной характеристике подразделяются на город (центр субъекта Российской Федерации), город (областного или республиканского подчинения), город (районный центр областного или республиканского подчинения), с подчиненными ему населенными пунктами, район с центром в городе, район с центром в поселке городского типа или селе, одно или несколько сельских поселений.
Численность населения является традиционной характеристикой при классификации и анализе поселений, отражая социально-экономический потенциал муниципального образования. По численности населения муниципальные образования делятся на: крупнейшие - свыше 1000 тыс. чел., крупные - от 500 до 1000 тыс. чел., большие - от 100 до 500 тыс. чел., средние - от 50 до 100 тыс. чел., малые - до 50 тыс. чел.
Экономический профиль является важной характеристикой для оценки устойчивости экономики муниципального образования и отражает преобладание отрасли народного хозяйства в экономике территории. Муниципальные образования классифицированы на промышленные, промышленно-аграрные, аграрные, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и наукограды.
В рамках темы повышения эффективности управления муниципальными финансами особое внимание должно быть уделено программам данного направления. В городе Барнауле в настоящее время действует муниципальная программа «Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2018 - 2023 годы», утвержденная постановлением администрации города Барнаула от 26 сентября 2017 года № 1988 (в ред. Постановления администрации города Барнаула от 27.03.2018 N 566) [12]. Целью данной программы является
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа - города Барнаула.
В наше время состояние бюджетной системы характеризуется децентрализацией расходных полномочий и одновременно концентрацией доходных источников на федеральном уровне. На местные бюджеты кроме собственных обязательств накладывается и ряд государственных полномочий, которые в свою очередь не сопровождаются должным финансированием. Недостаточная собираемость доходов не способствует укреплению финансовой самостоятельности территорий Российской Федерации. Делая вывод можно сказать, что большое значение для органов местной власти играет грамотное, эффективное и сбалансированное управление муниципальными финансами.
Объектом изучения является городской округ - город Барнаул.
Предметом - деятельность органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула.
Целью данной работы является выявление и способы решения некоторых проблем в эффективности управления муниципальными финансами.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить деятельность органов местного самоуправления городского округа - города Барнаула.
2. Провести оценку эффективности управления муниципальными финансами.
3. Выявить основные проблемы в оценке эффективности управления муниципальными финансами.
4. Найти возможные пути решения некоторых проблем в оценке эффективности управления муниципальными финансами.
К числу проблем формирования и использования местных бюджетов следует отнести и такие как неэффективность расходов бюджетов, наличие фактов нецелевого использования средств, недостаточное развитие муниципальной финансовой статистики, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.
Таким образом, в наше время актуальной является проблема регулирования межбюджетных отношений на уровне субъект Федерации - муниципальные образования. Возникает необходимость разработки
теоретических основ и практических рекомендаций по формированию отдельных направлений финансовой политики на субрегиональном уровне.
Анализ является одним из важнейших этапов процесса управления муниципальными финансами, а аналитический инструментарий - мощным управленческим рычагом, результаты которого могут быть положены в основу процесса управления муниципальными финансовыми ресурсами. На этапе разработки стратегии развития муниципальных образований и субъекта в целом и выбора направлений бюджетно-налоговой политики важное значение приобретает комплексный анализ достигнутого уровня социально¬экономического развития, показателей состояния местного бюджета, проводимый в разрезе сопоставимых групп муниципальных образований. Выделение различных типов муниципальных образований возможно на основе сочетания трех основных характеристик: административное подчинение, численность населения, экономический профиль.
Административное подчинение определяет статус и основной набор функций муниципального образования. Муниципальные образования по данной характеристике подразделяются на город (центр субъекта Российской Федерации), город (областного или республиканского подчинения), город (районный центр областного или республиканского подчинения), с подчиненными ему населенными пунктами, район с центром в городе, район с центром в поселке городского типа или селе, одно или несколько сельских поселений.
Численность населения является традиционной характеристикой при классификации и анализе поселений, отражая социально-экономический потенциал муниципального образования. По численности населения муниципальные образования делятся на: крупнейшие - свыше 1000 тыс. чел., крупные - от 500 до 1000 тыс. чел., большие - от 100 до 500 тыс. чел., средние - от 50 до 100 тыс. чел., малые - до 50 тыс. чел.
Экономический профиль является важной характеристикой для оценки устойчивости экономики муниципального образования и отражает преобладание отрасли народного хозяйства в экономике территории. Муниципальные образования классифицированы на промышленные, промышленно-аграрные, аграрные, закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) и наукограды.
В рамках темы повышения эффективности управления муниципальными финансами особое внимание должно быть уделено программам данного направления. В городе Барнауле в настоящее время действует муниципальная программа «Управление муниципальными финансами города Барнаула на 2018 - 2023 годы», утвержденная постановлением администрации города Барнаула от 26 сентября 2017 года № 1988 (в ред. Постановления администрации города Барнаула от 27.03.2018 N 566) [12]. Целью данной программы является
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа - города Барнаула.
В процессе работы над темой «Управление финансами муниципальных образований: состояние, направления совершенствования» мы сделали ряд следующих выводов:
Во-первых, в настоящее время российское законодательство в области бюджетной политики претерпевает значительные изменения, и адаптация муниципалитетов к новым условиям осуществляется по-разному. Между муниципальными образованиями наблюдаются настолько существенные различия в качественном уровне управления муниципальными финансами (в используемых процедурах, инструментах и технологиях управления), что было бы нецелесообразным установить единый законодательный набор правил и стандартов, способных единовременно обеспечить создание юридической среды, адекватной для всех муниципальных образований. Поэтому нормативно¬правовая база в области бюджетной политики устанавливает лишь общие принципы управления муниципальными финансами.
Представляется разумным в дополнение к законодательным требованиям, обязательным и реальным для выполнения всеми, без исключения, муниципальными образованиями и достаточным для обеспечения единства бюджетной системы и базовых принципов организации бюджетного процесса, внедрить стандарты более высокого уровня. Муниципалитеты, которые в своей деятельности руководствуются стандартами, превышающими
«законодательную основу», для дальнейшего прогресса нуждаются в более высоких стандартах.
Во-вторых, для более эффективного регулирования управления общественными финансами необходимо ввести:
Обязательные для исполнения минимальные требования, установленные в федеральном законодательстве.
Рекомендуемые нормативы и параметры, соблюдение которых будет учитываться при предоставлении целевой обусловленной финансовой помощи (субсидий).
В условиях развития бюджетного федерализма статус органов местного самоуправления повышается, и муниципальные власти наделяются все большей самостоятельностью. Соответственно, возрастает и их ответственность за последствия принимаемых решений. Поэтому органы местного самоуправления наряду с государственными органами власти заинтересованы во внедрении более эффективных стандартов в сфере управления финансами и выборе наиболее оптимальных вариантов.
В-третьих, представляется необходимым информировать органы местного самоуправления о наиболее современных методах управления муниципальными финансами. Многолетнее сотрудничество государства с органами местного самоуправления подтверждает, что муниципалитеты проявляют живой интерес к изучению и внедрению передовых технологий управления, пользующихся признанием российских и зарубежных муниципалитетов.
В процессе написания данной дипломной работы мы сделали следующее заключение:
Во-первых, в России отсутствуют как достоверная статистика муниципальных финансов, так и общепризнанные методики, способные рассчитать расходные обязательства органов власти в новых условиях.
Во-вторых, по объективным причинам (большое количество субъектов межбюджетных отношений, многообразие форм и инструментов отношений, отсутствие прежде аналогичной практики) невозможно спрогнозировать, как сложится распределение расходных полномочий между районами и поселениями, какие при этом образуются объективные потребности в финансовых ресурсах.
Нельзя обойти вниманием органы местного самоуправления. Им как органам публичной власти отводится в регулировании экономической деятельности в регионе значительная роль. При этом наиболее сложная проблема - разграничение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти. Сложность заключается в том, что экономические отношения включают в себя целый комплекс вопросов производственного, финансового, административного, социального порядка, регулируемых на всех уровнях власти. Выделить те проблемы, которые должны решаться только на уровне муниципальных образований, достаточно трудно. Поэтому наряду с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регионах приняты свои законы.
Развитие экономики в регионе регулируется целым комплексом средств экономического и государственно-правового характера. Региональное законодательство в этой сфере развивается в соответствии с федеральными актами применительно к различным отраслям региональной экономики.
В этой связи предстоит решить ряд актуальных проблем. Лучше отладить взаимодействие областных, окружных и федеральных структур. Привести региональные акты в соответствие с федеральным законодательством. Создать более эффективные механизмы согласованного правотворчества РФ с ее субъектами. Усилить внимание региональных органов к реализации федеральных законов и иных актов.
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что мы достигли поставленной цели, т.е. проанализировали, выявили недостатки в системе управления муниципальными финансами, а также предложили ряд рекомендаций по их устранению.
Несмотря на то, что тема выпускной квалификационной работы связана с совершенствованием межбюджетных отношений, ряд предлагаемых к реализации мер направлен на совершенствование работы комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула и ГРБС. Это объясняется тем, что существует необходимость гармонизировать бюджетную работу на уровне города с проводимой на федеральном региональном уровне политикой БОР. В связи с этим можно внести следующие предложения, актуальные, по нашему мнению на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 гг.:
• конкретизировать ответственность руководителей ГРБС за своевременное формирование проектов ведомственных программ их корректировку и контроль исполнения;
• ввести норму, согласно которой оказание платных услуг, возможно только при отражении данной деятельности в рамках ВЦП;
• увязать применение поощрительных мер к сотрудникам подведомственных учреждений ГРБС с достижением запланированных программных показателей;
• При разработке ВЦП предусматривать источники финансирования как за счет бюджета города Барнаула, так и за счет средств регионального бюджета.
Учитывая, что как финансирование из местного бюджета, так и финансирование из регионального бюджета в форме субвенций (а для здравоохранения еще и финансирование через ФОМС) осуществляется из разных источников, но, по сути, для финансирования одних и тех же муниципальных услуг, необходимо увязать планирование из разных источников в рамках выполнения программ ВЦП.
Наконец, следует обратить внимание на то, что в настоящий момент финансирование переданных полномочий из краевого бюджета не увязано с достигнутыми результатами ГРБС, т. е. в настоящий момент сложилась ситуация, когда выделение средств из регионального бюджета не увязано с внедрением БОР на муниципальном уровне.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент главным направлением работы по совершенствованию межбюджетных отношений для городского округа - города Барнаула Алтайского края является гармонизация введения БОР на региональном и муниципальном уровне и увязка финансирования переданных полномочий за счет краевого бюджета с мероприятиями по внедрению БОР и их результатами.
Неэффективность бюджетной системы России отчетливо проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными благами, а бюджетные учреждения — достаточным финансированием, чтобы своевременно погашать собственные заимствования на открытом рынке. Непомерные объемы кредиторской задолженности, непрозрачность и неполная подконтрольность финансовых операций исполнительных органов власти законодательным органам обусловливают необходимость разработки мер по укреплению финансовых основ местных бюджетов, закреплению в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения в местный бюджет.
Во-первых, в настоящее время российское законодательство в области бюджетной политики претерпевает значительные изменения, и адаптация муниципалитетов к новым условиям осуществляется по-разному. Между муниципальными образованиями наблюдаются настолько существенные различия в качественном уровне управления муниципальными финансами (в используемых процедурах, инструментах и технологиях управления), что было бы нецелесообразным установить единый законодательный набор правил и стандартов, способных единовременно обеспечить создание юридической среды, адекватной для всех муниципальных образований. Поэтому нормативно¬правовая база в области бюджетной политики устанавливает лишь общие принципы управления муниципальными финансами.
Представляется разумным в дополнение к законодательным требованиям, обязательным и реальным для выполнения всеми, без исключения, муниципальными образованиями и достаточным для обеспечения единства бюджетной системы и базовых принципов организации бюджетного процесса, внедрить стандарты более высокого уровня. Муниципалитеты, которые в своей деятельности руководствуются стандартами, превышающими
«законодательную основу», для дальнейшего прогресса нуждаются в более высоких стандартах.
Во-вторых, для более эффективного регулирования управления общественными финансами необходимо ввести:
Обязательные для исполнения минимальные требования, установленные в федеральном законодательстве.
Рекомендуемые нормативы и параметры, соблюдение которых будет учитываться при предоставлении целевой обусловленной финансовой помощи (субсидий).
В условиях развития бюджетного федерализма статус органов местного самоуправления повышается, и муниципальные власти наделяются все большей самостоятельностью. Соответственно, возрастает и их ответственность за последствия принимаемых решений. Поэтому органы местного самоуправления наряду с государственными органами власти заинтересованы во внедрении более эффективных стандартов в сфере управления финансами и выборе наиболее оптимальных вариантов.
В-третьих, представляется необходимым информировать органы местного самоуправления о наиболее современных методах управления муниципальными финансами. Многолетнее сотрудничество государства с органами местного самоуправления подтверждает, что муниципалитеты проявляют живой интерес к изучению и внедрению передовых технологий управления, пользующихся признанием российских и зарубежных муниципалитетов.
В процессе написания данной дипломной работы мы сделали следующее заключение:
Во-первых, в России отсутствуют как достоверная статистика муниципальных финансов, так и общепризнанные методики, способные рассчитать расходные обязательства органов власти в новых условиях.
Во-вторых, по объективным причинам (большое количество субъектов межбюджетных отношений, многообразие форм и инструментов отношений, отсутствие прежде аналогичной практики) невозможно спрогнозировать, как сложится распределение расходных полномочий между районами и поселениями, какие при этом образуются объективные потребности в финансовых ресурсах.
Нельзя обойти вниманием органы местного самоуправления. Им как органам публичной власти отводится в регулировании экономической деятельности в регионе значительная роль. При этом наиболее сложная проблема - разграничение полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти. Сложность заключается в том, что экономические отношения включают в себя целый комплекс вопросов производственного, финансового, административного, социального порядка, регулируемых на всех уровнях власти. Выделить те проблемы, которые должны решаться только на уровне муниципальных образований, достаточно трудно. Поэтому наряду с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регионах приняты свои законы.
Развитие экономики в регионе регулируется целым комплексом средств экономического и государственно-правового характера. Региональное законодательство в этой сфере развивается в соответствии с федеральными актами применительно к различным отраслям региональной экономики.
В этой связи предстоит решить ряд актуальных проблем. Лучше отладить взаимодействие областных, окружных и федеральных структур. Привести региональные акты в соответствие с федеральным законодательством. Создать более эффективные механизмы согласованного правотворчества РФ с ее субъектами. Усилить внимание региональных органов к реализации федеральных законов и иных актов.
Основываясь на вышеизложенном, можно сказать, что мы достигли поставленной цели, т.е. проанализировали, выявили недостатки в системе управления муниципальными финансами, а также предложили ряд рекомендаций по их устранению.
Несмотря на то, что тема выпускной квалификационной работы связана с совершенствованием межбюджетных отношений, ряд предлагаемых к реализации мер направлен на совершенствование работы комитета по финансам, налоговой и кредитной политике города Барнаула и ГРБС. Это объясняется тем, что существует необходимость гармонизировать бюджетную работу на уровне города с проводимой на федеральном региональном уровне политикой БОР. В связи с этим можно внести следующие предложения, актуальные, по нашему мнению на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 гг.:
• конкретизировать ответственность руководителей ГРБС за своевременное формирование проектов ведомственных программ их корректировку и контроль исполнения;
• ввести норму, согласно которой оказание платных услуг, возможно только при отражении данной деятельности в рамках ВЦП;
• увязать применение поощрительных мер к сотрудникам подведомственных учреждений ГРБС с достижением запланированных программных показателей;
• При разработке ВЦП предусматривать источники финансирования как за счет бюджета города Барнаула, так и за счет средств регионального бюджета.
Учитывая, что как финансирование из местного бюджета, так и финансирование из регионального бюджета в форме субвенций (а для здравоохранения еще и финансирование через ФОМС) осуществляется из разных источников, но, по сути, для финансирования одних и тех же муниципальных услуг, необходимо увязать планирование из разных источников в рамках выполнения программ ВЦП.
Наконец, следует обратить внимание на то, что в настоящий момент финансирование переданных полномочий из краевого бюджета не увязано с достигнутыми результатами ГРБС, т. е. в настоящий момент сложилась ситуация, когда выделение средств из регионального бюджета не увязано с внедрением БОР на муниципальном уровне.
Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент главным направлением работы по совершенствованию межбюджетных отношений для городского округа - города Барнаула Алтайского края является гармонизация введения БОР на региональном и муниципальном уровне и увязка финансирования переданных полномочий за счет краевого бюджета с мероприятиями по внедрению БОР и их результатами.
Неэффективность бюджетной системы России отчетливо проявляется в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными благами, а бюджетные учреждения — достаточным финансированием, чтобы своевременно погашать собственные заимствования на открытом рынке. Непомерные объемы кредиторской задолженности, непрозрачность и неполная подконтрольность финансовых операций исполнительных органов власти законодательным органам обусловливают необходимость разработки мер по укреплению финансовых основ местных бюджетов, закреплению в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения в местный бюджет.
Подобные работы
- Управление муниципальной собственностью
(на примере г.Барнаула )
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (Бюджет муниципального образования г.Барнаул)
Курсовые работы, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Управление муниципальной собственностью жилищно-коммунальной сферы (Управление государственной и муниципальной собственностью)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Оценка эффективности муниципального управление (на примере городов
Оренбургской области)
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА БАРНАУЛА)
Магистерская диссертация, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Организация социальной поддержки семей с детьми в Алтайском крае на
примере города Барнаула
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ АДАПТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ (на примере г. Барнаула)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование взаимодействия органов местного самоуправления с населением посредством реализации инициативных проектов (на материалах г. Барнаула)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2022





