Управление миграционными процессами (на материалах Алтайского края)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ 5
1.1 Понятие, сущность и основы определения 5
1.2 Основные нормативные документы, регламентирующие миграцию в РФ .. 22
1.3 Особенности миграции в россии XXI веке 27
2 АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 39
2.1 Экономика Алтайского края 39
2.2 Анализ миграции в Алтайском крае с 2010 г 41
2.3 Современные проблемы миграции в Алтайском крае 47
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ 60
3.1 Вопросы миграции и пути совершенствования управления данными
процессами в мире 60
3.2 Применение зарубежного опыта регулирования миграционных процессов в
рф 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ 5
1.1 Понятие, сущность и основы определения 5
1.2 Основные нормативные документы, регламентирующие миграцию в РФ .. 22
1.3 Особенности миграции в россии XXI веке 27
2 АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 39
2.1 Экономика Алтайского края 39
2.2 Анализ миграции в Алтайском крае с 2010 г 41
2.3 Современные проблемы миграции в Алтайском крае 47
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ 60
3.1 Вопросы миграции и пути совершенствования управления данными
процессами в мире 60
3.2 Применение зарубежного опыта регулирования миграционных процессов в
рф 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Актуальность работы. Разработка сценариев развития миграционной ситуации является важным компонентом управления миграционными и демографическими процессами.
При сохранении текущего уровня миграции количество международных мигрантов во всем мире может достичь 450 миллионов человек к 2050 г. Сегодня граждане из развивающихся стран устремляются как в развитые, так и в развивающиеся государства. Причины для международного перемещения могут быть самые разные: бегство из зон конфликта, вынужденный переезд из- за ухудшения состояния окружающей среды и нехватки воды, вызванной изменением климата, безработица или низкие уровни заработных плат и социального обслуживания и другие проблемы. По данным Всемирного банка, в 2017 г. количество беженцев в мире достигло 17,2 миллиона человек, или чуть менее 7% от 250 миллиона международных мигрантов.
Стимулами миграционных потоков выступают также такие факторы, как глобализация торговли, развитие транспорта и коммуникационных технологий, а также демографическая динамика.
Миграция может оказывать как позитивное, так и отрицательное воздействие на страны-реципиенты. Если управление миграционными потоками осуществляется с помощью продуманной политики, то международная и внутренняя миграция могут внести существенный вклад в устойчивое развитие, отмечает Комиссия ООН по устойчивому развитию. С помощью миграционной политики можно построить социальные и политические связи, помочь мигрантам улучшить знания и опыт, предоставить источники капитала, инвестиций и передачи знаний. Однако слабое управление миграционными потоками, недостаточная возможность для мигрантов использовать ранее полученные знания и навыки, наличие барьеров для отправки денежных переводов в страну происхождения ведут к тому, что миграция может потенциально способствовать хроническому дисбалансу рынка труда, налоговым дисбалансам и существенному неравенству в доходах.
Один из крупнейших потоков международной трудовой миграции и денежных переводов сложился между странами Центральной Азии и России. Денежные переводы мигрантов играют важную роль в стимулировании экономического роста и сокращении масштабов бедности во многих странах Центральной Азии. В 2018 г. в пятерку стран-получателей денежных переводов мигрантов в процентном соотношении от ВВП вошли Кыргызстан (37,1% от ВВП), Гаити (31,2%), Таджикистан (28%), Непал (27,2%) и Либерия (25,9%).
Цель работы - изучить особенности управления миграционными процессами.
Перед автором стоит задача выработать ориентированный в будущее план действий, который позволит увеличить потенциальные выгоды от миграции, усовершенствовать современные механизмы ее регулирования и использовать положительные эффекты международной миграции как непременный компонент устойчивого развития и процветания современного мира.
Объект работы - миграционные процессы Алтайского края.
Субъект работы - различные категории мигрантов, имеющих ряд общих признаков или являющихся носителями определенных свойств
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Работа состоит из 86 страниц и из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.
При сохранении текущего уровня миграции количество международных мигрантов во всем мире может достичь 450 миллионов человек к 2050 г. Сегодня граждане из развивающихся стран устремляются как в развитые, так и в развивающиеся государства. Причины для международного перемещения могут быть самые разные: бегство из зон конфликта, вынужденный переезд из- за ухудшения состояния окружающей среды и нехватки воды, вызванной изменением климата, безработица или низкие уровни заработных плат и социального обслуживания и другие проблемы. По данным Всемирного банка, в 2017 г. количество беженцев в мире достигло 17,2 миллиона человек, или чуть менее 7% от 250 миллиона международных мигрантов.
Стимулами миграционных потоков выступают также такие факторы, как глобализация торговли, развитие транспорта и коммуникационных технологий, а также демографическая динамика.
Миграция может оказывать как позитивное, так и отрицательное воздействие на страны-реципиенты. Если управление миграционными потоками осуществляется с помощью продуманной политики, то международная и внутренняя миграция могут внести существенный вклад в устойчивое развитие, отмечает Комиссия ООН по устойчивому развитию. С помощью миграционной политики можно построить социальные и политические связи, помочь мигрантам улучшить знания и опыт, предоставить источники капитала, инвестиций и передачи знаний. Однако слабое управление миграционными потоками, недостаточная возможность для мигрантов использовать ранее полученные знания и навыки, наличие барьеров для отправки денежных переводов в страну происхождения ведут к тому, что миграция может потенциально способствовать хроническому дисбалансу рынка труда, налоговым дисбалансам и существенному неравенству в доходах.
Один из крупнейших потоков международной трудовой миграции и денежных переводов сложился между странами Центральной Азии и России. Денежные переводы мигрантов играют важную роль в стимулировании экономического роста и сокращении масштабов бедности во многих странах Центральной Азии. В 2018 г. в пятерку стран-получателей денежных переводов мигрантов в процентном соотношении от ВВП вошли Кыргызстан (37,1% от ВВП), Гаити (31,2%), Таджикистан (28%), Непал (27,2%) и Либерия (25,9%).
Цель работы - изучить особенности управления миграционными процессами.
Перед автором стоит задача выработать ориентированный в будущее план действий, который позволит увеличить потенциальные выгоды от миграции, усовершенствовать современные механизмы ее регулирования и использовать положительные эффекты международной миграции как непременный компонент устойчивого развития и процветания современного мира.
Объект работы - миграционные процессы Алтайского края.
Субъект работы - различные категории мигрантов, имеющих ряд общих признаков или являющихся носителями определенных свойств
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Работа состоит из 86 страниц и из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.
После проведенного исследования по теме работы можно сказать, что ее цель достигнута. Сделаем следующие выводы.
Большинство значимых экономических последствий миграции носит позитивный характер. Благотворный вклад миграции в народнохозяйственное развитие стран-реципиентов определяется её ролью в пополнении населения, обеспечении жизненно важных, в том числе неторгуемых, секторов рабочей силой, повышении гибкости и эффективности функционирования рынка труда, содействии росту инвестиционной и предпринимательской активности, стимулировании динамики и инновационного развития экономики принимающих государств. Такое воздействие свойственно регулируемым, легальным потокам иностранного населения, соответствующим потребностям экономики. Оно усиливается в условиях устойчивого повышения квалификационно-образовательного уровня приезжих.
Принося выигрыш экономике принимающих стран, миграция в долгосрочном плане способствует созданию новых рабочих мест и повышению доходов местных жителей. Происходящее, а также ожидаемое повышение уровня объективного благополучия представителей больших социальных групп в сопоставлении с тем, каким оно было прежде, и с теми, кто их окружает, в том числе мигрантами, преломляется в субъективных показателях удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
В то же время в краткосрочном плане шоки предложения труда, вызываемые миграцией, и усиливающаяся конкуренция со стороны приезжих на рынке труда, а также в сфере социальных услуг и выплат повышают риски безработицы и снижения доходов, с которыми сталкиваются, в первую очередь, местные малоквалифицированные работники. Рост инокультурных сообществ создаёт серьёзные угрозы национальной идентичности и сложившемуся жизненному укладу в западных социумах, порождает риски эскалации террористической активности. Эти процессы вызывают растущую обеспокоенность местных жителей. В Европе действие подобных негативных тенденций, вероятно, будет усиливаться в условиях миграционного кризиса.
При недостатке публичности объективной информации о масштабах и эффектах миграции в принимающих обществах, усугубляемом спекуляциями СМИ на этом вопросе, миграция воспринимается в основном негативно. В первую очередь это касается ее общенациональных последствий. Такие настроения в обществе вносят лепту в ухудшение социального самочувствия его членов.
Кроме того искусственно формируемый негативный имидж миграции, используемый политиками для популистских электоральных маневров, способствует ужесточению миграционного курса и интеграционных мер. Это свою очередь чревато ухудшением перспектив экономического и социально-политического развития принимающих обществ.
Миграционная составляющая, оказывающая активное влияние на численность населения края, в целом сохранит свои позиции, отрицательное сальдо миграции по прогнозу вырастет с 4,7 тысяч человек в 2018 г. до 6,0 тысяч человек в 2035 г..
Алтайский край остается одним из регионов-лидеров по показателю людских потерь из-за миграции населения. Число прибывших в регион составило 58 790 человек, а количество уехавших — 62 732 человека. Таким образом, Алтайский край оказался в «минусе» на 3942 человека. В сравнении с другими регионами Сибири это один из наиболее высоких показателей. Хуже ситуация с миграционным оттоком населения в Омской области (-8899 человек), Кемеровской области (-4942 человека) и Забайкальском крае (-4690). При этом отметим, что последний из названных регионов уже входит не в состав СФО, а является частью Дальневосточного федерального округа, как и Бурятия.
Миграция имеет значительное влияние на динамику численности населения региона. С 2001 г. миграционное сальдо Алтайского края приняло отрицательные значения, что на фоне естественной убыли способствовало сокращению общей численности населения. Миграционная убыль в межрегиональных потоках заметно превышает миграционный прирост за счет стран СНГ; в 2015-2017 гг. масштабы последнего снизились, что обусловлено частичным исчерпанием миграционного потенциала сопредельных территорий.
В 2009 г. объем миграции достиг минимальных значений, затем последовали его кратковременный рост и очередное снижение в 2014-2017 г.г. Это коснулось как постоянного населения региона, так и мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на длительный срок.
Большое значение для оценки миграционной ситуации имеет структура миграционного оборота. Анализ удельного веса отдельных направлений миграции показал, что доля внутрирегиональной миграции снизилась в 2011-2017 гг. с 67,7% до 52,9%; при этом доля внешней для края миграции, то есть межрегиональной и международной,поступательно увеличивалась. В изучаемый период доля межрегиональной миграции возросла с 26,7% до 34,6%, международной — с 5,6% до 12,5%.
Различные возрастные группы населения имеют неодинаковую степень миграционной мобильности и в зависимости от возраста и мотивации включены в разные типы миграционных потоков.
Помимо внешних (для края) миграций, население активно участвует во внутрирегиональных перемещениях. Так, значительная часть молодежи Алтайского края задействована в процессах внутрикраевой учебной миграции.
Сег.ня на государственном уровне осознается важность привлечения в страну интеллектуальных мигрантов. В документах государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. определены основные направления миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников:
а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;
б) обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории;
в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;
г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот.
Большинство значимых экономических последствий миграции носит позитивный характер. Благотворный вклад миграции в народнохозяйственное развитие стран-реципиентов определяется её ролью в пополнении населения, обеспечении жизненно важных, в том числе неторгуемых, секторов рабочей силой, повышении гибкости и эффективности функционирования рынка труда, содействии росту инвестиционной и предпринимательской активности, стимулировании динамики и инновационного развития экономики принимающих государств. Такое воздействие свойственно регулируемым, легальным потокам иностранного населения, соответствующим потребностям экономики. Оно усиливается в условиях устойчивого повышения квалификационно-образовательного уровня приезжих.
Принося выигрыш экономике принимающих стран, миграция в долгосрочном плане способствует созданию новых рабочих мест и повышению доходов местных жителей. Происходящее, а также ожидаемое повышение уровня объективного благополучия представителей больших социальных групп в сопоставлении с тем, каким оно было прежде, и с теми, кто их окружает, в том числе мигрантами, преломляется в субъективных показателях удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
В то же время в краткосрочном плане шоки предложения труда, вызываемые миграцией, и усиливающаяся конкуренция со стороны приезжих на рынке труда, а также в сфере социальных услуг и выплат повышают риски безработицы и снижения доходов, с которыми сталкиваются, в первую очередь, местные малоквалифицированные работники. Рост инокультурных сообществ создаёт серьёзные угрозы национальной идентичности и сложившемуся жизненному укладу в западных социумах, порождает риски эскалации террористической активности. Эти процессы вызывают растущую обеспокоенность местных жителей. В Европе действие подобных негативных тенденций, вероятно, будет усиливаться в условиях миграционного кризиса.
При недостатке публичности объективной информации о масштабах и эффектах миграции в принимающих обществах, усугубляемом спекуляциями СМИ на этом вопросе, миграция воспринимается в основном негативно. В первую очередь это касается ее общенациональных последствий. Такие настроения в обществе вносят лепту в ухудшение социального самочувствия его членов.
Кроме того искусственно формируемый негативный имидж миграции, используемый политиками для популистских электоральных маневров, способствует ужесточению миграционного курса и интеграционных мер. Это свою очередь чревато ухудшением перспектив экономического и социально-политического развития принимающих обществ.
Миграционная составляющая, оказывающая активное влияние на численность населения края, в целом сохранит свои позиции, отрицательное сальдо миграции по прогнозу вырастет с 4,7 тысяч человек в 2018 г. до 6,0 тысяч человек в 2035 г..
Алтайский край остается одним из регионов-лидеров по показателю людских потерь из-за миграции населения. Число прибывших в регион составило 58 790 человек, а количество уехавших — 62 732 человека. Таким образом, Алтайский край оказался в «минусе» на 3942 человека. В сравнении с другими регионами Сибири это один из наиболее высоких показателей. Хуже ситуация с миграционным оттоком населения в Омской области (-8899 человек), Кемеровской области (-4942 человека) и Забайкальском крае (-4690). При этом отметим, что последний из названных регионов уже входит не в состав СФО, а является частью Дальневосточного федерального округа, как и Бурятия.
Миграция имеет значительное влияние на динамику численности населения региона. С 2001 г. миграционное сальдо Алтайского края приняло отрицательные значения, что на фоне естественной убыли способствовало сокращению общей численности населения. Миграционная убыль в межрегиональных потоках заметно превышает миграционный прирост за счет стран СНГ; в 2015-2017 гг. масштабы последнего снизились, что обусловлено частичным исчерпанием миграционного потенциала сопредельных территорий.
В 2009 г. объем миграции достиг минимальных значений, затем последовали его кратковременный рост и очередное снижение в 2014-2017 г.г. Это коснулось как постоянного населения региона, так и мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на длительный срок.
Большое значение для оценки миграционной ситуации имеет структура миграционного оборота. Анализ удельного веса отдельных направлений миграции показал, что доля внутрирегиональной миграции снизилась в 2011-2017 гг. с 67,7% до 52,9%; при этом доля внешней для края миграции, то есть межрегиональной и международной,поступательно увеличивалась. В изучаемый период доля межрегиональной миграции возросла с 26,7% до 34,6%, международной — с 5,6% до 12,5%.
Различные возрастные группы населения имеют неодинаковую степень миграционной мобильности и в зависимости от возраста и мотивации включены в разные типы миграционных потоков.
Помимо внешних (для края) миграций, население активно участвует во внутрирегиональных перемещениях. Так, значительная часть молодежи Алтайского края задействована в процессах внутрикраевой учебной миграции.
Сег.ня на государственном уровне осознается важность привлечения в страну интеллектуальных мигрантов. В документах государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. определены основные направления миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников:
а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;
б) обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории;
в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;
г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Миграционные процессы в приграничных регионах России
(на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Региональная инвестиционная политика: состояние, проблемы, перспективы (на материалах Алтайского края)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Трудовые миграции из стран СНГ в современном приграничном регионе
России (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Региональные социально-экономические программы как элемент управления внутрикраевой миграцией трудовых ресурсов (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация направлений реализации государственной национальной политики на региональном уровне (на примере Алтайского края)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - Реализация национального проекта «Демография» в Алтайском крае (Региональное управление и территориальное планирование, Российская академия народного хозяйства и государственной службы (алтайский филиал))
Курсовые работы, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - Отчет об Учебной практике по получению первичных профессиональных умений и навыков (Отдел Иммиграционного Контроля УВМ ГУ МВД России по Алтайскому краю г. Барнаул, РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Отчеты по практике, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - Трудовой потенциал региона и проблемы его использования в современных условиях (Региональное управление и территориальное планирование, Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022





