ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ МИГРАЦИИ 5
1.1 Понятие, сущность и основы определения 5
1.2 Основные нормативные документы, регламентирующие миграцию в РФ .. 22
1.3 Особенности миграции в россии XXI веке 27
2 АНАЛИЗ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ 39
2.1 Экономика Алтайского края 39
2.2 Анализ миграции в Алтайском крае с 2010 г 41
2.3 Современные проблемы миграции в Алтайском крае 47
3 МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИОННЫМИ
ПРОЦЕССАМИ 60
3.1 Вопросы миграции и пути совершенствования управления данными
процессами в мире 60
3.2 Применение зарубежного опыта регулирования миграционных процессов в
рф 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
Актуальность работы. Разработка сценариев развития миграционной ситуации является важным компонентом управления миграционными и демографическими процессами.
При сохранении текущего уровня миграции количество международных мигрантов во всем мире может достичь 450 миллионов человек к 2050 г. Сегодня граждане из развивающихся стран устремляются как в развитые, так и в развивающиеся государства. Причины для международного перемещения могут быть самые разные: бегство из зон конфликта, вынужденный переезд из- за ухудшения состояния окружающей среды и нехватки воды, вызванной изменением климата, безработица или низкие уровни заработных плат и социального обслуживания и другие проблемы. По данным Всемирного банка, в 2017 г. количество беженцев в мире достигло 17,2 миллиона человек, или чуть менее 7% от 250 миллиона международных мигрантов.
Стимулами миграционных потоков выступают также такие факторы, как глобализация торговли, развитие транспорта и коммуникационных технологий, а также демографическая динамика.
Миграция может оказывать как позитивное, так и отрицательное воздействие на страны-реципиенты. Если управление миграционными потоками осуществляется с помощью продуманной политики, то международная и внутренняя миграция могут внести существенный вклад в устойчивое развитие, отмечает Комиссия ООН по устойчивому развитию. С помощью миграционной политики можно построить социальные и политические связи, помочь мигрантам улучшить знания и опыт, предоставить источники капитала, инвестиций и передачи знаний. Однако слабое управление миграционными потоками, недостаточная возможность для мигрантов использовать ранее полученные знания и навыки, наличие барьеров для отправки денежных переводов в страну происхождения ведут к тому, что миграция может потенциально способствовать хроническому дисбалансу рынка труда, налоговым дисбалансам и существенному неравенству в доходах.
Один из крупнейших потоков международной трудовой миграции и денежных переводов сложился между странами Центральной Азии и России. Денежные переводы мигрантов играют важную роль в стимулировании экономического роста и сокращении масштабов бедности во многих странах Центральной Азии. В 2018 г. в пятерку стран-получателей денежных переводов мигрантов в процентном соотношении от ВВП вошли Кыргызстан (37,1% от ВВП), Гаити (31,2%), Таджикистан (28%), Непал (27,2%) и Либерия (25,9%).
Цель работы - изучить особенности управления миграционными процессами.
Перед автором стоит задача выработать ориентированный в будущее план действий, который позволит увеличить потенциальные выгоды от миграции, усовершенствовать современные механизмы ее регулирования и использовать положительные эффекты международной миграции как непременный компонент устойчивого развития и процветания современного мира.
Объект работы - миграционные процессы Алтайского края.
Субъект работы - различные категории мигрантов, имеющих ряд общих признаков или являющихся носителями определенных свойств
Методы исследования в работе: наблюдение; сравнение; расчет; измерение; обобщение; абстрагирование; формализация; анализ.
Работа состоит из 86 страниц и из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.
После проведенного исследования по теме работы можно сказать, что ее цель достигнута. Сделаем следующие выводы.
Большинство значимых экономических последствий миграции носит позитивный характер. Благотворный вклад миграции в народнохозяйственное развитие стран-реципиентов определяется её ролью в пополнении населения, обеспечении жизненно важных, в том числе неторгуемых, секторов рабочей силой, повышении гибкости и эффективности функционирования рынка труда, содействии росту инвестиционной и предпринимательской активности, стимулировании динамики и инновационного развития экономики принимающих государств. Такое воздействие свойственно регулируемым, легальным потокам иностранного населения, соответствующим потребностям экономики. Оно усиливается в условиях устойчивого повышения квалификационно-образовательного уровня приезжих.
Принося выигрыш экономике принимающих стран, миграция в долгосрочном плане способствует созданию новых рабочих мест и повышению доходов местных жителей. Происходящее, а также ожидаемое повышение уровня объективного благополучия представителей больших социальных групп в сопоставлении с тем, каким оно было прежде, и с теми, кто их окружает, в том числе мигрантами, преломляется в субъективных показателях удовлетворенности жизнью и ощущения счастья.
В то же время в краткосрочном плане шоки предложения труда, вызываемые миграцией, и усиливающаяся конкуренция со стороны приезжих на рынке труда, а также в сфере социальных услуг и выплат повышают риски безработицы и снижения доходов, с которыми сталкиваются, в первую очередь, местные малоквалифицированные работники. Рост инокультурных сообществ создаёт серьёзные угрозы национальной идентичности и сложившемуся жизненному укладу в западных социумах, порождает риски эскалации террористической активности. Эти процессы вызывают растущую обеспокоенность местных жителей. В Европе действие подобных негативных тенденций, вероятно, будет усиливаться в условиях миграционного кризиса.
При недостатке публичности объективной информации о масштабах и эффектах миграции в принимающих обществах, усугубляемом спекуляциями СМИ на этом вопросе, миграция воспринимается в основном негативно. В первую очередь это касается ее общенациональных последствий. Такие настроения в обществе вносят лепту в ухудшение социального самочувствия его членов.
Кроме того искусственно формируемый негативный имидж миграции, используемый политиками для популистских электоральных маневров, способствует ужесточению миграционного курса и интеграционных мер. Это свою очередь чревато ухудшением перспектив экономического и социально-политического развития принимающих обществ.
Миграционная составляющая, оказывающая активное влияние на численность населения края, в целом сохранит свои позиции, отрицательное сальдо миграции по прогнозу вырастет с 4,7 тысяч человек в 2018 г. до 6,0 тысяч человек в 2035 г..
Алтайский край остается одним из регионов-лидеров по показателю людских потерь из-за миграции населения. Число прибывших в регион составило 58 790 человек, а количество уехавших — 62 732 человека. Таким образом, Алтайский край оказался в «минусе» на 3942 человека. В сравнении с другими регионами Сибири это один из наиболее высоких показателей. Хуже ситуация с миграционным оттоком населения в Омской области (-8899 человек), Кемеровской области (-4942 человека) и Забайкальском крае (-4690). При этом отметим, что последний из названных регионов уже входит не в состав СФО, а является частью Дальневосточного федерального округа, как и Бурятия.
Миграция имеет значительное влияние на динамику численности населения региона. С 2001 г. миграционное сальдо Алтайского края приняло отрицательные значения, что на фоне естественной убыли способствовало сокращению общей численности населения. Миграционная убыль в межрегиональных потоках заметно превышает миграционный прирост за счет стран СНГ; в 2015-2017 гг. масштабы последнего снизились, что обусловлено частичным исчерпанием миграционного потенциала сопредельных территорий.
В 2009 г. объем миграции достиг минимальных значений, затем последовали его кратковременный рост и очередное снижение в 2014-2017 г.г. Это коснулось как постоянного населения региона, так и мигрантов, зарегистрированных по месту пребывания на длительный срок.
Большое значение для оценки миграционной ситуации имеет структура миграционного оборота. Анализ удельного веса отдельных направлений миграции показал, что доля внутрирегиональной миграции снизилась в 2011-2017 гг. с 67,7% до 52,9%; при этом доля внешней для края миграции, то есть межрегиональной и международной,поступательно увеличивалась. В изучаемый период доля межрегиональной миграции возросла с 26,7% до 34,6%, международной — с 5,6% до 12,5%.
Различные возрастные группы населения имеют неодинаковую степень миграционной мобильности и в зависимости от возраста и мотивации включены в разные типы миграционных потоков.
Помимо внешних (для края) миграций, население активно участвует во внутрирегиональных перемещениях. Так, значительная часть молодежи Алтайского края задействована в процессах внутрикраевой учебной миграции.
Сег.ня на государственном уровне осознается важность привлечения в страну интеллектуальных мигрантов. В документах государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. определены основные направления миграционной политики в области содействия свободному перемещению обучающихся, научных и педагогических работников:
а) повышение доступности образовательных услуг для иностранных граждан, включая совершенствование правил въезда в Российскую Федерацию и пребывания на ее территории иностранных граждан, в целях обучения в российских образовательных организациях;
б) обеспечение открытости Российской Федерации для обучающихся, научных и педагогических работников, в том числе создание для них комфортного режима въезда в Российскую Федерацию, пребывания, получения образования и осуществления профессиональной деятельности на ее территории;
в) расширение возможностей для приглашения преподавателей из иностранных образовательных организаций в целях обучения российских граждан;
г) совершенствование механизмов отбора талантливой иностранной молодежи для поступления в российские образовательные организации в пределах выделяемых квот.
1. Паспорт утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 августа 2017 г. № 9)
2. Анохин, А. А. География населения с основами демографии. Учебное пособие / А.А. Анохин, Д.В. Житин. - М.: Издательство СПбГУ, 2017. - 308 c.
3. Архангельский, В.Н. Архангельский В.Н., Иванова А.Е., Рыбаковский Л.Л., Рязанцев С.В. Практическая демография. / В.Н. Архангельский, А. Иванова. - Москва: Мир, 2015. - 429 с.
4. Ашабоков Б.А., Берова Ф.Ж. Об одном подходе и некоторых результатах прогноза демографических процессов региона // Экономическая наука современной России. 2018. № 4 (55). С. 66-88;
5. Бондарь М. Механизм управления международной интеллектуальной миграцией // Ekonomia i Zarzdzanie. 2013. T. 5. № 4. С. 198.
6. Борисов, В. А. Демография. Учебник для ВУЗов / В.А. Борисов. - М.: NotaBene, 2016. - 272 с.
7. Вайнштейн Г.И. Инокультурные идентичности и перспективы общественно-политического развития современного Запада // Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. М.: РОССПЭН, 2017. Т 2. /отв. ред. И.С. Семененко. С. 207-231.
8. Верещагина, А. В. Демография / А.В. Верещагина. - М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2018. - 256 с.
9. Демографический ежег.ник Алтайского края: Статистический сборник Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Б. 2018. -158
10. Доброхлеб, В. Г. Демография / В.Г. Доброхлеб, С.А. Джавадова. - М.: Издательский центр РГГУ, 2017. - 248 c.
11. Концепция демографического развития Алтайского края на период до 2025 г.. Б.-2015.
12. Краснова Г.А. Экспорт образования становится приоритетом // Независимая газета. 2017. 8 июня.
13. Кузнецов А. Ю, Вершинина Е. В., Попова Е.В. Проблемы современной миграции в Германии // Миграционные мосты в Евразии: модели эффективного управления миграцией в условиях развития евразийского интеграционного проекта. Материалы IX международного научно-практического Форума. Т. 1 / Под ред. С.В. Рязанцева, М.Н. Храмовой. М., 2017. С. 199.
14. Медков, В. М. Введение в демографию / В.М. Медков. - М.: Академический Проект, Фонд "Мир", 2017. - 432 с.
15. Миграционное законодательство // migrantmedia.ru/migracionnoe- zakonodatelstvo-rf/
16. Миграционные процессы в Алтайском крае 2011-2016: стат. сб. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Б. 2017. - С. 60.
17. Миграция в Россию: благо или вред для страны?
http: //wciom. ru/index.php?id=459&uid= 114322
18. Миграция населения Алтайского края в 2016 г.: стат. бюл. // Банк готовых документов / Территориальный орган Федерал. службы гос. статистики по Алт. краю. Электрон. дан. - Барнаул, 2017. [Электронный ресурс]. - URL: http://ak.gks.ru, авторизованный.
19. Миграция населения Алтайского края в 2017 г.: стат. бюл. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Барнаул, 2018. - С. 13.
20. На материале России, Германии, Великобритании и Израиля, полученном из базы данных ЕСИ 2010 г. Рябиченко Т.А., Лебедева Н.М. Отношение к миграции и субъективное благополучие принимающего населения // Общественные науки и современность. 2018. № 2.
21. Официальный сайт программы freshminds.
URL: https://www.freshminds.co.uk (дата обращения: 25.05.2019).
22. Демографический ежегодник Алтайского края: статистика сб. - Барнаул, 2017. - С. 24.
23. Миграционные процессы в Алтайском крае 2011-2016: стат. сб. Б. 2017. - С. 14; Миграция населения Алтайского края в 2017 г.: стат. бюл. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Барнаул, 2018. - С. 6.
24. Скосырев В. Китай остановил утечку мозгов за границу // Независимая газета. 2018. 7-8 сент.
25. Соболевская А. А., Попова А.К. Постиндустриальная революция в сфере труда. М., 2009. С. 151-152.
26. Состав населения по возрасту и полу по городским округам и муниципальным районам Алтайского края. - Б., 2017 - 184.
27. Тарасова, Е. В. Особенности миграции населения старше трудоспособного возраста в Алтайском крае // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. - Б. 2013. - С. 153.
28. Цапенко И.П. Управление миграцией: опыт развитых стран. М., 2009. С. 34.
29. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 г.: (стат. бюл.). - Электрон. дан. - [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. gks. ru/bgd/regl/b18_107/Main.htm.
30. Численность населения по муниципальным образованиям Алтайского края на 1 января 2018 г.: Статистика бюл. / Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. - Барнаул, 2018. - С. 7-8.
31. Численность населения Российской Федерации по полу и возрасту на 1 января 2018 г.: (стат. бюл.). - Электрон. дан. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b18_111/Main.htm
32. Шевалдина, Е.И Демография / Шевалдина Е.И. - М.: Мир, 2017. - 842 c.
33. Эдилова Р. Э. Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления // Молодой ученый. — 2012. — №2. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/37/4300/ (дата обращения: 16.05.2019).
34. 2017 National Population Projections: Summary Tables.
http: //www. census. gov/population/proj ections/data/national/2018/summarytables. htm l
35. AuriolL., Sexton J. Human Resources in Science and Technology: Measurement Issues and International Mobility // International Mobility of the Highly Skilled. P., 2002. P. 14-15.
36. AliensAct. URL: https://germanlawarchive.iuscomp.org/?p=274 (дата обращения: 25.05.2019).
37. Carvalhais I.E. Brain Drain/Brain Gain from the Perspective of a Semi-Peripheral State: Portugal // DIVERSITIES. 2012. Vol. 14. No. 1. P. 105.
38. Council Directive 2004/114/EC of December 2004 on the condition of admission of third-country nationals for the purposes of studies, pupil exchange, unremunerated training or voluntary service // OJ. L 375. Vol. 47. 23 December 2004. P. 12-18.
39. Freitas A., Levatino A., Pecoud A. New Perspectives on Skilled Migration // DIVERSITIES. 2012. Vol. 14. Iss. 1. P. 1.
40. Indicators of immigrant integration 2017: Settling in. P., OECD, 2018. P. 17.
41. Leadership Statement for International Education. Version One. New Zealand Government. 2011. 20 September. URL: https://enz.govt.nz/assets/Uploads/ Leadership-Statement-for-International-Education.pdf (датаобращения: 25.05.2019).
42. Nationality Act. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/englisch_stag/ index.html (датаобращения: 25.05.2019).
43. Riano Y. The Invisibility of Family in Studies of Skilled Migration and Brain Drain // DIVERSITIES. 2012. Vol. 14. No. 1. P. 35.
44. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. http://www.pewforum.org/2018/04/02/religious-projections-2010-2050
45. The Future of World Religions: Population Growth Projections, 2010-2050. http://www.pewforum.org/2018/04/02/religious-projections-2010-2050
46. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
47. Eurostat (online data code: migr_resfirst)
48. Всемирный Банк // www. worldbank. org
49. Министерство экономического развития // economy.gov.ru
50. Банк России // www.cbr.ru