Повышение эффективности управления муниципальным имуществом в контексте реформирования муниципальных финансов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ФИНАНСОВ 6
1.1 Содержание и значение муниципальной собственности в современной
России 6
1.2 Формирование состава муниципальной собственности на различных этапах
реформирования местного самоуправления 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование и подходы в формировании
муниципальной собственности 16
2 УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА
МАТЕРИАЛАХ ПОЛЫСАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 22
2.1 Краткая характеристика муниципального образования 22
2.2 Анализ структуры городского хозяйства муниципалитета 27
2.3 Реализация права органов местного самоуправления на управление
муниципальным имуществом 35
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПОЛЫСАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 46
3.1 Направления совершенствования системы управления муниципальной
собственностью 46
3.2 Совершенствование методики определения арендной платы за пользование
объектами нежилого фонда 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ
ИМУЩЕСТВОМ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ФИНАНСОВ 6
1.1 Содержание и значение муниципальной собственности в современной
России 6
1.2 Формирование состава муниципальной собственности на различных этапах
реформирования местного самоуправления 9
1.3 Нормативно-правовое регулирование и подходы в формировании
муниципальной собственности 16
2 УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ НА
МАТЕРИАЛАХ ПОЛЫСАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 22
2.1 Краткая характеристика муниципального образования 22
2.2 Анализ структуры городского хозяйства муниципалитета 27
2.3 Реализация права органов местного самоуправления на управление
муниципальным имуществом 35
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ ПОЛЫСАЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА 46
3.1 Направления совершенствования системы управления муниципальной
собственностью 46
3.2 Совершенствование методики определения арендной платы за пользование
объектами нежилого фонда 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66
Финансам в Российской Федерации принадлежит решающая роль в управлении экономикой государства. Роль финансовой системы резко возрастает в наши дни. Бюджетная система государства является основным звеном этой финансовой системы.
В российскую бюджетную систему включены: местные бюджеты, бюджеты субъектов РФ и государственный федеральный бюджет. Местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований - городских округов, районов, сельских и городских поселений.
Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы РФ. Растет в социально - экономическом развитии регионов значение данных бюджетов вследствие расширения прав местных органов власти в соответствии с БК РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В настоящее время в бюджетном законодательстве Российской Федерации имеет место новый виток изменений. Об этом свидетельствует утвержденный федеральный закон от 7 мая 2013г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса», который концептуально изменяет подходы к формированию бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные образования приобретают в условиях реформы местного самоуправления опыт самостоятельного хозяйствования. Немаловажная задача в данной работе заключена в нахождении способов упрочнения доходной базы бюджета, одним из источников которой является муниципальное имущество. Формирование муниципального имущества на протяжении долгих лет привело к тому, что в собственности частных компаний оказались потенциально прибыльные муниципальные организации, тогда как посредством муниципализации, к местным органам власти переходили убыточные организации. В результате муниципалитеты потеряли важный источник дохода бюджета.
Актуальность темы исследования заключается в повышении автономности бюджетов муниципалитетов за счет роста собственных доходов, в том числе за счет повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке направлений совершенствования механизма управления муниципальным имуществом Полысаевского городского округа.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы управления муниципальным имуществом в контексте реформирования муниципальных финансов;
2. рассмотреть организацию управления муниципальной собственностью на материалах Полысаевского городского округа;
3. разработать направления совершенствования механизма управления муниципальным имуществом Полысаевского городского округа.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает имущество Полысаевского городского округа.
Предметом исследования является система управления муниципальным имуществом.
В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: методы анализа литературы, анализа нормативно - правовой документации по теме дипломной работы, сравнения, обобщения, и др.
Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных специалистов в области государственных и муниципальных финансов, справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты.
Нормативной базой исследования послужили Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и федеральные законы.
В российскую бюджетную систему включены: местные бюджеты, бюджеты субъектов РФ и государственный федеральный бюджет. Местные бюджеты - бюджеты муниципальных образований - городских округов, районов, сельских и городских поселений.
Бюджеты муниципальных образований являются составной частью финансовой системы РФ. Растет в социально - экономическом развитии регионов значение данных бюджетов вследствие расширения прав местных органов власти в соответствии с БК РФ, а также в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В настоящее время в бюджетном законодательстве Российской Федерации имеет место новый виток изменений. Об этом свидетельствует утвержденный федеральный закон от 7 мая 2013г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса», который концептуально изменяет подходы к формированию бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Муниципальные образования приобретают в условиях реформы местного самоуправления опыт самостоятельного хозяйствования. Немаловажная задача в данной работе заключена в нахождении способов упрочнения доходной базы бюджета, одним из источников которой является муниципальное имущество. Формирование муниципального имущества на протяжении долгих лет привело к тому, что в собственности частных компаний оказались потенциально прибыльные муниципальные организации, тогда как посредством муниципализации, к местным органам власти переходили убыточные организации. В результате муниципалитеты потеряли важный источник дохода бюджета.
Актуальность темы исследования заключается в повышении автономности бюджетов муниципалитетов за счет роста собственных доходов, в том числе за счет повышения эффективности управления муниципальным имуществом.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в разработке направлений совершенствования механизма управления муниципальным имуществом Полысаевского городского округа.
Для достижения цели определены следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы управления муниципальным имуществом в контексте реформирования муниципальных финансов;
2. рассмотреть организацию управления муниципальной собственностью на материалах Полысаевского городского округа;
3. разработать направления совершенствования механизма управления муниципальным имуществом Полысаевского городского округа.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает имущество Полысаевского городского округа.
Предметом исследования является система управления муниципальным имуществом.
В процессе работы применялись общенаучные методы исследования: методы анализа литературы, анализа нормативно - правовой документации по теме дипломной работы, сравнения, обобщения, и др.
Теоретической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных специалистов в области государственных и муниципальных финансов, справочные материалы, нормативные документы, законодательные акты.
Нормативной базой исследования послужили Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и федеральные законы.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Муниципальная собственность - одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земельные участки, а также различные формы движимого и недвижимого имущества.
Начало формирование муниципального имущество связано с распадом Советского Союза, когда существовала только государственная собственность. С 1992 года начинается массовая приватизация государственного имущества, которое привело, что большая часть крупных, прибыльных государственных компаний было распродано по стоимости ниже их реальной цены, по причине этого местные бюджеты потеряли значительную долю долгосрочных источников дохода. Одновременно происходила муниципализация, сутью которой была передача местным органам власти убыточных объектов социально-культурного значения. Муниципализация привела к увеличению расходов местных бюджетов на их восстановление. Третий этап начался в 2003 году. Ему характерна муниципальная реформа, разделившая управление муниципальным имуществом на два уровня. Так же было закреплено целевое использование имущества муниципалитетов, сформирован состав
муниципального имущества.
Основным нормативными документами, регулирующими формирование и управление муниципальной собственностью является ГК РФ, БК РФ, федеральные законы №131-ФЗ, 178-ФЗ, Постановление Правительства №860, а так же местными нормативными документами.
Годом образования Полысаевского городского округа принято считать 1989 год. В округе значительное внимание уделяется социальной сфере, поддержке малому бизнесу. К 2018 году наблюдается рост среднемесячной начисленной заработной платы населения, занятого как в бюджетной сфере, так и в частном секторе экономики.
В 2018 году произошло увеличение количества объектов муниципальной собственности. В течение года из Реестра исключались объекты движимого и недвижимого имущества в связи с приватизацией жилых и нежилых помещений, ошибочным внесением, выявлением объектов двойного учета, изменением состава особо ценного движимого имущества, в тоже время в Реестр вносились объекты, на которые по решениям суда признано право собственности городского округа, введенные в эксплуатацию вновь построенные объекты, а также объекты, принятые из различных форм собственности. За 1 квартал 2019 года было продано 7 объектов недвижимости общей площадью 1458,8 кв.метров (из них 1 - на аукционе, 2 - посредством публичного предложения, 4 - без объявления цены) на сумму 3,154 млн. руб. В течение 1 квартала 2019 года заключено 5 договор купли-продажи на общую сумму 9,049 млн. руб. (в 1 квартале 2018 года - 1 договора на сумму 3,82 млн. руб.). Задолженность по продаже имущества по сравнению с 01.04.2018 снизилась на 2624 тыс. руб. (задолженность по состоянию на 01.04.2018 составляла 5929,6 тыс. руб., в том числе по основному долгу 4 939,4
тыс.рублей; по пени - 990,2 тыс.рублей). За отчетный период в Комитет поступило 14 обращений прокуратуры. Большую часть обращений составляют запросы о получении информации. Запрашиваемые сведения были представлены в полном объеме, повторных запросов не было. За первый квартал 2019 года в Комитет не поступило ни одного акта прокурорского реагирования.
Управление муниципальным имуществом в Полысаевском городском округе осуществляет КУМИ Полысаево. Основным видом деятельности учреждения является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера. Учреждение за последние годы увеличило свою доходность, что связано с ростом субсидий на выполнение государственного задания. Оценка эффективности использования имущества показала повышение эффективности их использования. Управление осуществляется посредством регистрации муниципального имущества и ведения реестра, контроль имущества, находящегося в оперативном управлении и в аренде у арендаторов.
Реализация разработанных предложений повысит качество торгов (аукционов) по заключению договоров, связанных с распоряжением объектами муниципального имущества; снизит вероятность коррупционных рисков, сопровождающих отчуждение объектов муниципальной собственности, а также повысит эффективность использования муниципальных земельных участков и будет способствовать развитию собственной доходной базы муниципального образования.
Используемый метод формирования арендной платы Полысаевского городского округа преследует только доходообразующий подход и не позволяет формировать стоимость арендной платы, соответствующую рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. Так же, арендаторы не заинтересованы в проведении ремонта арендуемого имущества, что приводит к еще большему ухудшению его технического состояния, приводящего к невозможности дальнейшей эксплуатации. В качестве совершенствования расчета арендной платы в Полысаевском городском округе было предложено разделение арендной платы на три составляющих, учитывающих: затраты на восстановительный ремонт, затраты на текущий и капитальный ремонт,
61 доходообразующая часть. В результате будет формироваться три фонда, имеющие целевой характер использования.
Муниципальная собственность - одна из основных форм публичной собственности, находящаяся под защитой государства. В тоже время государственной собственностью она не является. К ее основным функциям можно отнести содействие решению различного рода проблем и вопросов на уровне муниципальных образований, воспроизводство и удовлетворение потребностей населения. К тому же муниципальная собственность необходима как для выполнения муниципальными властями их функций и задач, так и для функционирования органов самоуправления на местах и муниципальной системы в целом. Из этого можно сделать вывод, что данный вид собственности является ключевым атрибутом муниципальной власти. В состав муниципальной собственности входят муниципальные земельные участки, а также различные формы движимого и недвижимого имущества.
Начало формирование муниципального имущество связано с распадом Советского Союза, когда существовала только государственная собственность. С 1992 года начинается массовая приватизация государственного имущества, которое привело, что большая часть крупных, прибыльных государственных компаний было распродано по стоимости ниже их реальной цены, по причине этого местные бюджеты потеряли значительную долю долгосрочных источников дохода. Одновременно происходила муниципализация, сутью которой была передача местным органам власти убыточных объектов социально-культурного значения. Муниципализация привела к увеличению расходов местных бюджетов на их восстановление. Третий этап начался в 2003 году. Ему характерна муниципальная реформа, разделившая управление муниципальным имуществом на два уровня. Так же было закреплено целевое использование имущества муниципалитетов, сформирован состав
муниципального имущества.
Основным нормативными документами, регулирующими формирование и управление муниципальной собственностью является ГК РФ, БК РФ, федеральные законы №131-ФЗ, 178-ФЗ, Постановление Правительства №860, а так же местными нормативными документами.
Годом образования Полысаевского городского округа принято считать 1989 год. В округе значительное внимание уделяется социальной сфере, поддержке малому бизнесу. К 2018 году наблюдается рост среднемесячной начисленной заработной платы населения, занятого как в бюджетной сфере, так и в частном секторе экономики.
В 2018 году произошло увеличение количества объектов муниципальной собственности. В течение года из Реестра исключались объекты движимого и недвижимого имущества в связи с приватизацией жилых и нежилых помещений, ошибочным внесением, выявлением объектов двойного учета, изменением состава особо ценного движимого имущества, в тоже время в Реестр вносились объекты, на которые по решениям суда признано право собственности городского округа, введенные в эксплуатацию вновь построенные объекты, а также объекты, принятые из различных форм собственности. За 1 квартал 2019 года было продано 7 объектов недвижимости общей площадью 1458,8 кв.метров (из них 1 - на аукционе, 2 - посредством публичного предложения, 4 - без объявления цены) на сумму 3,154 млн. руб. В течение 1 квартала 2019 года заключено 5 договор купли-продажи на общую сумму 9,049 млн. руб. (в 1 квартале 2018 года - 1 договора на сумму 3,82 млн. руб.). Задолженность по продаже имущества по сравнению с 01.04.2018 снизилась на 2624 тыс. руб. (задолженность по состоянию на 01.04.2018 составляла 5929,6 тыс. руб., в том числе по основному долгу 4 939,4
тыс.рублей; по пени - 990,2 тыс.рублей). За отчетный период в Комитет поступило 14 обращений прокуратуры. Большую часть обращений составляют запросы о получении информации. Запрашиваемые сведения были представлены в полном объеме, повторных запросов не было. За первый квартал 2019 года в Комитет не поступило ни одного акта прокурорского реагирования.
Управление муниципальным имуществом в Полысаевском городском округе осуществляет КУМИ Полысаево. Основным видом деятельности учреждения является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера. Учреждение за последние годы увеличило свою доходность, что связано с ростом субсидий на выполнение государственного задания. Оценка эффективности использования имущества показала повышение эффективности их использования. Управление осуществляется посредством регистрации муниципального имущества и ведения реестра, контроль имущества, находящегося в оперативном управлении и в аренде у арендаторов.
Реализация разработанных предложений повысит качество торгов (аукционов) по заключению договоров, связанных с распоряжением объектами муниципального имущества; снизит вероятность коррупционных рисков, сопровождающих отчуждение объектов муниципальной собственности, а также повысит эффективность использования муниципальных земельных участков и будет способствовать развитию собственной доходной базы муниципального образования.
Используемый метод формирования арендной платы Полысаевского городского округа преследует только доходообразующий подход и не позволяет формировать стоимость арендной платы, соответствующую рыночной стоимости объектов недвижимого имущества. Так же, арендаторы не заинтересованы в проведении ремонта арендуемого имущества, что приводит к еще большему ухудшению его технического состояния, приводящего к невозможности дальнейшей эксплуатации. В качестве совершенствования расчета арендной платы в Полысаевском городском округе было предложено разделение арендной платы на три составляющих, учитывающих: затраты на восстановительный ремонт, затраты на текущий и капитальный ремонт,
61 доходообразующая часть. В результате будет формироваться три фонда, имеющие целевой характер использования.
Подобные работы
- Инструменты повышения эффективности управления имуществом муниципального автотранспортного предприятия
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности управления муниципальным имуществом в контексте реформирования муниципальных финансов (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2500 р. Год сдачи: 2019 - ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ РЕГИОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2022 - Особенности функционирования Финансового управления города Пенза как иного органа местного самоуправления
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Повышение эффективности корпоративного управления промышленными предприятиями
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - Методика расчета субсидии для финансирования муниципального задания бюджетным дошкольным образовательным учреждениям
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и оценка структуры доходов и расходов муниципального образования «Шантаринского сельского поселения» Троицкого муниципального района Челябинской области
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016





