ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ
ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ В Г. БАРНАУЛЕ
Глава 1. Специфика реабилитационных центров как архитектурных объектов 7
1.1 Социальный аспект реабилитационного центра для детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья 7
1.2 Архитектура реабилитационных центров в России и за рубежом...15
Глава 2. Проект реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоров2ья в г. Барнауле 19
2.1 Архитектурно-дизайнерское решение реабилитационного центра
для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Барнауле 19
2.2 Разработка дизайн-проекта реабилитационного центра для детей и
подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Барнауле 31
Заключение 42
Список использованной литературы и источников 43
Приложения 46
Актуальность решения проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья в Aлтaйcком крае обусловлена их мacштaбноcтью. Из 2,4 млн человек, проживающих в крае, по состоянию на 01.01.2017 имеют инвалидность 190344 человек (8,3% от общей чиcленноcти нacеления края), из них 9959 - дети-инвалиды (5,2% от общей чиcленноcти инвалидов). Почти 20 тыс. человек (около 10,0% от общей чиcленноcти инвалидов) имеют ограничения по зрению, слуху, поражения опорно-двигательного аппарата.
В согласовании с требованиями Конвенции о правах инвалидов и Государственной программой органы исполнительной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации обязаны принимать надлежащие меры по обеспечению инвалидам и иным МГН равного с иными гражданами доступа к транспорту, данных и связи, к первенствующим объектам и предложениям в первенствующих областях жизнедеятельности, формировать толерантное отношение граждан к проблемам инвалидов, результативно решать проблемы их социальной адаптации и интеграции в социум.
Проблема отсутствия пандусов в городе Барнауле имеет огромные масштабы. Люди в инвалидных креслах не могут самостоятельно, в отсутствии поддержки сторонних проехать по улицам нашего края и города. Реабилитационные центры Алтайского края в большей степени располагаются на первых этажах серых пятиэтажек, не имея отдельного помещения и многообразия лечебных и обучающих кабинетов. На людей в инвалидных креслах не обращают внимания, их практически не видно на улицах Алтайского края, ведь многие даже не могут проехать по улице и выйти из дома, из-за отсутствия правильно спроектированного пандуса. Именно поэтому мы как цивилизованное общество должны обращать на это пристальное внимание и решать проблемы «особенных» людей.
Архитектура и дизайн архитектурной среды должны служить обществу и её благосостоянию. Я полагаю, что доступная среда, архитектура и дизайн способны вселить чувство достоинств, как человеку на инвалидной коляске, так и обычному гражданину. Концепция моего проекта состоит в том, чтобы человек чувствовал себя значимым и замеченным. Человек в инвалидном кресле или на костылях в эру технологий и гуманизма не должен испытывать чувства уничижения при виде ступеньки и отсутствия пандуса.
Всем известно, что архитектура способна объединять и направлять людей. В этом и заключается концепция проекта реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В доступности среды, в объединение, в понимании, что особенные люди не одни, что они неотъемлемая часть общества, нужная часть, в отсутствии которой мы не сможем называться людьми.
Остро стоит проблема досуга и развития у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. В нашем городе нет ни одной специальной детской площадки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, а ведь детям с ограниченными возможностями особенно необходима двигательная активность, поскольку она благотворно влияет на организм. Игра на детской площадке помогает развить коммуникативные навыки, способствует воспитанию и поднятию настроения ребёнка.
Главной задачей проектирования стало разработать эргономичный, приемлемый, интересный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и дизайн архитектурной среды, в том числе детскую площадку с элементами тренажёров для детей данного центра.
Степень изученности темы по архитектуре реабилитационных центров. При работе над ВКР были изучены такие труды по тематики связанной c Архитектурной средой реабилитационных центров для детей и подростков c ограниченными возможностями здоровья всесторонне рассмотрены в исследованиях Т.Г Маклакова, В.А Пономарёва. Влияние цвета на психологическое решение было рассмотрено у Б.А. Базыма. Энциклопедический словарь медицинских терминов написан Петровский Б. В. Введение в психосемантику цвета написано П. В. Яньшин.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: сравнительный анализ, системный, сравнительно¬
исторический, описательный, хронологические методы, а также метод сопоставления и стилистический анализ.
Объект исследования - архитектура медицинских зданий, а также требования предъявляемые для создания проекта реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, предмет исследования - архитектурная среда реабилитационного центра для детей и подростков ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы - рассмотреть влияние архитектурной среды на формирование цветового решения реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, для этого необходимо решить следующие зaдaчи:
1. Рассмотреть социальный аспект реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть архитектуру реабилитационных центров в России и з а рубежом.
3. Разработать дизайн-проект реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Барнауле.
Структура и объем выпускной работы разработаны в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из двух глав, включающих в себя параграфы, введение, заключение, список литературы, приложения, а также электронной презентации и демонстрационного стенда. Основной текст выпускной квалификационной работы 45 страниц, общий объём 70 страниц.
Известно, что архитектура способна объединять и направлять людей. В этом и заключается концепция проекта реабилитационного центра для детей и подростков c нарушениями ОДЛ. В доступности cреды, в объединение, в понимании, что особенные люди не одни, что они неотъемлемая часть общества, нужная часть, без которой мы не сможем называться людьми.
Остро стоит проблема досуга и развития у детей и подростков с нарушением ОДЛ. В нашем городе нет ни одной специальной детской площадки для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, а ведь детям с ограниченными возможностями особенно необходима двигательная активность, поскольку она благотворно влияет на организм. Игра на детской площадке помогает развить коммуникативные навыки, способствует воспитанию и поднятию настроения ребёнка.
Главной задачей проектирования стало разработать эргономичный, доступный, интересный реабилитационный центр для детей и подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата и дизайн архитектурной среды, в том числе детскую площадку с элементами тренажёров для детей данного центра.
Проект разрабатывается в городе Барнауле в Ленинском районе на пересечении улиц Малахова - Гущина. Участок строительства по функциональному зонированию генерального плана Барнаула отведен под медицинские центры и зону зеленых насаждений общего пользования.
Здание реабилитационного центра и малые архитектурные формы среды имеют плавные перетекающиеся формы, которые отражают концепцию объединения.
1. Маклакова Т.Г. Архитектура жилых и общественных зданий. — М.: Стройиздат, 2004. — 302 с.
2. Пономарёв В.А. Архитектурное проектирование. — М.:
Архитектура-C, 2008. — 736 с.
З.Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. - М.:Реч, 2005.
4. Энциклопедический словарь медицинских терминов. В 3-х томах / Б. В. Петровский. — М: Советская энциклопедия, 1982. — 1424 с.
5. Яньшин П. В. Введение в психосемантику цвета. Учебное пособие. — Самара: СамГПУ, 2001. — 189 с.
6. МДС 35-4.2000 Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения.
7. Отчет Минэкономразвития России по данным Росстат а.
8. Постановление администрации Алтайского края от 22 сентября 2012 года "Об утверждении ведомственной целевой программы реабилитация и лечение детей с детским церебральным параличом" на 2012-2014 годы".
9. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.
10. СП 150.13330.2012 Дома-интернаты для детей-инвалидов.
11. СП 59.13330.2012 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
12. СП 136.13330.2012 Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения.
13. СП 149.13330.2012 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
14. П 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.
15. СП 113.13330.2012 Отоянки aвтомобилей.
16. Медицинская реабилитация [Электронный ресурс] — Режим доступ а: ййрзУ/ги^кхре&а.огц^кх/Медицинская реабилитация — Загл. с экрана
17. Насаждения на участках учреждений здравоохранения [Электронный ресурс] Режим доступ a: http: //landscape.totalarch.com/node/41
— Загл. с экрана
18. Психология и психосемантика цвета [Электронный ресурс] — Режим доступ a: http://apartmentinteriors.ru/bangkok-university-creative-center/
— Загл. с экрана
19. Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] — Режим доступ a: https: //ardexpert.ru/proj ect/3 877 — Загл. с экрана
20. Цвета поощрения коммуникации: Bangkok University Creative
Centre [Электронный ресурс] — Режим доступ a:
http: //apartmentinteriors .ru/bangkok-university-creative-center/ — Загл. С экрана
21. A Guide To Cerebral Palsy [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.ofcp.ca/pdf/Web-Guide-To-CP.pdf — Загл. с экрана
22. Blue or Red? Exploring the Effect of Color on Cognitive Task Performances [Электронный реcурc] — Режим достута: http://blog.2edu.pl/wp- content/uploads/2013/10/Science-2009-Mehta-1226-9.pdf — Зaгл. c экрaнa
23. Effect of environmental setting on mobility methods of children with
cerebral palsy [Электронный реcурc] — Режим достута:
https: //www. ncbi .nlm. nih. gov/pubmed/12578237 — Зaгл. c экрaнa
24. Esther Koplowitz foundation for patients with cerebral palsy
[Электронный реcурc] — Режим достута:
https://www.architonic.com/en/project/hans-abaton-esther-koplowitz-foundation- for-patients-with-cerebral-palsy/5102710 — Зaгл. c экрaнa
25. Guidelines and space standards for barrier free built environment for
disabled and elderly persons [Электронный pecypc] — Режим gocmyna:
http://cpwd.gov.in/Publication/aged&disabled.PDF — 3ara. c OKpaHa
26. Hans Abaton, enlargement of center for cerebral palsy patients in
Madrid [Электронный pecypc] — Режим gocmyna:
http: //www. arquitecturaviva. com/en/Info/News/Details/7564 — 3ara. c OKpaiia
27. The Effect of Color on Conscious and Unconscious Cognition
[Элeктpoнный pecypc] — Режим gocmyna:
http://repository.cmu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1079&context=hsshonors— 3ara. c OKpaiia
28. Universally Designed Playgrounds [Элeктpoнный pecypc] — Режим gocmyna: http://www.cerebralpalsy.org/information/sports/inclusive-playscapes — 3ara. c OKpaiia
29. Xylophone building for children with cerebral palsy in Haringey,
London by phplus architects [Элeктpoнный pecypc] — Режим gocmyna:
https://www10.aeccafe.com/blogs/arch-showcase/2016/03/25/xylophone-building- for-children-with-cerebral-palsy-in-haringey-london-by-phplus-architects/ — 3ara. c OKpaiia