ГЛАВА 1. Компьютерная графика в структуре дополнительного образования детей и подростков 9
1.1. Задачи дополнительного образования в обучении детей компьютерной
графике 9
1.2. Психолого-педагогические особенности обучения детей среднего
и старшего школьного возраста 12
1.3. Современные учебные пособия как средство обучения подростков
компьютерной графике 17
ГЛАВА 2. Методические особенности обучения детей и подростков навыкам работы с растровой графикой 24
2.1. Специфика подбора материалов для обучения компьютерной графике..24
2.2. Принципы и средства разработки учебного пособия по компьютерной
графике 28
2.3. Особенности реализации учебного курса по компьютерной графике в
детской студии 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ИЛЛЮСТРАЦИИ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
С появлением и повсеместным внедрением в нашу жизнь сканеров, цифровых фотоаппаратов, Web-камер люди стали обладателями большого количества цифровых изображений. Это породило необходимость в обработке, восстановлении, создании на их основе новых изображений, фотомонтажей, коллажей и так далее. В связи с этим компьютерная графика получила широкое распространение и используется в самых разнообразных направлениях деятельности человека: фоторедактирование, конструкторские разработки, видеоигры, интернет-пространство, научные исследования, торговля, производство и многие другие отрасли человеческой деятельности, нуждающиеся в умении людей работать с графической информацией.
В общеобразовательной школе на освоение раздела, изучающего методы и средства создания и обработки изображений с помощью различных графических программ компьютерной графики, отведено незначительное количество времени, что не позволяет сформировать у выпускников целостного представления о технологии обработки объектов растровой графики. Становится очевидным, что актуальность исследования заключается в разрешении противоречия между требованием общества к уровню информационной грамотности в области компьютерной графики выпускников школ и возможностью освоения графических редакторов учащимися в рамках программы общеобразовательных учреждений. Решить данный конфликт может внедрение курса по изучению графических редакторов в учреждениях дополнительного образования. Несмотря на существование множества графических программ для работы с растровой графикой, возможности которых имеют как сходства, так и различия, одним из самых известных и профессиональных инструментов для работы с растровыми изображениями является программа Adobe Photoshop. Поэтому в один из разделов дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы необходимо включить изучение программы Adobe Photoshop,так как именно этот графический редактор наиболее полно раскрывает возможности обработки растровых изображений.
Виды компьютерной графики, способы, методы, область её применения освещены в статье А. Д. Михалиной, Т. С. Логвиновой, Н. В. Польшаковой «Технологии компьютерной графики и их практическая реализация». [36]
Теоретические и методические основы преподавания компьютерной графики в системе общего образования, прежде всего на уроках информатики, а также в процессе обучения других дисциплин, в частности на уроках геометрии рассматриваются в статье Х.А. Гербекова, И.Т. Халкечевой «Изучение компьютерной графики в системе общего образования». [29] А особенности и сложности обучения компьютерной графике студентов вузов не связанных с архитектурой, строительством, искусством приведены в статье Ю.В. Сакулиной, И.В. Рожиной «Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций». [40]
Психофизиологические особенности подросткового возраста наиболее полно описаны в книгах С. В. Молчанова «Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для академического бакалавриата» [35] и Ф. Раиса, К. Должнина «Психология подросткового и юношеского возраста» [39], Л.С. Выготского «Детская психология» [28], статьях С.А. Черкашиной «Психологические особенности «опасного» подросткового возраста» [43], Н.В. Фоменко «Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка» [44].
В этих работах раскрывается понятие «подростковый возраст» как переходный от детства к взрослости, описываются основные физиологические, психологические, социально-психологические особенности подросткового возраста, приведены характеристики, особенности, сложности данного периода в жизни ребёнка, описываются отличия современных подростков от подростков прошлого столетия, приводятся способы, методы психологической помощи «трудным» подросткам, рекомендации как понять, принять их особенности и поддержать.
Проблемы образования, отношения педагога и учащихся как участников педагогического процесса, особенности их учебно-педагогического
сотрудничества и общения рассматриваются в учебнике для вузов И. А. Зимней «Педагогическая психология» [30].
Назначение и актуальность использования электронной книги, преимущества и недостатки двух форм книг: печатной и электронной, описываются в статьях М. А. Ильиной «Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе» [31] и К.В. Макаровой «Электронная книга как современный культурный феномен» [34].
Особенности форматов электронных книг рассматриваются в статье Б.С. Яковлева, Н.Е. Проскурякова, Р.С. Череватого «Особенности дизайна электронных книг» [45], также здесь приводятся рекомендации по разработке дизайна. Для проектирования учебного пособия были использованы рекомендации по подготовке электронных изданий, изложенных в учебно- методическом пособии Е. И. Козловой «Электронные учебные издания в современном вузе» [33].
Выбор цветового решения учебного пособия основывается на рекомендациях, изложенных в практическом руководстве по выбору и использованию цветовых комбинаций Т. Саттона, Б. Виллена «Гармония цвета» [41]. Книга посвящена как теории цвета, так и психологии его восприятия.
На основании рассмотренной и изученной литературы можно сделать вывод, что вопрос психолого-педагогических особенностей обучения подростков довольно подробно исследовали немалое число педагогов- психологов. Проблема актуальности, преимуществ и недостатков использования электронных учебных пособий в образовательном процессе изучена достаточно подробно и рассмотрена в данной работе в виде публикуемых исследователями статей.
Объект исследования: обучение навыкам компьютерной графики.
Предмет исследования: особенности преподавания компьютерной
графики в сфере дополнительного образования детей и подростков.
Цель исследования: определить особенности и задачи преподавания компьютерной графики в детской студии, а также разработать необходимые для этого методические материалы.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
- определить задачи дополнительного образования в обучении детей компьютерной графике;
- изучить психолого-педагогические особенности обучения детей среднего и старшего школьного возраста;
- проанализировать современные учебные пособия как средство обучения подростков компьютерной графике;
- определить специфику подбора материалов для обучения компьютерной графике;
- разработать перечень вопросов, рассматриваемых при обучении растровой графике;
- сформулировать методические рекомендации по обучению растровой графике.
Ведущими источниками работы является нормативно-правовая база документов сферы образования. Проектирование образовательной деятельности студии «Компьютерная графика» должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовой документацией.
1. Нормативно-законодательные документы :
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [22], устанавливающий правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования;
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008) [15], регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по ДОП;
профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 613н) [16], содержит описание трудовых функций, необходимых для осуществления педагогической деятельности;
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41) [18].
2. Организационно-правовые документы :
Устав МБУ ДО «Центр научно-технического творчества учащихся» [19]. Определяет цели и задачи деятельности образовательного учреждения, а также представляет права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
3. Нормативные документы:
-Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Проектирование в графическом дизайне» [3] ,в соответствии с которой осуществляется образовательная деятельность в студии «Компьютерная графика»;
- Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Компьютерная графика для начинающих»[4];
-Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности по обучению компьютерной графике [5].
4. Локальные нормативные документы :
-Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 7,8,9 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год, автор: Морозова О.В. [11].
Анализ уже существующих учебных пособий позволяет спроектировать пособие, отличающееся от существующих, удобное для использования на аудиторных занятиях, дающее возможность сформировать не только теоретические знания о работе программы, но и развивать практические навыки. Анализу подверглись пособия, представленные в различном виде: учебные пособия в виде бумажной книги - Л.А. Залогова «Компьютерная графика». Учебное пособие [6] и Л.А. Залогова «Компьютерная графика». Практикум [7], И.Э. Широкова, Н.Ю. Гончарова «Графический редактор AdobePhotoshop» Учебное пособие [26]; в виде обучающих и тематических сайтов - сайт «Уроки фотошопа» [21], «Уроки Фотошоп» [20], «Оранжевый Фотошоп» [12]; в виде видео-уроков - курсы видео-уроков С. Иванова «Видео¬уроки Фотошоп. Adobe PhotoShop» [8], Р. Оскарова «Базовый курс AdobePhotoshop» [15], Г. Чистова Курс видео-уроков «Уроки по Фотошопу» [24], интернет-платформа «Нетология»[9].
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по теме исследования, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, списка сокращений, приложений, визуальных приложений, презентации. В первой главе изложены выводы исследовательской работы по задачам дополнительного образования в обучении детей компьютерной графике, психолого-педагогическим особенностям обучения детей подросткового возраста, анализу современных учебных пособий по обучению компьютерной графике. Вторая глава посвящена описанию и анализу образовательной программы , реализуемой в студии компьютерной графики «ЦНТТУ» г. Яровое, проектированию учебного пособия по изучению растровой графике, составлению методических рекомендаций по обучению растровой графике.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка учебного пособия «Основы работы в графическом редакторе Adobe PhotoShop». Анализируя проведенную работу, можно заключить, что цель ВКР достигнута.
Задачи обучения детей компьютерной графике, как и содержание дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ, и сроки обучения по ним определяются в соответствии с нормативно-правовой и регламентирующей документацией, утвержденной законодательством Российской Федерации и самим образовательным учреждением, а также в соответствии с особенностями возрастной целевой группы обучающихся, их уровнем подготовки.
Организация процесса обучения в соответствии с психологическими особенностями детей среднего и старшего школьного возраста способствует созданию комфортных условий для обучения, а склонность данной возрастной группы к развитию саморегуляции, обязует преподавателя выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы стимулировать развитие самостоятельности и осмысленность обучения. Заинтересовать обучающихся и удержать интерес к образовательному процессу поможет организация учебной деятельности с учетом интересов и склонностей подростков, а в случае если процесс обучения будет иметь: насыщенную профильно-ориентированную образовательную среду; партнерское взаимодействие педагога и обучающегося; условия, позволяющие обучающемуся идентифицировать себя в профессиональной роли, это поможет подростку в профессиональном самоопределении.
Несмотря на то, что существует множество пособий , предназначенных для изучения программы Adobe PhotoShop, общество, по-прежнему, нуждается в педагогически грамотно разработанных учебных пособиях по изучению этого графического редактора. Потому как, рассмотрев несколько учебных пособий, в каждом из них были выявлены недостатки, так или иначе затрудняющие изучение программы. На основании рассмотренных обучающих ресурсов можно сформировать список отрицательных характеристик, которых нужно избегать при создании учебного пособия. К ним относятся: печатная форма, как мало востребованный источник знаний в современном обществе; большой объём текста, и скудное иллюстрирование - не соответствие принципу доступности; не соответствие принципу последовательности в обучении; отсутствие возможности практического закрепления изученного материала - не соответствие принципу связи теории с практикой; проблематичность доступа к обучающему ресурсу, например платность, и другие факторы затрудняющие использование какого- либо обучающего продукта.
Проанализировав общеобразовательную (общеразвивающюю)
программу, реализуемую в студии «Компьютерный дизайн» МБУ ДО «ЦНТТУ» г. Яровое, были отмечены недостатки в тематическом планировании требующие корректировок. С целью оптимизации содержания учебного курса, помимо вопросов, необходимых для изучения графического редактора Adobe Photoshop, в тематическое планирование необходимо включить темы, раскрывающие основополагающие вопросы по компьютерной графике: виды компьютерной графики, цветовые режимы, форматы графических файлов, а так же исходя из проведенного в студии анкетирования, включить тему «Создание анимированных изображений». Кроме того тематическое планирование необходимо выстроить таким образом, чтобы изучение тем велось комплексно, этому поспособствует разделение перечня тем на модули. А использование на занятиях предлагаемого учебного пособия стимулирует самостоятельную работу обучающихся, самостоятельный поиск необходимой информации, что способствует осознанному подходу к обучению.
Содержание и структура учебного пособия «Adobe Photoshop» разработана в соответствии с целями и задачами О (О) П «Проектирование в графическом дизайне», а также с учетом выявленных недостатков в тематическом планировании, изложенных в предыдущем параграфе. Проектирование практических заданий УП направлено на решение задачи: формирование представлений о комплексе методов, направленных на решение учебного задания. Поэтому для практических занятий необходимо подбирать такие задания, которые демонстрируют максимальное число инструментов, способных решать поставленную задачу. С целью благоприятного эмоционального воздействия на процесс обучения, цветовое решение УП выбрано в соответствии с психологической характеристикой цвета и его способностью влиять на эмоциональное состояние человека, а преобладание плавных линий обусловлено психологией восприятия различных форм.
Исходя из успешно проведенных пробных занятий, можно сделать вывод, что предложенное учебное пособие достаточно эффективно в обучении графическому редактору Adobe Photoshop и может быть рекомендовано для использования в процессе обучения. На данный момент учебный материал разработан только для модуля «Ретуширование фотографий», но в дальнейшем планируется закончить проектирование данного учебного пособия с целью использования на занятиях по компьютерной графике в студии «Компьютерный дизайн» МБУ ДО «ЦНТТУ» г. Яровое.
Источники:
1. Анкетирование «Выявление интересов в области компьютерной графики»
2. Беловешкин А. Психология плавных линий в дизайне
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.beloveshkin.com/2015/06/psikholo giya-plavnykh-linij -v-dizajne.html (Дата обращения: 30.05.2019 г.)
3. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа «Проектирование в графическом дизайне» (утв. директором МБУ ДО «ЦНТТУ» от 2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://cnttu.ucoz.ru/2017-2018/dop obr prog/kompjuternyj dizajn gotov.pdf (Дата обращения: 07.03.2019 г.)
4. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа «Компьютерная графика для начинающих» (утв. директором МБОУ ДО «ГЦИР» от 2018г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cir.tgl.ru/sp/pic/File/2018-
19 Programmi/Te Kompyuternaya grafika dlya nachinayushih.pdf (Дата
обращения: 10.03.2019 г.)
5. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа технической направленности по обучению компьютерной графике (утв. директором МКУ ДО «ЦРТДЮ» от 2018г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //ctuplast7 4 .ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoi-
organizacii/obrazovanie/obrazovatelnye-programmy/adaptirovannaya-osnovnaya- obrazovatelnaya-programma-na-2016-2017-uchebnyi-god-2/dopolnitelnaya- obscheobrazovatelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-tehnicheskoi- napravlennosti-po-obucheniyu-kompyuternoi-grafike-1/dopolnitelnaya- obscheobrazovatelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-tehnicheskoi- napravlennosti-po-obucheniyu-kompyuternoi-grafike (Дата обращения: 10.03.2019 г.)
6. Залогова Л.А. Компьютерная графика: Учебное пособие/ Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. - 245 с.
7. Залогова Л.А. Компьютерная графика: Практикум/ Л.А. Залогова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005г. - 238 с.
8. Иванов С. Курс видео-уроков «Видео-уроки Фотошоп. Adobe
PhotoShop» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.youtube.com/playlist?list=PL0XUBaGiS6xjofSYnU4yKbdqmGY6RyE 68 (Дата обращения: 29.03.2019 г.)
9. Интернет-платформа «Нетология» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //netology.ru/#/presentation (Дата обращения: 19.03.2019 г.)
10. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) / Минобрнауки РФ, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anichkov.ru/official/gzrdo/metod-rek-2015.pdf (Дата обращения:
12.04.2019).
11. Морозова О. В. Рабочая программа учебного предмета
«Информатика» для 7,8,9 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://skolal2.ucoz.ru/index/osnovnaja obrazovatelnaja programma osnovnogo obs hhego obrazovanija mbou sosh 12 fgos ooo/0-183 (Дата обращения: 10.03.2019 г.)
12. Оранжевый Фотошоп. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://photoshop-orange.org (Дата обращения: 19.03.2019 г.)
13. Оскаров Р. Курс видео-уроков «Базовый курс AdobePhotoshop»
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.youtube.com/playlist?list=PL5 uXkmF9GKfY ewjXgugRPyNWIyFl 1P 5h (Дата обращения: 18.03.2019г.)
14. Официальный сайт МБУ ДО «ЦНТТУ» г. Яровое [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cnttu.ucoz.ru (Дата обращения: 30.03.2019 г.)
15. Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008)
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70424884/ (Дата обращения:
10.03.2019г.)
16. Профессиональный стандарт педагога дополнительного
образования детей и взрослых (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 613н) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71102914/ (Дата
обращения: 11.03.2019г.)
17. Психология восприятия в дизайне [Электронный ресурс] - Режим
доступа: https://www.logodesigner.ru/articles/archive/psihologiya-vospriyatiya-v-
dizaine (Дата обращения: 17.04.2019г.)
18. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/70731954/ (Дата обращения: 20.04.2019).
19. Устав МБУ ДО «Центр научно-технического творчества учащихся» (Утвержден постановлением администрации города Яровое Алтайского края от 2017г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cnttu.ucoz.ru/2017- 2018/ustav mbu do cnttu 2017 g.pdf
20. Уроки Фотошоп. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://photoshop.demiart.ru (Дата обращения: 25.03.2019 г.)
21. Уроки Фотошопа. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://photoshoplessons.ru (Дата обращения: 31.03.2019 г.)
22. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/ (Дата обращения:
07.03.2019 г.)
23. Черкасова А.А., Кислова М.А. Изобразительное искусство: электронный учебник [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://art.dkg- web.com/index.php/drawing/drawing-comp (Дата обращения: 17.03.2019 г.)
24. Чистов Г. Курс видео-уроков «Уроки по Фотошопу».
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https: //www.youtube. com/playlist?list=PLntXOE 1 inukWH8uT 5n- NIB7UqALNNtCy5 (Дата обращения: 29.03.2019 г.)
25. Шарипов А. Курс видео-уроков «Создание электронного учебника»
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.youtube.com/channel/UCi2MkNWCF4B6mGTAEbm7-XQ (Дата
обращения: 18.03.2019 г.)
26. Широкова И.Э., Гончарова Н.Ю. Графический редактор AdobePhotoshop: Учебное пособие / И.Э. Широкова, Н.Ю. Гончарова // Иркутский ИПКРО , 2010г. - 97 с.
Литература:
27. Адлер А. Наука жить. - К.: Port-Royal, 1997. - 79с. - Режим доступа: https://e-libra.ru/download/319637/ (Дата обращения: 15.04.2019 г.)
28. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 4: Детская
психология. - М.: Педагогика, 1984. - 433с. - Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/vygotsky ss-v-6tt t4 1984/go,6;fs,0/ (Дата обращения
15.04.2019 г.)
29. Гербеков Х.А., Халкечева И.Т. Изучение компьютерной графики в системе общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/izuchenie-kompyuternoy-grafiki-v-sisteme- obschego-obrazovaniya (Дата обращения: 05.04.2019)
30. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с. - Режим доступа: http: //www.anichkov.ru/official/gzrdo/metod-rek-2015 .pdf (Дата обращения 02.05.2019)
31. Ильина М. А. Электронные учебные пособия, и их важность в учебном процессе [Электронный ресурс] / М. А. Ильина // Информационно коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://infed.ru/articles/87/ (Дата обращения: 31.03.2019)
32. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
http: //nashaucheba.ru/v31109/коджаспирова г.м. ,коджаспиров а.ю.педагогиче ский словарь?раде=12 (Дата обращения: 28.04.2019).
33. Козлова Е. И. Электронные учебные издания в современном вузе: учебно-методическое пособие [Текст] / Е. И. Козлова. - М.: Форум, 2013. - 207 с.
34. Макарова К.В. Электронная книга как современный культурный
феномен [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnaya-kniga-kak-sovremennyy-kulturnyy- fenomen (Дата обращения: 18.03.2019 г.)
35. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста:
учебник для академического бакалавриата / С. В. Молчанов. — М.:
Издательство Юрайт, 2019. — 351 с.
36. Михалина А. Д., Логвинова Т. С., Польшакова Н. В. Технологии компьютерной графики и их практическая реализация // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 58-61. — Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/136/38109/ (Дата обращения: 13.05.2019)
37. Психологический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psi.webzone.ru/st/081500.htm (Дата обращения: 10.04.2019г.)
38. Павлов А. В. Профессиональное самоопределение обучающихся в
учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnoe-samoopredelenie-
obuchayuschihsya-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (Дата
обращения: 25.05.2019г.)
39. Раис Ф., Должин К. Психология подроскового и юношеского возраста. [Текст] / Ф.Раис, К. Должин - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 723с.
40. Сакулина Ю.В., Рожина И.В. Компьютерная графика как средство
формирования профессиональных компетенций [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru/article/v/kompyuternaya- grafika-kak- sredstvo-
formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy (Дата обращения: 05.05.2019г.)
41. Саттон Т., Виллен Б. Гармония цвета. [Текст] / Т. Саттон, Б. Виллен - М.: ООО "Издательство "АСТ", 2004. - 215с.
42. Толбатова Е.В. Психолого-педагогические особенности
организации учебной деятельности школьников подросткового возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-organizatsii- uchebnoy-deyatelnosti-shkolnikov-podrostkovogo-vozrasta (Дата обращения:
10.04.2019 г.)
43. Черкашина С.А. Психологические особенности «опасного» подросткового возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/psihologicheskie-osobennosti-opasnogo- podrostkovogo-vozrasta (Дата обращения: 10.04.2019г.)
44. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap- razvitiya-rebenka (Дата обращения: 10.04.2019г.)
45. Яковлев Б.С., Проскуряков Н.Е., Череватый Р.С. Особенности дизайна электронных книг [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/osobennosti-dizayna-elektronnyh-knig (Дата
обращения: 18.03.2019 г.)