РАЗВИТИЕ КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
|
Глава 1. Роль практических методов обучения в развитии конструктивного мышления и творческого воображения 11
1.1. Развитие конструктивного мышления и творческого воображения:
понятие и задачи 11
1.2. Методы обучения в дополнительном образовании: понятие, виды и
преимущества практических методов 17
1.3. Обучение оригами как средство развития конструктивного мышления и
творческого воображения 22
Глава 2. Разработка практического курса на тему «Персонажи сказки
«Теремок» в технике оригами» 28
2.1. Обучение воспитанников детской школы искусств и возможности
развития конструктивного мышления и творческого воображения 28
2.2. Отбор содержания и особенности реализации курса практических
занятий по оригами 34
Заключение 42
Список литературы и источников 44
Список иллюстраций 50
Иллюстрации 51
Приложение 57
1.1. Развитие конструктивного мышления и творческого воображения:
понятие и задачи 11
1.2. Методы обучения в дополнительном образовании: понятие, виды и
преимущества практических методов 17
1.3. Обучение оригами как средство развития конструктивного мышления и
творческого воображения 22
Глава 2. Разработка практического курса на тему «Персонажи сказки
«Теремок» в технике оригами» 28
2.1. Обучение воспитанников детской школы искусств и возможности
развития конструктивного мышления и творческого воображения 28
2.2. Отбор содержания и особенности реализации курса практических
занятий по оригами 34
Заключение 42
Список литературы и источников 44
Список иллюстраций 50
Иллюстрации 51
Приложение 57
Конструктивное мышление и творческое воображение являются одними из ключевых навыков в художественном профессиональном образовании, в частности в дизайне, а также дальнейшей профессиональной деятельности. Современные реалии таковы, что все больше профессиональная деятельность дизайнеров отходит от ручного, традиционного выполнения художественных работ в сторону цифровой графики и компьютеризации процесса работы в целом. При этом внедрение компьютеров и всемирной информационной сети во все сферы жизни повлияли и на развитие воображения у детей, а именно они все реже пользуются воображением и фантазируют, так как с детства их окружают интерактивные электронные устройства (телевизор, компьютеры,
смартфоны и так далее) и множество готовых игрушек на любой вкус и любую игру. Им больше не нужно представлять и воображать с используемым предметом в процессе игры, как делали дети прошлого, у которых обычная палка могла быть как оружием, так и транспортным средством. Завораживающий виртуальный мир кажется гораздо привлекательным, чем реальность. Поэтому все реже современные дети занимаются какой-либо деятельностью, в том числе творчеством, вне школы или дополнительных занятий. Эту тему затрагивают многие исследователи в последние годы [38, 42, 45, 50]. И это серьезная проблема нашего времени, не говоря о том, что от этого страдает мелкая моторика рук и пальцев, которая напрямую связана с развитием внимания, мышления, координации, наблюдательности, воображения, зрительной и двигательной памяти. Еще Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями человека. Говоря о мелкой моторике рук чаще всего подразумевается детский возраст, однако учеными доказано, что мелкая моторика также важна для людей любого возраста и ее сила взаимосвязи с мыслительными процессами остается такой же крепкой. Нельзя не отметить, что высоко развитая мелкая моторика рук и пальцев имеет практическую значимость для человека в процессе ручного выполнения им различных изделий из различных материалов. Например, макетов из бумаги, которые по-прежнему широко используются в профессиональной дизайнерской среде.
Наилучшим возрастом для развития конструктивного мышления и воображения, а также мелкой моторики пальцев и руки считается младший школьный возраст, который соответствует возрасту воспитанников подготовительной группы детских школ искусств. А такой вид декоративно-прикладного искусства, как оригами хорошо развивает точность, координацию движений, то есть активно развивает мелкую моторику. К тому же создание изделий своими руками - это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность человека в процессе обучения, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства и побуждать к творческому самовыражению.
Еще в начале века Фридрих Фрёбель немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания предложил обучение оригами в детских садах для развития мелкой моторики, с тех пор искусство складывания из бумаги постепенно распространялось по всему миру, проникая в образовательные программы разных уровней обучения: от
дополнительного образования дошкольников до отдельных курсов обучению именно оригами. На сегодняшний день литература и информация во всемирной сети интернет изобилует схемами оригами и пошаговыми инструкциями их складывания различных уровней сложности, не только в иллюстративном виде, но и в виде видеозаписей, также в свободном доступе размещены различные образовательные программы школ дополнительного образования и планы отдельных занятий, включающие в себя элементы оригами. А в своих статьях преподаватели школ дополнительного образования рассматривают преимущества и пользу занятий оригами в развитии детей. Однако, несмотря на все возрастающий интерес к оригами в образовании, техника складывания из бумаги применяется в основном фрагментарно, и носит ознакомительный либо узкий характер, давая возможность обучится складыванию одной конкретной фигурки или ряду фигурок на основе одного из базовых понятий. Существуют и отдельные образовательные программы, посвященные искусству оригами в дополнительном образовании детей, они рассчитаны на 1-2 года и носят более глубокий и полный характер обучения складыванию из бумаги, однако применяются только в учреждениях типа центров детского творчества. Поэтому важным становится разработка курса, который мог бы быть органично включен в программы дополнительного образования типа детских школ искусств и при этом носил более полный характер обучения оригами.
На основании всего вышесказанного можно констатировать, что актуальность исследуемой проблемы высока и связана прежде всего с потребностью вовлечения детей в творческий процесс усидчивой работы руками не только для развития важных навыков, но и для формирования культуры профессиональных умений создания художественных объектов собственными руками без использования компьютерных технологий.
С целью получения наиболее современной и актуальной информации, при написании данной работы, использовался как опыт действующих педагогов путем рассмотрения и анализа учебно-методических работ и статей научного плана по вопросам проведения и преимуществ уроков на тему искусства оригами, так и литература по формированию и развитию необходимых навыков у детей младшего школьного возраста.
Рассматриваемая в данной работе проблематика развития
конструктивного мышления и творческого воображения раскрыта в достаточно широком кругу научной и научно-популярной литературы. Основной из такой литературы является книга выдающегося советского психолога Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», в ней рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей.
Книга содержит сведения о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников, обозначены различные способы развития воображения и механизмы их возникновения, приведены доходчивые примеры. Несмотря на то, что книга изначально была написана в 90-х годах 20 века, она не единожды переиздавалась, так как материалы, содержащиеся в ней, составляют основу темы развития воображения у детей и не теряют своей актуальности до сих пор [32]. Вопросами развития мышления и воображения задавались многие известные ученые, в данной работе были рассмотрены труды Т.А. Рибо, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Р.С. Немова, В.В. Давыдова.
Т.А. Рибо и С.Л. Рубинштейн рассматривались как одни из ключевых исследователей психологической науки, в частности задающиеся вопросами воображения, мышления человека, их работы востребованы и сегодня, поэтому они довольно часто переиздаются [46, 47]. То же можно сказать и про работы создателей дидактической системы теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые в своих работах развили теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других [51, 34].
Для характеристики младшего школьного возраста, а также особенностях развития на данном этапе жизни была рассмотрена книга В.С. Мухиной «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», в которой раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости, а также представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем и социального пространства [40]. А также работа И.В. Дубровиной «Возрастная и педагогическая психология», в которой собраны фрагменты основополагающих работ классиков отечественной психологии, а также современных психологов по проблемам возрастной и педагогической психологии [35].
Говоря о технике складывания из бумаги (оригами), нельзя не принять во внимание многочисленные работы популяризатора оригами, известного как в России, так и за рубежом, С.Ю. Афонькина. Многие его книги были использованы в данной работе как источники схем оригами, однако «Все об оригами: энциклопедия», написанная в
соавторстве с Е.Ю. Афонькиной затрагивают методики преподавания оригами, а также тему наглядности в этом обучении [26]. О важности наглядных материалов в обучении оригами говорит в своих статьях А.А. Беляков «Роль компьютерных технологий в разработке наглядных пособий для обучения оригами» и «Информационные технологии в обучении искусству оригами младших школьников», предлагая свой вариант оформления наглядных материалов путем обработки в программе Adobe Photoshop фотографий заготовок на определенных этапах складывания [28, 29].
Преимущества обучения оригами в развитии детей отмечают в своих статьях многие действующие педагоги дошкольного и дополнительного образования, такие как Н.В. Белоганова, С.Н. Бережная, А.И. Давлетова, Т.А. Иванина, Н.В. Сырова, Е.В. Яковлева. Стоит отметить, что в своих работах С.Н. Бережная более конкретно рассматривает преимущества оригами для развития воображения и мышления [30], а Т.А. Иванина выделяет роль конструктивного мышления [36]. А.И. Давлетова представляет
результаты проведенного исследования, доказывающего положительное влияние занятиями оригами на развитие воображения и мышления у детей младшего школьного возраста [33]. А Н.В. Сырова рассматривает оригами в дизайне и учебном процессе как фактор, формирующий профессиональные и личностные качества будущих дизайнеров [48].
Особо следует отметить статью О.Б. Васюковой «Развитие
творческих способностей детей с помощью техники оригами в процессе ознакомления с художественным словом», в которой идея о связи сказки с обучением оригами впоследствии развивалась и совершенствовалась в данной работе [31].
Таким образом можно сказать, что в процессе исследовательской работы были изучены как основополагающие труды известных ученых по теме дипломной работы, так и научные наработки действующих педагогов и психологов.
Объектом исследования дипломной работы является развитие конструктивного мышления и творческого воображения у детей. Предмет исследования -особенности реализации курса практических занятий по оригами.
Цель работы - определить способы развития конструктивного мышления и творческого воображения у воспитанников детской школы искусств посредством разработки курса практических занятий по обучению технике складывания из бумаги (оригами).
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и задачи развития конструктивного мышления и творческого воображения;
• выявить методы обучения в дополнительном образовании, их понятие и виды, а также преимущества практических методов;
• рассмотреть обучение оригами как средство развития
конструктивного мышления и творческого воображения;
• раскрыть процесс обучения воспитанников детской школы искусств и возможности развития конструктивного мышления и творческого воображения;
• отобрать содержание и выявить особенности курса практических занятий по оригами.
Соответственно поставленным задачам, в последующих главах и параграфах рассматривались поставленные вопросы, а в иллюстрациях и приложении к работе, а также на визуальных планшетах расположены разработанные методические материалы, такие как технологическая карта практического занятия, схема одной из кукол-оригами и этапы ее складывания, а также фотографии всех персонажей кукольного театра.
В качестве источника сведений о необходимых знаниях, умениях, навыках, которыми должны овладеть воспитанники детских школ искусств, в частности в сфере прикладного творчества, был использован Приказ Министерства культуры России от 12.03.2012 г. №156 «Об утверждении
федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе» и приложение к нему [10], содержащие исчерпывающую информацию по этому вопросу и на основании которого строятся учебные планы вышеуказанных школ дополнительного образования. Также были рассмотрены иные нормативно-¬правовые акты федерального и локального значения, содержащие нормы, критерии обучения в школах дополнительного образования, такие как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [14], дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» Детской школы искусств №6 г. Барнаула [15], программа по предмету «Изобразительное
искусство. Лепка. Народное искусство. ДПИ.» Детской школы искусств №6 г. Барнаула [16]. В качестве источника данных сведений
рассматривались сайты самих школ дополнительного образования [4, 5]. С целью подбора необходимых для разработки курса схем оригами были широко использованы различные источники всемирной информационной сети интернет, такие как тематические сайты, посвященные искусству складывания из бумаги [8, 9, 18, 19, 22]; видео-каналы платформы «YouTube» [6, 17, 20, 23¬25]. А также была рассмотрена различная литература по теме оригами, содержащая схемы и пояснения, отечественных и зарубежных авторов, в том числе и на иностранных языках [1-3, 7, 11-13].
Для решения поставленных задач были использованы как теоретические методы исследования (анализ и синтез имеющейся научной литературы по тематике исследования, ее сравнение и обобщение), так и эмпирические методы, заключающиеся в изучении существующей нормативной документации, изучении и обобщении опыта действующих педагогов, а также разработке опытной работы в виде курса практических занятий по обучению оригами.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, списка иллюстраций, самих иллюстраций, а также приложения. В первой главе рассматривается роль практических методов обучения в развитии конструктивного мышления и творческого воображения: в первом параграфе первой главы раскрываются понятие и задачи развития конструктивного мышления и творческого воображения; во втором параграфе первой главы рассматриваются понятие и виды методов обучения в дополнительном образовании, а также выделяются преимущества практических методов обучения; в третьем параграфе первой главы обучение оригами рассматривается как средство развития конструктивного мышления и творческого воображения. Во второй главе рассмотрена разработка практического курса на тему «Персонажи сказки «Теремок» в технике оригами»: в первом параграфе второй главы рассматривается обучение воспитанников детской школы искусств и возможности развития конструктивного мышления и творческого воображения; во втором параграфе второй главы изучается отбор содержания и выявление особенностей реализации курса практических занятий по оригами.
смартфоны и так далее) и множество готовых игрушек на любой вкус и любую игру. Им больше не нужно представлять и воображать с используемым предметом в процессе игры, как делали дети прошлого, у которых обычная палка могла быть как оружием, так и транспортным средством. Завораживающий виртуальный мир кажется гораздо привлекательным, чем реальность. Поэтому все реже современные дети занимаются какой-либо деятельностью, в том числе творчеством, вне школы или дополнительных занятий. Эту тему затрагивают многие исследователи в последние годы [38, 42, 45, 50]. И это серьезная проблема нашего времени, не говоря о том, что от этого страдает мелкая моторика рук и пальцев, которая напрямую связана с развитием внимания, мышления, координации, наблюдательности, воображения, зрительной и двигательной памяти. Еще Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями человека. Говоря о мелкой моторике рук чаще всего подразумевается детский возраст, однако учеными доказано, что мелкая моторика также важна для людей любого возраста и ее сила взаимосвязи с мыслительными процессами остается такой же крепкой. Нельзя не отметить, что высоко развитая мелкая моторика рук и пальцев имеет практическую значимость для человека в процессе ручного выполнения им различных изделий из различных материалов. Например, макетов из бумаги, которые по-прежнему широко используются в профессиональной дизайнерской среде.
Наилучшим возрастом для развития конструктивного мышления и воображения, а также мелкой моторики пальцев и руки считается младший школьный возраст, который соответствует возрасту воспитанников подготовительной группы детских школ искусств. А такой вид декоративно-прикладного искусства, как оригами хорошо развивает точность, координацию движений, то есть активно развивает мелкую моторику. К тому же создание изделий своими руками - это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность человека в процессе обучения, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства и побуждать к творческому самовыражению.
Еще в начале века Фридрих Фрёбель немецкий педагог и теоретик дошкольного воспитания предложил обучение оригами в детских садах для развития мелкой моторики, с тех пор искусство складывания из бумаги постепенно распространялось по всему миру, проникая в образовательные программы разных уровней обучения: от
дополнительного образования дошкольников до отдельных курсов обучению именно оригами. На сегодняшний день литература и информация во всемирной сети интернет изобилует схемами оригами и пошаговыми инструкциями их складывания различных уровней сложности, не только в иллюстративном виде, но и в виде видеозаписей, также в свободном доступе размещены различные образовательные программы школ дополнительного образования и планы отдельных занятий, включающие в себя элементы оригами. А в своих статьях преподаватели школ дополнительного образования рассматривают преимущества и пользу занятий оригами в развитии детей. Однако, несмотря на все возрастающий интерес к оригами в образовании, техника складывания из бумаги применяется в основном фрагментарно, и носит ознакомительный либо узкий характер, давая возможность обучится складыванию одной конкретной фигурки или ряду фигурок на основе одного из базовых понятий. Существуют и отдельные образовательные программы, посвященные искусству оригами в дополнительном образовании детей, они рассчитаны на 1-2 года и носят более глубокий и полный характер обучения складыванию из бумаги, однако применяются только в учреждениях типа центров детского творчества. Поэтому важным становится разработка курса, который мог бы быть органично включен в программы дополнительного образования типа детских школ искусств и при этом носил более полный характер обучения оригами.
На основании всего вышесказанного можно констатировать, что актуальность исследуемой проблемы высока и связана прежде всего с потребностью вовлечения детей в творческий процесс усидчивой работы руками не только для развития важных навыков, но и для формирования культуры профессиональных умений создания художественных объектов собственными руками без использования компьютерных технологий.
С целью получения наиболее современной и актуальной информации, при написании данной работы, использовался как опыт действующих педагогов путем рассмотрения и анализа учебно-методических работ и статей научного плана по вопросам проведения и преимуществ уроков на тему искусства оригами, так и литература по формированию и развитию необходимых навыков у детей младшего школьного возраста.
Рассматриваемая в данной работе проблематика развития
конструктивного мышления и творческого воображения раскрыта в достаточно широком кругу научной и научно-популярной литературы. Основной из такой литературы является книга выдающегося советского психолога Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте», в ней рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей.
Книга содержит сведения о литературном, театральном и изобразительном творчестве дошкольников и младших школьников, обозначены различные способы развития воображения и механизмы их возникновения, приведены доходчивые примеры. Несмотря на то, что книга изначально была написана в 90-х годах 20 века, она не единожды переиздавалась, так как материалы, содержащиеся в ней, составляют основу темы развития воображения у детей и не теряют своей актуальности до сих пор [32]. Вопросами развития мышления и воображения задавались многие известные ученые, в данной работе были рассмотрены труды Т.А. Рибо, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, Р.С. Немова, В.В. Давыдова.
Т.А. Рибо и С.Л. Рубинштейн рассматривались как одни из ключевых исследователей психологической науки, в частности задающиеся вопросами воображения, мышления человека, их работы востребованы и сегодня, поэтому они довольно часто переиздаются [46, 47]. То же можно сказать и про работы создателей дидактической системы теории развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, которые в своих работах развили теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и других [51, 34].
Для характеристики младшего школьного возраста, а также особенностях развития на данном этапе жизни была рассмотрена книга В.С. Мухиной «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество», в которой раскрываются вопросы феноменологии развития и бытия человека с рождения до взрослости, а также представлена авторская позиция на условия развития, определяемые реалиями предметного и природного мира, реалиями образно-знаковых систем и социального пространства [40]. А также работа И.В. Дубровиной «Возрастная и педагогическая психология», в которой собраны фрагменты основополагающих работ классиков отечественной психологии, а также современных психологов по проблемам возрастной и педагогической психологии [35].
Говоря о технике складывания из бумаги (оригами), нельзя не принять во внимание многочисленные работы популяризатора оригами, известного как в России, так и за рубежом, С.Ю. Афонькина. Многие его книги были использованы в данной работе как источники схем оригами, однако «Все об оригами: энциклопедия», написанная в
соавторстве с Е.Ю. Афонькиной затрагивают методики преподавания оригами, а также тему наглядности в этом обучении [26]. О важности наглядных материалов в обучении оригами говорит в своих статьях А.А. Беляков «Роль компьютерных технологий в разработке наглядных пособий для обучения оригами» и «Информационные технологии в обучении искусству оригами младших школьников», предлагая свой вариант оформления наглядных материалов путем обработки в программе Adobe Photoshop фотографий заготовок на определенных этапах складывания [28, 29].
Преимущества обучения оригами в развитии детей отмечают в своих статьях многие действующие педагоги дошкольного и дополнительного образования, такие как Н.В. Белоганова, С.Н. Бережная, А.И. Давлетова, Т.А. Иванина, Н.В. Сырова, Е.В. Яковлева. Стоит отметить, что в своих работах С.Н. Бережная более конкретно рассматривает преимущества оригами для развития воображения и мышления [30], а Т.А. Иванина выделяет роль конструктивного мышления [36]. А.И. Давлетова представляет
результаты проведенного исследования, доказывающего положительное влияние занятиями оригами на развитие воображения и мышления у детей младшего школьного возраста [33]. А Н.В. Сырова рассматривает оригами в дизайне и учебном процессе как фактор, формирующий профессиональные и личностные качества будущих дизайнеров [48].
Особо следует отметить статью О.Б. Васюковой «Развитие
творческих способностей детей с помощью техники оригами в процессе ознакомления с художественным словом», в которой идея о связи сказки с обучением оригами впоследствии развивалась и совершенствовалась в данной работе [31].
Таким образом можно сказать, что в процессе исследовательской работы были изучены как основополагающие труды известных ученых по теме дипломной работы, так и научные наработки действующих педагогов и психологов.
Объектом исследования дипломной работы является развитие конструктивного мышления и творческого воображения у детей. Предмет исследования -особенности реализации курса практических занятий по оригами.
Цель работы - определить способы развития конструктивного мышления и творческого воображения у воспитанников детской школы искусств посредством разработки курса практических занятий по обучению технике складывания из бумаги (оригами).
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие и задачи развития конструктивного мышления и творческого воображения;
• выявить методы обучения в дополнительном образовании, их понятие и виды, а также преимущества практических методов;
• рассмотреть обучение оригами как средство развития
конструктивного мышления и творческого воображения;
• раскрыть процесс обучения воспитанников детской школы искусств и возможности развития конструктивного мышления и творческого воображения;
• отобрать содержание и выявить особенности курса практических занятий по оригами.
Соответственно поставленным задачам, в последующих главах и параграфах рассматривались поставленные вопросы, а в иллюстрациях и приложении к работе, а также на визуальных планшетах расположены разработанные методические материалы, такие как технологическая карта практического занятия, схема одной из кукол-оригами и этапы ее складывания, а также фотографии всех персонажей кукольного театра.
В качестве источника сведений о необходимых знаниях, умениях, навыках, которыми должны овладеть воспитанники детских школ искусств, в частности в сфере прикладного творчества, был использован Приказ Министерства культуры России от 12.03.2012 г. №156 «Об утверждении
федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе» и приложение к нему [10], содержащие исчерпывающую информацию по этому вопросу и на основании которого строятся учебные планы вышеуказанных школ дополнительного образования. Также были рассмотрены иные нормативно-¬правовые акты федерального и локального значения, содержащие нормы, критерии обучения в школах дополнительного образования, такие как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [14], дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» Детской школы искусств №6 г. Барнаула [15], программа по предмету «Изобразительное
искусство. Лепка. Народное искусство. ДПИ.» Детской школы искусств №6 г. Барнаула [16]. В качестве источника данных сведений
рассматривались сайты самих школ дополнительного образования [4, 5]. С целью подбора необходимых для разработки курса схем оригами были широко использованы различные источники всемирной информационной сети интернет, такие как тематические сайты, посвященные искусству складывания из бумаги [8, 9, 18, 19, 22]; видео-каналы платформы «YouTube» [6, 17, 20, 23¬25]. А также была рассмотрена различная литература по теме оригами, содержащая схемы и пояснения, отечественных и зарубежных авторов, в том числе и на иностранных языках [1-3, 7, 11-13].
Для решения поставленных задач были использованы как теоретические методы исследования (анализ и синтез имеющейся научной литературы по тематике исследования, ее сравнение и обобщение), так и эмпирические методы, заключающиеся в изучении существующей нормативной документации, изучении и обобщении опыта действующих педагогов, а также разработке опытной работы в виде курса практических занятий по обучению оригами.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и литературы, списка иллюстраций, самих иллюстраций, а также приложения. В первой главе рассматривается роль практических методов обучения в развитии конструктивного мышления и творческого воображения: в первом параграфе первой главы раскрываются понятие и задачи развития конструктивного мышления и творческого воображения; во втором параграфе первой главы рассматриваются понятие и виды методов обучения в дополнительном образовании, а также выделяются преимущества практических методов обучения; в третьем параграфе первой главы обучение оригами рассматривается как средство развития конструктивного мышления и творческого воображения. Во второй главе рассмотрена разработка практического курса на тему «Персонажи сказки «Теремок» в технике оригами»: в первом параграфе второй главы рассматривается обучение воспитанников детской школы искусств и возможности развития конструктивного мышления и творческого воображения; во втором параграфе второй главы изучается отбор содержания и выявление особенностей реализации курса практических занятий по оригами.
Целью данной дипломной работы ставилось определение способов развития конструктивного мышления и творческого воображения у воспитанников детской школы искусств посредством разработки курса практических занятий по обучению технике складывания из бумаги (оригами) и, анализируя проведенную работу, можно заключить, что она достигнута в полной мере.
В процессе исследования была отмечена важность развития конструктивного мышления и творческого воображения у детей младшего школьного возраста, потому как они развивают не только уровень познания, но и формируют психический мир личности. Конструктивная деятельность приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу предмета и тем самым готовит ребенка к дальнейшей учебной работе на протяжении всей его жизни. Воображение является не только основополагающим в творческих процессах, формируя умения представлять, прогнозировать и выходить за рамки известного, но и также влияет на умение нестандартно решать поставленные задачи во всех сферах жизни.
Рассматривая специфику обучения художественным дисциплинам и требования законодательства Российской Федерации, было установлено, что для достижения наилучшего результата в системе дополнительного образования детей применяются различные методы обучения с упором на практические занятия. Потому как именно практические занятия дают возможность наилучшим образом развивать необходимые навыки и умения.
Анализируя опыт действующих педагогов, выявлено, что технология оригами широко используется как средство развития мелкой моторики рук и пальцев с вытекающим влиянием на мышление, память, речь. В частности, и как средство развития конструктивного мышления и творческого воображения благодаря своей специфике. Помимо этого, доступность материала, вариативность уровня сложности и освоения оригами, а также многофункциональность и широкий спектр положительного влияния на умственное развитие человека привели к активному использованию данного вида искусства в обучении на разных уровнях образования.
Также было выявлено, что преподаватели дополнительного образования имеют достаточно возможностей для развития определенных качеств, навыков, умений и знаний у своих воспитанников, так как непосредственно влияют на методический материал, по которому в дальнейшем строится обучение.
При реализации курса практических занятий по оригами, а именно отборе целей и содержания были определены основополагающие факторы, такие как соответствие целей нормативно-правовой и регламентирующей документации, утвержденной законодательством Российской Федерации и самим образовательным учреждением; ориентация на особенности возрастной целевой группы обучающихся; уровень подготовки в технике оригами. Особенностями реализации курса по оригами были выделены - введение игрового мотивирующего момента, который заключается в подчинении содержания курса дальнейшей постановке русской народной сказки «Теремок» в кукольном театре, персонажи которого создаются обучающимися на практических занятиях. Также наличие обязательного полного и понятного наглядного материала, который сопровождает каждое занятие.
Все это направлено на полноценное и эффективное обучение техники складывания из бумаги (оригами), которое в свою очередь способствует развитию у обучающихся детских школ искусств конструктивного мышления и творческого воображения.
В дальнейшем возможно продолжить развитие темы данной дипломной работы, например, изменив уровень сложности фигурок разработать курс по обучению оригами для внедрения в образовательные программы среднего профессионального обучения или исследовать внедрение техники складывания из бумаги в образовательные программы высшего профессионального обучения. Например, по дисциплинам макетирования или формообразования.
В процессе исследования была отмечена важность развития конструктивного мышления и творческого воображения у детей младшего школьного возраста, потому как они развивают не только уровень познания, но и формируют психический мир личности. Конструктивная деятельность приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу предмета и тем самым готовит ребенка к дальнейшей учебной работе на протяжении всей его жизни. Воображение является не только основополагающим в творческих процессах, формируя умения представлять, прогнозировать и выходить за рамки известного, но и также влияет на умение нестандартно решать поставленные задачи во всех сферах жизни.
Рассматривая специфику обучения художественным дисциплинам и требования законодательства Российской Федерации, было установлено, что для достижения наилучшего результата в системе дополнительного образования детей применяются различные методы обучения с упором на практические занятия. Потому как именно практические занятия дают возможность наилучшим образом развивать необходимые навыки и умения.
Анализируя опыт действующих педагогов, выявлено, что технология оригами широко используется как средство развития мелкой моторики рук и пальцев с вытекающим влиянием на мышление, память, речь. В частности, и как средство развития конструктивного мышления и творческого воображения благодаря своей специфике. Помимо этого, доступность материала, вариативность уровня сложности и освоения оригами, а также многофункциональность и широкий спектр положительного влияния на умственное развитие человека привели к активному использованию данного вида искусства в обучении на разных уровнях образования.
Также было выявлено, что преподаватели дополнительного образования имеют достаточно возможностей для развития определенных качеств, навыков, умений и знаний у своих воспитанников, так как непосредственно влияют на методический материал, по которому в дальнейшем строится обучение.
При реализации курса практических занятий по оригами, а именно отборе целей и содержания были определены основополагающие факторы, такие как соответствие целей нормативно-правовой и регламентирующей документации, утвержденной законодательством Российской Федерации и самим образовательным учреждением; ориентация на особенности возрастной целевой группы обучающихся; уровень подготовки в технике оригами. Особенностями реализации курса по оригами были выделены - введение игрового мотивирующего момента, который заключается в подчинении содержания курса дальнейшей постановке русской народной сказки «Теремок» в кукольном театре, персонажи которого создаются обучающимися на практических занятиях. Также наличие обязательного полного и понятного наглядного материала, который сопровождает каждое занятие.
Все это направлено на полноценное и эффективное обучение техники складывания из бумаги (оригами), которое в свою очередь способствует развитию у обучающихся детских школ искусств конструктивного мышления и творческого воображения.
В дальнейшем возможно продолжить развитие темы данной дипломной работы, например, изменив уровень сложности фигурок разработать курс по обучению оригами для внедрения в образовательные программы среднего профессионального обучения или исследовать внедрение техники складывания из бумаги в образовательные программы высшего профессионального обучения. Например, по дисциплинам макетирования или формообразования.
Подобные работы
- Техника оригами как средство развития пространственного мышления детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в художественной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Занятия по оригами как средство художественно-эстетического развития старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Занятия по оригами как средство художественно-эстетического развития старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БУМАГИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ БУМАГОПЛАСТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Занятия бумагопластикой как средство
развитие художественно-творческих способностей детей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017





