1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.... 9
1.1 Понятие и структура муниципальной собственности 9
1.2 Методы управления муниципальной собственностью 14
1.3 Правовые основы формирования муниципальной собственности 20
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. БАРНАУЛА 30
2.1 Социально-экономическая характеристика городского округа г. Барнаул 30
2.2 Состав муниципальной собственности городского округа г. Барнаула 35
2.3 Анализ деятельности Комитета по управлению муниципальной
собственностью г. Барнаула 41
2.4 Управление объектами муниципальной собственности городского округа г.
Барнаула 45
3. ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 61
3.1 Проблемы в управлении муниципальной собственностью городского округа г. Барнаула 61
3.2Пути повышения эффективности использования муниципальной собственности городского округа г. Барнаула 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Реферат
Выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) Шишкина Михаила Юрьевича по основной профессиональной образовательной программе 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление», на тему «Управление муниципальной собственностью (на примере Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула)».
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, поставлены цель и задачи, определяется предмет, объект и новизна, описаны методы исследования.
В первой главе - рассмотрены теоретические основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации, изучены понятие и структура муниципальной собственности, методы управления муниципальной собственностью, а также правовые основы формирования муниципальной собственности.
Во второй главе - проанализирована система управления муниципальной собственностью на примере городского округа г. Барнаула, дана социально-экономическая характеристика городского округа г. Барнаул, выявлен состав муниципальной собственности городского округа г. Барнаул, проведен анализ деятельности Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, изучено управление объектами муниципальной собственности городского округа г. Барнаула
В третьей главе - выявлены проблемы в управлении муниципальной собственностью, предложены пути повышения эффективности управления, изучены проблемы в управлении муниципальной собственностью городского округа г. Барнаула, предложены пути повышения эффективности использования муниципальной собственности городского округа г. Барнаула.
В заключении делаются выводы по данной теме работы.
В списке литературы приведен перечень источников, которые были изучены и использованы в процессе работы.
Научная новизна настоящего исследования заключается в проведении комплексного исследования и обосновании теоретических положений, а также практической деятельности Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, и разработке научно-методических рекомендаций по формированию системы оценки эффективности использования муниципальной собственности, которая ориентирована на получение доходов муниципалитетом и обеспечения социальных функций органов местного самоуправления.
Для оформления работы было использовано 13 таблиц и 3 рисунка.
Актуальность темы исследования. Современная практика реализации Федерального закона №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4] заметно актуализировала проблему развития и эффективного использования муниципальной собственности как экономической основы местного самоуправления. В этой связи заслуживают внимания ряд обстоятельств.
Во-первых, нынешний потенциал муниципальной собственности и уровень его реализации заметно ограничивают возможности решения вопросов, переданных в компетенцию местным властям. Анализ практики свидетельствует о преимущественно затратном характере объектов муниципальной собственности, устойчиво воспроизводимом дисбалансе доходных источников и расходных обязательств.
Во-вторых, осуществляемые ныне процессы формирования общественно-частного партнерства существенно корректируют объем и структуру экономических ресурсов, в управлении которыми участвуют органы местного самоуправления.
В-третьих, несмотря на имеющийся позитивный опыт управления муниципальной собственностью, накопленный в отдельных регионах страны и в местных сообществах развитых стран, доминирующей в российской практике является модель управления, основанная на использовании ограниченного перечня форм, методов и инструментов.
Вышеуказанное определило выбор темы исследования как актуальной для экономики России.
Актуальность названных проблем, возрастающая потребность их практического решения определили выбор темы, объекта и предмета исследования, обусловили постановку цели и задач работы.
Целью данной работы является выявление особенностей и проблем управления муниципальной собственностью на примере городского округа Барнаул Алтайского края, а также поиск возможных путей их решения.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации;
- провести анализ системы управления муниципальной собственностью на примере городского округа г. Барнаула;
- выявить проблемы в управлении муниципальной собственностью и пути повышения эффективности управления.
Объектом исследования данной работы является деятельность Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула.
Предметом исследования является механизм управления муниципальной собственностью.
Проблемы формирования и рационального использования муниципальной собственности в новых институциональных условиях нашли отражение в работах Т. Т. Авдеевой, Г. Н. Алимурзаева, О. В. Богачевой, С. А. Зинченко, Т. В. Игнатовой, А. Г. Игудина, И. Н. Карнилина, В. А. Кирпичникова, Н. В. Львова,
A. A. Простова, И. П. Склярова, В. И. Фадеева, И. С. Харченко, Е. Г. Шаломенцевой и др.
Пути и экономическо-организационное обеспечение совершенствования управления муниципальной собственностью явились предметом исследований Е.
B. Бариновой, М. А. Боровской, В. Е. Кирьянчука, В. Н. Лексина, И. Е. Рисина, А. Н. Швецова, А. Н. Широкова, С. Ю. Юрковой и др.
Теоретической и методологической базой исследования послужили положения, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных ученых по проблемам формирования и развития экономической основы местного самоуправления, совершенствования механизмов управления местным хозяйством, муниципальной собственностью.
В процессе исследования были использованы общенаучные методы познания, в первую очередь, диалектический и историко-логический, а также методы системного, компаративного, структурно-функционального, экономико-статистического анализа, организационного моделирования.
Информационную основу составили программные и прогнозные разработки государственных органов Российской Федерации, федеральные директивные и нормативные документы, законодательные акты федерального, регионального и местного уровня, данные муниципальной статистики, фондовые материалы администрации городского округа г. Барнаул, ресурсы сети Интернет.
Научная новизна настоящего исследования заключается в проведении комплексного исследования и обосновании теоретических положений, а также практической деятельности Комитета по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула, и разработке научно-методических рекомендаций по формированию системы оценки эффективности использования муниципальной собственности, которая ориентирована на получение доходов муниципалитетом и обеспечения социальных функций органов местного самоуправления.
Хронологические рамки исследования: период 2011- 2019 гг.
При поэтапном изучении вопроса управления муниципальным имуществом были сделаны следующие выводы. Одной из важнейших функций собственности, тем более муниципальной, является социальная. Муниципальная собственность в сравнении с другими видами собственности, наиболее схожа с государственной, а именно по двум параметрам: природа собственника (население) и социальная направленность объектов собственности. Муниципальная собственность - это имущество муниципальных образований, которым они владеют на праве собственности. Важно сказать, что имущество местного самоуправления представляется в виде двух скоординированных проявлений:
1. Экономическое проявление, т.е. совокупность потенциальных экономических средств, которые могут быть получены при использовании данной собственности.
2. Хозяйственное проявление, т.е. экономические мощности, расположенные и использующиеся на данный момент на территории местного образования.
Сущность и назначение муниципальной собственности предполагает, что главной целью управления является достижение максимально возможного уровня удовлетворения социальных запросов населения. В качестве частных целей управления собственностью муниципального образования можно выделить: получение доходов от использования и/или сокращение расходов бюджета на содержание муниципальной собственности; оптимизация структуры и состава муниципального имущества для обеспечения устойчивых предпосылок экономического роста муниципального образования; повышение инвестиционной привлекательности муниципального сектора экономики.
Проведённый анализ эффективности функционирования органов, участвующих в управлении муниципальной собственностью, показал в целом верное направление использования муниципального имущества (аренда). Была выявлена положительная тенденция. Но при этом рост показателей мог быть и большим.
Таким образом, видно, что большинство проблем возникает из-за несовершенства законодательства, а также «несправедливого» распределения объектов собственности между «центром» и муниципальными образованиями.
Направления совершенствования механизмов управления муниципальной собственностью:
1. Осуществление подробной инвентаризации объектов муниципального имущества. Это делается в целях сохранения и контроля материальных ценностей, а также выявления реальных активов внутри учреждений муниципального образования. Инвентаризация должна проходить с учетом введения реестра имущества муниципального самоуправления, с учетом классификации по характеру деятельности объектов и включением пустующих зданий.
2. Использование инвестиционных и аутсорсинговых механизмов в процессе управления муниципальной собственностью. Практика частичной передачи функций органов местного самоуправления частным учреждениям с последующей подотчетной их деятельности может облегчить нагрузку на муниципалитет. Привлечение сторонних инвестиций и использование имущества как инструмент аккумуляции денежных средств для пополнения муниципальной казны.
3. Содержание зданий и сооружений в технически надлежащем состоянии и контроль над их целесообразным использованием.
4. Наличие в руководящем аппарате грамотных, сильных и активных кадров.
5. Развитие государственно-частного партнерства. Привлечение частных предпринимателей для осуществления временной передачи муниципальной собственности с целью трастового управления.
Таким образом, пути повышения эффективности управления муниципальным имуществом разнообразны и муниципальным образованиям необходимо проводить планомерную и целенаправленную работу в этом направлении.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Справочно-правовая система
«Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
5. О разграничении государственной собственности в Российской
Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность: Постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»:
[Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».
6. Закон Алтайского края от 07.12.2007 № 134-ЗС (ред. от 13.12.2018) «О муниципальной службе в Алтайском крае» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
7. Устав Алтайского края // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс»
8. Алтайский край. - Официальный сайт. - [Электронный ресурс] / http: //www.altairegion22 .ru/
9. Апаева М.М. О роли стратегии управления государственной
собственности // Вопросы структуризации экономики. - 2014. - № 1. - С. 215-217
10. Артемьев А.А. Значение территориального интереса в управлении собственностью региона и муниципального образования // Теория и практика обществ. развития. - 2014. - № 11. - С. 116-118
11. Афанасьева И.Г. Взаимодействие личности и общества как социальная функция собственности // О-во. Среда. Развитие. - 2012. - № 4 (25). - С. 74-78.
12. Балашов Е.В., Камалетдинов И.М. Органы местного самоуправления как субъекты правоотношений, возникающих при обороте земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности // Вестник ВЭГУ. 2013. №6. С.22-27.
13. Баранова И.В., Пирогова Т.В. Реформирование государственного сектора экономики и системы управления государственным имуществом: 1999¬2014 годы // Сибирская финансовая школа. Аваль. 2014. №5. С. 3-12.
14. Бухвальд, В. Е. Регулирование отношений собственности между Российской Федерацией и ее субъектами / В. Е. Бухвальд // Вопросы экономики. - 2018. - № 7. - С. 42 - 45.
15. Волобуева Марина Олеговна. Эффективность использования государственной собственности в современной национальной экономике: специальность 08.00.01 дис. канд. экон. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2010. 174 с.
16. Гусев Ю.Н. Государственная программа по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года - как государству стать эффективным собственником? // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. №3 (150). С. 6-9.
17. Ерошкин А. К. Проблемы управления муниципальной собственностью в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 603-606.
18. Еремин С.Г. Роль и значение основных направлений и итогов приватизации в России // Экономика и предпринимательство. 2014. №11 (ч.3). С. 38-41.
19. Зеркин, Д. П., Основы теории государственного управления / Д. П. Зеркин, В. Г. Игнатов. - М. : издательский центр «МарТ», 2012. - 311 с.
20. Зяблюк, А. Р. Формы собственности и подъем экономики России / А. Р. Зяблюк // Экономист. - 2012. - № 7. - С. 12 - 15.
21. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление / В. Г. Игнатов, В. В. Рудой. В. В. Рудой - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 524 с.
22. Игнатова Т.В. Потенциал местного самоуправления в управлении государственной собственности на территории / Т.В. Игнатова, Т.В. Мартыненко // Наука и образование; хозяйство и экономика ; экономика и предпринимательство ; право и упр. - 2015. - № 4. - С. 36-39
23. Камаев Р.А. Управление государственной собственностью в условиях формирования новой социально-экономической парадигмы // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2011. №8. С. 90-96.
24. Камарова Е.А. Собственность : сущность, функции и многообразие ее форм в развитой рыночной экономике / Камарова Е.А., Еникеева Д.Д. // Экономика и социум. - 2019. - № 2/1 (7). - С. 635-639.
25. Кещян Н.А. Кадровая проблема государственной службы и её решение//Политика, государство и право. 2014. № 8
26. Лысенко Е.А. Муниципальная собственность как основа экономического развития муниципального образования // Современная экономика и управление: подходы, концепции, модели : материалы междунар. науч. -практ. конф. Саратов: ССЭИ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. — С. 114-115.
27. Максимов, В. А. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития / В. А. Максимов, С. И. Игнатова, А. Л. Кочергин, Т. В. Игнатова. - Ростов-на-Дону: РГУ, 2014. - 321 с.
28. Магомедова З.О. Экономическое содержание и социальная роль муниципальной собственности // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 11-1. - С. 661-664.
29. Мельникова М.Н. О формировании системы повышения эффективности управления собственностью на уровне региона // Гос. власть и местное самоупр. - 2014. - № 3. - С. 30-34.
30. Михайленко Д.А. Приватизация государственной собственности в контексте стратегического планирования экономики России // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. Выпуск №42. С. 120-132.
31. Пескова А.А. Конституционно-правовые гарантии права на судебную защиту при управлении муниципальной собственностью // Вестн. Хабар. гос. акад. экономики и права. - 2011. - № 2. - С. 77.
32. Подгаевский А.О. О социальной функции права собственности в зарубежных странах // Междунар. публичное и частное право. - 2011. - № 1 (58). - С. 41-43.
33. Приватизация в современном мире: теория, эмпирика, новое измерение для России: В 2 т. Т. 2 / науч. ред. А.Д. Радыгин. М.: Издательский дом «Дело». РАНХиГС. 2019. 488 с.
34. Прокофьев С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью : учебник и практикум / С.Е. Прокофьев, А.И. Галкин, С.Г. Еремин. - М., 2018. - 262 с.
35. Радыгин А.Д., Мальгинов Г.Н. Новый поворот приватизационной политики / Экономическое развитие России. 2013. №8. Том 20. С. 43-48.
36. Санькова Н.С. Использование концессионных соглашений при управлении государственной собственностью в условиях государственно-частного партнерства // Образование. Наука. Инновации : Юж. измерение. - 2012. - № 1 (21). - С. 87-92
37. Семенова, А. Е. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления / А. Е. Семенова, В. И. Степанова // Экономист. - 2014. - № 5. - С. 23 - 27.
38. Синякаев Р.Р. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью [Текст] / Р.Р. Синякаев // Приоритетные направления развития образования и науки : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 апр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 232-234.
39. Фатеева С. В. Проблемы повышения доходной части бюджета муниципального образования [Текст] / С. В. Фатеева, С. А. Подорин // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы X Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 дек. 2016 г.). В 2 т. Т.
2 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 154-158.
40. Хрипунов М. Проблемы формирования института права собственности на недвижимость: от неприкосновенности до ограничения права // Право и жизнь. - 2018. - N 108. - С. 5.
41. Хрипунов М. Юридическая природа категорий «собственность» и «недвижимость» в современной России // Право и жизнь. - 2014. - N 107. - С. 35.
42. Черная О.О. К проблеме эффективности преобразования стратегических предприятий // Вопросы российского и международного права. 2015. №1-2. С. 5871.
43. Чижевский, В. А. Проблемы управления муниципальной собственностью [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.spravedlivo- online.ru, свободный. - Загл. с экрана.
44. Чиркин В.Е. Право частной собственности // Журнал рос. права. - 2015. - № 4. - С. 25-36
45. Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право № 18 от 28.10.2016г. С 24.
46. Щепелин, П. В. Собственность города: системный подход / П. В. Щеплин // Муниципальная власть. - 2018. - № 4. - С. 12 - 16.
47. Юрченко Д.С. Правовое регулирование контроля управления государственной собственностью // Междунар. науч.-исслед. журнал. - 2013. - № 5-2. - С. 75-77
48. Ямщикова И.В. Теоретические основы управления муниципальной собственностью / И.В. Ямщикова, Е.Ю. Боброва // Изв. вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. - 2018. - № 2. - С. 112-119.