ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. История становление и развития законодательства об особо
охраняемых природных территориях в России 10
1.2. Определение понятия особо охраняемые природные территории и
цели создания особо охраняемых природных территорий 26
1.3. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых
природных территориях 30
1.4. Категории особо охраняемых природных территорий,
особенности их создания и развития 30
1.5. Особенности охраны и использования биологических ресурсов на
особо охраняемых природных территориях 35
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ИХ
ТЕРРИТОРИИ 37
2.1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные
заповедники 41
2.2. Национальные парки 45
2.3. Природные парки 51
2.4. Государственные природные заказники 53
2.5. Памятники природы 54
2.6. Дендрологические парки и ботанические сады 57
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ АЛТАЙСКОГО
КРАЯ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 59
3.1. Материалы и методы исследования 59
3.2. О разграничении административной и уголовной ответственности
за охоту на особо охраняемых природных территориях Алтайского края 60
3.3. Капитальные строения на особо охраняемых природных
территориях 64
3.4. Унификация регионального законодательства об особо охраняемых
природных территориях 79
3.5. Региональные особенности в сборе валежника на особо
охраняемых природных территориях Алтайского края 85
3.6. Обеспечение свободного доступа к водному объекту общего
пользования расположенному на особо охраняемых природных территориях Алтайского края 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 111
Приложение 1. Особенности природопользования на особо охраняемых природных территориях различных категорий 112
Приложение 2. Перечень особо охраняемых природных территорий Алтайского края 116
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10
1.1. История становление и развития законодательства об особо
охраняемых природных территориях в России 10
1.2. Определение понятия особо охраняемые природные территории и
цели создания особо охраняемых природных территорий 26
1.3. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых
природных территориях 30
1.4. Категории особо охраняемых природных территорий,
особенности их создания и развития 30
1.5. Особенности охраны и использования биологических ресурсов на
особо охраняемых природных территориях 35
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ИХ
ТЕРРИТОРИИ 37
2.1. Государственные природные заповедники, в том числе биосферные
заповедники 41
2.2. Национальные парки 45
2.3. Природные парки 51
2.4. Государственные природные заказники 53
2.5. Памятники природы 54
2.6. Дендрологические парки и ботанические сады 57
ГЛАВА 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ АЛТАЙСКОГО
КРАЯ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ 59
3.1. Материалы и методы исследования 59
3.2. О разграничении административной и уголовной ответственности
за охоту на особо охраняемых природных территориях Алтайского края 60
3.3. Капитальные строения на особо охраняемых природных
территориях 64
3.4. Унификация регионального законодательства об особо охраняемых
природных территориях 79
3.5. Региональные особенности в сборе валежника на особо
охраняемых природных территориях Алтайского края 85
3.6. Обеспечение свободного доступа к водному объекту общего
пользования расположенному на особо охраняемых природных территориях Алтайского края 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 111
Приложение 1. Особенности природопользования на особо охраняемых природных территориях различных категорий 112
Приложение 2. Перечень особо охраняемых природных территорий Алтайского края 116
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995: «Особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Охраняемые природные территории - явление более древнее, чем может показаться на первый взгляд. Даже первобытные племена, столкнувшиеся с перепромыслом, с истощением охотничьих, рыболовных и лесных угодий, устанавливали запреты и ограничения на добычу животных и растений, обосновывая их, как правило, религиозными доводами. Осознание необходимости воспроизводства естественных природных биоресурсов привело людей к идее создания заповедных и «заказанных» территорий. В периоды становления и укрепления государственности королевские, княжеские, царские и императорские охотничьи заказники, и заповедные леса стали повсеместным явлением, характерным для всех без исключения существовавших государств и цивилизаций.
Уже в конце 19 и в начале 20 века в связи с бурным развитием промышленности и активным освоением новых территорий человечество столкнулось с деградацией и гибелью природных ландшафтов и исчезновением с лица земли некоторых видов животных и растений. По этой причине ООПТ начали создаваться сначала в США и Европе (как более развитых странах), а затем и в Российской Империи.
Ныне существующие ООПТ России - сложная система разнообразных учреждений (в ведении которых эти территории находятся) и объектов, подлежащих правовой охране как общенациональное достояние. Вместе с тем, ООПТ - это важный институт экологического права, включенный в систему правовой охраны объектов животного и растительного мира.
ООПТ как природный объект представляет собой биосферный, научный, эколого-просветительский, эстетический и духовный ресурс. Столь важная социальная востребованность подтверждается тем, что в настоящее время в России, по данным информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России», насчитывается 19609 ООПТ, из них 489 - федерального, 16117 - регионального и 3003 местного значений.
Общая площадь российских ООПТ составляет 1 млн 950 тыс. км2 или около 11% всей территории России. Самым большим из 107 российских федеральных заповедников является Большой Арктический государственный природный заповедник (организован в 1993 году) - его площадь составляет 42 тыс. км2.
Ряд ООПТ входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Путоранский, Печоро-Илычевский, Сихотэ-Алинский заповедники, национальный парк «Югыд ва» (Республика Коми), природный парк Ленские столбы (Якутия), остров Врангеля и др.
Общая площадь ООПТ Алтайского края составляет 889,79 тыс. га или 5,3 % площади края. В Алтайском крае функционируют государственный природный заповедник «Тигирекский» и 103 ООПТ краевого значения - 38 государственных природных заказников, 63 памятника природы, природные парки «Ая» и «Предгорье Алтая».
ООПТ образуют основу сохранения природно-антропогенного равновесия и стабилизации экологической обстановки не только в отдельно взятом государстве, но и во всем мире. На уникальные природные достопримечательности возлагается основная функция по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, поэтому проблема пределов хозяйственного использования и вовлечения в гражданский оборот ООПТ и рационального природопользования приобретает ощутимую значимость (Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899). Вследствие этого вопросы специфики природопользования на ООПТ являются актуальными и требуют комплексного правового исследования.
ООПТ обладают экономической ценностью, поскольку содержат значительный рекреационный, туристический и спортивный потенциал. Президент России В.В. Путин сделал акцент на необходимости обеспечения нормальных правовых условий «для развития рекреационной, туристической деятельности на территории национальных парков и природных зон, заказников» (Выступление В.В. Путина на совещании по вопросам развития системы ООПТ).
Однако современную ситуацию в области охраны природы, сложившуюся в стране в целом, и в Алтайском крае в частности, невозможно охарактеризовать как достаточную для полноценного сохранения природного наследия: сохраняется слабая правовая и режимная защищенность ООПТ, существует множество юридически сложных проблем. Это вызвано свойствами самого объекта регулирования - особо охраняемых природных территорий и основными чертами их правового статуса, а именно:
а) их принадлежностью к объектам общенационального достояния;
б) полным или частичным изъятием из хозяйственного пользования;
в) обязательностью установления особого режима охраны;
г) включением в основном в число объектов государственной собственности;
д) наличием особого порядка получения статуса по решению специально уполномоченного на то субъекта (от Правительства РФ до органа местного самоуправления);
е) наделением определенным значением - федеральным, региональным, местным;
ж) включением в государственный кадастр ООПТ или реестр (список) объектов культурного наследия;
з) установлением статусных особенностей и режима охраны в соответствии со сложной иерархией нормативных правовых актов (федеральный закон - типовые положения - положения о конкретной особо охраняемой природной территории; региональное законодательство, локальное законодательство);
и) наличием норм об уголовной ответственности за посягательства на столь важное в экологическом отношении правовое благо, как ООПТ, аккумулирующее в себе и другие признанные международным сообществом и российским законодателем ценности - биоразнообразие, правопорядок, суверенитет, экологические права и интересы настоящего и будущих поколений.
Точное представление о правовом режиме ООПТ позволит модернизировать нормативно-правовую базу, для обеспечения оптимального соотношения частных и публичных интересов. На основе анализа существующих законодательных проблем можно найти справедливый баланс таких интересов, обеспечивающий стабильность и определенность при осуществлении природопользования на ООПТ с соблюдением режима их охраны.
Особенности правового режима ООПТ в отечественной науке в достаточной степени не исследовались, о чем свидетельствуют немногочисленные научные труды, результаты которых не дают целостного представления, а содержат лишь фрагментарные выводы, касающиеся отдельных аспектов правового режима ООПТ.
Последовательность расположения материала в работе обусловлена стремлением показать специфику правового регулирования ООПТ. В главе 1 рассматривается история формирования законодательства об ООПТ, дается определение понятия ООПТ, приводятся категории ООПТ и раскрываются особенности охраны и использования биологических ресурсов на ООПТ. В главе 2 проанализированы виды ООПТ и их особенности. В главе 3 рассмотрены актуальные проблемы природопользования на ООПТ Алтайского края и предложены пути их решения.
Предметом исследования являются законы и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и её субъектов, затрагивающие вопросы природопользования на ООПТ; материалы естественнонаучных исследований и результаты практической деятельности, связанной с охраной и использованием ООПТ.
Цель и задачи диссертационного исследования
Цель исследования: на основе изучения законодательства,
правоприменительной практики, выявленных пробелов, коллизий, логических незавершенностей и противоречий норм права - определить нерешенные проблемы природопользования на ООПТ в Алтайском крае и предложить решение существующих проблем.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ законодательства Российской Федерации и её субъектов об охране и использовании объектов животного и растительного мира на ООПТ;
2) Выявление режимов и особенностей природопользования на ООПТ России;
3) Оценка актуальных проблем природопользования на территории ООПТ Алтайского края и пути из решения;
4) Повышение эффективности деятельности существующих заказников краевого значения путем совершенствования правого регулирования.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней предложены способы решения выявленных в ходе исследования правовых проблем с учетом правоприменительной практики учреждения, непосредственно осуществляющего реализацию государственных полномочий в области охраны окружающей природной среды на ООПТ Алтайского края.
Практическая значимость исследования состоит в применении полученных в результате исследования материалов в практической работе учреждений занимающихся правоприменительной практикой в области охраны окружающей среды на ООПТ, в частности краевом государственном бюджетном учреждении «Алтайприрода».
Охраняемые природные территории - явление более древнее, чем может показаться на первый взгляд. Даже первобытные племена, столкнувшиеся с перепромыслом, с истощением охотничьих, рыболовных и лесных угодий, устанавливали запреты и ограничения на добычу животных и растений, обосновывая их, как правило, религиозными доводами. Осознание необходимости воспроизводства естественных природных биоресурсов привело людей к идее создания заповедных и «заказанных» территорий. В периоды становления и укрепления государственности королевские, княжеские, царские и императорские охотничьи заказники, и заповедные леса стали повсеместным явлением, характерным для всех без исключения существовавших государств и цивилизаций.
Уже в конце 19 и в начале 20 века в связи с бурным развитием промышленности и активным освоением новых территорий человечество столкнулось с деградацией и гибелью природных ландшафтов и исчезновением с лица земли некоторых видов животных и растений. По этой причине ООПТ начали создаваться сначала в США и Европе (как более развитых странах), а затем и в Российской Империи.
Ныне существующие ООПТ России - сложная система разнообразных учреждений (в ведении которых эти территории находятся) и объектов, подлежащих правовой охране как общенациональное достояние. Вместе с тем, ООПТ - это важный институт экологического права, включенный в систему правовой охраны объектов животного и растительного мира.
ООПТ как природный объект представляет собой биосферный, научный, эколого-просветительский, эстетический и духовный ресурс. Столь важная социальная востребованность подтверждается тем, что в настоящее время в России, по данным информационно-аналитической системы «Особо охраняемые природные территории России», насчитывается 19609 ООПТ, из них 489 - федерального, 16117 - регионального и 3003 местного значений.
Общая площадь российских ООПТ составляет 1 млн 950 тыс. км2 или около 11% всей территории России. Самым большим из 107 российских федеральных заповедников является Большой Арктический государственный природный заповедник (организован в 1993 году) - его площадь составляет 42 тыс. км2.
Ряд ООПТ входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Путоранский, Печоро-Илычевский, Сихотэ-Алинский заповедники, национальный парк «Югыд ва» (Республика Коми), природный парк Ленские столбы (Якутия), остров Врангеля и др.
Общая площадь ООПТ Алтайского края составляет 889,79 тыс. га или 5,3 % площади края. В Алтайском крае функционируют государственный природный заповедник «Тигирекский» и 103 ООПТ краевого значения - 38 государственных природных заказников, 63 памятника природы, природные парки «Ая» и «Предгорье Алтая».
ООПТ образуют основу сохранения природно-антропогенного равновесия и стабилизации экологической обстановки не только в отдельно взятом государстве, но и во всем мире. На уникальные природные достопримечательности возлагается основная функция по сохранению и восстановлению биологического и ландшафтного разнообразия, поэтому проблема пределов хозяйственного использования и вовлечения в гражданский оборот ООПТ и рационального природопользования приобретает ощутимую значимость (Указ Президента РФ от 07.07.2011 г. № 899). Вследствие этого вопросы специфики природопользования на ООПТ являются актуальными и требуют комплексного правового исследования.
ООПТ обладают экономической ценностью, поскольку содержат значительный рекреационный, туристический и спортивный потенциал. Президент России В.В. Путин сделал акцент на необходимости обеспечения нормальных правовых условий «для развития рекреационной, туристической деятельности на территории национальных парков и природных зон, заказников» (Выступление В.В. Путина на совещании по вопросам развития системы ООПТ).
Однако современную ситуацию в области охраны природы, сложившуюся в стране в целом, и в Алтайском крае в частности, невозможно охарактеризовать как достаточную для полноценного сохранения природного наследия: сохраняется слабая правовая и режимная защищенность ООПТ, существует множество юридически сложных проблем. Это вызвано свойствами самого объекта регулирования - особо охраняемых природных территорий и основными чертами их правового статуса, а именно:
а) их принадлежностью к объектам общенационального достояния;
б) полным или частичным изъятием из хозяйственного пользования;
в) обязательностью установления особого режима охраны;
г) включением в основном в число объектов государственной собственности;
д) наличием особого порядка получения статуса по решению специально уполномоченного на то субъекта (от Правительства РФ до органа местного самоуправления);
е) наделением определенным значением - федеральным, региональным, местным;
ж) включением в государственный кадастр ООПТ или реестр (список) объектов культурного наследия;
з) установлением статусных особенностей и режима охраны в соответствии со сложной иерархией нормативных правовых актов (федеральный закон - типовые положения - положения о конкретной особо охраняемой природной территории; региональное законодательство, локальное законодательство);
и) наличием норм об уголовной ответственности за посягательства на столь важное в экологическом отношении правовое благо, как ООПТ, аккумулирующее в себе и другие признанные международным сообществом и российским законодателем ценности - биоразнообразие, правопорядок, суверенитет, экологические права и интересы настоящего и будущих поколений.
Точное представление о правовом режиме ООПТ позволит модернизировать нормативно-правовую базу, для обеспечения оптимального соотношения частных и публичных интересов. На основе анализа существующих законодательных проблем можно найти справедливый баланс таких интересов, обеспечивающий стабильность и определенность при осуществлении природопользования на ООПТ с соблюдением режима их охраны.
Особенности правового режима ООПТ в отечественной науке в достаточной степени не исследовались, о чем свидетельствуют немногочисленные научные труды, результаты которых не дают целостного представления, а содержат лишь фрагментарные выводы, касающиеся отдельных аспектов правового режима ООПТ.
Последовательность расположения материала в работе обусловлена стремлением показать специфику правового регулирования ООПТ. В главе 1 рассматривается история формирования законодательства об ООПТ, дается определение понятия ООПТ, приводятся категории ООПТ и раскрываются особенности охраны и использования биологических ресурсов на ООПТ. В главе 2 проанализированы виды ООПТ и их особенности. В главе 3 рассмотрены актуальные проблемы природопользования на ООПТ Алтайского края и предложены пути их решения.
Предметом исследования являются законы и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и её субъектов, затрагивающие вопросы природопользования на ООПТ; материалы естественнонаучных исследований и результаты практической деятельности, связанной с охраной и использованием ООПТ.
Цель и задачи диссертационного исследования
Цель исследования: на основе изучения законодательства,
правоприменительной практики, выявленных пробелов, коллизий, логических незавершенностей и противоречий норм права - определить нерешенные проблемы природопользования на ООПТ в Алтайском крае и предложить решение существующих проблем.
Для достижения этой цели решались следующие задачи:
1) Изучение и анализ законодательства Российской Федерации и её субъектов об охране и использовании объектов животного и растительного мира на ООПТ;
2) Выявление режимов и особенностей природопользования на ООПТ России;
3) Оценка актуальных проблем природопользования на территории ООПТ Алтайского края и пути из решения;
4) Повышение эффективности деятельности существующих заказников краевого значения путем совершенствования правого регулирования.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней предложены способы решения выявленных в ходе исследования правовых проблем с учетом правоприменительной практики учреждения, непосредственно осуществляющего реализацию государственных полномочий в области охраны окружающей природной среды на ООПТ Алтайского края.
Практическая значимость исследования состоит в применении полученных в результате исследования материалов в практической работе учреждений занимающихся правоприменительной практикой в области охраны окружающей среды на ООПТ, в частности краевом государственном бюджетном учреждении «Алтайприрода».
Анализ законодательства, регулирующего деятельность по охране режима ООПТ и устанавливающего порядок использования объектов животного и растительного мира, проведен с учетом опыта практической работы, что позволило выявить пробелы законодательства, коллизии норм права, определяющих особенности режима охраны ООПТ, в том числе на территории Алтайского края.
Подготовлено обоснование дополнений и изменений в действующее законодательство, которое будет способствовать повышению эффективности деятельности государства в области охраны животного и растительного мира на ООПТ Алтайского края.
Практические рекомендации внесены по следующим правовым коллизиям:
При квалификации действий лица, находящегося с охотничьим оружием на территории ООПТ, необходимо руководствоваться таким признаком как пригодность оружия для ведения стрельбы. Если оружие собрано и заряжено, то налицо факт преступления - незаконная охота, если оружие находится в разобранном состоянии в чехле, отдельно от патронов налицо транспортировка оружия без целей охоты. Добросовестным охотникам не надлежит транспортировать оружие в границах ООПТ, так как даже за транспортировку оружия в границах ООПТ предусмотрена административная ответственность.
Земельный участок, ограниченный в обороте, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в собственность собственников помещений, является общим имуществом и принадлежит домовладельцам на праве общей долевой собственности сразу, или после совершения определенных юридически значимых действий.
Для исключения земельного участка из-под действия режима ООПТ, для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства, 95
недостаточно нормативного акта о включении участка в границы населенного пункта, для этого необходимо принятие акта органа власти об уменьшении территории заказника. Это возможно при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для борьбы с самовольными постройками на территории ООПТ необходимо проводить активную работу с районными администрациями по их выявлению, определению их владельца и предъявления требования о их сносе.
Правила охоты не содержат норм, разрешающих добор на территории заказников и иных ООПТ. Исходя из этого, действия охотника на ООПТ, направленные на преследование дикого животного, раненного вне ООПТ должны быть расценены как незаконная охота, совершенная на ООПТ (п. г) ч.1 ст. 258 УК РФ). При возникновении ситуации, в которой раненое животное уходит в границы ООПТ, охотнику следует незамедлительно поставить в известность учреждение, реализующее государственные полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на данной ООПТ (КГБУ «Алтайприрода») для решения вопроса об осуществлении добора с участие государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ. Делать это необходимо из соображений безопасности населения. В связи с чем предлагаем изменить Приказ Минприроды России от 16.10.2010 № 512 «Об утверждении правил охоты» в п. 21 словосочетание «в охотничьи угодья» заменить словосочетанием «на территорию» и дополнить пунктом 21.3. Итоговую редакцию изложить в следующей форме:
«21. При доборе раненого копытного животного разрешается заходить на территории, не указанные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, предварительно сделав в нем отметку о ранении охотничьего животного. В этом случае, при доборе раненого копытного животного любым возможным способом в течение суток с момента ранения копытного животного уведомляется:
21.3. на особо охраняемых природных территориях - учреждение, реализующее государственную политику на соответствующей особо охраняемой природной территории;»
Проведя анализ положений об отдельных ООПТ Алтайского края выявлено расхождение в употребляемых законодателем терминах и определениях, которые вызывают неоднозначное толкование норм. Законодатель использовал 3 различных термина для определения одного и того же понятия - это: «проезд вне дорог», «проезд вне существующих дорог» и «проезд вне дорог общего пользования». Предлагаем, использовать единое понятие «дорога общего пользования», при этом районным администрациям необходимо исполнить свою обязанность и закрепить - конкретный, закрытый перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. При закреплении перечня дорог общего пользования учитывать расположение уже существующих дорог (в том числе лесных, лесовозных, просек). Также считаем термин «местный житель» - не конституционным и подлежащим исключению из текущих редакций положений об ООПТ Алтайского края.
Выделены характерные ограничения в сборе валежника на ООПТ Алтайского края:
- запрет использования транспортных средств, соответственно вывоз валежника невозможно осуществлять с помощью технических транспортных средств, и может быть осуществлен вручную либо с использованием гужевого транспорта;
- запрет мероприятий, являющихся источниками шума и беспокойства в период размножения животных (период "тишины") в разные периоды на разных ООПТ;
На наш взгляд, также необходимо закрепить запрет использования бензопил на ООПТ при заготовке валежника.
Право граждан на доступ к водному объекту общего пользования в границах ООПТ Алтайского края обеспечивается путем установки публичных сервитутов и постоянного контроля за арендаторами земельных участков, прилегающих к водному объекту общего пользования.
Таким образом, цели и задачи настоящего диссертационного исследования достигнуты. Сформулированные предложения и рекомендации применимы в практической деятельности учреждений, осуществляющих охрану правового режима ООПТ и правоохранительных органов.
Подготовлено обоснование дополнений и изменений в действующее законодательство, которое будет способствовать повышению эффективности деятельности государства в области охраны животного и растительного мира на ООПТ Алтайского края.
Практические рекомендации внесены по следующим правовым коллизиям:
При квалификации действий лица, находящегося с охотничьим оружием на территории ООПТ, необходимо руководствоваться таким признаком как пригодность оружия для ведения стрельбы. Если оружие собрано и заряжено, то налицо факт преступления - незаконная охота, если оружие находится в разобранном состоянии в чехле, отдельно от патронов налицо транспортировка оружия без целей охоты. Добросовестным охотникам не надлежит транспортировать оружие в границах ООПТ, так как даже за транспортировку оружия в границах ООПТ предусмотрена административная ответственность.
Земельный участок, ограниченный в обороте, на котором расположен многоквартирный дом, переходит в собственность собственников помещений, является общим имуществом и принадлежит домовладельцам на праве общей долевой собственности сразу, или после совершения определенных юридически значимых действий.
Для исключения земельного участка из-под действия режима ООПТ, для осуществления на нем индивидуального жилищного строительства, 95
недостаточно нормативного акта о включении участка в границы населенного пункта, для этого необходимо принятие акта органа власти об уменьшении территории заказника. Это возможно при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Для борьбы с самовольными постройками на территории ООПТ необходимо проводить активную работу с районными администрациями по их выявлению, определению их владельца и предъявления требования о их сносе.
Правила охоты не содержат норм, разрешающих добор на территории заказников и иных ООПТ. Исходя из этого, действия охотника на ООПТ, направленные на преследование дикого животного, раненного вне ООПТ должны быть расценены как незаконная охота, совершенная на ООПТ (п. г) ч.1 ст. 258 УК РФ). При возникновении ситуации, в которой раненое животное уходит в границы ООПТ, охотнику следует незамедлительно поставить в известность учреждение, реализующее государственные полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края на данной ООПТ (КГБУ «Алтайприрода») для решения вопроса об осуществлении добора с участие государственного инспектора в области охраны окружающей среды на ООПТ. Делать это необходимо из соображений безопасности населения. В связи с чем предлагаем изменить Приказ Минприроды России от 16.10.2010 № 512 «Об утверждении правил охоты» в п. 21 словосочетание «в охотничьи угодья» заменить словосочетанием «на территорию» и дополнить пунктом 21.3. Итоговую редакцию изложить в следующей форме:
«21. При доборе раненого копытного животного разрешается заходить на территории, не указанные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов, предварительно сделав в нем отметку о ранении охотничьего животного. В этом случае, при доборе раненого копытного животного любым возможным способом в течение суток с момента ранения копытного животного уведомляется:
21.3. на особо охраняемых природных территориях - учреждение, реализующее государственную политику на соответствующей особо охраняемой природной территории;»
Проведя анализ положений об отдельных ООПТ Алтайского края выявлено расхождение в употребляемых законодателем терминах и определениях, которые вызывают неоднозначное толкование норм. Законодатель использовал 3 различных термина для определения одного и того же понятия - это: «проезд вне дорог», «проезд вне существующих дорог» и «проезд вне дорог общего пользования». Предлагаем, использовать единое понятие «дорога общего пользования», при этом районным администрациям необходимо исполнить свою обязанность и закрепить - конкретный, закрытый перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения. При закреплении перечня дорог общего пользования учитывать расположение уже существующих дорог (в том числе лесных, лесовозных, просек). Также считаем термин «местный житель» - не конституционным и подлежащим исключению из текущих редакций положений об ООПТ Алтайского края.
Выделены характерные ограничения в сборе валежника на ООПТ Алтайского края:
- запрет использования транспортных средств, соответственно вывоз валежника невозможно осуществлять с помощью технических транспортных средств, и может быть осуществлен вручную либо с использованием гужевого транспорта;
- запрет мероприятий, являющихся источниками шума и беспокойства в период размножения животных (период "тишины") в разные периоды на разных ООПТ;
На наш взгляд, также необходимо закрепить запрет использования бензопил на ООПТ при заготовке валежника.
Право граждан на доступ к водному объекту общего пользования в границах ООПТ Алтайского края обеспечивается путем установки публичных сервитутов и постоянного контроля за арендаторами земельных участков, прилегающих к водному объекту общего пользования.
Таким образом, цели и задачи настоящего диссертационного исследования достигнуты. Сформулированные предложения и рекомендации применимы в практической деятельности учреждений, осуществляющих охрану правового режима ООПТ и правоохранительных органов.
Подобные работы
- Оценка эстетической привлекательности ландшафтов особо охраняемых природных территорий Ставропольского края для нужд рекреационного природопользования
Дипломные работы, ВКР, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Развитие особо охраняемой природной территории «Столбы» как национального парка
Магистерская диссертация, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Использование геоинформационных систем в управлении особо охраняемых природных территорий (Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2021 - Особо охраняемые природные территории Восточного Казахстана
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Бакалаврская работа, природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2020 - Экологическая оценка рекреационных объектов особо охраняемых природных территорий Республики Марий Эл
Магистерская диссертация, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ, НА ПРИМЕРЕ ПАМЯТНИКА ПРИРОДЫ «ТАЛОВСКИЕ ЧАШИ» В
ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, география. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - СОЗДАНИЕ ГИС-КАРТЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019





