Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика эмпатии у студентов технических и помогающих специальностей

Работа №89618

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
130
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения специфики эмпатии студентов технических и помогающих специальностей…………………………...………6
1.1. Определение и содержание понятия эмпатии в психологии………6
1.2. Особенности юношеского возраста…………………………………14
1.3. Эмоционально-личностные особенности в юношеском возрасте……………………………………………………..…………..……...…17
1.4. Коммуникативные особенности личности в юношеском возрасте.............................................................................................................21
Выводы по главе 1……………………………….…………………….….29
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики эмпатии студентов технических и помогающих специальностей ………………...……………….32
2.1. Программа эмпирического исследования ………………………….32
2.1.1. Цель задачи и организация исследования……..…………………32
2.1.2. Методики исследования……………………………………..…….33
2.2. Исследование особенностей эмоционально-личностных и коммуникативных особенности студентов и специфики их эмпатии………………………………………………………………….…36
2.3. Сравнительный анализ эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов технических и помогающих специальностей, а также специфики их эмпатии…….………………....44
2.4 Рекомендации по развитию эмпатии………………………………..48
Выводы по главе 2………………...………………………………………52
Заключение…………………………………...………...…………………55
Список литературы……………………………………………………….60
Приложение


Юношество – это возраст, когда происходит значительное расширение круга общения. По окончании периода юности личность ориентирована на усвоение профессии, создание семьи, воспитание ребенка. На юность приходится так называемый пик межличностного общения. Важнейшая специфическая черта межличностных отношений – эмоциональная основа. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.
Эмпатия как коммуникативное свойство личности студента способствует разрешению глубоких человеческих вопросов и открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. Она является одним из регуляторов взаимоотношений между людьми и является проявлением его эмоционально-личностной сферы. Она проявляется в стремлении оказывать помощь и поддержку другим людям. Ведёт к развитию гуманистических ценностей личности студента.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и в самом общем виде определяется как способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Понятие "эмпатия" как психологический феномен заимствован научной психологией из философии начала XX века, где в философских дисциплинах (этика, эстетика) ей был тождественен смысловой эквивалент "симпатия".
Актуальность. В настоящее время одной из важнейших задач развития России является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого, в основе чего лежит эмпатические особенности личности. Но те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека, не даны ребенку от рождения. Они возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности.
Цель исследования – выявить различия эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов технических и помогающих специальностей.
Объект – студенты.
Предмет исследования – эмпатия.
Гипотеза – мы предполагаем, что будут существовать различия эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов разных специальностей, которые выражаются в том, что у студентов помогающих специальностей эмоционально-личностные и коммуникативные особенности более выражены, чем у студентов технических специальностей, а именно уровень эмпатии, понимания чужих эмоций и степени выраженности коммуникативной толерантности у студентов помогающих специальностей будет выше, чем у студентов технических специальностей.
Задачи исследования:
Теоретически изучить специфику эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей и определить содержание понятия эмпатии;
Эмпирически изучить эмоционально-личностные и коммуникативные особенности студентов;
Определить уровень эмпатии студентов технических и помогающих специальностей;
Выявить различия в эмоционально-личностных и коммуникативных особенностях студентов технических и помогающих специальностей, и специфики их эмпатии.
Методы исследования:
теоретические (изучение и анализ научной психологической литературы);
эмпирические (тестирование, анкетирование);
методы обработки данных (описательная статистика, сравнительный анализ).
Методики исследования:
Опросник «Степень выраженности эмпатических способностей В.В. Бойко;
16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла;
Тест коммуникативной толерантности В.В. Бойко;
Тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
Экспериментальная база: Псковский государственный университет
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении рассматривается актуальность изучаемой проблемы, формулируется цель, предмет, объект, гипотеза, задачи исследования. Первая глава включает описание результатов теоретического анализа проблемы. Вторая глава включает описание результатов эмпирического исследования проблемы. В заключении приводятся итоги проведенного исследования. Список литературы включает наименования. В приложении приведена сводная таблица результатов исследования, описаны применяемые методики, приведены таблицы SPSS. Работа содержит 6 рисунков и 2 таблицы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Заключение
Эмпатия представляет собой сложный, многоуровневый феномен, структуру которого составляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков, способностей человека. Взаимодействие (гармоничное-дисгармоничное) между эмоциональными, когнитивными, поведенческими компонентами структуры эмпатии определяется опытом общения, результатами социально-психологических отношений человека с миром людей. Конкретная личность демонстрирует эмпатию то в виде реакций на действия другого, то в качестве отрефлексированного переживания, вызванного состояниями партнера.
Юность – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью (зрелостью), последний период детства и первый период взрослости, период ранней молодости. Главной характеристикой юношеского возраста является то, что в осуществляется окончательный переход к зрелости личности. В течение юношеского возраста человек достигает полной личностной и социальной зрелости.
Эмоциональная сфера студента отражает весь спектр испытываемых молодым человеком эмоций. Именно в эмоциональных процессах находят свое отражение внешние условия и задачи деятельности юношеского возраста, формируется и проявляется отношение к тому, что происходит вокруг. Эмоции связаны с конкретными ситуациями, чувства же носят предметный характер, всегда связаны с событием, предметом, в своей совокупности и эмоции и чувства делают мир человека ярче, его восприятие ярким и содержательным, способствуют к активным действиям и преодолению сложностей на его пути.
Коммуникативными свойствами личности студента представляют собой устойчивые характеристики, проявляющиеся в поведении человека в сфере общения и значимые для его социального окружения. Личность включается в многообразные системы совместной деятельности с другими людьми, что определяет многообразие способов ее участия в общении, которые накапливаются и закрепляются. Ядром коммуникативной структуры личности составляют коммуникативные свойства личности.
В настоящее время одной из важнейших задач развития является гуманизация общества, которая требует нового типа взаимоотношений между людьми, отношений, построенных на гуманистической основе, на уважении к индивидуальности каждого. Особую актуальность приобретает процесс утверждения новых ценностей, главной из которых является формирование духовной культуры личности, неотъемлемой частью которой является эмоциональная зрелость, богатство чувств, способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого, в основе чего лежит эмпатические особенности личности. Нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства возникают и формируются, согласно теории культурно-исторического развития психики Л.С. Выготского, под влиянием воспитания, в процессе присвоения достижений предшествующих поколений, в процессе развития активности личности, что обусловило актуальность данной выпускной квалификационной работы.
Исследование эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов технических и помогающих специальностей, а также специфики их эмпатии проводилось на базе Псковского государственного университета, с помощью следующих методик: опросник «Степень выраженности эмпатических способностей В.В. Бойко, 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, тест коммуникативной толерантности Бойко, тест (опросник) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина.
Из полученных в ходе эмпирического исследования данных мы сделали вывод о том, что согласно опроснику «Степень выраженности эмпатических способностей В.В. Бойко большинство студентов технических специальностей обладают низким уровнем эмпатических способностей. (52% - низкий уровень, 33% - средний уровень, 15% - высокий уровень). В то время как студенты помогающих специальностей в отличие от них обладает преимущественно средним и высоким уровнем эмпатических способностей (27% - низкий уровень, 30% - средний уровень, 33% - высокий уровень).
Согласно тесту коммуникативной толерантности В.В. Бойко мы получили следующие распределение студентов технических специальностей: 20% испытуемых обладают высокой степенью коммуникативной толерантности, 26% испытуемых обладают средней степенью коммуникативной толерантности, 43% испытуемых – низкой степенью коммуникативной толерантности, 11% испытуемых проявляют полное непринятие окружающих. Распределение студентов помогающих специальностей: 30% - высокая степень коммуникативной толерантности, 35% - средняя степень коммуникативной толерантности, 20% – низкая степень коммуникативной толерантности, 15% -полное непринятие окружающих.
По 16-факторному личностному опроснику Р. Б. Кеттелла выявлено, что у студентов помогающих и технических специальностей наблюдается высокий уровень показателей следующим факторам: «сдерженность – экспрессивность», «низкое супер-эго – высокое супер-эго». Одновременно с этим по показателю «шизотимия – аффектотимия» высокие показатели наблюдаются у студентов помогающих специальностей (40%), а у студентов технических специальностей преобладают низки показатели (42%). Больше чем у половины испытуемых технических специальностей (58%) наблюдается низкий уровень эго-напряженности. У 49% испытуемых помогающих специальностей наблюдается высокий уровень показателя по фактору «гипертимия – гипотимия».
Согласно полученным данным по тесту (опроснику) эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, для большинства студентов помогающих специальностей характерны высокие показатели по шкалам межличностного эмоционального интеллекта, внутриличностного эмоционального интеллекта, понимание эмоций, понимание чужих эмоций. В то время как для студентов технических специальностей обладают преимущественно низкими и средними уровнями по данным шкалам.
Таким образом, изучив эмоционально-личностные и коммуникативные особенности студентов и специфику их эмпатии мы пришли к выводу, что большинство студентов технических специальностей обладает низким уровнем эмпатических способностей и не проявляют коммуникативной толерантности. Им присущи низкие показатели по шкалам, характеризующим понимание эмоций других людей, но, несмотря на это, достаточное количество студентов помогающих специальностей обладают высокими уровнями данного показателя и проявляют такие черты характера, как общительность, жизнерадостность и уверенность в своих успехах и в своих возможностях.
В целях выявления значимых различий между эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов технических и помогающих профессий, а также специфики их эмпатии нами был проведен сравнительный анализ. В результате сравнительного анализа нами были выявлены значимые различия по следующим показателям:
уровня эмпатических способностей (U=79,5,0 p=0,023);
степени выраженности коммуникативной толерантности (U=70,5 p=0,009);
понимание чужих эмоций (U=63,5 p=0,004);
шизотимия – аффектотимия (U=50,5 p=0,001);
харрия – премсия (U=59,5 p=0,003).
Следовательно, гипотеза, которая заключалась в том, что будут существовать различия эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов разных специальностей, которые выражаются в том, что у студентов помогающих специальностей эмоционально-личностные и коммуникативные особенности более выражены, чем у студентов технических специальностей, а именно уровень эмпатии, понимания чужих эмоций и степени выраженности коммуникативной толерантности у студентов помогающих специальностей будет выше, чем у студентов технических специальностей, доказана.
Таким образом, цель, которая заключалась в выявлении различий эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов технических и помогающих специальностей, достигнута.
По итогам проделанной работы нами был разработан и предложен ряд рекомендаций по развитию эмпатии.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в теоретическом изучение специфики эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов, а также специфики их эмпатии, определении содержания понятия эмпатии в психологии.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в дальнейшем применении полученных данных для разработки программ развития эмоционально-личностных и коммуникативных особенностей студентов технических и помогающих специальностей. В частности, результаты исследований могут служить основой разработки программ по развитию эмпатии студентов.



Список литературы
Айзенк Г.Ю. Структура личности, - СПб.: Ювента; М.: КСП, 1999
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2001
Асеев В.Г. Психологическое изучение профессиональной деятельности. Вопросы психологии, 1989, №1, с.172-176
Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. – М.: Изд-во МГУ, 1986
Бодалев А.А. Психология общения. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 450 с.
Бодалев А.А., Каштанова Т.Р. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии // Групповая психотерапия при неврозах и психозах. – Л., 1975. –Т.XXXVI. – с.11-19.
Бодалев А.А., Ковалев Г.А. Психологические трудности общения и их преодоление // Педагогика. 1992. № 5 – 6. с.65-70.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других, М.,1996 Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1996.
Бордуков М.И., Гендин А.М., Иванов В.П., Майер Р.А., Пинаев В.А., Рыбаков А.С., Сергеев М.И. Состояние и эволюция ориентации студентов пединститута на учительскую профессию (конкретно_социологический анализ) / Учебно–методическое пособие. –Красноярск: КГПИ, 1992. – 222 с.
Борисова А.А. Проницательность как проблема психологического общения // Вопросы психологии. -1990. -№ 4.
Борисова А.А.Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность // Особенности познания и общения в процессе обучения. – Ярославль, 1982. – С.92 – 96.
Братусь Б.С. «Аномалии личности», М.: «Мысль», 1988, 301с.
Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. – М., 1994.
Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 351 с.
Вартанян Г. А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. – Л., 1989.
Васильев.И.А., Поплужный В.Л, Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. – М.,1980.
Василькова А.П. Зависимость динамики восприятия больного от уровня эмпатии студентов медицинского вуза // Ананьевские чтения – 2000: Тезисы научно-практической конференции. – СПб., 2000. – С.174 – 175.
Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004
Вилюнас В. К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2007. – 496 с.
Водопъянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд – во СПбГУ, 2000. – С. 443 – 463.
Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М.: Педагогика, 1982. – т.1. – с.388; 1983. –т.5. – с. 257-321.
Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.;. – М., 1984. – С. 90 – 318.
Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981 с.122 – 138
Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975.с. 17-19.
Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: МГУ, 1996.
Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Ананьевские чтения – 99: Тезисы научно-пактической конференции. –СПб., 1999. – С.25 - 26.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1998.
Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруентной эмпатии // Вопросы психологии. 1993. № 4.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.
Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – СПб, 1896.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 1999.
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие – М.: ИНФРА –М,
Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – 6-е изд., Издательский центр «Академия», 2007. - С. 464 .
Запорожец А.В., Роль Л.С.Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. – М.: Педагогика, 1981. – С. 57-63.
Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. - Ростов- на –Дону: «Феникс», 1998.
Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.
Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000а.
Ильин Е.П., Пинигин В.Г. Структура эмоциональности как свойства личности // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – Вып. 5.
Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память (реальности и мифы). – Новосибирск, 1987, - С.86.
Калиниский Л.П., Богданова Н.В., Петрова Т.Е., Смоленская Л.М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: Тезисы окладов. – Омск, 1981.
Кон И.С. «Психология ранней юности». М., «Просвещение», 1989, 254с.
Кондаков И.М. Психологический словарь./ И.М. Кондаков; Столичн. гуманитарн. ин-т.// М., 2000. - С. 27.
Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – М., 1989.
Кулаков С.А. Основы психосоматики. – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению, СПб.: Речь, 2001 - 184 с.
Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. – С.168-173.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1995.
Лоскутов В.В. Психологический этюд: эмоции и музыка. // Психологические проблемы саморегуляции личности. – Вып.2. –
Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. – СПб.: Питер, 1997.
Менджерицкая Ю.А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного общения // Практическая психология, 1999, №4.
Менджерицкая Ю.А. Эмпатия личности. Социальная психология личности. М., 1999.
Морозов В.П., Васильева А.Г. Невербальный слух и эмпатия// Труды Института психологии РАН. 1995.Сер.1.№2.
Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.
Нитченко А.К. К вопросу о единицах эмпатии // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тез. докл. Вторая всесоюз. конф. М.,1979. С. 59-60.
Орлов А.Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. 1993. №4. С. 68-73.
Пашукова Т.И. Мотивирующая функция эмпатии // Исследования мотивационной сферы личности. Новосибирск, 1984. С. 62-70.
Пашукова Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах // Вопросы психологии межличностного познания и общения. – Краснодар, 1983. – С. 76 – 92
Слепкова Е.В. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга.//Актуальные проблемы кризисной психологии: Сборник научных трудов. — Минск, 1999.

Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ