1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ CRM-СИСТЕМ И АНАЛИЗ РЫНКА ИХ
ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ 5
1.1 Описание CRM-систем и их классификация 5
1.2 Преимущества от внедрения CRM-систем 12
1.3 Рынок CRM-систем 16
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ
ООО «ДИАНЭТ» 23
2.1 Общая характеристика телекоммуникационной компании ООО «Дианэт»23
2.2 Анализ экономических результатов деятельности телекоммуникационной
компании ООО «Дианэт» 29
2.3 Особенности информационной системы телекоммуникационной компании
ООО «Дианэт» 36
3 ВНЕДРЕНИЕ CRM-СИСТЕМЫ «БИТРИКС 24» И АНАЛИЗ
ПРЕИМУЩЕСТВ ОТ ЕЕ ВНЕДРЕНИЯ 45
3.1 Расширение функциональности информационной системы от внедрения
CRM-системы «Битрикс 24» 45
3.2 Внедрение, тестирование и сопровождение CRM-системы «Битрикс24» . 47
3.3 Результаты внедрения и расчет экономической эффективности 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Реферат
Выпускной квалификационной работы Елизаветы Романовны Медведевой
по направлению
38.03.05 БИЗЕС-ИНФОРМАТИКА
квалификация бакалавр
на тему «ВНЕДРЕНИЕ CRM-СИСТЕМЫ «БИТРИКС 24» ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПАНИИ
ООО «ДИАНЭТ»
Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности работы телекоммуникационной компании за счет внедрения «Битрикс 24».
Объектом выпускной квалификационной работы является
телекоммуникационная компания ООО «Дианэт».
Предметом исследования является информационная система компании ООО «Дианэт».
При выполнении данной работы использованы следующие методы: моделирование, синтез информации, сравнительный анализ, сбор документов.
По результату внедрения CRM-системы «Битрикс 24» были достигнуты все цели и задачи. Внедрение «Битрикс 24» позволило повысить эффективность работы телекоммуникационной компании ООО «Дианэт» благодаря расширению функциональности информационной системы компании, что в значительной мере увеличило качество и скорость работы сотрудников, повысило эффективность взаимодействий с клиентами, а также улучшило коммуникацию между работниками.
В настоящее время, в эпоху рыночной экономики, практически каждая организация находится в состоянии конкурентной борьбы за рынок сбыта. Так как центральным фокусом большинства организаций, в особенности тех, кто занимается оказанием услуг, являются клиенты, то лидирующие позиции на рынке занимают те организации, которые имеют большую базу удовлетворенных качеством обслуживания клиентов, нежели их конкуренты. Во времена повсеместной информатизации общества, это становится гораздо проще, благодаря такой автоматизированной системе, как CRM-система, которая предназначена для автоматизации стратегий взаимодействия с клиентами, повышения уровня продаж, улучшения обслуживания, оптимизации маркетинговых стратегий путем сохранения информации о контрагентах и истории взаимодействий с ними, улучшения необходимых бизнес-процессов и дальнейшего анализа результатов. Грамотное использование такой системы позволяет увеличить прибыль компании, сократить часть затрат, а также дает возможность точного планирования будущих стратегий деятельности компании.
Актуальность выпускной квалификационной работы обуславливается тем, что для эффективной работы телекоммуникационной компании, фокусом которой является взаимодействие с клиентами, необходима такая CRM-система, которая обладает всеми необходимыми современными инструментами, позволяющие улучшить взаимосвязь с клиентами, повысить продажи, проводить всестороннюю аналитику для оптимизации маркетинговых стратегий и многое другое.
Объектом выпускной квалификационной работы является
телекоммуникационная компания ООО «Дианэт».
Предметом исследования является информационная система компании ООО «Дианэт».
Целью выпускной квалификационной работы является повышение эффективности работы телекоммуникационной компании за счет внедрения CRM-системы «Битрикс 24».
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- обобщить теоретические основы и преимущества от внедрения CRM- систем;
- исследовать рынок готовых продуктов популярных CRM-систем и осуществить их сравнительных анализ;
- проанализировать деятельность телекоммуникационной компании ООО «Дианэт»;
- проанализировать информационную систему компании ООО «Дианэт» и выявить основные проблемы;
- описать внедрение, тестирование и сопровождение «Битрикс 24»;
- оценить результаты от внедрения «Битрикс 24».
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается во внедрении «Битрикс 24» повышении эффективности работы телекоммуникационной компании ООО «Дианэт», что включает в себя увеличение качества и скорости работы сотрудников, повышения эффективности взаимодействий с клиентами, а также улучшения коммуникаций между работниками.
Данная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.
Первый раздел содержит теоретические основы CRM-систем и анализ рынка популярных CRM-систем.
Второй раздел содержит общую характеристику телекоммуникационной компании ООО «Дианэт», анализ экономических результатов деятельности, а также особенности её информационной системы.
В третьем разделе описано расширение функциональности
информационной системы от внедрения «Битрикс 24», описано внедрение, тестирование и сопровождение системы, проанализированы результаты от внедрения.
В заключении приведены результаты исследований и сделаны выводы.
Грамотно подобранная современная CRM-система способствует
повышению эффективности деятельности компании, а именно позволяет улучшить взаимодействия с клиентами, увеличить продажи, а вместе с тем прибыль, оптимизировать маркетинговые стратегии, облегчить работу сотрудников, улучшить коммуникацию между ними и многое другое.
В данной выпускной квалификационной работе были проанализированы теоретические основы CRM-систем, на основе которых были обобщены преимущества и необходимость внедрения данных систем. Также был проведен глубокий анализ рынка CRM-систем, в результате которого были выдвинуты четыре лидера. Данные продукты были подробно описаны и объединены в сравнительную таблицу, где были сопоставлены между собой.
В работе представлен тщательный анализ основной деятельности, организационной структуры, экономических и финансовых характеристик деятельности телекоммуникационной компании ООО «Дианэт». Данный анализ показал, что финансовое состояние в последний год значительно улучшилось по сравнению с двумя предыдущими годами. Хотя компания и испытывает зависимость от заемных средств, но она все же имеет положительную динамику. Наблюдается рост чистой прибыли. Компания ООО «Дианэт» в основном уделяет внимание на оказание услуг массовому сектору и бизнесу, так как это является более прибыльным. Наблюдается ежегодный незначительный прирост числа клиентов.
Анализ информационной системы ООО «Дианэт», выявил, что имеющаяся в компании «1С: УПП+CRM» не удовлетворяет в полном объеме всем запросам сотрудников, а также имеется недостаточный уровень коммуникаций между работниками. Для решения поставленных проблем было решено внедрить CRM- систему «Битрикс 24».
Проанализировав все версии системы «Битрикс 24», было решено, что лучше всего компании ООО «Дианэт» подойдет облачная версия тарифа «Компания». В результате чего была проведена полная настройка необходимых инструментов системы «Битрикс 24», что позволило расширить функциональность информационной системы компании ООО «Дианэт», а также описаны этапы обучения сотрудников и дальнейшее сопровождение системы.
По результату внедрения CRM-системы «Битрикс 24» были достигнуты все цели и задачи. Внедрение «Битрикс 24» позволило повысить эффективность работы телекоммуникационной компании ООО «Дианэт». Ожидается, что скорость работы сотрудников увеличится в среднем в 6 раз, скорость коммуникации между ними в 5 раз, число клиентов увеличится в среднем на 25% (1 050 человек). Прибыль от указанных услуг в год в среднем прирастет на 20% (29 млн. руб.).
Результат выпускной квалификационной работы был принят руководством для практического использования.
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. ГОСТ 34.602 - 89: Информационные технологии. Комплекс
стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
3. ГОСТ Р 53633.3-2009. Информационные технологии (ИТ). Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (еТОМ). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 еТОМ. Основная деятельность. Управление взаимоотношениями с клиентами.
4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126-93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению.
5. Алборов, Р. А. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ижевск: ФГБОУ ВО Ижевская ГСХА, 2016. - 300 с.
6. Алексашина, О.В. Оценка эффективности внедрения CRM-систем / О. В. Алексашина. - М.: Эксмо, 2016 - С. 232-234
7. Арефьев, Е.В. Внедрение CRM - технологии. Инновационная наука и современное общество / Е.В. Арефьев, Т.А. Степанова - Изд-во ДМК Пресс, 2016 - С.78-80
8. Бариленко, В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: практикум для академического бакалавриата / Под ред. В. И. Бариленко. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 455 с.
9. Болодурина, М.П. Система показателей оценки эффективности деятельности предприятий / М.П. Болодурина // Анализ видов экономической деятельности. - 2016. - №35. - С. 5-12.
10. Горфинкеля, В. Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Я. Гонфинкеля, проф. В. А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 670 с.
11. Гребеник, А.А. Разработка регламента мероприятий по внедрению CRM-системы. / А. А. Гребеник // NovaInfo.Ru Т.1. - 2016. - №49 - 56 с.
12. Гресский, Е.Г. Методика оценки эффективности внедрения CRM / Е. Г. Гресский // Сборник Науки, Инновации, Образования Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники, 2016. - С. 294-297.
13. Гринберг, Пол. CRM со скоростью света: привлечение и удержание клиентов в реальном времени через Интернет / пер. с англ. В. Агапова - 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Символ-Плюс, 2016. - 530 с.
14. Громов, А. И. Управление бизнес-процессами: современные методы. Монография / А. И. Громов, А. Фляйшман, В. Шмидт. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 с.
15. Громов, Ю. Ю. Информационные технологии: учебник / Ю. Ю. Громов, И. В. Дидрих, О. Г. Иванова, М. А. Ивановский, В. Г. Однолько. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2015. - 260 с.
16. Дробышинец, Ю.И. Разработка программы внедрения системы CRM на предприятии / Ю. И. Дробышинец // Сборник Кооперация 21 века, 2017. - 115 с.
17. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: регламентация и управление: учеб. пособ. для слушателей образоват. учрежд., обуч. по МВА и др. программам подготовки управленческих кадров / В.Г. Елиферов, В. В. Репин; Ин-т экономики и финансов «Синергия». - М.: Инфра-М, 2015. - 319 с.
18. Жиделева, В. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В. В. Жиделева, Ю. Н. Каптейн. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 133 с.
19. Карпунина, М.Г. Справочник по функционально-стоимостному анализу / М.Г. Карпунина, Б.И. Майданчика. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 431 с.
20. Корытникова, А. А. Зависимость и депривация в результате виртуальных взаимодействий / А. А. Кортыникова, канд. соц. наук, доц. // Социс. - 2017. - № 6. - С. 70-73.
21. Кудинов, А. CRM: практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, М. Сорокин, Е. Голышева. - 1С Фирма, 1С-Паблишинг, Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 461 с.
22. Кудинов, А. CRM: Российская практика эффективного бизнеса / А. Кудинов. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2016. - С. 374-375.
23. Лобанова, Н.М. Эффективность информационных технологий: учебник и практикум для бакалавриата / Н.М. Лобанова, Н.Ф. Алтухова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 237 с.
24. Маклаков, С. В. Моделирование бизнес-процессов с AllFusion PM. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Диалог-МИФИ, 2017. - 224 с.
25. Маклаков, С.В. BPwin и Erwin. Case-средства разработки информационных систем. - М.: Диалог - МИФИ, 2015. - 142 с.
26. Михалева, О.Л. Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия для целей принятия управленческих решений / О.Л. Михалева // Управленческий учет. - 2017. - № 3. - С. 29-35.
27. Мкртумян, А.А. Оценка и аттестация процессов создания и сопровождения программных средств и информационных систем (ISO/IEC TR 15504-CMM) / А. А. Мкртумян, А. С. Агапов, Н. Э. Михайловский, С. В. Зенин. - М.: Книга и бизнес, 2016 - 348 с.
28. Моргунов, В.М. Индексный анализ экономической эффективности внедрения CRM системы. / В. М. Моргунов // European Research №10 (11), 2016. - 283 с.
29. Николаева, Е.С. Реализация подхода, ориентированного на клиента, с помощью внедрения CRM-системы / Е. С. Николавева. - М.: Эксмо, 2017. - 75 с.
30. Попов, Е. В. Продвижение товаров и услуг / Е. В. Попов. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 545 с.
31. Проскура, Д. В. Анализ телекоммуникационных услуг в контексте основных характеристик услуги: научная статья / Д. В. Проскура, Н. В. Проскура - Княгинино: Изд-во НГИЭИ, 2016. - 5 с.
32. Репин, В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление / В. В. Репин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 512 c
33. Савельев, А. И. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" (постатейный) / А. И. Савельев. - М.: Статут, 2015. - 320 с.
34. Савицкий, Д. В. Обоснование необходимости внедрения ИС в бизнес- процессы предприятия / Д. В. Савицкий // Молодой ученый. - 2015. - №13. - С. 37-39.
35. Самуйлова, К. Е. Сети и телекоммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / под. ред. К. Е. Самуйлова, И. А. Шалимова, Д. С. Кулябова. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 363 с.
36. Свердлов, М. Ю. Экономическое обоснование информационных проектов: учебное пособие / М. Ю. Свердлов. - Барнаул: ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», 2016. - 1 эл. опт.диск (CD-R).
37. Скрипкин, К.Г., Экономическая эффективность информационных систем / К. Г. Скрипкин - М.: Финансы и статистика, 2016 - 231 с.
38. Суптелов, К.А. Преимущества внедрения CRM БИТРИКС24 в практику предприятия / К. А. Суптелов, Е. С. Пазавина // Сборник научных трудов Наука.Технологии.Инновации. - 2017. - 102 с.
39. Трофимова, В. В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении.: Учебник для бакалавров / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов.: под ред. В. В. Трофимова - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 522 с.
40. Уткин В. Б. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов / В. Б. Уткин, К. В. Балдин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 335 с.
41. Черемных, С. В. Структурный анализ систем: IDEF-технологии / С. В. Черемных, И. О. Семенов, В. С. Ручкин. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 203 с.
42. Черкашин, П., Стратегия управления взаимоотношениями с
клиентами (CRM) / Павел Черкашин. - М.: Бином. Лаборатория знаний,
Интернет-университет информационных технологий, 2017. - 376 с.
43. Чернобров, Б. С. Внедрение программного продукта на предприятии: основные этапы и оценка эффективности / Б. С. Чернобров, А. Н. Дырдонова // Экономика и социум. - Саратов: Институт управления и социально-экономического развития, 2016. - №12-3. - С. 814-817.
44. Чукарин, А. В. Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией / А. В. Чукарин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 512 с.
45. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью: теория и практика / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. - М.: «ДЕЛО», 2004. - 141 с.
46. Шеер, А.Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы / А. Б. Шеер. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Весть-МетаТехнология, 2016. - 152 с.
47. Широкова, А.С. Исследование влияния роли сотрудника компании при внедрении CRM-системы. Молодой ученый / А. С. Широкова, А. В. Маслова. - 2016. - 365 с.
48. Ширяев, В.И. Управление бизнес-процессами: Учебно-методическое пособие / В. И. Ширяев, Е. В. Ширяев. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 464 с.
49. Шкурко, А.В. Проблема внедрения CRM систем / А. В. Шкурко // Сборник научных трудов II Международной научно-практической студенческой конференции, 2016. - 342 с.
50. Юрлова, А. А. Влияние усиления конкуренции на управление бизнес- процессами в компаниях / А. А. Юрлова // Экономические науки. - 2015. - № 5 (114). - С. 63-68.
51. Rosalie J.O. Assessing the Readiness of Firms for CRM: A Literature Re-view and Research Model. -2015. - 10 с.
52. Безопасность данных в Битрикс24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otr-soft.ru/uslugi/1c-bitrix/bitriks24/bezopasnost/.
53. Законодательства РФ в сфере телекоммуникаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.report/ict-zakonodatelstvo-rossii-obzor/.
54. Официальный сайт системы «AmoCRM» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.amocrm.ru/.
55. Официальный сайт системы «Битрикс 24» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bitrix24.ru/.
56. Официальный сайт системы «Мегаплан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.megaplan.ru.
57. Официальный сайт системы «Простой Бизнес» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prostoy.ru/.
58. Справочник финансового аналитика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.audit-it.ru/finanaliz/terms.html.
59. Справочник финансовых показателей отраслей Российской
Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.testfirm.ru/finfactor/.
60. Стандарты по качеству услуг связи и качество стандартизации
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.komset.ru/files/NetesStandartyPoKachestvuUslug.pdf.
61. Телекоммуникационная компания ООО «Дианэт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dianet.ru.
62. Эффект от внедрения CRM-системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://salesap.ru/crm sistemy chto eto/