1 ОБЩАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
СТРОИТЕЛЬСТВА 5
1.1 Характеристика строительства как вида экономической деятельности 5
1.2 Информационные технологии, применяемые в экономике и организации
строительства 13
1.3 CRM-система как инструмент автоматизации управления продажами 22
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЖИЛИЩНАЯ ИНИЦИАТИВА» 29
2.1 Общая характеристика ООО «Жилищная инициатива» 29
2.2 Анализ экономических результатов деятельности ООО «Жилищная
инициатива» 34
2.3 Моделирование и анализ бизнес-процессов организации 41
3 АДАПТАЦИЯ CRM-СИСТЕМЫ ОТДЕЛА ПРОДАЖ 50
3.1 Постановка задачи и разработка технического задания 50
3.2 Реализация адаптации CRM-системы 53
3.3 Оценка эффективности адаптации CRM-системы 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Реферат
Выпускной квалификационной работы В. И. Стрельцовой
по направлению
38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА
квалификация бакалавр
на тему «Совершенствование организации работы отдела продаж на основе адаптации CRM-системы (на примере ООО «Жилищная инициатива»)»
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Жилищная инициатива».
Предметом исследования - бизнес-процесс «Продажи и маркетинг».
Цель написания выпускной квалификационной работы - разработка и реализация процесса адаптации CRM-системы.
Проведенная адаптация CRM-системы позволит повысить эффективность взаимодействий с клиентами, а также сократит время, затрачиваемое менеджерами отдела продаж, на выполнение рутинных операций. Помимо этого, данная разработка существенно облегчит формирование отдельных документов.
Подобная разработка может быть применена в строительных организациях, информационная поддержка деятельности которых реализуется с помощью решения «1C: CRM». В настоящее время в ООО «Жилищная инициатива» сопровождение информационной системы осуществляется специалистам сторонней организацией, доля обращений к которым существенно снизится после адаптация программного продукта.
В настоящее время огромное значение в любой фирме приобретает процесс продаж и маркетинга. Это обусловлено ожиданием потребителей получить индивидуальное обслуживание, то есть теперь ценность для клиента создается в операционной гибкости компании.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что процесс продаж и маркетинга активно поддерживается информационными технологиями, которые в той или иной мере требуют настройки и доработки. За счет грамотной адаптации программных продуктов можно избежать сбоев и получить новые возможности для устойчивого развития и удержания долгосрочного конкурентного преимущества на рынке.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Жилищная инициатива».
Предмет исследования - бизнес-процесс «Продажи и маркетинг» на предприятии.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке и реализации процесса адаптации CRM-системы для устранения пробелов в организации работы отдела продаж.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. провести анализ строительства и определить тенденции ее развития в России и Алтайском крае;
2. исследовать теоретические основы продаж и маркетинга;
3. проанализировать деятельность ООО «Жилищная инициатива»;
4. изучить организацию работы отдела продаж и выявить основные проблемы;
5. осуществить разработку и реализацию адаптации CRM-системы;
6. оценить эффект от проведенной адаптации.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в повышении эффективности взаимодействий с клиентами, а также сокращении времени, затрачиваемого менеджерами отдела продаж, на выполнение рутинных операций.
Информационной основой выпускной квалификационной работы являются труды российских ученых, таких как Г.Н. Исаев, О.И. Долганова, А.С. Павлов, а также работы зарубежных авторов: Ч. Мидоу, Г.У. Маршалл, М.У. Джонсон.
Настоящая работа имеет традиционную структуру, которая представлена введением, тремя разделами, заключением, список использованных источников и литературы, содержащим 67 наименований, и приложением.
В первом разделе проводится анализ строительства как вида экономической деятельности, выявляются существующие проблемы развития, исследуется применение информационных технологий в экономике и организации строительства, описываются возможности CRM-систем.
Во втором разделе дается общая характеристика ООО «Жилищная инициатива», проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, строится модель основных бизнес-процессов.
В третьем разделе осуществляется разработка и адаптация CRM-системы отдела продаж, анализируются результаты от проведенной адаптации, и рассчитывается экономическая эффективность.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного
исследования.
Привлечение, удержание и управление клиентами и партнерами является неотъемлемой частью деятельности любой строительной фирмы. В условиях активного развития информационных технологий компаниям,
придерживающимся традиционного способа организации деятельности, довольно сложно конкурировать с теми, чья деятельность в той или иной мере автоматизирована. В результате этого руководители строительных организаций вынуждены искать новые направления достижения конкурентного преимущества. Одним из таких является применения CRM-системы - программного продукта управления взаимоотношениями с клиентами.
Однако необходимо помнить о том, что внедрение системы управления взаимоотношениями с клиентами далеко не заключительный этап. Необходимо адаптировать данную систему под особенности организации и постоянно контролировать ее состояние и осуществлять модернизацию.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы в среде Конфигуратора был подключен механизм поиска и устранения дублей, разработан отчет по частоте контактов с потенциальными клиентами, создана форма для формирования справок на выдачу ключей и подписание акта приема- передачи. Кроме того, реализовано анкетирование клиентов через web-доступ. Проведенная адаптация значительно снизит количество сбоев, уменьшит нагрузку на менеджеров в части составления документации, упростит сбор сведений о клиентах, что позволит быстро принимать грамотные управленческие решения, а также выстроить оптимальные стратегии развития компании на перспективных для неё рынках товаров и услуг.
Расчет экономической эффективности показал, что после адаптации CRM- системы в ООО «Жилищная инициатива» сократятся временные и трудовые затраты на выполнение ежедневных операций. Доля сэкономленного времени составит 36,67%, годовой ожидаемый экономический эффект - 151 780,55 рублей. Проект окупится через 1 месяц 5 дней.
Результат выпускной квалификационной работы был принят руководством для практического использования.
1. Федеральный закон от 30.12.2004 №214 (ред. от 03.07.2016) «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
2. Аванесова, Т И. Способы оценки показателей эффективности предприятий на рынке недвижимости / Т И. Аванесова // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2015. - № 31. - С. 77-82.
3. Алисаева, М. С. Применение CRM-систем в деятельности строительных организаций / М. С. Алисаева, С. В. Санников // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях. - 2018. - С. 52-55.
4. Бадертдинова, А. Р Проблемы строительной отрасли на современном этапе / Бадертдинова, А.Н. Быкова, З.А. Гареева // Фундаментальные и прикладные научные исследования, сборник статей Международной научно¬практической конференции (5 ноября 2015 г., г. Екатеринбург). - 2015. - С. 23-25.
5. Барановская, Т П. Исследование HRM-систем: анализ рынка, выбор и внедрение для компаний среднего и крупного бизнеса / Т. П. Барановская, А. Е. Вострокнутов, В. С. Березовский // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2016. - C. 1-23.
6. Балдин, К. В. Информационные системы в экономике / К.В. Балдин. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 224 с.
7. Бармашов, К. С. Управление продажами: монография / К.С. Бармашов, Н.С. Мрочковский. - М.: РУСАЙНС, 2018. - 160с.
8. Блюм, М. А. HR-менеджмент в системе управления коммерческим
предприятием: монография / М. А. Блюм, О. В. Коробова, Т М. Уляхин // Тамбовский государственный технический университет - 2016. - 95 с.
9. Габец, А. П., Гончаров, Д. И. 1С: Предприятие 8.0. Простые примеры разработки - М.: 1С: Паблишинг, 2015. - 420 с.
10. Голубова, О. С. Понятие строительства как вида экономической
деятельности / О. С. Голубова // Экономическая наука сегодня : сборник научных статей - Минск : БИТУ - 2018. - №7. - С. 122-131.
11. Гумба, Х. М. Экономика строительства: учебник для академического бакалавриата / под общ.ред. Х. М. Гумбы. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 449 с.
12. Гурьева Т. Н. Современные CRM-системы и тенденции их развития / Т Н. Гурьева, О. В. Гец, И. И. Процик // Закономерности инновационного развития общества: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции (Волгоград, 26 января 2018). / в 3 ч. Ч.2 - Стерлитамак: АМИ, 2018. - C. 135-139.
13. Гусакова, Е. А. Основы организации и управления в строительстве. В 2 ч. Ч.1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Гусакова,
А. С. Павлов. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 258 с.
14. Деулина, С. А. Анализ программного обеспечения CRM-систем для управления клиентами и персоналом 2018 / С. А. Деулина, И. А. Ромашова, Н. Л. Синева, Е. В. Яшкова // Московский экономический журнал. - 2018. - С.599-605.
15. Джентамиров, М. Х. Инвестиции в основной капитал / М. Х. Джентамиров // Экономика, управление, финансы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Зебра. - 2015. - С. 197-200.
16. Долганова, О. И. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата / О.И. Долганова. - М.: ГРФ УМО ВО,
2016. - 289 с.
17. Долженко, Ю. Ю. Онлайн анкетирование как современный и эффективный способ исследования / Ю. Ю. Долженко, А. С. Позднякова // Транспортное дело России. - 2015. - №1. - С. 109-110.
18. Емельянов, М. И. Применение CRM-систем в строительных организациях / М. И. Емельянов // Молодой ученый. - 2019. - №12(250). - C. 97-101.
19. Жарков, Н. В. AutoCAD 2019. Полное руководство / Н. В. Жарков, М. В. Финков. - М.:Наука и Техника, 2019. - 640 с.
20. Исаев, Г. Н. Информационные системы в экономике / Г.Н. Исаев. - М.: Омега-Л, 2018. - 464 с.
21. Коваленко, Е. В. Анализ финансовых результатов / Е. В. Коваленко, А. Р Кистер // Современные научные исследования в сфере экономики. - 2018. - С. 567-574.
22. Конрат, Д. Гибкие продажи: как продавать в эпоху перемен / Д. Конрат - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 180 с.
23. Кузнецова, Л. М Повышение конкурентоспособности строительных организаций на российском рынке / Л. М. Кузнецова, А. С. Шелепова // Экономическая среда. - 2018. - №2(24). - С. 87-92.
24. Куликова, М. М. Актуальность внедрения CRM-систем / М. М. Куликова, О.
A. Исабекова // Московский экономический журнал - 2018 - №4 - C. 599-605.
25. Куркова, А. С. Анализ мирового и внутреннего строительного рынка / А. С. Куркова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. -
2017. - С. 170-174.
26. Лещёв, В. А. Эффективность применения CRM-системы / В. А. Лещев // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 165-168.
27. Лихтенштейн, В. Е. Информационные технологии в бизнесе. Практикум /
B. Е. Лихтенштейн, Г.В. Росс. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 512 с.
28. Маклаков, С. В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем / С.В. Маклаков. - М.: Диалог-МИФИ, 2015. - 256 с.
29. Малюкова, Е. С. Основные показатели финансового состояния организации / Е. С. Малюкова // Синергия наук - 2017. - №18. - С. 336-346.
30. Манн, И. Б. Маркетинг без бюджета. 50 работающих инструментов / И. В. Манн - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 296 с.
31. Маршалл, Г. У Управление отделом продаж / М. У Джонстон, Г. У Маршалл. - М.: Издательство «Эксмо», 2017. - 940 с.
32. Медведева, В. Н. Состояние, проблемы и перспективы развития строительной отрасли РФ / В.Н. Медведева, Г.А. Нарожная, И.В. Ющенко, Е.А. Авджян // Вестник СевКавГТИ. - 2019. - №1(36). - С. 31-36.
33. Мидоу, Ч. Анализ информационных систем / Ч. Мидоу. - М.: Прогресс,
2016. - 400 с.
34. Миловская, О. С. 3ds Max 2018. Дизайн интерьеров и архитектуры / О. С. Миловская. - Спб.:Питер, 2018. - 400 с.
35. Назаров, А. И. Управление продажами. Как построить систему продаж, которая реально работает / А.И. Назаров. - СПб.: Питер, 2017. - 287 с.
36. Нидзий, Е. Н. Проблемы и перспективы развития строительной отрасли России в условиях экономического кризиса / Е. Н. Нидзий // Вестник МГСУ - 2016. - C. 117-129.
37. Никулина, М.Ф. Решение проблем в строительной отрасли России с учетом опыта стран зарубежья // М. Ф. Никулина, А. П. Калужских, А. В. Шлеенко // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2018. - № 22(5). - С. 73-81.
38. Островерх, А. В. Разработка интерфейса прикладных решений на платформе «1С: Предприятие 8» / А. В. Островерх, М. Г. Радченко, Е. Ю. Хрусталева, В. А. Ажеронок - 1С-Паблишинг, 2017 - 902 с.
39. Павлов, А. С. Экономика строительства. В 2 ч. Ч.1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. С. Павлов. - М.: Издательство Юрайт,
2017. - 314 с.
40. Пахомов, Е. В. Текущее состояние строительной отрасли РФ / Е. В. Пахомов, М. С. Овчинникова // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С. 255-260.
41. Петров, К. Н. Управление отделом продаж / К. Н. Петров. - Киев: Издательский дом «Вильям», 2018. - 336 с.
42. Политыко, К. В. Анализ факторов, влияющих на механизм устойчивого развития предприятий строительной отрасли / К. В. Политыко // Инновационные механизмы решения проблем научного развития. - 2019. -
С. 143-146.
43. Самаль, С. А. Маркетинговая деятельность предприятий малого и среднего бизнеса строительной сферы / С. А. Самаль, Ф. Л. Абрамян // Мировая экономика и бизнес-администрирование малых и средних предприятий: материалы 15-го Международного научного семинара, проводимого в рамках 17-й Международной научно-технической конференции «Наука - образованию, производству, экономике», 24-25 января 2019 года, город Минск, Республика Беларусь. - Минск: Право и экономика, 2019. - С. 49-50.
44. Создание отдела продаж с Битрикс24. CRM 2017 // «1С-Битрикс». - 2018. - 180 с.
45. Строителева, Е. В. Межотраслевые взаимодействия в регионе (на примера Алтайского края) / Е. В. Строителева // Евразийский союз ученых - 2016. - №1(22). - С. 111-115.
46. Уткин, В. Б. Информационные системы в экономике / В.Б. Уткин, К.В. Балдин. - М.: Academia, 2018. - 288 c.
47. Харитонов, В. И. Применение CRM-систем при принятии управленческих решений в организации / В.И. Харитонов // Системное управление. - 2016. - 17 с.
48. Харитонов, С.А. Настольная книга по оплате труда и ее расчету в 1С:
Зарплата и управление персоналом 8. Издание 15 (Редакция 3) /
Е.А.Грянина, С.А. Харитонов - 1С-Паблишинг, 2019. - 649 с.
49. Хрусталева, Е. Ю. Расширения конфигураций. Адаптация прикладных решений с сохранением поддержки в облаках и на земле. Разработка в системе «1С: Предприятие 8.3». Издание 2 / Е. Ю. Хрусталева - 1С- Паблишинг, 2018 287 с.
50. Черняк, В. З. Проблемы строительства и экономики / В. З. Черняк, Н. Д. Эриашвили // Вестник экономической безопасности. - 2017. - №3. - С. 218-222
51. Шемчук, А. В. Современные информационные системы планирования в строительстве / О. А. Побегайлов, А.В. Шемчук // Инженерный вестник Дона, 2015. C.361-364.
52. Валовая добавленная стоимость по отраслям экономики - [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-
god/tab2b.xls
53. Ввод в действие зданий в Алтайском крае - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/resources/0406ee00494ee4 e6b8fafe3fbd401489/ввод+в+действие+зданий.Ь1ш
54. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Inv-OKVED2018.xls
55. Информационно-технологическое сопровождение пользователей 1C -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //its .1c.eu/by/db/crmby#content: 4: hdoc.
56. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://оквэд.рф.
57. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности
«Строительство» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/strt3.xls
58. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство» в Алтайском крае - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/resources/46e35e8046650a 98Ь48ай^Ьзе35Ь80/Объем+по+виду+строительство.Ь1ш
59. Официальный сайт ООО «Жилищная инициатива» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://barnaul-gi.ru.
60. Официальный сайт Финансовая (бухгалтерская) отчетность по данным Росстата: организация ООО «Жилищная инициатива» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.list-org.com/company/74806/report.
61. Первый БИТ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1solution.ru/produkty-i-uslugi/otrasli/stroitelstvo-development.html.
62. РА TAdviser. Статья «ИТ в строительстве» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.tadviser.ru/index.php/Статья: ИТ_в_строительстве.
63. Решетова Н.Э. Актуально ли на сегодня моделирование в IDEF0? -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://projectimo.ru/biznes-
processy/idef0.html.
64. Структура затрат на производство строительных работ в Российской Федерации - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/strt7.xls
65. Факторы, ограничивающие производственную деятельность строительных организаций - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/stroi29g.htm
66. Число действующих строительных организаций - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/stroit/strt1.xls
67. Число построенных квартир и их средний размер в Алтайском крае -
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://akstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/akstat/resources/8ed8c480494ee2 fdb8e0fe3fbd401489/Число+построенных+квартир+и+их+средний+размер.ht m