Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социальной работы 10
1.1. Теоретический анализ понятия семьи, находящейся в социально опасном положении 10
1.2. Правовые аспекты социальной работы с семьями, находящимися в
социально опасном положении 22
Глава 2. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Индустриальном районе города Барнаула 38
2.1. Система социальной помощи семьям с детьми в Индустриальном районе города Барнаула 38
2.2. Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула) 52
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социальной работы 10
1.1. Теоретический анализ понятия семьи, находящейся в социально опасном положении 10
1.2. Правовые аспекты социальной работы с семьями, находящимися в
социально опасном положении 22
Глава 2. Социальная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Индустриальном районе города Барнаула 38
2.1. Система социальной помощи семьям с детьми в Индустриальном районе города Барнаула 38
2.2. Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула) 52
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения
В соответствии с Конституцией в Российской Федерации наряду с другими ценностями охраняются материнство, отцовство и детство, обеспечивается государственная поддержка семьи. Эти положения Основного Закона доказывают, что семья, брак, рождение и воспитание детей - это не только и не столько частные дела отдельно взятой семьи. Вопросы укрепления семьи, создания и обеспечения условий для наилучшего выполнения ее основных функций находятся в зоне постоянного внимания государства.
Одной из главных тем Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года стали вопросы поддержки семей с детьми и в целом вопросы демографии. Президент отметил «... что семья - это любовь, счастье, радость материнства и отцовства, что семья - это крепкая связь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о детях всегда объединяют, дают чувство уверенности, защищенности, надежности». Он также выразил надежду, что, если все это станет естественной нравственной нормой для подрастающих поколений, то «мы сможем решить историческую задачу - гарантировать развитие России как большой и успешной страны» [63].
Приоритетными направлениями заботы государства по -прежнему остаются улучшение демографической ситуации в стране, увеличение естественного прироста населения, поддержка семей с детьми, модернизация систем образования и здравоохранения.
Вместе с тем, в настоящее время российский институт семьи переживает непростой период. Как и любое социальное явление, семья чувствительно реагирует на изменения современного общества, вызванные многочисленными проблемами. Это влечет расшатывание «семейных устоев», возникновение семейных конфликтов, зачастую приводящих к болезненным разводам, росту числа неполных семей, учащению проявлений психологической напряженности в семейных отношениях, беспризорности, суицидальных настроений и асоциального поведения детей.
Проблема социального сиротства характерна сегодня не только для России, но и для многих других государств. В качестве основной причины социального сиротства называется неспособность или нежелание родителей воспитывать своих детей и обеспечивать их всем необходимым в соответствии с их возрастными потребностями. Иногда это связано с недостаточностью материальных ресурсов, в некоторых случаях - с тяжелым заболеванием или инвалидностью членов семьи, но чаще всего социальными сиротами становятся дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Важной составляющей социальной защиты детей, предупреждения детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства является своевременное предоставление необходимых социальных услуг семьям и детям, попавшим в тяжелую кризисную ситуацию, находящимся в социально опасном положении. В каждом из таких случаев должна проводиться индивидуальная работа, направленная на сохранение для ребенка родной семьи и предоставление ему возможности получения полноценного воспитания, образования и всестороннего развития.
Одним из способов профилактики социального сиротства в случаях, когда семья из-за отсутствия у родителей необходимых навыков, нахождения в кризисной ситуации или социально опасном положении, является создание системы работы в рамках единого социально-реабилитационного пространства на межведомственном уровне.
Степень изученности проблемы. Существенный вклад в изучение социального патронажа внесли: Алексеева Л.С., Овесян Л.М., Панов А.М., Арнаутова Е. П., Бубен, С.С., Дивицына Н.Ф. Разработкой технической базы социального педагога занимаются такие ученые, психологи и педагоги : Иосипенко С. Ю., Басов Н.Ф., Кузнецова Л.В., Мардахаев Л.В. и др. Огромный вклад в изучение истории и теории социальной работы внесла Холостова Е.И. - создатель научной школы российской социальной работы, в основу которой положена идея междисциплинарного характера исследований социальных проблем и комплексного многоуровневого подхода к решению проблем клиента.
Объект исследования: социальная работа с семьей.
Предмет исследования: организация социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении на межведомственном уровне.
Цель: выявление механизмов межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на примере Индустриального района г. Барнаула.
Задачи:
1) Проанализировать теоретические основания социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
2) Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении на межведомственном уровне.
3) Выявить организацию межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении на примере Индустриального района города Барнаула.
4) Провести исследование особенностей организации
межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на примере Индустриального района города Барнаула, разработать рекомендации для участников межведомственного взаимодействия.
Гипотезы:
1. Вероятно, наиболее адекватной методологической базой при работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, является системный подход, позволяющий рассмотреть данную область деятельности в совокупности всех ее компонентов, а также ролевая модель , включающая проблемы семьи, связанные с построением поведения и развития с учетом прошлого опыта, пониманием значимости реальных событий, а также формированием каждым членом семьи представлений о собственной роли в семье.
2. Предположительно, нормативно-правовая база социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении на межведомственном уровне достаточна для решения всех современных проблем при работе с семьей, находящейся в социально опасном положении.
3. Предположительно, проблема организации межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории Индустриального района города Барнаула связана с недостаточною оперативностью обмена информацией между ведомствами, осуществляющими работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, в рамках своих полномочий.
4. Вероятно, большинство участников межведомственного взаимодействия положительно оценивают организации межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Индустриального района города Барнаула.
Методологическая основа исследования опирается на ролевую модель теоретического обоснования проблем социальной работы, так как в ней используется представление о том, как люди строят своё поведение в соответствии с моделями, схемами поведения, принятыми в обществе. Во - первых, эта теория служит средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента; во-вторых, она выступает в качестве комплексной модели теоретического осмысления проблем социальной работы. В частности, социально-педагогическая модель рассматривает механизмы, с помощью которых человек ориентируется в мире социальных ценностей, не только адаптируясь к социуму, но и принимая участие в его преобразовании, с учётом решения социальных проблем. В целом, существующие исследования, направленные на решение таких проблем семьи, как: поддержка семьи в выполнении ею воспитательной, репродуктивной, коммуникативной функций; коррекция внутрисемейных отношений; диагностика положения семей в России. В теории и практике социальной работы отсутствуют теоретико-методические основы и система исследования опыта и потенциала социальной работы с семьями в социально опасном положении в России на региональном уровне. Это обусловило тему исследования «Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)».
Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
Теоретические - анализ философской, социологической, юридической, медицинской, психолого-педагогической литературы с целью обоснования теоретико-методологических основ исследования, уточнение содержания понятий «семья в социально опасном положении», «социально опасное положение»; сравнение, классификация, систематизация и обобщение теоретических и эмпирических данных для определения сущности правового регулирования организации и управления работы с семьями в социально опасном положении в РФ.
Эмпирическую основу исследования составляет обширный фактологический и аналитический материал, полученный в результате теоретико-прикладных исследований проблемы организации и управления работой с семьями в социально опасном положении.
Эмпирической базой исследования являются результаты проведенного экспертного опроса об эффективности межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на примере Индустриального района города Барнаула. Нормативно-правовую базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие источники. Системный подход как общенаучная, методологическая концепция в качестве философской основы базируется на принципе системности, а в качестве основной задачи усматривает разработку специально-научных методологических понятий, методов и способов системного исследования объектов, поэтому работа с семьями, находящимися в социально опасном положении должна базироваться именно на системном подходе. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Теоретико-методологической базой основания социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении является системный подход, позволяющий рассмотреть данную область деятельности в совокупности всех ее компонентов.
2) Нормативно-правовая база в полной мере регулирует порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: на федеральном уровне - Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; на региональном уровне - Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних при организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержденный постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 09.12.2016 № 15
3) Наиболее подходящими методами для исследования организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Индустриальном районе города Барнаула является экспертный опрос специалистов, а также анализ документов.
4) В Индустриальном районе города Барнаула существуют проблемы организации межведомственного взаимодействия, которые препятствуют эффективной работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (высокая текучесть кадров, недостаточное материально-техническое оснащения и др.).
Апробация результатов:
Зёмка Е.В., Чуканова Т.В. Теоретический анализ социальной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении // Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. - Барнаул : АлтГУ, 2020 г. Том 1 Выпуск № 12.
Зёмка Е.В., Чуканова Т.В. Правовые аспекты социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. - Барнаул : АлтГУ, 2021 (в печати).
Структура исследования соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников и приложения.
Одной из главных тем Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года стали вопросы поддержки семей с детьми и в целом вопросы демографии. Президент отметил «... что семья - это любовь, счастье, радость материнства и отцовства, что семья - это крепкая связь нескольких поколений, где уважение к старшим и забота о детях всегда объединяют, дают чувство уверенности, защищенности, надежности». Он также выразил надежду, что, если все это станет естественной нравственной нормой для подрастающих поколений, то «мы сможем решить историческую задачу - гарантировать развитие России как большой и успешной страны» [63].
Приоритетными направлениями заботы государства по -прежнему остаются улучшение демографической ситуации в стране, увеличение естественного прироста населения, поддержка семей с детьми, модернизация систем образования и здравоохранения.
Вместе с тем, в настоящее время российский институт семьи переживает непростой период. Как и любое социальное явление, семья чувствительно реагирует на изменения современного общества, вызванные многочисленными проблемами. Это влечет расшатывание «семейных устоев», возникновение семейных конфликтов, зачастую приводящих к болезненным разводам, росту числа неполных семей, учащению проявлений психологической напряженности в семейных отношениях, беспризорности, суицидальных настроений и асоциального поведения детей.
Проблема социального сиротства характерна сегодня не только для России, но и для многих других государств. В качестве основной причины социального сиротства называется неспособность или нежелание родителей воспитывать своих детей и обеспечивать их всем необходимым в соответствии с их возрастными потребностями. Иногда это связано с недостаточностью материальных ресурсов, в некоторых случаях - с тяжелым заболеванием или инвалидностью членов семьи, но чаще всего социальными сиротами становятся дети, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Важной составляющей социальной защиты детей, предупреждения детской беспризорности и безнадзорности, социального сиротства является своевременное предоставление необходимых социальных услуг семьям и детям, попавшим в тяжелую кризисную ситуацию, находящимся в социально опасном положении. В каждом из таких случаев должна проводиться индивидуальная работа, направленная на сохранение для ребенка родной семьи и предоставление ему возможности получения полноценного воспитания, образования и всестороннего развития.
Одним из способов профилактики социального сиротства в случаях, когда семья из-за отсутствия у родителей необходимых навыков, нахождения в кризисной ситуации или социально опасном положении, является создание системы работы в рамках единого социально-реабилитационного пространства на межведомственном уровне.
Степень изученности проблемы. Существенный вклад в изучение социального патронажа внесли: Алексеева Л.С., Овесян Л.М., Панов А.М., Арнаутова Е. П., Бубен, С.С., Дивицына Н.Ф. Разработкой технической базы социального педагога занимаются такие ученые, психологи и педагоги : Иосипенко С. Ю., Басов Н.Ф., Кузнецова Л.В., Мардахаев Л.В. и др. Огромный вклад в изучение истории и теории социальной работы внесла Холостова Е.И. - создатель научной школы российской социальной работы, в основу которой положена идея междисциплинарного характера исследований социальных проблем и комплексного многоуровневого подхода к решению проблем клиента.
Объект исследования: социальная работа с семьей.
Предмет исследования: организация социальной работы с семьей, находящейся в социально опасном положении на межведомственном уровне.
Цель: выявление механизмов межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на примере Индустриального района г. Барнаула.
Задачи:
1) Проанализировать теоретические основания социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении.
2) Рассмотреть нормативно-правовую базу социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении на межведомственном уровне.
3) Выявить организацию межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении на примере Индустриального района города Барнаула.
4) Провести исследование особенностей организации
межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на примере Индустриального района города Барнаула, разработать рекомендации для участников межведомственного взаимодействия.
Гипотезы:
1. Вероятно, наиболее адекватной методологической базой при работе с семьей, находящейся в социально опасном положении, является системный подход, позволяющий рассмотреть данную область деятельности в совокупности всех ее компонентов, а также ролевая модель , включающая проблемы семьи, связанные с построением поведения и развития с учетом прошлого опыта, пониманием значимости реальных событий, а также формированием каждым членом семьи представлений о собственной роли в семье.
2. Предположительно, нормативно-правовая база социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении на межведомственном уровне достаточна для решения всех современных проблем при работе с семьей, находящейся в социально опасном положении.
3. Предположительно, проблема организации межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на территории Индустриального района города Барнаула связана с недостаточною оперативностью обмена информацией между ведомствами, осуществляющими работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, в рамках своих полномочий.
4. Вероятно, большинство участников межведомственного взаимодействия положительно оценивают организации межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении Индустриального района города Барнаула.
Методологическая основа исследования опирается на ролевую модель теоретического обоснования проблем социальной работы, так как в ней используется представление о том, как люди строят своё поведение в соответствии с моделями, схемами поведения, принятыми в обществе. Во - первых, эта теория служит средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента; во-вторых, она выступает в качестве комплексной модели теоретического осмысления проблем социальной работы. В частности, социально-педагогическая модель рассматривает механизмы, с помощью которых человек ориентируется в мире социальных ценностей, не только адаптируясь к социуму, но и принимая участие в его преобразовании, с учётом решения социальных проблем. В целом, существующие исследования, направленные на решение таких проблем семьи, как: поддержка семьи в выполнении ею воспитательной, репродуктивной, коммуникативной функций; коррекция внутрисемейных отношений; диагностика положения семей в России. В теории и практике социальной работы отсутствуют теоретико-методические основы и система исследования опыта и потенциала социальной работы с семьями в социально опасном положении в России на региональном уровне. Это обусловило тему исследования «Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)».
Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
Теоретические - анализ философской, социологической, юридической, медицинской, психолого-педагогической литературы с целью обоснования теоретико-методологических основ исследования, уточнение содержания понятий «семья в социально опасном положении», «социально опасное положение»; сравнение, классификация, систематизация и обобщение теоретических и эмпирических данных для определения сущности правового регулирования организации и управления работы с семьями в социально опасном положении в РФ.
Эмпирическую основу исследования составляет обширный фактологический и аналитический материал, полученный в результате теоретико-прикладных исследований проблемы организации и управления работой с семьями в социально опасном положении.
Эмпирической базой исследования являются результаты проведенного экспертного опроса об эффективности межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, на примере Индустриального района города Барнаула. Нормативно-правовую базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие источники. Системный подход как общенаучная, методологическая концепция в качестве философской основы базируется на принципе системности, а в качестве основной задачи усматривает разработку специально-научных методологических понятий, методов и способов системного исследования объектов, поэтому работа с семьями, находящимися в социально опасном положении должна базироваться именно на системном подходе. Практическое значение полученных результатов заключается в том, что основные положения и выводы исследования могут быть использованы в работе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Теоретико-методологической базой основания социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении является системный подход, позволяющий рассмотреть данную область деятельности в совокупности всех ее компонентов.
2) Нормативно-правовая база в полной мере регулирует порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: на федеральном уровне - Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; на региональном уровне - Закон Алтайского края от 15.12.2002 № 86-ЗС «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Алтайском крае», Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних при организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, утвержденный постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края от 09.12.2016 № 15
3) Наиболее подходящими методами для исследования организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, в Индустриальном районе города Барнаула является экспертный опрос специалистов, а также анализ документов.
4) В Индустриальном районе города Барнаула существуют проблемы организации межведомственного взаимодействия, которые препятствуют эффективной работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (высокая текучесть кадров, недостаточное материально-техническое оснащения и др.).
Апробация результатов:
Зёмка Е.В., Чуканова Т.В. Теоретический анализ социальной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении // Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. - Барнаул : АлтГУ, 2020 г. Том 1 Выпуск № 12.
Зёмка Е.В., Чуканова Т.В. Правовые аспекты социальной работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Теория и практика социальной работы: история и современность [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. - Барнаул : АлтГУ, 2021 (в печати).
Структура исследования соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, список использованных источников и приложения.
В последние десятилетия одним из основных национальных приоритетов России стало обеспечение благополучного и защищенного детства. В результате принимаемых мер наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
Если вести речь о полноценном воспитании детей, то семью не может заменить никакой другой социальный институт. В современных условиях, когда существуют проблемы социального неравенства и безработицы, преступности, наркомании, алкоголизма - все больше семей попадают в кризисную ситуацию. Важным элементом в преодолении таких ситуаций является реализация мер, развитие и внедрение новых технологий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, сохранение кровной семьи для детей.
К сожалению, сегодня система социального обслуживания в России несовершенна, в современных условиях необходимы ее серьезные изменения, которые только начались. Большинство социальных услуг предоставлялось семьям, находящимся на стадии раннего неблагополучия, но такие семьи очень трудно обнаружить. В последние годы было разработано и внедрено множество новых технологий и методик работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, поэтому есть основания полагать, что это позволит изменить ситуацию и оказывать реальную помощь таким семьям.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, проводится в различных формах, с предоставлением различных социальных услуг, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами. Одной из форм оказания помощи семьям в кризисной ситуации является социальный патронаж, который заключается в систематическом наблюдении за семьей и ее сопровождении с целью оказания комплексной помощи в выводе семьи из социально опасного положения, поиска внутренних и внешних ресурсов для осуществления преобразований в семье. Именно поэтому к патронажу должны привлекаться специалисты различного профиля. В процессе социального патронажа специалистами на основании сбора и анализа информации производится оценка семейной ситуации, путем вмешательства в ситуацию проводится изменение мотивации членов семьи, совместно с семьей определяются причины ее неблагополучия, характер проблем и выявляются ресурсы семьи для дальнейших действий по улучшению ее положения, выбираются способы решения проблем и направления совместной деятельности. Далее специалисты проводят непосредственную работу с семьей, направленную на достижение результата, выбор форм, методов и программ зависит от содержания проблем. Одной из главных сложностей при осуществлении социального патронажа семей в социально опасном положении является изменение мотивации членов семьи. Большинство семей, действительно нуждающихся в социальном патронаже, не мотивированы на работу как со специалистом, так и над собой, в таком случае проведение патронажа вряд ли будет успешным и поможет семье преодолеть кризисную ситуацию.
Проанализировав практику межведомственного взаимодействия органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, можно сделать вывод, что межведомственное взаимодействие упрощает специалистам работу с семьей, находящейся в социально опасном положении, делает эту работу эффективнее, является действенным средством профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, снижения числа случаев лишения родителей родительских прав.
Индикаторами, определяющими качество мер по координации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, являются своевременность выявления социально опасного положения, максимальное использование ресурсов субъектов профилактики для реабилитации семей и несовершеннолетних, наличие или отсутствие редицива и дальнейших правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Своевременность оказания помощи семье зависит от сроков взаимного информирования органов и учреждений системы профилактики о ранних признаках социально опасного положения.
Если вести речь о полноценном воспитании детей, то семью не может заменить никакой другой социальный институт. В современных условиях, когда существуют проблемы социального неравенства и безработицы, преступности, наркомании, алкоголизма - все больше семей попадают в кризисную ситуацию. Важным элементом в преодолении таких ситуаций является реализация мер, развитие и внедрение новых технологий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, сохранение кровной семьи для детей.
К сожалению, сегодня система социального обслуживания в России несовершенна, в современных условиях необходимы ее серьезные изменения, которые только начались. Большинство социальных услуг предоставлялось семьям, находящимся на стадии раннего неблагополучия, но такие семьи очень трудно обнаружить. В последние годы было разработано и внедрено множество новых технологий и методик работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, поэтому есть основания полагать, что это позволит изменить ситуацию и оказывать реальную помощь таким семьям.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, проводится в различных формах, с предоставлением различных социальных услуг, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами. Одной из форм оказания помощи семьям в кризисной ситуации является социальный патронаж, который заключается в систематическом наблюдении за семьей и ее сопровождении с целью оказания комплексной помощи в выводе семьи из социально опасного положения, поиска внутренних и внешних ресурсов для осуществления преобразований в семье. Именно поэтому к патронажу должны привлекаться специалисты различного профиля. В процессе социального патронажа специалистами на основании сбора и анализа информации производится оценка семейной ситуации, путем вмешательства в ситуацию проводится изменение мотивации членов семьи, совместно с семьей определяются причины ее неблагополучия, характер проблем и выявляются ресурсы семьи для дальнейших действий по улучшению ее положения, выбираются способы решения проблем и направления совместной деятельности. Далее специалисты проводят непосредственную работу с семьей, направленную на достижение результата, выбор форм, методов и программ зависит от содержания проблем. Одной из главных сложностей при осуществлении социального патронажа семей в социально опасном положении является изменение мотивации членов семьи. Большинство семей, действительно нуждающихся в социальном патронаже, не мотивированы на работу как со специалистом, так и над собой, в таком случае проведение патронажа вряд ли будет успешным и поможет семье преодолеть кризисную ситуацию.
Проанализировав практику межведомственного взаимодействия органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, можно сделать вывод, что межведомственное взаимодействие упрощает специалистам работу с семьей, находящейся в социально опасном положении, делает эту работу эффективнее, является действенным средством профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, снижения числа случаев лишения родителей родительских прав.
Индикаторами, определяющими качество мер по координации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики, являются своевременность выявления социально опасного положения, максимальное использование ресурсов субъектов профилактики для реабилитации семей и несовершеннолетних, наличие или отсутствие редицива и дальнейших правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних. Своевременность оказания помощи семье зависит от сроков взаимного информирования органов и учреждений системы профилактики о ранних признаках социально опасного положения.
Подобные работы
- Основные характеристики конфликтов в семьях, находящихся
в социально опасном положении (по материалам
социологического исследования)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



