Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности воспитания младших школьников в дисгармоничных семьях (Московский педагогический государственный университет)

Работа №89524

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы43
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
128
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ № 556 (г. Москва).
Выборка: 20 полных семей. Из них 10 многодетных семей (экспериментальная группа), и 10 семей, воспитывающих одного ребенка (контрольная группа) .
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы воспитания младших школьников в дисгармоничных семьях 5
1.1 Психологические особенности младших школьников 5
1.2 Феномены семья, детско-родительские отношения и дисгармоничная семья в отечественной и зарубежной психологии 13
1.3 Стили воспитания в детско-родительских отношениях 18
Выводы по главе 23
Глава 2. Практическое исследование психологических особенностей воспитания младших школьников в дисгармоничных семьях 25
2.1 Организация и методы исследования 25
2.2 Результаты полученных эмпирических данных 27
Выводы по главе 31
Вывод 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 38

Проблема исследования психологических особенностей воспитания младших школьников как основы развития ребенка – это создание условий для формирования всех необходимых психических качеств у детей на уровне семьи. Решить данную проблему можно, если родители владеют информацией, подбирают подходящий подход в работе со своими детьми, соответствуют общественной формацией.
Разработка необходимых условий по формированию и развитию детей в дисгармоничных семьях продиктована временем. Основной задачей родителей в процессе воспитания, является включение детей в обычную социальную среду и жизни в обществе по имеющимся социальным нормам и правилам поведения. А поскольку нравственность является показателем моральной зрелости личности и нормой поведения, выбранная тема «Психологические особенности воспитания младших школьников в дисгармоничных семьях» имеет большую значимость.
Объект исследования: воспитание младших школьников в дисгармоничных семьях.
Предмет исследования: исследование психологических особенностей воспитания младших школьников в дисгармоничных семьях.
Цель исследования – изучить психологические особенности воспитания младших школьников в дисгармоничных семьях.
Задачи исследования:
1) Изучить психологические особенности младших школьников.
2) Рассмотреть феномены семья, детско-родительские отношения и дисгармоничная семья в отечественной и зарубежной психологии.
3) Провести практическое исследование психологических особенностей воспитания младших школьников в дисгармоничных семьях.
Методы и методики исследования:
- теоретические - анализ научно-методической литературы по теме, систематизация, обобщение, анализ собранных данных;
- эмпирические – психолого-педагогический эксперимент;
- методы обработки результатов - количественный и качественный анализ полученных данных;
 тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (ОРО);
 методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковская.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив теоретическую литературу, мы выяснили, что в период от 6-7 до 10-11 лет младший школьник меняется физиологически и психологически, дети начинают осознавать, что они представляют собой некоторую неповторимость, что бесспорно, подвергается общественным влияниям. Младший школьный возраст – невероятно подходящий период для освоения многочисленных нравственных качеств. Поступление ребенка в образовательное учреждение означает для детей переход к новому образу жизни, новой ведущей деятельности — это кардинально влияет на развитие всей личности ребенка.
В семье происходит развитие и становление личности, исследование окружающего мира, взаимоотношений с людьми. Родительские отношения – это базовая основа развития ребенка. В дисгармоничной семье существует «семейный перекос», основными являются отношения власти – подчинения; эмоциональные отношения не симметричны (зависимость и игнорирование); невыполнение одним или всеми членами семьи своих ролей и функций; отсутствие взаимопомощи и сотрудничества. Частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей постоянное чувство тревожности, беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психологического нездоровья.
Входе практического исследования внутрисемейных отношений в дисгармоничных семьях среди 10 многодетных семей и 10 семей, воспитывающих одного ребенка по методикам: тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (ОРО); методика «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковская, мы выяснили, что многодетные родители в 50% случаев не до конца принимают ребенка, его индивидуальность и интересы; проявляют холодность и эмоциональную отгороженность по отношению к ребенку. Отцы и матери непоследовательны в выборе стратегий воспитания и подвержены воспитательной конфронтации, то есть не добиваются согласованности и взаимопомощи в вопросах воспитания детей. Исследование говорит о необходимости поиска и создания эффективных методов и приемов преодоления негативных эмоциональных состояний у детей, воспитывающихся в дисгармоничных семьях и оптимизации родительского отношения к детям.



1. Бетенски М.Г. Что ты видишь? [Электронный ресурс]: новые методы арт-терапии: [пер. с англ.] / Мала Бетенски; [пер. с англ. М. Злотник ; под ред. С. Пьянковой]. — Электронные данные (1 файл : 138 Мб). — Москва: Эксмо-Пресс, 2002 — 251 с.
2. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособие / Н. М. Борытко. - М. : Академия, 2008. - 288 с.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л.С. Выготский – М., 2014.
4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 2016. - 149с.
5. Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д, Педагогика и психология, М.: Гардарики, 2003 - 480 с.
6. Давыдов В.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности в рамках урока окружающий мир [Текст] / Давыдов В.В. //Научный поиск. – С. 42.
7. Дружинин В.Н. Психология семьи .- СПб.:Питер 2006 – 176 с.
8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология, СПб: Питер.- 2000. - 320 с.
9. Дьяченко О.С., Черкашина И.А., Дьяченко Л.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников с нарушением слуха //ББК 74.58 Қ 59. – 2017. – С. 43.
10. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка в воспитании дошкольника. – М: Сфера, 2005. – 96 с.
11. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально-экономических проблем М.: РАН.- 1998.- 90 с.
12. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов.- СПб.: Питер.- 2009.- 283 с.
13. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. – М.: Академия, 2014. – 352 с.
14. Минияров В.М. Психология семейного воспитания, Воронеж Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 256 с.
15. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: , 2002
16. Морогин В.Г. Ценностно-потребностная сфера личности: концепция и методология исследования // СПЖ. 2006. № 24. C. 37–52.
17. Мухина С.В. Возрастная психология: учеб. для вузов / С.В. Мухина. М.: Академия, 2016. 608 с
18. Новикова Е.А. Духовно-нравственное воспитание дошкольников через развитие речи //Духовно-нравственная культура в высшей школе. Студенческая молодежь: свобода и ответственность. – 2019. – С. 73-76.
19. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. – 336 с.
20. Поданёва Т.В. Духовно-нравственные основы формирования экологической культуры ребенка дошкольного возраста //Мир науки, культуры, образования. – 2019. – №. 1 (74).
21. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта.- 2005. – 130c
22. Рибо Т. Творческое воображение / Т. Рибо. - Спб. : АСТ – Пресс, 2011. – 140 с.
23. Роджерс К. О становлении личности, PSYLIB, 2004 – 314 с.
24. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования / С.Л. Рубинштейн. – М. : 2013. – 147 с.
25. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирование образовательных систем / В.В. Сериков. – М: 1999. – 272 с.
26. Смирнова Е.О. Детская психология, Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 366 с.
27. Спиваковская А.С. Клиническая психология. Программы ед. Е.Ю. Балашова, А.Ш. Тхостов М.: Акрополь, 2006. - 412 с.
28. Фромм Э. Здоровое общество, АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2007. - 544 с.
29. Чукреева В.В. Влияние семьи на развитие личности ребенка, его благополучие.- Пермь: Меркурий, 2011. - С. 180-183
30. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 2004. – 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ