Юридическое образование в России и Испании: сравнительно-правовая характеристика
|
Введение 3
Глава 1. Становление юридического образования в России 7
1.1 История юридического образования России в ХУП-ХУШ вв 7
1.2 Развитие юридического образования в России XIX в 13
1.3 История юридического образования в XX в 18
Глава 2. Высшее юридическое образование в современной России 23
2.1 Интеграция в Болонский процесс как основная тенденция развития
российского образования 23
2.2 Компетентностный подход, электронное обучение и иные тенденции
развития российского юридического образования 29
Глава 3. Юридическое образование в Испании 42
3.1 История юридического образования Испании 42
3.2 Болонская декларация и юридическое образование 48
3.3 Получение высшего юридического образования в Испании 58
3.4 Испанское юридическое образование в контексте европейского 62
3.5.Высшее образование в условиях пандемии СОУГО-19 65
3.6 Юридическое образование в России и Испании 70
Заключение 73
Библиографический список 76
Глава 1. Становление юридического образования в России 7
1.1 История юридического образования России в ХУП-ХУШ вв 7
1.2 Развитие юридического образования в России XIX в 13
1.3 История юридического образования в XX в 18
Глава 2. Высшее юридическое образование в современной России 23
2.1 Интеграция в Болонский процесс как основная тенденция развития
российского образования 23
2.2 Компетентностный подход, электронное обучение и иные тенденции
развития российского юридического образования 29
Глава 3. Юридическое образование в Испании 42
3.1 История юридического образования Испании 42
3.2 Болонская декларация и юридическое образование 48
3.3 Получение высшего юридического образования в Испании 58
3.4 Испанское юридическое образование в контексте европейского 62
3.5.Высшее образование в условиях пандемии СОУГО-19 65
3.6 Юридическое образование в России и Испании 70
Заключение 73
Библиографический список 76
Основным источником профессионального правового сознания в современном обществе является высшее юридическое образование. С одной стороны, высшее юридическое образование - часть правовой культуры общества, выполняющей важные функции. Оно собирает правовую культуру общества и передает ее от одного поколения юристов к другому. В данном случае юридическое образование выступает как форма воспроизводства профессиональной правовой культуры и подчиняется закономерностям функционирования правовой системы общества.
С другой стороны, высшее юридическое образование является частью системы высшего профессионального образования страны. Оно имеет свои сложности в плане стандартов, образовательных программ и других документов. В этом аспекте высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования.
В результате активизации процессов глобализации и интернационализации современное высшее образование становится гораздо более межгосударственным, в связи с чем происходит активная интеграция стран в международное образовательное пространство. Российская система образования постепенно присоединяется к мировому сообществу, и важной составляющей этого процесса является ее включение в европейское образовательное пространство.
Несомненно, каждая страна имеет свои особенности в сфере высшего юридического образования, и вопрос о путях и формах его совершенствования России приобретает все большую актуальность. Обращение к зарубежному опыту как нельзя лучше позволяет определить дальнейшую стратегию развития юридического образования в нашей стране. Испания, как страна, пережившая множество реформ в сфере высшего образования за последние два десятилетия, служит показательным примером в плане определения дальнейшей стратегии развития юридического образования в нашей стране.
Объектом данного исследования является юридическое образование как одна из главных институционализированных форм подготовки юридических кадров в стране.
Предметом исследования выступает процесс становления и развития высшего юридического образования в России и Испании.
Целью настоящего исследования является изучение вопроса, посвященного системе высшего юридического образования в России и Испании, а также их сравнительно-правовая характеристика.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историю юридического образования России с XVII в. по настоящее время;
2. Рассмотреть процесс присоединения России к Болонской декларации;
3. Охарактеризовать текущую систему и стандарты юридического образования в России;
4. Изучить историю испанского юридического образования с XIII по XXI вв.;
5. Рассмотреть внедрение Испании в Болонский процесс и последствия такой интеграции;
6. Охарактеризовать сложившуюся систему высшего юридического образования в Испании в современности;
7. Рассмотреть высшее юридическое образование в Испании в сравнении с отечественной системой, и выявить их сходства и различия.
Разработка проблем, связанных с темой высшего юридического образования в России, содержится в работах отечественных ученых: Р.Н. Азаровой, Ю.Д. Артамоновой, В.И. Байденко, Я.И. Баршева, О.Ю.
Васильевой, С.Б. Глушаченко, Л.С. Гребнева, Э.Г. Ермольевой, В.В. Захарова, М.В. Захаровой, Н.М. Ивановой, Е. Китовой, С.В. Кодан, А.В. Косарева, Я.И. Кузьминова, С.И. Носова, А.О. Орлова, Е.А. Останиной, С.И. Плаксий, В.А. Томсинова, А.Г. Станиславского, А.Г. Шевелевой, Т.Ф. Ящук.
Изучение проблем юридического образования в Испании и интеграции в рамках Болонского процесса представлено в работах таких зарубежных учебных как С. Атьенза, Л. Родригеса, П. Салабуру, П. Хинес Мора, Дж. Бейселс, Дж. Бруннер, Л. Кавайо, А. Каденас, Дж. Лухан, А. Михаелы, М. Райо Баллестерос и других ученых. Теоретические положения, содержащиеся в трудах данных ученых, составили теоретическую базу этой работы.
Нормативную базу исследования составили Болонская и Сорбонская декларация, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и Королевства Испании. Среди отечественных источников - Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, Федеральные государственные образовательные стандарты и иные акты.
Среди испанских нормативно-правовых актов - Конституция Королевства Испании, Органический закон Королевства Испании «О высшем образовании», Органический закон Королевства Испании «О судебной власти», Органический закон Королевства Испании «О реформе высшего образования», Закон Королевства Испании «О реформе образования и ее финансировании», Закон Королевства Испании «О доступе к профессии защитника и прокурора в суде».
Методологическую основу данного исследования составили общенаучные, частнонаучные и специальные методы, среди которых особо следует отметить формально-юридический метод (использовался при изучении источников правового регулирования юридического образования), исторический метод (применялся при обращении к предпосылкам становления юридического образования в России и Испании), сравнительно¬правовой метод научного познания (использовался при сопоставлении таких однопорядковых процессов как юридическое образование в России и Испании и выяснении их сходств и различий).
Структура настоящего исследования предопределена целью и задачами и включает в себя: введение, три главы, объединяющие десять параграфов, заключение, а также библиографический список.
С другой стороны, высшее юридическое образование является частью системы высшего профессионального образования страны. Оно имеет свои сложности в плане стандартов, образовательных программ и других документов. В этом аспекте высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования.
В результате активизации процессов глобализации и интернационализации современное высшее образование становится гораздо более межгосударственным, в связи с чем происходит активная интеграция стран в международное образовательное пространство. Российская система образования постепенно присоединяется к мировому сообществу, и важной составляющей этого процесса является ее включение в европейское образовательное пространство.
Несомненно, каждая страна имеет свои особенности в сфере высшего юридического образования, и вопрос о путях и формах его совершенствования России приобретает все большую актуальность. Обращение к зарубежному опыту как нельзя лучше позволяет определить дальнейшую стратегию развития юридического образования в нашей стране. Испания, как страна, пережившая множество реформ в сфере высшего образования за последние два десятилетия, служит показательным примером в плане определения дальнейшей стратегии развития юридического образования в нашей стране.
Объектом данного исследования является юридическое образование как одна из главных институционализированных форм подготовки юридических кадров в стране.
Предметом исследования выступает процесс становления и развития высшего юридического образования в России и Испании.
Целью настоящего исследования является изучение вопроса, посвященного системе высшего юридического образования в России и Испании, а также их сравнительно-правовая характеристика.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историю юридического образования России с XVII в. по настоящее время;
2. Рассмотреть процесс присоединения России к Болонской декларации;
3. Охарактеризовать текущую систему и стандарты юридического образования в России;
4. Изучить историю испанского юридического образования с XIII по XXI вв.;
5. Рассмотреть внедрение Испании в Болонский процесс и последствия такой интеграции;
6. Охарактеризовать сложившуюся систему высшего юридического образования в Испании в современности;
7. Рассмотреть высшее юридическое образование в Испании в сравнении с отечественной системой, и выявить их сходства и различия.
Разработка проблем, связанных с темой высшего юридического образования в России, содержится в работах отечественных ученых: Р.Н. Азаровой, Ю.Д. Артамоновой, В.И. Байденко, Я.И. Баршева, О.Ю.
Васильевой, С.Б. Глушаченко, Л.С. Гребнева, Э.Г. Ермольевой, В.В. Захарова, М.В. Захаровой, Н.М. Ивановой, Е. Китовой, С.В. Кодан, А.В. Косарева, Я.И. Кузьминова, С.И. Носова, А.О. Орлова, Е.А. Останиной, С.И. Плаксий, В.А. Томсинова, А.Г. Станиславского, А.Г. Шевелевой, Т.Ф. Ящук.
Изучение проблем юридического образования в Испании и интеграции в рамках Болонского процесса представлено в работах таких зарубежных учебных как С. Атьенза, Л. Родригеса, П. Салабуру, П. Хинес Мора, Дж. Бейселс, Дж. Бруннер, Л. Кавайо, А. Каденас, Дж. Лухан, А. Михаелы, М. Райо Баллестерос и других ученых. Теоретические положения, содержащиеся в трудах данных ученых, составили теоретическую базу этой работы.
Нормативную базу исследования составили Болонская и Сорбонская декларация, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и Королевства Испании. Среди отечественных источников - Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, Федеральные государственные образовательные стандарты и иные акты.
Среди испанских нормативно-правовых актов - Конституция Королевства Испании, Органический закон Королевства Испании «О высшем образовании», Органический закон Королевства Испании «О судебной власти», Органический закон Королевства Испании «О реформе высшего образования», Закон Королевства Испании «О реформе образования и ее финансировании», Закон Королевства Испании «О доступе к профессии защитника и прокурора в суде».
Методологическую основу данного исследования составили общенаучные, частнонаучные и специальные методы, среди которых особо следует отметить формально-юридический метод (использовался при изучении источников правового регулирования юридического образования), исторический метод (применялся при обращении к предпосылкам становления юридического образования в России и Испании), сравнительно¬правовой метод научного познания (использовался при сопоставлении таких однопорядковых процессов как юридическое образование в России и Испании и выяснении их сходств и различий).
Структура настоящего исследования предопределена целью и задачами и включает в себя: введение, три главы, объединяющие десять параграфов, заключение, а также библиографический список.
На сегодняшний день процесс развития и усложнения высшего образования протекает под воздействием тенденций глобализации и регионализации, в результате чего происходит сближение национальных образовательных систем и их интеграция в мировое образовательное пространство. Эти тенденции нашли свое отражение и в предыстории европейской образовательной политики, которая наряду с проведением структурных изменений, осуществляемые во имя глобализации, содержала в себе и более конкретные меры, связанные с процессами европейской интеграции и регионального развития.
Подписание Болонской декларации европейскими странами стало логическим продолжением процессов интеграции в регионе и инициировало масштабный процесс реформирования высшего образования. В его основу легло сотрудничество стран в сфере высшего образования путем объединения образовательных ресурсов и формирования единых стандартов с учетом национальных особенностей с целью реализации курса на повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
С течением времени все большее число стран оказалось вовлечено в Болонский процесс, а основные его принципы стали применяться участниками для изменения собственных систем образования, чтобы добиться повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Однако характер Болонского процесса оказался довольно непростым и противоречивым: несмотря на определенные достижения стран в ходе реформирования собственных систем образования, трудности в следовании европейским принципам до сих пор сохраняются, что связано как с формальным их прочтением, так и с возникающими в современных реалиях проблемами экономического, политического и социального порядка.
По итогам проделанной работы были сделаны следующие выводы. Во- первых, юридическое образование как Испании, так и России берет свое начало с давних времен и развивалось в соответствии с возрастающими потребностями общества. Постепенно юридическая подготовка уходила от философии и теологии, приобретая более специальный характер. Вместе с развитием методик преподавания совершенствовалось и регулирование сферы высшего юридического образования, принимались новые учебные планы и нормативные правовые акты.
Во-вторых, в рамках Болонского процесса реформы изменили структуру и содержание высшего юридического образования в России и Испании; однако отечественное образование изменилось более радикально и ознаменовалось появлением такого уровня обучения как бакалавриат.
В-третьих, несмотря на изменения, нынешнее содержание высшего юридического образования в Испании не изменилось кардинально: методики преподавания остались идентичными; студенты в рамках обучения стали больше узнавать о практической стороне их будущей профессии, проходя практику как на ступени grado, так и master. Учебные планы стали более гибкими, предложения университетов различных курсов по выбору исчисляется сотнями. Российское юридическое образование, для которого не было характерно 4-х летнее обучение, столкнулось с серьезными проблемами адаптации уровня «бакалавриат» для профессиональной подготовки юристов.
В-четвертых, невзирая на тот факт, что Россия и Испания находятся под влиянием Болонского процесса, каждая страна имеет свои национальные особенности и традиции в сфере подготовки юристов. Представляется, что такая ситуация вполне естественна для стран с различной экономикой, уровнем правовой культуры, тенденциями в общественной и политической жизни.
Наконец несмотря на то, что Россия стремится к международному сотрудничеству в области просвещения, в стране сохраняются тенденции к сохранению самобытности и традиций высшего юридического образования. Представляется, что такой подход необходим в условиях различных экономических, политических, социальных и других реалиях России.
Подписание Болонской декларации европейскими странами стало логическим продолжением процессов интеграции в регионе и инициировало масштабный процесс реформирования высшего образования. В его основу легло сотрудничество стран в сфере высшего образования путем объединения образовательных ресурсов и формирования единых стандартов с учетом национальных особенностей с целью реализации курса на повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
С течением времени все большее число стран оказалось вовлечено в Болонский процесс, а основные его принципы стали применяться участниками для изменения собственных систем образования, чтобы добиться повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Однако характер Болонского процесса оказался довольно непростым и противоречивым: несмотря на определенные достижения стран в ходе реформирования собственных систем образования, трудности в следовании европейским принципам до сих пор сохраняются, что связано как с формальным их прочтением, так и с возникающими в современных реалиях проблемами экономического, политического и социального порядка.
По итогам проделанной работы были сделаны следующие выводы. Во- первых, юридическое образование как Испании, так и России берет свое начало с давних времен и развивалось в соответствии с возрастающими потребностями общества. Постепенно юридическая подготовка уходила от философии и теологии, приобретая более специальный характер. Вместе с развитием методик преподавания совершенствовалось и регулирование сферы высшего юридического образования, принимались новые учебные планы и нормативные правовые акты.
Во-вторых, в рамках Болонского процесса реформы изменили структуру и содержание высшего юридического образования в России и Испании; однако отечественное образование изменилось более радикально и ознаменовалось появлением такого уровня обучения как бакалавриат.
В-третьих, несмотря на изменения, нынешнее содержание высшего юридического образования в Испании не изменилось кардинально: методики преподавания остались идентичными; студенты в рамках обучения стали больше узнавать о практической стороне их будущей профессии, проходя практику как на ступени grado, так и master. Учебные планы стали более гибкими, предложения университетов различных курсов по выбору исчисляется сотнями. Российское юридическое образование, для которого не было характерно 4-х летнее обучение, столкнулось с серьезными проблемами адаптации уровня «бакалавриат» для профессиональной подготовки юристов.
В-четвертых, невзирая на тот факт, что Россия и Испания находятся под влиянием Болонского процесса, каждая страна имеет свои национальные особенности и традиции в сфере подготовки юристов. Представляется, что такая ситуация вполне естественна для стран с различной экономикой, уровнем правовой культуры, тенденциями в общественной и политической жизни.
Наконец несмотря на то, что Россия стремится к международному сотрудничеству в области просвещения, в стране сохраняются тенденции к сохранению самобытности и традиций высшего юридического образования. Представляется, что такой подход необходим в условиях различных экономических, политических, социальных и других реалиях России.
Подобные работы
- Уголовно правовая охрана деятельности лиц, осуществляющих правосудие предварительное расследование
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Роль музыкальных связей в культурном сотрудничестве России и Испании в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи: проблемы и перспективы реализации в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2012 - Уголовно - правовые меры борьбы
с провокацией взятки либо коммерческого подкупа
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2004 - Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - УГОЛОВНО - ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СМЯГЧАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - Уголовно-правовая ответственность за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УБИЙСТВА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019






