Введение 3
Глава 1. Становление юридического образования в России 7
1.1 История юридического образования России в ХУП-ХУШ вв 7
1.2 Развитие юридического образования в России XIX в 13
1.3 История юридического образования в XX в 18
Глава 2. Высшее юридическое образование в современной России 23
2.1 Интеграция в Болонский процесс как основная тенденция развития
российского образования 23
2.2 Компетентностный подход, электронное обучение и иные тенденции
развития российского юридического образования 29
Глава 3. Юридическое образование в Испании 42
3.1 История юридического образования Испании 42
3.2 Болонская декларация и юридическое образование 48
3.3 Получение высшего юридического образования в Испании 58
3.4 Испанское юридическое образование в контексте европейского 62
3.5.Высшее образование в условиях пандемии СОУГО-19 65
3.6 Юридическое образование в России и Испании 70
Заключение 73
Библиографический список 76
Основным источником профессионального правового сознания в современном обществе является высшее юридическое образование. С одной стороны, высшее юридическое образование - часть правовой культуры общества, выполняющей важные функции. Оно собирает правовую культуру общества и передает ее от одного поколения юристов к другому. В данном случае юридическое образование выступает как форма воспроизводства профессиональной правовой культуры и подчиняется закономерностям функционирования правовой системы общества.
С другой стороны, высшее юридическое образование является частью системы высшего профессионального образования страны. Оно имеет свои сложности в плане стандартов, образовательных программ и других документов. В этом аспекте высшее юридическое образование выступает как часть образовательной культуры общества и подчиняется закономерностям функционирования и развития системы образования.
В результате активизации процессов глобализации и интернационализации современное высшее образование становится гораздо более межгосударственным, в связи с чем происходит активная интеграция стран в международное образовательное пространство. Российская система образования постепенно присоединяется к мировому сообществу, и важной составляющей этого процесса является ее включение в европейское образовательное пространство.
Несомненно, каждая страна имеет свои особенности в сфере высшего юридического образования, и вопрос о путях и формах его совершенствования России приобретает все большую актуальность. Обращение к зарубежному опыту как нельзя лучше позволяет определить дальнейшую стратегию развития юридического образования в нашей стране. Испания, как страна, пережившая множество реформ в сфере высшего образования за последние два десятилетия, служит показательным примером в плане определения дальнейшей стратегии развития юридического образования в нашей стране.
Объектом данного исследования является юридическое образование как одна из главных институционализированных форм подготовки юридических кадров в стране.
Предметом исследования выступает процесс становления и развития высшего юридического образования в России и Испании.
Целью настоящего исследования является изучение вопроса, посвященного системе высшего юридического образования в России и Испании, а также их сравнительно-правовая характеристика.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить историю юридического образования России с XVII в. по настоящее время;
2. Рассмотреть процесс присоединения России к Болонской декларации;
3. Охарактеризовать текущую систему и стандарты юридического образования в России;
4. Изучить историю испанского юридического образования с XIII по XXI вв.;
5. Рассмотреть внедрение Испании в Болонский процесс и последствия такой интеграции;
6. Охарактеризовать сложившуюся систему высшего юридического образования в Испании в современности;
7. Рассмотреть высшее юридическое образование в Испании в сравнении с отечественной системой, и выявить их сходства и различия.
Разработка проблем, связанных с темой высшего юридического образования в России, содержится в работах отечественных ученых: Р.Н. Азаровой, Ю.Д. Артамоновой, В.И. Байденко, Я.И. Баршева, О.Ю.
Васильевой, С.Б. Глушаченко, Л.С. Гребнева, Э.Г. Ермольевой, В.В. Захарова, М.В. Захаровой, Н.М. Ивановой, Е. Китовой, С.В. Кодан, А.В. Косарева, Я.И. Кузьминова, С.И. Носова, А.О. Орлова, Е.А. Останиной, С.И. Плаксий, В.А. Томсинова, А.Г. Станиславского, А.Г. Шевелевой, Т.Ф. Ящук.
Изучение проблем юридического образования в Испании и интеграции в рамках Болонского процесса представлено в работах таких зарубежных учебных как С. Атьенза, Л. Родригеса, П. Салабуру, П. Хинес Мора, Дж. Бейселс, Дж. Бруннер, Л. Кавайо, А. Каденас, Дж. Лухан, А. Михаелы, М. Райо Баллестерос и других ученых. Теоретические положения, содержащиеся в трудах данных ученых, составили теоретическую базу этой работы.
Нормативную базу исследования составили Болонская и Сорбонская декларация, а также нормативные правовые акты Российской Федерации и Королевства Испании. Среди отечественных источников - Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней, Федеральные государственные образовательные стандарты и иные акты.
Среди испанских нормативно-правовых актов - Конституция Королевства Испании, Органический закон Королевства Испании «О высшем образовании», Органический закон Королевства Испании «О судебной власти», Органический закон Королевства Испании «О реформе высшего образования», Закон Королевства Испании «О реформе образования и ее финансировании», Закон Королевства Испании «О доступе к профессии защитника и прокурора в суде».
Методологическую основу данного исследования составили общенаучные, частнонаучные и специальные методы, среди которых особо следует отметить формально-юридический метод (использовался при изучении источников правового регулирования юридического образования), исторический метод (применялся при обращении к предпосылкам становления юридического образования в России и Испании), сравнительно¬правовой метод научного познания (использовался при сопоставлении таких однопорядковых процессов как юридическое образование в России и Испании и выяснении их сходств и различий).
Структура настоящего исследования предопределена целью и задачами и включает в себя: введение, три главы, объединяющие десять параграфов, заключение, а также библиографический список.
На сегодняшний день процесс развития и усложнения высшего образования протекает под воздействием тенденций глобализации и регионализации, в результате чего происходит сближение национальных образовательных систем и их интеграция в мировое образовательное пространство. Эти тенденции нашли свое отражение и в предыстории европейской образовательной политики, которая наряду с проведением структурных изменений, осуществляемые во имя глобализации, содержала в себе и более конкретные меры, связанные с процессами европейской интеграции и регионального развития.
Подписание Болонской декларации европейскими странами стало логическим продолжением процессов интеграции в регионе и инициировало масштабный процесс реформирования высшего образования. В его основу легло сотрудничество стран в сфере высшего образования путем объединения образовательных ресурсов и формирования единых стандартов с учетом национальных особенностей с целью реализации курса на повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
С течением времени все большее число стран оказалось вовлечено в Болонский процесс, а основные его принципы стали применяться участниками для изменения собственных систем образования, чтобы добиться повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Однако характер Болонского процесса оказался довольно непростым и противоречивым: несмотря на определенные достижения стран в ходе реформирования собственных систем образования, трудности в следовании европейским принципам до сих пор сохраняются, что связано как с формальным их прочтением, так и с возникающими в современных реалиях проблемами экономического, политического и социального порядка.
По итогам проделанной работы были сделаны следующие выводы. Во- первых, юридическое образование как Испании, так и России берет свое начало с давних времен и развивалось в соответствии с возрастающими потребностями общества. Постепенно юридическая подготовка уходила от философии и теологии, приобретая более специальный характер. Вместе с развитием методик преподавания совершенствовалось и регулирование сферы высшего юридического образования, принимались новые учебные планы и нормативные правовые акты.
Во-вторых, в рамках Болонского процесса реформы изменили структуру и содержание высшего юридического образования в России и Испании; однако отечественное образование изменилось более радикально и ознаменовалось появлением такого уровня обучения как бакалавриат.
В-третьих, несмотря на изменения, нынешнее содержание высшего юридического образования в Испании не изменилось кардинально: методики преподавания остались идентичными; студенты в рамках обучения стали больше узнавать о практической стороне их будущей профессии, проходя практику как на ступени grado, так и master. Учебные планы стали более гибкими, предложения университетов различных курсов по выбору исчисляется сотнями. Российское юридическое образование, для которого не было характерно 4-х летнее обучение, столкнулось с серьезными проблемами адаптации уровня «бакалавриат» для профессиональной подготовки юристов.
В-четвертых, невзирая на тот факт, что Россия и Испания находятся под влиянием Болонского процесса, каждая страна имеет свои национальные особенности и традиции в сфере подготовки юристов. Представляется, что такая ситуация вполне естественна для стран с различной экономикой, уровнем правовой культуры, тенденциями в общественной и политической жизни.
Наконец несмотря на то, что Россия стремится к международному сотрудничеству в области просвещения, в стране сохраняются тенденции к сохранению самобытности и традиций высшего юридического образования. Представляется, что такой подход необходим в условиях различных экономических, политических, социальных и других реалиях России.
Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. №2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. - 2020. - № 144.
2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53. - Ст.7598.
3. О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете : федеральный закон от 10 ноября 2009 № 259-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 53. - Ст.7598.
4. О подписании Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Королевства Испания о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней : распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.05.2019 № 915-р [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - ПКИ :
http://pravo.gov.ru/Document/View/0001201905200011 - Загл. с экрана. (Дата обращения 20.05.2019).
5. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1011 от 13.08.2020 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - ПКИ :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202009070039 Загл. с экрана. (Дата обращения 20.04.2021).
6. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2016 № 1342 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 1ЖЕ :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612080002 - Загл. с экрана. (Дата обращения 20.04.2019).
7. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.11.2016 № 1424 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - СИЕ :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612090008 - Загл. с экрана. (Дата обращения 20.04.2019).
8. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России № 1511 от 01.12.2016 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 1ЖЕ : http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612290116 - Загл. с экрана. (Дата обращения 20.04.2019).
9. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета) : приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2016 № 1614 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - 1ЖЕ :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201701120018 экрана. (Дата обращения 20.04.2019).
10. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень специалитета) : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2017 № 144 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL :
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201703130037 - Загл. с экрана. (Дата обращения 20.04.2019).
11. Об образовании в Российской Федерации: закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст.150. (утратил силу).
12. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федеральный закон от 22 августа 1992 г. N 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст.4135. (утратил силу).
13. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация - юрист. Регистрационный N 260гум/сп" (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000). Документ опубликован не был. Консультант Плюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2018. - Электрон. дан. - URL: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана. (утратил силу).
Нормативные правовые акты Королевства Испании
14. Ley 34/2006, de 30 de octubre, sobre el acceso a las profesiones de Abogado y Procurador de los Tribunales // Boletín Oficial del Estado, 31 de octubre de 2006, núm. 260, pp. 21494-221564.
15. Ley Orgánica 6/2001, de 21 de diciembre, de Universidades // Boletín Oficial del Estado, 24 de diciembre de 1983, núm. 307, pp. 2205 a 2256.
16. Ley Orgánica 6/1985, de 1 de julio, del Poder Judicial // Boletín Oficial del Estado, 2 de agosto de 1985, núm. 157, pp. 20632-20678.
17. Ley Orgánica 11/1983, de 25 de agosto, de Reforma Universitaria // Boletín Oficial del Estado, 1 de septiembre de 1983, núm. 209, pp. 24034 a 24042.
18. Ley 14/1970, de 4 de agosto, General de Educación y Financiamiento de la Reforma Educativa // Boletín Oficial del Estado, 6 de agosto de 1983, núm. 87, pp. 12525 a 12546.
Литература на русском языке
19. Азарова, Р.Н. Разработка паспорта компетенции: методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско- преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. / Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учеб-метод. объединений и науч.- метод. советов высшей школы, 2010. - 52 с.
20. Артамонова, Ю.Д. Российское высшее образование в Болонском процессе / Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук, Н.Р. Камынина и др. // Высшее образование в России. - 2015. - № 8. - С. 46-53.
21. Байденко, В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 2. - С. 14-15.
22. Баршев Я.И. Историческая записка о содействии II-го отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России. - СПб. : Тип. Второго Отделения Собств. Е. И. В. Канцелярии, 1876. - 32 с.
23. Васильева, О.Ю. Об истоках российского консерватизма / О.Ю. Васильева // Тетради по консерватизму. - 2014. - № 1. - С. 37.
24. Всемирная Декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры // Сборник документов, касающихся международных аспектов высшего образования / сост. Е.В. Шевченко. - СПб. - 2000. - 53 с.
25. Глушаченко, С.Б. Женское образование в России в период абсолютизма / С.Б. Глушаченко, Т.К. Кириллова // Государство и право. -
2006. - №3. - С. 56-62.
26. Гребнев, Л.С. «Анти-Болонья»: позиция или поза? / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. 2005. - № 9. - С. 8-14.
27. Гребнев, Л. С. Нынешний раунд Болонского процесса: Россия и не только... (по работам В.И. Байденко и Н.А. Селезнёвой) / Л.С. Гребнев // Высшее образование в России. - 2018. - № 1 (219). - С. 5-18.
28. Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века. [В 3-х т.] Подг. к печати Н.А. Пенчко. М., 1960¬1963. - 167 с.
29. Ермольева Э.Г. Испания в Болонском процессе / Э.Г. Ермольева // Современная Европа. - 2011. - №48. - С. 44-72.
30. Законодательство Петра I. / отв. ред. А. А. Преображенский, Т. Е. Новицкая. М.: Юрид. лит., 1997. - 880 с.
31. Захаров, В.В. Юридическое образование в Германии: конкуренция традиций и новаций в контексте эволюции правовой системы / В.В. Захаров, Т.Н. Ильина // Юридическое образование в странах Европы и Америки. - 2013. - №2. - С. 40-45.
32. Захарова, М.В. Системы оценки знаний юридических кадров во Франции / М.В. Захарова // Юридическое образование и наука. - 2013. - №1. - С. 31-38.
33. Иванова, Н.М. Из истории юридического образования в России: Императорский Александровский лицей / Н.М. Иванова, А.Н. Петрова // КриминалистЪ. - 2011. - № 1(8). - С. 124-128.
34. Китова, Е. Вон из профессии: что даст запрет заочного обучения юристов / Е. Китова // Право.ру [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - ПРЕ : https://pravo.ru/news/view/127483/ - Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2019).
35. Кодан, С.В. М.М. Сперанский законодательства в России / С.В. Кодан // Советское государство и право. - 1989. - №6. - С.68.
36. Косарев, А.В. К вопросу о необходимости исследования роли и места общественных организаций как элемента гражданского общества в современном российском государстве / А.В. Косарев // Юридический мир. - 2015. - №9. - С. 39-42.
37. Кузьминов Я.И., Карной М. Онлайн-обучение: как оно меняет структуру образования и экономику университета. Открытая дискуссия Я.И. Кузьминов - М. Карной // Вопросы образования. - 2015. - №3. - С. 8-43.
38. Кузьминов, Я. И. В стране будет масса лишних людей / Я.И. Кузьминов // Экономика образования. - 2012. - №4. - С. 15-19.
39. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. Конвенции, соглашения, протоколы, рекомендации, декларации. / сост. И.Д.Никулин. - М.: Издательская фирма Логос, 1993. - 156 с.
40. Михеев А. Полезная перезагрузка: как коронавирус
цифровизирует российское высшее образование / А. Михеев // Forbes [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. Заглавие с экрана. - НЕЕ : https://blogs.forbes.ru/2020/05/19/poleznaja-perezagruzka-kak-koronavirus- cifroviziruet-rossijskoe-vysshee-obrazovanie/ / - Заглавие с экрана. (дата
обращения 02.04.2021).
41. Моисеева, Е. Юридическое образование в России: Анализ количественных данных и изменений с 2012 года. Серия «Аналитические обзоры по проблемам правоприменения» / Е. Моисеева - СПб.: Институт проблем правоприменения, 2018. - 32 с.
42. Носов, С. И. О некоторых проблемах юридического образования и аттестации научных кадров высшей квалификации / С.И. Носов // Юрист. -
2013. - № 14. - С. 39-46.
43. Образование по-европейски: «за» и «против» //. Ученый совет. -
2007. - № 3. - С. 31-36.
44. Орлов, А.О. О современном юридическом образовании в России (XVII - начало XX в.) / А.О. Орлов // Государство и право. - 2000. - №9. - С. 95-96.
45. Останина, Е.А. Академическая мобильность як важнейшая составляющая часть высшего образования / Е.А. Останина // Мир образования - образование в мире, 2016. №2. - С. - 142-150.
46. Плаксий, С.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы / С.И. Плаксий // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №1. - С. 8-12.
47. Рассохин, А.В. Юридическое образование в политике Российского государства в второй половине XIX в. / А.В. Рассохин // Право и образование. - 2006. - №1. - С.188-195.
48. Селедцов, А.М. Влияние пандемии COVID - 19 на систему высшего образования // Г.В. Акименко, А.М. Селедцов, Ю.Ю. Кирина / Дневник науки. - 2021. - №1 (49).
49. Станиславский, А.Г. О ходе законоведения в России и о результатах современного его направления : Речь, произнес. в торжеств. собр. Казан. ун-та, 8 июня 1853 года А. Станиславским, э.-орд. проф., д-ром юрид. наук : С присовокуплением Систематического указателя сочинений юридического содержания, изданных в России с 1830 по 1852 г. включительно / А.Г. Станиславский . - СПб. - : тип. Акад. наук, 1853. - 112 с.
50. Томсинов, В.А. Развитие русской юриспруденции в XVII столетии. Статья пятая / В.А. Томсинов // Законодательство. - 2005. - № 12. - С. 23-27.
51. Томсинов, В.А. Развитие русской юриспруденции в XVII столетии. Статья шестая / В.А. Томсинов // Законодательство. - 2006. - № 1. - С. 35-37.
52. Трушин А. С очностью до наоборот / А. Трушин //Коммерсант [Электронный ресурс] - Электрон. дан. Заглавие с экрана. - 1.ЖЕ : https://www.kommersant.ru/doc/4336306 / - Заглавие с экрана. (дата обращения 02.04.2021).
53. Чистохвалов В. Н. Формирование и реализация интеграционных образовательных процессов в РоссийскойФедерации и в Европейском Союзе в 1991-2005 годах. Сравнительный анализ, опыт, проблемы и перспективы : автореф. дис. ... д-ра ист. наук. / В.Н. Чистохвалов. - М., 2010. - 25 с.
54. Шевелева, Н.А. Некоторые проблемы нового этапа развития юридического образования / Н.А. Шевелева, М. Ю. Лаврикова // Закон. -
2014. - № 1. - С. 42-50.
55. Ящук Т.Ф. Советское юридическое образование (вторая половина 1940-х - начало 1990-х гг.) // «Изучать юриспруденцию яко прав искусство»: Очерки истории юридического образования в России (конец XVII - XX в.): колл. монография / под общ. ред. В.В. Захарова, Н.Н. Зипунниковой. - Курск,
2008. - 35 с.
56. Ящук, Т.Ф. Юридическое образование в советской России (1917¬1920 гг.) / Т.Ф. Ящук // Юридическое образование и наука. - 2004. - №2. - С. 26-36.
Литература на испанском языке
57. Atienza S. The evolution of legal education in Spain / S. Atienza // Journal of legal education. - 2012. - №61. - P. 469-472.
58. Balcells J. El exilio cultural de la Guerra Civil (1936-1939) / J. Balcells, P. Bowie. - Salamanca: Ediciones Universidad Salamanca, 2001. - 58 p.
59. Bradney A. University Law Schools And The Legal Profession: The Academic Legal Profession - Academic Or Legal? / A. Bradney // Journal of legal education. - 2004. - №1. - P. 4-5.
60. Brunner J. El Proceso de Bolonia en el horizonte latinoamericano: limites y posibilidades / J. Brunner // «Revista de educación» (Santiago de Chile), número extraordinario. - 2008. P. 119-145.
61. Caballo L. Legal education in Spain: Challenges and risks in deviving access to the legal professions / L. Caballo // International Journal of the Legal Professions. - 2013. - №8. - P. 14-26.
62. Cadenas A. España llega tarde a proceso de modernización / A. Cadenas // El Mundo, Campus . - 2009. - №5. - P. 25-30.
63. Grado en Derecho // Universidad de Salamanca. - 2019. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL : https://www.usal.es/grado-en- derecho (Дата обращения: 29.04.2019).
64. Grado en Derecho-Plan de estudios // Universitat Pompeu Fabra de Barcelona-Facultad de Derecho. - 2019. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL : https://www.upf.edu/es/web/graus/grau-dret (Дата обращения: 27.04.2019).
65. Grado en Derecho-Programa // Universidad Carlos III de Madrid. - 2017. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL : https://www.uc3m.es/ss/Satellite/Grado/es/Detalle/Estudio_C/1371212497298/137 1212987094/Grado_en_Derecho (Дата обращения: 29.04.2019).
66. Higher education in Europe: developments in the Bologna process // Eurydice. - 2009. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL : http://www.eurydice.org (дата обращения: 14.04.2019).
67. Luxan J. Política y reforma universitaria / J. Luxan. Barcelona., 1998. - 198 p.
68. Master de Abogacia // Universitat de Barcelona. - 2016.
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL :
https://www.ub.edu/web/ub/es/estudis/oferta_formativa/master_universitari/fitxa/A /MD607/ (дата обращения: 29.04.2019).
69. Mihaela A. Handbook of Research on Trends in European Higher Education Convergence / A. Mihaela. - New York: IGI Global, 2014. - 303 p.
70. Philip G Altbach, Hans de Wit. Post pandemic outlook for HE is
bleakest for the poorest / P. Altbach // University world news [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL : https://www.universityworldnews.com/post.php?story=20200402152914362 (дата обращения 02.04.2021).
71. Plan de Estudios // Universidad Zaragoza-Facultad de Derecho. - 2019. [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL : (Дата обращения: 27.04.2019).
72. Rayon Ballesteros M. Aproximación a la historia de la enseñanza del Derecho en nuestro país / M. Rayon Ballesteros // Anuario Jurídico y Económico Escurialense. - 2010. - XLIII. - P. 215-236.
73. Rodríguez L. Historia de la Universidad de Salamanca / L. Rodríguez, P. Bezares - Salamanca: Ediciones Unversidad de Salamanca, 2004. - 207 p.
74. Salaburu P. España y el Proceso de Bolonia. Un encuentro imprescindible / P. Salaburu, J. Gines Mora, G. Haug. - Madrid, Academia Europea de Ciencias y Arte, 2011. - 56 p.