СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «МОТИВАЦИЯ» И «ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ» В СПОРТЕ
1.1. Понятие «мотивация» в работах отечественных и зарубежных авторов
1.2. Понятие «мотивация достижения»
1.3. Понятие «мотивация» в спорте
1.4.Анализ спортивной деятельности на примере бокса
1.5.Мотивационная сфера спортсменов на примере единоборств
1.6.Особенности психических состояний у боксеров
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ И ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У БОКСЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
2.1.Материалы исследования мотивации и психических состояний у боксеров
2.2. Методы исследования мотивации и психических состояний в боксе
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И МОТИВАЦИИ У БОКСЕРОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
3.1. Общий анализ эмпирических полученных данных у боксеров на начальном этапе подготовки
3.2. Выявление взаимосвязи между психическими состояниями и типами мотивации у боксеров на начальном этапе подготовки
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практические рекомендации (для тренеров в боксе)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной работы определяется важностью создания новых эффективных средств и методов тренировочного процесса не только для физического развития спортсмена, но и психического. Для спортсменов особенно важна психологическая подготовка, а в том числе положительная мотивация к занятиям спортивной деятельностью. Спортивная деятельность содержит в себе многие аспекты, такие как соблюдение режима дня и питания, выполнение ежедневных тренировочных нагрузок, выступления на соревнованиях различного уровня, соблюдения правил спорта и дисциплины, вхождение в спортивный коллектив и прочее, он должен быть подготовлен не только физически, но и психологически. Из-за того, что спортивная деятельность накладывает свои ограничения и предъявляет высокие требования к спортсмену, становится необходимым формировать устойчивую положительную мотивацию и интерес к избранному виду спорта на начальном этапе подготовки.
Отсутствие устойчивой мотивации к тренировочной деятельности вызывает уход из конкретного вида спорта даже перспективных боксеров.
Не вызывает сомнения тот факт, что от типа мотивации напрямую может зависеть результаты выступлений спортсмена. В одних случаях мотивация позволяет реализовать спортивный потенциал, в других может ухудшать результаты и не способствовать раскрытию имеющихся физических данных спортсмена.
Проблема мотивации и мотивов деятельности, направленной на положительный результат, является одной из основных проблем в психологии спорта, оставаясь актуальной в настоящее время, так как отсутствует единый подход в понимании данного феномена. Исследованию спортивной мотивации посвящено множество работ, таких отечественных и зарубежных авторов как.А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, Е.Г. Бабушкин, Р.А. Пилоян, Н.Б. Стамбулова, А.Ц. Пуни, М.Ш. Магомед - Эминова, Л.И. Божович, Х. Маррей, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, В. Вилюнас др.- выявили ее особенности, но в большей части этих работ,мы видим описание самого понятия мотивации, мотивационной сферы, результаты исследования типов, уровней мотивации, ее направленности у спортсменов различных видов, факторы, влияющие на ее возникновение и формирование. Несмотря на множество уже имеющихся работ, посвященных мотивации в спорте, проблема мотивации достижения у спортсменов-подростков и их взаимосвязь с психическими состояниями остается недостаточно разработанной, так как есть запрос от тренеров и спортивных психологов(это часть введения)
Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме мотивации показал разносторонность ее понимания среди авторов, и отсутствие конкретных средств по формированию мотивации к занятиям боксом.
Нами были разработаны средства по повышению уровня мотивации достижения, которые дают возможность управлять спортивной мотивацией. Однако конкретные средства и способы, дают лишь основные направления, так как в каждом виде спорта выделяются специфические особенности мотивации.
Результаты эмпирического исследования свидетельствуют нам о важности оптимизации уровня мотивации боксеров. Как было выявлено в ходе исследования, в группе испытуемых боксеров существуют разные уровни мотивации достижения успеха и избегания неудач. Например, большинство спортсменов имеют средний уровень мотивации достижения успеха, что сигнализирует нам о важности повышения данного показателя.
Так же, с помощью корреляционного анализа, нами была выявлена негативно влияющая на деятельность боксеров, взаимосвязь мотивации с неблагоприятными психическими состояниями. Полученные данные могут говорить нам о том, что спортсмены с выраженной мотивацией достижения успеха (умеренно-высокий уровень) на начальном этапе спортивной подготовки имеют тенденцию к стрессу и перенапряжению.
(Это часть заключения!!)
1. Абдель Фатах МабрукХедр. Исследования методов совершенствования выносливости у юных боксеров 14-15 лет: Автореферат диссертации кандидата педагогических наук. – М., 1979. – 188 с.
2. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта :учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. –Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.
3.Бабушкин, Г.Д. Психологический практикум: Учебное пособие / Г.Д. Бабушкин, И.А. Рогов. - Омск: СибГАФК, 1996. - 82 с.
4. Березин Ф. Б., Рожанец Р. В. Особенности личности и спортивная деятельность студентов // Вопросы спортивной психогигиены. М., 1973. -Вып. 2.
5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. – М.: МПА, 1995. – 209 с.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков/Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М.:, «Педагогика», 1972.—352 с.
7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. - Словарь-справочник по психодиагностике. – М.; Харьков; Минск, 1999.- 356 с.- с.156-158.
8. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова; — СПб.:Питер, 2002. — 384.
9. Вилюнас В. Психология развития мотивации. - СПб., 2006, - 249с.
10.Вилюнас В.К. «Психологические механизмы мотивации человека.»,М.,1990- 228с.
11. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. — М .: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
12. Горбунов Г.Д.Психопедагогика спорта: учеб. пособие/ Г.Д. Горбунов.- 4-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2012. – 312 с.
13. Евстигнеев И.В., Фролов О.П. Исследование процесса психофизиологической адаптации боксеров к обучению и тренировке //Ежегодник: Бокс. - М.: ФиС, 1982, с. 25-27.
14. Зелигман, М. Как научиться оптимизму.- М.: Изд-во «Вече», 1997, - с. 26.
15. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ,1982. — 128 с.
16. Ильин Е.П./Мотивация и мотивы. –СПб.:Питер,2011.- 512 с.
17. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011- с.701.
18. Ильин Е.П. Психология спорта – СПб: «Питер», 2008 –356 с.
19. Келишев И. Г. Динамика мотивов и интересов в спорте // Материалы научной конференции кафедры психологии ГЦОЛИФК по проблемам психологии спорта. М., 1972.
20. Кривцун-Левшина, Л.Н. Механизм социальной ориентации студенческой молодежи на физкультурную деятельность / Л.Н. Кривцун-Левшина // Научное обоснование физического воспитания, спортивной тренировки и подготовки кадров по физической культуре и спорту: матер. конф. по итогам науч.-иссл. и науч.-метод. работы за 2016. – Минск: Госкомспорт РБ, 2016. – с. 21–24.
21. Конюхов Н.И. «Словарь-справочник практического психолога», Воронеж,1999, —224с.
( всего 40 источников )!!!