ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 8
1.1 Прибыль и рентабельность, как показатель доходности коммерческой
организации 8
1.2 Многофакторная модель влияния на доходность организации 13
1.3 Практическая значимость ценовой политики организации как фактора,
влияющего на доходность 19
1.4 Особенности деятельности организаций химической промышленности и их
влияние на доходность 26
2. АНАЛИЗ ДОХОДНОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ
ООО ПК «АГРО-ИНДУСТРИЯ» 35
2.1 Краткая финансово-экономическая характеристика ООО ПК «Агро-Индустрия»
2.2 Анализ доходности организации ООО ПК «Агро-Индустрия» 50
2.3 Факторный анализ прибыли ООО ПК «Агро-Индустрия» 56
3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ
ДОХОДНОСТИ ООО ПК «АГРО-ИНДУСТРИЯ» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное неустойчивое состояние мировой экономики, динамичный характер экономических отношений, нестабильность социальных систем свидетельствуют о тенденциях перехода на новый этап развития, главной особенностью которого является возрастающая роль знаний, информации и высоких технологий для всех отраслей экономики. Все большую роль в повышении конкурентоспособности современных промышленных предприятий играет реализация концепции «Индустрия 4.0», которая, по мнению многих экономистов, знаменует собой элемент четвертой промышленной революции, открывающей новые горизонты для развития промышленности.
Российская промышленность, начиная с 2014 г. пребывает в кризисном состоянии, обусловленном внешнеполитической обстановкой, введением санкций против России, девальвацией курса рубля, что добавляет проблем, препятствующих стабильному экономическому росту страны. На фоне сложившейся экономической обстановки, отрицательной динамики индекса производства по ряду ключевых отраслей экономики видится невозможным переход экономики в новое русло без восстановления экономических показателей объемов производства, роста доходности предприятий, а также обеспечения технологической независимости промышленного производства.
На сегодняшний день, среди основных отраслей экономики необходимо выделить химическую промышленность, которая занимает особое место на мировой арене. Эта сфера экономики является одной из тех немногих отраслей промышленности, которая производит не только бытовые изделия и товары, но и продукцию для ряда смежных отраслей: машиностроения, металлургии, нефтехимии и нефтепереработки, аграрно-промышленного и оборонного комплексов, медицины и фармакологии, для разведки и добычи полезных ископаемых и т. д.
Развитие предприятий химической промышленности в целом на фоне роста их доходности должно повлечь стимулирование развития связанных с нею областей экономики России, поскольку данная отрасль является стимулом развития смежных областей. Недаром развитые страны осуществляют большие инвестиции в развитие опытно-конструкторских и научно-исследовательских разработок в химической области.
В настоящее время уровень доходности предприятий является критерием выживаемости на рынке, особенно в период стагнации экономики. В связи с чем высокий интерес вызывает исследование факторов, влияющих на уровень доходности деятельности предприятий химической промышленности.
Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы исследования.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить основные факторы, влияющие на повышение доходности предприятия химической промышленности.
Цель работы определила задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты коммерческой организации и факторы, влияющие на нее;
- определить особенности деятельности организации химической промышленности и их влияние на доходность;
- сделать анализ доходности организации ООО ПК «Агро-Индустрия»
- оценить особенности производственно-товарной стратегии;
- выявить основные направления роста доходности предприятия.
Объект исследования - предприятие химической промышленности ООО ПК «Агро-Индустрия» (Алтайский край).
Предмет исследования - финансовые отношения, связанные с формированием конечных финансовых результатов.
Теоретическую основу исследования составили: нормативно-правовая база Российской Федерации, монографии и публикации отечественных авторов таких, как Ю. Ю. Лосева, А. Н. Дубоносова, Д. С. Агеева, С. Г. Володина, М. М. Шадурская и др., направленные на изучение исследуемой проблематики, материалы научно-практических конференций, статьи периодической печати, сведения из открытого доступа сети Интернет.
В процессе исследования автором применялись следующие методы: аналитический, экономико-статистический, обобщений, сопоставлений, сравнительный, для наглядности изложения материала применялись табличный и графический методы исследования.
Работа состоит из введения, основной части, включающей три главы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обозначена актуальность, цель, задачи, предмет, объект, методы и теоретическая база исследования.
В первой главе даны основные понятия, проанализированы теоретические аспекты, оказывающие влияние на доходность коммерческой организации, обозначены особенности деятельности предприятий химической промышленности.
Во второй главе проведен анализ доходности коммерческой организации химической промышленности.
В третьей главе обозначены приоритетные направления повышения доходности предприятий химической промышленности.
В заключении подведены итоги проведенного исследования, сформулированы выводы.
Доходность предприятия является показателем, который напрямую влияет на прибыль, т. е. конечный результат деятельности любого предприятия. Увеличение доходности предприятия является одной из основных целей руководства любого предприятия, требующей детального анализа факторов. Относительным показателем доходности является рентабельность, рассчитываемая в процентном выражении как отношении одного показателя к другому.
Для управления показателями доходности важно выявить факторы, оказывающие на них наибольшее влияние. Для этого целесообразно воспользоваться многофакторными моделями, выявив, динамика какого фактора (показателя) оказывает наибольшее влияние на конечный результат доходности предприятия.
Ценовая политика выступает одним из важнейших факторов успешного функционирования и процветания организаций, а также их конкурентоспособности на рынке. Эффективная ценовая политика должна отражать текущие потребности рынка и быть направленной на достижение наилучшего финансового результата деятельности организации.
Результатом ведения грамотной ценовой политики должно стать не просто установление конкурентоспособности цены на товары, а создание на предприятиях целой системы ценообразования, которая бы учитывала возможности различных категорий покупателей, заинтересованных в выпускаемых предприятием товарах, ис-ходя из географических особенностей расположения рынка сбыта, финансовых возможностей потребителя, сезонности потребления товара и других, не менее важных аспектов.
На уровне государственного управления экономикой цена является базовым элементом, при помощи которого происходит формирование и регулирование рыночных взаимоотношений. На микроуровне цена является главенствующим фактором финансово-хозяйственной деятельности организаций, способствующим их развитию и достижению главной цели - получению прибыли.
Особую актуальность приобретает исследование доходности предприятий химической отрасли.
Химическая промышленность занимает одно из ключевых мест в российской экономике, а результат работы отрасли активно используется во многих сферах жизнедеятельности человека: медицине и микробиологии, радиотехнике, сельском хозяйстве и транспорте.
Стоит отметить, что химическая промышленность Россия активно развивается, за последние 8 лет химпроизводство в стране выросло более чем на 50%. В настоящее время существует значительный комплекс проблем, вызывающих отрицательную динамику индустриально-инновационного развития отрасли и влияющих на низкий уровень доходности и конкурентоспособности выпускаемой химической продукции на мировой арене.
Исследуемое предприятие ООО ПК «Агро-Индустрия» является производственно-торговым предприятием химической промышленности. Предприятие специализируется на производстве и продаже полипропиленовых тканных мешков, рукавного полотна и полипропиленовой мультифиламентной нити. ООО ПК «Агро-Индустрия» зарегистрировано на рынке с 2014 г.
Анализ бухгалтерской финансовой отчетности показал, что предприятие динамично развивается, за период 2016-2018 гг. наблюдается рост чистой прибыли предприятия ООО ПК «Агро-Индустрия» на 72,70%, активы и собственный капитал пред-приятия в динамике растут. Тем не менее, в сравнении со среднеотраслевыми показателями рентабельность продаж имеет низкие значения. Производительность труда ниже среднеотраслевого показателя, однако, имеет тенденцию к росту.
Основной вид производимой продукции предприятием ООО ПК «Агро-Индустрия» - полипропиленовые мешки.
Производство полипропиленовых мешков организовано на современной компактной технологической линии. Востребованность продукции подтверждает широкий спрос среди представителей разных отраслей экономики. Пищевые и непищевые сыпучие материалы, строительный и бытовой мусор нуждаются в недорогой, прочной упаковке для транспортировки и хранения. Сбыт продукции осуществляется через бизнес-портал, официальный сайт и прямые продажи.
Доходность предприятия находится в прямой взаимосвязи с прибылью, как конечным результатом деятельности. Проведенный анализ формирования прибыли и факторный анализ прибыли от продаж предприятия ООО ПК «Агро-Индустрия» свидетельствует о необходимости поиска резервов снижения себестоимости продаж и роста объемов продаж. Изменение объемов продаж не оказывает существенного влияния на прибыль предприятия ООО ПК «Агро-Индустрия», не смотря на востребованность продукции предприятия в разных сферах производства.
В настоящее время в ООО ПК «Агро-Индустрия» применяется стратегия реализации различных вариантов ценового предложения своей продукции, для которого характерным способом являются вариации зависимости объема и цены.
В целях совершенствования ценовой политики производственно-торговой организации ООО ПК «Агро-Индустрия» экономически выгодно и целесообразно внедрение различных цен для крупно-, мелкооптовых и розничных покупателей. А также разработка регламента работы менеджеров отдела продаж и автоматизация ценовой политики в учетной программе предприятия.
В результате реализации совершенствования ценовой политики рост прибыли от продаж составит 449 тыс. руб., прирост рентабельности 1,32 п.п.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 15.04.2019 № 63-ФЗ// СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 18.07.2017г. № 160-ФЗ) // СПС Консультант Плюс.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209- ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
4. Российская Федерация. Законы. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // СПС Консультант Плюс.
5. Агеева Д.С. Совершенствование управления прибылью предприятия // Бизнес и общество : электронный журн. 2019. № 1 (21). НЕЕ: ййр://Ьизшез- society.ru/2019/num-1-21/19_ageeva.pdf. Загл. с экрана.
6. Аналитическая группа АЕМТОЯС. Особенности развития химической промышленности в России // Вестник арматуростроителя. - 2019. - № 2 (51) // https://armtorg.ru/news/27031/
7. Бизнес портал России. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.all.biz/.
8. Бурлака Е. В. Анализ рентабельности деятельности предприятия // Молодой ученый. — 2017. — №12. — С. 243-245.
9. Быкова Н. Н. Понятие рентабельности предприятия // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 372-374.
10. Быстроокупаемый вид бизнеса - производство полипропиленовых мешков. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://promresursy.com/materialy/proizvodstvo/idei-dlya-biznesa/proizvodstvo- polipropilenovykh-meshkov.html.
11. В марте 2018 года в России открылось 19 новых производств
[Электронный ресурс] // НАША СТРАНА. НКЬ: 1111[^:/Лууу.п;^11а-
81гапа.1п£о/агсй1уез/27783 (дата обращения 10.11.2018).
12. Вахидов Ш. Г. Оценка эффективности деятельности предприятий малого бизнеса // Экономика и социум. - 2018. - № 9 (52). - С. 1 - 8.
13. Вестник химической промышленности.[Электронный ресурс].- Режим
доступа: http://vestkhimprom.ru/posts/rossijskaya-promysh1ennost-khimicheskikh-
уо1окоп-у-2015-д- Загл. с экрана. - Дата обращения: 18.05.2018.
14. Волкова, А. В. Рынок минеральных удобрений 2017 / Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.1y/2woYCxs(дата обращения: 01.02.2019).
15. Володина С.Г. Актуальные вопросы повышения прибыли организации: выбор ценовой стратегии и метода ценообразования // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2018. - Т. 7. № 2(23). - С.101-104.
16. Вылегжанина Е. В., Фашмухова К. А. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности организации // Экономические науки. - 2018. - № 12-2. - С. 17-20.
17. Гавриленко, В. А. Мировой рынок химической и нефтехимической продукции: перспективы и вызовы для российских поставщиков//Вестник химической промышленности, 2016, № 4 (91) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.1y/2EzLs5m(дата обращения: 20.04.2020).
18. Грачева К.О. Многоуровневый факторный анализ финансовых показателей // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. 1Ж1.: http://human.snauka.ru/2018/03/24880(дата обращения: 26.04.2020).
19. Губина О. В. Диагностика финансовой деятельности и прогнозирование перспектив развития бизнеса на основе многофакторных моделей рентабельности / О. В. Губина, Т. В. Рязанцева // https://ore1giet.ru/docs/pdf/7_10_12_12.pdf
20. Дубоносова А. Н. Оценка уровня доходности предприятия и методы его увеличения // Справочник экономиста. - 2017. - № 1.
21. Захарова Е.А., Владимирова А.С. Оценка результативности деятельности предприятия // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 5.;
ИВЕ: ЬИр://едиЬегаМ.ги/ги/аг11е1е/у1е’№?1д=17802 (дата обращения: 01.03.2020).
22. Ильиных, Л. В. Как современные цифровые технологии меняют отрасль?//Вестник химической промышленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.1y/30Lygnr(дата обращения: 20.05.2020).
23. Информация Федеральной налоговой службы от 23 мая 2019 г.
"Среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков за 2018 год".//
https://www.garant.ru/produets/ipo/prime/doe/72147454/
24. Кан Ен Дя Подходы и методы оценки эффективности деятельности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018. - № 4. - С. 123 - 128.
25. Крикливец А. А., Сухомыро П. С. Методы оценки и анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2019. - №2. - С. 235-237.
26. Кулясова Е.В. Химическая промышленность России: современное состояние и проблемы развития // Вестник университета. - 2019. - № 5. - С. 93-100.
27. Лавренко Е.А., Рябиков Н.Е., Цабиева З.С. Затратный подход с позиции определения жизненного цикла организации // Экономика и предпринимательство. - № 11 (88). - 2017. - С.661-664.
28. Лосева Ю.Ю. Прибыль и рентабельность как факторы укрепления финансового состояния организации // Корпоративное управление и инновационная деятельность. - 2017. - № 9 (18). - С. 367-369.
29. Медунов А.С. Показатели прибыли и рентабельности предприятия и их анализ // Вопросы структуризации экономики. - 2016. - № 11 (31). - С. 77-83.
30. Нижегородцев Р.М. Выбор методов ценообразования наукоемких благ: затратные, рыночные, параметрические // Вестник южно-российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). - №4. - 2015. - С. 4-17.
31. Низамова Г. З., Рахмангулова Э. Н. Состояние и тенденции развития химической отрасли РФ // Интернет-журнал «Науковедение». - 2017. - Том 9. - № 1. - С. 1 - 19.
и нефтехимическими товарами в январе-декабре 2017 года // Вестник химической промышленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.1y/2ECy3JJ(дата обращения: 05.04.2020).
33. НИИТЭХИМ. Основные показатели работы химического комплекса России за январь-декабрь 2017 года //Вестник химической промышленности. - 2018. - № 1 (100). - С. 30-35.
34. Ноздрина А.К. Ценовая политика предприятия // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. ХЕ1У междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(44). ОЖЕ: ййрз://з1Ьас.1п£о/агсй1уе/есопоту/7(44).рб1‘ (дата обращения: 01.03.2020).
35. О развитии химического комплекса на период до 2030 года / Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.1y/2HErjx2(дата обращения: 20.05.2020).
36. Орлова Е. В., Ульмасова И. С. Ценовая стратегия предприятия: формирование и реализация // Молодой ученый. — 2015. — №14. — С. 269-272.
37. Осинцева М.А. Стратегии ценообразования на новые и уже существующие на рынке товары // Экономика и предпринимательство. - № 3-1 (68). - 2016. - С. 508-511.
38. О-заводах.ру. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1^://о-
zavodah.ru/.
39. Панфиль Л.А., Муртазина Е.Э. Оценка эффективности деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-4. - С. 753-756.
40. План мероприятий («дорожная карта») по развитию подотрасли по
производству искусственных и синтетических волокон и нитей на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.kstu.ru/serv1et/contentЬ1oЬ?id=203501
41. Показатели безопасной рентабельности по видам деятельности за 2017 год. [Электронный ресурс] https://buhguru.com/proverki-i-sankcii/rentabe1-po-vid- ekonom-deyatel.html.
42. Промышленное производство в России 2016: Стат. сборник / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/prom16.pdf(дата обращения: 15.05.2020).
43. Промышленность России по отраслям. Таблицы // https://kubdeneg.ru/promyshlennost-rossii-po-otraslyam/
44. РИА Рейтинг: рост химического производства в 2018 году продолжится [Электронный ресурс] // РОССИЯ СЕГОДНЯ. ИЖЕ: http://riarating.ru/comments/20180411/630088837.html (дата обращения 08.04.2020).
45. Рябец П.С., Бондаренко Т.Н. Анализ факторов, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 6-4. - С. 761-764.
46. Рынок химических волокон и нитей в Росси. Текущая ситуация и прогноз 2020-2024 гг. // https://alto-group.ru/otchot/rossija/472-rynok-ximicheskix-volokon-i- nitej-tekushhaya-situaciya-i-prognoz-2015-2019-gg.html.
47. Рынок полипропилена в России. Текущая ситуация и прогноз 2020-2024 гг. // https://alto-group.ru/otchot/rossija/337-rynok-polipropilena-tekushhaya-situaciya-i- prognoz-2014-2018-gg.html.
48. Фролова В. А., Шнайдер В. В. Принципы и факторы ценообразования // Молодой ученый. — 2016. — №9.2. — С. 53-56.
49. Хайдукова Д. А. Анализ показателей прибыли и рентабельности предприятий химической отрасли [Текст] // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 75-79. — ИВЕ https://moluch.ru/conf/econ/archive/219/11429/(дата обращения: 13.04.2020).
50. Химическая промышленность России [Электронный ресурс] // ЭОСРЕАУЕВ. ИВЕ: https://docplayer. ru/50497233-Himicheskaya-promyshlennost- rossii.html (дата обращения 17.04.2020).
51. Химическая промышленность: ТОП-70 компаний России по
производительности труда. [Электронный ресурс] // http://www.up-
pro.ru/library/production_management/productivity/him-2018.html
52. Ценообразование в программе 1С «Управление торговлей» // http://www.helperp.ru/articles/44-tsenoobrazovanie-v-programme-1s-upravlenie-torgovlej
53. Чибугаева С. Г., Андрианова Н. В. Ценовая политика предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 521-523.
54. Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник и практикум для СПО / Г. В. Шадрина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 431 с.
55. Шадурская М.М. Прибыль и рентабельность предприятия // Материалы XI Международной конференции «Российские регионы в фокусе перемен». - 2016. - С. 978-985.
56. Шулико Е. В. Современная ценовая политика организации: теоретические аспекты / Е. В. Шулико, И. П. Ковалева // Вестник Академии знаний. - 2019. - № 30 (1). - С. 186-193.
57. Stacho Z., Gubiniova K., Pajtinkova Bartakova G. Selected components of pricing strategies of organizations and their perception by customers in Slovak republic // Eкономiчний часопис-XXI. - №9-10. - 2015. - С.78-82.