ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ
ОПЕРАЦИЙ В ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 9
1.1 Понятие и виды товарных операций в торговых организациях 9
1.2 Принципы бухгалтерского учета и анализа движения товаров в оптовой
торговле 14
1.3 Нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета товарных
операций 21
2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА И АНАЛИЗА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В
ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ НА ПРИМЕРЕ ТОО «АвтоДАН» 29
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 29
2.2 Порядок бухгалтерского учета товарных операций в оптовой торговле 34
2.3 Анализ товарных операций и товарооборота ТОО «АвтоДАН» 42
2.4 Пути оптимизации учета и анализа товарных операций в оптовой
торговле 488
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Актуальность темы ВКР определяется тем, что в настоящее время торговля является наиболее распространенным видом предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и направлена на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров, а также связанные с этим процессы : доставка товаров, их хранение, подготовка к продаже и непосредственное обслуживание покупателей. В бухгалтерском учете, принятом в РФ, произошли существенные изменения, обусловленные сближением с международными стандартами финансовой отчетности и учета, и разработкой национальных стандартов, отвечающих международным требованиям. В связи с этим, важно в самом начале деятельности предприятия необходимо определить принципы и методы бухгалтерского учета и анализа товарных операций.
Можно заключить, что под товарными операциями понимаются операции, связанные с процессами приобрерубия и реализации товаров. Товарные операции являются неотъемлемой частью торгового оборота предприятий, что особенно актуально в условиях всеобщей глобализации, интеграции мирового торгового пространства, усилении товарообмена как на региональном уровне, так и на межгосударственном.
Учет товарных операций является важной частью учета на торговых предприятиях. Бухгалтерский учет призван осуществлять контроль за выполнением оптово-розничного товарооборота, а также проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и полное их отражение в учете.
Проблемы бухгалтерского учета товарных операций отражены в законодательстве Российской Федерации, а также в работах значительного числа авторов, таких как Антошина О. Д., Басалаева Е. В., Булатова 3. Г., Гуккаев В. Б., Жадан Л., Кувалдина Т. Б., Малявкиной Л. И., Миронова Л. Д. и др.
Цель ВКР - изучить особенности учета и анализа товарных операций в оптовой торговле и разработать пути оптимизации учёта на примере ТОО «АвтоДАН».
Задачи ВКР:
1. рассмотреть теоретические основы учета и анализа товарных операций в торговых организациях;
2. изучить принципы бухгалтерского учета и анализа движения товаров в оптовой торговле;
3. рассмотреть нормативно-правовое обеспечение бухгалтерского учета товарных операций;
4. проанализировать организацию учета и товарные операции в оптовой торговле на примере ТОО «АвтоДАН»;
5. разработать пути оптимизации учета и анализа товарных операций в оптовой торговле.
Объектом исследования является учет и анализ товарных операций в торговых предприятиях. Предмет исследования - организация ТОО «АвтоДАН» и её бухгалтерская отчетность.
Информационную базу исследования составили нормативные и законодательные акты РФ по бухгалтерскому учету. Теоретической основой исследования послужили труды ведущих российских и зарубежных ученых в области бухгалтерского и налогового учета.
Методологической основой проведенного исследования явился экономико-статистический метод, метод сравнения, аналитический метод, методы обобщения и систематизации, а также метод обобщения и критической оценки имеющейся практики учета и налогообложения товарных операций.
Практическая значимость представлена выводами о полезности проведенного исследования и полученных в результате этого исследования данных, а также рекомендациями для их практического использования, связанных с формированием учетной информации о товарных операциях, выработке рекомендаций по построению наиболее эффективной учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Под товарными операциями понимаются операции, связанные с процессами приобрерубия и реализации товаров. Товарные операции являются неотъемлемой частью торгового оборота предприятий, что особенно актуально в условиях всеобщей глобализации, интеграции мирового торгового пространства, усилении товарообмена как на региональном уровне, так и на межгосударственном.
Большинство авторов отмечают, что все товарные операции делятся на два вида: поступление товаров и их выбытие.
Помимо операций по приобрерубию и реализации товаров, существуют товарные операции по внутреннему расходу товаров, внутреннему приходу товаров, а также возврату товаров от покупателей, возврату товаров поставщику, списанию товаров со склада.
Учет товарных операций является важной частью учета на торговых предприятиях. Бухгалтерский учет призван осуществлять контроль за выполнением оптово-розничного товарооборота, а также проверку правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и полное их отражение в учете.
В ходе написания ВКР был проанализирован товарооборот и товарные операции ТОО «АвтоДАН».
ТОО «АвтоДАН» имеет достаточно высокие объемы товарооборота. Все товары покупаются большими партиями и в дальнейшем реализуются покупателю.
Проведенный анализ структуры выручки предприятия ТОО «АвтоДАН» показывает, что в 2018 г. увеличение выручки наблюдалось по ГСМ - 12,0% и автозапчастям - 25,2%. Продажа услуг технического обслуживания и прочего снизилась на 32%. В 2019 г. снижение выручки наблюдалось по следующим группам товаров: продажи ГСМ снизились на 27,3%, автозапчастей - на 41,9%. Что касается услуг технического обслуживания и прочего, то продажи увеличились на 10,1%. Анализ структуры продаж по группам показывает, что основные продажи приходятся на ГСМ- более 50%. Так же значительный удельный вес в структуре продаж составляют автозапчасти- более 30%. За анализируемый период наблюдается рубденция увеличения удельного веса ГСМ и снижение удельного веса остальных групп товаров.
Средние цены реализации ТОО «АвтоДАН» за 2017-2019гг. постоянно увеличиваются. Данная рубденция может негативно отразится на спросе на продукцию предприятия и снизить товарооборот и количество товарных операций. Негативной рубденцией является то, что объем продаж постоянно снижается.
Все эти причины появления отрицательных остатков можно подразделить на следующие группы: ошибки при идентификации товара; технические ошибки учета; ошибки, возникающие из-за неправильной обработки информации; ошибки программного обеспечения.
Приведем практические рекомендации, а именно - как избежать проблемы отрицательных остатков. Работу можно провести по нескольким направлениям:
- развивать технологию учета товаров, быть в курсе и обеспечить внедрение новых компьютерных технологий учета товаров;
- усовершенствовать организацию учета и контроля за движением товара;
- повысить квалификацию персонала, то есть обеспечить
проведение обучения и аттестаций.
Кроме этого, прежде чем разработать учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, необходимо понять и описать общую схему движения товара, выбрать методы учета и оценки товара, и после этого зафиксировать эти направления учетной политике. Наиболее эффективным способом избежать отрицательных остатков товара в учете, является установка запрета расхода товара, если его нет в остатках.
Можно выделить еще один способ «борьбы» с отрицательными остатками в информационной учетной системе. А именно, отрицательные остатки будут считаться как излишки, выявленные при продаже, и автоматически учитываться в базе данных, как поступление товара. Потом при проведении инвентаризации обнаружена недостача, которую покроют выявленные при продаже излишки.
Минус данного способа заключается в том, что инвентаризацию товара необходимо будет проводить очень часто, в ином случае дополнительный приход товара будет искажать показатели остатка товара, тем самым завышая их, а значит, учетная информация будет недостоверна.
Следует отметить, что отрицательные товарные остатки, в первую очередь - это признак ошибок в учете товаров, который является результатом недостатков в организации товарного учета, отсутствием должного контроля со стороны руководства за движением товаров, несовершенством учетных компьютерных технологий, применяемых предприятием и низкой квалификацией сотрудников.
Автором разработаны практические рекомендации повышения уровня товарооборота и продаж в целом, что отразится на увеличении объема товарных операций, план стимулирования сбыта в целом и план предлагаемой рекламной кампании в частности.
1) Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] НЕЕ:http://base.garant.ru/10900200/
2) Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (ред. от 03.07.2016)// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
3) Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах
государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016)// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
4) Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 23.05.2016)// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
5) Постановление Правительства РФ от 12.11.2002 № 814 (ред. от 26.03.2014) «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов» // Инф. система
6) «Консультант Плюс» - 2019.
7) Приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении и Положения по бухгалтерскому учету» Учет материально-производственных запасов» ПБУ5/01»// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
8) Приказ Минфина России от 28.12.2001 № 119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально¬производственных запасов» (ред. от 24.10.2016)// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
9) Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 08.11.2010)// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
10) Приказ Минфина России от 06.10.2008 № 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522)// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
11) Приказ МНС РФ от 10.12.2002 № БГ-3-22/707 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса Российской Федерации» (ред. от 28.10.2003)// Инф. система «Консультант Плюс» - 2019.
12) Постановление Госкомстата РФ от 19.08.1998 № 89 «Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и оптовой торговли на принципах статистики предприятий»// Инф. Система «Консультант Плюс» - 2019.
13) Антошина О. Д. Учет операций по движению товаров в торговых организациях // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2016. № 43. С. 12-15.
14) Басалаева Е. В. Учет возврата товара // Бухучет. 2013. № 17. С. 32-35.
15) Булатова 3. Г., Булатов М. А. Бухгалтерский учет товаров, расчетов и финансовых результатов в торговых организациях. М.: Экзамен, 2016. 352 с.
16) Гуккаев В. Б. Документальное отражение операций реализации в организациях розничной и оптовой торговли // Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании. 2013. № 9. С. 48-50.
17) Жадан Л.Д. Товары на складе и в залоге: истечение срока годности, утрата товарного вида // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2013. № 22. С. 23-27.
18) Илюхина Н. А., Шестеро Н. В. Модель анализа товарных запасов, издержек обращения и финансовых результатов в разрезе товарных (номенклатурных) групп // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 6. С. 18.
19) Карзаева Н. Н. Учет товарных операций. М.: Финансы и статистика, 2016. 415 с.
20) Малявкина Л. И. Учет и налогообложение операций по оптовой продаже товаров // Бухгалтерский учет в торговле. 2014. № 15. С. 21¬24.
21) Миронова Л. Д. Учет тары // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 9. С.52-54.
22) Патров В. В., Пятов М. Л. Документальное оформление движения товаров в торговле // Бухгалтерский учет в торговле. 2015. № 8. С. 18-21.
23) Федоренко И. В. Содержание бухгалтерского учета в современных условиях его нормативного регулирования // Аудит и финансовый анализ. 2013.№ 6. С. 83-88.
24) Филько С. В., Филько И. В. Анализ подходов к содержанию контроллинга // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2014. № 4. С. 72.
25) Футанов Л. А. Оптовый товарооборот: учебник для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. 236 с.
26) Хирон Л. С. Анализ оптового товарооборота: учебник. - М: КноРус, 2016. 544 с.
27) Царев Н. Б. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение: монография. Т. 14 / Н. Б. Царев, А. В. Гладилин, И. М. Колесников и др. Воронеж, 2017. 640 с.
28) Цуплев, Ж.Г. Бухгалтерский учет товарных операций в оптовой торговле / Ж.Г. Цуплев // Бухгалтерский учет и аудит. 2017. № 1. С. 18-22.
29) Шаблина, И.Б., Кириллова К.В. Учет в торговле / И.Б. Шаблина, К.В. Кириллова //Молодой ученый. 2016. № 12 3 (41-3). С. 687-689.
30) Щукин, А.Ф. Современные инструменты анализа товарооборота / А.Ф. Щукин // Финансы и кредит. 2016. Т. 5. № 3. С. 165-173.
31) Шумилов, В.А. Оценка готовности предприятия к реализации рекламной стратегии / В.А. Шумилов, Ахтямов Т.В. // Маркетинг. 2014. № 3 (58). С.21-28
32) Ядов, М.Н. Анализ эффективности рекламной политики фирмы/ М.Н. Ядов // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 5. С. 58-63.