ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТО¬ВАНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 5
1.1 Понятие потребительского кредита и его виды 5
1.2 Факторы, определяющие кредитование физических лиц в коммерче¬ском банке 11
1.3 Показатели, характеризующие деятельность банка 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД ФИНАНС БАНК» 31
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 33
2.2 Анализ процесса потребительского кредитования в ООО «ХКФ
Банк» 52
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ООО «ХОУМ КРЕДИТ ЭНД
ФИНАНС БАНК» 65
3.1 Проблемы потребительского кредитования в ООО Хоум кредит энд
финанс банке 65
3.2 Рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рын- рын¬
ке потребительского кредитования 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
РЕФЕРАТ
Данная выпускная квалификационная работа изложена на 80 страницах. В работу входят 17 таблиц, 3 рисунка, использовано 48 источников.
Ключевые слова: современный рынок потребительского кредитования, деятельность ООО ХКФ Банка, потребительский кредит.
Объект исследования: деятельность ООО «Хоум кредит энд финанс банк» по организации потребительского кредитования людей.
Предмет исследования: экономические отношения, по поводу
потребительского кредитования между коммерческим банком и населением.
Цель дипломной работы: рассмотреть теоретические и практические аспекты потребительского кредитования коммерческим банком и разработать предложения по его совершенствованию в ООО ХКФ Банке.
Задачи ВКР: рассмотреть основные понятия потребительского кредита и исследовать теоретические основы совершенствования системы по-требительского кредитования; провести анализ деятельности банка ООО Хоум кредит энд финанс на рынке потребительского кредитования; определить проблемы и перспективы системы развития потребительского кредитования в ООО ХКФ банке и предложить мероприятия по ее улучшению.
Методы исследования: сравнительный анализ и методы финансовой математики.
Полученные результаты и их новизна: проанализировано современное состояние рынка потребительского кредитования и определены факторы влияющие на него. Основные составляющие — правовое регулирование банковской деятельности, экономическое и политическое состояние страны, в том числе финансовое благосостояние населения. Для совершенствования потребительского кредитования были разработаны и изложены рекомендации, которые должны помочь банку повысить объем выдаваемых кредитов и увеличить количество заемщиков.
В современном мире значение кредита стоит не только в постоянном нара¬щивании величины капитала, предоставляемого для ссуды, но и в увеличении количества участников кредитных отношений, а также в увеличении многообра¬зия самих операций. В последние годы в России потребительское кредитование набирает стремительные обороты. Развитие направления коммерческих банков в сторону частных заемщиков имеет важное значение, поскольку расширение круга клиентов банка, видов оказания услуг, диверсификации кредитного риска и других элементов дает возможность повышения качества их кредитного порт¬феля.
Потребительское кредитование - тема очень актуальная на сегодняшний день, так как почти каждый второй гражданин пользуется этой услугой, способствует этому и удобный быстрый сервис обслуживания.
Вопрос о развитии инструментов и механизмов потребительского креди-тования касается проблемы состояния денежно-кредитной политики страны в целом и банковской системы в общем, а также проблемы связанной с кредитной политикой в отдельном банке. Нестабильная ситуация в стране осложняет дея¬тельность банков, так как из-за кризисов ухудшается финансовое благосостоя¬ние населения. Наряду с этим, сфера потребительского кредитования зависит от высоких кредитных рисков, например, риска невозврата или просрочки плате¬жа, в связи с этим общепринятая раннее модель, ориентированная на макси¬мально быстрое вовлечение в кредитные отношения новых клиентов постепен¬но уступает место модели основной целью которой будет работа с существую¬щими клиентами, уже зарекомендовавшими себя с положительно стороны, это определяет актуальность проблемы существующей в коммерческих банках в направлении совершенствования потребительского кредитования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов потребительского кредитования коммерческим банком и разработка предложений по его совершенствованию в ООО ХКФ Банке.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия потребительского кредита;
- исследовать теоретические основы совершенствования системы по-требительского кредитования;
- проанализировать деятельность банка ООО Хоум кредит энд финанс на рынке потребительского кредитования;
- определить проблемы и перспективы развития потребительского кредитования в ООО ХКФ банке;
- предложить мероприятия по улучшению системы потребительского кредитования в ООО Хоум кредит энд финанс банке.
Предмет исследования в дипломной работе - экономические отношения, возникающие в процессе потребительского кредитования коммерческим банком населения.
Объект исследования работы - деятельность ООО «Хоум кредит энд финанс банк» по организации потребительского кредитования людей.
Практические данные взяты из финансовой отчетности банка. Теоретической и методологической базой работы является учебная литература, статьи ав¬торов в журналах по экономическому анализу, финансовому менеджменту и банковскому делу.
Мы определили, что под потребительским кредитом понимаются отношения, образованные между физическим лицом и банком и выраженные в денежной или товарно-денежной форме. К его основным видам относят: товар¬ный кредит, ссуда на определенную цель, кредитная карта, овердрафт, кредит на неотложные нужды. Исследование современного состояния банковской сферы в потребительском кредитовании показало, что в последние годы в России создались неблагоприятные условия для развития данного рынка (санкции, низкое благосостояние населения и другое).
В работе была рассмотрена деятельность «Хоум кредит энд финанс банка», по данным финансовой отчётности и оценке экспертов, она считается достаточно стабильной по всем параметрам. Банк занимает высокую ступень на рынке потребительского кредитования. Банк осуществляет сбалансированное управление активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения и размещения денежных ресурсов, хотя и ведет агрессивную кредитную политику, но доля просроченных кредитов снижается и показатели ликвидности банка находятся в пределах требований Банка России.
В число важных проблем ООО ХКФ Банка входят: проблема невозврата кредитов; большие затраты на продвижение кредитных карт не приносят результата; новый продукт «Такси кредит» не пользуется популярностью у населения; повышенная цена потребительского кредита за счет дополнительных услуг; сокращение операций, проводимых на длительный срок.
Для решения данных проблем было предложено несколько рекомендаций. Для снижения уровня невозврата кредитов, предлагается усовершенствовать процесс проверки клиентов на платежеспособность, рассмотреть мероприятия по отсрочке платежа (реструктуризации кредита) для клиентов, находящихся в сложной жизненной ситуации. Продукт «Такси кредит» следует развивать и внедрять только в городах с большой численностью людей, либо закрыть данный проект. Для большего распространения карты рассрочки «Свобода» рекомендуется повышать доверие клиентов и финансовую грамотность молодёжи и старшего поколения с помощью видео-уроков на сайте банка, подобных мероприятий в отделениях Почты России, непосредственно, в организациях с численностью человек от 50 сотрудников).
Чтобы решить проблему с долгосрочными операциями можно пересмотреть условия предоставления ипотеки и автокредитов, понизив годовую процентную ставку до 9-10%, либо разработать новые параметры вклада, которые будут привлекать клиентов на более долгосрочное сотрудничество. Или просто закрыть направления, требующие долгосрочного проведения. Для решения проблемы высокой стоимости кредита мы советуем разработать тариф, условия которого-низкая ставка процента, например 8-10% с наличием дополнительной услуги, или альтернативный вариант процентная ставка на уровне верхней границы конкурентных банков 23-27% и без включения дополнительного продукта, при этом предложить клиенту самостоятельно выбрать подходящий для него вариант.
В перспективе обострившаяся борьба банков в потребительском кредитовании за клиентов будет разворачиваться в сфере качества предоставляемых услуг. Тот банк, который сможет удовлетворить большинство запросов клиента, удерживать его, в числе постоянных и при этом привлекать новых клиентов, будет лидером среди остальных. Ввиду этого Банк уже запустил программу лояльности «Польза», по которой клиенту выплачивается кэш-бек. А так же для повышения технического оснащения банк активно разрабатывает и внедряет новые ит-технологии и онлайн-сервисы. При этом не стоит забывать о депозитной политике, ведь это основной источник ресурсов в банке.
1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1(последняя редакция от 03.08.2018) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
2. О потребительском кредите (займе) N 353-ФЗ от 21.12.2013/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
3. Указание Банка России от 16.01.2004 г. №1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов»// вестник Банка России. 2004 №5 (с учетом изменений, изложенных в СПС «Гарант»)
4. Указании Банка России от 13.05.2008г. №2008-У «О порядке расчета и доведения до заемщика-физического лица полной стоимости кредита»
5. Положение Банка России от 28.06.2017г. №590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности»
6. Положением Банка России от 10.02.2003 г. № 215-П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций»
7. Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 года № 06-117/пз-н.
8. Инструкция Банка России от 03.12.2012 №139-И (ред. От
07.04.2016) «Об обязательных нормативах банков» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
9. Письмо ЦБ России от 26.12.2006г. №175-Т .
10. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / 4-е изд.-М.:Дашков и К, 2016.- 400 с.
11. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Краткий курс учебное пособие Бочаров В.В. М: Питер , 2009 -240с.
12. Бунге Н. Х. Экономическое значение кредита/ Теория кредита. К., 1852. 134-180 с.
13. Гинзбург А.И. Экономический анализ Учебник для вузов 3-е изд.- Спб.:Питер, 2011-448с.
14. Герасимов Б.И., Косов Н.С., Дробышева В.В. Экономическая теория. Введение в экономику. Микроэкономика: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2008-232 с.
15. Кауфман И.И. Кредит,банки и денежное обращение / [Соч.] И.И. Кауфмана.- Спб.: тип. А.Е. Ландау, 1873.-928 с. (Теория и практика банковского дела)
16. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки / учебное пособие / О.И. Лаврушин Москва:КноРус, 2016.- 448 с.
17. Поляк Г.Б. Финансы и кредит. Учебник / под ред. Г.Б. Поляка 3-е изд.- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
18. Плотникова Н.К. Финансы, денежное обращение и кредит М.: МИЭП, 1998.-298с.
19. Романовский М.В, Финансы: учебник для бакалавров М.В. Романовский, О.В. Врублевская 4-е изд. пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт , 2013 - 599 с.
20. Белова Т.А. Анализ факторов, влияющих на кредитование физи ческих лиц (региональный аспект) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docplayer.ru
21. Быкова Н.Н. Основные методы анализа кредитоспособности заемщика Гуманитарные научные исследования. 2017 г. №2 Электронный ресурс.
22. Быстров С.А., Полищук А.И. Точная модель потребительского кредита Финансы и кредит -2009 г. №5- с.21-24
23. Вишневский А.А. Современное банковское право: банковского- клиентские отношения: сравнительно-правовые очерки. - М.: Статут, 2013. - С. 172
24. Волошина О.Б. Направления и методы анализа финансового состояния коммерче-ского банка // Аграрный научный журнал. -2014. -No6. -С. 82.
25. Григорьева Д.Р., Гареева Г.А., Лысанов Д.М. Статистические методы анализа и прогнозирования надежности коммерческого банка / В мире научных открытий. -2015. -№2(62). -С.479-492
26. Дубровская А. Чего ожидают банки и МФО от «нового кредитного мира» после вступления в силу закона «О потребительском кредите» / Banki.ru / 2014 г.
27. Ивайкина Д. Д. Правовое регулирование конкуренции на рынке банковских услуг сборник Бизнес, менеджмент и право. Материалы межрегиональной научно - практической конференции студентов и молодых ученых . - 2014 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: cyberleninka.ru
28. Веселова А.Д. Проблемы и перспективы развития потребительского
кредитования в РФ международный журнал прикладных и фунджаментальных исследований.-2016.-№6-1. - С. 100-103 / [Электронный ресурс] / Режим
доступа: https://applied-research.ru
29. Киричук А.А. / Потребительский кредит: защита прав заемщика // Законодательство. 2007-№12
30. Козлова Д.Д. /Потребительский кредит: правовая природа и сущность Журнал юридический вестник молодых ученых 2015-№1- с.41-49 электронный ресурс cyberleninka.ru
31. Никулин И. / Потребительское кредитование скоро должно выйти на
новый уровень/ опубликовано Ваш партнёр-консультант №03 (9519) 2014 г. /
[Электронный ресурс] / Режим доступа: www.eg-online.ru
32. Петросян С.Ю. Анализ состояния и динамики потребительского кредитования в России и тенденция его развития на современном этапе // Молодой ученый .-2017.-№24.-С283-285
33. Савинова В.А. Методологические подходы к определению сущности ипотечного кредита // Финансы и кредит. - 2008. -№46 (334). -С. 31-37
34. Сахаров В.В., Шалимов В.Е. Ресурсы коммерческого банка и их регулирование, 2014. № 2
35. Сорокина Инна. Методические подходы к оценке надежности и устойчивости банка - [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bankir.ru, 2010
36. Терновская Татьяна В хоум кредит объявлена всеобщая
мобилизация / [Электронный ресурс] / Bankir.ru 11/08/2016
37. Филин СВ. Оценка основных факторов, влияющих на финансовую устойчивость коммерческого банка - Журнал Вестник тамбовского университета. Серия : Гуманитарные науки , 2008
38. Чиликов А.С. Пути улучшения финансового состояния
коммерческого банка путем анализа тенденций изменения основных финансовых показателей // Инновационное раз-витие экономики. -2015. -
No1(25). -С. 74.
39. Щиборщ К. Потребительский кредит. Западный опыт и перспективы развития в России // Консультант директора. -2005. №23 (251). - С. 26-31
40. Янов, В. В. Современные тенденции кредитования физических лиц в РФ / В. В. Янов // Теория и практика общественного развития. -2012. -№ 12
41. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов 2011 г.
42. Официальный сайт Хоум Кредит Банка / [Электронный ресурс].
Режим доступа: www.homecredit.ru
43. Официальный сайт Хоум Кредит Банка / [Электронный ресурс].
Режим доступа: www. sostav. ru/publication/bank-novykh-vozmozhno stej
44. Retail & Loyalty “Банк как товарный агрегатор: зачем Хоум Кредит создал собственный маркетплейс” 08.2017 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.retail-loyalty.org
45. Forex-investor / [Электронный ресурс]. Режим до ступа: www. forex¬investor
46. Консультант-плюс / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.consultant.ru
47. Портал банковского аналитика / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //analizbankov.ru
48. КиберЛенинка / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru