ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-
родительских отношений в полных и неполных семьях 9
1.1 Подходы к изучению коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста 9
1.2 Детско-родительские отношения и типы воспитания в полных и
неполных семьях 9
1.3 Коммуникативные способности детей дошкольного возраста в
контексте детско-родительских отношений 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 36
2.1 Организация и методы исследования коммуникативных способностей
детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 36
2.2 Результаты исследования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных
и неполных семьях 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях вопросы семейных отношений приобретают особую актуальность. Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где родители оказывают непосредственное влияние на формирование различных сфер личности ребенка, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Жизнь в семье невозможна без общения - между родителями и детьми. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. В данном контексте внутрисемейные взаимодействия выступают важным ориентиром в формировании и развитии коммуникативной сферы дошкольников.
Теоретический анализ состояния проблемы показал, что исследованию вопросов, касающихся формирования речевой активности ребенка в дошкольном возрасте, а также изучению детско-родительских отношений уделялось довольно много внимания. Целый ряд ученых занимались изучением этого вопроса.
Вопросами формирования личности в дошкольном возрасте занимались Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, и др. Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (Д. Винникотт, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, В.В. Столин, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина).
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский и др.
Речь - отражение психики, а на сегодняшний день ситуация складывается такая, что подавляющее большинство детей страдают в большей или меньшей степени задержкой речевого развития. Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет важность и актуальность изучения проблемы влияния родительского отношения на становление и развитие речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные способности детей.
Предмет исследования: коммуникативные способности детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Цель исследования: изучение особенностей коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях на примере детей детского сада.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-изучить литературу по теме исследования;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-подобрать комплекс методик, изучить их;
- изучить стратегии воспитания родителей детей дошкольного возраста
-изучить взаимосвязь между стратегиями родительского воспитания по методике АСВ и родительскими установками по методике PARI;
-изучить уровень коммуникативных способностей дошкольников
- изучить типы семейных взаимоотношений и их взаимосвязь с формированием речевого компонента дошкольников;
-провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости формирования коммуникативных способностей ребенка - дошкольника от условий внутрисемейного воспитания в полных и неполных семьях и сделать выводы.
Гипотеза исследования:
Специфика коммуникативных способностей детей дошкольного возраста будет взаимосвязана со стилем детско-родительских отношений с матерями в полных и неполных семьях.
Наиболее глубокие и полноценные коммуникативные способности будут иметь дети, в отношении которых применяются конструктивные стратегии воспитания.
Применение неконструктивных стратегий воспитания будет способствовать снижению развития коммуникативных способностей дошкольника.
Теоретико-методологические основания:
- культурно-исторический подход Л.С. Выготского;
- концептуальные положения развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин);
- подходы к изучению стиля детско-родительских отношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
- теоретические положения которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Ж. Пиаже, В.В. Виноградов).
Методы исследования:
1) Методы теоретического анализа - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2) Эмпирические методы - тестирование и анкетирование.
3) Математико-статистические методы обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, Т-критерий Стьюдента, анализ средних значений. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00.
Методики исследования:
1. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - PARI) Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р. К. Белл. В России методика адаптирована Т. В. Нещерет.
2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)
3. Методический комплекс «Диагностика педагогического процесса в средней и старших группах дошкольной образовательной организации» (Верещагина Н.В.). Предложенный методический комплекс использован для диагностики коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, а именно: грамматический строй речи, словарный запас, звуковая культура речи и связная речь.
Этапы работы:
Первый этап (октябрь 2019 г. - декабрь 2019 г.) - Теоретико-методологический. Анализ научной литературы по проблеме исследования, определение цели и задач исследования, разработка программы исследования;
Второй этап (январь 2020 г. - сентябрь 2020 г.) - проведение эмпирического исследования, количественный анализ данных с помощью методов математической статистики. Интерпретация результатов исследования;
Третий этап (октябрь 2018 г. - январь 2021 г.) - анализ и обобщение полученных результатов, оформление текста диссертации, формулирование выводов.
Эмпирическая база исследования и выборка. Исследование детско- родительских отношений в полных и неполных семьях проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 270» города Барнаула. В исследовании приняли участие 30 неполных семей (матери) и 30 полных (матери), соответственно, 60 детей с равным количеством мальчиков и девочек. Возраст испытуемых матерей от 25 до 35 лет. Возраст детей от 5 до 7 лет.
Достоверность и надежность исследования обеспечены проработанностью понятийного аппарата, адекватностью выбранных методов поставленным целям и задачам исследования, применением современных методов математико-статистической обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа данных.
Научная новизна исследования: получены новые данные об особенностях коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в зависимости от типа детско-родительских отношений.
Теоретическая значимость работы связана с расширением и углублением психологических представлений о коммуникативных способностях детей дошкольного возраста. Описаны специфические особенности речевых возможностей дошкольников в зависимости от типа детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, а именно: наиболее высокий уровень по грамматическому строю речи, словарному запасу, фонематическому слуху, связной речи будут иметь дети, в отношении которых применяются конструктивные стратегии воспитания, такие как поддержка, эмоциональная близость, удовлетворение потребностей ребенка и т.д. При этом, применение таких стратегий как игнорирование потребности ребенка, гипопротекция, эмоциональное отвержение и т.д. будет способствовать снижению развития коммуникативных способностей дошкольника.
Практическая значимость работы: дана характеристика особенностей коммуникативных функций дошкольников (словарный запас, грамматический строй речи, фонематический слух, связная речь) в зависимости от типа отношений, которая может быть использована в разработке программ психологической поддержки для родителей и детей с нарушениями речи. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов для студентов - психологов, педагогов, воспитателей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная ситуация развития, определяемая особенностями детско- родительских отношений и типом семьи, оказывается взаимосвязанной с особенностями развития коммуникативных способностей дошкольников.
2. Положительная динамика развития коммуникативных способностей дошкольников связана с использованием воспитательных стратегий, основанных на удовлетворении потребностей ребенка, эмоциональной близости и поддержке.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены на научно-практических конференциях «Мой выбор - наука» (Барнаул - 2019). Данные диссертационного исследования внедрены в практику психологической помощи в МАДОУ «Детский сад 270».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 5 таблицами и 4 рисунками. Библиографический список содержит 110 наименований, из них 8 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 90 страниц, из них 17 страниц приложений.
Теоретико-методологическое осмысление возможностей коммуникативного развития детей дошкольного возраста в зависимости от типа воспитания позволяет сделать вывод о том, что семья каждого человека на протяжении всей жизни играет очень важную и определяющую роль в формировании и развитии личности ребенка.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Сопоставлены различия компонентов коммуникативной сферы дошкольников в полных и неполных семьях. Показано, что, используя определенные стратегии воспитания по отношению к детям, коммуникативная сфера дошкольников может приобретать положительную или отрицательную динамику.
В работе сделаны следующие выводы:
Анализируя результаты исследования, мы видим, что как в группе с отрицательной динамикой, так и в группе с положительной динамикой развитие коммуникативной компетенции так или иначе взаимосвязано с воспитанием, со взаимодействием родителей и ребенка. Отмечено, что у детей, родители которых используют в процессе воспитания такие аспекты как забота, внимательность, уважение, принятие, адекватная строгость и т.д. ярче выражается уровень коммуникативной компетенции в тех или иных сторонах речевой активности. И наоборот, уровень коммуникации снижается при так называемых нарушениях в стратегиях воспитания, как чрезмерность всевозможных санкций, неадекватное наказание, отстранение от ребенка, отсутствие эмоциональной поддержки и т.д.
Данные выводы находят свое подтверждение во всем известной теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, где в нашем случае мы можем рассмотреть развитие ВПФ на примере речи, а социальную ситуацию развития на примере семейного воспитания.
Задачи, поставленные в работе, выполнены; выдвинутые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
1. Агапова Ю.Ю., Дворникова И.Н. Психологическая помощь молодой семье в становлении детско-родительских отношений // Colloquium-journal. 2020. №30 (82). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya- pomosch-molodoy-semie-v-stanovlenii-detsko-roditelskih-otnosheniy
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Пер. с англ. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.- 448 с.
3. Астапова В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития / В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - СПб.: Питер, 2002.
4. Аносова Ю.К. Использование психолого-педагогического
инструментария диагностики коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7ispolzovanie-
psihologo-pedagogicheskogo-instrumentariya-diagnostiki-kommunikativnoy- kompetentsii-detey-starshego-doshkolnogo
5. Арсентьева Е. С. Коммуникативные способности детей младшего дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2016. № 3. С. 3- 8. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/1552.
6. Арсентьева Е. С. К вопросу о детско-родительских / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2017. № 2. С. 1-8. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/2578.
7. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенкЕ А.И. Баркан - М., АСТ-ПРЕСС, 1999.¬432 с.
8. Бессмертная Ю.В. Особенности развития коммуникативных
способностей дошкольников с расстройствами аутистического спектра : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Бессмертная Юлия Владимировна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2008.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/91
9. Белобрыкина О.А., Костригин, А.А., Чупров, Л.Ф.
Эмоционально-коммуникативная компетентность ребенка: проблемы
диагностики // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017.- №2.
10. Белякова Алла Ефимовна. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью :Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13, 13.00.03 : Калуга, 2003 167 с. РГБ ОД,61:03-19/407-1
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И Божович- СПб.:Питер, 2008.- 400с.
12. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи/ М.И. Буянов - М., 1988.-207 с.
13. Боулби, Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М. : Академический проект. 2004. 237 с.
14. Вершинина Л.В. Детская практическая психология: эмоционально-личностное развитие детей в условиях ДОУ / Л.В. Вершининой. - Томск: ТГПУ, 2006. - 290 с.
15. Венгер Л. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста / Л. А. Венгер, Н. К. Цукерман. Томск : б. и., 1993. - (Для школьных психологов).
16. Винникотт Д. В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург.: Изд-во «ЛИТУР», 2004. 400 с.
17. Ворошнина Л.В. Формирование творческой самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх // Игровая деятельность в дошкольном учреждении. Ульяновск, 1989,-С. 18-25.
18. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Мышление и речь / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2012. - 486 с.
19. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2005. - 670 с.
20. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 2004. - 220 с.
21. Гамезо М.В., Неволин И.Ф. Психосемиотические аспекты проблем деятельности и общения. М., 1983. - 117 с.
22. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга». М., 2000.
23. Голубева Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л.Г. Голубева и др. - М.: Академия, 2002. - 191 с.
24. Горлова О. А. Профилактика коммуникативно-речевых
отклонений у детей раннего возраста // Специальное образование. 2012. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/profilaktika-kommunikativno-rechevyh-
otkloneniy-u-detey-rannego-vozrasta .
25. Голзицкая А. А. Влияние особенностей детско-родительских отношении“ на переживание психологической травмы // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов. 2020. №1. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-osobennostei-detsko-roditelskih-otnoshenii-na-perezhivanie-psihologicheskoi-travmy
26. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю.Б. Гиппенрейтер// М., 2008.
27. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М.: АРКТИ, 2004. - С. - 271.
28. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.
29. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/ И.В. Дубровина. - М.: Academa, 1998.- 160 с.
30. Дубровина И.В. Хрестоматия «Возрастная и педагогическая психология»/ И.В. Дубровина -М., 2000-368 с.
31. Запорожец А.В Условия и движущие причины психического
развития ребенка/ А.В.Запорожец. - М., 1997.- 304 с.
32. Зайцева К.П. Развитие коммуникативных способностей детей 6-7 лет как условие социальной адаптации // Педагогическая наука и практика. 2020.- №2 (28).
33. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей/ А.И. Захаров. - М., “Просвещение” 1993.- 128 с.
34. Запорожец А.В. / Развитие общения у дошкольников / А.В. Запорожец, М.И. Лисина. -М.: Просвещение, 1974. 150 с.
35. Захаров А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей / А.И. Захаров // Вопросы психологии. - 1982. - №1. -133 с.
36. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В./М. Земска. - М.:Из-во “Прогресс”, 1986. -214 с.
37. Зильбах Д.Д. Дети в семейной психотерапии: практическая работа и профессиональное обучение // Д.Д. Зильбах.- М.: издательство Института психотерапии, 2004. - 205 с.
38. Иванченко В. А. Социально-психологические особенности детей
из неполных семей // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2010. №2.
иВВ:й11рз://суЬег1ешпка.ш/агйс1е/п/зо1з1а1по-рз1йо1од1сйезк1е-озоЬеппозй-йе1еу-17-перо1иуй-зешеу
39. Игембаева К.С. Психологические особенности детско- родительских отношений в семье // Инновационная наука. 2019. №2. НВЬ: https://cyЬeг1eniиka.гu/aгtic1e/и/psiho1ogicheskie-osoЬeииosti-detsko-гodite1skih- о1позйешу-у-зеш1е
40. Клюева Н.В. Общение: Дети 5-7 лет / Н.В. Клюева, Ю.В. Филиппова. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 156 с.
41. Князева О.Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников / О.Л. Князева. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 168 с.
42. Козырева Л.М. Развитие речи: Дети 5-7 лет / Л.М. Козырева. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 159 с.
43. Корнакова Е. М. Теория привязанности Джона Боулби как основа формирования гармоничных детско-родительских отношений / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2016. № 3. С. 35-42. URL: http://journal.asu.ru/vfp/article/view/1556.
44. Колесник Н.Т. Влияние особенностей семейного воспитания на социальную адаптированность детей: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / Н.Т. Колесник. - М. МГПУ, 1999. - 115 с.
45. Котов А. А., Власова Е. Ф., Котова Т. Н. Чувствительность к
коммуникативному контексту у детей 3 и 4 лет при усвоении ими значений новых слов // Психология. Журнал ВШЭ. 2017. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/chuvstvitelnost-k-kommunikativnomu-kontekstu- u-detey-3-i-4-let-pri-usvoenii-imi-znacheniy-novyh-slov(дата обращения: 13.01.2021).
46. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: учебное пособие для детей / М.П. Краузе; пер. англ. К.А. Назаретян. - М.: Академия, 2006. - 199 с.
47. Криттенден П. Трансформация отношений привязанности в юности //Журнал практической психологии и психоанализа (Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций), 2002. март#1.
48. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: программы эмоционального развития детей дошкольного возраста: / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. - М.: Генезис, 2005. - 198 с.
49. Краева А. А., Привалова Светлана Евгеньевна Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. 2017. №8. URL: ййр8://суЬег1ешпка.ш/агйс1е/п/о8оЬеппо8Й-га2УЙ1уа-кошшиткаЙупуй-ишешу- бе1еу-81аг8Йедо-бо8Ько1подо-1-т1аб8Йедо-8Ько1подо-уогга81а).
50. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений/ Т.А.Куликова - М., Издательский центр “Академия”,2007.-232 с.
51. Коноплёва Л. С., Курилович М. А. Взаимосвязь
удовлетворённости браком, ригидности, общей коммуникативной толерантности и способности к эмпатии у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №38. ПВЕ:
ййр8://суЬег1ешпка.ги/агйс1е/п/у7а1шо8ууаг-ибоу1е1уогуоппо8Й-Ьгакош- пдхбпозй-оЬзсйеу-кошшишкайУпоуЛокгапШозй-ьзрозоЬпозй-к-етраШ-и- зешеупуй-раг-з-гагпуш
52. Лебеденко Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Книголюб, 2003. - 64 с.
53. Лебединский В.В. Психология аномального развития ребенка: хрестоматия: в 2 т. / В.В. Лебединский, М.К. Бардышевская. - М.: ЧеРо, 2006. - 816 с.
54. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка/ А.Н. Леонтьев. - М., 1997.-346 с.
55. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1974. —368 с.
56. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009. - 318 с.
57. Логинова Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 208 с
58. Мальтиникова Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. - Челябинск. - 2009. - 129 с.
59. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Патрина К. Т. Психология младшего школьника. Учебно-методическое пособие для студентов заочников ф-тов подготовки учителей нач. кл., 2-е изд., доп. и испр. М., 1976
60. Мантейчек З. Родители и дети/ З. Мантейчек.- М.:ТЦ Сфера, 2002.-415 с.
61. Микляева Н.В. Работа педагога-психолога в ДОУ / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 384 с.
62. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений/ С. Нартова-Бочавер. - М.: Из-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-416 с.
63. Нифонтова О.В. Психологические особенности формирования готовности детей дошкольного возраста к позитивному разрешению конфликтных ситуаций: Автореф. Дис. Канд. Пед. Наук / О.В. Нифонтова. - Курск. 1999. - 203 с.
64. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М.В. Осорина. - СПб.: Питер, 2000. - 277 с.
65. Пазухина И.А. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет / И.А. Пазухина. - СПб: Детство-Пресс, 2004. - 272 с.
66. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов / М.А. Панфилова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 160 с.
67. Пахальян В.Э. Развитие и психологическое здоровье: дошкольный и школьный возраст: учебное пособие для вузов / В. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006. - 327 с.
68. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Жан Пиаже. - Москва: ИЛ, 2008. - 416 с.
69. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1953.
70. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: МПСИ, 2000. - 303 с.
71. Попрядухина Н.Г., Бубчикова, Н.В. Влияние детско-
родительских отношений на выстраивание взаимных коммуникаций у детей старшего дошкольного возраста // АНИ: педагогика и психология. 2018.- №2 (23).
72. Разживина Л. Азбука настроений / Л. Разживина // Обруч. - 2002. - №3 - С. 26.
73. Реан А.А. Психология детства: Учебник / А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 350 с.
74. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2006. - 408 с.
75. Росс А. Наши дети - наши проблемы / А. Росс. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 316 с.
76. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка / А.А. Рояк. - М.: Педагогика, 1988. - 117 с.
77. Русанова Л.С. Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации // Ярославский педагогический вестник. 2016.- №5.
78. Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками / Е.В. Самсонова // Психолог в детском саду. - 2003. - №3. - с. 89-109.
79. Серебровская Н.Е., Пец О.И. Особенности современных отношений родителей и детей младшего школьного возраста: психолого¬педагогический аспект // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-3
80. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья./А.С. Спиваковская. - ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000.-304 с.
81. Смольникова, Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Смольникова Наталья Глебовна. - М., 1986. - 156 с.
82. Смирнова, Е.А. Проблема речевого общения дошкольников / Е.А. Смирнова // Развитие речи и речевого общения дошкольников: сб. научн. трудов. - М. - 1995. - С. 102 - 118.
83. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду //Повышение эффективности воспитательно- образовательной работы в дошкольных учреждениях. —М., 1988. С. 37-45.
84. Столин В.В. Психологические основы семейной терапии / В.В. Столин // Вопросы психологии : издается с 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский. - 1982. - №4 июль-август 1982. - с. 104-116.
85. Суворова О.В. , Сингина И.А. , Савлова М.С. Отношение младших школьников к значимым взрослым в зависимости от пола и структуры семьи // Проблемы современного педагогического образования. 2018.- №60-3.
86. Сусленкова Любовь Витальевна. Развитие фонационных коммуникативно-речевых умений старших дошкольников в процессе музыкального воспитания : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 : Екатеринбург,2003 201 с. РГБ ОД, 61:03-13/2289-7
87. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: книга для воспитателя детского сада / Е.В. Субботский. - Москва : Просвещение, 1991. - 207 с.
88. Турецкая Светлана Анатольевна. Эмоциональные и коммуникативные особенности субъектов педагогического взаимодействия :в дошкольных учреждениях разного типа : диссертация ... кандидатапсихологических наук : 19.00.07.- Санкт-Петербург, 2007.- 201 с.: ил. РГБОД, 61 07-19/604
89. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии/ Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина. -М., 2000.-368 с.
90. Ушакова О.С. Развитие связной речи //Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. М., 1987. - С. 22-39.
91. Ушинский К.Д.Проблемы педагогики М., 2002.
92. Фромм А. Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации/А. Фромм. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.-608 с.
93. Чижова Е., Новикова Ю., Турганбаева Б., Прайзендорф Е., Залогина О. Сравнительный анализ динамики развития речи у девочек и мальиков дошкольного возраста / Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2018. № 4. С. 128-136. URL: http: //j ournal. asu. ru/vfp/article/view/4838.
94. Чернобровкина С. В., Федорова Т. В. Тип детско-родительских
отношений как фактор характеристик коммуникативной сферы и социометрического статуса у дошкольников // ОмГУ. 2017. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tip-detsko-roditelskih-otnosheniy-kak-faktor- harakteristik-kommunikativnoy-sfery-i-sotsiometricheskogo-statusa-u- doshkolnikov .
95. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций/Л.Б. Шнейдер. М.: Апрель - Пресс, Из-во ЭКСМО -Пресс, 2000.-512 с.
96. Фрейд 3. Конечный и бесконечный анализ. // Психоанализ в развитии.— Екатеринбург: Деловая книга, 1998.— С. 5-42.
97. Хамзина Т. А. Роль психологического сопровождения процесса
воспитания детей из неполной семьи // E-Scio. 2020. №5 (44). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-psihologicheskogo-soprovozhdeniya-protsessa- vospitaniya-detey-iz-nepolnoy-semi
98. Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Собрание сочинений. В 3 т. / пер. с англ. М., 1997. - Т. 1. - 496 с.
99. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника / Д. Б. Эльконин. М. : Знание, 1974. - 64 с.
100. Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб: Фонд «Университетская книга»,1996.
101. Эйдемиллер Э.Г. , Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 1999. -41 с.
102. Ягафарова А.Р., Нигматуллина И.А. Специфика навыков
коммуникации у дошкольников с эмоциональными нарушениями // Коллекция гуманитарных исследований. 2018. №6 (15). URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/spetsifika-navykov-kommunikatsii-u-doshkolnikov-s-emotsionalnymi-narusheniyami
103. Arqyale M. Non-verbal communication in human Social interaction.- Cambridqe, 1972Z-PZ243-268
104. "Baumrind D. Rearing competent children ZZ Child development today and tomorrow Z Ed. W. Dammon. — S-Fr., 1989
105. Berdwhistell R.L. Kinesics and Context. Philodelfia, 1970. r- 356 p.
106. Crittenden P.M. Quality of attachment in the preschool years ZZ Devel. Psycopathol. 1992. V. 4. - P. 209-241.
107. Social situation of child’s development — the key concept of the modern developmental psychology// Psychology in Russia: State of the Art. 2010. № 3. P. 130—153.
108. Swietochowski, W. Parental attitudes and type a behaviour patterns in high and low creative adolescents Z W. Swietochowski, G. Poraj ZZ European journal for high ability. - 1992. - V.3. - №. 2. - P. 141-147
109. Trager G. Paralanguage; A first approximation WLanguage in culture and society. N.Y. 1964. P. 274-288.
110. Griffin, E. A. A first look at communication theory (5th ed.) / E. A. Griffin. IL: McGraw-Hill, 2003.