Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-
родительских отношений в полных и неполных семьях 9
1.1 Подходы к изучению коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста 9
1.2 Детско-родительские отношения и типы воспитания в полных и
неполных семьях 9
1.3 Коммуникативные способности детей дошкольного возраста в
контексте детско-родительских отношений 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 36
2.1 Организация и методы исследования коммуникативных способностей
детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 36
2.2 Результаты исследования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных
и неполных семьях 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. Теоретико-методологический анализ коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-
родительских отношений в полных и неполных семьях 9
1.1 Подходы к изучению коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста 9
1.2 Детско-родительские отношения и типы воспитания в полных и
неполных семьях 9
1.3 Коммуникативные способности детей дошкольного возраста в
контексте детско-родительских отношений 28
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 34
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 36
2.1 Организация и методы исследования коммуникативных способностей
детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях 36
2.2 Результаты исследования коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных
и неполных семьях 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях вопросы семейных отношений приобретают особую актуальность. Большинством исследователей семья рассматривается как среда, где родители оказывают непосредственное влияние на формирование различных сфер личности ребенка, в том числе и на развитие коммуникативных способностей. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Жизнь в семье невозможна без общения - между родителями и детьми. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. В данном контексте внутрисемейные взаимодействия выступают важным ориентиром в формировании и развитии коммуникативной сферы дошкольников.
Теоретический анализ состояния проблемы показал, что исследованию вопросов, касающихся формирования речевой активности ребенка в дошкольном возрасте, а также изучению детско-родительских отношений уделялось довольно много внимания. Целый ряд ученых занимались изучением этого вопроса.
Вопросами формирования личности в дошкольном возрасте занимались Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, и др. Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (Д. Винникотт, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, В.В. Столин, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина).
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский и др.
Речь - отражение психики, а на сегодняшний день ситуация складывается такая, что подавляющее большинство детей страдают в большей или меньшей степени задержкой речевого развития. Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет важность и актуальность изучения проблемы влияния родительского отношения на становление и развитие речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные способности детей.
Предмет исследования: коммуникативные способности детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Цель исследования: изучение особенностей коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях на примере детей детского сада.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-изучить литературу по теме исследования;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-подобрать комплекс методик, изучить их;
- изучить стратегии воспитания родителей детей дошкольного возраста
-изучить взаимосвязь между стратегиями родительского воспитания по методике АСВ и родительскими установками по методике PARI;
-изучить уровень коммуникативных способностей дошкольников
- изучить типы семейных взаимоотношений и их взаимосвязь с формированием речевого компонента дошкольников;
-провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости формирования коммуникативных способностей ребенка - дошкольника от условий внутрисемейного воспитания в полных и неполных семьях и сделать выводы.
Гипотеза исследования:
Специфика коммуникативных способностей детей дошкольного возраста будет взаимосвязана со стилем детско-родительских отношений с матерями в полных и неполных семьях.
Наиболее глубокие и полноценные коммуникативные способности будут иметь дети, в отношении которых применяются конструктивные стратегии воспитания.
Применение неконструктивных стратегий воспитания будет способствовать снижению развития коммуникативных способностей дошкольника.
Теоретико-методологические основания:
- культурно-исторический подход Л.С. Выготского;
- концептуальные положения развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин);
- подходы к изучению стиля детско-родительских отношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
- теоретические положения которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Ж. Пиаже, В.В. Виноградов).
Методы исследования:
1) Методы теоретического анализа - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2) Эмпирические методы - тестирование и анкетирование.
3) Математико-статистические методы обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, Т-критерий Стьюдента, анализ средних значений. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00.
Методики исследования:
1. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - PARI) Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р. К. Белл. В России методика адаптирована Т. В. Нещерет.
2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)
3. Методический комплекс «Диагностика педагогического процесса в средней и старших группах дошкольной образовательной организации» (Верещагина Н.В.). Предложенный методический комплекс использован для диагностики коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, а именно: грамматический строй речи, словарный запас, звуковая культура речи и связная речь.
Этапы работы:
Первый этап (октябрь 2019 г. - декабрь 2019 г.) - Теоретико-методологический. Анализ научной литературы по проблеме исследования, определение цели и задач исследования, разработка программы исследования;
Второй этап (январь 2020 г. - сентябрь 2020 г.) - проведение эмпирического исследования, количественный анализ данных с помощью методов математической статистики. Интерпретация результатов исследования;
Третий этап (октябрь 2018 г. - январь 2021 г.) - анализ и обобщение полученных результатов, оформление текста диссертации, формулирование выводов.
Эмпирическая база исследования и выборка. Исследование детско- родительских отношений в полных и неполных семьях проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 270» города Барнаула. В исследовании приняли участие 30 неполных семей (матери) и 30 полных (матери), соответственно, 60 детей с равным количеством мальчиков и девочек. Возраст испытуемых матерей от 25 до 35 лет. Возраст детей от 5 до 7 лет.
Достоверность и надежность исследования обеспечены проработанностью понятийного аппарата, адекватностью выбранных методов поставленным целям и задачам исследования, применением современных методов математико-статистической обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа данных.
Научная новизна исследования: получены новые данные об особенностях коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в зависимости от типа детско-родительских отношений.
Теоретическая значимость работы связана с расширением и углублением психологических представлений о коммуникативных способностях детей дошкольного возраста. Описаны специфические особенности речевых возможностей дошкольников в зависимости от типа детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, а именно: наиболее высокий уровень по грамматическому строю речи, словарному запасу, фонематическому слуху, связной речи будут иметь дети, в отношении которых применяются конструктивные стратегии воспитания, такие как поддержка, эмоциональная близость, удовлетворение потребностей ребенка и т.д. При этом, применение таких стратегий как игнорирование потребности ребенка, гипопротекция, эмоциональное отвержение и т.д. будет способствовать снижению развития коммуникативных способностей дошкольника.
Практическая значимость работы: дана характеристика особенностей коммуникативных функций дошкольников (словарный запас, грамматический строй речи, фонематический слух, связная речь) в зависимости от типа отношений, которая может быть использована в разработке программ психологической поддержки для родителей и детей с нарушениями речи. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов для студентов - психологов, педагогов, воспитателей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная ситуация развития, определяемая особенностями детско- родительских отношений и типом семьи, оказывается взаимосвязанной с особенностями развития коммуникативных способностей дошкольников.
2. Положительная динамика развития коммуникативных способностей дошкольников связана с использованием воспитательных стратегий, основанных на удовлетворении потребностей ребенка, эмоциональной близости и поддержке.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены на научно-практических конференциях «Мой выбор - наука» (Барнаул - 2019). Данные диссертационного исследования внедрены в практику психологической помощи в МАДОУ «Детский сад 270».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 5 таблицами и 4 рисунками. Библиографический список содержит 110 наименований, из них 8 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 90 страниц, из них 17 страниц приложений.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения. Жизнь в семье невозможна без общения - между родителями и детьми. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. В данном контексте внутрисемейные взаимодействия выступают важным ориентиром в формировании и развитии коммуникативной сферы дошкольников.
Теоретический анализ состояния проблемы показал, что исследованию вопросов, касающихся формирования речевой активности ребенка в дошкольном возрасте, а также изучению детско-родительских отношений уделялось довольно много внимания. Целый ряд ученых занимались изучением этого вопроса.
Вопросами формирования личности в дошкольном возрасте занимались Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин, и др. Изучением проблематики детско-родительских отношений и их влияние на развитие ребенка занимались отечественные и зарубежные психологи и психотерапевты (Д. Винникотт, А.С. Спиваковская, А.И. Захаров, В.В. Столин, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, М.И. Лисина).
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников - Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский и др.
Речь - отражение психики, а на сегодняшний день ситуация складывается такая, что подавляющее большинство детей страдают в большей или меньшей степени задержкой речевого развития. Таким образом, отсутствие теоретической проработки в сочетании с потребностями современной психолого-педагогической практики определяет важность и актуальность изучения проблемы влияния родительского отношения на становление и развитие речи у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные способности детей.
Предмет исследования: коммуникативные способности детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях.
Цель исследования: изучение особенностей коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в контексте детско-родительских отношений в полных и неполных семьях на примере детей детского сада.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-изучить литературу по теме исследования;
-определить основные понятия, необходимые для данного исследования;
-подобрать комплекс методик, изучить их;
- изучить стратегии воспитания родителей детей дошкольного возраста
-изучить взаимосвязь между стратегиями родительского воспитания по методике АСВ и родительскими установками по методике PARI;
-изучить уровень коммуникативных способностей дошкольников
- изучить типы семейных взаимоотношений и их взаимосвязь с формированием речевого компонента дошкольников;
-провести экспериментальное исследование по выявлению зависимости формирования коммуникативных способностей ребенка - дошкольника от условий внутрисемейного воспитания в полных и неполных семьях и сделать выводы.
Гипотеза исследования:
Специфика коммуникативных способностей детей дошкольного возраста будет взаимосвязана со стилем детско-родительских отношений с матерями в полных и неполных семьях.
Наиболее глубокие и полноценные коммуникативные способности будут иметь дети, в отношении которых применяются конструктивные стратегии воспитания.
Применение неконструктивных стратегий воспитания будет способствовать снижению развития коммуникативных способностей дошкольника.
Теоретико-методологические основания:
- культурно-исторический подход Л.С. Выготского;
- концептуальные положения развития личности на разных этапах онтогенеза (Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин);
- подходы к изучению стиля детско-родительских отношений Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис;
- теоретические положения которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Ж. Пиаже, В.В. Виноградов).
Методы исследования:
1) Методы теоретического анализа - абстракция и конкретизация, анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2) Эмпирические методы - тестирование и анкетирование.
3) Математико-статистические методы обработки данных: корреляционный анализ Спирмена, Т-критерий Стьюдента, анализ средних значений. Обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных SPSS 17.00.
Методики исследования:
1. Методика изучения родительских установок (Parental Attitude Research Instrument - PARI) Авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р. К. Белл. В России методика адаптирована Т. В. Нещерет.
2. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (Методика АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В.)
3. Методический комплекс «Диагностика педагогического процесса в средней и старших группах дошкольной образовательной организации» (Верещагина Н.В.). Предложенный методический комплекс использован для диагностики коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, а именно: грамматический строй речи, словарный запас, звуковая культура речи и связная речь.
Этапы работы:
Первый этап (октябрь 2019 г. - декабрь 2019 г.) - Теоретико-методологический. Анализ научной литературы по проблеме исследования, определение цели и задач исследования, разработка программы исследования;
Второй этап (январь 2020 г. - сентябрь 2020 г.) - проведение эмпирического исследования, количественный анализ данных с помощью методов математической статистики. Интерпретация результатов исследования;
Третий этап (октябрь 2018 г. - январь 2021 г.) - анализ и обобщение полученных результатов, оформление текста диссертации, формулирование выводов.
Эмпирическая база исследования и выборка. Исследование детско- родительских отношений в полных и неполных семьях проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 270» города Барнаула. В исследовании приняли участие 30 неполных семей (матери) и 30 полных (матери), соответственно, 60 детей с равным количеством мальчиков и девочек. Возраст испытуемых матерей от 25 до 35 лет. Возраст детей от 5 до 7 лет.
Достоверность и надежность исследования обеспечены проработанностью понятийного аппарата, адекватностью выбранных методов поставленным целям и задачам исследования, применением современных методов математико-статистической обработки данных, сочетанием качественного и количественного анализа данных.
Научная новизна исследования: получены новые данные об особенностях коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в зависимости от типа детско-родительских отношений.
Теоретическая значимость работы связана с расширением и углублением психологических представлений о коммуникативных способностях детей дошкольного возраста. Описаны специфические особенности речевых возможностей дошкольников в зависимости от типа детско-родительских отношений в полных и неполных семьях, а именно: наиболее высокий уровень по грамматическому строю речи, словарному запасу, фонематическому слуху, связной речи будут иметь дети, в отношении которых применяются конструктивные стратегии воспитания, такие как поддержка, эмоциональная близость, удовлетворение потребностей ребенка и т.д. При этом, применение таких стратегий как игнорирование потребности ребенка, гипопротекция, эмоциональное отвержение и т.д. будет способствовать снижению развития коммуникативных способностей дошкольника.
Практическая значимость работы: дана характеристика особенностей коммуникативных функций дошкольников (словарный запас, грамматический строй речи, фонематический слух, связная речь) в зависимости от типа отношений, которая может быть использована в разработке программ психологической поддержки для родителей и детей с нарушениями речи. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов для студентов - психологов, педагогов, воспитателей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Социальная ситуация развития, определяемая особенностями детско- родительских отношений и типом семьи, оказывается взаимосвязанной с особенностями развития коммуникативных способностей дошкольников.
2. Положительная динамика развития коммуникативных способностей дошкольников связана с использованием воспитательных стратегий, основанных на удовлетворении потребностей ребенка, эмоциональной близости и поддержке.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования отражены на научно-практических конференциях «Мой выбор - наука» (Барнаул - 2019). Данные диссертационного исследования внедрены в практику психологической помощи в МАДОУ «Детский сад 270».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст рукописи иллюстрирован 5 таблицами и 4 рисунками. Библиографический список содержит 110 наименований, из них 8 на иностранном языке. Общий объем диссертации составляет 90 страниц, из них 17 страниц приложений.
Теоретико-методологическое осмысление возможностей коммуникативного развития детей дошкольного возраста в зависимости от типа воспитания позволяет сделать вывод о том, что семья каждого человека на протяжении всей жизни играет очень важную и определяющую роль в формировании и развитии личности ребенка.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Сопоставлены различия компонентов коммуникативной сферы дошкольников в полных и неполных семьях. Показано, что, используя определенные стратегии воспитания по отношению к детям, коммуникативная сфера дошкольников может приобретать положительную или отрицательную динамику.
В работе сделаны следующие выводы:
Анализируя результаты исследования, мы видим, что как в группе с отрицательной динамикой, так и в группе с положительной динамикой развитие коммуникативной компетенции так или иначе взаимосвязано с воспитанием, со взаимодействием родителей и ребенка. Отмечено, что у детей, родители которых используют в процессе воспитания такие аспекты как забота, внимательность, уважение, принятие, адекватная строгость и т.д. ярче выражается уровень коммуникативной компетенции в тех или иных сторонах речевой активности. И наоборот, уровень коммуникации снижается при так называемых нарушениях в стратегиях воспитания, как чрезмерность всевозможных санкций, неадекватное наказание, отстранение от ребенка, отсутствие эмоциональной поддержки и т.д.
Данные выводы находят свое подтверждение во всем известной теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, где в нашем случае мы можем рассмотреть развитие ВПФ на примере речи, а социальную ситуацию развития на примере семейного воспитания.
Задачи, поставленные в работе, выполнены; выдвинутые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.
Сопоставлены различия компонентов коммуникативной сферы дошкольников в полных и неполных семьях. Показано, что, используя определенные стратегии воспитания по отношению к детям, коммуникативная сфера дошкольников может приобретать положительную или отрицательную динамику.
В работе сделаны следующие выводы:
Анализируя результаты исследования, мы видим, что как в группе с отрицательной динамикой, так и в группе с положительной динамикой развитие коммуникативной компетенции так или иначе взаимосвязано с воспитанием, со взаимодействием родителей и ребенка. Отмечено, что у детей, родители которых используют в процессе воспитания такие аспекты как забота, внимательность, уважение, принятие, адекватная строгость и т.д. ярче выражается уровень коммуникативной компетенции в тех или иных сторонах речевой активности. И наоборот, уровень коммуникации снижается при так называемых нарушениях в стратегиях воспитания, как чрезмерность всевозможных санкций, неадекватное наказание, отстранение от ребенка, отсутствие эмоциональной поддержки и т.д.
Данные выводы находят свое подтверждение во всем известной теории развития высших психических функций Л.С. Выготского, где в нашем случае мы можем рассмотреть развитие ВПФ на примере речи, а социальную ситуацию развития на примере семейного воспитания.
Задачи, поставленные в работе, выполнены; выдвинутые гипотезы подтверждены, цель работы достигнута.
Подобные работы
- Особенности детско-родительских отношений в неполных семьях младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социально-педагогическая деятельность с неполными семьями воспитанников ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психологическое консультирование в диаде «подросток - родитель» как средство оптимизации отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия эффективной социализации старших школьников неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ Я-ОБРАЗА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХС Я В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Диагностика и развитие эмпатии у подростков, находящихся в условиях материнской депривации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



