Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические основания исследования адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия 9
1.1 Научные подходы к изучению проблемы адаптации людей с
синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия 9
1.2 Особенности психологического развития взрослых с синдромом
Дауна 16
1.3 Адаптационные возможности человека, как предмет психологического исследования 29
Глава 2 Эмпирическое исследование адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия 42
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 42
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов эмпирического
исследования 46
2.2.1 Этап диагностики на предмет адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия (констатирующий этап) 46
2.3 Результаты диагностики уровня эмоционального состояния, тревожности взрослого с синдромом Дауна в начале и в конце исследовании ..
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение
У определенных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются отклонения в развитии общения, социальной адаптации следствие их синдромологического состояния. Люди с синдромом Дауна представляют особую группу, имеющую специфический синдромокомплекс, включающий особенности соматического, неврологического, психологического состояния.
Становление различных линий развития у таких людей происходит своеобразно, наблюдается выраженная, стойкая задержка познавательного, речевого, двигательного, социального развития. Формирование навыков общения у данной категории детей затруднено. Проблемы становления общения у лиц с синдромом Дауна в своих исследованиях касаются такие специалисты, как О.И. Пальмов [6], Л.Ю. Панарина [7] и др.
Синдром Дауна - тяжелая генетическая аномалия. Известно, что синдром Дауна является дифференцированной формой психического недоразвития, отличающейся существенным полиморфизмом как в клинической картине, так и в проявлениях физических, психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств.
Как отмечают А.Г. Московкина и Н.И. Орлова, частота рождения ребенка с синдромом Дауна среди новорожденных составляет 1:700, т.е. 1 случай на 700 родившихся детей. В то же время эти авторы отмечают, что у возрастных женщин (от 45 лет и старше) риск родить ребенка с синдромом Дауна возрастает по сравнению с женщинами в возрасте до 35 лет.
Ряд исследователей (В.И. Селиверстов, А.Г. Московкина, Н.И. Орлова, В.В. Воронкова, А.Р. Маллер, Б.П. Пузанов и др.) отмечает у детей с диагнозом «Синдром Дауна» наличие нарушений в психической двигательной сфере. Так же им отмечается и тот факт, что синдром Дауна является сопутствующим заболеванием при умственной отсталости. [34].
Проблема адаптации в социализирующей среде, воспитания, обучения лиц с синдромом Дауна на данный момент очень важна в педагогики и психологии. Из-за недостаточности в психическом и физическом плане они не могут с такой же легкостью овладеть необходимыми навыками для самостоятельной жизни в социуме. Так же психологическое и физическое развитие у лиц с синдромом Дауна имеет очень низкий уровень, в основном нарушена познавательная деятельность, моторика движений ( бег, ходьба, прыжки и т.д). У лиц с синдромом Дауна помимо основного дефекта определено наличие вторичных отклонений и сопутствующих заболеваний, что явно затрудняет им адаптироваться к окружающей и социализирующей среде.
Развивать и корректировать процессы адаптации, у лиц с синдромом Дауна разными приемами и методами необходимо.
В психологии разработка проблемы социальной адаптации связана с именами К. Левина, А.Н. Леонтьева, А.А. Налчаджяна, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Ж. Пиаже. Особенностью психологической трактовки процесса социальной адаптации является рассмотрение ее в контексте индивидуальных проблем личности, ее взаимоотношений в группе. Медицинское направление представлено работами К. Бернара, Р. Вихрова, И.В. Давыдовского, Г. Селье, где адаптация тесно связана с такими понятиями, как норма и патология, которые отражают определенное состояние человеческого организма здоровье и болезнь и выступают как формы единого процесса адаптации. В.А. Александров, И.В. Власова, А.Г. Догалаков, Т.С. Луковская, Н.Л. Пушкарева, Б.С. Хорев раскрывают демографический аспект адаптации, который призван отражать смену исторических типов воспроизводства населения. Этнографическое направление, изучающее адаптацию этносов к условиям среды (ландшафту), представлено трудами В.В. Гриценко, А.А. Дрегало, Л.М. Дробижевой, Н.Р. Маликовой, И.А. Субботиной, В.А. Тишкова.
На фоне большого количества исследований, посвященных изучению конкретных видов адаптации или решению конкретных практических задач (С.Д. Артемов, И.А. Георгиева, Р.М. Гайнутдинов, Т.Г. Дичев, В.И. Каверина, Т.Л. Кончанин, И.К. Кряжева, Л.В. Меньшикова, А.А. Прохватилов, СА. Расторгуева, А.Л. Свенцинский), Л.В. Корель выдвигает ряд проблем теоретико-методологического характера.
В нашем исследовании опираясь на многочисленные исследования многих авторов (В.И. Селиверстов, А.Г. Московкина, Н.И. Орлова, В.В. Воронкова, А.Р. Маллер, Б.П. Пузанов и др.) мы считаем, что коррекция и развитие физических и психический способностей людей с синдромом Дауна будет намного продуктивнее если данная категория людей будет успешно адаптироваться к новой среде социального взаимодействия с помощью методических мероприятий, которые будут сопровождаться совместным выполнением взрослого с синдромом Дауна и педагога, тем самым все это подтверждает актуальность выбранной нами темы.
Эти обстоятельства послужили основанием для выбора темы нашего исследования: «Адаптация взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия».
Цель исследования: изучение динамики адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия посредством психолого-педагогической коррекции.
Объект исследования: адаптационные возможности взрослых с синдромом Дауна.
Предмет исследования: адаптация взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать зарубежную и отечественную научно - психологическую литературу по проблемам адаптационных возможностей взрослых с синдромом Дауна, рассмотреть основные критерии, составляющие понятие «адаптационные возможности человека»;
2. Разработать методику эмпирического исследования адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия;
3. Разработать психолого-педагогическую коррекционную программу, направленную на адаптацию взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия;
4. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение адаптационных возможностей взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия и их динамики в процессе участия в программе психолого-педагогической коррекции.
Гипотеза исследования: снижение тревоги и развитие социального контакта взрослых с синдромом Дауна выступят в качестве основных параметров повышения адаптации к новой среде социального взаимодействия в процессе психолого-педагогической коррекции.
Теоретико-методологическими основаниями исследования стали: культурно-исторический подход к развитию психики (Л. С. Выготский), научная теория деятельности (А.Н. Леонтьев), представления об адаптационных возможностях человека (А.Г. Маклаков, Ф.Б. Березин), характеристика особенностей психического развития взрослых с синдромом Дауна (Либби Кумин) научные идеи в области психолого-педагогической коррекции детей и взрослых с синдромом Дауна (Майк Кларк д -р фил. наук).
Методы исследования:
Анализ вторичных источников по проблеме исследования адаптации лиц с синдромом Дауна.
Методы сбора данных: целенаправленное наблюдение, проективный рисунок человека К. Маховер, опросник для родителей детей с синдромом Дауна (Н. Артюхина, А.М. Щетинина).
Методы математико-статистической обработки данных (критерия Вилкоксона) с использованием программы компьютерной обработки статистических данных «8Р88 21.0»
Качественные методы исследования: анализ, описание.
Научная новизна исследования: доказано, что совместная с педагогом деятельность способствует развитию и изменению характеристик социального контакта, снижение уровня тревожности взрослого с синдромом Дауна, в следствии чего повышается адаптивность взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия.
Теоретическая значимость исследования:
- предложена комбинация методических приемов и психотехнических инструментов, позволяющая оптимизировать адаптационные возможности взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия;
- апробирована методика эмпирического исследования адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия.
Практическая значимость исследования: разработана и апробирована психолого-педагогическая коррекционная программа, направленная на адаптацию взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия. Полученные научные результаты могут быть использованы в целях адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия средствами психолого-педагогической коррекционной программы. Также в лекционных материалах для студентов и педагогов работающих с людьми, имеющими особые возможности здоровья (ОВЗ).
Положения, выносимые на защиту:
1. В качестве сопряженных психологических параметров адаптационных возможностей взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия выступают снижение у них тревожности, активация способностей установления контакта, устойчивость эмоционального состояния.
Реализованная программа психолого-педагогической помощи в адаптации взрослых с синдромом Дауна, основанная на авторском видении стратегий психокоррекционного воздействия, их реализации, а также выборе психокоррекционных интервенций (методических приемов, практических заданий, психотехнических инструментов) способна создать условия для активизации адаптационного личностного потенциала взрослых с синдромом Дауна.
Проанализировав научно - методическую литературу п проблеме исследования мы выявили, что поведенческие и эмоциональные проблемы у людей с синдромом Дауна могут возникать достаточно часто и не всегда из - за степени тяжести основного дефекта. Все эти изменения могут возникать под давлением и изменением психосоциального, экологического стресса, неспособностью адаптироваться к той или иной среде взаимодействия.
Со временем данная категория взрослых с синдромом Дауна со своими психологическими переживаниями могут не справиться, а наоборот усугубить данную обстановку, так как все стремительно развивается в том числе и вокруг людей с особым возможностями здоровья.
У взрослых с синдромом Дауна, чувства недостаточно дифференцированы, сохранены только элементарные эмоции: радость, страх, грусть, им крайне трудно осознать разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром. Чувства лиц с синдромом Дауна бывают, неадекватны и не пропорциональны воздействиям внешнего мира по всей динамике развития. У некоторых, можем наблюдать какую- то легкость чрезмерную поверхностность переживаний утраты, а у других наоборот превышает сила инертности на длительный промежуток времени, возникающий по малосущественным поводам.
В большинстве случаев уже взрослым с синдромом Дауна нужно не восстанавливать, а формировать адаптационные навыки, развивать и совершенствовать их. Включение сформированных навыков психологической адаптации люди легко включаются в различные игры, которые помогают стимулировать психологическую и двигательную активность. Главная цель - соединение имеющихся у взрослого с синдромом Дауна навыков в цепочку последовательных действий, направленных на достижение цели.
Игровые задания являются одним из самых эффективных средств в оценке психоэмоциональных реакций. Для того, чтобы мотивировать людей с умственной отсталость к различным видам деятельности, педагогу необходимо индивидуально подбирать такой материал, который будет увлекателен, интерееен и доступен для всех занимающихся. Выбирая игры для повышения уровня адаптации к новой среде социального взаимодействия, преподавателю необходимо учитывать показатели уровня тревожности и эмоциональное состояние занимающихся.
Использование игровых заданий сделает процесс адаптации интересным и увлекательным. Индивидуальный игровой подход совершенствует занятие, даёт широкие возможности для развития у лиц с синдромом Дауна физических качеств, поспособствует повышению двигательной активности и улучшит психологическое состояние.
Быстрая утомляемость и разный уровень активизации взрослых с интеллектуальной недостаточностью требует определенного режима нагрузки и отдыха на эмоциональную сферу. Педагог должен контролировать уровень режима физической и психологической активности, а так же узнавать и распознавать агрессивное и депрессивное состояние занимающихся и устранять его.
Люди с синдромом Дауна чаще испытывают чувство радости, эмоционального подъёма от занятий различными играми. В процессе занятий люди учатся лучше управлять своими эмоциями, а также использовать навыки саморегуляции в различных сферах социальной жизни общества.
В процессе работы над проблемой исследования нами решены основные задачи: проанализирована зарубежная и отечественная научно-психологическая литература по проблемам адаптационных возможностей взрослых с синдромом Дауна, рассмотреть основные критерии, составляющие понятие «адаптационные возможности человека»; разработана методика эмпирического исследования адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия; разработана психолого-педагогическая коррекционная программа, направленная на адаптацию взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия.
Проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение адаптационных возможностей взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия и их динамики в процессе участия в программе психолого-педагогической коррекции.
Цель исследования достигнута: изучение динамики адаптации взрослых с синдромом Дауна к новой среде социального взаимодействия посредством психолого-педагогической коррекции.
Гипотеза исследования нашла подтверждение на практике: снижение тревоги и развитие социального контакта взрослых с синдромом Дауна выступят в качестве основных параметров повышения адаптации к новой среде социального взаимодействия в процессе психолого -педагогической коррекции.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Москва: Прометей, 2018. 538 с.
2. Агаджанян Н.А., Баевский Р.М., Берсенева А.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2012. 204 с.
3. Адаптация и здоровье. Теоретические и прикладные аспекты: под ред.
3. М. Казина. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. 299 с.
4. Айзенк Г. Структура личности. СПб: Наука, 1999. 56 с.
5. Александров А.Г. Оптимальные и адаптивные системы. М.: Высшая школа, 1989. 263 с.
6. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 270 с.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Наука, 2010. 372 с.
8. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.
9. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 2003. 177 с.
10. Асмолов А.Г. Психология личности: учебник. М: Наука, 2010. 367 с.
11. Баксанский О.Е., Самойлова В.М. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: аффективная сфера личности и психология общения. М.: КД Либроком, 2018. 368 с.
12. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности, вопросы психологии. М. : ВЛАДОС, 1989.231с.
13. Барашнев Ю. И., Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет личности. / Под ред. Ю.И. Барашнев, Изд-во.: Триада-Х ,2014. 280 с.
14. Бек А., Фримен , А. Когнитивная психотерапия расстройств личности: практикум по психотерапии. СПб. : Питер, 2002. 544 с.
15. Бекоева Д.Д. Практическая психология. М.: Академия, 2017. 192 с.
16. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. СПб.: Питер, 2014. 270 с.
17. Бобнева М.И., Шорохова Е.В. Психологические механизмы регуляции социального поведения . М. : ВЛАДОС, 1979. 368 с.
18. Бодров В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности: учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2016. 768 с.
19. Бочаров В.В., Карпова Э.Б., Чулкова В.А., Ялов А.М. Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии // Вестник Санкт- Петербургского университета. 2010. Вып. 1. С. 12.
20. Бояринцев В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека. Свердловск: Академия,
2014. 40 с.
21. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна. М.: Фактор, 2016. 97 с.
22. Бут Т. Современные подходы к болезни Дауна. М.: Педагогика, 2015. 218 с.
23. Вачков И.В. Психология тренинговой работы. М.: Эксмо, 2007. 276 с.
24. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека.М.: Академический проект, 2014. 224 с.
25. Гаврилушкина О.П. Об организации воспитания детей с недостатками умственного развития. Спб : Дошкольное воспитание, 2016. 359 с.
26. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. 160 с.
27. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 2017. 976 с.
28. Давыдов В.В. Понятие деятельности как основание исследований научной школы Л.С. Выготского // Вопросы психологии. М: ВЛАДОС, 1996. 168 с.
29. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга: книга для учителей и
родителей [Электронный ресурс] // М: Наука, 2011. ПЕЛ: https://waksoft.susu.ru/wp-content/uploads/2018/08/Doktor-Pol-I.-Dennison-i-Geyl-DennisonGimnastika-mozga.pdf (дата обращения 02.10.2020).
30. Дубровин Д.Н. Психологическая адаптация как фактор личностного самоопределения ; дис. ...канд. психол. Наук. М. : МИА, 2005.
31. Дубровский В.И. Лечебная физкультура и врачебный контроль. Учеб. Для мед. Вузов М.: МИА ,2018. 668с.
32. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура. М.: Сов. Спорт, 2016. 288с
33. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. М.: Советский спорт, 2015. 301с.
34. Ефимова Н.С., Литвинова А.В. Социальная психология: учебник для
СПО. Люберцы: Юрайт, 2016. 442 с.
35. Жиянова П.Л., Поле Е.В., Нечаева, Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. М.: Триада-Х 2016. 150 с. 36.Занков Л.В. Психология умственно отсталого .М.: Просвещение, 2014 г. 106 с.
37.Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М.: МГУ, 1971. 261 с.
38. Изард Е.Е. Психология эмоций . СПб.: Питер, 2012. 464 с.
39. Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека. Новосибирск: Наука, 2012. 148 с.
40. Карпов В.Ю. Подвижные игры как средство развития физических качеств. М.: ВЛАДОС, 2016. 90 с .
41. Ковалева Е.А., Синицина, Е.К. Дети-инвалиды в современном обществе . М.: Лист-Нью ,2017. 136 с.
42. Либби - Кумин. Научные идеи в области психолого-педагогической
коррекции детей и взрослых с синдромом Дауна. Спб.: ДАУН-САП.
2011.124 с.
43 .Маклаков А.Г., Березин Ф.Б. Представления об адаптационных возможностях человека. М.: АРКТИ, 2001. 231 с.
44. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: АРКТИ , 2019 . 157 с.
45. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. М. : Дефектология, 2014. 50 с.
46. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.
47. Медведева Т. П., Панфилова И. А., Поле Е. В. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. М.: Москва, 2018. 112 с.
48. Селиверстова И.Н. Развитие познавательных процессов у школьников средствами физического воспитания. Спб: Питер, 2017. 560 с.
49. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития. М.: АРКТИ - 2018 - 270 с.
50. Пальмов О.И. Проблемы становления общения у лиц с синдромом Дауна. М.: ДАУН -САП, - 2012. 23 с.
51. Поле Е.С. Синдром Дауна. Факты. М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2014. 32 с.
52. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. М.: Советский спорт,
2015. 450 с.
53. Диагностика копинг-стратегий [Электронный ресурс] // Спб:
Питер, 2001. ПЯЕ:http://psycabi.net/testy/178-ishchem-vykhod-iz-slozhnykh-situatsijmetodika-dlya-psikhologicheskoj-diagnostiki-koping-mekhanizmov-testkhajma (дата обращения 02.09.2020).
54. Калиненко В. К. Границы в культуре и культура на границах
[Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа: Ежеквартальный журнал электронных публикаций. 2008. № 3.
https://psyjournals.ru/mpsi_worldpsy/2008/n3/28414.shtml (дата обращения: 10.10.2020).
55. Van den Broeck A., Vansteenkiste M., Lens W., De Witte H. Unemployed individuals' work values and job flexibility: an explanation from expectancyvalue theory and self-determination theory // Applied psychology. 2010. V. 59, № 2. P. 296-317.
56. Bühler Ch. Das Seelenleben des Jugendlichen. Versuch einer Analyse und Theorie der psychischen Pubertät. Jena: G. Fischer, 1922. 104 s.
57. Caplan G. Emotional crises // The Encyclopedia Of Mental Healt. 1963. V. 2.
58. Cattell Raymond Bernard Intelligence: its structure, growth, and action. N.Y., 1987.
59. Forman J. The essentials of trading: from the basics to building a winning strategy. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2006. 321 p.
60. Rogers Carl R., Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954.