Исследование личностного профиля подростка-жертвы психологического насилия: анализ проблемы, подходы к профилактике (Кубанский Государственный Университет)
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: подростки, обучающиеся в «Центре подготовки к ОГЭ, ЕГЭ» а также анонимные участники из сети интернет.
Выборка: подростки от 14 до 16 лет в количестве 41 человек.
Есть приложения (Многофакторный опросник Кеттела (14PF) подростковый вариант)
Введение…………………………………………………………………… 3
1.Теоретический анализ проблемы психологического насилия и изучения личностного профиля подростка-жертвы психологического насилия…………………6
1.1 Проблема психологического насилия в психологической литературе………………6
1.2 Психологическая характеристика и возрастные особенности подросткового периода………………………………………………..12
1.3 Особенности личности подростков-жертв психологического насилия………18
2. Эмпирическое изучение личностного профиля подростка-жертвы психологического насилия…………………………………………………25
2.1 Организация исследования и описание методик………………… 25
2.2 Описание результатов исследования…………………………....... 27
2.3 Психолого-педагогические рекомендации для родителей, чьи дети пережили психологическое насилие………34
Заключение…………………………………………………………………. 38
Список используемой литературы……………40
Приложение………………………………………………………………… 43
Насилие негативно влияет на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, способствует возникновению дезадаптации, порождает возникновение чувства безнаказанности у несовершеннолетних и совершение ими правонарушений. Многие дети – жертвы психологического насилия – уходят из дома или детских учреждений, проявляют асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Особенно критическими считаются именно подростковый возраст, который рассматривается большинством исследователей как «возраст риска» относительно психологического насилия.
Степень разработанности проблемы. Психологическое насилие выступает в качестве объекта изучения в разных отраслях современной психологической науке и представлено в ряде как зарубежных, так и отечественных исследований (И. Ариас, И.С. Бердишев, В. Бернет, Е.Н. Волков, Дж. Гарбарино, Д.Я. Дмитриева, И.С. Кона, Д. Лейн, М.Г. Нечаева, И.Н. Новичихина, Д. Ольвеус, А.Б. Орлов, К. Пейп, Т. Фалд, И.Я. Фурманов, С. Хамерман и др.). Однако, несмотря на имеющиеся достижения в понимании проблемы насилия и особенностей отношения к нему, ощущается острая нехватка работ, посвященных исследованию личностного профиля подростка-жертвы психологического насилия: и поиску наиболее эффективных способов профилактики психологического насилия в ученом заведении. Именно поэтому темой курсового исследования является «Исследование личностного профиля подростка-жертвы психологического насилия: анализ проблемы, подходы к профилактике».
Объект исследования – личность подростка –жертвы психологического насилия.
Предмет исследования – особенности личности подростка-жертвы психологического насилия.
Цель исследования –изучить проблему психологического насилия и выделить характерные особенности личностного профиля подростка-жертвы такого насилия.
Задачи исследования:
проанализировать проблему психического насилия в научной литературе;
рассмотреть психологическую характеристику и возрастные особенности подросткового периода;
изучить характерные особенности личностного профиля подростка-жертвы психологического насилия;
провести эмпирическое исследование личностного профиля подростка-жертвы психологического насилия;
привести наиболее эффективные способы профилактики психологического насилия.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач были применены теоретические методы исследования: сравнение и обобщение, с помощью которых был проведен анализ и систематизация психолого-педагогической литературы, обобщение теоретических и практических данных по проблеме исследование, определение современного состояния разработанности проблемы. А также применены практические методы: психодиагностическое тестирование; анализ, систематизация и обобщение результатов эмпирического исследования.
Практическая значимость заключается в том, что обоснованные в работе теоретические и практические положения позволят наметить наиболее эффективные профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения психологического насилия по характерным особенностям личности и определять подростков-жертв психологического насилия; результаты исследования будут полезны практическим психологам, учителям, классным руководителям, родителям и подросткам.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Подростки, пережившие психологическое насилие, также характеризуются пониженным настроением, в отличии от своих сверстников, не бывавших в ситуациях психологического насилия.
Подростки, пережившие психологическое насилие застенчивы, сдержанны, могут длительное время находиться в одиночестве, что также может говорить об их подверженности к психологическому насилию.
Кроме того, они обидчивы, обладают заниженной самооценкой по сравнению с их сверстниками, не бывавших в ситуациях психологического насилия.
Для подростков, переживших психологическое насилие свойственно художественное восприятие мира, они в большей степени фрустрированны и напряжены, чем их сверстники из другой выборки. Им сложно успокоиться, часто преобладает заниженное настроение, что также может быть риском к возникновению ситуаций психологического насилия в их жизни.
Сравнительный анализ позволил выявить статистические значимые различия между некоторыми личностными факторами у подростков, переживших и не переживших насилие. А именно, обнаружены отличия в степени эмоциональной устойчивости, сензитивности, в степени внутреннего напряжения.
Подростки, имеющие случаи психологического насилия, ощущают нехватку энергии, чувствуют себя истощенными, беспомощными, усталыми. Им сложно справиться с жизненными трудностями. Подростки также легко расстраиваются. У них изменчиво поведение, эмоции. Избегают требований окружающей действительности. Раздражительны, эмоционально возбудимы, невротически утомлены. Активно реагируют на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей. Требуют немедленного решения проблем, удовлетворения потребностей.
Также для подростков, испытавших психологическое насилие свойственны такие черты, мягкость, утонченность, художественное восприятие мира. Они более чувствительны к критике, более обидчивы, восприимчивы, они сложно переживают любое замечание, склонны винить себя в неудачах.
Для подростков, в чьей жизни были ситуации насилия характерно постоянное состояние возбуждения, ощущение усталости, разбитости, эмоциональная нестабильность, преобладание пониженного настроения, раздражительность, нетерпимость к критике.
Корреляционный анализ позволил выявить статистически значимые связи между следующими качествами личности у подростков, переживших ситуации психологического насилия.
В этой группе подростков выявлена взаимосвязь следующих факторов: фактор A (шизотимия–аффекты) коррелирует с фактором F (осторожность – легкомыслие) и H (робость, застенчивость – смелость, авантюризм).
А значит, чем аффективнее, эмоционально возбужден подросток, переживший насилие, тем он более легкомыслен и не отдает отчет своим действий и часто может не понимать последствия своих резких эмоциональных реакций.
Кроме того, чем выше уровень робости и скромности, тем подросток более спокоен, а высокие показатели смелости, авантюризма, решительности положительно коррелируют с аффективной составляющей. Наличие аффекта с одной стороны раскрывает подростка, с другой стороны, он становится более рискованным в поведении.
Фактор C (степень эмоциональной устойчивости) положительно связан с фактором G (степень принятия моральных норм). А значит, чем выше уровень устойчивости у подростка, пережившего насилие, тем более он склонен соблюдать принятые нормы и правила в обществе.
Можно говорить о подтверждении гипотезы исследования. Личность подростков, переживших ситуации психологического насилия характеризуется эмоциональной неустойчивостью, они более чувствительны и обидчивы, восприимчивы.
Для подростков, в чьей жизни были ситуации насилия характерно постоянное состояние возбуждения, ощущение усталости, разбитости, преобладание пониженного настроения.
1. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Педагогика. – 2006. – № 5. – С. 43-52
2. Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология / под ред. Антоняна Ю.М. – М.: Спартак, 1999. – 464 с.
3. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учеб. пособие. – М.: Логос, 2011. – 306 с.
4. Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2012. – 129с.
5. Белова Е.Г. Особенности мотивационной сферы девиантных подростков // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. – 2015. – № 6 (55). – С. 232-235.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 287с.
7. Волков Б.С. Психология подростка. – [5-е изд.]. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
8. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. – 2013. – Том 18. – № 6. – С. 19–28.
9. Волков Е.Н. Критерии, признаки, определения и классификации вредящего психологического воздействия: психологическое травмирование, психологическая агрессия и психологическое насилие // Журнал практического психолога. – 2002. – № 6. – С. 183-199
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: АСТ Астрель Хранитель, 2008. – 671 с
11. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – 1136 с.
12. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. –СПб., 2001.– С. 55-81, 96-97
13. Журавлева Т.М., Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям – жертва насилия. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
14. Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб.: Речь, 2003. – 248 с.
15. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления: кн. для психологов, педагогов, родителей. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
16. Колесов Д.П. Современный подросток. Взросление и пол: учебное пособие. – М.: МПСИ Флинта, 2003. – 200 с.
17. Менделевия В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
18. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. / Пер. с англ. – М: Издательство «Весь Мир», 2003. – 376 с.
19. Новичихина И.Н. Домашнее насилие как социальная опасность // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2007. – № 2. – С. 74–79.
20. Орлов А.Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. – 2000. – № 2-3. – С. 183-196.
21. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений / Т.Д. Марцинковская, Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко и др.; под ред. Т.Д. Марцинковской. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.
22. Рождественская, Н.А. Как понять подростка. – М.: ВЛАДОС, 1995. –199 с.
23. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Флинта, 2003. – 96 с.
24. Сердюк Л.В. О понятии насилия в уголовном праве / Л.В. Сердюк // Уголовное право. – 2004. – № 1. – С. 51-52.
25. Соболева М.О. Психологические характеристики современных девиантных подростков // ВЕСТНИК РГГУ. 2018. – № 4 (14). – С.40-49.
26. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 406 с.
27. Фурманов И.Я., Дмитриева Д.Я. Взаимосвязь психологического насилия и эмоционального состояния супругов в семье // Белорусский психологический журнал. – 2005. – №1 (5). – С. 33–40.
28. Христенко В.Е. Психология жертвы/В.Е. Христенко. - Харьков: Консум, 2001. –256 с.
29. Arias J., Pape K.T. Psychological abuse: Implications for adjustment and commitment to leave violent partners // Violence and Victims 14. – 1999. – Р. 55–67.
30. Early physical abuse and later violent delinquency: a prospective longitudinal study / J.E. Langsford, S. MillerJohnson, L.J. Berlin [et al.] // Child Maltreatment. – 2007. – Vol. 12 (3). – P. 233-245
31. Garbarino J., & A. Garbarino, Emotional maltreatment of children // Chicago: National Committee to Prevent Child Abuse, 2nd Ed. – 1994. – Р. 657.
32. Hamarman S. and W. Bernet. Evaluating and reporting emotional abuse in children: Parent- based, action-based focus aids in clinical decision-making // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. – 2000. – №39 (7) – Р. 928–930.