Депрессия как фактор нарушения мотивации обучения студентов
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования депрессии её
взаимосвязь с мотивацией к обучению у студентов 7
1.1 Теоретические подходы к проблеме депрессии в психологии 7
1.2 Мотивация к учебной деятельности и её формирование: основные
понятия и проблемы 12
1.3 Теоретические основы о связи депрессии и мотивации к обучению у
студентов 19
Глава 2 Анализ исследования взаимосвязи депрессии и мотивации к обучению у студентов в условиях пандемии СОУЮ - 19 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных 33
2.3 Интерпретация результатов исследования 40
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения
Глава 1 Теоретические аспекты исследования депрессии её
взаимосвязь с мотивацией к обучению у студентов 7
1.1 Теоретические подходы к проблеме депрессии в психологии 7
1.2 Мотивация к учебной деятельности и её формирование: основные
понятия и проблемы 12
1.3 Теоретические основы о связи депрессии и мотивации к обучению у
студентов 19
Глава 2 Анализ исследования взаимосвязи депрессии и мотивации к обучению у студентов в условиях пандемии СОУЮ - 19 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Количественный и качественный анализ полученных данных 33
2.3 Интерпретация результатов исследования 40
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Приложения
В последнее время очень часто встречается проблема отсутствия мотивации к учебе и работе молодежи. Получение образования в высших и средних учебных заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период в связи с дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой объём информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жёстким контролем и регламентацией режима. Безусловно, это сказывается на психоэмоциональном и психофизическом состоянии студентов и вытекающей из него мотивации к учебе и дальнейшему выбору работы.
В настоящий момент, на уровень образования большое влияние оказывает пандемия коронавируса СОУГО - 19. В связи с тяжелым протеканием заболевания системе образования пришлось столкнуться с неожиданными трудностями в связи с введением режима самоизоляции. Закрытие учебных заведений и экстренный переход на дистанционное обучение сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением, отсутствием или слабой подготовкой как педагогов, так и обучающихся к работе в новых условиях. Одновременно, наряду с очевидными вызовами и проблемами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.
Степень научной разработанности.
Проблема развития мотивации при депрессии рассматривается рядом отечественных и зарубежных педагогов, социологов, психологов. Существует различные подходы к изучаемой теме. Исследованием проблемы мотивации занимались большое количество отечественных психологов В. Г. Асеев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Бакшаева, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и зарубежных авторов Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен. Исследованиями по изучению динамики мотивационных компонентов, анализа психолого-педагогических условий их формирования занимаются А. А. Вербицкий, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Н. В. Кузьмина.
Опыт дистанционного обучения при COVID - 19 в своих работах рассматривают Г.У. Лутфуллаев, У.Л. Лутфуллаев, Ш.Ш. Кобилова, У.С. Неъматов. Наличие большого количества научных работ по формированию понятия «мотивация» и влиянию мотивационных установок молодёжи на образовательные траектории, не дает четкого понятия проблемы мотивации обучения при депрессии в контексте адаптации в условиях пандемии COVID - 19, так как проблема для России новая и пути решения еще не разработаны.
Объект исследования - мотивация обучения студентов
Предмет исследования - процесс адаптации студентов при депрессии в условиях пандемии COVID - 19
Цель исследования: выявление, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности мотивации обучения студентов при депрессии в контексте адаптации в условиях пандемии COVID - 19
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность и содержание понятия «учебная мотивация»
• Изучить виды учебной мотивации и их влияние на учебный процесс студента
• Изучить особенности мотивации у студентов, склонных к депрессивным состояниям
• Разработать методику психолого-педагогического исследования мотивации обучения при депрессии в контексте адаптации в условиях пандемии COVID - 19 на примере студентов АлтГУ
• Провести анализ результатов исследования и разработать методические рекомендации по повышению уровня мотивации в условиях пандемии COVID - 19
Гипотезы:
1. Предположительно, состояние депрессии оказывает негативное влияние на мотивацию студентов к обучению.
2. Вероятно, состояние депрессии сказывается на способности студентов адаптироваться в ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1. Методические разработки А. Б Холмогоровой и Н. Г. Гаранян по выявлению перфекционизма и определения его структуры.
2. Психология мотивации Д. Леонтьева и Е. Осин.
Методы исследования:
При разработке методических основ исследования была использована комплексная методика, которая включает в себя как эмпирические методы исследования, так и теоретические. При проведении эмпирического исследования использованы количественные методы исследования - опрос студентов Алтайского государственного университета на выявление депрессивного состояния и его влияния на мотивацию в учебном процессе.
Эмпирическая база.
Эмпирическое исследование проводилось в 2020 году. Опрос реализован при помощи метода анкетирования - сбор информации в электронной форме с помощью использования google формы. В исследовательскую базу вошел институт психологии, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет». Общее количество респондентов составило 80 человек в возрасте 18-25 лет.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка литературы, приложений. В первой главе автором рассматриваются теоретические подходы к изучению депрессии на примере студентов института психологии Алтайского государственного университета. Вторая глава представляет корреляционный анализ, который показывает взаимосвязь депрессии и мотивации к обучению, а также адаптации студентов к учебному процессу. Общий объем работы составляет 76 страниц.
В настоящий момент, на уровень образования большое влияние оказывает пандемия коронавируса СОУГО - 19. В связи с тяжелым протеканием заболевания системе образования пришлось столкнуться с неожиданными трудностями в связи с введением режима самоизоляции. Закрытие учебных заведений и экстренный переход на дистанционное обучение сопряжены с очевидными проблемами, обусловленными главным образом недостаточным техническим оснащением, отсутствием или слабой подготовкой как педагогов, так и обучающихся к работе в новых условиях. Одновременно, наряду с очевидными вызовами и проблемами, новый формат обучения предоставляет широкий спектр возможностей и перспектив для изменения и совершенствования образовательных систем, для которых критическая ситуация создает форсированные условия.
Степень научной разработанности.
Проблема развития мотивации при депрессии рассматривается рядом отечественных и зарубежных педагогов, социологов, психологов. Существует различные подходы к изучаемой теме. Исследованием проблемы мотивации занимались большое количество отечественных психологов В. Г. Асеев, С. Л. Рубинштейн, Н. А. Бакшаева, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и зарубежных авторов Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Д. Макклелланд, Х. Хекхаузен. Исследованиями по изучению динамики мотивационных компонентов, анализа психолого-педагогических условий их формирования занимаются А. А. Вербицкий, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Н. В. Кузьмина.
Опыт дистанционного обучения при COVID - 19 в своих работах рассматривают Г.У. Лутфуллаев, У.Л. Лутфуллаев, Ш.Ш. Кобилова, У.С. Неъматов. Наличие большого количества научных работ по формированию понятия «мотивация» и влиянию мотивационных установок молодёжи на образовательные траектории, не дает четкого понятия проблемы мотивации обучения при депрессии в контексте адаптации в условиях пандемии COVID - 19, так как проблема для России новая и пути решения еще не разработаны.
Объект исследования - мотивация обучения студентов
Предмет исследования - процесс адаптации студентов при депрессии в условиях пандемии COVID - 19
Цель исследования: выявление, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности мотивации обучения студентов при депрессии в контексте адаптации в условиях пандемии COVID - 19
Задачи исследования:
• Раскрыть сущность и содержание понятия «учебная мотивация»
• Изучить виды учебной мотивации и их влияние на учебный процесс студента
• Изучить особенности мотивации у студентов, склонных к депрессивным состояниям
• Разработать методику психолого-педагогического исследования мотивации обучения при депрессии в контексте адаптации в условиях пандемии COVID - 19 на примере студентов АлтГУ
• Провести анализ результатов исследования и разработать методические рекомендации по повышению уровня мотивации в условиях пандемии COVID - 19
Гипотезы:
1. Предположительно, состояние депрессии оказывает негативное влияние на мотивацию студентов к обучению.
2. Вероятно, состояние депрессии сказывается на способности студентов адаптироваться в ВУЗе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1. Методические разработки А. Б Холмогоровой и Н. Г. Гаранян по выявлению перфекционизма и определения его структуры.
2. Психология мотивации Д. Леонтьева и Е. Осин.
Методы исследования:
При разработке методических основ исследования была использована комплексная методика, которая включает в себя как эмпирические методы исследования, так и теоретические. При проведении эмпирического исследования использованы количественные методы исследования - опрос студентов Алтайского государственного университета на выявление депрессивного состояния и его влияния на мотивацию в учебном процессе.
Эмпирическая база.
Эмпирическое исследование проводилось в 2020 году. Опрос реализован при помощи метода анкетирования - сбор информации в электронной форме с помощью использования google формы. В исследовательскую базу вошел институт психологии, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный университет». Общее количество респондентов составило 80 человек в возрасте 18-25 лет.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих по три параграфа, заключения, списка литературы, приложений. В первой главе автором рассматриваются теоретические подходы к изучению депрессии на примере студентов института психологии Алтайского государственного университета. Вторая глава представляет корреляционный анализ, который показывает взаимосвязь депрессии и мотивации к обучению, а также адаптации студентов к учебному процессу. Общий объем работы составляет 76 страниц.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были сформулированы следующие выводы:
Депрессия - это психическое расстройство, основные симптомы которого печаль, тревога, страх или апатия - снижение или потеря эмоциональных и приятных восприятий (ангедония). Часто также присутствуют некоторые из следующих симптомов: низкая самооценка, чувство вины, пессимизм, невнимательность, усталость или недостаток энергии, нарушения сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжелые формы депрессии характеризуются так называемой «депрессивной триадой»: снижением настроения, торможением мышления и торможением движения.
Депрессия может зависеть от многих факторов, нами была рассмотрена связь депрессии со студенческой мотивацией к обучению и адаптацией в учебной среде.
Учебная мотивации - это специфический тип мотивации, содержащийся в учебной деятельности, которая побуждается целым комплексом различных мотивов, подразделяемых на две основные группы: внешние (социальные) и внутренние (познавательные) мотивы. Мотивы имеют свое происхождение и психологическую характеристику.
В целях обеспечения успешности процесса профессиональной подготовки в высших учебных заведениях и повышения качества подготовки специалистов необходимо учитывать характер учебно - профессиональной мотивации студентов. Такое выявление мотивации позволяет планировать коррекционную работу и влиять на процесс обучения.
Адаптация - это естественное состояние человека, проявляющееся как приспособление (привычка) к новым условиям жизни, новым видам деятельности, новым социальным связям, новым социальным ролям.
В период адаптации человек переживает стрессовую ситуацию, поэтому более уязвим и склонен к депрессивному состоянию.
Что касается риска самоубийства, то студенты здесь ничем не отличаются от других групп, как бы нас ни пугали бульварные заголовки. Но в плане депрессии и других болезней, увы, университеты действительно опережают многие другие отрасли. Но проблема сохранения психического здоровья в университете действительно существует. Каждый год почти каждый третий студент в мире задумывается о самоубийстве. Более четверти студентов страдают расстройством пищевого поведения. Основными причинами, по которым студенты обращаются за помощью, являются депрессия и тревога.
С одной стороны, образованные люди склонны уделять больше внимания своему состоянию, а понимание симптомов психических расстройств может позволить им обратиться за помощью раньше.
Психологическими факторами могут быть различия между академической средой и «реальным миром». Для студентов триггером является переход из родительского дома во взрослую жизнь, сроки сдачи экзаменов и финансовые проблемы. Для магистрантов первый год считается решающим, когда студентам приходится проходить через множество изменений. Согласно теории изменений, депрессия - одна из неизбежных стадий адаптации, и мало кто может ее избежать. Но его глубина и продолжительность будут зависеть от личностных качеств студента, в том числе от способности адаптироваться и противостоять стрессу.
С окончанием первого курса, впрочем, риски депрессий и других расстройств не исчезают. Скорее они усиливаются с повышением уровня и достигают максимума для докторантов. Но данное утверждение остается лишь нашим предположением, его доказательство не входило в цель данной работы.
Нами были показаны связи между депрессией и мотивацией, а также адаптацией в учебной среде. Определен процент депрессивных студентов института психологии Алтайского государственного университета, что говорит о необходимости профессиональной работы специалистов по данной проблеме в стенах университета.
Традиционно депрессия наиболее полно наблюдалась и изучалась клиническими методами. Психиатрия включает в себя широкомасштабное изучение причин, симптомов, процессов и методов лечения депрессивных синдромов при определенных эндогенных и неврологических заболеваниях. В то же время психологическая природа депрессии и её связь с другими факторами часто остается без должного внимания.
Существующие психологические теории депрессии выдвигают различные гипотезы о происхождении заболевания. При этом в соответствии с методологией главенствующей концепции на первый план выступают либо аффективно-мотивационные, либо когнитивные процессы. Однако недостаточно изученным остается вопрос о роли и участии сложного комплекса соподчиненных факторов в возникновении и стабилизации депрессивного поведения.
Системный анализ структуры депрессивного поведения и его взаимосвязи с мотивацией в учебной деятельности и адаптацией к ней позволяют решить многие теоретические и практические проблемы, связанные с возникновением и формированием депрессивных синдромов, особенностями внутреннего мира депрессивных больных, путями и методами психологической коррекции.
Депрессия - это психическое расстройство, основные симптомы которого печаль, тревога, страх или апатия - снижение или потеря эмоциональных и приятных восприятий (ангедония). Часто также присутствуют некоторые из следующих симптомов: низкая самооценка, чувство вины, пессимизм, невнимательность, усталость или недостаток энергии, нарушения сна и аппетита, суицидальные тенденции. Тяжелые формы депрессии характеризуются так называемой «депрессивной триадой»: снижением настроения, торможением мышления и торможением движения.
Депрессия может зависеть от многих факторов, нами была рассмотрена связь депрессии со студенческой мотивацией к обучению и адаптацией в учебной среде.
Учебная мотивации - это специфический тип мотивации, содержащийся в учебной деятельности, которая побуждается целым комплексом различных мотивов, подразделяемых на две основные группы: внешние (социальные) и внутренние (познавательные) мотивы. Мотивы имеют свое происхождение и психологическую характеристику.
В целях обеспечения успешности процесса профессиональной подготовки в высших учебных заведениях и повышения качества подготовки специалистов необходимо учитывать характер учебно - профессиональной мотивации студентов. Такое выявление мотивации позволяет планировать коррекционную работу и влиять на процесс обучения.
Адаптация - это естественное состояние человека, проявляющееся как приспособление (привычка) к новым условиям жизни, новым видам деятельности, новым социальным связям, новым социальным ролям.
В период адаптации человек переживает стрессовую ситуацию, поэтому более уязвим и склонен к депрессивному состоянию.
Что касается риска самоубийства, то студенты здесь ничем не отличаются от других групп, как бы нас ни пугали бульварные заголовки. Но в плане депрессии и других болезней, увы, университеты действительно опережают многие другие отрасли. Но проблема сохранения психического здоровья в университете действительно существует. Каждый год почти каждый третий студент в мире задумывается о самоубийстве. Более четверти студентов страдают расстройством пищевого поведения. Основными причинами, по которым студенты обращаются за помощью, являются депрессия и тревога.
С одной стороны, образованные люди склонны уделять больше внимания своему состоянию, а понимание симптомов психических расстройств может позволить им обратиться за помощью раньше.
Психологическими факторами могут быть различия между академической средой и «реальным миром». Для студентов триггером является переход из родительского дома во взрослую жизнь, сроки сдачи экзаменов и финансовые проблемы. Для магистрантов первый год считается решающим, когда студентам приходится проходить через множество изменений. Согласно теории изменений, депрессия - одна из неизбежных стадий адаптации, и мало кто может ее избежать. Но его глубина и продолжительность будут зависеть от личностных качеств студента, в том числе от способности адаптироваться и противостоять стрессу.
С окончанием первого курса, впрочем, риски депрессий и других расстройств не исчезают. Скорее они усиливаются с повышением уровня и достигают максимума для докторантов. Но данное утверждение остается лишь нашим предположением, его доказательство не входило в цель данной работы.
Нами были показаны связи между депрессией и мотивацией, а также адаптацией в учебной среде. Определен процент депрессивных студентов института психологии Алтайского государственного университета, что говорит о необходимости профессиональной работы специалистов по данной проблеме в стенах университета.
Традиционно депрессия наиболее полно наблюдалась и изучалась клиническими методами. Психиатрия включает в себя широкомасштабное изучение причин, симптомов, процессов и методов лечения депрессивных синдромов при определенных эндогенных и неврологических заболеваниях. В то же время психологическая природа депрессии и её связь с другими факторами часто остается без должного внимания.
Существующие психологические теории депрессии выдвигают различные гипотезы о происхождении заболевания. При этом в соответствии с методологией главенствующей концепции на первый план выступают либо аффективно-мотивационные, либо когнитивные процессы. Однако недостаточно изученным остается вопрос о роли и участии сложного комплекса соподчиненных факторов в возникновении и стабилизации депрессивного поведения.
Системный анализ структуры депрессивного поведения и его взаимосвязи с мотивацией в учебной деятельности и адаптацией к ней позволяют решить многие теоретические и практические проблемы, связанные с возникновением и формированием депрессивных синдромов, особенностями внутреннего мира депрессивных больных, путями и методами психологической коррекции.
Подобные работы
- НАРУШЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИХ ДЕЗАДАПТИРОВАННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Взаимосвязь эмоций и особенностей восстановления нарушений речи, и произвольных движений в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях психоневрологического интерната
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2018 - КИБЕРБУЛЛИНГ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ТРАВЛЯ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - СЕНСОРНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020 - Психокоррекция тревожности студентов с чертами пограничного
расстройства личности средствами БОС-тренинга
Бакалаврская работа, клиническая психология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2013 - Психическая ригидность и перфекционизм в структуре расстройств пищевого поведения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Особенности стилевой саморегуляции поведения студентов с
различным уровнем перфекционизма
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1566 р. Год сдачи: 2019



