Введение...............3
1. Основные элементы научного познания…..5
2. Этапы научного познания......8
Заключение...........14
Список использованной литературы....16
Каждый из нас, будучи даже очень далек от профессиональной научной деятельности, постоянно пользуется плодами науки, воплотившимися в массе современных вещей. Но наука входит в нашу жизнь не только через дверь массового производства, технических новинок и т.д. Научные представления об устройстве мира, о роли человека в нем проникают в сознание отдельного человека; выработанные наукой принципы и подходы к осмыслению действительности становятся ориентирами и в нашей повседневной жизни.
Примерно с XVII в., по мере развития индустриального общества, все более укреплялся авторитет науки и принципов научного мышления, постепенно вытесняя и ослабляя влияние альтернативных картин мира. Долгое время развитие науки представлялось постепенным, последовательным ростом однажды исследованного. При таком подходе картина мира не изменяется в своих основах, а лишь охватывает новые сферы деятельности, истоки же добываемые наукой знания всегда можно найти в прошлом. Именно поэтому очень важно основываться на научные труды предшественников.
Знаменитый афоризм Ф. Бэкона: «Знание – сила» сегодня актуален как никогда. Тем более что сейчас человечество переходит в условия, так называемого информационного общества, где главным фактором общественного развития станет производство и использование знания, научно-технической и другой информации.
Актуальность данной темы сводится к тому, что научное познание является понятием в первую очередь философским. И как философское понятие оно должно в той или иной степени осознаваться любым здравомыслящим и стремящимся к общему развитию человеком с целью повышения уровня его мировоззрения. Философия юриспруденции характеризуются весьма различными аспектами, например, ее можно рассмотреть в качестве философии морали, религии, политики и так далее. Она характеризуется наличием познавательно методологических, иных возможностей юридических наук.
Объектом моей контрольной работы является особенности научного познания..
Предметом контрольной работы выступают различные научные взгляды ученых-правоведов о структуре научного познания.
Целью настоящей работы является изучение научного познания в юридической науке.
Основные задачи контрольной работы заключаются в следующем:
1. Определить основные элементы научного познания;
2. Раскрыть этапы научного познания.
Методологическую основу контрольной работы составляют частные методы исследования, такие как формально-логический, системно-структурный, социологический, сравнительно-правовой и другие.
Теоретической основой настоящей работы стали труды Байбородова, Л.В., Демина, Л.А., Овчаров, А.О., Горелов Н.А., Круглов Д.В., Болдин А.П., Розанова Н. М., Дрещинский В. А., Тебекин, А. В., Смирнов В. А. и других.
Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Таким образом из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в наше время, когда наука становится непосредственной производительной силой, а научно-техническая революция приобретает все более широкий размах, разработка проблем методологии и логики научного исследования выдвигается в качестве одной из актуальных задач философии. Непрерывный и все увеличивающийся поток научных исследований, заметный рост числа людей, занимающихся наукой, превращение профессии научного работника в массовую профессию - все это не только стимулирует общий интерес к проблемам научного познания, но и требует анализа и разработки методов исследования, используемых в современной науке.
Рассматривая науку как специфический вид исследовательской деятельности, можно выделить структурные компоненты, которые будут соответствовать деятельностному подходу.
Научное познание — развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня: эмпирический и теоретический.
Выделяют два уровня познания:
- Теоретический уровень познания;
Характеризуется преобладанием рационального момента: понятий, теорий, законов.
- Эмпирический уровень познания.
В нем преобладает живое созерцание — чувственное познание.
Процесс научного познания осуществляется по определенной апробированной схеме, включает такие основные этапы как:
- постановка проблемы
Этап научного познания, содержанием которого является еще не познанная, но нуждающаяся в познании человеком противоречивая ситуация, теоретического или практического характера;
- выдвижение гипотезы;
Этап научного познания, связанный с формулированием научного допущения или предположения, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве.
- конструирование теории;
Знание вероятностное по своей природе, оно требует проверки и обоснования.
- выявление законов;
Научный закон – форма теоретического знания, содержащая представления о существенных, необходимых и повторяющихся связях между явлениями реального мира.
- формирование парадигмы.
Этап научного познания, в рамках которого осуществляется кристаллизация системы мировоззренческих, теоретических, методологических, ценностных представлений принимаемых научным сообществом в качестве модели постановки и решения научных проблем.
1. Актуальные методологические проблемы научного познания. Выпуск 1. - М.: Издательство Южного федерального университета, 2018;
2. В., И Добреньков Методология и методы научной работы / В. И Добреньков, Н.Г. Осипова. - М.: КДУ, 2017;
3. Кибернетика и современное научное познание. - М.: Наука, 2018;
4. Методология военно-научного познания. - М.: Воениздат, 2017;
5. Смирнов, В. А. Логические методы анализа научного знания / В.А. Смирнов. - М.: Едиториал УРСС, 2018;
6. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019;
7. Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019;
8. Лебедев, С. А. Методология научного познания : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. А. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2019;
9. Мокий, В. С. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. С. Мокий, Т. А. Лукьянова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019;
10. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений : учебник для академического бакалавриата / А. В. Тебекин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019;
11. Байбородова Л. В., Чернявская А. П. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие. — М.: Юрайт. 2018;
12. Дрещинский В. А. Методология научных исследований. Учебник для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт. 2019;
13. Розанова Н. М. Основы научных исследований. Учебно-практическое пособие. — М.: КноРус. 2020;
14. Болдин, А.П. Основы научных исследований: Учебник / А.П. Болдин. - М.: Academia, 2018;
15. Шуремов, Евгений Логика и методология научного исследования. Коротко о главном / Евгений Шуремов. - М.: Издательские решения, 2019;
16. Пещеров, Георгий Методология научного исследования. Учебное пособие / Георгий Пещеров. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2017;
17. Овчаров, А.О. Методология научного исследования: Учебник / А.О. Овчаров. - М.: ИНФРА-М, 2018;
18. Кравцова, Е.Д. Логика и методология научных исследований / Е.Д. Кравцова. - М.: ИНФРА-М, 2018. ;
19. Байбородова, Л.В. Методология и методы научного исследования. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л.В. Байбородова. - М.: Юрайт, 2018;
20. Горелов Н.А. Методология научных исследований / Н.А. Горелов, Д.В. Круглов. — М.: Юрайт, 2018.
2.Статьи и монографии
1. Афанасьева, Наталья Вычислительные и экспериментальные методы научного эксперимента: моногр. / Наталья Афанасьева. - М.: КноРус медиа, 2018;
2. Демина, Л.А. Логика, методология, аргументация в научном исследовании. Учебник для аспирантов: моногр. / Л.А. Демина. - М.: Проспект, 2017.