Введение 3
Глава 1 Психологические особенности несовершеннолетних матерей и понятие совладающего поведения 8
1.1 Психологические особенности подросткового возраста 8
1.2 Понятие совладающего поведения 12
1.3 Психологические особенности несовершеннолетних матерей 16
1.4 Отношение несовершеннолетних матерей к ситуации
материнства 24
Глава 2 Эмпирическое исследование принятия ситуации материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг-стратегий 30
2.1 Программа и методики эмпирического исследования принятия ситуации материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг - стратегий, самооценки психических состояний и клинико-психологической симптоматики 30
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования принятия ситуации
материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг- стратегий, самооценки психических состояний и клинико-психологической симптоматики 38
2.3 Рекомендации для организации психолого-педагогической работы с
несовершеннолетними матерями 46
Заключение 51
Список использованной литературы 56
Приложения 63
Актуальность. Подростковый возраст - это специфический период развития человека, который часто характеризуют как переходный или переломный, как период, между детством и взрослостью. О подростковом периоде говорится в работах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Э. Эриксона, Ж. Пиаже и др.[1, 4, 26, 40]. В этот период основной ситуацией развития является общение со сверстниками, а ведущей деятельностью - учебно-профессиональная [24, 40]. В общении формируются основные новообразования: самосознание, происходит развитие своего собственного мировоззрения, переосмысление ценностей, усвоение социальных норм, развивается формально-логический интеллект, дивергентное и гипотетико-дедуктивное мышление, рефлексия [1, 26].
Гармоничное развитие личности в подростковый период один из факторов успешного функционирования индивида в дальнейшем. Однако, ни для кого не секрет, что в течение жизни человек встречает немало трудностей, которые могут повлиять на его развитие в негативном ключе. Подросток может встретиться с множеством ситуаций, которые могут осложнить его нормальное развитие. Одна из таких ситуаций - раннее материнство.
Материнство само по себе является особенной ситуацией, характеризующейся развитием образа матери, как части концепции себя, отношение к телесности, в контексте ожидания и вскармливания ребенка, и, также, развитием отношения к ребенку. Сам процесс подготовки к материнству, является сложной системой, для успешной реализации в котором, требуется осознание ряда концепций [34].
Не трудно представить с какими трудностями связанно становление матерью в подростковом возрасте. Даже при поверхностном взгляде можно выделить факторы, обуславливающую ситуацию несовершеннолетнего материнства как проблематичную с точки зрения клинической психологии. И эти факторы, собственно, специфика подросткового возраста самого по себе, и специфика принятия материнства с его многоуровневой системой [14, 18].
В ситуации раннего материнства мы можем выделить две большие группы факторов, которые могут повлиять на то, каким образом будет протекать развитие подростка. Это внутренние и внешние факторы. К внешним факторам будет относиться семейная обстановка, социальное и медицинское сопровождение. К внутренним - образ себя, как матери, и психологические инструменты совладания со стрессовыми ситуациями, оценка своего психического состояния. Поскольку исследование имеет клинико-психологический характер, будут рассмотрены внутренние факторы и их зависимость друг от друга.
Осознание и принятие себя как матери - один из важнейших факторов, влияющих на развитие подростка в ситуации несовершеннолетнего материнства, поскольку в данном случае перед подростком, помимо его основной деятельности, стоит задача воспитания ребенка и обеспечения благоприятной среды для его развития, как деятельности родительской. Помимо объективных трудностей, связанных с уходом за ребенком, в данной ситуацией подросток может столкнуться с невозможностью полноценно реализоваться в своей ведущей деятельности, а также со стрессовыми ситуациями, к которым не было возможности подготовиться. На принятие себя, как матери, могут влиять предпочитаемые способы совладающего поведения и самооценка психических состояний.
Совладающее поведение - это умение преодолевать трудности, справляться с невзгодами повседневной жизни, эффективно адаптироваться к жизненным затруднениям, регулировать свое эмоциональное состояние и поведение в такого рода ситуациях. Под совладающим поведением понимается особый вид социального поведения, обеспечивающий здоровье и благополучие человека [32, 33, 43, 48, 51, 52, 53, 57].
Самооценка психических состояний - это оценка своих психических состояний самим человеком. В одинаковых условиях, при одинаковой степени компетентности люди с разной самооценкой состояния будут действовать по-разному. От самооценки психических состояний может зависеть оценка успешности и целесообразности деятельности, как и возможность деятельности вообще. Как и от состояния психики в целом. В подростковом возрасте чаще встречаются акцентуации характера [22].
Данного рода положения дают нам причины рассмотреть психологическое принятие ситуации материнства девушками подростками в контексте копинг-стратегий, но также оценки психических состояний и симптоматики.
Объект исследования: психологическое принятие ситуации материнства несовершеннолетними девушками.
Предмет исследования: психологическое принятие ситуации материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг- стратегий, самооценки психических состояний и клинико-психологической симптоматики.
Цель работы: изучить особенности принятия ситуации материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг-стратегий, самооценки психических состояний и клинико-психологической симптоматики.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по понятию принятия ситуации материнства несовершеннолетними девушками;
2. Описать специфику подросткового возраста;
3. Изучить содержание понятия совладающее поведение и копинг- стратегии
4. Проанализировать психологические особенности адаптации к статусу несовершеннолетней матери
5. Разработать программу эмпирического исследования особенностей
психологического принятия ситуации материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг-стратегий, самооценки психических состояний и симптоматики , провести эмпирическое исследование;
6. Анализ и интерпретация результатов исследования. Формулировка выводов исследования;
7. Разработать план с рекомендациями для организации психолого-педагогической работы с несовершеннолетними матерями.
Гипотезы исследования:
1. Несовершеннолетние матери с позитивным принятием ситуации материнства характеризуются применением в стрессовых ситуациях копинг-стратегий планирования решения проблемы и самоконтроля, низким уровнем психической ригидности .
2. Для несовершеннолетних матерей с негативным отношением к
материнству будет характерно отрицание ответственности и субъектности в связи с рождением ребенка, выраженная враждебность и оборонительная агрессивная тенденция в поведении.
Теоретико-методологическая основа:
1. Исследование особенностей ювениального и девиантного материнства (Г.Г.Филиппова, С.Б. Нестерова, С.Ю. Мещерякова, В.В. Волкова и д.р.)
2. Концепция совладающего поведения со стрессом Р. Лазаруса.
3. Культурно-исторический подход в контексте детского и подросткового развития личности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович).
Методы исследования:
1. Анализ библиографических источников.
2. Методы сбора данных:
2.1 Анкетирование: анкета изучения особенностей принятия ситуации материнства несовершеннолетними девушками.
2.2 Тестирование: Тестирование: Опросник «Способы совладающего
поведения Лазаруса» (в адаптации Крюковой Т.Л., 2004); 3.2 Методика диагностики самооценки психических состояний по Г. Айзенку (в адаптации Райгородского Д.Я., 2011); Симптоматический опросник 8СБ-90-К (Дерогатис, Рикельс, Рок 1976 г. (адаптация ИП РАН).
3. Методы математическо-статистической обработки (кластерный анализ, дискриминантный анализ, Н-критерий Краскела — Уоллиса для независимых выборок)
Анализ и обработка данных реализована с помощью статистического пакета 8Р88 у.22
Выборка: Выборку исследования составили 30 несовершеннолетних матерей, в том числе учениц 9 - 11 классов средних школ города Барнаула.
При выполнении выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи.
1. Проанализирована и описана специфика подросткового возраста. В подростковый период происходят качественные изменения, затрагивающие все аспекты человеческого развития и жизни, и, поскольку эти изменения могут носить резкий характер, этот возраст часто называют кризисным. В подростковый период происходит изменением социальной ситуации развития, ведущей деятельностью является общение со сверстниками. В данный период происходит развитие оценки себя, а также появляется стремление к самоутверждению, желание доказать свою взрослость. Одно из нововведений этого возраста - самоопределение, характеризующееся пониманием подростка себя и своих способностей, а также своего места в социуме и своей цели в жизни. В общении формируются основные новообразования: осознание себя, усвоение норм и правил поведения в социуме, переосмысление ценностей. Подростку очень важно найти свою референтную группу, в которой будут значимы ценности подростка, его личные качества и мнения. Стремление следовать установленным нормам, тяготение к уважению в значительной группе - один из ведущих мотивов активности подростка, наполняющий определенным содержанием процесс социализации.
2. Изучено содержание концепции копинг-поведения и копинг-стратегии. Феноменологическая классификация копинг -реакций, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолькманом, хорошо известна в психологической литературе. Р. Лазарус понимает под термином «копинг» - стремление индивида к решению проблем, в момент, когда возникают обстоятельства, адаптация к которым требуется для обеспечения его хорошего самочувствия. В этом понимании поведение направленное на преодоление стресса, или «копинг», рассматривается как деятельность субъекта предпринимаемая, для сохранения или поддержания гармонии обстоятельствами стрессовой среды и ресурсами, которые требуются для его разрешения.Таким образом, в теории Р. Лазаруса, совладающее поведение характеризуется как динамический процесс, определяющийся субъективностью переживания ситуации и другими факторами.
3. Осуществили методологический анализ понятия специфики
принятия материнства несовершеннолетними матерями. Осознание и принятие себя в качестве матери - один из важнейших факторов, влияющих на развитие подростка в ситуации несовершеннолетнего материнства, поскольку в этом случае, помимо своей основной деятельности, перед подростком стоит задача воспитания ребенка и обеспечение благоприятной среды для его развития как родительской деятельности. Помимо объективных трудностей, связанных с уходом за ребенком, в данной ситуации подросток может столкнуться с невозможностью полноценно реализовать себя в своей ведущей деятельности, а также со стрессовыми ситуациями, к которым не было возможности подготовиться. Выделяются такие типы принятия материнства: зрелое, когнитивно-незрелое и аффективно-незрелое.
4. Была разработана программу эмпирического исследования принятия ситуации материнства несовершеннолетними девушками в контексте копинг - стратегий, самооценки психических состояний и симптоматики. В эмпирической части выпускной квалификационной работы были использованы следующие методы: 1. Разработанная анкета для выявления типа отношения к материнству; 2. Опросник «Способы совладающего поведения Лазаруса» (в адаптации Крюковой Т.Л., 2004). 3. Методика диагностики самооценки психических состояний по Г.Айзенку (в адаптации Райгородского Д.Я., 2011); 4. Симптоматический опросник 8СБ-90-К Дерогатис, Рикельс, Рок 1976 г . (адаптация ИП РАН).
5. Были проанализированы и проинтерпретированы результаты исследования. Сформулированы выводы исследования.
Нами было выделены 3 группы, различающиеся по специфике отношения к материнству. Группе 1 свойственно признание ограничений и проблем. Подросток осознает происходящие изменения и принимает ответственности за случившееся на себя, пытаясь самостоятельно справится с ситуацией. При этом существует неспособность удовлетворять свои личные потребности. Для группы 2 характерно непризнание своей ответственности, негативное отношение к ситуации. Подросток не признает своей ответственности, складывая обязательства на родителей, и придерживаясь объектной позиции и позиции оборонительной враждебности. Группе 3 присуще позитивное принятие роли матери. В данной группе отмечается позитивное отношение к роли матери и полное его принятие, поддержка родственников, специфический для подростка стиль мышления.
По результатам опросника совладания со стрессом можно сделать вывод о том, что 1 группа использует копинг -стратегии, адаптивные в ситуации продолжительного стресса, такие как избегание-бегство и планирование решения проблемы. Группа 2 использует неадаптивные копинг-стратегии по преодолению стресса, а именно, принятие ответственности, с признанием роли в формировании проблемной ситуации с обвинительной тенденцией, и самоконтроль с тенденцией прятать от окружающих свои переживания и побуждения, приводящее к сверхконтролю поведения. Группа 3 использует адаптивную копинг-стратегию планирование решения проблемы, которая заключается в попытке преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации, рассмотрении возможных вариантов поведения для разрешения проблемы.
Проанализировав результаты опросника самооценки психических состояний мы сделали вывод, что для 1 группы характерны высокие показатели тревожности и фрустрации, что говорит о неспособность реализовать свои личностные потребности, чувстве тревоги, связанной с состоянием неопределенности. Для группы 2 характерны высокие показатели тревожности и агрессивности, что можно связать с враждебно-оборонительной позицией и чувством уязвимости. У группы 3 показатели являются маловыраженными, что даёт основание полагать, что их состояние в целом характеризуется психологическим благополучием.
Результаты по симптоматическому опроснику: у 1 группы сравнительно выделяются показатели соматизация, депрессия и тревожность, что, при сравнении с абсолютными величинами шкал по опроснику, может говорить о общем состоянии беспокойства, напряжения, астеническом состоянии. Для 2 группы самыми высокими показателями оказались сенситивность и враждебность, что говорит о присущих группе чувстве беспокойства, выраженном дискомфорте, возникающем в процессе межличностного взаимодействия, выраженной агрессии, чувстве раздражения и негодования. Показатели у 3 группы являются преимущественно низкими, на основе чего можно предположить, что для 3 группы характерно в целом благополучное симптоматическое состояние, и трезвая его оценка.
Был разработан план с рекомендациями для организации благоприятных психолого-педагогических условий развития мотивационной сферы матерей-подростков, за счет развития значимых навыков, к которым относятся развитие мотивационной сферы, образование системы ценностей, выработка социального опыта, развитию когнитивных и аффективных аспектов принятия материнства. Работа направлена на изучение особенностей психологического и эмоционального статуса каждого подростка, для эффективного решения проблем; формирование развития ценностных отношений в условиях юношеского материнства, развитие мотивационной сферы.
1. Л. И. Божович. Личность и её формирование в детском возрасте. —
СПб.: Питер Пресс, 2009. — С. 275—304. — 400 с.
2. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 38 - 47.
3. Брутман В.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психология развития. 2000. Т. 21. Вып. 2. С. 79 - 87.
4. Васягина Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России. Екатеринбург: [б.и.], 2013. 364 с.
5. Выготский, Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132с.
6. Выготский, Л.С. «Проблемы психического развития ребенка», - В кн.: Избранные психологические исследования. Москва, 1956г. — С.143¬145. — 123 с.
7. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребёнка / Психология личности / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырёва. — М., 1982. —187 с.
8. Волкова, В.В. Особенности женской полоролевой социализации [Текст] /В.В.Волкова // Психологическое пространство личности. - Петропавловск-Камчатский, 2004. - С. 3-13.
9. Волкова, В.В. Развитие материнского отношения в онтогенезе
/В.В.Волкова // Проблемы психологии личности: возрастной,
социальный и культурно-исторический аспект. - Петропавловск-
Камчатский, 2004. - С. 24-36.
10. Волкова, В.В. Проблемы психологической детерминации юного
материнства/ В.В.Волкова // Проблемы психологии личности: возрастной, социальный и культурно-исторический аспект. - Петропавловск-Камчатский, 2004. - С. 9-23.
11. Волкова, В.В. Проблемы психологической адаптации матерей- подростков в цивилизационном будущем России [Текст] / В.В.Волкова // Этические проблемы развития современной цивилизации. - Пенза, 2004. - С. 160-168.
12. Волкова, В.В. Психологические особенности отношения к материнству матерей-подростков [Текст] / В.В.Волкова // Становление личности подростков в условиях современного общества. - Петропавловск-Камчатский, 2005. - С. 101- 120.
13. Волкова, В.В. Эмпирическое исследование психологических особенностей отношения к материнству матерей-подростков/ В.В.Волкова // Личность в экстремальных ситуациях. - Петропавловск- Камчатский, 2005. - С. 1-25.
14. Гудкова Т.В., Марущак Е.Б., Вопилова И.И. Проблемы девиантного материнства в современных социокультурных условиях: методические рекомендации для специалистов социальных служб. Новосибирск: Новосибирский издательский дом, 2014. 56 с.
15. Дозорцева Е.Г. Психологические аспекты психосексуального здоровья девочек - подростков //Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 2011
16. Драгунова, Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка // Вопросы психологии личности школьника / Ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина.- Москва : АПН РСФСР, 1961. - С. 120¬169.
17. Дубровина И.В. Семья и социализация ребенка // Мир психологии : научно-методический журнал / Ред. Д.И. Фельдштейн, А.Г. Асмолов. - 1998. - №1 январь-март 1998. — с. 54-59.
18. Ермолова Т.В., Иволина Т.В., Дедова О.В., Литвинов А.В. Проблема дисфункционального материнства в новейших зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 4. С. 25-37. бо1:10.17759/]ш1р.2019080403
19. Есипович Н.С. Причины несформированности чувства любви у девиантных матерей // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы VII Всероссийской студенческой научно - практической конференции с международным участием (Новосибирск, 19-21 декабря 2018 г.): в 3-х ч. Ч. 3 /под ред. О.Б.Ганпанцуровой. Новосибирск, НГПУ, 2018. С. 203 - 205.
20. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А., Хромов А.И. Психологическая диагностика когнитивного дизонтогенеза. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски, 2018, №118(5), сс. 3-11.
21. Калитеевская Е. Р., Леонтьев Д. А. Пути становления самодетерминации личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 2006. — № 3. — С. 49-5
22. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1977.
23. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18 - 27.
24. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности II Доклады на совещании по вопросам психологии личности. (Сокращенные тексты. М.: АПН РСФСР, 1956д. -С. 10-14. Психология состояний. Хрестоматия. Под ред. А. О. Прохорова. 2004.
25. Нестерова С.Б. Эмоциональные особенности женщин в период подростковой беременности //Современная реальность в социально-психологическом контексте: сборник научных материалов /под науч. ред. О.А. Белобрыкиной, М.И. Кошеновой. Новосибирск: НГПУ, 2018. С.230 - 234.
26. Пиаже. Ж. Избранные психологические труды. — Москва: Просвещение, 1969. — С. 659.
27. Поливанова К. Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. — 1998. — №3. — С. 31-35.
28. Пьянкова Л.А. Материнство как феномен развития общества и личности. Новокузнецк: КузГТУ, 2016. 46 с.
29. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - Спб.,2000 51 с.
30. Рощина И.Ф., Зверева Н.В. Клиническая психология развития и проблемы дизонтогенеза // Мир психологии, 2012, №2. - С.163-171.
31. Рощина И.Ф., Зверева Н.В. Проблемы семьи в контексте клинической
психологии //Клиническая и специальная психология. 2012, №1
(электронное издание). DOI : 10.17116/jnevro20151155221-27. ИФ
0,695; Q4; S; R
32. Сирота, Н. А. Копинг-поведение в подростковом возрасте: дисс. ... д- ра мед. наук / Н.А. Сирота. - СПб., 1994. - 283 с.
33. Сирота, Н. А. Копинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - 1994. - №1. - С.63-74.
34. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Институт Психотерапии, 2002. 240 с.
35. Филиппова Г.Г. Диагностика материнского отношения до рождения
ребенка // Материнство. Социально-психологические аспекты (норма и девиация): материалы Всероссийской научно-практической
конференции. Иваново: ИвГУ, 2002. С. 94 - 98.
36. Филиппова Г.Г. Образ мира и мотивационные основы материнства.//Пролемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь, 1995,с.31 - 36.
37. Филиппова Г.Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. Т. 2, вып. З. М.,1996, с. 133.
38. Филиппова Г.Г. Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. науч. практ. конф., 26 — 28 нояб. 1996.
39. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический
подход. // Психологический журнал, 1998, № 5, с.81 - 88.
40. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - №
4. - С. 6-20.
41. Briere J., Jordan C.E. Childhood maltreatment, intervening variables, and adult psychological difficulties in women an overview // Trauma, Violence & Abuse. 2009. Vol. 10. № 4. P. 375-388. doi:10.1177/1524838009339757
42. Cecil C.A.M.The joint contributions of maternal depression and infant negative emotionality to maternal sensitivity to infant distress /. PsyArXiv [Preprint]. 2017. 34 p. doi:10.31234/osf.io/7pshj
43. Coyne J.C., Lazarus R.S. Cognitive style, stress perception and coping / J.C. Coyne, R.S. Lazarus // Handbook of stress and anxiety / Eds. J.L. Kutash, L.B. Schlesinger. - 1980. - P. 144-158.
44. Crugnola R. Reflective functioning, maternal attachment, mind- mindedness, and emotional availability in adolescent and adult mothers at infant 3 months / // Attachment & Human Development. 2018. Vol. 20. № 1.
P. 84-106. doi:10.1080/14616734.2017.1379546
45. Crugnola C.R. Childhood experiences of maltreatment, reflective functioning and attachment in adolescent and young adult mothers: Effects on mother-infant interaction and emotion regulation // Child Abuse & Neglect. 2019. Vol. 93. P. 277-290. doi:10.1016/j.chiabu.2019.03.024
46. Frigerio A. Emotional Availability in Samples of Mothers at High Risk for Depression and With Substance Use Disorder / // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. doi:10.3389/fpsyg.2019.00577
47. Fuchs A. Impact of a maternal history of childhood abuse on the development of mother-infant interaction during the first year of life // Child Abuse & Neglect. 2015. Vol. 48. P. 179-189. doi:10.1016/j.chiabu.2015.05.023
48. Haan N. Coping and defense mechanisms related to personality inventories / N. Haan // J. Cons. Psychol. - 1965. - Vol. 29, N 4. - P.373-378.
49. Hendrix C.L. Physiological attunement in mother-infant dyads at clinical
high risk: The influence of maternal depression and positive parenting // Development and psychopathology. 2018. Vol. 30. № 2. P. 623-634.
doi:10.1017/S0954579417001158
50. Khaleque A. Perceived parental hostility and aggression, and children’s psychological maladjustment, and negative personality dispositions: A Meta-analysis // Journal of Child and Family Studies. 2017. Vol. 26. № 4. P. 977-988. doi:10.1007/s10826-016-0637-9
51. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. - N.Y.: McGraw-Hill Book, 1966. - 466 p.
52. Lazarus R.S. Stress, Appraisal and Coping / R.S. Lazarus, S. Folkman. - N.Y., 1984. - 218 p.
53. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotion and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. - 1987. - Vol. 1. - P.141-169.
54. Maughan A., Cicchetti D. Impact of child maltreatment and interadult
violence on children’s emotion regulation abilities and socioemotional adjustment // Child Development. 2002. Vol. 73. № 5. P. 1525-1542.
doi:10.1111/1467-8624.00488
55. Ordway M.R. Parental reflective functioning: An approach to enhancing parent-child relationships in pediatric primary care // Journal of Pediatric
56. Paschall K.W., Mastergeorge A.M. A Longitudinal, Person-Centered Analysis Of Early Head Start Mothers’ Parentingn // Infant Mental Health Journal. 2008. Vol. 39. № 1. P. 70-84. doi:10.1002/imhj.21686
57. Seligman M.E. Coping behavior: learned helplessness, physiological change and learned inactivity / M.E. Seligman, J. Weiss, M. Weinraub, A. Schulman // Behav. Res. Ther. - 1980. - Vol.18, N 5. - P.459-512.
58. Tronick E., Beeghly M. Infants’ meaning-making and the development of mental health problems // The American Psychologist. 2011. Vol. 66. № 2. P. 107-119. doi:10.1037/a0021631
59. Vaillancourt K., Pawlby S., Fearon R.M.P. History of childhood abuse and mother-Infant interaction: A systematic review of observational studies // Infant Mental Health Journal. 2017. Vol. 38. № 2. P. 226-248.
doi:10.1002/imhj.21634
60. Valcan D.S. Parental Behaviours Predicting Early Childhood Executive Functions: a Meta-Analysis // Educational Psychology Review. 2018. Vol. 30. № 3. P. 607-649. doi:10.1007/s10648-017-9411-9