Взаимосвязь эмоций и особенностей восстановления нарушений речи, и произвольных движений в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ И ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ПРЕМОТОРНЫХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА 7
1.1 Характеристика нарушений речи и произвольных движений
у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга....7
1.2 Стандартные подходы к нейропсихологической реабилитации
речи и произвольных движений пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга 15
1.3 Приемы изменения знака эмоций в положительную сторону у
пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга во время проведения реабилитации речи и произвольных движений 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА С КОРРЕКЦИЕЙ РЕЧИ И ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 31
2.1 Организация проведения нейропсихологического исследования речи,
произвольных движений и эмоций у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга 31
2.2 Анализ результатов эффективности программы, направленной на
восстановление речи и произвольных движений у пациентов с поражением премотоных отделов головного мозга 37
Заключение 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ И ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ПОСТИНСУЛЬТНЫХ ПАЦИЕНТОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ПРЕМОТОРНЫХ ОТДЕЛОВ ГОЛОВНОГО МОЗГА 7
1.1 Характеристика нарушений речи и произвольных движений
у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга....7
1.2 Стандартные подходы к нейропсихологической реабилитации
речи и произвольных движений пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга 15
1.3 Приемы изменения знака эмоций в положительную сторону у
пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга во время проведения реабилитации речи и произвольных движений 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ФОНА С КОРРЕКЦИЕЙ РЕЧИ И ПРОИЗВОЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ 31
2.1 Организация проведения нейропсихологического исследования речи,
произвольных движений и эмоций у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга 31
2.2 Анализ результатов эффективности программы, направленной на
восстановление речи и произвольных движений у пациентов с поражением премотоных отделов головного мозга 37
Заключение 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Актуальность проблемы исследования. Каждый день человек совершает массу движений и активно использует речь. Часть движений выполняется автоматически, часть требует осознанного алгоритма и плана, по которому данные действия должны быть воспроизведены. В большинстве случаев человек не задумывается над тем, как и почему это происходит. Система высокоорганизованных, координированных сознательных, произвольных движений и действий, на основе которых строится совокупность практических навыков человека определяется как праксис.
Произвольные движения и действия могут быть как самостоятельными двигательными актами, так и средствами, с помощью которых реализуются самые различные формы поведения. Произвольные движения входят в состав устной и письменной речи, а также многих других высших психических функций. Произвольные движения включены в разнообразные моторные акты человека, составляя лишь определенную часть (уровень) внутри них.
Однако без способности совершать целенаправленные двигательные акты человек не может полноценно существовать. Нарушения произвольных движений и действий относится к сложным двигательным расстройствам, которые в первую очередь связаны с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем. Этот тип нарушений двигательных функций получил название апраксии.
В настоящее время не до конца изучен механизм формирования праксиса, а, соответственно, и его нарушений. Поэтому изучение нарушений движений и действий весьма актуально, особенно при кинетической апраксии у больных, перенесших инсульт с поражением премоторного отдела головного мозга, так как эта патология приводит к значительному ухудшению жизнедеятельности пациентов, зачастую сводя на нет профессиональную деятельность и существование в социуме.
Так как у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга помимо кинетической апраксии зачастую появляется еще и эфферентная моторная афазия, при которой у человека нарушается слого и словообразование, а конкретнее: переключение между слогами и словами, при сохранном артикуляционном аппарате, речевая деятельность сильно затруднена. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому, соответственно, больному очень тяжело вернуться к повседневной жизни.
Поэтому тема реабилитации пациентов с вышеописанными расстройствами является на данный момент очень значимой в нейропсихологии. И, если традиционные методы нейропсихологической реабилитации после инсульта раскрыты достаточно подробно, то некоторые нестандартные приемы изучены в малой степени. Конкретно будет рассмотрена взаимосвязь эмоций пациента с его реабилитацией, и способы, изменяющие знак эмоций в положительную сторону во время процесса реабилитации пациента.
Значительный вклад в изучение проблемы внесли А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутина, Ю.В. Микадзе, Э.С. Бейн, Н.К. Корсакова, Chris Code и др.
Цель - исследование речи и произвольных движений во взаимосвязи с эмоциями при реабилитации пациентов.
Объект исследования - нарушения произвольных движений и речи у пациентов.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоций и особенностей восстановления нарушений речи и произвольных движений в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику нарушений речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
2. Рассмотреть стандартные подходы к нейропсихологической коррекции.
3. Разобрать приемы изменения знака эмоций в положительную сторону у пациента во время проведения коррекционной программы.
4. Организовать и осуществить нейропсихологическое исследование речи, произвольных движений и эмоций у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
5. Осуществить оценку эффективности программы направленной на восстановление речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
Гипотезы:
Гипотеза № 1 - Включение положительных эмоций в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга улучшит процесс реабилитации.
Гипотеза № 2 - Интеграция дополнительных методов, направленных на изменение знака эмоций в положительную сторону, в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга качественно улучшит восстановление.
Т еоретико-методологические основания:
Теория системной динамической локализации ВПФ, разработанная
Л. С. Выготским, которая впоследствии была развита А. Р. Лурия
Система методов нейропсихологической диагностики, разработанная на основе схемы исследования психических функций А.Р. Лурия.
Подходы к реабилитации и восстановлению психических функций Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина., Т.Г. Визель, В.М. Шкловский.
Методы данного исследования:
Анализ литературы по изучению проблемы исследования речи и произвольных движений у постинсультных больных; по исследованию подходов к нейропсихологической реабилитации; приемов трансформации эмоций пациента во время проведения процесса реабилитации.
Методы сбора диагностических данных: нейропсихологические
методики оценки речи и произвольных движений, направленные на выявление нарушений (кинетической апраксии и эфферентной моторной афазии) на основе схемы А.Р. Лурия; методика САН В.А. Доскина.
Качественная обработка результатов.
Выборка исследования. Исследование проводилось на 3 пациентах, перенесших инсульт с поражением премоторных отделов головного мозга в возрасте от 54 до 62 лет, у которых присутствует кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия.
Структура работы: Введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Произвольные движения и действия могут быть как самостоятельными двигательными актами, так и средствами, с помощью которых реализуются самые различные формы поведения. Произвольные движения входят в состав устной и письменной речи, а также многих других высших психических функций. Произвольные движения включены в разнообразные моторные акты человека, составляя лишь определенную часть (уровень) внутри них.
Однако без способности совершать целенаправленные двигательные акты человек не может полноценно существовать. Нарушения произвольных движений и действий относится к сложным двигательным расстройствам, которые в первую очередь связаны с поражением коркового уровня двигательных функциональных систем. Этот тип нарушений двигательных функций получил название апраксии.
В настоящее время не до конца изучен механизм формирования праксиса, а, соответственно, и его нарушений. Поэтому изучение нарушений движений и действий весьма актуально, особенно при кинетической апраксии у больных, перенесших инсульт с поражением премоторного отдела головного мозга, так как эта патология приводит к значительному ухудшению жизнедеятельности пациентов, зачастую сводя на нет профессиональную деятельность и существование в социуме.
Так как у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга помимо кинетической апраксии зачастую появляется еще и эфферентная моторная афазия, при которой у человека нарушается слого и словообразование, а конкретнее: переключение между слогами и словами, при сохранном артикуляционном аппарате, речевая деятельность сильно затруднена. При этой форме от больного требуются немалые усилия, чтобы научиться переходить от одного звука к другому, соответственно, больному очень тяжело вернуться к повседневной жизни.
Поэтому тема реабилитации пациентов с вышеописанными расстройствами является на данный момент очень значимой в нейропсихологии. И, если традиционные методы нейропсихологической реабилитации после инсульта раскрыты достаточно подробно, то некоторые нестандартные приемы изучены в малой степени. Конкретно будет рассмотрена взаимосвязь эмоций пациента с его реабилитацией, и способы, изменяющие знак эмоций в положительную сторону во время процесса реабилитации пациента.
Значительный вклад в изучение проблемы внесли А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, В.М. Шкловский, Т.Г. Визель, Т.В. Ахутина, Ю.В. Микадзе, Э.С. Бейн, Н.К. Корсакова, Chris Code и др.
Цель - исследование речи и произвольных движений во взаимосвязи с эмоциями при реабилитации пациентов.
Объект исследования - нарушения произвольных движений и речи у пациентов.
Предмет исследования - взаимосвязь эмоций и особенностей восстановления нарушений речи и произвольных движений в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
1. Рассмотреть характеристику нарушений речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
2. Рассмотреть стандартные подходы к нейропсихологической коррекции.
3. Разобрать приемы изменения знака эмоций в положительную сторону у пациента во время проведения коррекционной программы.
4. Организовать и осуществить нейропсихологическое исследование речи, произвольных движений и эмоций у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
5. Осуществить оценку эффективности программы направленной на восстановление речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга.
Гипотезы:
Гипотеза № 1 - Включение положительных эмоций в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга улучшит процесс реабилитации.
Гипотеза № 2 - Интеграция дополнительных методов, направленных на изменение знака эмоций в положительную сторону, в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга качественно улучшит восстановление.
Т еоретико-методологические основания:
Теория системной динамической локализации ВПФ, разработанная
Л. С. Выготским, которая впоследствии была развита А. Р. Лурия
Система методов нейропсихологической диагностики, разработанная на основе схемы исследования психических функций А.Р. Лурия.
Подходы к реабилитации и восстановлению психических функций Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина., Т.Г. Визель, В.М. Шкловский.
Методы данного исследования:
Анализ литературы по изучению проблемы исследования речи и произвольных движений у постинсультных больных; по исследованию подходов к нейропсихологической реабилитации; приемов трансформации эмоций пациента во время проведения процесса реабилитации.
Методы сбора диагностических данных: нейропсихологические
методики оценки речи и произвольных движений, направленные на выявление нарушений (кинетической апраксии и эфферентной моторной афазии) на основе схемы А.Р. Лурия; методика САН В.А. Доскина.
Качественная обработка результатов.
Выборка исследования. Исследование проводилось на 3 пациентах, перенесших инсульт с поражением премоторных отделов головного мозга в возрасте от 54 до 62 лет, у которых присутствует кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия.
Структура работы: Введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические аспекты проблемы восстановления речи и нарушений произвольных движений у перенесших инсульт лиц с поражением премоторных отделов головного мозга. В процессе анализа теоретической части было выяснено следующе.
Кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия диагностируется у пациентов при поражении премоторных отделов головного мозга.
Из проявлений кинетической апраксии можно выделить: «застревание» на определенном двигательном акте; отсутствие плавности при переходе между движениями; четкое разграничение движений; нарушение координации движений.
Люди с эфферентной моторной афазией утрачивают экспрессивную речь и могут произносить только отдельные слова, которые носят характер персеверации. Также у них нарушается звукослоговая структура, больной может произвести отдельную артикуляцию, но соединить звуки и слоги в слова не способен.
При выявлении главной задачи процесса реабилитации пациентов, перенесших инсульт было выяснено, что это - восстановление нарушенного звена функциональной системы с опорой на её сохранные звенья, путем перестройки всей функциональной системы, обслуживающей выполнение данной задачи.
Также были изучены основные идеи, лежащие в основе концепции нейрореабилитации российской психологической школы, и описаны основные аспекты лежащие в процессе реабилитации у пациентов с наличием кинетической апраксии и эфферентной моторной афазии.
Была описана важность эмоционального фона пациентов в процессе реабилитации и разобраны некоторые нестандартные методы, способствующие изменению знака эмоций у постинсультных пациентов.
В эмпирической части выпускной квалификационной работы было организованно исследование, направленное на изучение взаимосвязи эмоций испытуемых и нарушений речи и произвольных движений, с введением методов изменяющих знак эмоций в положительную сторону. А конкретно:
Была проведена нейропсихологическая диагностика, направленная на установление локализации поражения, и выявлению конкретного вида апраксии и афазии.
Написано нейропсихологическое заключение описывающие присущие нарушения речи и произвольных движений у испытуемых.
Составлена программа коррекции, направленная на восстановление речи и произвольных движений, с введением в некоторые из дней реабилитационного процесса методов, способствующих изменению знака эмоций пациента в положительную сторону.
Проанализированы результаты, и составлены таблицы с диаграммами, отражающие различия в успехах выполнения упражнений во время занятий с внедрением и без внедрения методов, которые наглядно демонстрируют, что включение положительных эмоций в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга улучшают процесс реабилитации. А также интеграция дополнительных методов, направленных на изменение знака эмоций в положительную сторону в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга, качественно улучшает восстановление.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При поражении премоторных отделов головного мозга у больных диагностируется кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия.
2. Реабилитация пациентов должна основываться с опорой на сохранные функции - зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, оперативная и долговременная память.
3. Эмоциональный фон играет важную роль в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга. Положительные эмоции, формируемые во время коррекционных
занятий, посредством использования песочной терапии и музыкотерапии, улучшают процесс реабилитации речи и восстановления произвольности движений.
4. Оценку эффективности программы коррекции речи и произвольных движений подтверждают улучшения речи: переключения с одного звука на другой, постановки артикуляционных поз в правильное положение при смене звука; а также достигнутые изменения в произвольности движений - повышение плавности произвольных движений и уменьшение их дезавтоматизации. Также у пациента улучшился фон настроения, увеличилась работоспособность и мотивация к дальнейшему реабилитационному процессу.
Таким образом задачи, поставленные в начале исследования были решены, гипотезы подтверждены и достигнута цель.
Кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия диагностируется у пациентов при поражении премоторных отделов головного мозга.
Из проявлений кинетической апраксии можно выделить: «застревание» на определенном двигательном акте; отсутствие плавности при переходе между движениями; четкое разграничение движений; нарушение координации движений.
Люди с эфферентной моторной афазией утрачивают экспрессивную речь и могут произносить только отдельные слова, которые носят характер персеверации. Также у них нарушается звукослоговая структура, больной может произвести отдельную артикуляцию, но соединить звуки и слоги в слова не способен.
При выявлении главной задачи процесса реабилитации пациентов, перенесших инсульт было выяснено, что это - восстановление нарушенного звена функциональной системы с опорой на её сохранные звенья, путем перестройки всей функциональной системы, обслуживающей выполнение данной задачи.
Также были изучены основные идеи, лежащие в основе концепции нейрореабилитации российской психологической школы, и описаны основные аспекты лежащие в процессе реабилитации у пациентов с наличием кинетической апраксии и эфферентной моторной афазии.
Была описана важность эмоционального фона пациентов в процессе реабилитации и разобраны некоторые нестандартные методы, способствующие изменению знака эмоций у постинсультных пациентов.
В эмпирической части выпускной квалификационной работы было организованно исследование, направленное на изучение взаимосвязи эмоций испытуемых и нарушений речи и произвольных движений, с введением методов изменяющих знак эмоций в положительную сторону. А конкретно:
Была проведена нейропсихологическая диагностика, направленная на установление локализации поражения, и выявлению конкретного вида апраксии и афазии.
Написано нейропсихологическое заключение описывающие присущие нарушения речи и произвольных движений у испытуемых.
Составлена программа коррекции, направленная на восстановление речи и произвольных движений, с введением в некоторые из дней реабилитационного процесса методов, способствующих изменению знака эмоций пациента в положительную сторону.
Проанализированы результаты, и составлены таблицы с диаграммами, отражающие различия в успехах выполнения упражнений во время занятий с внедрением и без внедрения методов, которые наглядно демонстрируют, что включение положительных эмоций в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга улучшают процесс реабилитации. А также интеграция дополнительных методов, направленных на изменение знака эмоций в положительную сторону в программу реабилитации речи и произвольных движений у пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга, качественно улучшает восстановление.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. При поражении премоторных отделов головного мозга у больных диагностируется кинетическая апраксия и эфферентная моторная афазия.
2. Реабилитация пациентов должна основываться с опорой на сохранные функции - зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, оперативная и долговременная память.
3. Эмоциональный фон играет важную роль в процессе реабилитации у постинсультных пациентов с поражением премоторных отделов головного мозга. Положительные эмоции, формируемые во время коррекционных
занятий, посредством использования песочной терапии и музыкотерапии, улучшают процесс реабилитации речи и восстановления произвольности движений.
4. Оценку эффективности программы коррекции речи и произвольных движений подтверждают улучшения речи: переключения с одного звука на другой, постановки артикуляционных поз в правильное положение при смене звука; а также достигнутые изменения в произвольности движений - повышение плавности произвольных движений и уменьшение их дезавтоматизации. Также у пациента улучшился фон настроения, увеличилась работоспособность и мотивация к дальнейшему реабилитационному процессу.
Таким образом задачи, поставленные в начале исследования были решены, гипотезы подтверждены и достигнута цель.



