Введение - 3
Глава 1. Теоретические аспекты
интеграционных процессов
1.1 Содержание и формы интеграции: регионализация, регионализм,
глобализация - 14
1.2 Сравнительная оценка позиций западной и восточной научноисследовательских школ по отношению к регионализму в Восточной
Азии - 24
1.3 Стратегия интеграции КНР - 34
Глава 2. Особенности восточно-азиатской
модели интеграции
2.1 Форматы и механизмы интеграционного взаимодействия Китая с
региональными организациями - 43
2.2 Современное состояние интеграции Китая с АСЕАН и АТЭС - 54
2.3 Позиция КНР по отношению к Транстихоокеанскому партнерству и
Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству - 63
Глава 3. Корреляция финансово-экономических приоритетов КНР с
общей динамикой развития регионализации Восточной Азии
3.1 Вектор инвестиционной деятельности компаний Китая в страны
региона - 72
3.2 Политика инфраструктурных компаний КНР в контексте интеграции
Восточноазиатского региона на современном этапе - 84
Заключение - 90
Актуальность исследования. В современной мировой экономике превалируют тенденции к концентрации торгово -инвестиционных, финансовых связей и производственной кооперации по линии межгосударственного сотрудничества в формате определенных объединений. Интенсификация взаимных переливов капиталов, товаров и технологий, взаимопроникновение и сращивание национальных хозяйственных интересов позволяет такие объединения охарактеризовать как интеграционные.
За последние несколько десятилетий наблюдается увеличение доли экономической активности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который можно представить авансценой всего мирового сообщества. Здесь ежегодно проводятся различные форумы, функционируют региональные объединения, действуют двусторонние и многосторонние соглашения. Все это позволяет отнести его к числу быстро развивающихся мест локации интеграционных процессов, отличительной особенностью которого является наличие субрегиональных очагов интеграции.
В настоящее время среди таких субрегионов особо выделяется Восточная Азия и Юго-Восточная Азия, где происходит упрочение связей между странами, а также появление многих новых политических, экономических проектов сотрудничества (Зоны свободной торговли, форум по вопросам безопасности АРФ, Боаоский экономический форум и т. д.). Благодаря своему уникальному пути развития и динамизму, восточноазиатские интеграционные механизмы привлекают все больше внимания и, в некоторой, степени способны определять направление развития мировых трендов.
На рубеже XX-XXI вв. по мере развития процессов группового функционирования, на первый план стали выходить наиболее сильные страны - участники, в том числе и Китай. Его стремление к активному диалогу было обусловлено рядом важных причин. По выражению Дэн Сяопина: «...Нынешний мир — мир широких сношений, Китай в прошлом был отсталым именно из-за своей замкнутости. После образования КНР нас блокировали, но в известной мере мы и сами держались замкнуто... Опыт, накопленный за 30 с лишним лет, свидетельствует о том, что вести строительство при закрытых дверях нельзя — не добьешься развития» 1. Поэтому экономический и политический подъем Китая стал стимулом для открытости и вливания в процессы восточноазиатской интеграции.
В начале XXI в. КНР на всем пространстве изучаемого региона зарекомендовала себя в качестве регионального лидера. Сейчас можно утверждать, что Азиатский регион — это место реализации ее экономических, политических и социально-культурных амбиций.
Актуальность данной темы заключается в том, что Восточная Азия является специфичной моделью интеграции, главной отличительной чертой которой является отсутствие наднациональных органов. Инициативная составляющая в геоэкономических отношениях главных политических акторов приводит к постоянным изменениям в сценарии развития интеграции. При этом, особый интерес представляет политика КНР в отношении всех этих процессов. Отсутствие четкого ответа на вопрос: будет ли осуществляться региональная интеграция «вокруг» Китая или же процесс пойдет по линии формирования полицентричной системы на просторах АТР представляет собой главную парадигму развития мира на современном этапе. Все это дает материал для широкого обсуждения. Таким образом, подробное изучение современной внешнеполитической стратегии китайского государства, а также оценка потенциала этого государства в системе региональных современных международных отношений приобретает в настоящее время научную значимость и является одной из актуальных и важных задач для современных исследователей.
1 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая. М., Политиздат, 1988. С. 71.
Степень изученности проблемы. В связи с активизацией внешней политики китайского руководства с 1990-х гг., направленной на мирное и гармоничное развитие, и все большим проявлением специфических методов включения КНР в региональное, экономическое пространство, наблюдается рост научных исследований, посвященных анализу основных направлений, целей, методов и инструментов китайской геоэкономической политики применительно к вышеобозначенному региону.
Большинство отечественных и, особенно, иностранных исследователей и ученных при изучении подходов Китая к интеграционным процессам в регионе Восточная и Юго-Восточная Азия, а также результатов этой межгосударственной региональной консолидации руководствуются проблемно - хронологическим подходом.
Выявление универсальных черт и особенностей восточноазиатской модели интеграции требует знакомства с теоретическими работами по этой проблеме. Анализ историографии настоящей темы исследования проводился двумя способами: группировка литературы по тематическому принципу, где
отражаются различные проблемы и направления восточноазиатского регионализма; принцип деления на отечественную и зарубежную, где прослеживаются различные подходы к изучению, благодаря чему можно провести сравнительный анализ.
В науке сложилось несколько методологических работ и теорий понимания проблем интеграции. Среди сторонников неофункционализма в интеграции можно выделить Э. Хаас , Ф. Шмиттер , А. Этциони . Согласно их суждениям, именно негосударственные акторы и социальные движения выступают в главной роли создания предпосылок для интеграции. Таким образом, они подчеркивали первенство социально-экономических, а не политических предпосылок.
Проблема суверенитета в процессе интеграции наиболее полно раскрыта и проанализирована в трудах немецкого политолога К. Дойч . Он акцентировал внимание на типах интеграционных сообществ: первый тип отказывается от суверенитета и создает формальное единое государство, второй тип при наличии ключевых культурных ценностей стремится сохранить суверенность. Тщательное изучение регионализма и регионализации, как вариаций интеграции нашло отражение в трудах Б. Хеттне и Ф. Седербаума , а также в работах российских исследователей Ю.А. Никитина и М.В. Стрежневой . Основываясь на мысли авторов, регионализм формируясь в условиях, прежде всего, многополярного мира, становится ответом на многочисленные глобальные вызовы. Их понимание регионализма включает в себя экономические, политические, социальные и культурные аспекты, и выходит далеко за пределы свободной торговли.
Разработкой и изучением процесса интеграции в Восточной Азии занимаются такие отечественные исследователи как А.А. Байков, А.Д. Воскресенский, Г.М. Локшин и другие. А.А. Байков в своих работах проводит параллель между восточноазиатской моделью взаимоотношений государств и моделью построения ЕС, делает выводы о категоричном отрицании употребления уникальной интеграционной базы Европы для характеристики построения последующих международных организаций в других частях мира . А.Д. Воскресенский в своих работах частично затрагивает влияние внешних факторов на становление и развитие отношений России и Китая, а также специализируется на изучении научно -исследовательской деятельности мирового комплексного регионоведения 11. Г.М. Локшин в своих трудах уделяет большое внимание исследованию социально -экономических процессов, политических, культурных и идеологических аспектов развития в регионе Юго - Восточной Азии и южно-тихоокеанский регион в целом и в отдельных странах .
Также огромный вклад внес В.Я. Портяков . В своих работах он рассматривает результаты проводимых в Китае экономических реформ, политики модернизации и открытости, и их влияние на изменение внешнеполитического курса. Отдельную группу составляют такие ученые как Ж.В. Петрунина, Е.В. Колдунова, Е.С. Мартынова и А.В. Заварухин. Их научные исследования посвящены изучению процесса становления региональных организаций — АСЕАН и АТЭС, а также исследованию роли КНР в формировании регионального пространства 14. В работах приводятся статистические данные, доказывающие эффективность проводимой этими региональными
организациями политики и показывающие степень вовлеченности их в мировое пространство.
Среди влиятельных западных исследователей, занимающихся вопросами интеграции, можно выделить М. Бисона, Д. Шамбо. М. Бисон в своих работах проводит сравнительную характеристику АСЕАН и АТЭС, указывает на наличие в их отношениях элементов противостояния и выделяет на его взгляд наиболее перспективную организацию — АТЭС 15. Американский специалист- синолог Д. Шамбо посвящает свои труды конкретному изучению влияния Китая на мировые процессы . В своих работах он подчеркивает, что Китай не определяет международную дипломатию, не влияет на политику других государств, не создает глобальное мнение и не решает проблемы до тех пор, пока в высших эшелонах власти в Пекине не поймут всю важность энергичной внешней политики.
В китайской научной литературе среди исследований, посвященных изучению особенностей развития современной внешнеэкономической деятельности Китая, можно выделить диссертационное исследование Лю Цзокуй , Ван Юйчжу , а также статьи Ван Ичжоу и Дэнхуа Чжан , опубликованные в интернет-журнале китайского института по исследованию международных отношений. Эта группа китайских исследователей анализирует объемы китайской помощи развивающимся странам. Они приходят к мысли о том, что упор китайской стороной делается на реализацию больше совместных инфраструктурных проектов, которые принесут выгоду и Китаю и стране - реципиенту.
Необходимо выделить еще одну группу исследователей, куда входят представители японской и корейской научной среды: Хироки Х. , Оба М. , Ким Цзиюнь . Их работы характеризуются детальным исследованием текущего состояния регионализации в Восточной Азии, остро ставится нерешенная проблема лидерства. Авторы сходятся во мнении, что коллективная идентичности еще не сформированы для позитивного воздействия на региональную интеграцию.
Анализ исследований по теме работы позволяет сделать вывод, что данная проблематика является сравнительно новой; большое количество трудов — статей, монографий и т.д. свидетельствует об интенсивном и глубоком изучении, но происходящие изменения на самой международной арене наталкивают на неизбежность развития отношений по новому сценарию. Таким образом, данная тема имеет перспективы широкого обсуждения и выявления новых теорий и перспектив дальнейшего развития.
Объект исследования - интеграционные процессы в регионе Восточная Азия Предмет исследования — участие Китайской Народной Республики в интеграционных процессах в Восточной Азии
Цель работы: исследовать влияние Китая на характер и динамику процесса экономической интеграции в Восточной Азии с 1990-х гг. по настоящее время.
Задачи, которые были поставлены для достижения цели, включают следующее:
• раскрыть содержание терминов «интеграция», «регионализм», «регионализация» и «глобализация» и дать качественную оценку связи между ними;
• изучить и сравнить подходы западных исследователей и ученных из Китая, Кореи, Японии по вопросу оценки процесса интеграции в Восточной Азии;
• исследовать изменения внешнеполитического курса Китая по вопросу участия страны в региональной интеграции с 1990-х гг. по настоящее время на примере официальных выступлений властей Китая;
• выявить основные особенности восточноазиатской модели интеграции;
• охарактеризовать форматы и механизмы, используемые Китаем для выстраивания экономического сотрудничества с региональными партнерами на примере форматов АСЕАН, АТЭС, ВРЭП, ТТП и БАФ.
• Определить роль инвестиционной деятельности Китая в страны Восточной Азии в рамках интеграционных потоков и структуру агентов данной деятельности.
Хронологические рамки исследования обозначены с 1990-х гг. по настоящее время. Нижняя граница исследования связана с крушением биполярной системы международных отношений и как следствие началом активизации внешней политики Китая, направленной на профилактику угроз по установлению однополярной модели и создания мирного окружения для совместного развития. Именно в этот период началось накопление экономического потенциала и усиление политического влияния Китая в регионе. Верхняя граница определяется тенденцией на современном этапе к складыванию новых форматов интеграции.
Территориальные рамки исследования ограничены регионом Восточная Азия, как составной части Азиатско-Тихоокеанского региона.
Методология. Методологической основой исследования процессов интеграции в Восточной Азии выступили теории международной экономической интеграции, в частности теория Б. Баласса и Я. Тинберга25. Я. Тинберген охарактеризовал экономическую интеграцию в своей теории как «позитивную» и «негативную», главной отличительной чертой которой является наличие законодательной базы и институтов. Основные положения его теории были сопоставлены с проблемой соотношения оптимальной экономической политики и интеграции.
Согласно теории Б. Баласса интеграционный процесс проходит ряд стадий, обусловленных количественными и качественными показателями: создание зоны свободной торговли; заключение таможенного союза; формирование единого или общего рынка; создание экономического союза; складывание экономического и валютного союза, взаимодействующих на единой основе. В своей работе я сопоставила предложенную модель интеграционных процессов с реалиями интеграционной практики Китая и региональных организаций АСЕАН, АТЭС.
При написании работы был использован определенный набор методов:
• Системный метод использовался при рассмотрении различных аспектов деятельности Китая в сфере экономической дипломатии как части внешней политики государства, что позволило выявить приоритетные направления и тенденции развития.
• Историографический метод был задействован мной при классификации используемой литературы по тематическим группам.
• Метод анализа статистических данных использовался при работе с финансово-экономическими показателями, а именно баланс товарооборота, уровень экспорта и импорта в восточноазиатские страны; доля ПИИ и ВВП. Сочетание данных методов позволило осветить и рассмотреть поставленные проблемы более объективно и комплексно.
Источниковая база. При написании работы были задействованы следующие виды источников: официальные документы государственных органов КНР (Министерство иностранных дел, Министерство коммерции) , доклады съездов КПК ; публикации АТЭС, а также публикации АСЕАН. Среди изученных документов, размещенных на официальных сайтах министерств, стоит отметить выступления представителей КНР, размещенные на официальном сайте МИД КНР. Их содержание позволяет ознакомиться с изложенной позицией Китая относительно организаций АТЭС, АСЕАН, а также глобальных социально - экономических вопросов. Используя статистические данные с сайта Министерства коммерции о товарообороте Китая и стран региона, был проведен качественный и сравнительный анализ в деле высоких показателей экономического партнерства. Некоторые внешнеэкономические установки развития Китая, взятые с сайта министерства позволили создать целостное представление о путях стратегического развития.
Большое значение в написании работы имела Белая книга «Мирное развитие Китая», основное содержание которой размещено на сайте Генерального Консульства КНР в России . Она позволила создать целостное представление о направленности внешней политики на современном этапе. Прежде всего, Китай настаивает на сочетании проведения реформ в стране с расширением внешних связей, самостоятельного развития с участием в интеграционных процессах, сочетания китайской культуры с элементами заимствованной, освоения внутреннего рынка с выходом на мировой рынок. Китай в целях формирования безопасной, высокоэффективной экономической системы старается нарастить связи и активно сотрудничать с зарубежными странами.
Среди изученных нормативно-правовых документов следует, прежде всего, отметить договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии от 1976 г. и международные протоколы от 1998 г. и 2010 г., а также устав АСЕАН от 2008 г. Благодаря этим источникам можно выявить особенности взаимодействия стран ЮВА (Юго-Восточной Азии), заключающиеся в стабильном развитии экономической, социально -культурной сфер исключительно мирным путем 29.
Важную группу источников составляют публикации международной организации АТЭС. В них приводятся итоги экономического взаимодействия стран, сопоставления уровней их ВВП, также рассматривается вопрос о финансовой прозрачности экономки этих стран. В публикации «APEC Economic Policy Report 2013: Promoting fiscal transparency and public accountability” приводиться суждение о том, что низкая степень такой прозрачности стала одной из причин финансового кризиса 1997 г. В публикации «ASEAN Political - Security Community Blueprint» прописаны основы построения большого интеграционного поля в рамках АСЕАН, а также приводится план действий по развитию Сообщества безопасности АСЕАН .
Одним из главных источников по вопросу смены позиций КНР на международной арене является книга «Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая» 32. Это сборник выступлений Дэн Сяопина с 1984 г. по 1987 г., отдельные моменты в нем помогают дать более точную оценку внешнеполитическому курсу Китая. Такая, своего рода, ретроспектива помогает детально разобрать причины и особенности выбранной Китаем стратегии.
Структура работы. Данная выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. Первая глава посвящена теоретическим подходам к изучению интеграции, выявлению ее специфичных черт проявления, а также углубленному анализу процессов наиболее близких к интеграции: глобализации и регионализации. Помимо этого, в теоретическом плане рассматриваются позиции западных и восточных научно-исследовательских институтов, а также официальная позиция властей КНР на основе документов съездов КПК и официальных выступлений, заявлений, в том числе и на Боаоском азиатском форуме (БАФ).
Во второй главе уделяется внимание реализации стратегии КНР в Восточноазиатском регионе. В частности, рассматривается взаимодействие с АСЕАН, АТЭС анализируется новая форма сотрудничества ЗСТ ВРЭП (Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство), ЗСТ ТТП (Транстихоокеанское партнерство). Там же затрагивается вопрос о противоречивом стремлении Китая активно вести двусторонний механизм отношений в рамках консолидирующейся многосторонности. Последний раздел посвящен проблеме механизма активного диалога КНР со странами этого региона в направлении экономического вектора, который позволяет КНР применять методы экономической дипломатии — принуждение и поощрение.
Третья глава посвящена анализу агентов участия Китая в интеграции Восточной Азии и их политике. Рассматривается приоритетность инвестиционных потоков Китая, устанавливается пропорциональное отношение между политическим климатом и уровнем финансового участия в странах реализации новых инфраструктурных проектов. Также затрагивается проблема
преимущественного участия в инвеститровании компаниями, находящимися под государственным контролем.
Апробация результатов исследования. По материалам работы сделаны доклады на региональной молодежной конференции «Мой выбор-наука!» на V и VI конференциях в 2018 г. и 2019 г. соответственно. Была опубликована статья «Современное состояние и перспективы интеграции Китая с АСЕАН» в сборнике «Труды молодых ученных АлтГУ» в 2015 г., также планируется к публикации статья «Политика участия инфраструктурных компаний Китая в интеграции восточноазиатского региона на современном этапе».
В ходе написания магистерской диссертации мною на основании теоретических подходов к определению интеграции были исследованы особенности интеграционной модели, сформировавшейся в изучаемом регионе, а также учтены национальные подходы теоретических школ к коннотации стимулов для интеграции. Были рассмотрены стратегия и официальная позиция Китая по отношению к интеграционному процессу с 90-х гг. ХХ века по настоящее время.
На основании вышеизложенного можно заключить, что научное содержание понятия «интеграция» прошло эволюцию к понятию «регионализация» и уже в 1990-х гг. подошло вплотную к глобализации. Одним из важных результатов стало достижение типологически общей черты интеграционных процессов — корреляция с местными условиями. Таким образом, произошла эволюция взглядов на интеграционные процессы в Восточной Азии. Современные научно-исследовательские школы отмечают наличие различного род импульсов, послуживших складыванию динамики региональной структуры и допускают вариативность регионального лидерства, все зависит от вклада возвеличивающихся игроков. .В самом регионе Восточная Азия центром интеграционного объединения является АСЕАН. Складывающиеся вокруг этой организации форматы регионального экономического сотрудничества позволяют говорить здесь об активизации интеграционных процессов в последнее время. Характер такого рода процессов преимущественно экономически ориентированный, но не остаются без внимания и вопросы нравственно -культурного взаимодействия, вопросы безопасности. Сложившаяся здесь интеграционная модель является открытой, содержащей в себе плюралистические элементы, а также основывающейся на функциональном подходе, хотя это мнение противоречит сложившемуся подходу западной школы интеграции. При решении задачи исследования в работе показан анализ теоретических аспектов интеграции, на 90
основании которого можно прийти к выводу, что сотрудничество в Восточной Азии располагает всеми минимальными признаками, дабы именоваться регионализмом: сотрудничество в политической, социально-экономической областях превалирует над военной; существует форум по безопасности - АРФ; регион готов выступать как самостоятельный субъект международного общения.
Применительно к Китаю можно сказать, что он придерживается функционального подхода в интеграционных процессах де-факто, что объясняется приоритетностью экономической сферы интересов (торговля, развитие производства, усиление доли негосударственных акторов — ТНК). В региональном направлении внешней политики КНР предпочитает вести диалог с государствами, прилегающими к нему То есть пояс соседних стран является основным местом реализации и проецирования интересов КНР на международной арене. Необходимо добавить, что сейчас политика Пекина в данном направлении становиться все более нюансированной и геополитически дифференцированной.
Китай отдает предпочтение развитию двусторонних связей со странами региона, несмотря на одновременное участие в многосторонних форматах, поскольку такая стратегия позволяет более эффективно для КНР решать политические вопросы в частности, территориальные споры. Также решение все тех же политических вопросов осуществляется преимущественно за счет экономических преференций и вливаний. Большое значение придается инвестированию. Заметное увеличение долгосрочных инвестиций за рубежом также помогает ускорить использование юаня в форме торговых или финансовых расчетов, что схоже с европейской моделью интеграции и региональным использованием евро. Поскольку коммерческая деятельность между Китаем и другими регионами растет в геометрической прогрессии, валюта со временем получит более широкое признание и поможет в достижении долгосрочной цели Китая по интернационализации юаня как стратегической геоэкономической задачи КНР на время реализации грандиозных проектов, а также еще одним подспорьем для интегрирования региона вокруг себя. Инфраструктурные инициативы призваны также решить геополитическую дилемму китайского правительства: как подстроить сложившуюся систему международных отношений под себя. КНР необходимо растущее влияние в регионе, чтобы получить больше поддержки (или уменьшить оппозицию) в решении внешнеполитических вопросов, таких как претензии в Восточном и Южно-Китайском морях.
Можно констатировать, что Китай и АСЕАН, АТЭС прошли с успехом только первую ступень экономической интеграции. Сети экономической взаимосвязанности со стороны Китая и целого региона Восточная Азия имеют стабильную тенденцию к укреплению и наращиванию потенциала в форме новых китайских проектов и инициатив. Можно прийти к выводу, что интеграционные процессы принимают все же восточноазиатский, а не тихоокеанский вектор развития с непосредственным участием Китая. Поскольку интеграция Китая с АСЕАН строится на экономическом базисе, то возникающие политические трения порой трудно разрешить, не вовлекая финансовые методы «кнута и пряника». Таким образом, выявленный вектор инвестиционной деятельности компаний Китая и его общих стремлений внедрится в регион призваны решить вопрос формирования политически комфортного и благоприятного климата для интеграции. Но его недостаточно, для того чтобы вывести действительную регионализацию на качественно новый уровень.
Однако на современном этапе он идет экстенсивно по пути развертывания лишь торговых соглашений (ЗСТ ВРЭП), отсутствует качественный прогресс. В китайской среде превалирует политика упрочения своих позиции как важного торгового партнера, находящегося в эпицентре интеграции. Китайская специфика в деле интеграции всего региона означает умелое сочетание и маневрирование ресурсами влияния на страны региона.
В ходе проведения исследования доказана гипотеза, состоящая в том, что полноценное формирования у Китая статуса центра регионализации и в дальнейшем глобализации не без основательна и имеет место быть как реальное отражение дел на международной арене. Китайский фактор интеграции Восточной Азии является одним из самых мощных инициативных стимулов консолидации региона в долгосрочной перспективе, учитывая ориентацию правительства на новый призыв строить международные отношения в том числе и в рамках региона на принципах сотрудничества и взаимной выгоды, поскольку пришло осознание неотделимости мирной региональной обстановки и стабильного международного порядка. Китай открыто заявляет о своей роли как строителя мирного международно-политического климата. Отсюда следует понимание Китая как главного актора интеграционных тенденций в Восточной Азии, с амбициозными планами по решению проблем, связанных с антиглобализмом и изоляционизмом, а также увековечиванию стратегии открытости и всепроницаемости Восточной Азии на благо внутренних требований КНР.