ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………………….
1.1 Понятие, необходимость и сущность финансового анализа………
1.2 Методика проведения анализа финансового состояния предприятия………………………………………………………………
1.3 Особенности инвестиционной привлекательности предприятия
Выводы по главе 1………………………………………………………..
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ООО "ОРБИТА"...
2.1 Организационно-правовая характеристика деятельности предприятия………………………………………………………………
2.2 Оценка финансового состояния предприятия……………………..
2.3 Оценка инвестиционной привлекательности предприятия………
Выводы по главе 2……………………………………………………….
3 НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ООО "ОРБИТА"………………………………………………………………..
3.1 Рекомендации по укреплению финансового состояния и повышению инвестиционной привлекательности предприятия…….
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………
ПРИЛОЖЕНИЯ
На сегодняшний день тема развития туризма в России имеет весьма актуальное и важное в разрезе экономики страны значение, что обусловливает высокую конкуренцию среди туристических организаций на внутреннем рынке и стимулирует предпринимателей разрабатывать мероприятия по повышению эффективности их деятельности. Достижение стабильных финансово-экономических показателей для обеспечения эффективного функционирования и роста туристского предприятия невозможно без детального анализа его деятельности.
Главной целью анализа результативности финансово - хозяйственной деятельности предприятия является получение наибольшего числа основных параметров, дающих объективную и точную характеристику оценки результативности предприятия. Анализ результативности деятельности предприятия позволяет справедливо оценить внутренние и внешние стороны объекта анализа, характеризующие его платежеспособность, эффективность и доходность, перспективы развития, а затем по полученным результатам сделать обоснованные выводы. Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений.
Проводя анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исследуются совокупность технологических, финансовых, социально-экономических и иных процессов; эффективность применяемых методов; кадровое, материально техническое и информационное обеспечение. Исследование финансово-хозяйственной деятельности на предприятии производится по определённым правилам, с использованием определённых приёмов и способов. Выполняются в свою очередь в соответствии с выбранными методами и разработанными методиками.
Цель исследования – оценка финансового состояния и инвестиционной привлекательности объекта исследования и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
на основе литературных источников раскрыть сущность анализа и методов финансового состояния предприятия;
рассмотреть методы оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия и способы повышения ее эффективности;
раскрыть особенности инвестиционной привлекательности предприятия;
провести анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности в ООО «Орбита»;
предложить мероприятия по повышению эффективности финансового состояния и инвестиционной привлекательности в ООО «Орбита».
Объект исследования - ООО «Орбита».
Предмет исследования - финансовая и инвестиционная деятельность ООО «Орбита».
Методологической базой исследования являются труды российских и зарубежных авторов, посвященные проблеме данного исследования, в т.ч. работы: Ковалева В.В ., Бариленко В.И ., Белотелова Н.П ., Бочаров Е.П., Иванча А.Г ., Вахрушина М.А., и др.
В процессе исследования использовались научные труды отечественных и зарубежных учёных в области финансово-хозяйственной деятельности, экономического анализа и маркетинговых исследований.
В работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, аналогии. Для обработки финансовой отчётности применялись методы аналитических группировок, сравнительный анализ. В целях визуальной интерпретации результатов исследований использован графический метод.
В процессе исследования теоретических аспектов инвестиционной привлекательности было выявлено, что в настоящее время нет единого понятия инвестиционной привлекательности. Проанализировав определения нескольких авторов было сформировано более общее понятие инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность компании представляет собой определённую совокупность характеристик его производственной, финансовой и управленческой деятельности, а также особенностей его инвестиционного климата, оценка которого определяет целесообразность и необходимость инвестирования.
Анализируя инвестиционную привлекательность предприятия, следует помнить, что на нее влияют различные факторы. Факторы, которые влияют на инвестиционную привлекательность предприятия, можно разделить на внешние и внутренние.
К внутренним факторам относится: система управления организацией, навыки управленческой команды, состояние оборудования предприятия, финансовая стабильность и пр.
К внешним факторам относят законодательство в области инвестиций, потенциал региона, в котором функционирует коммерческая организация, экономические особенности отрасли и т.д.
Также были рассмотрены различные методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия.
Существующие методы оценки инвестиционной привлекательности отличаются тем, что используют различные показатели и способы анализа. Наиболее распространенными методами оценки инвестиционной привлекательности предприятия являются следующие:
1) метод дисконтированных денежных потоков;
2) семифакторная модель;
3) метод оценки инвестиционной привлекательности на основе анализа факторов внешнего и внутреннего воздействия;
4) интегральная оценка на основе внутренних показателей;
5) комплексная оценка.
Рассмотрев все подходы к изучению и оценке инвестиционной привлекательности предприятия, можно заметить, что комплексная оценка, основанная на анализе финансового состояния предприятия, в полной мере позволяет выделить итоговый показатель уровня инвестиционной привлекательности. Тем не менее для получения более точного результата оценки инвестиционной привлекательности следует использовать несколько методов.
В рамках практической части исследования получены следующие результаты.
Туристическое агентство ООО «Орбита» функционирует на рынке Москвы с 2015 года. Юридический адрес Общества (адрес местонахождения в соответствии с учредительными документами) - 21059, город Москва, Бородинская 2-я улица, дом 20 строение 1-1а.
При изучении организационно-экономических характеристик организации выяснилось, что ООО «Орбита» является предприятием, которое организует свою деятельность в сфере туризма с целью удовлетворения социальных потребностей и получения прибыли.
В 2018 г. ООО «Орбита» увеличила оборот деятельности на 9,53%, однако из роста себестоимости на 35,09% валовая прибыль снизилась на 28%. В 2019 г. наблюдалось снижение всех результатов деятельности по сравнению с 2018 г. Это является негативной тенденцией, которая говорит о наличии неэффективной стратегии управления предприятием.
Структура пассива характеризуется использованием собственного и заемного капитала. Доля собственного капитала в 2019 году несколько превышает долю заемного капитала. В структуре собственного капитала основное место занимает нераспределенная прибыль. Большую часть структуры заемного капитала составляют долгосрочные и краткосрочные займы.
В целом структура источников свидетельствует об использовании консервативной стратегии финансирования деятельности.
Большинство показателей относительной ликвидности находятся выше нормы. Коэффициенты текущей и быстрой ликвидности в период 2017-2019 годов имели положительную динамику.
В компании используется достаточно активно заемный капитал. Однако уровня собственного капитала достаточно для сохранения финансовой устойчивости. В структуре заемного капитала преобладает краткосрочный капитал. Применение краткосрочного капитала сопряжено с высокими рисками потери платежеспособности. Компания является рентабельной. Однако в течении 2017-2019 гг. наблюдалась активная тенденция снижения уровня рентабельности. Так в 2019 г. рентабельность продаж снизилась на 12% по сравнению с 2017 г. В целом это является негативной тенденцией, свидетельствующей о проблемах в управлении предприятием.
По результатам оценки инвестиционной привлекательности семифакторным методом значение интегрального индекса инвестиционной привлекательности за 2017-2019 года ниже 1, что свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности предприятия ООО «Орбита». Тем не менее, интегральной индекс инвестиционной привлекательности имеет положительную динамику на протяжение 2017-2019 годов, что является положительным моментом. Совокупный индекс инвестиционной привлекательности организации за 2017-2019 года имеет значение 0,4, следовательно, компания на данный момент не является инвестиционно привлекательной для инвесторов.
По результатам расчета инвестиционной привлекательности предприятия комплексным методом был выявлен удовлетворительный уровень инвестиционной привлекательности рассматриваемого предприятия ООО «Орбита» за 2019 год, совокупная оценка составила 15,38. Также можно заметить увеличение показателя на протяжении 2018-2019 годов. Тем не менее, на данный момент организация ООО «Орбита» не является инвестиционно привлекательной, требуется разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности данного предприятия.
Анализ, проведенный во втором разделе, показал низкий уровень рентабельности и финансовой устойчивости ООО "Орбита". Также можно отметить значительный рост дебиторской задолженности ООО "Орбита" за 2019 год.
В заключительном разделе работы по результатам изучения финансового состояния и инвестиционной привлекательности ООО «Орбита» были предложены следующие пути совершенствования:
1. Стимулирование сбыта путем совершенствования системы скидок.
2. Расширение спектра предоставляемых услуг, а именно поиск и использование возможностей организации уникальных (индивидуальных) туров путем заключения договоров с гидами, договоров с транспортными компаниями.
3. Диверсификация деятельности.
4. Создание сайта туристического агентства.
5. Организация информационных (рекламных) туров для сотрудников компании.
6. Для анализа и контроля просроченной дебиторской задолженности ООО "Орбита" за временные интервалы в программе "1С Предприятие", составления отчетов" задолженность клиента по долгам", устранения недостатков бухгалтерского учета клиентов, необходимо провести внутренний аудит данных - счетов.
Реализация предложенных мероприятий позволит ООО «Орбита» не только укрепить финансовое положение предприятия, но и получать более высокую прибыль. По результатам оценки инвестиционной привлекательности ООО «Орбита» после внедрения предложенных мероприятий итоговое значение показателя составило 22,48, что по данным таблицы 2 свидетельствует о хорошем уровне инвестиционной привлекательности. Следовательно, предложенные мероприятия являются эффективными и после их внедрения ООО «Орбита» будет иметь статус инвестиционно привлекательного предприятия.
1. Агеева О. А., Егорова А. А. Сравнительная оценка существующих методик организации и проведения анализа финансовой деятельности предприятия // Наука и образование сегодня. - 2016. - с. 66-70.
2. Акбердина, В. В. Различные методики диагностики финансовой устойчивости предприятия: сравнительная характеристика / В. В. Акбердина, М. М. Уакпаева // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 1 (92). - С.139-148
3. Альгин, В. А. Финансовая диагностика стратегии развития компа-нии: тезаврация капитала, инвестиции, ликвидность / В. А. Альгин ; Федер. агентство по образованию, Дон. гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону : Изд. центр ДГТУ, 2015. - 167 с.
4. Анискин Ю.П.: Управление инвестициями. Учебное пособие. – М.:ИКФ Омега-Л, 2016. – 464с
5. Артеменко, В.Г. Экономический анализ: Учебное пособие/ ВТ. Артеменко, Н.В. Анисимова. - М.: КноРус, 2018. - 288 с.
6. Астахова, Е.Ю., Сафронова, И.В. Принципы и основы бухгалтерского учета [Текст] :учеб.пособие / ред.Е.Ю.Астахова - Изд. 2-е, перераб.и доп. - М.: Издательство Бухгалтерский учет, 2018. - 344 с.
7. Бабаев, Ю. А. Бухгалтерский финансовый учет : учебник / Ю. А. Бабаев, Л. Г. Макарова, А. М. Петров ; ред. Ю. А. Бабаев. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2015. - 462 с.
8. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник / Ю.А. Бабаев, Л.Г. Макарова, А.М. Петров. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. 463 с.
9. Баклаева, Н.М., Финансовый анализ (продвинутый уровень): Учебное пособие для студентов экономических вузов. - Пятигорск: РИА-КМВ, 2018.- 400 с.
10. Бариленко В.И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. — 4-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2016. — 234 с.
11. Бариленко В.И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 455 с.
12. Белотелова Н.П. Обеспечение сбалансированности политики предприятия по оптимизации финансовой устойчивости и ликвидности. - М.: ИТК «Дашков и К», 2016. С. 87.
13. Белякова М.Ю.: Разработка комплексной методики оценки инвестиционной привлекательности объекта инвестирования. Управление риском, 2015. - №3. – с.15-19.
14. Бехтина, О.Е. Современные проблемы прогнозирования банкротства предприятий / О.Е. Бехтина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2017. Т. 1. № 1. С. 75-81.
15. Бутко А.Д., Шерстюк О.Л. Влияние регулятивного обеспечения на инвестиционную привлекательность предприятий // Финансы России.- 2017.- № 4.- С. 76-87.Ванюкова, Н. Н. Управление ликвидностью банка / Н. Н. Ванюкова ; М-во образования и науки РФ, Рос. гос. торгово-экон. ун-т, Омский ин-т (фил.). - Омск : Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2016. - 140 с.
16. Буцкая И. Выбор системы показателей для оценки финансового состояния предприятий // Бизнес-Информ. - 2018. - № 1. С.84-86.
17. Вахрушина М.А. Стратегический управленческий учет: Полный курс МВА / М.А.Вахрушина, М.И.Сидорова, Л.И.Борисова. - М.: Рид Групп, 2011. С. 27.
18. Габдуллина, Г. К., Хазиахметова, Г. А. Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта // Проблемы современной экономики. 2017. №2 (46) - С.135-138.
19. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник бакалавриа¬та и магистратуры. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2015. — 486 с.
20. Дасковский В.: Об оценке эффективности инвестиций. Экономист, 2015. - № 3 – с.24-28
21. Дорман, В.Н. Коммерческая организация: доходы, расходы, финансовый результат / В.Н. 2017.
22. Ендовицкий Д.А., Бабушкин В.А., Батурина Н.А. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / под ред. Д.А. Ендовицкого. – М.: КНОРУС, 2015. – 376 с.
23. Ефимова О.В. Финансовый анализ. Современный инструментарий для принятия экономиче¬ских решений// М: Омега-Л, - 2016, - с.205.
24. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н. Жилкина. - М.: Инфра-М, 2017. - 332 с.
25. Качкова, О.Е. Бухгалтерский финансовый учет [Электронный ресурс]:учеб.пособие / ред. О. Е. Качкова. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 588 с.
26. Классификация факторов инвестиционной привлекательности экономики // Рынок ценных бумаг. Вестник Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку.- 2013. № 9.- C.9-15.
27. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. - М.: ООО «ТК Велби», 2015. -424 с.
28. Куликова Г.А., Горбаткова Г.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятель¬ности: теоретические и прикладные аспекты его проведения с использованием средств информацион¬ных технологий. - Брянск, 2016.
29. Ложкина С.Л., Горбаткова Г.А., Горбачева В.И., Куликова Г.А. Методология экономического анализа деятельности коммерческих организаций. - Брянск, 2016.
30. Лузина Т.В. Анализ финансовых результатов деятельности производственного предприятия// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 2. С. 105-111.
31. Мартыненко, Н. Н. Обеспечение ликвидности коммерческих банков / Мартыненко Надежда Николаевна, Лялькова Елена Юрьевна. – М.: Научные технологии, 2017. - 189 с.
32. Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник. - М.: Форум, 2015. 192с.
33. Недосекин С.В., Иванов М.А. Финансовое состояние предприятия: сущность и организация в современных условиях http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519154903/020.
34. Нечитайло, А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности / А.И. Нечитайло. - М.: Феникс, 2017. - 838 c.
35. Порядок формирования финансовых результатов организации // Grandars.ru: Основы бухгалтерского учета. URL: http://www.grandars.ru/student/buhgalterskiy-uchet/finanasovye- rezultaty-organizacii.html (дата обращения: 26.12.2019)
36. Райзберг Б.А. Экономический словарь [Электронный ресурс] / Б.А.Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - 6-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016.
37. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 c.
38. Толпегина О.А., Толпегина Н.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной дея¬тельности в 2 ч. Ч. 2: учебник и практикум для академического бакалавриата. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 173 с.