ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС: ИСТОКИ И ЗНАЧЕНИЕ 12
1.1. Причины развития национального вопроса в СУАР 12
1.2. Оценка важности национального вопроса в политике КНР 19
ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ 24
2.1. Принципы реализации национально-территориальных автономий 24
2.2. Национальная политика КНР в СУАР в 1949-1956 гг 29
2.3. Национальная политика КНР с 1957 до конца 1970-х гг 33
2.4. Национальная политика КНР в 1980-х гг - до наших дней 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
Китайская народная республика — одно из крупнейших государств мира. К концу 2019 года численность населения достигнет 1 408 526 449 человек . Согласно официальным данным в Китае проживает 56 национальностей. Ханьцы составляют 92% населения, а остальные 8% — это, так называемые, национальные меньшинства. Религиозный состав населения так же довольно разнообразен. Самые распространенные религии в Китае — это даосизм, конфуцианство, буддизм. Примерно 5% от общего населения исповедует христианство, и еще около 1-2% исповедуют ислам .
Актуальность темы исследования заключается в том, что численное превосходство ханьцев обеспечивает им главенствующую роль в политическом, экономическом, культурном аспектах жизни страны. Однако Китай - многонациональная страна, поэтому национальный вопрос был и все еще остается очень важным.
Национальный вопрос является одной из самых острых мировых проблем. Это совокупность идеологических, правовых, экономических, политических, территориальных, культурных и религиозных проблем, возникающих в ходе общения между нациями и народностями, с одной стороны и системы государственной власти - с другой. Сущность проблемы заключается в тенденции сближения народов и наций и тенденции к сохранению самобытности, достижению национальной независимости и развитию собственной национальной культуры.
Если государство оставит без внимания проблему национального вопроса, то это может привести к нарушению целостности государства, внутреннему расколу. Система мер государства, направленных на регулирование взаимоотношений между нациями, на разрешение противоречий в сфере национальных отношений, называется национальной политикой.
Межнациональные взаимоотношения в КНР на протяжении всей истории были довольно сложными. Национальная политика Китая складывалась на протяжении многих веков. Все народы и племена, вне зависимости от их удаленности от Китая, воспринимались как вассалы Китайского государства. Начиная с середины II в. до н.э. в период правления империи Хань Китай начал проводить политику присоединения территорий, в которых проживали неханьские народы. Идея полиэтнического, то есть многонационального государства, к котором проживали как ханьцы, так и «варвары», впервые была включена в политическую доктрину при династии Тан. Основываясь на китаецентрическом мировоззрении, можно не без основания сказать, что практика управления «варварами», неханьскими народами плавно, но довольно прочно укоренилась в национальной политике КНР.
Возникновение межнациональных конфликтов в регионе со смешанным населением было предопределено неоднородностью религиозного и национального состава. В Синьцзяне на протяжении многих веков присутствовали сепаратистские настроения. Во второй половине ХХ в. эти настроения усилились.
Целью исследования является изучение национальной политики в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, определить причины и истоки национального вопроса в КНР, степень его влияния на политику государства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Определить причины развития национального вопроса в Китае
• Изучить особенности административного устройства, религиозной и культурной ситуации в регионе
• Выделить основные этапы национальной политики КНР
• изучить основные сепаратистские организации, действующие на территории КНР
• проанализировать законодательную базу КНР в отношении сепаратизма и прав наций на самоопределение
• рассмотреть современную ситуацию в СУАР
Объект исследования - национальная политика КНР.
Предметом исследования являются особенности реализации национальной политики КНР в Синьцзяне и ее эволюция.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины ХХ в. до настоящего времени. Китайская Народная Республика, образовавшаяся в 1949 г., определяла проблему национального вопроса как чрезвычайно важную для сохранения целостности государства. Синьцзян на протяжении долгого времени был неспокойным, с самого образования КНР власти последовательно разрабатывают новый курс национальной политики, который способствовал бы процветанию СУАР.
Территориальные рамки совпадают с административными рамками Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Методологической основой исследования является теория ассимиляции, выдвинутая китайским ученым Цзян Бо Цзанем во второй половине XX века. Теория гласит что, завоевывая менее развитый народ, высокоразвитый народ будет способствовать не только его развитию и прогрессу, но и его ассимиляции. Но если конкистадор слабее в духовном и цивилизационном плане, то он сам растворится в завоеванном народе . В историографии есть и другая точка зрения. Согласно ей, национальная политика государства зависит от национальности ее главы. Если главой государства является человек, который относится к титульной нации, то его политика будет направлена на сохранение национальных меньшинств. Однако если у власти будет человек другой нации, велика вероятность, что национальные меньшинства будут подвергнуты дискриминации. Большая часть этнологов и ученых Китая поддерживают теорию ассимиляции. Многие специалисты придерживаются точки зрения, что в процессе развития страны и рыночной экономики китайская нация постепенно растворит в себе национальные меньшинства. В целом развитие экономики и культуры национальных меньшинств оценивается положительно, но игнорирование стремления к этнической независимости однозначно приведет к ассимиляции. В частности, это выражается в том, что районы проживания национальных меньшинств ранее были моноэтничны, то сейчас они становятся полиэтничными. Это значит, что процентное соотношение ханьцев и других народов на этих территориях меняется в сторону ханьцев. Существует мнение, что в будущем это может привести к утрате административно-территориальной автономии . Ханьская культура, язык и образ жизни доминирует в местах проживания малочисленных народов. Разговорная среда сужается, прослеживается тенденция к старению носителей того или иного языка.
Для того чтобы полностью раскрыть заявленные цели и задачи при проведении данного исследования использовались методы научного познания:
Сравнительно - исторический, благодаря которому можно выявить связь между историческими событиями и формированием подходов в национальной политике Китая. Было проведено сравнение политического курса в отношении национальных меньшинств в разные периоды времени и социально-экономического положения СУАР.
Проблемно-хронологический метод, метод благодаря которому было возможно дать оценку событиям, проблемам и результатам национальной политики КНР в СУАР в выбранных хронологических рамках.
Системный подход, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, в данном случае рассматривается проблема национального вопроса, которая сочетает исторические, политические, религиозные, экономические и международные аспекты и ее влияние на внутреннюю политику КНР.
Институциональный метод использовался для изучения районной национальной автономии, с точки зрения одного из институтов государства и национальной политики.
Статистический метод позволил работать со статистическими данными, проанализировать их и сопоставить для выявления особенностей, сходств и различий конкретных процессов и явлений, касающихся национальной политики в СУАР.
Литература. Проблемы развития СУАР, в частности особенности национального вопроса изучают как русские авторы, так и зарубежные.
Среди отечественных авторов можно выделить A. А. Москалева , который много внимания уделял изучению института национальной районной автономии и смежным темам, касающихся проблем национальной политики. К.Л. Сыроежкин занимается исследованием межнациональных проблем в КНР. Рассматривает широкий спектр вопросов начиная от политических и социально-экономических, заканчивая этническими и религиозными процессами, происходящих в СУАР. Уделяет внимание проблеме этнического сепаратизма в Китае, влиянию исторических подходов в национальной политике на формирование современного курса. Возникновению национального вопроса, процессу вхождения национальных территорий в состав Китая и формированию национальной политики КНР посвящения труды В.А. Богословского . В совместной работе с А.А. Москалевым проанализировал подход Сунь Ятсена к национальной проблеме, доктрину «единой нации» Чан Кайши. Рассмотрел положение в национальных районах Китая. В. А. Корсун рассматривает современное состояние уйгурского вопроса, а также современные проблемы межнационального взаимодействия. Другими современными исследователями проблем сепаратизма и национализма в КНР являются Т.В. Лазарева , Д.А. Жоголев , А.Д. Дикарев , В. С. Кузнецов , С. А.
Горбунова .. Они уделяют внимание социально-экономическим элементам, как ведущему направлению национальной политики и проблемам безопасности, имеющим трансграничный характер.
Кроме того, вклад в изучение национальной политики КНР вносят и менее известные авторы, которые известны своими научными статьями. Они рассматривают проблему национального вопроса со стороны политики, экономики, религии и т.д. Среди них нужно выделить Д.В. Буярова , Е.А. Афанасьеву , А.В. Бондаренко , В.С. Кузнецова , С.А. Горбунову
Среди зарубежных исследователей нужно сказать о Дж. Липмане и Гр. Фуллере, которые занимаются изучением ислама в Синьцзяне. Также следует упомянуть о монографии М. Диллона. Однако западная историография, по сравнению с отечественной, развита гораздо слабее.
Кроме того, в исследовании данной темы важным аспектом является анализ китайской официальной позиции по вопросам развития Синьцзяна. Эта информация дана в работах У Фухуаня , а также в книгах серии «Китай: Синьцзян» под редакцией Ма Пиньяня . Китайская историография охватывает обширный ряд вопросов, которые часто еще нигде не изучались так серьезно, поэтому считается источником актуальной информации. Известные китайские исследователи национальной политики и национального вопроса — это Моу Бэньли , Ли Дэчжу , Ван Тэчжи , Цзян Пин и др.
Источниковая база. Использованные в работе источники можно разделить на несколько групп.
В первую очередь мной были рассмотрены официальные источники, такие как Конституция КНР 1982 г. — главный государственный закон, Белые книги Китая , касающиеся межэтнических отношений, ряд законов регулирующие разные стороны национальной политики, например, Закон о национальной автономии в КНР . Кроме того, для понимания особенностей религиозной политики в Синьцзяне были рассмотрены некоторые правила и положения: «Правила регулирования религиозной деятельности» (2004 г.), «Правила СУАР относительно управления религиозными делами» (1994 г.)., «Временное постановление об управлении местами отправления религиозной деятельности в СУАР» (1988 г.), «Положение о регулировании религиозной деятельности иностранных граждан на территории Китайской Народной Республики» (1994 г.). Еще один нормативно-правовой акт — Документ «Борьба с терроризмом и экстремизмом и защита прав человека в Синьцзяне» .
Вторая группа — это периодические издания и новостные сайты , которые позволили получить доступ к актуальной информации.
Третья группа - официальные сайты государственных органов Китайской Народной Республики , где можно ознакомиться с делопроизводственными документами, объявлениями и новостями.
На протяжении всей истории существования Китая в сознании его жителей всегда была идея превосходства ханьцев над другими этносами. Принцип единого Китая лежал в основе государственного развития, созданный усилиями китайской нации, которая рассматривалась как «сложная нация».
С приходом к власти Коммунистической партии Китая с одной стороны этот подход принял классовый характер, а с другой подвергался влиянию опыта решения национального вопроса с Советском Союзе и советских теоретических трактовок.
Но суть теоретических разработок всегда оставалась прежней - доказать, что складывание Китая как единого многонационального государства обусловлено исторически, а китайская нация является суперэтносом. Речь в основном идет об обосновании особенностей становления китайской нации и неприемлемости принципа национального самоопределения и конфедеративного государственного устройства в условиях Китая.
Национальная политика КНР характеризуется зигзагообразным курсом, в своем становлении прошла три этапа. Ее главная цель - обеспечить единство страны, путем сохранения национальных районов как неотъемлемой части государства, и по мере возможности проводить мирную социально¬экономическую политику, которая направленна на создание политической, экономической, идеологической основы для интеграции национальных меньшинств в единую китайскую нацию. Цель КПК - установить контроль со стороны центральной власти.
В основе концепции современной национальной политики КНР лежат такие принципы как:
• Сохранение государственно-территориального единства КНР и признание различных национальностей равноправными, обеспечение права на районно-национальную автономию в пределах КНР;
• Развитие языка, письменности, религии, культуры любой национальности вне зависимости от того, обладает она автономией или нет;
• Распределение властных полномочий между центральным и местными правительствами;
• Признание различий в уровнях социально-экономического и культурного развития населяющих Китай этносов и стремление сокращать их с помощью ускорения экономического и культурного развития национальных районов КНР;
На 16-м съезде КПК власти обозначили направления реализации национальной политики КНР:
• Улучшить работу в сфере межнациональных отношений на основе опыта построения социализма с китайской спецификой под руководством партии;
• Высоко поднять флаг патриотизма и социализма, усилить солидарность всех народов страны, совершенствовать режим национальной автономии, усилить сплоченность китайской нации;
• Реализовать стратегию «Открытие запада»;
• Поддерживать развитие в национальных районах, активно помогать преодолению бедности;
• Во всех отраслях реализовывать национальную политику партии, укреплять и развивать равные, сплоченные и взаимно помогающие социалистические межнациональные отношения;
• Поддерживать культурное развитие в бедных, отдаленных районах и на среднем западе;
• Выдвигать и воспитывать кадры из среды национальных меньшинств;
Национальна политика направлена на предотвращение сепаратистских движений, консолидацию граждан, ускорение социально-экономического и культурного развития в районах проживания национальных меньшинств и избавление существующего разрыва в уровнях жизни с другими провинциями. При этом этническая идентичность и самобытность отодвигается на второй план и игнорируется.
Официальная позиция властей такова: «Китайское правительство решительно борется и пресекает попытки всех внешних сил под предлогом нации, религии, и прав человека вмешиваться в национальный вопрос Китая, в узких рамках и по закону карает проникновение, разрушительную и подрывную деятельность различных террористических, сепаратистских и экстремистских сил в отношении Китая. История и реальная действительность доказывают, что национальное сплочение и братство способствуют миру и расцвету страны, а национальные конфликты и споры лишь подрывают общество и несут народу несчастья».
Однако центральные власти очень болезненно относятся к критике выбранного ими курса.
Официально в стране закреплена идея равенства всех национальностей, населяющих Китай, хотя существует ряд проблем с ее реализацией. Национальная политика эволюционирует и трансформируется.
Будучи многонациональном государством, с наличием сепаратистских настроений в национальных окраинах, КНР не сможет существовать как подлинная федерация. Но в условиях экономического роста и возможной некоторой политической либерализации можно рассчитывать на улучшение ситуации в национальных районах и смягчение национальной политики.
Для США сейчас становится все труднее соблюдать баланс между борьбой против террористических организаций и интересами защиты прав и свобод уйгурского народа, которые якобы нарушаются китайскими властями. Китай никому не позволит аннексировать свою территорию, особенно в условиях, когда значение Синьцзян-Уйгурского автономного района для экономического развития страны становится все более важным: в Синьцзяне найдены огромные запасы природных ископаемых, его географическое положение и близость к странам Центральной Азии позволяют провести через его территорию нефте- и газопроводы прямо во внутренние китайские провинции, также регион обладает большим потенциалом в качестве транспортного коридора между Китаем и странами Центральной Азии, государствами Восточной Европы и Россией.
В условиях борьбы против уйгурского сепаратизма Китай старается заручиться поддержкой соседних стран, заключая договоры об экстрадиции преступников, находящихся на территориях стран Центральноазиатского региона.
Национальная политика имеет как плюсы, так и минусы. Несомненно, заметен рост промышленного сектора и экономики региона, в следствии чего растет и уровень жизни населения СУАР. Но при всем этом, он все равно гораздо ниже, чем в других развитых провинциях.
Образовательные реформы стали причиной повышения уровня образованности граждан, но привели к деградации местного языка и письменности, что сказывается и на состоянии уйгурской культуры.
Основная причина недовольства и волнений, которые возникают в Синьцзяне - это контроль над религиозной деятельностью, которая непосредственно связана с проблемой сепаратизма и терроризма. Острота этой проблемы неизбежно приводит к появлению сдерживающих рамок. Власти КНР четко стоят на позиции сохранения единства страны, а проявление сепаратистских настроений, говорит о том, что население Синьцзяна настроено на обретение суверенитета.
Политика, средствами которой являются тотальный контроль жизни населения и угнетение неугодных превратила Синьцзян в район «без прав», общество в лучших традициях классических антиутопий. Если основываться только на законодательных актах, можно подумать, что власти КНР проводят политику позитивной дискриминации, предоставляя льготы, дотации, права автономии национальным меньшинствам, помогая развивать здравоохранение и образование. Однако на практике ситуация складывается иначе. Государство проводит политику насильственной китаизации, тем самым угнетая малочисленные этносы. Когда же национальный вопрос решится ни китайские власти, ни другие эксперты ответить не могут.
Тем не менее, опыт Китая в борьбе с терроризмом и экстремизмом является исключительным и можно сказать, что достаточно успешным.
Законодательные источники
1. Конституция КНР 1982 г.//Законодательство Китая: [Электронный ресурс]. URL: http: //chinalawinfo .ru/constitutional law/constitution (дата обращения 01.05.2019)
2. Закон о национальной автономии в КНР//Китайский информационный Интернет-центр: [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/russian/166260.html (дата обращения 01.05.2019)
3. Синьцзян Вэйуэр Цзычжицюй Цюй Цзидуань Хуа Тяоли ^Й^и^ Й /иЕА®Ж{Ь^ [Закон о дерадикализации Синьцзян-Уйгурского автономного района]: [Электронный ресурс]. URL: https://m.sohu.com/a/258631718_115479/?pvid=000115_3w_a&g=0 (дата обращения 09.06.2019)
4. Чжэнфу байпишу ^ЙЙ^^[Правительственные белые книги]//чжунхуа жэнмин гунхэгуо гуоуюань синьвэн бангунши Ф^А К^^П1Ж1Ж^|^Ш^^А^ [Информационное бюро Госсовета КНР]: [Электронный ресурс]. URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/ (дата обращения 15.05.2019)
5. Planning Outline for the Construction of a Social Credit System (2014-2020) [План строительства системы социального кредита]// China Copyright and Media: [Электронный ресурс]. URL:
https: //chinacopyrightandmedia. wordpress. com/2014/06/14/planning- outline-for-the-construction-of-a-social-credit-system-2014-2020/ (дата обращения 09.06.2019)
Периодическая печать
1. Винтер Л. 20 дней в лагере перевоспитания для уйгуров//Иносми.ру: [Электронный ресурс]. URL:
https://inosmi.ru/politic/20180704/242667271 .html (дата обращения 09.06.2019)
2. В Синьцзяне уничтожен лагерь подготовки террористов//«Жэньминь жибао»: [Электронный ресурс]. URL: http://russian1.people.com. cn/31521/5259639.html (дата обращения 23.05.2019)
3. “Искореняя идеологическую заразу” Репрессии китайских властей против мусульман в Синьцзяне/ZHuman Rights Watch: [Электронный ресурс]. URL: https://www.hrw.org/ru/report/2018/09/09/322251 (дата обращения 09.06.2019)
4. Концлагерь на 10 миллионов уйгуров Китай построил в провинции Синьцзян полицейское государство будущего//Meduza: [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2018/09/18/kontslager-na-10- millionov-chelovek (дата обращения 09.06.2019)
5. Коростиков М. Власти Китая узаконили лагеря перевоспитания мусульман//Издательский дом Коммерсантъ: [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3766348 (дата обращения 09.06.2019)
6. Коростиков М. Китай спасает уйгуров от самих себя//Коммерсантъ: [Электронный ресурс]. URL: https: //www.kommersant.ru/amp/3916026 (дата обращения 09.06.2019)
7. Национальная районная автономия в Китае//Китайский информационный Интернет-центр: [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/russian/166260.htm (дата обращения 15.05.2019)
8. Секретные лагеря Китая//Русская служба BBC: [Электронный ресурс].
URL: https: //www.bbc. com/russian/resources/idt-
sh/China hidden camps russian (дата обращения 09.06.2019)
9. "Типичный день состоит из пыток". Будни лагерей в китайском Синьцзяне//Радио Свобода: [Электронный ресурс]. URL: https://www.svoboda.Org/a/29834019.html (дата обращения 09.06.2019)
10. China’s repugnant campaign to destroy a minority people// The Washington Post: [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. washingtonpost.com/opinions/chinas-repugnant-campaign-to- destroy-a-minority-people/2018/05/20/9fe061b4-5ac0-11 e8-b656- a5f8c2a9295d story.html?utm term=.7d563d0f6cf7 (дата обращения 09.06.2019)
11. China: Minority Region Collects DNA from Millions [Китай: регион меньшинства собирает ДНК у миллионовф/Human Rights Watch: [Электронный ресурс]. URL:
https: //www. hrw. org/news/2017/12/13/china-minority-region-collects-dna- millions (дата обращения 09.06.2019)
12. Rogin J. Ethnic cleansing makes a comeback — in China//The Washington Post: [Электронный ресурс]. URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/global-opinions/ethnic- cleansing-makes-a-comeback--in-china/2018/08/02/55f73fa2-9691-11e8-
810c-5fa705927d54 story.html?noredirect=on&utm term=.a930e72033f2 (дата обращения 09.06.2019)
Литература
1. Афанасьева Е.А. Современный Синьцзян. Межрегиональные исследования в общественных науках. Томск. ТМИО, 2007. - 208 стр.
2. Ананьина Д.А. Всемирный уйгурский конгресс и политика Пекина в отношении СУАР//Научная электронная библиотека: [Электронный
ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 29925049 98074319.pdf
3. Бакшеева Л.Г., Колпакова Т.В. Этнические проблемы Китая (на примере Синьцзян-Уйгурского автономного района//Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 16373598 21146676.pdf
4. Богословский В.А., Москалёв А.А. Национальный вопрос в Китае (1911-1949). - М.: Наука (АН СССР, Институт Дальнего Востока), 1984. - С. 263
5. Бондаренко А.В. Международные аспекты борьбы против «трех зол» в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР // Известия Алтайского государственного университета, № 4- 2/2007. - С.23-27;
6. Бондаренко А.В. Современная национальная и религиозная политика в Синьцзян-Уйгурском автономном районе//Россия и АТР, № 3/2007. - С.105-109
7. Булдакова, В. Г. Национальная политика КНР в отношении малочисленных народов / В. Г. Булдакова // Россия и АТР. «История. Исторические науки». В.: изд-во Инст. Истор. и этногр. народов ДВДОРАН - 2006. - Вып. 4. - С. 77-81.
8. Буяров Д.В. Национальная политика Китая в конце 1950-х - конце 1970-х гг. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 1. Часть 1. - С. 39-43.
9. Буяров Д.В. Национальная политика правительства КНР в СУАР//Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 23712080 87467019.pdf
10. Буяров Д.В. Проблема сепаратизма и терроризма в Синьцзяне//Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс].
URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 32489849 76847360.pdf
11. Буяров Д.В. Некоторые аспекты государственного регулирования религиозной сферы в Синьцзян-Уйгурском автономном районе //Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 24343103 22213723.pdf
12. Ван Тэчжи. Синь чжунго миньцзу чжэнцэ фачжань дэ лиши гуйцзи хэ шидай тэдян (Исторические пути и временные особенности развития национальной политики Нового китая) // Миньцзу яньцзю. 1999. № 5.
- С. 19-27.
13. Горбунова С. А. Эволюция вероисповедной политики в КНР на современном этапе // Россия и Китай: Взаимное восприятие (Прошлое, настоящее, будущее): Тез. докл. XVI Междунар. науч. конф. «Китай, китайская цивилизация и мир: История, современность, перспективы» (Москва, 25-27 октября 2006г.). M., 2006. Ч. 2. С. 116-120
14. Гусейнов Н. Проблема уйгурского национального движения в векторе отношений КНР с центральноазиатскими странами // Тюркист. Независимое издание: [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.turkist. org/2011/06/nikolai-huseinov-uigur-east-turkestan.html (дата обращения 04.05.2019)
15. Делюсин, Л. П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма / Л. П. Делюсин. - М.: изд-во «Муравей». - 2003. - 203 с.
16. Дикарев А.Д. Демографические проблемы национальных меньшинств КНР. М.: Восточная литература, 1996. - 176 стр.
17. Жоголев Д.А. Малые народности и великий Китай. - М.: ИДВ РАН, 1994. - 201 стр.
18. Казанин М. Национальный состав Китая / М. Казанин // Проблемы Китая. - М.: изд-во «Наука». - 1933. - № 11. - С. 153-158.
19. Крюков, М. В. Этническая история китайцев в XIX - начале XX в / М. В. Крюков. - М.: изд-во «Наука». - 1993. - 408 с.
20. Кузнецов В.С. Политика в отношении религии в КНР // Проблемы Дал. Востока. - М., 2001. № 1. - С. 165- 176.
21. Корсун В. А. Поиски и находки в решении проблем этнического сепаратизма Китая // Этносы и конфессии на Востоке: конфликты и взаимодействие. М., 2005. С. 494 - 529.
22. Котов, К. Ф. Местная национальная автономия в Китайской Народной Республике / К. Ф. Котов. - М.: Госюриздат, 1959. - 198 с.
23. Лазарева Т.В. Закон о национальной районной автономии// Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 27364661 63934304.pdf (дата обращения 04.05.2019)
24. Мавлонова. А.С. Ислам в СУАР как фактор политической нестабильности КНР//Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 35448046 41033303.pdf
25. Мавлонова А.С. Роль уйгурской диаспоры за рубежом в борьбе за независимость Синьцзяна//Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 23133815 67552926.pdf
26. Мавлонова А.С. Причины активизации сепаратизма в СУАР КНР в конце XX - начале XXI в //Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 21181011 54682443.pdf
27. Мацулевич Е.В. Этнический сепаратизм в Синьцзян-Уйгурском автономном районе//Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 36743152 45084512.pdf
28. Москалев А. А. Теоретическая база национальной политики КНР (1949-1999)/РАН. Ин-т Дал. Востока. М.: Памятники ист. мысли, 2001.223 с.
29. Москалёв А.А. Национальный вопрос: поиски и находки /// Китай на пути модернизации и реформ. - М.: изд-во Вост. лит. РАН, 1999. - С. 458
30. Москалев А. А. Теоретическая база национальной политики КНР 1949¬1999 / А. А. Москалев. - М.: «Наука», 2001. - С. 222
31. Новичков В.С. К вопросу о причинах всплеска уйгурского национализма и сепаратизма в СУАР в конце XX - начале XXI в //Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary 27371343 47899758.pdf
32. Новичков В.С. Основные направления национальной политики в СУАР КНР после 2000 г. //Научная электронная библиотека: [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary 30753644 88244302.pdf
33. Петренко Н. Уйгурстану — быть?: [Электронный ресурс]. URL: http://uighur.narod.ru/uigur2/article15.html (дата обращения 04.05.2019)
34. Сыроежкин К.Л. Регламентация межэтнических отношений в КНР: теория и практика (50-е - 80-е годы)//Журнал Континет: [Электронный ресурс]. URL.: http: //www.continent.kz/library/KN-3/3 syr index.html (дата обращения 04.05.2019)
35. Сыроежкин К.Л. Эволюция формирования и основные черты национальной политики КПК//Журнал Континент: [Электронный ресурс]. URL.: http: //www.continent.kz/library/KN-4/4soderj anie. html (дата обращения 04.05.2019)
36. Яковлев, А. Г. Решение национального вопроса в Китайской Народной Республике / А. Г. Яковлев. - М.: изд-во восточной литературы, 1959.
- 112 с
37. Dillon М. Xinjiang - China's Muslim Far Northwest L.: RoutledgeCurzon, 2004.201 p.
38. Fuller Gr. E., Lipman J. N. Islam in Xinjiang // Xinjiang: China's Muslim Borderland / Ed. by S. F. Starr. N. Y.: Sharpe, 2004. P. 320 - 352.
39. Kan, S. U.S. - China Counterterrorism cooperation: Issues for U.S. Policy.
US Department of State. Foreign press centers. [Online] Available from: http: //fpc. state. gov/documents/organization/71784.pdf
40. Weitz R. Central Asian Worries in Beijing // CACI «Analyst». — 21.09.2011