Процедура усыновления в гражданском процессе: национальное и международное правовое регулирование (сравнительный анализ)
|
Введение 3
Глава 1. Особенности судебного производства по делам об
усыновлении в гражданском процессе Российской Федерации 7
1.1. Порядок принятия к производству заявления об усыновлении и
подготовка к судебному разбирательству 7
1.2. Судебное разбирательство и вынесение решения по делам об усыновлении 15
1.3. Отмена усыновления 22
Глава 2. Особенности судебного производства по делам об
усыновлении в гражданском процессе отдельных зарубежных стран...29
2.1. Судебное производство по делам об усыновлении в гражданском
процессе Германии 29
2.2. Судебное производство по делам об усыновлении в гражданском процессе США 34
2.3. Судебное производство по делам об усыновлении в гражданском процессе Франции 39
Глава 3. Институт усыновления в международном частном праве: процедурный аспект 44
3.1. Коллизионные нормы российского права об усыновлении 44
3.2. Источники международно - правового регулирования
усыновления 50
3.3. Применение норм иностранного права об усыновлении 65
Заключение 76
Библиографический список 81
Глава 1. Особенности судебного производства по делам об
усыновлении в гражданском процессе Российской Федерации 7
1.1. Порядок принятия к производству заявления об усыновлении и
подготовка к судебному разбирательству 7
1.2. Судебное разбирательство и вынесение решения по делам об усыновлении 15
1.3. Отмена усыновления 22
Глава 2. Особенности судебного производства по делам об
усыновлении в гражданском процессе отдельных зарубежных стран...29
2.1. Судебное производство по делам об усыновлении в гражданском
процессе Германии 29
2.2. Судебное производство по делам об усыновлении в гражданском процессе США 34
2.3. Судебное производство по делам об усыновлении в гражданском процессе Франции 39
Глава 3. Институт усыновления в международном частном праве: процедурный аспект 44
3.1. Коллизионные нормы российского права об усыновлении 44
3.2. Источники международно - правового регулирования
усыновления 50
3.3. Применение норм иностранного права об усыновлении 65
Заключение 76
Библиографический список 81
Согласно части 1 статьи 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
«Обычной» формой воспитания ребенка выступает родная семья. В Преамбуле Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года отмечается, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Но, к сожалению, в силу многих ситуаций значительное число детей остается без попечения родителей.
В соответствии с данными Министерство просвещение России, в государственном банке данных о детях-сиротах находятся сведения около 42 тысячах детей, оставшихся без родительского попечения. При этом 5 лет назад таких детей было менее 40 тысяч.
При этом высказываются мнения, что в действительности таких детей намного больше, их число составляет, по разным подсчетам, от 150 до 300 тысяч. Столь большие расхождения с официальной статистикой объясняется методикой подсчета количества сирот. Н. Яковлева отмечает, что «нужно упомянуть еще несколько видов учреждений, в которых находятся дети, лишенные родительской заботы - социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи семье и детям. Появившиеся в начале 21 века, они быстро распространились по всей территории страны, и сегодня их численность значительно превышает численность детских домов (в РФ 615 приютов и 705 социально - реабилитационных центров). Это уже не детские дома и помещаемых в них детей формально считать сиротами нельзя». Хотя фактически такие дети полностью лишены родительского попечения.
Таким образом, наличие в современной России проблемы, связанной с ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей, очевидно. В этих условиях необходимы на нормативно-правовом уровне закрепить формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создать условия, необходимых для практической реализации содержания данных форм семейного воспитания.
Как и в других вопросах брачно-семейных отношений международного характера, в рассматриваемой области имеется большое разнообразие материально-правовых норм во внутреннем праве государств, что закономерно обусловливает появление коллизий. Брак и семья — это один из ярких примеров наслоений исторических, культурных, этнических, религиозных и других традиций и особенностей, отразившихся в правовом регулировании соответствующих отношений.
Немало их возникает в области усыновления: с какого возраста разрешается усыновление; кто может быть усыновителем; возможно ли усыновление совершеннолетнего; необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем; сохраняется ли правовая связь усыновляемого с кровными родственниками и т.д.
В законодательстве различных стран регулирование семейных отношений, и в том числе усыновления, имеет свои характерные особенности, обусловленные религиозными, национальными особенностями, принадлежностью к той или иной правовой семье. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос о применении права решается в зависимости от обстоятельств.
В последние годы в средствах массовой информации неоднократно обсуждались вопросы, когда иностранные граждане усыновляли детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Так же нужно отметить, что продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом принцип приоритета устройства детей - граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. Таким образом наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения в сфере воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также отношения возникающие в процессе усыновления в международном частном праве.
Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие усыновление (удочерение) в российском процессуальном праве и в международном праве: историко-правовые, теоретические, практические аспекты.
Целью данной магистерской диссертации является комплексный анализ процессуального регулирования порядка усыновления детей в российском и международном процессуальном праве, а так же выявление направлений совершенствования законодательства в сфере защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения поставленной цели необходимо решить в ходе исследования следующие задачи:
-изучить дела и порядок установления фактов, имеющих юридическое значение;
-изучить порядок принятия заявления об усыновлении, подготовку к судебному разбирательству и само судебное разбирательство;
-исследовать причины отмены усыновления (удочерения);
-исследовать особенности судебного производства по делам об усыновлении в гражданском процессе отдельных зарубежных стран;
- ознакомиться с коллизиями норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления.
- рассмотреть международную унификацию норм про усыновления в семейном праве
Степень научной разработанности темы. Проблемой института усыновления (удочерения) занимались следующие ученые: Кузнецова И.М., Дзугаева А.З., Нечаева А.М., Матвеев. Г.К., Савватеев Т.В., Бахин С. В., Игнатьев А. С., Антокольская М.В., Дзугаева А.З., Кузнецова И.М., Крашенинникова П.В. и многие другие ученые, работы которых были использованы в данной дипломной работе. Исследование проблемы усыновления в международном частном праве показало, что, несмотря на несомненную значимость такого рода исследований, в настоящее время опубликовано небольшое количество работ по проблемам правового регулирования порядка международного усыновления.
Нормативную основу исследования составляют множество конвенций, договоров между различными государствами, которые будут встречаться далее в работе, Конституция РФ, гражданский процессуальный кодекс РФ, семейный кодекс РФ, федеральные законы, Постановление Пленума Верховного Суда.
Методологией исследования явились современные методы познания, метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, анализ нормативно-правовых актов, а также метод системного анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.
«Обычной» формой воспитания ребенка выступает родная семья. В Преамбуле Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года отмечается, что «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания». Но, к сожалению, в силу многих ситуаций значительное число детей остается без попечения родителей.
В соответствии с данными Министерство просвещение России, в государственном банке данных о детях-сиротах находятся сведения около 42 тысячах детей, оставшихся без родительского попечения. При этом 5 лет назад таких детей было менее 40 тысяч.
При этом высказываются мнения, что в действительности таких детей намного больше, их число составляет, по разным подсчетам, от 150 до 300 тысяч. Столь большие расхождения с официальной статистикой объясняется методикой подсчета количества сирот. Н. Яковлева отмечает, что «нужно упомянуть еще несколько видов учреждений, в которых находятся дети, лишенные родительской заботы - социальные приюты, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи семье и детям. Появившиеся в начале 21 века, они быстро распространились по всей территории страны, и сегодня их численность значительно превышает численность детских домов (в РФ 615 приютов и 705 социально - реабилитационных центров). Это уже не детские дома и помещаемых в них детей формально считать сиротами нельзя». Хотя фактически такие дети полностью лишены родительского попечения.
Таким образом, наличие в современной России проблемы, связанной с ростом количества детей, оставшихся без попечения родителей, очевидно. В этих условиях необходимы на нормативно-правовом уровне закрепить формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, создать условия, необходимых для практической реализации содержания данных форм семейного воспитания.
Как и в других вопросах брачно-семейных отношений международного характера, в рассматриваемой области имеется большое разнообразие материально-правовых норм во внутреннем праве государств, что закономерно обусловливает появление коллизий. Брак и семья — это один из ярких примеров наслоений исторических, культурных, этнических, религиозных и других традиций и особенностей, отразившихся в правовом регулировании соответствующих отношений.
Немало их возникает в области усыновления: с какого возраста разрешается усыновление; кто может быть усыновителем; возможно ли усыновление совершеннолетнего; необходимо ли согласие на усыновление между усыновителем и усыновляемым или его законным представителем; сохраняется ли правовая связь усыновляемого с кровными родственниками и т.д.
В законодательстве различных стран регулирование семейных отношений, и в том числе усыновления, имеет свои характерные особенности, обусловленные религиозными, национальными особенностями, принадлежностью к той или иной правовой семье. Поэтому в каждом конкретном случае вопрос о применении права решается в зависимости от обстоятельств.
В последние годы в средствах массовой информации неоднократно обсуждались вопросы, когда иностранные граждане усыновляли детей, являющихся гражданами Российской Федерации. Так же нужно отметить, что продолжает существовать внутренний рынок детей, которые могут быть переданы на усыновление, отмечается значительная коммерциализация межгосударственного усыновления. На территории Российской Федерации продолжают незаконную посредническую деятельность по выявлению детей, подлежащих усыновлению, представители различных российских и иностранных организаций. Тем самым нарушается установленный законом принцип приоритета устройства детей - граждан РФ, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан. Таким образом наблюдаются многочисленные нарушения и злоупотребления в области как внутригосударственного, так и международного усыновления.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения в сфере воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, а также отношения возникающие в процессе усыновления в международном частном праве.
Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие усыновление (удочерение) в российском процессуальном праве и в международном праве: историко-правовые, теоретические, практические аспекты.
Целью данной магистерской диссертации является комплексный анализ процессуального регулирования порядка усыновления детей в российском и международном процессуальном праве, а так же выявление направлений совершенствования законодательства в сфере защиты детей, оставшихся без попечения родителей.
Для решения поставленной цели необходимо решить в ходе исследования следующие задачи:
-изучить дела и порядок установления фактов, имеющих юридическое значение;
-изучить порядок принятия заявления об усыновлении, подготовку к судебному разбирательству и само судебное разбирательство;
-исследовать причины отмены усыновления (удочерения);
-исследовать особенности судебного производства по делам об усыновлении в гражданском процессе отдельных зарубежных стран;
- ознакомиться с коллизиями норм международного частного права, регулирующих отношения усыновления.
- рассмотреть международную унификацию норм про усыновления в семейном праве
Степень научной разработанности темы. Проблемой института усыновления (удочерения) занимались следующие ученые: Кузнецова И.М., Дзугаева А.З., Нечаева А.М., Матвеев. Г.К., Савватеев Т.В., Бахин С. В., Игнатьев А. С., Антокольская М.В., Дзугаева А.З., Кузнецова И.М., Крашенинникова П.В. и многие другие ученые, работы которых были использованы в данной дипломной работе. Исследование проблемы усыновления в международном частном праве показало, что, несмотря на несомненную значимость такого рода исследований, в настоящее время опубликовано небольшое количество работ по проблемам правового регулирования порядка международного усыновления.
Нормативную основу исследования составляют множество конвенций, договоров между различными государствами, которые будут встречаться далее в работе, Конституция РФ, гражданский процессуальный кодекс РФ, семейный кодекс РФ, федеральные законы, Постановление Пленума Верховного Суда.
Методологией исследования явились современные методы познания, метод теоретического анализа: изучение, анализ, синтез и обобщение научной и учебной литературы, анализ нормативно-правовых актов, а также метод системного анализа.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и библиографического списка.
Усыновление (удочерение) представляет собой своеобразный процесс взаимодействия органов опеки и попечительства с гражданами, желающими принять на воспитание несовершеннолетнего.
Данный процесс, помимо прочего, включает в себя действия, связанные с проверкой способности лиц стать приемными родителями (здесь учитываются как личностные качества, так и материальное положение, например, наличие необходимой жилой площади и т.д.), а так же с определением мнения самого несовершеннолетнего.
Безусловно, усыновление иностранными гражданами российских детей призвано решить такую серьезную, в большей степени моральную проблему, как сиротство детей. Однако проконтролировать судьбу усыновленного, покинувшего Россию, практически невозможно. Можно только догадываться, насколько тяжело ребенку адаптироваться в условиях чужой страны. Кроме того, многие иностранные усыновители по истечении некоторого времени по разным причинам возвращают детей, не задумываясь о том, какой психологический удар они наносят ребёнку.
Следует отметить, что иностранные усыновители для подбора ребенка и представления своих интересов в РФ пользуются услугами соответствующих иностранных организаций, которые должны быть аккредитованы в соответствии с законодательством России.
Теоретически посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность в некоторых случаях имеет место. Факты нарушения законодательства Российской Федерации зачастую выявляются в деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию.
Вопреки законодательству РФ большинство представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, взимают плату с иностранных граждан, желающих усыновить детей, за оказание посреднических услуг. Многие агентства продолжают свою деятельность на территории РФ по истечении сроков аккредитации.
Значительная часть иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, действует с нарушением правовых норм. Некоторые такие организации (агентства) все чаще пренебрегают установленными правилами в области международного усыновления, и таким образом нарушают права ребенка.
Несмотря на законодательное регулирование процесса усыновления, без внимания по-прежнему остаются вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, коммерциализация и криминализация усыновления.
В указанных обстоятельствах представляется наиболее острой проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, так как в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.
Так же нужно отметить, что законодательство каждого из рассмотренных нами государств прошло свой индивидуальный путь развития и становления института усыновления. Этому способствовали проводимая социальная политика государства, внешняя политика государства, культура, религия. Но при этом большинство стран имеют общие универсальные принципы, такие как учет интересов ребенка при усыновлении, согласие заинтересованных лиц на усыновление, приоритет усыновления супружеской парой. Сложившаяся практика, обусловленная распространением института «международного усыновления».
Более полная унификация законодательства вряд ли возможна в данное время, и это вызвано даже не национальными традициями, а практически функционирующей сетью учреждений и действующими нормами и их тесным вплетением в существующую правовую систему. Например, в ряде зарубежных стран, в отличие от Российской Федерации, существуют специализированные суды по вопросам усыновления, дети могут помещаться во временную семью, в США усыновление является прерогативой специализированных агентств. Поэтому можно прийти к выводу, что унификация института усыновления и решения вопросов касательно «международного усыновления» маловероятна. Международное законодательство в основном будет представлено двусторонними договорами и региональными актами как наиболее удовлетворяющими интересам сторон.
Современное зарубежное законодательство демонстрирует усложнение процедуры усыновления (совместное проживание с усыновленным до усыновления, длительное совместное проживание супругов, расширение списка лиц, дающих согласие на усыновление) с целью создания дополнительных гарантий для защиты прав усыновленных и усыновителей.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.
Во-первых, институт международного усыновления регулируется многочисленными международным и внутригосударственными нормативными правовыми актами, однако по прежнему не ликвидировано множество правовых пробелов в этой сфере, порождающих многочисленные злоупотребления должностных лиц органов опеки и попечительства. В связи с этим необходимо установить в императивном порядке личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет. Посредническая деятельность должна быть сведена к минимуму и осуществляться на стадии внесудебных процедур.
Во-вторых, для справедливого обеспечения прав биологических родителей усыновляемого ребенка и его родственников важно осуществление ряда требований: привлечение биологических родителей или их родственников к процессу усыновления (при условии, что они живы и дееспособны) должно быть обязательным, а не факультативным; необходимо обязать опекунские органы предоставлять суду выписку из анкеты ребенка о совершеннолетних родственниках и документ, подтверждающий их отказ от его усыновления.
Помимо этого во избежание трагических случаев международного усыновления целесообразно утвердить прохождение усыновителем психологической проверки и тестов на психологическую совместимость с усыновляемым ребенком. Важно, чтобы усыновитель неоднократно лично общался с ребенком.
В-третьих, по причине отсутствия межгосударственных договоренностей, определяющих основанные на нормах международного права формы сотрудничества на всех стадиях процесса усыновления российских детей иностранными гражданами, существует острая необходимость урегулирования возникающих проблем в данной сфере путем заключения двусторонних и многосторонних договоров между Россией и иностранными государствами.
В-четвертых, для наиболее всестороннего рассмотрения дела важно несколько расширить полномочия суда, в то же время возложить на него дополнительные обязанности: - при усыновлении ребенка с нарушениями здоровья, необходимо привлечение специалиста в области медицины для дачи разъяснений; - в материалах дела должно содержаться указание на форму согласия ребенка, в которой оно было выражено; - важно установить максимальный срок подготовки и рассмотрения дела, с учетом его специфики и значительного объема обязательных исследований, так как неоправданное затягивание процесса не способствует распространенности этой формы устройства детей.
Помимо указанного ввиду особой актуальности вопросов ответственности сторон следует не только взыскивать с бывших усыновителей алименты, в связи с отменой усыновления, но и в отношении ребенка предпринимать реабилитационные процедуры, о чем необходимо указывать в решении суда.
Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз акцентировать внимание на несовершенстве российского законодательства, регулирующего иностранное усыновление, отсутствии межгосударственного сотрудничества в этой области. Думается, что принятие во внимание вышеприведенных предложений позволит в определенной степени усовершенствовать действующее законодательство.
Данный процесс, помимо прочего, включает в себя действия, связанные с проверкой способности лиц стать приемными родителями (здесь учитываются как личностные качества, так и материальное положение, например, наличие необходимой жилой площади и т.д.), а так же с определением мнения самого несовершеннолетнего.
Безусловно, усыновление иностранными гражданами российских детей призвано решить такую серьезную, в большей степени моральную проблему, как сиротство детей. Однако проконтролировать судьбу усыновленного, покинувшего Россию, практически невозможно. Можно только догадываться, насколько тяжело ребенку адаптироваться в условиях чужой страны. Кроме того, многие иностранные усыновители по истечении некоторого времени по разным причинам возвращают детей, не задумываясь о том, какой психологический удар они наносят ребёнку.
Следует отметить, что иностранные усыновители для подбора ребенка и представления своих интересов в РФ пользуются услугами соответствующих иностранных организаций, которые должны быть аккредитованы в соответствии с законодательством России.
Теоретически посредническая деятельность по усыновлению детей не допускается. Однако на территории Российской Федерации такая незаконная деятельность в некоторых случаях имеет место. Факты нарушения законодательства Российской Федерации зачастую выявляются в деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации представительствами иностранных организаций, получивших соответствующую аккредитацию.
Вопреки законодательству РФ большинство представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, взимают плату с иностранных граждан, желающих усыновить детей, за оказание посреднических услуг. Многие агентства продолжают свою деятельность на территории РФ по истечении сроков аккредитации.
Значительная часть иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению детей, действует с нарушением правовых норм. Некоторые такие организации (агентства) все чаще пренебрегают установленными правилами в области международного усыновления, и таким образом нарушают права ребенка.
Несмотря на законодательное регулирование процесса усыновления, без внимания по-прежнему остаются вопросы привлечения к ответственности иностранных посредников, пассивности органов опеки и попечительства по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, коммерциализация и криминализация усыновления.
В указанных обстоятельствах представляется наиболее острой проблема государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, при усыновлении их иностранными гражданами, так как в настоящее время практически невозможно осуществлять эффективный контроль за положением усыновленных детей и принимать какие-либо меры по устранению нарушений. В то же время российские органы опеки и попечительства не в состоянии контролировать воспитание усыновленных иностранцами российских детей за рубежом, так как юрисдикция РФ заканчивается на границе. Консульские учреждения РФ также не обладают возможностями полноценного контроля за усыновленными детьми, а соблюдение норм и правил страны пребывания ребенка возможно только в пределах консульского округа и в целом малоэффективно.
Так же нужно отметить, что законодательство каждого из рассмотренных нами государств прошло свой индивидуальный путь развития и становления института усыновления. Этому способствовали проводимая социальная политика государства, внешняя политика государства, культура, религия. Но при этом большинство стран имеют общие универсальные принципы, такие как учет интересов ребенка при усыновлении, согласие заинтересованных лиц на усыновление, приоритет усыновления супружеской парой. Сложившаяся практика, обусловленная распространением института «международного усыновления».
Более полная унификация законодательства вряд ли возможна в данное время, и это вызвано даже не национальными традициями, а практически функционирующей сетью учреждений и действующими нормами и их тесным вплетением в существующую правовую систему. Например, в ряде зарубежных стран, в отличие от Российской Федерации, существуют специализированные суды по вопросам усыновления, дети могут помещаться во временную семью, в США усыновление является прерогативой специализированных агентств. Поэтому можно прийти к выводу, что унификация института усыновления и решения вопросов касательно «международного усыновления» маловероятна. Международное законодательство в основном будет представлено двусторонними договорами и региональными актами как наиболее удовлетворяющими интересам сторон.
Современное зарубежное законодательство демонстрирует усложнение процедуры усыновления (совместное проживание с усыновленным до усыновления, длительное совместное проживание супругов, расширение списка лиц, дающих согласие на усыновление) с целью создания дополнительных гарантий для защиты прав усыновленных и усыновителей.
Проведенное исследование позволяет сделать ряд следующих выводов.
Во-первых, институт международного усыновления регулируется многочисленными международным и внутригосударственными нормативными правовыми актами, однако по прежнему не ликвидировано множество правовых пробелов в этой сфере, порождающих многочисленные злоупотребления должностных лиц органов опеки и попечительства. В связи с этим необходимо установить в императивном порядке личное участие усыновителей во всех процедурах, начиная с момента обращения с просьбой о постановке на учет. Посредническая деятельность должна быть сведена к минимуму и осуществляться на стадии внесудебных процедур.
Во-вторых, для справедливого обеспечения прав биологических родителей усыновляемого ребенка и его родственников важно осуществление ряда требований: привлечение биологических родителей или их родственников к процессу усыновления (при условии, что они живы и дееспособны) должно быть обязательным, а не факультативным; необходимо обязать опекунские органы предоставлять суду выписку из анкеты ребенка о совершеннолетних родственниках и документ, подтверждающий их отказ от его усыновления.
Помимо этого во избежание трагических случаев международного усыновления целесообразно утвердить прохождение усыновителем психологической проверки и тестов на психологическую совместимость с усыновляемым ребенком. Важно, чтобы усыновитель неоднократно лично общался с ребенком.
В-третьих, по причине отсутствия межгосударственных договоренностей, определяющих основанные на нормах международного права формы сотрудничества на всех стадиях процесса усыновления российских детей иностранными гражданами, существует острая необходимость урегулирования возникающих проблем в данной сфере путем заключения двусторонних и многосторонних договоров между Россией и иностранными государствами.
В-четвертых, для наиболее всестороннего рассмотрения дела важно несколько расширить полномочия суда, в то же время возложить на него дополнительные обязанности: - при усыновлении ребенка с нарушениями здоровья, необходимо привлечение специалиста в области медицины для дачи разъяснений; - в материалах дела должно содержаться указание на форму согласия ребенка, в которой оно было выражено; - важно установить максимальный срок подготовки и рассмотрения дела, с учетом его специфики и значительного объема обязательных исследований, так как неоправданное затягивание процесса не способствует распространенности этой формы устройства детей.
Помимо указанного ввиду особой актуальности вопросов ответственности сторон следует не только взыскивать с бывших усыновителей алименты, в связи с отменой усыновления, но и в отношении ребенка предпринимать реабилитационные процедуры, о чем необходимо указывать в решении суда.
Подводя итог вышеизложенному, следует еще раз акцентировать внимание на несовершенстве российского законодательства, регулирующего иностранное усыновление, отсутствии межгосударственного сотрудничества в этой области. Думается, что принятие во внимание вышеприведенных предложений позволит в определенной степени усовершенствовать действующее законодательство.
Подобные работы
- Правовое регулирование международного усыновления
Магистерская диссертация, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) С ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017 - Международное усыновление
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЫНОВЛЕНИЯ (УДОЧЕРЕНИЯ) ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в
Российской Федерации и за рубежом
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - Сравнительный анализ института брака и развода зарубежного и российского законодательства
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Проблемы правового регулирования института усыновления (удочерения)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовая защита субъектов индивидуальной предпринимательской деятельности
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Участие несовершеннолетних лиц в договорных
отношениях
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017



