Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Субъективная картина жизненного пути современной молодежи в контексте социальной тревоги

Работа №89215

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы173
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
286
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой 10
1.1. Психологическое время и жизненный путь личности как категории
научного исследования в психологии 10
1.2. Проблемы изучения феномена субъективной картины жизненного
пути 28
1.3. Социальная тревога как предмет психологического изучения 42
1.4. Психологические особенности возрастного периода ранней
взрослости 58
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой 73
2.1. Программа и методика эмпирического исследования 73
2.2. Результаты эмпирического исследования субъективной картины
жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги 75
Заключение 104
Список использованной литературы 106
Приложения 116


Актуальность проблемы исследования. Человек, будучи природным организмом, подчинен закономерностям биологического времени. Тем не менее, основное значение в формировании отношения человека как личности ко времени отводится социальным факторам: структуре и содержанию времени человеческой истории и конкретного общественного строя, времени различных социальных групп, в которые включена личность, а также ее собственному времени, в котором под воздействием указанных социальных детерминант и индивидуальных особенностей жизненного пути образуется сложная взаимосвязь событий прошлого, настоящего и будущего.
Изучение личности во времени ее жизни занимает одно из центральных мест в психологической науке, а в современных условиях интенсивно изменяющегося мира анализ феноменов, изучаемых психологией жизненного пути, приобретает особую значимость.
Наибольший теоретический и практический интерес при разработке научной проблематики психологии жизненного пути представляют особые психобиографические образования личности, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь, в связи с чем, в настоящее время активно исследуется феномен субъективной картины жизненного пути.
Исследование данной области позволяет осмыслить восприятие человеком своего прошлого, настоящего и будущего, выяснить представленность данных категорий в сознании индивида и в структуре субъективной картины жизненного пути, а также прояснить, каким образом представления о будущем детерминируют поведение личности в настоящем и оказывают влияние на восприятие прошлого.
В то же время, анализ различных психологических исследований по проблеме тревоги показывает, что на современном этапе развития общества все более типичными страхами становятся страх негативной оценки, насмешек и публичного фиаско в ситуациях социального взаимодействия. В связи с этим большое количество исследований посвящено социальной тревоге как психологическому феномену, под которым понимается страх социального неодобрительного оценивания в ситуациях коммуникации, самопрезентации.
Современное общество характеризуется интенсивной динамикой изменений, которые сказываются на онтогенетическом развитии человека: удлиняется период детства и юности, увеличивается период допрофессионального и профессионального обучения, сдвигаются границы перехода от юности к ранней взрослости. Подобные изменения, с одной стороны, предоставляют молодым людям широкие границы выбора жизненной стратегии, построения жизненных планов и целей, возможности самоопределения в различных жизненных сферах, а с другой - вызывают тревогу, беспокойство по поводу будущего и требуют адаптации и поиска способов приспособления к новой социальной ситуации.
Таким образом, выявилось противоречие между актуальностью исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей в контексте переживания тревоги в социальных ситуациях и недостаточной изученностью особенностей данной научной проблемы. Это затрудняет как теоретико-методологическое осмысление изменений субъективной картины, характерной для молодых мужчин и женщин с социальной тревогой, так и разработку технологий оказания им практической помощи с целью снижения уровня тревоги. Указанное противоречие обусловило необходимость обращения к данной проблеме в рамках магистерского диссертационного исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Разработка
проблематики психологического времени и жизненного пути личности представлена работами в русле гуманистической психологии (Ш. Бюлер, А Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологий (С. Мадди, Р. Мэй, В. Франкл, И. Ялом), в рамках рассмотрения биографического масштаба времени (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, П. Жане, К. Левин, С.Л. Рубинштейн), в отечественной психологии в рамках разработки идей о личности как субъекте жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), в рамках причинно-целевой концепции психологического времени (Е.И. Головаха
A. А. Кроник), в рамках разработки системного подхода (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов), через изучение переломных событий жизненного пути (О.С. Гурова, Е.И. Ипполитова, И.А. Ральникова).
Изучение субъективной картины жизненного пути представлено исследованиями ее событийной структуры (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Л.Д. Демина, М.Я. Дворецкая, Н.Н. Королева, А.А. Кроник,
B. Х. Манеров, С.Т. Посохова, И.А. Ральникова, С.Л. Рубинштейн, И.П. Шкуратова), в качестве системы персональных представлений о личном времени (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), в рамках анализа ее составных компонентов, или блоков (А.А. Змиевская, В.Р. Манукян, М.Е. Шарипова).
Исследования феномена социальной тревоги представлено в рамках бихевиоральных, эволюционных, интерперсональных, когнитивных теорий. Среди когнитивных теорий можно выделить модель «самопрезентации» (Б. Шленкер, М. Лири); теорию «объектного самоанализа» (Т. Дюваль, Р. Викланд); кибернитическую теорию (С. Карвер, М. Шейер); модель селективной переработки социально значимой информации (Д. Кларк, А. Велс); модель самосфокусированного внимания как фактора развития и поддержания тревоги в социальных ситуациях оценивания (Р. Рэйпи, Г. Хаймберг). В рамках отечественных исследований данная проблематика представлена в работах И.В. Никитиной, О.А. Сагалаковой, И.Я. Стояновой, Д.В. Труевцева, А.Б. Холмогоровой.
Изучению ранней взрослости с позиции ее рассмотрения через кризис юности посвятили работы Б. Ливехуд, В.Ф. Моргун, В.И. Слободчиков, Е.Л. Солдатова, Н.Ю. Ткачева, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон. Также изучение ранней взрослости, или молодости, можно встретить в работах Е.А. Андреевой, В.С. Волченковой, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, Д. Левинсона, С.А. Соловьевой, Е.Е. Сапоговой, В.И. Слепковой, Е.И. Степановой, Г. Шихи.
Цель исследования: выявление особенностей событийной
наполненности и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
Объектом данного исследования является субъективная картина жизненного пути личности.
Предметом - субъективная картина жизненного пути молодых мужчин и женщин, подверженных социальной тревоге.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ научной отечественной и зарубежной психологической литературы по проблемам субъективной картины жизненного пути личности, рассмотреть особенности возникновения и формирования социальной тревоги, изучить основные психологические особенности молодых людей при переходе к ранней взрослости.
2. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
3. Описать содержательные особенности субъективной картины жизненного пути молодых людей в контексте переживания социальной тревоги, в том числе особенности представлений о прошлом, настоящем и будущем и их взаимосвязей с отдельными проявлениями социальной тревоги.
4. Разработать программу тренинга «Проект будущего», направленного на формирование жизненных перспектив и развитие позитивного эмоционального отношения к будущему у молодых мужчин и женщин, склонных к социальной тревоге.
В рамках данного исследования была поставлена следующая гипотеза:
Склонность к социальной тревоге у молодых людей будет объективировать себя трансформациями событийной и эмоционально-оценочной составляющих субъективной картины жизненного пути.
Теоретико-методологическими основаниями исследования
выступают:
1. Причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
2. Представления о личностной организации времени субъектом жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская);
3. Модель самосфокусированного внимания как фактора возникновения, усиления и поддержания тревоги в социальных ситуациях оценивания (Р. Рэйпи, Г. Хаймберг).
В работе используется комплекс методов исследования: анализ вторичных источников по проблеме исследования; методы сбора и фиксации данных: методика «Каузометрия» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник),
«Циклический тест времени» (Т. Коттл), «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев); методы математико-статистической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмана, U-критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ с использованием пакета SPSS Statistics 22.0.
В эмпирическом исследовании приняли участие 64 человека, из них 19% - мужчин, 81% - женщин в возрасте 19-23 лет. Выборку составили студенты Алтайского Государственного Университета, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Алтайского государственного педагогического университета.
Научная новизна исследования: выявлены трансформации
субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги, которые объективируют себя в следующих феноменах: нарушении целостности представлений о жизни (то есть связанности жизненных событий друг с другом); обесценивании значимости прошлого и, как результат, утери смысла жизни на данном этапе; потери контроля над происходящими в настоящем событиями; переживании бесперспективности жизни и отсутствии ресурсов управления будущей жизнью; тотальное «очернение» прошлого, настоящего и будущего.
Теоретическая значимость исследования:
- Разработана методика изучения субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин с социальной тревогой;
- Описаны особенности взаимосвязи временных параметров (прошлого, настоящего, будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути) со специфичной для разных ситуаций социальной тревогой.
Практическая значимость исследования: Полученные научные результаты могут быть использованы в целях оказания психологической помощи средствами психологического консультирования и тренинга молодым людям, подверженным переживанию социальной тревоги в проектировании жизненных перспектив, переживании переломных жизненных событий, разносторонней рефлексии индивидуальной истории, конструировании целостного представления о своем жизненном пути.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности субъективной картины жизненного пути молодых людей, подверженные переживанию социальной тревоги, проявляются в рассеивании событийной наполненности прошлого, настоящего и будущего , ослаблении межсобытийных связей;
2. Особенности эмоционально-оценочной составляющей
субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой выражаются в доминировании негативных переживаний, связанных с событиями прошлого, настоящего и будущего;
3. Прошлое в представлениях молодых людей с повышенным уровнем социальной тревоги характеризуется ощущением потери смысловой наполненности и личностной значимости;
4. Представления о настоящем молодых людей, склонных к социальной тревоге, характеризуются субъективным ощущением недостатка времени и слабой структурированности, упорядоченности событий, отсутствием представлений об их закономерностях;
5. Будущее в представлениях молодых людей с социальной тревогой отличается ориентацией на планирование ближайшей перспективы и недостаточной упорядоченностью событий.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты магистерского диссертационного исследования были обсуждены на VI Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 27.04.2019 г.). Подготовлена статья на тему «Субъективная картина жизненного пути современной молодежи в контексте социальной тревоги» в сборник «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ научной литературы позволил проанализировать основные содержательные характеристики субъективной картины жизненного пути, рассмотреть особенности формирования и поддержания социальной тревоги, описать основные психологические характеристики молодых мужчин и женщин при переходе к ранней взрослости.
Проведенное в рамках магистерской диссертации эмпирическое исследование подтвердило поставленную в работе гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1. В отличие от представлений не склонных к переживанию социальной тревоги молодых людей, которые рассматривают прошлое, настоящее и будущее как составляющие целостной картины жизненного пути, представления о будущем молодых людей с социальной тревогой отличаются нарушением временной преемственности между будущим, с одной стороны, прошлым и настоящим, с другой.
2. Субъективная картина жизненного пути молодых людей склонных к социальной тревоге характеризуется «очернением» прошлого, настоящего и будущего.
3. Для молодых людей с социальной тревогой характерны следующие представления о прошлом, настоящем и будущем в структуре субъективной картины жизненного пути:
- обесценивание значимости прошлого, утеря смысла жизни на данном этапе, преобладание негативных аспектов в структуре переживаний;
- настоящее в представлениях молодых людей с социальной тревогой отличается потерей контроля над текущими событиями, ощущением недостаточной упорядоченности, прогнозируемости событий ;
- в отношении будущего для молодых людей характерны ориентация на планирование ближайших событий, представления о бесперспективности жизни и недостаток ресурсов управления будущей жизнью.
4. Особенности взаимосвязи временных параметров субъективной картины жизненного пути со специфичной для разных ситуаций социальной тревогой проявляются в следующем:
- для молодых людей, склонных к переживанию социальной тревоги в экспертных и формальных ситуациях, сдержанности в выражении эмоций и избеганию непосредственного контакта при взаимодействии, характерно рассеивание смысловой наполненности, снижение личностной значимости прошлого;
- молодые люди, переживающие тревогу в связи со страхом отвержения в ситуациях проявления инициативы и формальных ситуациях, ощущают невозможность контролировать и прогнозировать происходящие события;
- для молодых людей, сдержанных в выражении эмоций, склонных к «прокручиванию» прошедших ситуаций, склонных к переживанию социальной тревоги в экспертных, формальных ситуациях, ситуациях проявления инициативы, характерно отсутствие четких представлений о закономерностях и логических взаимосвязях событий будущего.
Таким образом, в результате нашей работы были выявлены особенности событийной наполненности и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.



1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977. 223 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1999. 200 с.
3. Абульханова-Славская К.А. С.Л. Рубинштейн - ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке / под ред. Ф.В. Брушлинского. М.: Академический проект, 2000. С. 172-198.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 1991. 302 с.
5. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско- психологический смысл концепции С.Л. Рубинштейна. М.: Изд-во МГУ, 1989. 287 с.
6. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 178-188.
7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика,
1980. 232 с.
8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
9. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. 1957. №5. С. 156-169.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
11. Анцыферова Л.И. Психологическое учение о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. 1998. Т. 19. №1. С. 3-15.
12. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Психология личности в трудах отечественных / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 344-358.
13. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 512 с.
14. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. Прикладная психология. 1999. №1. С. 41-47.
15. Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни // LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / сост. и общ. ред. А. А. Кроник. М.: «Прогресс. Культура», 1993. С. 140-151.
16. Ахмеров Р.А. Опыт формирования будущей временной перспективы // Конфликт в конструктивной психологии. Красноярск, 1990. С. 84-88.
17. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. С. 13-21.
18. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие. М.: Изд. дом Высшей школы экономики,
2012. 526 с.
19. Бороздина Л.В., Спиридонова И.А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта // Психологический журнал. 1998. Т.19. №2. С. 40-50.
20. Буланова Т.А., Черных Е.И. Социальная тревожность в контексте психологических защит // Вестник ТГПУ. 2010. №2 (92). С. 107-112.
21. Буравлева Н.А. Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. 2011. №6. С. 124-129.
22. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 200 с.
23. Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Червинская К.Р. Семантический дифференциал времени: экспертная и психодиагностическая система в медицинской психологии : пособие для врачей и медицинских психологов. СПб.: СПб НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 2009. 44 с.
24. Васюра С.А., Иоголевич Н.И. Временная трансспектива школьников подросткового возраста как психолого-педагогическая проблема // Интеграция образования. 2017. №2 (87). С. 199-217.
25. Волченков В.С., Слепкова В.И. Гетерохронность социального и личностного развития в ранней взрослости // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер.
2013. №4. С. 341-348.
26. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии. М.,1982. Т.1. 488 с.
27. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во Академ. пед. наук, 1960. 560 с.
28. Габдулина Л.И. Осмысленность жизни личности и ее субъективная картина: опыт эмпирического исследования их взаимосвязи у лиц пожилого и среднего возраста // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-2. С. 338-342.
29. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категория материалистической диалектики в психологии. М.: Педагогика, 1988. С. 199-215.
30. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. 201 с.
31. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время: путешествие в «давно» и «не скоро» // Популярная психология : Хрестоматия / сост. В.В. Мироннко. М.: Педагогика, 1990. С. 247-253.
32. Дворецкая М.Я., Улитенко Т.В. Сложность субъективной картины жизненного пути личности как психологическая переменная // Фундаментальные исследования. 2014. № 3-4. С. 851-855.
33. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психологическое здоровье и защитные механизмы личности. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2005. 132 с.
34. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 85-92.
35. Змиевская А.А. Современные исследования субъективной картины жизненного пути в отечественной психологии // Вестн. Волгогр. гос. ун¬та. 2015. №2 (28) С. 116-122.
36. Ипполитова Е.А. Деформация субъективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса // Известия Алтайского государственного университета. 2007. №2. С. 18-22.
37. Ипполитова Е.А. Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни: дис. ... канд. психол. наук. Алт. гос. университет, Барнаул, 2005. 196 с.
38. Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности : учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2002. 135 с.
39. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) //
Категории материалистической диалектики в психологии. М., 1988.
С. 216-230.
40. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь человека // Психология личности и время: тез. Всес. конф. Черновцы, 1991. Т.1. С. 5¬15.
41. Ковалев В.И. Особенности субъективной регуляции времени жизни // Время деятельности личности: сб. науч. докл. Черновцы, 1991. С. 67-75.
42. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. СПб.: Питер, 2001. С. 269¬278.
43. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
44. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования // Психология личности и образ жизни / под ред. Е. В. Шороховой. М., 1987. С. 149-153.
45. Кублицкене Л.Ю. Организация времени личностью как показатель ее активности // Активность и жизненная позиция личности: сб. науч. ст. М.,
1988. С. 145-157.
46. Кублицкене Л.Ю., Серенкова В.С. Исследования проблемы психологического времени // Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., 1989. С. 89-99.
47. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека : учеб. пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2001. 464 с.
48. Левин К. Динамическая психология. М., 2001. 572 с.
49. Левченко А.В. Временная трансспектива самоактуализирующейся личности // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №6. С. 97-101.
50. Левченко Е.В., Кравцов И.С. Анализ понятия «тревога» в истории психологии // Специальное образование. 2011. №2. С. 69-75.
51. Ливехуд Б. Кризисы жизни шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью. Калуга: Духов. познание, 1994. 217 с.
52. Ливехуд Б. Ход жизни человека // Психология возрастных кризисов. Минск: Харвест, 2000. С. 142-194.
53. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии, 1985. №1. С. 103-109.
54. Малкова Е.Е. Тревога как ресурс адаптивного развития личности // Вестник СПбГУ. 2014. №2. С. 34-40.
55. Манеров В.Х., Посохова С.Т., Королева Н.Н. Смысловые образования в субъективной картине жизненного пути личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. №6. С. 132-143.
56. Манукян В.Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 217 с.
57. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1997. 430 с.
58. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии : учеб. пособие. М.: Изд-во Московского университета,
1981. 84 с.
59. Мэй Р. Смысл тревоги / пер. с англ. М.И. Завалова, А.И. Сибуриной. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 384 с.
60. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание понятия и основные направления изучения. Часть 2 // Социальная и клиническая психиатрия. 2011. №1. С. 60-67.
61. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология : учеб. пособие. Владивосток: Дальневосточный гос. университет, 2003. 125 с.
62. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010. 559 с.
63. Плугина М.И., Сергеева О.В. Условия проектирования жизненного пути личности // Известия ЮФУ. 2006. №14. С. 138-142.
64. Порхачева Л.В., Джус К.Я. Основные направления развития личности в период ранней взрослости // Вестник КемГУ. 2008. №3. С. 51-53.
65. Ральникова И.А. Субъективное переживание времени личностью как предмет научного психологического исследования // Известия АлтГУ. 2001. №2. С. 15-21.
66. Ральникова И.А., Гурова О.С., Ипполитова Е.А. Психология жизненного пути человека : учеб. пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014. 232 с.
67. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А. Деформация субъективной картины жизненного пути как фактор возрастного кризиса // Известия АлтГУ. 2007. №2. С. 18-22.
68. Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.
69. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720с.
70. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 2. М.: Педагогика,
1989. 328 с.
71. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
72. Руднева Е.Г. Восемь стадий развития человека по Эрику Эриксону // Высшее образование для XXI века: VII международная научная конференция. Вып. 2. М.: Изд-во МосГУ, 2010. С. 52-60.
73. Сагалакова О.А., Стоянова И.Я. Когнитивно-перцептивная избирательность и регуляция социальной тревоги в ситуациях оценивания // Известия АлтГУ. 2015. №3 (87). С. 75-80.
74. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Когнитивно-поведенческие паттерны отношения родителей к ребенку как фактор социальной тревожности и выученной беспомощности в младшем школьном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. №3. С. 282¬285.
75. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства // Известия АлтГУ. 2012. № 2-1. С. 59-63.
76. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Опросник социальной тревоги и
социофобии [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. №4 (15). URL: http://medpsy.ru (дата
обращения: 28.11.2018).
77. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Самоконцентрация внимания при социофобии и социальном тревожном расстройстве // Известия АлтГУ. 2010. №1-2. С. 67-69.
78. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Социальные страхи и социофобии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 210 с.
79. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В., Подолкина Е.А. Страх оценивания как патогенетический механизм социального тревожного расстройства и коморбидных расстройств [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2018. T. 10. № 6(53). URL: http://mprj.ru (дата обращения: 23.02.2019).
80. Сапогова Е.Е. Психология развития человека : учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
81. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. №5. С. 38-51.
82. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. 267 с.
83. Соловьева С.А., Андреева Е.А. К вопросу о проблемах формирования смысложизненных ориентиров личности в период молодости // Теория и практика общественного развития. 2015. №8. С. 253-255.
84. Соловьева С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. №6 (17). URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 30.01.2019).
85. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность : учебное пособие / сост. В.М. Астапов. СПб.: Пер Сэ, 2008. С. 85-99.
86. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Изд-во ун-та «Алетейя», 2000. 228 с.
87. Стрижицкая О.Ю. Субъективное переживание временной перспективы
как основа формирования картины жизненного пути // Психология жизненного пути личности: методологические, теоретические,
методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / под ред. Н.А. Логиновой, К. В. Карпинского. Гродно: ГрГУ. 2012. С. 118-130.
88. Сурикова Я.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий субъективной картины жизненного пути личности: дис. ... канд. психол. наук.. Хабаровск, 2009. 257 с.
89. Сурикова Я.А. Эмпирическое исследование специфики построения
субъективной картины жизненного пути личности: ценностно¬
смысловой аспект // Вестник ЧГПУ. 2012. №8. С. 155-175.
90. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988. 226 с.
91. Труевцев Д.В., Сагалакова О.А., Сагалаков А.М. Тревога оценивания и страх осмеяния в контексте формирования антивитальных установок и нарушения психологической безопасности в подростковом и юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. №3. С. 203-208.
92. Улитенко Т.В. К проблеме сложности субъективной картины жизненного пути личности // Мир науки, культуры, образования. 2013. №4 (41). С. 272-274.
93. Улитенко Т.В. Картина жизненного пути личности как многомерная субъективная реальность // Сборник статей аспирантов и студентов. Хабаровск: ДВГГУ. 2012. С. 112-115.
94. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Апрель-Пресс, 2000. 558 с.
95. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Айрис-пресс, 2004. 464 с.
96. Чадаева К.Д. Образ будущего в разных возрастах // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. №2. С. 294-305.
97. Шарипова М.Е. Особенности субъективной картины жизненного пути у людей с разным уровнем этнокультурной идентичности // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. URL: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=8079 (дата обращения: 07.07.2018).
98. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. 436 с.
99. Шкуратова И.П. Событие как элемент жизненного пути личности //
Психология жизненного пути личности: методологические,
теоретические, методические и прикладные проблемы: сб. науч. ст. / под ред. Н.А. Логиновой, К.В. Карпинского. Гродно: ГрГУ. 2012. С. 241-258.
100. Эриксон Э. Детство и общество. СПб: Речь, 2002. 416 с.
101. Carver C.S. Focus of Attention, Chronic Expectancy, and Responses to a Feared Stimulus // Journal of Personality and Social Psychology. 1979. №37.
102. Clark D.M., Wells A. A Cognitive Model of Social Phobia // Social phobia: Diagnosis, assessment and treatment. New York: Guilford Press, 1995. P. 69¬93.
103. Duval T.S., Wicklund R.A. Effects of Objective Self-Awareness on Attributions of Causality // Journal of Experimental Social Psychology. 1973. № 9.
104. Gilbert P., Trower P. Evolution and process in social anxiety // International handbook of social anxiety: Concepts, research, and interventions relating to the self and shyness. Brisbane, Australia: Wiley. 2001. P. 259-279.
105. Kagan J. The biology of the child // Handbook of child psychology. Vol. 3. Social, emotional and personality development. New York: Willey, 1998. P. 177-235.
106. Lewin К. Field theory in social science. New York: Harper & Row, 1964. 346 p.
107. Mathews, A., Mackintosh, B. A Cognitive Model of Selective Processing in Anxiety Cognitive // Therapy and Research. Vol. 22. No. 6. Р. 539-560.
108. Nesse R. Emotional disorders in evolutionary perspective // Br. J. Med. Psychol, 1998. Vol. 71. P. 397-415.
109. Ost L., Hugdahl K. Acquisition of phobia and anxiety response patterns in clinical patients // Behav. Res. Therapy, 1981. Vol. 16. P. 439-447.
110. Rapee R.M., Heimberg R.G. A cognitive-behavioral model of anxiety in social phobia // Behav. Res. Therapy. 1997. Vol. 35. P. 741-756.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ