Субъективная картина жизненного пути современной молодежи в контексте социальной тревоги
|
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой 10
1.1. Психологическое время и жизненный путь личности как категории
научного исследования в психологии 10
1.2. Проблемы изучения феномена субъективной картины жизненного
пути 28
1.3. Социальная тревога как предмет психологического изучения 42
1.4. Психологические особенности возрастного периода ранней
взрослости 58
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой 73
2.1. Программа и методика эмпирического исследования 73
2.2. Результаты эмпирического исследования субъективной картины
жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги 75
Заключение 104
Список использованной литературы 106
Приложения 116
1.1. Психологическое время и жизненный путь личности как категории
научного исследования в психологии 10
1.2. Проблемы изучения феномена субъективной картины жизненного
пути 28
1.3. Социальная тревога как предмет психологического изучения 42
1.4. Психологические особенности возрастного периода ранней
взрослости 58
Глава 2. Анализ результатов эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой 73
2.1. Программа и методика эмпирического исследования 73
2.2. Результаты эмпирического исследования субъективной картины
жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги 75
Заключение 104
Список использованной литературы 106
Приложения 116
Актуальность проблемы исследования. Человек, будучи природным организмом, подчинен закономерностям биологического времени. Тем не менее, основное значение в формировании отношения человека как личности ко времени отводится социальным факторам: структуре и содержанию времени человеческой истории и конкретного общественного строя, времени различных социальных групп, в которые включена личность, а также ее собственному времени, в котором под воздействием указанных социальных детерминант и индивидуальных особенностей жизненного пути образуется сложная взаимосвязь событий прошлого, настоящего и будущего.
Изучение личности во времени ее жизни занимает одно из центральных мест в психологической науке, а в современных условиях интенсивно изменяющегося мира анализ феноменов, изучаемых психологией жизненного пути, приобретает особую значимость.
Наибольший теоретический и практический интерес при разработке научной проблематики психологии жизненного пути представляют особые психобиографические образования личности, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь, в связи с чем, в настоящее время активно исследуется феномен субъективной картины жизненного пути.
Исследование данной области позволяет осмыслить восприятие человеком своего прошлого, настоящего и будущего, выяснить представленность данных категорий в сознании индивида и в структуре субъективной картины жизненного пути, а также прояснить, каким образом представления о будущем детерминируют поведение личности в настоящем и оказывают влияние на восприятие прошлого.
В то же время, анализ различных психологических исследований по проблеме тревоги показывает, что на современном этапе развития общества все более типичными страхами становятся страх негативной оценки, насмешек и публичного фиаско в ситуациях социального взаимодействия. В связи с этим большое количество исследований посвящено социальной тревоге как психологическому феномену, под которым понимается страх социального неодобрительного оценивания в ситуациях коммуникации, самопрезентации.
Современное общество характеризуется интенсивной динамикой изменений, которые сказываются на онтогенетическом развитии человека: удлиняется период детства и юности, увеличивается период допрофессионального и профессионального обучения, сдвигаются границы перехода от юности к ранней взрослости. Подобные изменения, с одной стороны, предоставляют молодым людям широкие границы выбора жизненной стратегии, построения жизненных планов и целей, возможности самоопределения в различных жизненных сферах, а с другой - вызывают тревогу, беспокойство по поводу будущего и требуют адаптации и поиска способов приспособления к новой социальной ситуации.
Таким образом, выявилось противоречие между актуальностью исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей в контексте переживания тревоги в социальных ситуациях и недостаточной изученностью особенностей данной научной проблемы. Это затрудняет как теоретико-методологическое осмысление изменений субъективной картины, характерной для молодых мужчин и женщин с социальной тревогой, так и разработку технологий оказания им практической помощи с целью снижения уровня тревоги. Указанное противоречие обусловило необходимость обращения к данной проблеме в рамках магистерского диссертационного исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Разработка
проблематики психологического времени и жизненного пути личности представлена работами в русле гуманистической психологии (Ш. Бюлер, А Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологий (С. Мадди, Р. Мэй, В. Франкл, И. Ялом), в рамках рассмотрения биографического масштаба времени (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, П. Жане, К. Левин, С.Л. Рубинштейн), в отечественной психологии в рамках разработки идей о личности как субъекте жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), в рамках причинно-целевой концепции психологического времени (Е.И. Головаха
A. А. Кроник), в рамках разработки системного подхода (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов), через изучение переломных событий жизненного пути (О.С. Гурова, Е.И. Ипполитова, И.А. Ральникова).
Изучение субъективной картины жизненного пути представлено исследованиями ее событийной структуры (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Л.Д. Демина, М.Я. Дворецкая, Н.Н. Королева, А.А. Кроник,
B. Х. Манеров, С.Т. Посохова, И.А. Ральникова, С.Л. Рубинштейн, И.П. Шкуратова), в качестве системы персональных представлений о личном времени (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), в рамках анализа ее составных компонентов, или блоков (А.А. Змиевская, В.Р. Манукян, М.Е. Шарипова).
Исследования феномена социальной тревоги представлено в рамках бихевиоральных, эволюционных, интерперсональных, когнитивных теорий. Среди когнитивных теорий можно выделить модель «самопрезентации» (Б. Шленкер, М. Лири); теорию «объектного самоанализа» (Т. Дюваль, Р. Викланд); кибернитическую теорию (С. Карвер, М. Шейер); модель селективной переработки социально значимой информации (Д. Кларк, А. Велс); модель самосфокусированного внимания как фактора развития и поддержания тревоги в социальных ситуациях оценивания (Р. Рэйпи, Г. Хаймберг). В рамках отечественных исследований данная проблематика представлена в работах И.В. Никитиной, О.А. Сагалаковой, И.Я. Стояновой, Д.В. Труевцева, А.Б. Холмогоровой.
Изучению ранней взрослости с позиции ее рассмотрения через кризис юности посвятили работы Б. Ливехуд, В.Ф. Моргун, В.И. Слободчиков, Е.Л. Солдатова, Н.Ю. Ткачева, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон. Также изучение ранней взрослости, или молодости, можно встретить в работах Е.А. Андреевой, В.С. Волченковой, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, Д. Левинсона, С.А. Соловьевой, Е.Е. Сапоговой, В.И. Слепковой, Е.И. Степановой, Г. Шихи.
Цель исследования: выявление особенностей событийной
наполненности и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
Объектом данного исследования является субъективная картина жизненного пути личности.
Предметом - субъективная картина жизненного пути молодых мужчин и женщин, подверженных социальной тревоге.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ научной отечественной и зарубежной психологической литературы по проблемам субъективной картины жизненного пути личности, рассмотреть особенности возникновения и формирования социальной тревоги, изучить основные психологические особенности молодых людей при переходе к ранней взрослости.
2. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
3. Описать содержательные особенности субъективной картины жизненного пути молодых людей в контексте переживания социальной тревоги, в том числе особенности представлений о прошлом, настоящем и будущем и их взаимосвязей с отдельными проявлениями социальной тревоги.
4. Разработать программу тренинга «Проект будущего», направленного на формирование жизненных перспектив и развитие позитивного эмоционального отношения к будущему у молодых мужчин и женщин, склонных к социальной тревоге.
В рамках данного исследования была поставлена следующая гипотеза:
Склонность к социальной тревоге у молодых людей будет объективировать себя трансформациями событийной и эмоционально-оценочной составляющих субъективной картины жизненного пути.
Теоретико-методологическими основаниями исследования
выступают:
1. Причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
2. Представления о личностной организации времени субъектом жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская);
3. Модель самосфокусированного внимания как фактора возникновения, усиления и поддержания тревоги в социальных ситуациях оценивания (Р. Рэйпи, Г. Хаймберг).
В работе используется комплекс методов исследования: анализ вторичных источников по проблеме исследования; методы сбора и фиксации данных: методика «Каузометрия» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник),
«Циклический тест времени» (Т. Коттл), «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев); методы математико-статистической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмана, U-критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ с использованием пакета SPSS Statistics 22.0.
В эмпирическом исследовании приняли участие 64 человека, из них 19% - мужчин, 81% - женщин в возрасте 19-23 лет. Выборку составили студенты Алтайского Государственного Университета, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Алтайского государственного педагогического университета.
Научная новизна исследования: выявлены трансформации
субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги, которые объективируют себя в следующих феноменах: нарушении целостности представлений о жизни (то есть связанности жизненных событий друг с другом); обесценивании значимости прошлого и, как результат, утери смысла жизни на данном этапе; потери контроля над происходящими в настоящем событиями; переживании бесперспективности жизни и отсутствии ресурсов управления будущей жизнью; тотальное «очернение» прошлого, настоящего и будущего.
Теоретическая значимость исследования:
- Разработана методика изучения субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин с социальной тревогой;
- Описаны особенности взаимосвязи временных параметров (прошлого, настоящего, будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути) со специфичной для разных ситуаций социальной тревогой.
Практическая значимость исследования: Полученные научные результаты могут быть использованы в целях оказания психологической помощи средствами психологического консультирования и тренинга молодым людям, подверженным переживанию социальной тревоги в проектировании жизненных перспектив, переживании переломных жизненных событий, разносторонней рефлексии индивидуальной истории, конструировании целостного представления о своем жизненном пути.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности субъективной картины жизненного пути молодых людей, подверженные переживанию социальной тревоги, проявляются в рассеивании событийной наполненности прошлого, настоящего и будущего , ослаблении межсобытийных связей;
2. Особенности эмоционально-оценочной составляющей
субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой выражаются в доминировании негативных переживаний, связанных с событиями прошлого, настоящего и будущего;
3. Прошлое в представлениях молодых людей с повышенным уровнем социальной тревоги характеризуется ощущением потери смысловой наполненности и личностной значимости;
4. Представления о настоящем молодых людей, склонных к социальной тревоге, характеризуются субъективным ощущением недостатка времени и слабой структурированности, упорядоченности событий, отсутствием представлений об их закономерностях;
5. Будущее в представлениях молодых людей с социальной тревогой отличается ориентацией на планирование ближайшей перспективы и недостаточной упорядоченностью событий.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты магистерского диссертационного исследования были обсуждены на VI Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 27.04.2019 г.). Подготовлена статья на тему «Субъективная картина жизненного пути современной молодежи в контексте социальной тревоги» в сборник «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета».
Изучение личности во времени ее жизни занимает одно из центральных мест в психологической науке, а в современных условиях интенсивно изменяющегося мира анализ феноменов, изучаемых психологией жизненного пути, приобретает особую значимость.
Наибольший теоретический и практический интерес при разработке научной проблематики психологии жизненного пути представляют особые психобиографические образования личности, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь, в связи с чем, в настоящее время активно исследуется феномен субъективной картины жизненного пути.
Исследование данной области позволяет осмыслить восприятие человеком своего прошлого, настоящего и будущего, выяснить представленность данных категорий в сознании индивида и в структуре субъективной картины жизненного пути, а также прояснить, каким образом представления о будущем детерминируют поведение личности в настоящем и оказывают влияние на восприятие прошлого.
В то же время, анализ различных психологических исследований по проблеме тревоги показывает, что на современном этапе развития общества все более типичными страхами становятся страх негативной оценки, насмешек и публичного фиаско в ситуациях социального взаимодействия. В связи с этим большое количество исследований посвящено социальной тревоге как психологическому феномену, под которым понимается страх социального неодобрительного оценивания в ситуациях коммуникации, самопрезентации.
Современное общество характеризуется интенсивной динамикой изменений, которые сказываются на онтогенетическом развитии человека: удлиняется период детства и юности, увеличивается период допрофессионального и профессионального обучения, сдвигаются границы перехода от юности к ранней взрослости. Подобные изменения, с одной стороны, предоставляют молодым людям широкие границы выбора жизненной стратегии, построения жизненных планов и целей, возможности самоопределения в различных жизненных сферах, а с другой - вызывают тревогу, беспокойство по поводу будущего и требуют адаптации и поиска способов приспособления к новой социальной ситуации.
Таким образом, выявилось противоречие между актуальностью исследования субъективной картины жизненного пути молодых людей в контексте переживания тревоги в социальных ситуациях и недостаточной изученностью особенностей данной научной проблемы. Это затрудняет как теоретико-методологическое осмысление изменений субъективной картины, характерной для молодых мужчин и женщин с социальной тревогой, так и разработку технологий оказания им практической помощи с целью снижения уровня тревоги. Указанное противоречие обусловило необходимость обращения к данной проблеме в рамках магистерского диссертационного исследования.
Степень изученности проблемы исследования. Разработка
проблематики психологического времени и жизненного пути личности представлена работами в русле гуманистической психологии (Ш. Бюлер, А Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологий (С. Мадди, Р. Мэй, В. Франкл, И. Ялом), в рамках рассмотрения биографического масштаба времени (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, П. Жане, К. Левин, С.Л. Рубинштейн), в отечественной психологии в рамках разработки идей о личности как субъекте жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская, С.Л. Рубинштейн), в рамках причинно-целевой концепции психологического времени (Е.И. Головаха
A. А. Кроник), в рамках разработки системного подхода (Л.И. Анцыферова, Ф.Е. Василюк, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов), через изучение переломных событий жизненного пути (О.С. Гурова, Е.И. Ипполитова, И.А. Ральникова).
Изучение субъективной картины жизненного пути представлено исследованиями ее событийной структуры (Б.Г. Ананьев, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Л.Д. Демина, М.Я. Дворецкая, Н.Н. Королева, А.А. Кроник,
B. Х. Манеров, С.Т. Посохова, И.А. Ральникова, С.Л. Рубинштейн, И.П. Шкуратова), в качестве системы персональных представлений о личном времени (В.И. Ковалев, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенкова), в рамках анализа ее составных компонентов, или блоков (А.А. Змиевская, В.Р. Манукян, М.Е. Шарипова).
Исследования феномена социальной тревоги представлено в рамках бихевиоральных, эволюционных, интерперсональных, когнитивных теорий. Среди когнитивных теорий можно выделить модель «самопрезентации» (Б. Шленкер, М. Лири); теорию «объектного самоанализа» (Т. Дюваль, Р. Викланд); кибернитическую теорию (С. Карвер, М. Шейер); модель селективной переработки социально значимой информации (Д. Кларк, А. Велс); модель самосфокусированного внимания как фактора развития и поддержания тревоги в социальных ситуациях оценивания (Р. Рэйпи, Г. Хаймберг). В рамках отечественных исследований данная проблематика представлена в работах И.В. Никитиной, О.А. Сагалаковой, И.Я. Стояновой, Д.В. Труевцева, А.Б. Холмогоровой.
Изучению ранней взрослости с позиции ее рассмотрения через кризис юности посвятили работы Б. Ливехуд, В.Ф. Моргун, В.И. Слободчиков, Е.Л. Солдатова, Н.Ю. Ткачева, Г.А. Цукерман, Э. Эриксон. Также изучение ранней взрослости, или молодости, можно встретить в работах Е.А. Андреевой, В.С. Волченковой, И.Ю. Кулагиной, В.Н. Колюцкого, Д. Левинсона, С.А. Соловьевой, Е.Е. Сапоговой, В.И. Слепковой, Е.И. Степановой, Г. Шихи.
Цель исследования: выявление особенностей событийной
наполненности и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
Объектом данного исследования является субъективная картина жизненного пути личности.
Предметом - субъективная картина жизненного пути молодых мужчин и женщин, подверженных социальной тревоге.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ научной отечественной и зарубежной психологической литературы по проблемам субъективной картины жизненного пути личности, рассмотреть особенности возникновения и формирования социальной тревоги, изучить основные психологические особенности молодых людей при переходе к ранней взрослости.
2. Разработать и реализовать программу эмпирического исследования субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
3. Описать содержательные особенности субъективной картины жизненного пути молодых людей в контексте переживания социальной тревоги, в том числе особенности представлений о прошлом, настоящем и будущем и их взаимосвязей с отдельными проявлениями социальной тревоги.
4. Разработать программу тренинга «Проект будущего», направленного на формирование жизненных перспектив и развитие позитивного эмоционального отношения к будущему у молодых мужчин и женщин, склонных к социальной тревоге.
В рамках данного исследования была поставлена следующая гипотеза:
Склонность к социальной тревоге у молодых людей будет объективировать себя трансформациями событийной и эмоционально-оценочной составляющих субъективной картины жизненного пути.
Теоретико-методологическими основаниями исследования
выступают:
1. Причинно-целевая концепция психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник);
2. Представления о личностной организации времени субъектом жизненного пути (К.А. Абульханова-Славская);
3. Модель самосфокусированного внимания как фактора возникновения, усиления и поддержания тревоги в социальных ситуациях оценивания (Р. Рэйпи, Г. Хаймберг).
В работе используется комплекс методов исследования: анализ вторичных источников по проблеме исследования; методы сбора и фиксации данных: методика «Каузометрия» (Е.И. Головаха, А.А. Кроник),
«Циклический тест времени» (Т. Коттл), «Семантический дифференциал времени» (Л.И. Вассерман, Е.А. Трифонова, К.Р. Червинская), «Опросник социальной тревоги и социофобии» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев); методы математико-статистической обработки данных - коэффициент ранговой корреляции Спирмана, U-критерий Манна-Уитни, регрессионный анализ с использованием пакета SPSS Statistics 22.0.
В эмпирическом исследовании приняли участие 64 человека, из них 19% - мужчин, 81% - женщин в возрасте 19-23 лет. Выборку составили студенты Алтайского Государственного Университета, Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова, Алтайского государственного педагогического университета.
Научная новизна исследования: выявлены трансформации
субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги, которые объективируют себя в следующих феноменах: нарушении целостности представлений о жизни (то есть связанности жизненных событий друг с другом); обесценивании значимости прошлого и, как результат, утери смысла жизни на данном этапе; потери контроля над происходящими в настоящем событиями; переживании бесперспективности жизни и отсутствии ресурсов управления будущей жизнью; тотальное «очернение» прошлого, настоящего и будущего.
Теоретическая значимость исследования:
- Разработана методика изучения субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин с социальной тревогой;
- Описаны особенности взаимосвязи временных параметров (прошлого, настоящего, будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути) со специфичной для разных ситуаций социальной тревогой.
Практическая значимость исследования: Полученные научные результаты могут быть использованы в целях оказания психологической помощи средствами психологического консультирования и тренинга молодым людям, подверженным переживанию социальной тревоги в проектировании жизненных перспектив, переживании переломных жизненных событий, разносторонней рефлексии индивидуальной истории, конструировании целостного представления о своем жизненном пути.
Положения, выносимые на защиту:
1. Особенности субъективной картины жизненного пути молодых людей, подверженные переживанию социальной тревоги, проявляются в рассеивании событийной наполненности прошлого, настоящего и будущего , ослаблении межсобытийных связей;
2. Особенности эмоционально-оценочной составляющей
субъективной картины жизненного пути молодых людей с социальной тревогой выражаются в доминировании негативных переживаний, связанных с событиями прошлого, настоящего и будущего;
3. Прошлое в представлениях молодых людей с повышенным уровнем социальной тревоги характеризуется ощущением потери смысловой наполненности и личностной значимости;
4. Представления о настоящем молодых людей, склонных к социальной тревоге, характеризуются субъективным ощущением недостатка времени и слабой структурированности, упорядоченности событий, отсутствием представлений об их закономерностях;
5. Будущее в представлениях молодых людей с социальной тревогой отличается ориентацией на планирование ближайшей перспективы и недостаточной упорядоченностью событий.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты магистерского диссертационного исследования были обсуждены на VI Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 27.04.2019 г.). Подготовлена статья на тему «Субъективная картина жизненного пути современной молодежи в контексте социальной тревоги» в сборник «Труды молодых ученых Алтайского государственного университета».
Теоретический анализ научной литературы позволил проанализировать основные содержательные характеристики субъективной картины жизненного пути, рассмотреть особенности формирования и поддержания социальной тревоги, описать основные психологические характеристики молодых мужчин и женщин при переходе к ранней взрослости.
Проведенное в рамках магистерской диссертации эмпирическое исследование подтвердило поставленную в работе гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1. В отличие от представлений не склонных к переживанию социальной тревоги молодых людей, которые рассматривают прошлое, настоящее и будущее как составляющие целостной картины жизненного пути, представления о будущем молодых людей с социальной тревогой отличаются нарушением временной преемственности между будущим, с одной стороны, прошлым и настоящим, с другой.
2. Субъективная картина жизненного пути молодых людей склонных к социальной тревоге характеризуется «очернением» прошлого, настоящего и будущего.
3. Для молодых людей с социальной тревогой характерны следующие представления о прошлом, настоящем и будущем в структуре субъективной картины жизненного пути:
- обесценивание значимости прошлого, утеря смысла жизни на данном этапе, преобладание негативных аспектов в структуре переживаний;
- настоящее в представлениях молодых людей с социальной тревогой отличается потерей контроля над текущими событиями, ощущением недостаточной упорядоченности, прогнозируемости событий ;
- в отношении будущего для молодых людей характерны ориентация на планирование ближайших событий, представления о бесперспективности жизни и недостаток ресурсов управления будущей жизнью.
4. Особенности взаимосвязи временных параметров субъективной картины жизненного пути со специфичной для разных ситуаций социальной тревогой проявляются в следующем:
- для молодых людей, склонных к переживанию социальной тревоги в экспертных и формальных ситуациях, сдержанности в выражении эмоций и избеганию непосредственного контакта при взаимодействии, характерно рассеивание смысловой наполненности, снижение личностной значимости прошлого;
- молодые люди, переживающие тревогу в связи со страхом отвержения в ситуациях проявления инициативы и формальных ситуациях, ощущают невозможность контролировать и прогнозировать происходящие события;
- для молодых людей, сдержанных в выражении эмоций, склонных к «прокручиванию» прошедших ситуаций, склонных к переживанию социальной тревоги в экспертных, формальных ситуациях, ситуациях проявления инициативы, характерно отсутствие четких представлений о закономерностях и логических взаимосвязях событий будущего.
Таким образом, в результате нашей работы были выявлены особенности событийной наполненности и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
Проведенное в рамках магистерской диссертации эмпирическое исследование подтвердило поставленную в работе гипотезу и позволило сделать следующие выводы:
1. В отличие от представлений не склонных к переживанию социальной тревоги молодых людей, которые рассматривают прошлое, настоящее и будущее как составляющие целостной картины жизненного пути, представления о будущем молодых людей с социальной тревогой отличаются нарушением временной преемственности между будущим, с одной стороны, прошлым и настоящим, с другой.
2. Субъективная картина жизненного пути молодых людей склонных к социальной тревоге характеризуется «очернением» прошлого, настоящего и будущего.
3. Для молодых людей с социальной тревогой характерны следующие представления о прошлом, настоящем и будущем в структуре субъективной картины жизненного пути:
- обесценивание значимости прошлого, утеря смысла жизни на данном этапе, преобладание негативных аспектов в структуре переживаний;
- настоящее в представлениях молодых людей с социальной тревогой отличается потерей контроля над текущими событиями, ощущением недостаточной упорядоченности, прогнозируемости событий ;
- в отношении будущего для молодых людей характерны ориентация на планирование ближайших событий, представления о бесперспективности жизни и недостаток ресурсов управления будущей жизнью.
4. Особенности взаимосвязи временных параметров субъективной картины жизненного пути со специфичной для разных ситуаций социальной тревогой проявляются в следующем:
- для молодых людей, склонных к переживанию социальной тревоги в экспертных и формальных ситуациях, сдержанности в выражении эмоций и избеганию непосредственного контакта при взаимодействии, характерно рассеивание смысловой наполненности, снижение личностной значимости прошлого;
- молодые люди, переживающие тревогу в связи со страхом отвержения в ситуациях проявления инициативы и формальных ситуациях, ощущают невозможность контролировать и прогнозировать происходящие события;
- для молодых людей, сдержанных в выражении эмоций, склонных к «прокручиванию» прошедших ситуаций, склонных к переживанию социальной тревоги в экспертных, формальных ситуациях, ситуациях проявления инициативы, характерно отсутствие четких представлений о закономерностях и логических взаимосвязях событий будущего.
Таким образом, в результате нашей работы были выявлены особенности событийной наполненности и эмоциональной оценки прошлого, настоящего и будущего как составляющих субъективной картины жизненного пути молодых мужчин и женщин, склонных к переживанию социальной тревоги.
Подобные работы
- Социальная тревожность в среднем возрасте в связи с отношением в родительской семье (Удмуртский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - Особенности образа будущего старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Системообразующие основания разработки региональных программ социально-культурного развития в России
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - ОСОБЕННОСТИ И КОРРЕКЦИЯ ОБРАЗА БУДУЩЕГО У ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - ЗНАЧЕНИЕ САМОИДЕНТИЧНОСТИ В ПЕРЕЖИВАНИИ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2019 - Образ жизни школьника, как объект гуманистического воспитания в системе профессиональной подготовки педагога
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ОБРАЗ ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА КАК ОБЪЕКТ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Профессиональные перспективы курсантов летного училища на
разных стадиях обучения
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





