Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания учащихся

Работа №89204

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2021
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы эмоционально-нравственного воспитания учащихся 7
1.1. Понятие и сущность эмоционально-нравственного воспитания учащихся 7
1.2. Методы и средства эмоционально-нравственного воспитания учащихся в образовательной организации 10
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию театрализованной игры в рамках эмоционально-нравственного воспитания учащихся 14
2.1. Организация и методика исследования 14
2.2. Диагностика эмоционально-нравственного развития учащихся 14
2.3. Разработка комплекса театрализованных игр, направленных на эмоционально-нравственное воспитание учащихся 17
Заключение 24
Список использованных источников 28


Актуальность темы. На современном этапе развития общества одной из актуальных проблем в школьном образовании выступает формирование эмоционально-эмоционально-нравственных качеств учащихся. Данное обстоятельство обусловлено тем, что эмоционально-нравственные качества играют значимую роль в жизни людей. Они является не просто средством общения, но и средством осознания своего «Я», понимания необходимости культуры поведения, развития внутренней убеждённости о необходимости уважения к себе и окружающим. То есть с формированием эмоционально-нравственных качеств связано как формирование личности, так и всех ее основных психических процессов.
В аспекте младшего школьного возраста формирование эмоционально-нравственных качеств рассматривается также как одна из ведущих линий развития ребенка на основе анализа нормативных документов («Закон об образовании», «Концепции модернизации российского образования», «Федерального государственного образовательного стандарта»). Большинство исследователей в области нравственного развития младших школьников (Леонтьев А.А., Леушина А.М., Соловьева О.И., Тихеева Е.И., Лисина М. И. и др.) указывают на наличие тесной взаимосвязи между формированием эмоционально-нравственных качеств с последующим их влиянием на эмоциональное, умственное, познавательное и коммуникативное развитие ребенка.
Кроме того, эмоционально-нравственные качества формируются в процессе общения, а общение представляет собой естественную среду развития ребёнка. А значит, формирование эмоционально-нравственных норм поведения детей младшего школьного возраста является неоценимым. Все обозначенное выше делает заявленную тему актуальной.
В данной работе будем опираться: на Закон об образовании, профессиональный стандарт педагога, а также на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС НОО), включающего в содержание эмоционально-нравственное развитие детей. Такая позиция будет отвечать целевым ориентирам ФГОС НОО, способствуя обеспечению преемственности дошкольного образования начальной ступени общеобразовательной школы.
Теоретическим и методическим вопросам эмоционально-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста уделено много внимания. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли: Винокур Т.Г., Выготский Л.С., Колодяжная Т.П., Колунова Л.А., Короткова Э.Л., Левшина Н.И., А.А. Леонтьев, Лисина М.И., Немов Р.С., Серебрякова Н.В. и др. исследователи.
В последние десятилетия эмоционально-нравственного воспитания активно рассматривается в соответствии с возрастными особенностями детей и насыщается новой методологией в исследованиях Алексеевой М.М., Арушановой А.Г., Казаковской В.В., Протасовой Е.Ю., Яшиной В.И. и др.
Однако в отношении использования тех или иных методов и приемов при формировании эмоционально-нравственных качеств детей младшего школьного возраста в работах указанных авторов зачастую наблюдаются противоречия.
Исследовательская задача связана с ответом на вопрос: какие формы деятельности будут результативны в эмоционально-нравственном воспитании младших школьников?
Объект исследования: процесс эмоционально-нравственного воспитания младших школьников.
Предмет исследования: театрализованная игра как средство эмоционально-нравственного воспитания младших школьников.
Цель исследования: определить, теоретически обосновать и проверить на практике театрализованную игру в формировании эмоционально-нравственных качеств младших школьников.
Гипотеза исследования. Формирование эмоционально-нравственных качеств младших школьников в процессе театрализованной деятельности будет эффективным, если:
а) мероприятия будут отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей;
б) воспитательные мероприятия будут разной направленности.
Задачи исследования:
1. Осуществить теоретический анализ сущности и содержания формирования эмоционально-нравственных качеств школьников
2. Определить и обосновать формы эмоционально-нравственного воспитания младших школьников.
3. Осуществить диагностику уровня сформированности эмоционально-нравственных качеств младших школьников.
4. Проверить на практике возможности театрализованной игры в формировании эмоционально-нравственных качеств младших школьников Методологической основой исследования являются:
- личностно - деятельностный подход к изучению педагогических явлений (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), который раскрывает ведущую роль деятельности в процессе образования и развития личности;
- концепция системного подхода, который предполагает исследование любого объекта как сложной целостной социальной системы, ориентирует на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов.
Теоретическую основу исследования составили положения:
- гуманистической парадигмы формирования эмоционально-нравственных ценностей, направленной на самореализацию и самоактуализацию личности (Ш. А. Амонашвили, В. Б. Ремизов, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский); идеи отечественной психологии и педагогики о восприимчивости детей к социально-педагогическим воздействиям (Н. И. Гуткина, Я. Л. Коломинский, В. С Мухина);
- концепции о возрастной периодизации психического развития ребёнка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др.);
- теории организации внеурочной деятельности в начальных классах (А. Г. Асмолов, А. Я. Данилюк, Г. В. Григорьев и др.).
В процессе работы использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ педагогических источников; сравнительно-сопоставительный анализ; классификация, систематизация; обобщение научных фактов);
- эмпирические (изучение и обобщение, наблюдение, беседа, интервью, опросы, тестирование, анкетирование, экспертиза и апробация результатов исследования).
Практическая значимость исследования заключается в том, что определены, обоснованы и проверены на практике возможности театрализованной игры в формировании эмоционально-нравственных качеств младших школьников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ источников научной литературы и обобщения педагогического опыта показали, что успешность формирования эмоционально-нравственных качеств детей младшего школьного возраста зависят от ряда факторов:
1. Личности педагога. Современный учитель должен иметь не только соответствующий внешний облик, но и обладать необходимыми качествами личности: доброжелательным отношением к окружающим, ответственностью, самоорганизацией, законопослушностью, стремлением к саморазвитию и личностному росту и др. Для этого необходимо иметь развитые волевые качества, разделять позитивные увлечения школьников. Только в таких условиях возможно показать значимость развития эмоционально-нравственных качеств детей.
2. Рефлексивной деятельности детей. Вся система воспитательных и развивающих занятий, содержание образования должны быть направлены на формирование самосознания школьников. Именно эта направленность определяет духовную атмосферу детского коллектива не только во время учебно-воспитательного процесса, но и вне его. Таким образом, происходит не только личностное развитие каждого, но и сплочение и совершенствование коллектива детей как значимой социально-психологической группы.
3. Форм, методов и приёмов воспитательной деятельности. В процессе обучения и воспитания в образовательных организациях необходимо использовать как традиционные, так и нестандартные методы и формы. Инновационный компонент при этом также должен приобщать детей к современным вопросам морали и нравственности. Приближенность занятий к условиям жизни также должна обеспечить установку школьников на осознание эмоционально-нравственных ценностей.
В процессе формирования опыта нравственного поведения детей во время различных видов деятельности важно учитывать ценность мотивов и полезность результатов поведения, т.е. весь совокупный результат поступка, поведения. Иногда в образовательной практике принимают во внимание лишь результаты, в то время как эти результаты могут быть достигнуты разными способами и по-разному оцениваться.
Процесс формирования эмоционально-нравственных качеств во время пребывания в школе - это совокупность последовательных взаимодействий педагога и коллектива детей, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности, а также высокого уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с критериями современного и перспективного общества.
Конечные итоги формирования эмоционально-нравственных качеств в процессе образовательной деятельности проявляются с течением времени. Если процесс обучения протекает в определенных организационных и временных границах, то временные рамки нравственного развития менее всего определены и регламентированы. Формирование эмоционально-нравственных норм поведения ребёнка начинается с того периода, когда он начинает осмысливать жизнь.
Анализ психолого-педагогических работ учёных позволил выявить следующие возможности для развития эмоционально-нравственных норм поведения младших школьников в театрализованной игре:
1. Соответствие содержания игр возрастным характеристикам школьников.
2. Создание предметно-развивающей среды в соответствии с возрастными характеристиками школьников.
3. Обеспечение условий для самореализации каждого ребёнка.
4. Интересное содержание театрализованной деятельности.
5. Организация взаимопомощи и взаимоподдержки в различных формах театрализованной деятельности.
6. Отсутствие межличностных конфликтов в процессе театрализованной деятельности.
7. Организация совместной деятельности в игре.
При учёте возрастных особенностей школьников следует помнить, что действия, которые способны выполнить и осознать дети основной школы, могут оказаться недоступными для младших школьников.
В процессе интересной для младших школьников деятельности эмоционально-нравственные качества школьников активно развиваются, и им становится посильным решение таких задач, которые ранее были им не под силу. Более того: в процессе театрализованной игры дети не просто усваивают новые знания, но и находят для них практическое применение. Новые формы деятельности открывают новые возможности для реализации способностей школьников.
Также театрализованная игра воспитывает интерес и уважение к трудовой деятельности при формировании знаний о различных профессиях. Игра часто является стимулом к определённой работе. Например, играя в больницу, дети получают первичные представления о таких профессиях, как врач или медсестра. Однако роль педагога в организации театрализованных игр в рамках внеурочной работы очень велика: необходимо направлять деятельность детей, предлагать им развивающие сюжеты для игр, предотвращать конфликты, развивать умения вежливого общения.
В рамках данной работы нами было проведено исследование сформированности эмоционально-нравственных качеств детей младшего школьного возраста. При этом было установлено, что на констатирующем этапе сформированность данных качеств была недостаточной, что вызвало необходимость проведения специальной работы.
Далее на формирующем этапе нами была реализована опытная работа. В данной работе приведен комплекс театрализованных игр, необходимых для эмоционально-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в ходе выполнения данной исследовательской работы все задачи решены и цель исследования полностью достигнута.



1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
6. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
11. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
13. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
14. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
15. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
16. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
17. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
18. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
19. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
21. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
22. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
23. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
24. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
25. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
26. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
27. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
28. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
29. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
30. Михайловская, Е.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
31. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
32. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
33. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
34. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
35. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
36. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
37. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
38. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ