Введение………………………………………………………………………….. 3
I. Понятие «незаурядная личность» в русской литературе………………………… ……………………………………………. 4
1.1.Л.Н. Толстой- незаурядная личность……………………………… … . 5-9
II.Роль произведений Л.Н. Толстого в формировании личности …………10
2.1. Анализ повести «Детство». …………………….. …………………… 11-12
2.2. Анализ повести «Отрочество»……………………. ………………… 13-15
2.3. Анализ повести «Юность»……………………………………………… 16
Заключение………………………………………………………………………17
Список использованных источников…………………………………………..18
Приложения …………………………………………………………………19-22
Лев Толстой один из тех гигантов, которые живут для всех времён и для всех народов. Уже более 100 лет отделяет нас от даты смерти писателя, но я считаю, что он был и остаётся нашим современником. Ведь справедливы слова А.М. Горького : «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». Это высказывание подтверждает мои размышления о том, что Л.Н. Толстой в своих произведениях учит жить и любить жизнь, заставляет стремиться быть высокоразвитым человеком, любить Родину. Писатель помогает подросткам взрослеть : строить взаимоотношения не только со своими сверстниками, но и со взрослыми людьми, не ошибаться в нравственном выборе, понимать цену человеческой жизни. Произведения Л.Н. Толстого влияют на процесс формирования личности подростков. Думаю, что автобиографическая трилогия «Детство Отрочество Юность» влияет на процесс формирование личности моих сверстников, даёт им духовный ориентир в жизни. Поэтому я считаю чтение и изучение произведений Л.Н. Толстого современными подростками необходимым занятием. Следовательно, тема моего проекта актуальна.
Таким образом, я ставлю цель работы: исследовать трилогию Л.Н. Толстого «Детство Отрочество Юность», чтобы показать современному читателю, как при помощи основного художественного метода «диалектика души», писатель раскрывает характер главного героя, помогает нынешним подросткам в самовоспитании.
Для решения этого вопроса необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие категории «незаурядная личность» в русской литературе.
2. Проанализировать повести «Детство», «Отрочество», «Юность»
3. Определить роль художественного метода «диалектика души» в формировании личности на примере трилогии «Детство Отрочество Юность».
Объект исследования: трилогия Л.Н. Толстого «Детство Отрочество Юность».
Предмет исследования: художественный метод «диалектика души», используемый писателем для раскрытия характера главного героя.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы как в школьном курсе предмета «Литература», так и во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, синтез, индукция, дедукция, конкретизация, обобщение, ,логический, проблемно-хронологический, сравнительный.
Структура работы: итоговый индивидуальный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
В работе было дано понятие «незаурядность» в русской литературе, охарактеризована незаурядная личность Л.Н. Толстого, проведено исследование трилогии «Детство Отрочество Юность» , которое продемонстрировало использование писателем художественного метода «диалектика души», помогающего читателю увидеть, как герой произведения работает над собой, самосовершенствуется. В ходе работы было выяснено, что во все времена люди стремились и будут стремиться к самовоспитанию, а помогать им в этом будут произведения великих писателей; что Л.Н. Толстой удивительный, как человек и как писатель, всегда будет привлекать внимание людей разных возрастов, разных поколений.