Деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы)
Введение……………………………………………..……………..………………3
Глава 1. Правовой статус органов внутренних дел на современном этапе развития Российской Федерации………………………………6
1.1. Нормативно-правовое регулирование органов внутренних дел……………6
1.2. Понятие и основные задачи органов внутренних дел………………….……9
Глава 2. Обеспечения органами внутренних дел прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………..……………...…16
2.1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина как направление деятельности органов внутренних дел……………………………………16
2.2. Правовое регулирование деятельности сотрудников полиции по обеспечению прав и свобод граждан…………………………………………………...19
Заключение……………………………………………………………..………..23
Библиографический список…………25
Реформирование органов внутренних дел способствует обеспечению необходимого уровня законности и правопорядка. При предъявлении повышенных требований к сотрудникам данного правоохранительного органа, улучшением из материального и социального обеспечения появляется надежда на то, что права и свободы человека и гражданина будут обеспечены в большей степени. Можно говорить о том, что в последние годы наблюдается тенденция в сторону совершенствования нормативно-правового регулирования органов внутренних дел.
В свете того, что 14 марта 2020 года был принят Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» , исследование деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Феде приобретает особый интерес и актуальность.
Сказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с деятельностью органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, юридическая литература, затрагивающая вопросы исследуемой темы, а также материалы правоприменительной практики.
Целью работы является исследование деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, поиск проблем правового регулирования и путей их решения.
Выполнению данной цели способствуют следующие задачи:
1) исследовать нормативно-правовое регулирование органов внутренних дел;
2) определить понятие и основных задач органов внутренних дел;
3) проанализировать обеспечение прав и свобод человека и гражданина как направление деятельности органов внутренних дел;
4) исследовать правовое регулирование деятельности сотрудников полиции по обеспечению прав и свобод граждан.
Степень научной разработанности темы. Исследованием вопросов, связанных с деятельностью органов внутренних дел в целом, а также с организацией органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в частности, занимались такие ученые, как Н.П. Звоненко, Н.Г. Канунникова, Н.М. Конин, Мелехин А.В., Л.Л. Попов, Т.Я. Хабриевой и др.
Методологическую базу исследования составляют следующие методы познания: общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы; анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.
Структура работы обусловлена целью и задачами и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников.
Проведенное исследование деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.
Органы внутренних дел – это федеральные органы исполнительной власти, возглавляемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, на которые законодательством возложены функции по обеспечению в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина (включая защиту их жизни и здоровья), по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений.
Представляется целесообразным закрепить в законодательстве общее понятие «органы внутренних дел», что позволит однозначно его использовать в различных нормативных правовых актах Российской Федерации. Наилучшим решением проблемы отсутствия законодательного понятия органов внутренних дел видится принятие Федерального закона «Об органах внутренних дел» (по аналогии с федеральными законами, закрепляющими правовой статус Федеральной службы безопасности, Следственного комитета Российской Федерации, Нацгвардии и других). Кроме того, это также позволит возложить на всех сотрудников органов внутренних дел, выполняющих функции по охране общественного порядка или содействующих сотрудникам полиции в этом деле, обязанности, предусмотренные для сотрудников полиции.
Органы внутренних дел занимают особое место в системе правоохранительных органов. Они наделены большими полномочиями в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. От деятельности каждого сотрудника органов внутренних дел зависит реализация полномочий по обеспечению прав и свобод, а также статус данной системы органов исполнительной власти.
Целевая составляющая полиции на современном этапе развития российской государственности заключается в охране и защите базовых, конституционно закрепленных ценностей (жизнь и здоровье, права и свободы человека, общественный порядок, безопасность, собственность). Несмотря на отсутствие в тексте Конституции РФ упоминания о полиции, последняя в контексте ее функционального содержания и с точки зрения фактической конституции (реальных общественных отношений), несомненно, представляет ценность.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
3. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
4. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. (ред. от 31.07.2020) «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.
5. Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 25.08.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 52 (Часть V). Ст. 7614.
6. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 25.08.2021) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
7. Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 1998 года № 904 (ред. от 08.05.2005) «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3841.
8. Указ Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 (ред. от 27.10.2011) «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 46. Ст. 4348.
9. Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 510 (ред. от 01.07.2021) «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 41. Ст. 5802.
10. Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 250 (ред. от 25.08.2021) «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1336.
11. Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 (ред. от 17.06.2019) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.
12. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года // Российская газета. 2009. 20 октября.
13. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 года // Российская газета. 2014. 30 декабря.
Научная и учебная литература
14. Административно-процессуальное право: Словарь терминов и понятий / Сост. В.В. Степанюк. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2010.
15. Адмиралова И.А. Административная деятельность полиции и обеспечения прав и свобод граждан // Административное и муниципальное право. 2014. № 6. С. 550 - 558.
16. Алексеева Л.А. Взаимодействие органов внутренних дел с органами местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 1. С. 21 - 23.
17. Бажанов С.В. Влияние структуры Министерства внутренних дел Российской Федерации на формирование уголовно-процессуального понятийного аппарата // Российский следователь. 2013. № 24.
18. Барбин В.В., Бутылин В.Н., Гончаров И.В. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел (организационно-правовые аспекты): Курс лекций. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 93.
19. Братановский С.Н. Административное право. Общая часть: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013.
20. Булавин С.П., Черников В.В. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. 2011. № 9. С. 2 - 10.
21. Бутылин В.Н., Дугенец А.С., Васильев Ф.П. Правовое положение полиции России в условиях ее становления // Административное право и процесс. 2011. № 5. С. 29 - 31.
22. Васильев С.А. Основные формы взаимодействия полиции с общественностью: проблемы и перспективы развития // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 12. С. 20-24.
23. Волков А.М., Дугенец А.С. Административное право: Учебник. М., 2013.
24. Демин А.А. Субъекты административного права Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Книгодел, 2010.
25. Зайцев И.А. О научных исследованиях, направленных на реализацию предупредительных (профилактических) функций органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 59 - 61.
26. Правоохранительные и судебные органы России: Учебник / В.С. Авдонкин, В.А. Бобренев, О.Н. Диордиева [и др.]; под ред. Н.А. Петухова, А.С. Мамыкина. М.: Российский государственный университет правосудия, 2015.
27. Рябинин Н.А. Некоторые аспекты защиты частных (гражданских) прав органами внутренних дел // Современное право. 2019. № 4. С. 84 - 87.
28. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ, 2000. Т. I.
29. Фадеев И.А. Структура органов внутренних дел в контексте теории разделения властей // Российский следователь. 2014. № 6. С. 48.
30. Футо С.Р. К 10-летию Федерального закона «О полиции»: некоторые аспекты истории создания и принятия // Административное право и процесс. 2021. № 5. С. 14 - 27.