Введение 4
Глава 1. СТРУКТУРА НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
1.1. Организация незаконных поставок наркотических средств,
психотропных веществ и их аналогов в страну 8
1.2. Влияние деятельности организаций и учреждений, связанной
с легальным оборотом наркотиков, на незаконный оборот наркотических средств в стране 20
1.3. Участие несовершеннолетних в незаконном обороте
наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов 26
Глава 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.228.1 УК РФ
2.1. Предмет преступления, предусмотренного ст.228.1 УК РФ ... 32
2.1.1. Наркотические средства и психотропные вещества 33
2.1.2. Аналоги наркотических средств и психотропных веществ 40
2.1.3. Растения, содержащие наркотические средства или
психотропные вещества, и части таких растений, содержащие наркотические средства или психотропные вещества 46
2.2. Объект преступления, предусмотренного ст.228.1 УК РФ .... 48
2.3. Объективная сторона преступления, предусмотренного
ст.228.1 УК РФ 53
2.3.1. Незаконное производство наркотических средств,
психотропных веществ или их аналогов 53
2.3.2. Незаконный сбыт наркотических средств, психотропных
веществ или их аналогов 60
2.3.3. Незаконная пересылка наркотических средств,
психотропных веществ или их аналогов 68
2.4. Субъективные признаки преступления, предусмотренного ст.228.1 УК РФ 73
2.4.1. Субъект преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ 73
2.4.2. Субъективная сторона преступлений, предусмотренных ст. 228.1 УКРФ 79
Глава 3. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, СОВЕРШЕННЫЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ»
3.1. Особенности преступлений, связанных со сбытом
наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 86
3.2. Проблемы квалификации сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, совершенных с использованием
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 97
3.3. Проблемы отграничения сбыта наркотических средств,
психотропных веществ и их аналогов от смежных составов 101
Заключение 111
Библиографический список 121
Приложение 1 129
Приложение II 130
Приложение III 131
Приложение IV 132
Приложение V 133
Приложение VI 134
Проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ всегда являлась актуальной. Ведь опасность незаконного оборота наркотиков заключается не только в причинении вреда здоровью населения, но и в том, что он обусловливает рост имущественных преступлений, организованной, в том числе и транснациональной, преступности, налаживание коррупционных связей, контрабанду наркотиков, легализацию преступных доходов, финансирование терроризма.
Хочется так же отметить пагубность употребления наркосодержащих веществ и препаратов, которое неотвратимо приводит личность к крайней степени деградации, постоянно провоцируя к совершению новых преступлений. Таким образом, проблема незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, безусловно, затрагивает интеллектуальный потенциал общества, значительно уменьшая его, что в свою очередь крайне отрицательно может отразиться на генофонде нации.
В последние годы проблема, касающаяся употребления и распространения наркотических средств, является одной из наиболее насущных. Тема наркобизнеса и наркомании все более оживленно обсуждаются в средствах массовой информации, ученых кругах, а также властных структурах.
Указом президента от 14.11.2013 была утверждена «Концепция общественной безопасности», где в качестве одной из приоритетных задач обеспечения общественной безопасности поставлена задача противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, лечение и реабилитация наркозависимых граждан .
Кроме того, 23 ноября 2020 года Президент России Владимир Путин утвердил стратегию государственной антинаркотической политики до 2030 года.
Стратегия предполагает, что антинаркотическая политика в России будет строиться «на традиционных российских духовно -нравственных ценностях». Предлагается включить профилактические мероприятия в образовательные программы и практики патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также «уделить особое внимание духовно-нравственному воспитанию в образовательных организациях».
Наркомания и связанная с ней преступность приобретает всё более изощренные способы и сказывается на морально-психологической атмосфере в обществе, отрицательно влияют на экономику, политику и правопорядок.
Наибольшую общественную опасность, по моему мнению, представляют преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершенные с целью сбыта с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, поскольку указанный способ позволяет преступникам существенно расширять сеть сбыта наркотических средств.
Ситуация в сфере незаконного оборота наркотических средств по состоянию на ноябрь 2020 года следующая: массив преступлений в указанной сфере составляет 177,3 тыс. из 1890,5 тыс. всего зарегистрированных (+0,3 %). При этом в половине субъектов Российской Федерации в разной степени отмечается снижение наркопреступности. Треть преступлений совершено в крупном размере (59,8 тыс.). На факты сбыта запрещенных к обороту веществ в структуре наркопреступности приходится почти 60 % (105 тыс.). В Карачаево-Черкесской Республике (+89,9 %, 431), Костромской области (+87 %, 832) и Республике Марий Эл (+68,7 %, 538) отмечаются наибольшие темпы увеличения таких деяний. На этом фоне более чем на четверть (+27,9 %, 353) увеличилось количество фактов склонения к потреблению наркотических веществ. Большинство указанных преступлений выявлены в Самарской области (+3,6 раза, 51) 2 (см. Приложение I, II, III).
Что же касается ситуации в Алтайском крае в 2019 году можно отметить следующее: количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, выявленных сотрудниками ОВД края, уменьшилось с 3271 до 3112 фактов (-4,9%; СФО: -5,6%; Россия: -4,9%), что составляет 97,6% (СФО: 96,6%; Россия: 96,1%) от всех выявленных в регионе (3190 фактов).
Количество выявленных сотрудниками органов внутренних дел тяжких и особо тяжких составов снижено на 7,5% (с 2425 до 2243; СФО: -5,9%; Россия: -3,7%).
На 8,1% (с 1378 до 1267) снижено число задокументированных органами внутренних дел края фактов сбыта наркотических средств, аналогичная ситуация складывается в Сибирском федеральном округе (-5,0%) и по Российской Федерации в целом (-0,8%)
Приведенные выше данные статистики демонстрируют нам несмотря на снижение общего числа преступлений анализируемой категории, удельный вес преступлений, совершенных с целью сбыта, вырос. Такие показатели свидетельствует о насущности выбранной темы.
За 11 месяцев 2020 г количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств 2980, что составляет 8,3% от общего числа зарегистрированных преступлений (см. Приложение IV, V).
Цель исследования состоит в проведении анализа уголовно-правовой характеристики преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, выявление и пути решения проблем квалификации указанного состава, а также рассмотрение некоторых криминологических аспектов, без изучения которых данное исследование нельзя было бы считать проведенным в полном объеме.
исследования состоит в проведении анализа уголовно-правовой характеристики преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, а также выявление и пути решения проблем квалификации указанного состава.
Для достижения цели перед работой поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать современную структуру незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в России;
2) рассмотреть основные пути современного сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в России;
3) осветить проблемы, возникающие при разграничении сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с противодействием незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Предметом исследования являются уголовно -правовые акты и материалы правоприменительной практики в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Теоретическую основу данной работы составляют труды таких ученых, как Калмыков Д.А., Игошев К.Е., Шмаров И.В., Киреев А. С., Агузаров Т.К., Ашин А.А., Головненков П.В., Курченко В.Н., Лелеков В. А., Милюков С.Ф. и др., опубликованные в научной и публицистической литературе.
Методологической основой данной работы послужили такие общенаучные методы как анализ, синтез, метод обобщения.
В качестве эмпирической основы исследования выступает анализ архивных уголовных дел, надзорных производств архива прокуратуры города, организационно-распорядительных документов МВД России, собственное исследование (опрос сотрудников ОКОН МО МВД России «Рубцовский).
Итак, на основании вышеизложенного в заключении хочется отметить, что, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов уже давно стали одной из глобальных проблем человечества. Данная проблема изначально должна рассматриваться как явление, угрожающее национальной безопасности России, поскольку своим фактом она ставит под угрозу все демократические достижения российского общества.
Предмет преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ закреплен в диспозиции данной статьи. Во многих составах он играет факультативную роль, однако в нашем случае роль предмета существенна в плане квалификации деяния. Итак, отметим, что предметом преступления предусмотренного ст. 228.1 УК РФ будет являться: наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, и их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Однако растения в работе рассмотрены не были, так как не охватывались темой данного исследования.
В соответствии с действующим российским законодательством отсутствие юридического закрепления в нормативно-правовых актах того или иного вещества в качестве наркотического средства и психотропного вещества означает отсутствие предмета преступления, связанного с незаконным оборотом этих веществ.
Довольно часто на практике встречаются изъятие различных смесей, не имеющие определенного официального наименования и не внесенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, но содержащие одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ. В таких случаях при решении вопроса о том, является ли представленная смесь предметом преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ следует исходить из возможности использования указанной смеси для немедицинского потребления. Т.е. если смесь утратила способность оказывать психоактивное воздействие, а выделение в чистом виде наркотика из неё невозможно, то такая смесь не может быть признана предметом преступления.
В качестве предмета преступления выступают аналоги наркотических средств и психотропных веществ.
Аналогом признается вещество, отвечающее совокупностью нескольких условий:
1) вещество должно быть синтетического или естественного происхождения;
2) вещество не должно быть включено в Перечень наркотических средств или психотропных веществ;
3) химическая структура вещества должна быть сходна с конкретным видом наркотического средства или психотропного вещества, включенного в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
4) свойства вещества должны быть сходны со свойствами наркотического средства или психотропного вещества, психоактивное действие которого оно воспроизводит.
Отсутствие одного из условий не позволяет признать вещество аналогом наркотического средства или психотропного вещества.
Родовым объектом преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ являются общественные отношения, связанные с обеспечением общественной безопасности и охраной общественного порядка.
Видовой объект находит свое отражение в названии главы. Видовым объектом преступлений, закрепленных в данной главе является здоровье населения и общественная нравственность.
Непосредственным объектом является общественное отношение, против которого направлено преступное посягательство.
Хочу подчеркнуть то, что объект преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков достаточно сложный, тем не менее, верное его понимание позволяет определить сущность преступления, а кроме того влияет на его квалификацию и отграничение от иных смежных составов.
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ, включает в себя три альтернативных действия: незаконные производство, сбыт, пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
На практике иногда приходится сталкиваться с проблемой дифференциации производства от изготовления. Производство наркотических средств отличается от их изготовления способом получения, объемом получения (серийность), а также исходным материалом.
Предметом спора выступает определение момента окончания незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Существует точка зрения, согласно которой момент окончания незаконного производства наркотиков не обусловлен достижением результата — получением готовых к использованию наркотических средств, психотропных веществ либо их аналогов. В то же время, если результат отсутствует, то возможность получения наркотиков — только предположение. Есть и противники данной позиции, считающие, что производство предполагает получение готового продукта, поэтому преступление следует считать оконченным с момента получения готовых к потреблению или использованию наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
По моему мнению, данные незаконные действия следует признавать оконченными в момент достижения желаемого результата. Было бы логичным считать и производство наркотиков оконченным преступлением при получении наркотика в любом, даже небольшом количестве. Иной подход делает практически невозможным доказывание преступления.
Законодательно закрепленное определение сбыта звучит следующим образом под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предлагается понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию другому лицу .
Определенные трудности в плане квалификации сбыта как оконченного преступления в условиях проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» существовали до внесения изменений 30 июня 2015 г. в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 № 14 (ред. от 30.06.2015) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими, сильнодействующими и ядовитыми веществами» действия сбытчика предлагалось квалифицировать как покушение на сбыт, а множество приговоров, вынесенных нижестоящими судами, изменялись в вышестоящих инстанциях, если содеянное квалифицировалось как оконченный сбыт, то с учетом изменений предлагается считать сбыт в условиях проверочной закупки оконченным преступлением.
На мой взгляд, внесенные в законодательство изменения абсолютно справедливы, так как сбыт наркотиков пресекается в большинстве случаев именно в ходе проверочной закупки. Т.е. для доказывания сбыта наркотиков предмет преступления изымается из незаконного оборота. В данном случае сбыт наркотиков «под контролем» юридически это оконченный состав преступления.
Определение момента начала и завершения действий по сбыту предметов преступления, предусмотренного ст. 228.1 УК РФ имеет существенное значение при разграничении приготовления к преступлению, покушения на преступление и оконченного преступления, определении круга возможных соисполнителей и, как следствие, установлении наличия или отсутствия квалифицирующего признака совершения сбыта группой лиц по предварительному сговору.
Пересылка физическими лицами наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов всегда будет незаконной.
Понятие пересылки наркотиков включает в себя не только использование сети почтовой связи, но и другие способы перемещения наркотиков (в том числе с использованием нарочного), что существенно осложняют правоприменителю квалификацию содеянного.
Проблема отграничения незаконной перевозки от незаконной пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов возникает вследствие того, что эти действия связаны с перемещением указанных средств, веществ или их аналогов из одного места в другое.
Однако, по моему мнению, Верховный Суд Российской Федерации достаточно четко дифференцировал эти понятия: перемещение наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов с помощью нарочного следует квалифицировать как их незаконную пересылку только в случае неосведомленности нарочного о перемещаемом объекте либо, когда отсутствует сговор между отправителем и нарочным. Вместе с тем вопрос о квалификации действий отправителя и нарочного, осведомленного о характере перемещаемого груза, остается на данный момент без разрешения, но, на мой взгляд, будет справедливым, действия лица, перевозящего наркотики в целях сбыта по предварительному сговору с другими лицами, квалифицировать как приготовление к сбыту. Отправитель же, с моей точки зрения, является исполнителем незаконной пересылки наркотического средства, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 33 УК РФ исполнителем признается не только лицо, непосредственно совершившее преступление, но и лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, в силу возраста, невменяемости и других обстоятельств, предусмотренных УК РФ, не подлежащих уголовной ответственности.
По моему мнению, эффективность правоприменения норм, предусматривающих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, обусловливается, прежде всего, потребностью унификации практики применения данных норм. Бесспорно, законодательные и правоприменительные противоречия при квалификации преступлений должны анализироваться и устраняться на законодательном уровне. Однако пока причины ошибки в квалификации не устранены законодательным органом, возникает необходимость их преодоления в процессе правоприменительной деятельности.
Структура наркорынка, а также ее изменение, формируется под воздействием ряда факторов, таких как: географическое положение, социально-экономическая и демографическая ситуация, уровень и перспективы трудовой занятости (в первую очередь молодежи), развитая транспортная инфраструктура и транзитные возможности, сложная миграционная ситуация, развитость научно-технологической базы, потенциал научных работников и специалистов, большое количество образовательных учреждений, в том числе среднего и высшего специального образования, и природно-климатические условия.
Особая опасность преступлений, связанных с незаконным перемещением через Государственную или таможенную границу РФ наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, обязывает работников правоохранительных органов уделять должное внимание проведению мероприятий оперативно-розыскного характера. Это позволит получать в ходе поисковых мероприятий негласную разведывательную информацию о лицах с повышенной криминальной активностью соответствующей направленности. Совокупность полученных при этом сведений будет давать основания для вывода о вероятности криминального поведения конкретного лица, а полученная информация указывать на необходимость установления оперативного наблюдения за таковым в целях своевременного предупреждения подготавливаемых им преступлений. В условиях современной криминогенной ситуации необходимо более оперативное и жесткое реагирование.
Насущная необходимость обеспечения безопасности общества от угрозы масштабной наркотизации, распространению которой способствует, в том числе, контрабандное перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, требует дальнейшего совершенствования правовых механизмов, а также соответствующих организационных и тактических методов и средств осуществления профилактики подобных посягательств.
Выявление хищений, совершаемых лицами, которым наркосредства вверены по роду их служебных функций или под охрану, имеют свою специфику. Такие преступления весьма трудно обнаружить путем официальных проверок, ревизий, инвентаризаций, поскольку расхитители тщательно маскируют свои действия. При выявлении нарушений правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки или пересылки наркопрепаратов нужно выяснить, не связаны ли они с замаскированными хищениями и не являются ли результатом преступной деятельности.
Проблема сбыта наркотических средств, после их поступления на территорию Российской Федерации, в настоящее время решается посредствам информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В связи с данным обстоятельством все чаще в наркобизнес вовлекаются несовершеннолетние, тем не менее, в криминалистической литературе данная проблема освещена крайне скудно.
Уделяется недостаточно внимания тому обстоятельству, что на современном этапе в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов несовершеннолетние выступают не только пассивными потребителями наркотиков, но и зачастую активными участниками всего криминального наркотического процесса.
В сврзи со сложившейся ситуацией требуются определенные меры по противодействию и предупреждению преступных действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, который осуществляется с помощью телекоммуникационных серей. К ним относится проведение работы по закрытию сайтов и аккаунтов, занимающихся распространением наркотических средств и психотропных веществ, и внесение этих сайтов в реестр запрещенных интернет ресурсов. Принятие мер по контролю за деятельностью интернет-приложений в сфере телекоммуникаций (WhatsApp, Telegram, и т.д). Необходимо и изменить процедуру по созданию Интернет-ресурсов, то есть исключить возможность регистрации без достоверных персональных данных, что позволит правоохранительным органам идентифицировать личность преступника, позволит исключить возможность создания анонимных сайтов, соединений, чатов и т.д., которые могут быть использованы с целью незаконного оборота наркотических средств.
Также необходима оптимизация законодательства с учетом современных способов осуществления преступной деятельности в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ. Необходимо не только совершенствовать законодательство, но и усиливать контроль за его соблюдением непосредственно в сфере телекоммуникационных сетей и мобильных приложений.
Кроме этого, на международном уровне необходимо упростить процедуры межгосударственного сотрудничества правоохранительных органов, так как часто в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств используются Интернет-ресурсы, которые находятся на территории других государств. В своем большинстве данные преступления будут носить транснациональный характер, вследствие этого возникают проблемы территориальной юрисдикции государств, в лице правоохранительных органов, по расследованию преступлений данной категории. Эффективной мерой явилось бы создание межгосударственных комиссий по обмену значимой информацией и дальнейшему расследованию в отношении каждой, вновь выявленной преступной организации, осуществляющей незаконный оборот наркотиков, на территории данных государств.
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие технического прогресса и появление все более новых усовершенствованных технологий, технических средств и программ, которые, несомненно, улучшают жизнь общества, может привести и к серьезным проблемам. Они могут поставить под угрозу жизнь и здоровье многих людей, их моральные качества, нравственность, не только тех, кто постоянно и систематически употребляет наркотические средства, но и тех, кто приобретает их с помощью сети интернет, в число которых входят дети и подростки, решившие попробовать наркотики впервые или заработать на этом деньги. Данные многочисленные проблемы, связанные с внедрением телекоммуникационных сетей и устройств в преступную сферу незаконного оборота наркотических средств, будут увеличиваться с каждым годом все больше без четкого контроля и принятия определённых мер по борьбе с распространением и появлением новых преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств.
1. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года" (Заключена в г. Нью-Йорке 30.03.1961) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. 1Ж1.:1Н1р:/Лууу.со1Ш|11а111.П1 (дата обращения 20.09.2020).
2. Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене
21.02.1971)// Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. 1Ж1.:11Цр:/Лууу.со1Ш|11а1П.П1 (дата обращения 20.09.2020).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 N 63-ФЗ// Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. иКЕ:ййр://ууу.сопзи11ап1.ги (дата обращения 20.09.2020).
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.01.1997 N 1-ФЗ // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. 1Ж1.:1пиэ:/Лууу.со1Ш|Иап1.г11(дата обращения 20.09.2020).
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18.12.2001 N 174-ФЗ // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. 1Ж1.:1пЦу/Лууу.со1Ш|Иа1П.г11(дата обращения 20.09.2020).
6. О международных договорах Российской Федерации: федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.coпsu1taпt.гu(дата обращения 20.09.2020).
7. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. -
Электр. дан. - Заглавие с экрана. 1.Ж1 .:1Шр У/ууу.еопзиЙапРги(дата
обращения 20.09.2020).
8. О государственной судебно-экспертной деятельности в
Российской Федерации: федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. 1Ж1.:йИрЖУУУЖШЖ11аПкШ (дата обращения 20.09.2020).
9. Концепция общественной безопасности [Электронный ресурс]:
Указ Президента от 14.11.2013 № Пр-2685 // ПКЬ:
Й11р7/кгет11п.ги/ае1§/пе^5/19653(дата обращения 20.09.2020).
10. Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 19.12.2018) // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. иКЬ:ййр:/Лууу.ео1Ш|11ап1.П1(дата обращения 20.09.2020).
11. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 № 14
«О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» (в ред. Постановлений Пленума ВС РФ от 23.12.2010 № 31, от 30.06.2015 № 30, от 16.05.2017 № 17). - СПС КонсультантПлюс (дата
обращения 20.09.2020).
12. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (ред. от 19.12.2018) "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. - СПС КонсультантПлюс (дата обращения 20.09.2020).
Специальная научная и учебная литература
1. Батоев В.Б. Использование «мессенджеров» в преступной деятельности: проблемы деанонимизации пользователей и дешифрования информации // Оперативник (сыщик): научный журнал. - 2017. - Вып. 2 (51). - С. 17.
2. Батоев В.Б. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы и пути совершенствования // Труды Академии управления МВД России: научный журнал. - 2017. - Вып. 2 (42). - С. 10.
3. Бикмурзин М.П. Предмет преступления: теоретико-правовой анализ. М., 2006.
4. Ведищев Н.П. Ответственность по статье 228 Уголовного кодекса РФ: вопросы правотворчества и правоприменения // Адвокат. 2014. № 8. С. 11 - 38.
5. Граждан В.Г. Социология управления: учебник. М., 2008.
6. Готчина Л. В. Молодежный наркотизм в современной России: криминологический анализ и профилактика :дис. ... д-ра юрид. наук. — Санкт- Петербург, 2011. — 455 с.
7. Грибунов О.П., Герасимов П.А., Косенко В.Н. Психоактивные вещества синтетического происхождения как предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: некоторые аспекты противодействия их распространению // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2015. - № 4 (75). - С. 20.
8. ДОКЛАД О НАРКОСИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2019 ГОДУ)https://media.mvd.ru/files/embed/1907226 (дата обращения 20.09.2020).
9. Данные с сайта МВД РФ: https://мвд.рф/news/item/18092386/ (дата обращения 20.09.2020).
10. Дайшутов М.М., Динека В.И. Признаки субъекта преступления и его правовые критерии. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6): 127—131.
11. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: учебное пособие. М., 2004. С. 80-81.
12. Иванова Е. В. Судебная экспертиза наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ : современное состояние и проблемы // Законы России : опыт, анализ, практика. 2011. № 12. С. 63—70
13. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений (проблемы социального контроля). М., 1980.
14. Иногамова-Хегай Л.В., Комисарова В.С., Рарог А.И. Российское уголовное право: учеб. в 2 т. Т.2 Особенная часть / Л.В. Иногамова-Хегай, В.С. Комиссаров [и др.] - 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Проспект» 2008. с. 348
15. Информационно-аналитические сведения о результатах работы правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотиков на территории Санкт-Петербурга за 2019 год (дата обращения 20.09.2020).
16. Информация с официального сайта прокуратуры Алтайского края:
https://procrf.ru/news/2373605-zamestitelem-prokurora-oktyabrskogo-rayona-gbarnaula-utverjdeno-obvinitelnoe-zaklyuchenie-v-otnoshenii.html (дата
обращения 20.09.2020).
17. Информационно-аналитические материалы к отчету начальника
Главного управления МВД России по Алтайскому краю генерал-лейтенанта полиции Подоляна Андрея Анатольевича перед депутатами Алтайского краевого Законодательного Собрания
https://22.мвд.рф/Dejatelnost/otchnas/отчеты-за-2019-год/информационно-аналитические-материалы-к- (дата обращения 20.09.2020).
18. Информация с сайта прокуратуры Алтайского края: https ://procrf.ru/news/2371758-prokuraturoy-gbarnaula-napravleno-v-sud-ugolovnoe-delo-v-otnoshenii-shesteryih.html (дата обращения 20.09.2020).
19. Информация с сайта прокуратуры Алтайского края: https://procrf.ru/news/253584-prokuraturoy-altayskogo-kraya-utverjdeno.html(дата обращения 20.09.2020).
20. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная криминология. М., 2001. С. 47-51; Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред. К.К. Горяи- нова, В.С. Овчинского, А.Ю. Шумилова. М., 2001. С. 572-579; Герасимов С. Предупреждение преступности: теория, опыт, проблемы // Законность. 2002. №2. С. 4.
21. Калмыков Д.А. К вопросу о необходимости корректировки понятия "предмет преступления" // Противодействие преступности: уголовно - правовые, криминологические и уголовно-исполнительные аспекты: Материалы III Российского конгресса уголовного права, состоявшегося 29 - 30 мая 2008 г. / Отв. ред. В.С. Комиссаров. М., 2008.
22. Карнович С.А., Грибунов О.П. Тенденции развития наркоситуации и ее влияние на определение мер по противодействию наркопреступлений // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: материалы XXII междунар. науч. -практ. конф.: В 2 т. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2017. - Т. 1. - С. 374-378.
23. Киреев А. С. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов: криминологичесий анализ и социальные последствия :дис. ... канд. юрид. наук. — Москва, 2013. — 192 с.
24. Клименко Т.М. Особенности квалификации деяний связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. - Саратов, 2002. - 150 с. - С.61
25. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Т.К. Агузаров, А.А. Ашин, П.В. Головненков и др.; под ред. А.И. Чучаева. Испр. доп., перераб. М.: КОНТРАКТ, 2013. 672 с. С. 344-345.
26. Классен А. Н., Кириенко М. С. Трансформация позиции Верховного Суда РФ по вопросу квалификации сбыта наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов // Законодательство и экономика. 2015. № 8. С. 60—65.
27. Кругликов Л.Л., Спиридонова О.Е. Юридические конструкции и символы в уголовном праве. СПб., 2005.
28. Корнев А.В. Управленческие отношения и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования // Общеправовые основы управления органами внутренних: курс лекций. М., 2004. С. 177-178.
29. Курченко В.Н. Квалификация сбыта наркотиков с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей // Уголовный процесс. 2016. № 7 (139) С. 36
30. Лелеков В. А. Ювенальная криминология : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция».— М. : ЮНИТИ-ДАНА : Закон и право, 2017.— 277 с.
31. Литвинов А. В. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта (уголовно-правовой и криминологический ас- пект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
32. Милюков С.Ф. Миграционная составляющая современной преступности // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 2 (49). С. 19 - 23.
33. Минко А. И., Линский И. В. Наркология в вопросах и ответах: Справочник практикующего врача. - Ростов-на-Дону: Феникс; Харьков: Торсинг, 2003. - 408 С.
34. Мухачева И.М. Применение положений ч. 3 ст. 20 УК РФ о "возрастной незрелости" // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. С. 118 - 125.
35. Никифорова И.О. Проблемы разграничения изготовления и
производства наркотических средств и психотропных веществ в рамках статей 228, 228.1 УК РФ [Электронный ресурс]
http ://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/01_2011/02.pdf
36. Осипенко А.Л., Миненко П.В. Оперативно-розыскное
противодействие незаконному обороту наркотических средств, совершаемому с использованием телекоммуникационных устройств // Вестник Воронежского института МВД России. - 2014. - № 1. С. 51.
37. Павлов В.Г. Субъект преступления. СПб. Юрид, центр «Пресс», 2001. С. 72-76.
38. Помелов А.А. Некоторые вопросы документирования сбыта наркотических средств с использованием сети «Интернет» // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сб. материалов XXI международной науч.-практ. конф. - Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД РФ, 2016. - С. 265.
39. Прохоров Л.А., Легостаев В.П. Основы оперативно-розыскной деятельности. Монография. Краснодар. 2013. С. 12-16
40. Пятницкая И. Н.Общая и частная наркология: Руководство для
врачей. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2008. 640 с.
41. Родивилина В.А., Родивилин И.П. Незаконный оборот
наркотических средств с использованием сети Интернет // Уголовный Закон Российской Федерации: проблемы правоприменения и перспективы
совершенствования: мат-лы всероссийского круглого стола. - Иркутск, 2015. - С. 105.
42. Ролик А. И. Преступление, предусмотренное ст. 228.1 УК РФ: спорные вопросы характеристики // LexRussica. 2014. № 9. С. 1079—1092
43. Рыбкина, А. А. Опасность незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях здравоохранения // Молодой ученый. - 2016. - № 13 (117). - С. 588-591.
44. Самолаева Е.Ю. К вопросу о квалификации незаконного сбыта наркотических средств //Уголовное право в эволюционирующем обществе: проблемы и перспективы. Сборник научных статей по материалам VI Международной заочной научно-практической конференции. 2015. С. 219.
45. Степущенко О. А., Фицев И. М., Блохин В. К., Мухаметзянов А. Х., Фомин А. А., Завгороднев А. А. Дизайнерские наркотики и проблема отнесения их к аналогам наркотических средств // Общество и право. Научно-практический журнал. 2010. N 5(32). С. 140.
46. Сыромятников С. В., Сарычев И. И. Производные наркотических средств и психотропных веществ // Наркоконтроль. 2011. N 2. С. 22.
47. Тюмнева М. А. Снижение возраста уголовной ответственности до 12 лет //Colloquium-journal.2019. № 14 С. 22-28.
48. Шабанов П. Д., Штакельберг О. Ю. Наркомании: патопсихология, клиника, реабилитация / под ред. А. Я. Гриненко. СПб., 2000. Серия «Мир медицины». С.21—25.
49. ШестаковД.А. Преступность сферы миграции // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2018. № 2 (49). С. 13-18.
50. Шульга А.В. Объект и предмет преступлений, посягающих на собственность в условиях рыночных отношений и информационного общества: Автореф. дис. ... д.ю.н. Краснодар, 2009.
51. Щербаков А.Д Состояние наркопреступности в Российской Федерации // 8ос1а1апбесопош1срйепошепаапбргосеззез. 2015. Т. 10. № 9. С. 212-216.