ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ 8
1.1 Понятие и признаки специального субъекта преступления в доктрине уголовного права 8
1.2 Уголовно-правовая характеристика сотрудника органов внутренних дел
как специального субъекта преступления 17
Глава 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОТРУДНИКА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК СУБЪЕКТА ДОЛЖНОСТНОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ 24
2.1. Уголовно-правовая характеристика специального коррупционного
преступления, совершенного сотрудником органов внутренних дел 24
2.2. Уголовно-правовая характеристика специального субъекта иного
должностного лица 48
ГЛАВА 3. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, НЕ СВЯЗАННОГО С ИСПОЛНЕНИЕМ СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ 54
3.1. Уголовно-правовая характеристика сотрудника органов внутренних дел
как специального субъекта основного состава преступления 54
3.2. Уголовно-правовая характеристика сотрудника органов внутренних дел
как специального субъекта квалифицированных составов преступления 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 75
Формирование демократического правового государства в России невозможно без совершенствования всех видов служебной деятельности. От качества выполнения своих обязанностей государственными, муниципальными, иными служащими во многом зависит судьба политических, социальных и экономических реформ в стране. В связи с этим разработка теоретических и прикладных вопросов уголовно-правовой охраны интересов службы приобретает всё большее значение. К числу наиболее важных уголовно-правовых проблем в сфере преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, к которым как раз относятся преступления в области служебной деятельности, относится проблема определения, идентификации объекта данных преступлений, выраженного как интересы социума, а также интересы службы (государственной и муниципальной).
За совершение преступлений сотрудники органов внутренних дел, независимо от их должностного положения, несут уголовную ответственность наравне с другими гражданами Российской Федерации. Основанием уголовной ответственности в этом случае является деяние, именуемое преступлением. По уголовному закону преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное под угрозой наказания. Субъектом ответственности здесь выступает физическое вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста.
Создание органов внутренних дел предполагает, что работать в них будут лица не только профессионально подготовленные, но и отвечающие высоким нравственным принципам, для которых служение закону - главная задача. Однако действительность оказалась далекой от подобных предположений и стало ясно, что «созданные государством органы контроля за преступностью сами требуют контроля». Это связано с тем, что не всегда и не во всем деятельность правоохранительных органов, и прежде всего органов внутренних дел, соответствует букве закона. Преступления, которые совершают сотрудники органов внутренних дел в связи со своей служебной деятельностью, довольно распространены и представляют повышенную общественную опасность, так как не только нарушают нормальную работу правоохранительных органов, подрывают авторитет государственной власти, но и существенно нарушают права, свободы и законные интересы граждан страны. Преступник, наделенный знаниями закона, в том числе уголовного, обладающий властными полномочиями и имеющий в силу этого возможности применения различных средств принуждения к рядовым гражданам, вдвойне опасен.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что осуществление государством правоохранительной функции - это одна из важнейших форм его деятельности, от которой во многом зависит упорядоченность всей системы внутригосударственных отношений. Невозможно представить себе развитие демократического государства в таких условиях, когда права и свободы человека нарушаются теми, кто их должен защищать. Самыми крупными приближенными к населению правоохранительными органами являются органы внутренних дел (далее - ОВД). Борясь с преступностью и правонарушениями, они работают в непосредственном контакте с населением. Граждане, ежедневно видя сотрудников ОВД при исполнении ими своих обязанностей по охране общественного порядка и контролю за соблюдением правил дорожного движения, формируют мнение обо всех правоохранительных органах. Осознавая эти обстоятельства, руководство страны предпринимает меры по реформированию указанного ведомства.
Сказанное обусловливает необходимость изучения преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел в связи со служебной деятельностью.
Теоретической основой является исследование трудов Б.В. Волженкина, Л.Д. Галахова, Л.С. Горелика, С.А. Денисова, В.И. Динека, Д.А, Бойкова, Б.Н. Боркова, Л.В. Иногамовой-Хегай, С.В. Бородина, А.И. Рарога, Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова, В.Н. Кудрявцев, А.В. Наумов.
Нормативную базу составили Конституция Российской Федерации , Уголовный кодекс Российской Федерации (Далее - УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту - КоАП РФ) , Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации , Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон «О полиции», Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Распоряжения Правительства Российской Федерации,
Эмпирической базой являются 16 материалов судебной практики судов Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного суда, Постановления Европейского суда по правам человека.
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания: общенаучные методы (материалистической диалектики), частно-научные методы (системно-структурный, сравнительно-правовой и др.). Особенно использование сравнительно правового метода, который заключается в сравнении законов и определении общих особенностей и закономерностей.
Объектом исследования настоящей работы является противоправная деятельность сотрудника органов внутренних дел, как специального субъекта коррупционных преступлений.
Предметом исследования являются закономерные и типичные признаки специального субъекта коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, а также основные коррупциогенные факторы и меры противодействия преступлениям коррупционной направленности среди сотрудников ОВД России.
Целью исследования является рассмотрение вопроса о правовой природе уголовной ответственности за преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей, и разработка на этой основе предложений по реформированию в соответствующей части действующего уголовного законодательства.
Задачи исследования:
• рассмотрение вопросов о понятии и социально-правовой характеристике специального субъекта преступления;
• исследование позиций авторов, рассматривающих преступления, совершаемых при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел;
• выявить основные признаки, присущие сотрудникам органов внутренних дел как специальным субъектам преступления;
• рассмотреть правовое положение сотрудников органов внутренних дел как специальный субъект преступления в составах преступлений;
• рассмотрение вопросов о понятии преступлений, совершаемых при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел;
• исследование позиций авторов, рассматривающих преступления, совершаемых при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел;
• выявить основные признаки, присущие преступлениям, совершаемым сотрудниками ОВД при исполнении служебных обязанностей.
Магистерская диссертация состоит из трех глав, трех параграфов в первой главе, двух параграфов во второй главе, двух параграфов в третьей главе. В первой главе раскрывается тема сотрудника органов внутренних дел как специальный субъект преступления: понятие и признаки специального субъекта преступления в доктрине уголовного права, уголовно-правовая характеристика сотрудника органов внутренних дел как специального субъекта преступления, уголовно-правовое значение выделения сотрудника внутренних дел как специального субъекта. Во второй главе раскрывается уголовно-правовая характеристика сотрудника органов внутренних дел как субъекта должностного преступления: уголовно-правовая характеристика специального коррупционного преступления, совершенного сотрудником органов внутренних дел, уголовно-правовая характеристика специального субъекта иного должностного лица. В третьей главе говорится об уголовно-правовой характеристике как субъекте преступления, не связанного с исполнением служебных обязанностей: уголовно-правовая характеристика сотрудника органов внутренних дел как специального субъекта основного состава преступления, уголовно-правовая характеристика сотрудника органов внутренних дел как специального субъекта квалифицированных составов преступления.
Специфика должностных преступлений заключается в том, что они совершаются «внутри» государственного и муниципального аппарата власти, что позволяет говорить о них как о проявлениях коррупции. Анализируя положения нормативных правовых актов, можно утверждать, что коррупционное преступление представляет собой предусмотренное УК РФ общественно опасное деяние, которое непосредственно посягает на авторитет и законные интересы государственной власти, государственной, муниципальной и иной службы. Должностные преступления, предусмотренные гл. 30 УК РФ, посягающие на интересы публичной службы, являются лишь частью коррупционных преступлений, не охватывая всего их объема, поскольку есть еще составы преступлений против иных видов службы. Выдвинутый тезис находит подтверждение в действующем уголовном законодательстве, которое формально разграничивает публичные коррупционные преступления (гл. 30) и непубличные коррупционные преступления (гл. 23), которые скорее относятся к преступлениям в сфере экономики.
С учетом вышеизложенного, полагаем, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных гл. 30 УК РФ являются общественные отношения, складывающиеся по поводу обеспечения отдельных составляющих правильного функционирования властного публичного аппарата. Постатейный анализ уголовного законодательства позволяет выделить несколько видов должностных преступлений в зависимости от непосредственного объекта посягательства:
• преступления, объектом которых являются общественные отношения по поводу обязанности должностных лиц осуществлять свою профессиональную деятельность только в интересах службы (ст.ст. 285, 285.1, 285.2, 292 УК РФ);
• преступления, объектом которых являются общественные отношения по поводу обязанности должностных лиц осуществлять свою профессиональную деятельность компетентно и строго на основании закона (ст.ст. 286, 288, 293 УК РФ);
• преступление, объектом которого являются общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного принципа разделения властей (ст. 287 УК РФ).
Учитывая специфику и объем видового и непосредственного объектов посягательств, предусмотренных гл. 30 УК РФ, а также в целях построения единой системы как коррупционных, так и управленческих преступлений считаем возможным поддержать высказанную в специальной литературе точку зрения относительно необходимости изменения названия главы 30 УК РФ по аналогии с модельным уголовным кодексом для государств- участников СНГ на «Преступления против интересов публичной службы».
В науке уголовного права достаточно часто должностные преступления по признаку специального субъекта отождествляются со служебными преступлениями. Полагаем, что термины «должностные преступления» и «служебные преступления» не аналогичны по объему. Данный вопрос имеет принципиальное значение, поскольку, как справедливо отмечает А.Г. Безверхов, сужение или увеличение объема понятия напрямую связано с сокращением или расширением круга деяний, относимых к соответствующей группе посягательств. Название соответствующей группы преступлений обозначает пределы уголовно-правового регулирования служебного и должностного поведения. В строго юридическом смысле служебные преступления - это преступления, совершаемые любыми служащими. По УК РФ к таковым относятся как преступления против интересов публичной службы (гл. 30), так и преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23). Вместе с тем в следственной и судебной практике расширяется круг субъектов общеуголовных преступлений, совершаемых с использованием служебного положения (например, служебных мошенничества, присвоения, растраты). Судебная практика идет по пути признания субъектом преступлений всякого служащего при отсутствии в действующем законодательстве общего понятия «служащий» и его правового статуса.
В настоящее время в законодательстве РФ не существует закрепленной формулировки преступления со специальным субъектом. Требуется установить признаки, которые позволяют считать субъект преступления специальным и которые являются квалифицирующими. Считаем необходимым выделить наиболее распространенные составы преступлений и признаки специального субъекта.
Приведенный выше анализ объектов посягательств на интересы публичной и частной службы, а также очевидное расширение круга субъектов служебных преступлений посредством включения в него помимо должностных лиц: государственных и муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами; лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях; частных нотариусов, аудиторов и детективов, а также работников частных охранных организаций, имеющих удостоверение частного охранника, дает все основания утверждать, что круг субъектов должностных преступлений значительно уже, нежели круг субъектов служебных преступлений, а соответственно указанные виды преступных деяний не являются тождественными по объему.
Название Главы 30 УК РФ требует более совершенной формулировки (как и весь Раздел Х, о чем шла речь выше). На наш взгляд, более адекватной, с учетом изложенных выше рассуждений, будет следующая формулировка: «Преступления против интересов публичной службы». В этом смысле мы не можем согласиться с предложением Р.Р. Фазылова, который предлагает такое название: «Преступления против порядка несения службы в органах государственной власти и в органах муниципальных образований», поскольку слово «порядок» имеет боле узкое смысловое наполнение и больше связано не столько с содержательной частью работы чиновников, сколько с организационно-кадровыми вопросами.
Более того, анализ норм уголовного закона, включенных в главу 30 УК РФ, дает основание утверждать, что по признаку субъекта не все составы преступлений могут быть отнесены к должностным. В зависимости от специфики субъекта все преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления могут быть разделены на несколько видов:
• преступления, совершаемые любыми лицами, отвечающими признакам общего субъекта - ст. 291 УК РФ;
• преступления, совершаемые должностными лицами - ст. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ;
• преступления, совершаемые как должностными лицами, так и публичными служащими, не являющимися должностными лицами - ст. 292 УК РФ.
По признаку специального субъекта к должностным преступлениям могут быть отнесены только преступления, предусмотренные ст.ст. 285-287, 289, 290, 292, 293 УК РФ.
На практике возникают сложности при разграничении должностных преступлений между собой. Например, ст. 285, 286, 293 УК РФ от ст. 285-1, 285-2, 290, 292 УК РФ. Здесь действуют те же правила квалификации: конкуренции общей и специальных норм, «части» и «целого».
Например, если злоупотребление должностными полномочиями выражается исключительно в служебном подлоге, то содеянное квалифицируется по правилу конкуренции общей и специальной норм лишь по ст. 292 УК РФ, а если оно последней не охватывается, но полностью охватывается ст. 285 УК РФ, то по правилу конкуренции «части» и «целого» только по ст. 285 УК РФ.
В уголовном законодательстве, используются два понятия - органы внутренних дел, и правоохранительные органы (ст. 286.1, ст. 317, примечание 1 к ст. 318 УК). Под правоохранительной деятельностью следует понимать процесс взаимодействия специальных органов и организаций, направленный на исполнение функций правосудия, борьбы с преступностью и правонарушениями, осуществление оперативно-розыскной деятельности, исполнение наказаний и судебных решений, оказание юридической защиты по уголовным делам с помощью использования определенных юридических и силовых мер воздействия, регламентированных законом.
Границы данных понятий нормативно не определены, что на наш взгляд затрудняет применение уголовного закона.
В ходе данной магистерской диссертации м ы рассмотрели выполнили следующие задачи:
• рассмотрели вопросы о понятии и социально-правовой характеристике специального субъекта преступления;
• исследовали позиций авторов, рассматривающих преступления, совершаемых при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел;
• выявили основные признаки, присущие сотрудникам органов внутренних дел как специальным субъектам преступления;
• рассмотрели правовое положение сотрудников органов внутренних дел как специальный субъект преступления в составах преступлений;
• рассмотрели вопросы о понятии преступлений, совершаемых при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел;
• исследовали позиции авторов, рассматривающих преступления, совершаемых при исполнении служебных обязанностей сотрудниками органов внутренних дел;
• выявили основные признаки, присущие преступлениям, совершаемым сотрудниками ОВД при исполнении служебных обязанностей.
Специальным субъектом преступления следует считать лицо, которое помимо общих признаков имеет специальные признаки (например, должностное положение, служенные обязанности, демографические характеристики, принадлежность к воинской обязанности и военной службе, родственные отношения и др.). Перечисленные признаки не являются исчерпывающими. Для квалификации преступлений со специальным субъектом каждый случай имеет свои индивидуальные особенности, которые можно отнести и к характеристике личности виновного. Каждый человек обладает признаками, которые составляют её индивидуальность. Индивидуальность представляет собой совокупность биологических особенностей: пол, возраст; психологических особенностей: умственное развитие, темперамент; социальных особенностей: отношение к труду, к правилам проживания в обществе, свойства личности. Все указанные выше характеристики личности не могли быть отражены в нормах Особенной части УК РФ. В законе отобраны и сгруппированы наиболее распространенные особенности субъекта преступления, которые обозначаются в виде признаков субъекта преступления как общего, так и специального.
В современных условиях особую актуальность приобретают порядок и организованность среди личного состава МВД России. Каждый, принимая Присягу сотрудника органов внутренних дел, обязуется достойно исполнять служебный долг и возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.
Нарушения законности и дисциплины сотрудниками органов внутренних дел представляют серьёзную опасность для эффективности оперативно-служебной и боевой деятельности всего личного состава, дискредитируют в глазах населения Министерство внутренних дел Российской Федерации как институт государственной власти.
Должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как причиняют ущерб не только нормальной работе и авторитету правоохранительных органов, призванных обеспечивать правопорядок и законность в обществе, но и законным правам, интересам и свободам граждан, что дает основание последним наряду с другими причинами считать всю государственную власть античеловечной и беспомощной. Кроме того, они совершаются представителями власти, наделенными широким кругом полномочий по отношению не только к рядовым гражданам, но и должностным лицам, и в силу этого обладающими значительными возможностями причинить больший вред гражданам и обществу в целом.
Существует достаточно много норм, которые в качестве квалифицирующего признака учитывают именно специальный субъект преступления. Правильное установление специального субъекта в преступлениях против правосудия имеет большое значение для отграничения их не только от смежных составов, но и других преступлений, что позволяет избегать ошибок в процессе квалификации данных общественно опасных деяний, а также при решении вопросов уголовной ответственности, применения наказания и осуществления правосудия в стране.
Ответственность за преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел при исполнении служебных обязанностей, предусмотрена статьями, входящими в главу 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и главу 31 УК РФ «Преступления против правосудия» (ст. 285, 286, 286-1, 290, 292,292.1, 293, 299, 300, 301, 302, 303 УК РФ и некоторые другие).
Специфической разновидностью должностных преступлений являются преступления, совершаемые работниками правоохранительных органов и установленные главами 30 и 31 УК РФ.
Анализ составов преступлений, предусмотренных главой 30 УК РФ, показывает, что их объективная сторона состоит в различных формах преступного нарушения нормальной деятельности органов власти и управления. Абсолютное большинство этих преступлений может совершаться лишь в виде действия должностных лиц (превышение должностных полномочий, получение взятки, дача взятки и т.д.), и только отдельные преступления (например, халатность, злоупотребление должностными полномочиями) могут быть совершены путем как действия, так и бездействия.
Объективная сторона ряда должностных преступлений предполагает не только совершение тех или иных общественно опасных деяний по службе, но и наступление в результате этого определенных, обозначенных в законе вредных последствий. При этом вопрос об установлении последствий в материальных составах должностных преступлений носит проблемный характер.
Должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, характеризуются повышенной общественной опасностью, так как причиняют ущерб не только нормальной работе и авторитету правоохранительных органов, призванных обеспечивать правопорядок и законность в обществе, но и законным правам, интересам и свободам граждан, что дает основание последним наряду с другими причинами считать всю государственную власть античеловечной и беспомощной. Кроме того, они совершаются представителями власти, наделенными широким кругом полномочий по отношению не только к рядовым гражданам, но и должностным лицам, и в силу этого обладающими значительными возможностями причинить больший вред гражданам и обществу в целом.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 N 1-ФКЗ// Российская газета. - 2020 - № 144.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. - 2001. -№ 52(ч.1). - Ст. 4921.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. - 1996. -№ 25. - Ст. 2954.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1.
5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральным законом от 22 июля 2010 г. № 155-ФЗ//Российская газета.-2010.- №163.
6. О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020г.)//Собрание законодательства РФ.-2011.- №7 ст.900
7. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст. 6228.
8. О системе государственной службы Российской Федерации:
федеральный закон от 7.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от
23.05.2016)//Собрание законодательства РФ.-2003.- №22 ст.2063
9. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 31.07.2020) Собрание законодательства РФ.-2011.- №49(ч.7) ст.7020
10.Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений: Приказ МВД России от 19.04.2010 № 293 (ред. от 05.12.2016)//Российская газета. - 2010. - № 152.
Материалы судебной практики
11.О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16.10.2009 (ред. от 24.12.2019) .// Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2020. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
12.Определение Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2011 г. № 1623- О-О «По запросу Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа о проверке конституционности п. «о» ч. 1 ст. 63 Уголовного кодекса Российской Федерации» //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
13.Определение Московского городского суда от 4 июля 2011 г. по делу № 22-9641/11 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно¬правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
14. Постановление Президиума Московского областного суда от 22.01.2014 N 40 по делу N 44У-36/2014//КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
15. Кассационное определение Московского городского суда от 19 марта
2012 г. по делу № 22-3107/12 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа:
(внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
16. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 23 мая 2012 г. № 81-О12-37 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно¬правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
17. Кассационное определение Московского городского суда от 6 августа
2012 г. по делу № 22-10279/2012г. //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа:
(внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
18.Определение Московского городского суда от 28 февраля 2011 г. по делу № 22-2236/11 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
19. Кассационное определение Московского городского суда от 2 июля 2011 г. по делу № 22-7873/12 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс».
Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа:
(внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
20. Постановление Московского городского суда от 13.08.2012 по делу № 4у/8-6567 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно¬правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
21. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 30.10.2012 по делу № 82-О12-37 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно¬правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
22.Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации за 2002 г. / Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2003. - № 9. C.10-11.
23.Определение Московского городского суда от 28.02.2011 по делу № 22-2236/11//КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно¬правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
24. Кассационное определение Московского городского суда от 18.01.2012 по делу № 22-0422 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
25. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 30.10.2012 по делу № 82-О12-37 //КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно¬правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». Версия 2020. - Электрон. дан. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть). - Загл. с экрана.
26.О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16.10.2009 (ред. от 24.12.2019) .// Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 2020. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
Специальная литература
27. Анненкова Н.В. Психологические аспекты феномена коррупции /Е.В. Камнева Е.В., Н.В. Анненкова// Гуманитарные науки. - 2013. - №4(12).
- С. 128-134.
28. Асадов А.М. К вопросу об административно-властных отношениях в системе финансовых органов государственной власти/А.М. Асадов// Вестник Уральского института экономики, управления и права.- 2008.- №5.-С.5.
29. Байрамкулов, А. М. Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел за преступления, совершаемые при исполнении служебных обязанностей [Текст] : монография / А. М. Байрамкулов ; под ред. Н. А. Лопашенко. - Москва : Юрлитинформ, 2015. - 228с.
30. Басова, Т.Б. Уголовная ответственность за должностные преступления : Проблемы правотворчества и правоприменения в условиях административной реформы Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Дальневост. гос. ун-т. - Владивосток, 2005.
- 54 с.
31. Берегова, З. Р. Общая характеристика преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов / З. Р. Берегова. // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 94-97.
32. Борисова Е.К. Специальный субъект преступления / Е.К. Борисова // Отечественная юриспруденция. - 2019. - № 3 (35). - С. 2-3.
33. Борков В.Н. Разграничение коррупционных проступков и
коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел/ В.Н.Борков //Вестник Казанского юридического института МВД России.- 2016. -№3.-.82-86.
34. Варыгин А.Н. «Профессиональные» преступления сотрудников органов внутренних дел/А.Н Варыгин// Вестник Саратовской юридической академии.-2012.-№ 6.-С.13-15.
35. Варыгин, А.Н. О преступности сотрудников органов внутренних дел и ее тенденциях/А.Н. Варыгин// Вестник казанского юридического института МВД России. -2013. -№ 1(11).-С.13-18
36. Винокуров, В. Квалификация соучастия в преступлениях со специальным субъектом / В. Винокуров // Уголовное право. - 2010. - № 2. - С. 24 - 25.
37. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий
законодательства и судебной практики/ Б.В. Волженкин - СПб.: ЮЦП, 2005. - 368 с.
38.Зубарев, С.М. Интересы службы как объект уголовно-правовой охраны/ С.М. Зубарев// Уголовное право.-2003.- № 4.- С. 26-27
39. Квициния А.К. Проблемы ответственности за должностные
преступления: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / Харьк. юрид. ин-т им. Ф. Э. Дзержинского. - Харьков, 1990. - 33 с.
40. Куринов Б.А.Научные основы квалификации преступлений: Учеб. пособие для вузов / Б.А. Куринов. Б.А. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 181 с.
41. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В.Наумова. - М.: Спарк, 2001. - С. 840.
42. Курс советского уголовного права. Часть общая. Т. 1 / Отв. ред.: Беляев Н.А., Шаргородский М.Д. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 648 с.
43. Курс уголовного права. Особенная часть. Т.5. / Под ред. Г.И. Борзенкова и В.С. Комиссарова. - М.: Зеркало, 2002. - С. 73.
44. Лысенко А.В.Проблемные моменты статьи 286.1 УК РФ и обстоятельства, отягчающего наказание, п. «о» ч. 1 ст. 63 УК РФ/С.С. Медведев,А.В.Лысенко// Общество и право.- 2010.- № 5.-С. 90-93;
45. Максимов С.В. Классификация субъектов должностных
преступлений // Российский следователь. - 2010. - № 11.
46. Артеменко Н.В. Совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел как обстоятельство, отягчающее наказание/ Артеменко Н.В., Саргсян Г.О.//Уголовное право.-2016.-№6.-С.4-8.
47. Поройко М.С. Обязывающие и управомочивающие нормы в уголовном праве.: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08 / М.С. Поройко ; Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. - Казань, 2000. - 20 с.
48. Рясов, Д.А. «Профессиональная» преступность сотрудников органов внутренних дел / Д.А. Рясов // Бизнес в законе. - № 3. - 2009. С. 96-98.
49. Смирнов А. Ю. Корыстные должностные преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел. - Омск : Омская академия, 2012. - 19 с.
50. Смирнов А.Ю. Уголовно-правовая и криминологическая характеристики корыстных должностных преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел : по материалам Сибирского федерального округа: автореферат дис. ... канд.юр. наук : 12.00.08 / М.С. Поройко Ом. акад. МВД РФ. - Омск, 2009. - 20 с.
51. Специальный субъект преступления. Монография / Устименко В.В. - Харьков: Вища шк., 1989. - 104 с.
52. Статистика преступлений 2020г.// Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - 2016. - Режим доступа :http://crimestat.ru/- Загл. с экрана.
53. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть / Афиногенов С.В., Ермакова Л.Д., Здравомыслов Б.В., Караулов В.Ф., и др.; Отв. ред.: Здравомыслов Б.В. - М.: Юристъ, 1996. - 509 с.
54. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть : учебник / под ред. проф. Л.В. Иногамовой-Хегай. — 3-е изд., перераб. и доп.— Москва : ИНФРА-М, 2021. — 407 с.
55. Фазылов Р.Р. Уголовная ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. автореф. дис. ... канд. юрид. наук.12.00.08 /Р.Р. Фазылов - Казань, 2005. -25 с.
56. Феркалюк Ю.И. Представитель власти как субъект должностных преступлений/Ю.И.Фуркалюк// Российский следователь. -2012.- № 12.- С. 24-25
57. Хилюта В.В Преступление против интересов службы или дисциплинарный проступок?/ В.В. Хилюта//Законность.-2019.-№7.- С.42-46.
58.Черняков С.А. К вопросу о коррупционной виктимности сотрудников органов внутренних дел/С.А. Черняков//Российский следователь. - 2017. - № 19. - С.49-52.
59. Шаганян А.М. К вопросу о принципах ограничения прав и свобод человека и гражданина/ А.М. Шаганян// Общество и право.-2011.- №3.-С. 78-82
60. Шахкелдов Ф.Г. Правоохранительная реформа в России буксует: коррупция как была, так и остается/ Ф.Г. Шахкелдов// Право и практика.-2014.-№2.-С.24-25.