ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Развитие отечественного и зарубежного законодательства об уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений 14
1.1. Развитие отечественного законодательства об уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений 14
1.2 Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений по уголовному
законодательству некоторых зарубежных государств 20
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ 32
Глава 3. Проблематика механизма противодействия незаконной рубке лесных насаждений 73
3.1 Основные проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений 72
3.2 Необходимость совершенствования института уголовной ответственности за
незаконную рубку лесных насаждений 81
Глава 4. Отграничение незаконной рубки от смежных составов 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
Актуальность темы исследования. Для Российской Федерации, ввиду ее большой территории, лесной ресурс имеет особое, стратегическое и жизнеобеспечивающее значение. Леса стабилизируют газовый состав атмосферы, водный режим, континентальный и глобальный климат, являются экономически ценным источником древесины, объемы потребления которой в разных сферах жизни с каждым годом возрастают, так же, как и негативное воздействия человека на природную среду 1. Поэтому в настоящее время острой проблемой является нарушение пользования лесами и лесными ресурсами. Согласно сведениям государственного лесного реестра, общая площадь земель лесного фонда Российской Федерации на 2020 год составила 1 112,4 млн га. Запасы древесины в России оцениваются в размере 79 701 млн куб. м. Лесистость Российской Федерации, то есть отношение площади лесопокрытых земель к общей площади суши, составляет 46,6 %. При этом, согласно экономическому анализу за первое полугодие 2020 года, наиболее лесистыми регионами страны являются: Красноярский край, Забайкальский край, Республика Бурятия, Свердловская область, Нижегородская область Хабаровский край. Территория страны занята лесами неравномерно в связи с различиями регионов в климатических и антропогенных особенностях. Российская Федерация по объему мировых запасов древесины в лесах занимает лидирующую позицию. С каждым годом показатели объема заготовки древесины на арендованных участках повышаются. Однако эти цифры отражают лишь официально зарегистрированные данные. Статистическая информация не содержит достаточных данных о том, в каких объемах ведется незаконная заготовка древесины и в каких объемах осуществляется незаконный ее оборот. Важное место в экономике регионов занимают такие виды промышленной деятельности, как лесоперерабатывающая и целлюлозно - бумажная промышленность. Указанные направления сферы лесопромышленного комплекса являются наиболее прибыльными, доступными для реализации и востребованы на рынке биологических ресурсов. Наибольшей рентабельностью обладают древесные производства в регионах, где сконцентрированы основные предприятия лесопромышленного комплекса, а также соответствующая инфраструктура. Экономический потенциал лесной промышленности в России достаточно велик и сопоставим с нефтедобывающей отраслью. Криминальная сфера в лесной отрасли ежегодно возрастает, поскольку данная область слабо контролируется правоохранительными органами, а нормативно-правовая база имеет существенные недостатки. Ежегодно сотрудниками Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводятся комплексные проверки в лесной отрасли, в результате которых наиболее часто выявляются следующие нарушения: отсутствие дистанционного мониторинга лесных территорий, недостаточное возмещение ущерба, причиненного в результате незаконных рубок или повреждения лесных насаждений, коррумпированность среди должностных лиц, связанных с обеспечением охраны и защиты лесного комплекса Российской Федерации, сокрытие лесными инспекторами незаконных вырубок деревьев . При этом принимаемые правоохранительными органами меры по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в лесопромышленном комплексе зачастую не эффективны. В 2018 году причиненный незаконными рубками ущерб в России превысил 11,6 млрд рублей, в 2017 году данный показатель составил 11,5 млрд рублей. При этом в 2017 году общий объем незаконных рубок лесных насаждений составил 1,7 млн куб. м, а в 2018 году 1,1 млн куб. м. Очевидным является несоответствие объемов незаконно заготовленной древесины и причиненного в результате нее материального ущерба. Незаконный оборот леса включает в себя заготовку, переработку и реализацию лесопродукции и в настоящее время приобретает новые скрытые формы, в данной сфере теневого бизнеса увеличивается доля коррупционной составляющей. При этом противодействие криминальных структур сотрудникам правоохранительных органов, осуществляющим выявление, раскрытие и расследование преступной деятельности, происходит с ведома коррумпированных сотрудников, которые предоставляют информацию о планируемых правоохранительными органами мероприятиях, обеспечивают беспрепятственное получение подложных документов, разрешающих заготовку, перевозку древесины, а также всевозможные пути сокрытия преступлений. Это приводит к повышению латентности данного вида преступлений. Незаконные рубки лесных насаждений являются одной из наиболее острых проблем российского лесного сектора. По имеющимся данным на них приходится от 10 до 35 % всей лесозаготовки в стране . Незаконная рубка лесных насаждений и нелегальный оборот заготовленной древесины широко распространены и наносят существенный вред экономической и экологической безопасности страны, снижают производительность лесной промышленности.
В условиях современной геополитической обстановки необходимо сохранить и рационально использовать все природные ресурсы, в частности лесные богатства, осуществлять воспроизводство лесов и обеспечивать их восполняемость. Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Восстановление лесных ресурсов - длительный трудоемкий процесс. На современном этапе перед государством и обществом стоит серьезная задача по восстановлению уже утраченных лесных ресурсов, предотвращению новых разрушительных воздействий на лесной комплекс. В частности стоит задача выявления и борьбы с преступлениями, связанными с незаконным оборотом леса и лесоматериалов: незаконными рубками лесных насаждений, перевозкой, хранением, переработкой и сбытом заведомо незаконно заготовленной древесины, контрабандой леса как стратегически важного ресурса. В настоящее время в отечественном законодательстве отмечается тенденция к ужесточению ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконной заготовкой древесины. В связи с этим в уголовное законодательство в 2014 году был внесен ряд существенных изменений и дополнений.
Так, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 277-ФЗ введена статья 191.1 в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающая уголовную ответственность за приобретение, хранение, перевозку, переработку в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, совершенных в крупном размере (согласно примечанию к статье, крупным размером является стоимость незаконно заготовленной древесины, превышающая 80 тыс. рублей, в особо крупном размере, превышающая 230 тыс. рублей). При этом административная ответственность за аналогичные действия наступает в случае, когда стоимость незаконно заготовленной древесины не превышает крупного размера. Кроме того, в статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», за совершение незаконной рубки лесных насаждений ужесточена уголовная ответственность (в части назначения наказания в виде штрафа, обязательных и исправительных работ). Повышенное внимание государства к лесопромышленному комплексу Российской Федерации подтверждает его экономический и экологический потенциал, поскольку лесные ресурсы и отходы лесного производства подлежат использованию в других отраслях промышленности. Федеральным законом от 27 декабря 2018 года № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий» отменен запрет проведения сплошных санитарных рубок в водоохранных зонах. В таком случае на практике возможно отслеживание санитарных рубок и проверка их обоснованности, поскольку они производятся на основании актов лесопатологических обследований, результаты которых подлежат размещению перед производством работ в открытом доступе. Кроме того изменения, вносимые данным федеральным законом, касаются в том числе лесов, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, которым придан минимальный правовой статус, определяющий правила использования таких лесов, что позволяет урегулировать разработку данной категории земель и вырубку лесных насаждений, произрастающих на них. Введенная вышеуказанным федеральным законом статья 123 Лесного кодекса Российской Федерации имеет следующее содержание:
1. На землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.
2. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Данная статья является, на наш взгляд, первым шагом к формированию единого порядка использования лесов, произрастающих на землях различных категорий на территории Российской Федерации. Вместе с тем существует и иной вариант решения данной проблемы: перевод лесов, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, в состав лесного фонда. Сложность заключается в обязательном проведении лесоустройств на территории всех регионов. Данный процесс трудоемок и длителен. Более рациональным решением в таком случае будет создание для лесов, произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения, специального статуса, аналогичного правовому статусу лесов, произрастающих на землях лесного фонда.
Приведенные выше изменения в законодательстве являются примером реализации государственной политики в сфере использования лесов. Государственная программа в сфере лесопромышленного комплекса была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 года № 1724-р (в ред. от 27.12.2019) «Об утверждении основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года». Программа определяет принципы, цели, задачи государства в области использования, сохранения и воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации.
В октябре 2019 года в Санкт - Петербурге состоялось заседание коллегии Федерального агентства лесного хозяйства, в ходе которого была отмечена необходимость увеличения объема работ и системного пересмотра подхода к лесовосстановлению и охране лесов. В числе основных задач Министерства природных ресурсов и Российского агентства лесного хозяйства России были отмечены: реализация федерального проекта «Сохранение лесов», внедрение модели интенсивного использования и воспроизводства лесов, возрождение лесной охраны, передача полномочий по лесному надзору на федеральный уровень, усиление противодействия незаконному обороту древесины, возвращение лесхозам возможности ведения хозяйственной деятельности.
Начало реформирования лесопромышленной сферы обусловлено необходимостью формирования более углубленного криминологического представления о незаконном обороте леса и лесоматериалов в России, системы теоретических основ противодействия незаконному обороту леса и мерах его предупреждения в условиях современного состояния экологической преступности.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной юридической литературе вопросы экологических преступлений и, в частности, проблемы незаконной заготовки, переработки и сбыта леса и лесоматериалов учеными поднимались уже с 80-х годов XX века. Так, среди авторов, касавшихся указанных проблем, следует выделить: А. Н. Баландюк, С. Л. Байдакова, А. И. Бобылева, С. А. Боголюбова, Е. В. Бородуля, М. И. Васильеву, Н. Н. Веденина, А. К. Голиченкова, О. И. Дубовик, Н. А. Духно, Т. В. Злотникову, И. А. Игнатьеву, Ю. И. Ляпунова, В. В. Петрова, И. А. Соболь, Г. П. Серова, Н. А. Селякова, В. Г. Столярова. Также среди работ, посвященных вопросам лесного комплекса Российской Федерации, следует назвать труды таких ученых, как: К.Н. Аверина, Н. П. Анучин, Н. В. Барбашова, Н. А. Бурдин, Н. Д. Вершило, И. Н. Воевода, Г. В. Давыдов, Э. Н. Жевлаков, В. Н. Каплунов, Е. А. Костыря, Г. М. Кочергин, О. И. Крассов, Т. С. Лобовиков, Е. И. Майорова, В. В. Минаев, Н. А. Моисеев, С. А. Мыльникова, А. Н. Обливин, Б. А. Осипов, Н. С. Паламарчук, А. П. Петров, А. М. Плешаков, И.В. Попов, Н. А. Селяков, В. П. Стяжкин, В. Г. Татарников, М. В. Тацюн, В. Ф. Щеглов, В. А. Харитонов, Д. Б. Чураков.
Объектом исследования являются правоотношения в области уголовно-правовой охраны лесных насаждений, криминологические процессы в сфере отечественного лесопользования, их детерминанты и действующая система профилактики и противодействия незаконному обороту леса в Российской Федерации.
Предметом исследования выступают признаки, причины, условия, факторы, определяющие существование незаконного оборота леса в Российской Федерации; особенности уголовно-правовой и криминологической характеристики рассматриваемого вида преступности; уровни, этапы предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом леса и лесоматериалов в Российской Федерации.
Цель исследования заключается в формировании уголовно - правовой картины незаконного оборота леса и лесоматериалов в России посредством уголовно - правового исследования, а также в разработке теоретических основ противодействия преступлениям в сфере оборота леса и лесоматериалов в Российской Федерации.
Указанные цели определяют задачи исследования:
1. Раскрытие сущности и содержания незаконного оборота леса и лесоматериалов в Российской Федерации.
2. Осуществление сбора, обработки и анализа теоретического, эмпирического материала, полученного из следственной, судебной практики.
3. Анализ развития отечественного законодательства об уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений.
4. Уголовно - правовой анализ ответственности за незаконную рубку лесных насаждений по уголовному законодательству некоторых зарубежных государств.
5. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ.
6. Выявление проблематики механизма противодействия незаконной рубки лесных насаждений.
7. отграничение незаконной рубки лесных насаждений от смежных составов.
8. Комплексный анализ системы противодействия незаконному обороту леса и лесоматериалов в Российской Федерации и выработка основных направлений профилактики преступности в лесной сфере.
Методология и методы исследования. Методологической основой диссертационного исследования является диалектический метод познания. Применены общенаучные и частнонаучные методы познания: анализ и синтез - при выявлении проблем противодействия незаконному обороту леса и лесоматериалов; описание - в процессе изложения материала диссертационного исследования; индукция и дедукция - при формулировании и аргументации выводов диссертационного исследования; аналогия и сравнение - при исследовании теоретических и практических данных; сравнительно-правовой метод применен в ходе анализа и сравнения правовых норм; формальнологический метод применен при обосновании авторской позиции; статистический метод послужил основой изучения материалов судебно - следственной практики и статистических материалов; социологический метод применен в процессе анкетирования респондентов и обобщения полученных результатов.
Теоретической основной исследования послужили научные разработки ученых в сфере уголовного, экологического, административного права, а также криминологии - К.Н. Авериной, А. И. Алексеева, Е. В. Бородули, Е. В. Виноградовой, Э. Н. Жевлакова, С. В. Максимова, А. А. Малиновского, В. А. Нерсесян, А. М. Плешакова, И.В. Попова, Н. А. Селякова, М. Н. Тихомирова, Д. Б. Чуракова.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Земельный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, федеральный закон «Об охране окружающей среды», федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», а также иные федеральные законы и подзаконные акты, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, международные правовые акты.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили:
- статистические данные о преступности в сфере оборота леса в Российской Федерации, а также в Северо-Западном федеральном округе, Архангельской области, Иркутской области Камчатском крае, Псковской области; - материалы судебно-следственной практики, в частности: практика Верховного суда Российской Федерации по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 191.1, 260, 226.1 УК РФ, обзоры практики рассмотрения уголовных дел судами за период с 2014 по 2019 годы; статистические данные МВД России о состоянии и динамике преступности в сфере незаконного оборота леса за период 2011-2019 годов;
- результаты анкетирования более 80 сотрудников
правоохранительных органов; - социально-экономические показатели;
- аналитические обзоры и справки;
- материалы периодической печати.
Использовался, также, личный опыт работы диссертанта в следственных органах Новосибирской области. Научная новизна исследования заключается в формировании авторского подхода к проблемам криминологического и уголовно-правового представления о незаконном обороте леса и лесоматериалов в Российской Федерации, а также в системе противодействия указанному виду преступности на современном этапе. Предпринята попытка собственного всестороннего криминологического анализа незаконной рубки лесных насаждений; приобретения, хранения, перевозки, переработки и сбыта заведомо незаконно заготовленной древесины; сформировано представление о детерминантах незаконного оборота леса, обусловленных современными особенностями функционирования лесопромышленной сферы. Дана авторская оценка деятельности органов внутренних дел по противодействию незаконному обороту леса.
Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, первая из которых разделена на два параграфа, вторая - на два параграфа, третья на два параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.
С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.
Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.
Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.
В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.
Поскольку земли, категория которых не определена, могут относиться только к государственной собственности, постольку и произрастающие на этих землях деревья, кустарники и лианы также могут являться лишь государственной собственностью. К муниципальной собственности они относиться не могут, поскольку возможность признания их муниципальной собственностью в связи с территориальной принадлежностью муниципальному образованию, законодательно не закреплена. Таким образом, деревья, кустарники и лианы, расположенные на землях, категория которых не определена, являются государственной собственностью. Однако возникает вопрос о том, к какой государственной собственности - федеральной или субъектов Российской Федерации - следует относить земли, собственник которых не определен ввиду неясности их правового статуса. Законодательное решение данного вопроса отсутствует. Хотя специалисты в области экологического права приходят к выводу, что отсутствие в государственном лесном реестре сведений о каких-либо землях и соответственно произрастающих на них деревьях, кустарниках и лианах, исключает их принадлежность к федеральной собственности (кроме тех случаев, когда есть прямое на то указание в законе), поскольку эти земли не являются землями лесного фонда и землями иных категорий, на которых произрастают леса. Действительно, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях с неопределенной правовой категорией, не относятся к лесным насаждениям в соответствии с лесным законодательством, а нелесные насаждения, если нет на то прямого указания в законе, не относятся к федеральной собственности. Таким образом, поскольку в государственном лесном реестре отсутствует информация о составе земель, категория которых не определена, а также нет прямого
указания в законе о принадлежности данных земель к федеральной собственности, то они могут относиться только ко второй разновидности государственной собственности - собственности субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного выше можно сделать вывод, что земли, категория которых не определена, и произрастающие на них деревья, кустарники и лианы относятся к собственности субъектов Российской Федерации. А противоправную рубку таких деревьев и кустарников на землях следует квалифицировать по ст. 260 УК РФ.
В диспозиции действующей редакции ст. 260 УК РФ виды (породы) деревьев и кустарников, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, а равно охраняемые международными договорами Российской Федерации, не указаны. Считаем это неверным, поскольку их незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста, безусловно, характеризует повышенную степень общественной опасности деяния. А потому считаем целесообразным ч. 3 ст. 260 УК РФ дополнить следующим особо квалифицирующим признаком: «в отношении особо ценных деревьев, кустарников, лиан, принадлежащих к видам (породам), занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25,
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.10.2001, N 44,
4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200- ФЗ // «Российская газета», N 277, 08.12.2006
5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (Электронный
ресурс)
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (Электронный ресурс)
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: (федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 277) (Электронный ресурс)
8. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий: (федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 538) (Электронный ресурс)
9. Об охране окружающей среды: (федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ: в ред. от 27.12.2019) (Электронный ресурс)
10. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: (федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182 - ФЗ) (Электронный ресурс)
11. О внесении изменений в Лесной Кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка использования лесов с предоставлением и без предоставления лесных участков: (федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 471-ФЗ) (Электронный ресурс)
12. Об особо охраняемых природных территориях: (федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ: в ред. от 26.07.2019) (Электронный ресурс)
13. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: (федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101: в ред. от 06.06.2019) (Электронный ресурс)
14. Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года: (распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. № 1989-р: в ред. от 28.02.2019) (Электронный ресурс)
15. О применении судами законодательства об ответственности
за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: (постановление Пленума Верховного суда
Российской Федерации от 18 октября 2012 г. № 21: в ред. от 30.11.2017) (Электронный ресурс)
16. О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: (Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176) (Электронный ресурс)
17. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года: (утв. Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.) (Электронный ресурс)
18. Правила эксплуатации единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней: (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2015 г. № 55) (Электронный ресурс)
19. Положение об осуществлении федерального
государственного лесного надзора (лесной охраны): (утв.
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № 394: в ред. 02.03.2019) (Электронный ресурс)
20. Об утверждении порядка государственной или
муниципальной экспертизы проекта освоения лесов: (Приказ
Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. № 496 (Электронный ресурс)
21. Постановление Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» // СЗ РФ. 2007. N 20.
22. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства на 2013 -2020 годы» (ред. от 31.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 18 (часть II).
23. Приказ МПР РФ от 25.10.2005 N 289 «Об утверждении перечней (списков) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (по состоянию на 1 июня 2005 г.)» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 50, 12.12.2005
24. Регламент (ЕС) № 995/2010 Европейского парламента и совета от 20 октября 2010 года об обязанностях операторов, размещающих лесоматериалы и продукцию на древесину на рынке.
Материалы судебной практики
25. Приговор Комсомольского районного суда Хабаровского края от 29 ноября 2017 г. по делу № 1-143/2017 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
26. Приговор Нижнеудинского районного суда Иркутской области от 23 октября 2017 г. по делу № 1-185/2017 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
27. Приговор Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан от 2 октября 2017 г. по делу № 1-94/2017 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
28. Приговор Тотемского районного суда Вологодской области по делу № 1-191/2016 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http ://www. sudact.ru
29. Приговор Сладковского районного суда Тюменской области от 24 марта 2017 г. по делу № 1 -1/2017 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
30. Приговор Плесецкого районного суда Архангельской области от 15 ноября 2016 г. № 1-188/2016 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
31. Приговор Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 25 января 2018 г. № 1-9/2018 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.mvd.ru
32. Приговор Пинежского районного суда Архангельской области от 11 июля 2016 г. по делу № 1-26/2016 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.mvd.ru
33. Приговор Вельского районного суда Архангельской
области от 26 января 2018 г. по уголовному делу № 1-2/2018
(Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.velsksud--
arh.sudrf.ru
34. Приговор Ленинского районного суда г. Иркутска от 15 сентября 2014 г. по делу № 1-182/2014 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http ://www.leninsky--irk. sudrf.ru
35. Приговор Каннского городского суда Красноярского края от 6 мая 2015 г. по делу № 1 -51/54491/2015 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
36. Приговор Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга от 14 декабря 2015 г. по делу № 1-548/2015 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.krv--spbrf.ru
37. Приговор Куединского районного суда Пермского края от 6 мая 2015 г. по делу № 1-51/54491/2015 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
38. Приговор Правдинского районного суда Иркутской области от 1 июня 2017 г. по делу № 1-26/2017 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
39. Приговор Уссурийского районного суда Приморского края от 9 августа 2017 г. по делу № 1-371/2017 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
40. Приговор Ельцовского районного суда Алтайского края от 18 октября 2017 г. по уголовному делу № 1-26/2017 (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
41. Приговор Качугского районного суда Иркутской области от 3 ноября 2017 г. (Электронный ресурс) // Режим доступа: http ://www. sudact.ru
42. Приговор Вельского районного суда Архангельской
области от 28 ноября 2019 г. по уголовному делу № 1 -17/2019
(Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.velsksud-- arh.sudrf.ru
43. Постановление Шимановского районного суда Амурской области о прекращении уголовного дела № 1 -208/2016 от 20 декабря 2016 г. (Электронный ресурс) // Режим доступа: http://www.sudact.ru
Научная и учебная литература
44. Авдийский, В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учебное пособие / В. И. Авдийский. - М.: Альфа-М; ИнфраМ, 2010.
45. Бойцов А.И. Преступления против собственности. СПб.: Юридический центр "Пресс", 2002.
46. Болтанова Е.С., Женетль С.З. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2010.
47. Бородуля, Е. В. Криминологические проблемы борьбы с преступностью, связанной с незаконным оборотом леса: монография / Е. В. Бородуля. - М.: ВНИИ МВД России, 2010.
48. Вершило, Н. Д., Вершило, Т. А. К вопросу о повышении эффективности использования лесов для формирования бюджета России // Актуальные проблемы государственной экологической политики: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2017
49. Дедкова Т.А., Андреев Е.И. «Проблемы ответственности за незаконную рубку лесных насаждений в Российской Федерации» // Russian Journal of Criminal Law № 12, 2018
50. Дицевич Я.Б., Белых О.А., Русецкая Г.Д. Противодействие преступности в сфере лесопользования: проблемы и перспективы // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 2
51. Ерзнкян Б. А. Лесопромышленный комплекс России: проблемы финансирования и перспективы модернизации. Экономический анализ: теория и практика / Б. А. Ерзнкян, С. М. Арутюнян. - М., 2017. - Т. 16. - Вып. 4.
52. Ефремов Д. Ф. Методические (типовые) рекомендации по предотвращению и снижению масштабов незаконной заготовки и нелегального оборота древесины для субъектов Российской Федерации / Д. Ф. Ефремов, А. С. Захаренков, М. А. Копейкин. - М., 2011.
53. Качина Н.В. Проблемы уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений // Современное право. 2011. № 9.
54. Качина Н. В., Мирончик А. С. Пути повышения эффективности уголовной ответственности за незаконную рубку лесных насаждений // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014.
55. Кленникова О. С. Незаконная рубка леса и нелегальный оборот древесины в Российской Федерации: основные причины и меры по обеспечению борьбы с ними / О. С. Кленникова, И. С. Зиновьева // Научный интернетжурнал «Успехи современного естествознания». - 2012. - № 4.
56. Коломинова М. В. Основные термины и понятия по лесному хозяйству и таксации лесосечного фонда : методические указания / М. В. Коломинова. - Ухта: УГТУ, 2005
57. Конфоркин И.А. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений. 2009.
58. Майорова Е. И. Экологические проблемы России / Е. И. Майорова // Научно-аналитический журнал Обозреватель - OBSERVER. Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). - М. - 2017. - № 6 (329)
59. Оленина Т. Ю. Юридическое понятие леса в Российской Федерации / Т. Ю. Оленина // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. - Петрозаводск. - 2014. - № 5.
60. Полещук О. В. Криминологический анализ преступности в сфере лесопользования в Приморском крае // Право и политика: теоретические и практические проблемы (Электронный ресурс) / О. В. Плещук // Режим доступа: http://www.vniiln.ru
61. Сухаренко А.Н., ЖерновойМ.В. Декриминализация лесной отрасли России: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2014. № 7.
62. Тангиев Б. Б. Научный эколого-криминологический комплекс (НЭКК) по обеспечению экологической безопасности и противодействию экопреступности / Б. Б. Тангиев. - СПб: Юридический центр Пресс, 2010
63. Фомина И.А. Типичные следственные ситуации и их значение в выборе направлений и приемов при расследовании незаконной рубки лесных насаждений // Сибирский юридический вестник. 2009. № 3
Диссертации и авторефераты диссертаций
64. Аверина К. Н. Правовая охрана лесов сравнительно-правовой анализ : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.06: Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право / Кристина Николаевна Аверина. - М., 2011..
65. Андришин П. В. Криминогенная личность и
индивидуальное предупреждение преступлений : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология, уголовно¬
исполнительное право / Петр Васильевич Андришин. - СПб., 2004.
66. Беленький Ю. И. Совершенствование лесозаготовительного производства путем оптимизации технологических процессов на лесосеке : дис. ... д-ра юрид. наук: 05.21.01: Технология и машины лесозаготовок и лесного хозяйства / Юрий Иванович Беленький. - СПб., 2012.
67. Варакин А. А. Стратегическое партнерство по обеспечению пограничной безопасности государств-участников СНГ : дис. ... канд. юрид. наук: 23.00.04: Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития / Александр Александрович Варакин. - М., 2015.
68. Вирясова Н. В. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право / Наталья Васильевна Вирясова. - М., 2007.
69. Дицевич Я. Б. Криминологическая характеристика и предупреждение экологической преступности (по материалам Восточно-Сибирского региона) 241 : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право / Ярослава Борисовна Дицевич. - Иркутск, 2009.
70. Каплунов В. Н. Преступления, посягающие на лесные ресурсы: уголовно-правовая и криминологическая характеристика (по материалам дальневосточного федерального округа) : дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология, уголовно - исполнительное право / Виталий Николаевич Каплунов. - Хабаровск, 2011.
71. Попов И. В. Преступления против природной среды: теоретические основы и практика применения : автореф. дис. . д-ра юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология; уголовно - исполнительное право / Игорь Владимирович Попов. - Екатеринбург, 2014.
72. Умирбаева З. А. Уголовно-правовые проблемы борьбы с экологическими преступлениям и: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право / Зауреш Абилгожановна Умирбаева. - Бишкек, 2012.
73. Чураков Д. Б. Противодействие преступным посягательствам на сохранность лесных и иных насаждений (уголовно-правовые и криминологические меры) : дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право / Денис Борисович Чураков. - М., 2017.