Влияние цвета на протекание психомоторных реакций при проведении фотостимуляции
|
Введение 3
Глава 1. Влияние цвета на протекание психомоторных реакций при проведении фотостимуляции 7
1.1. Характеристика психомоторных реакций 7
1.2. Влияние цвета на психические процессы и состояния 13
1.3. Фотостимуляция и её влияние на человека 25
Глава 2. Эмпирическое исследование 32
2.1. Организация исследования влияния цветовой фотостимуляции на
психомоторные реакции организма 32
2.2. Результаты исследования влияния цветовой фотостимуляции на
психомоторные реакции организма 46
2.3. Прикладное значение работы 52
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения
Глава 1. Влияние цвета на протекание психомоторных реакций при проведении фотостимуляции 7
1.1. Характеристика психомоторных реакций 7
1.2. Влияние цвета на психические процессы и состояния 13
1.3. Фотостимуляция и её влияние на человека 25
Глава 2. Эмпирическое исследование 32
2.1. Организация исследования влияния цветовой фотостимуляции на
психомоторные реакции организма 32
2.2. Результаты исследования влияния цветовой фотостимуляции на
психомоторные реакции организма 46
2.3. Прикладное значение работы 52
Заключение 55
Список литературы 57
Приложения
В современных условиях учебной трудовой деятельности одной из наиболее актуальных задач является прогнозирование, сохранение и повышение работоспособности студента. Труд учащихся может быть связан с нервно-эмоциональным напряжением и возможностью возникновения стрессовых ситуаций в связи с экзаменами, сессией, выпускными работами и контрольными. При этом деятельность студентов обычно подразумевает под собой повышенное напряжение таких функций, как внимание, восприятие, мышление, памяти. А также деятельность студентов может быть связана с обработкой большого количества информации.
При такой повышенной умственной активности основная нагрузка приходится на центральную нервную систему (далее — ЦНС). Это является определяющим фактором работоспособности, поскольку чрезмерная нагрузка на ЦНС может привести к понижению работоспособности студентов и их дальнейшему отставанию от учебного процесса, что в свою очередь может привести к утрате интереса студентов к обучению. Чтобы предупреждать подобные развития событий, необходимо найти современный способ регулирования работоспособности студентов, основанный на психоэмоциональной коррекции.
Актуальность проблемы исследования предопределена тем фактом, что у студентов в последнее время благодаря тяжёлой умственной деятельности наблюдается большая нагрузка на ЦНС, особенно в период сессий. Это характеризуется повышением утомляемости и ухудшением общего самочувствия, что в свою очередь ведёт к снижению работоспособности, а также к утрате у студентов интереса к обучению. Актуальность выражается также слабой разработанностью теоретико-методологических аспектов проблемы.
В настоящее время до конца не выяснена сущность феномена зрительного восприятия фотостимуляций, не раскрыта полностью его взаимосвязь с функциональным состоянием ЦНС и структурами головного мозга, а такого рода исследования ещё не имеют широкого применения и недостаточно освещены в литературных источниках. Актуальным является и поиск простых, эффективных путей повышения результативности деятельности студентов, основанных на современных достижениях науки.
В этой роли может выступать физиологически-обоснованный подход, использующий методы психокоррекции на основе как аудиовизуальной стимуляции, так и визуальной стимуляции, направленной на формирование определённого уровня мозговой активности через цветостимуляцию или светостимуляцию зрительного анализатора определённой частотой раздражителя [31, 34, 36, 58, 59].
Как писал Л.С. Араби, целенаправленное формирование уровня мозговой активности, как показал опыт, накопленный в исследованиях, позволяет использовать метод визуальной стимуляции в качестве средства, которое обеспечивает повышение адаптационного потенциала организма и позволяет защищать внутренние органы от психоэмоциональных перегрузок. Визуальная стимуляция позволяет даже воздействовать на эмоциональную компоненту психосоматических заболеваний и является патогенетическим методом [3].
Одним из методов визуальной стимуляции является цветовая фотостимуляция (далее — ЦФС). Работа Е.Д. Хомской показывает, что цвет при воздействии на наш организм вызывает определённые биохимические реакции в тканях, например, стимулирует эндокринные железы [46].
Следует отметить, что исследования восприятия цвета сложны и неоднозначны в силу индивидуальных социокультурных и психологических особенностей человека.
Цель исследования: выяснить, как влияет ЦФС на психомоторные реакции студентов вуза.
Объект исследования — психомоторные реакции.
Предмет исследования — психомоторные реакции под влиянием ЦФС.
Задачи исследования:
1. Осуществить поиск литературных данных по теме исследования;
2. Изучить характеристики простых зрительно-моторных реакций в исходном состоянии и после воздействия ЦФС;
3. Провести анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: фотостимуляция предпочтительным цветом оказывает влияние на психомоторные реакции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов, посвящённые изучению темы влияния цвета на человека (Б.А. Базыма, Л.А. Китаев-Смык, Коршеренкова). Работы С.В. Кравкова на тему цветового зрения и его связи с вегетативной нервной системой. А также работы авторов, изучавших влияние фотостимуляции на человека (М.В. Яценко, Н.З. Кайгородова, J. Williams, Н. Макаренко, М.А. Осипова, С.И. Логинов).
Понятийно-категориальный аппарат (рабочие понятия): простая зрительно-моторная реакция (далее — ПЗМР), психомоторные реакции, ЦФС, внимание, скорость реакции, минимизация ошибок, цветовое воздействие, работоспособность.
Методы исследования: теоретический анализ первичных и вторичных источников, эксперимент, метод анализа данных: методы вариационной статистики: U-критерий Манна-Уитни. Математическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «STATGRAPHICS Plus for Windows 2.1».
Методики исследования: ритмическая цветовая фотостимуляция, регистрация простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР).
Эмпирическая выборка: в исследовании добровольно приняли участие 20 студентов Алтайского Г осударственного Университета различных направлений мужского и женского пола, в возрасте 17-23 лет, после информирования о ходе проведения эксперимента. Критерием участия в нашем исследовании было: отсутствие медицинских противопоказаний.
Практическая значимость исследования: знания о влиянии ЦФС на работоспособность организма может позволить контролировать работоспособность студентов посредством применения ЦФС в необходимых для этого ситуациях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 64 источника, приложение. В работе имеются 14 рисунков.
При такой повышенной умственной активности основная нагрузка приходится на центральную нервную систему (далее — ЦНС). Это является определяющим фактором работоспособности, поскольку чрезмерная нагрузка на ЦНС может привести к понижению работоспособности студентов и их дальнейшему отставанию от учебного процесса, что в свою очередь может привести к утрате интереса студентов к обучению. Чтобы предупреждать подобные развития событий, необходимо найти современный способ регулирования работоспособности студентов, основанный на психоэмоциональной коррекции.
Актуальность проблемы исследования предопределена тем фактом, что у студентов в последнее время благодаря тяжёлой умственной деятельности наблюдается большая нагрузка на ЦНС, особенно в период сессий. Это характеризуется повышением утомляемости и ухудшением общего самочувствия, что в свою очередь ведёт к снижению работоспособности, а также к утрате у студентов интереса к обучению. Актуальность выражается также слабой разработанностью теоретико-методологических аспектов проблемы.
В настоящее время до конца не выяснена сущность феномена зрительного восприятия фотостимуляций, не раскрыта полностью его взаимосвязь с функциональным состоянием ЦНС и структурами головного мозга, а такого рода исследования ещё не имеют широкого применения и недостаточно освещены в литературных источниках. Актуальным является и поиск простых, эффективных путей повышения результативности деятельности студентов, основанных на современных достижениях науки.
В этой роли может выступать физиологически-обоснованный подход, использующий методы психокоррекции на основе как аудиовизуальной стимуляции, так и визуальной стимуляции, направленной на формирование определённого уровня мозговой активности через цветостимуляцию или светостимуляцию зрительного анализатора определённой частотой раздражителя [31, 34, 36, 58, 59].
Как писал Л.С. Араби, целенаправленное формирование уровня мозговой активности, как показал опыт, накопленный в исследованиях, позволяет использовать метод визуальной стимуляции в качестве средства, которое обеспечивает повышение адаптационного потенциала организма и позволяет защищать внутренние органы от психоэмоциональных перегрузок. Визуальная стимуляция позволяет даже воздействовать на эмоциональную компоненту психосоматических заболеваний и является патогенетическим методом [3].
Одним из методов визуальной стимуляции является цветовая фотостимуляция (далее — ЦФС). Работа Е.Д. Хомской показывает, что цвет при воздействии на наш организм вызывает определённые биохимические реакции в тканях, например, стимулирует эндокринные железы [46].
Следует отметить, что исследования восприятия цвета сложны и неоднозначны в силу индивидуальных социокультурных и психологических особенностей человека.
Цель исследования: выяснить, как влияет ЦФС на психомоторные реакции студентов вуза.
Объект исследования — психомоторные реакции.
Предмет исследования — психомоторные реакции под влиянием ЦФС.
Задачи исследования:
1. Осуществить поиск литературных данных по теме исследования;
2. Изучить характеристики простых зрительно-моторных реакций в исходном состоянии и после воздействия ЦФС;
3. Провести анализ полученных данных.
Гипотеза исследования: фотостимуляция предпочтительным цветом оказывает влияние на психомоторные реакции.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных психологов и психофизиологов, посвящённые изучению темы влияния цвета на человека (Б.А. Базыма, Л.А. Китаев-Смык, Коршеренкова). Работы С.В. Кравкова на тему цветового зрения и его связи с вегетативной нервной системой. А также работы авторов, изучавших влияние фотостимуляции на человека (М.В. Яценко, Н.З. Кайгородова, J. Williams, Н. Макаренко, М.А. Осипова, С.И. Логинов).
Понятийно-категориальный аппарат (рабочие понятия): простая зрительно-моторная реакция (далее — ПЗМР), психомоторные реакции, ЦФС, внимание, скорость реакции, минимизация ошибок, цветовое воздействие, работоспособность.
Методы исследования: теоретический анализ первичных и вторичных источников, эксперимент, метод анализа данных: методы вариационной статистики: U-критерий Манна-Уитни. Математическая обработка данных проводилась с помощью пакета прикладных программ статистической обработки данных «STATGRAPHICS Plus for Windows 2.1».
Методики исследования: ритмическая цветовая фотостимуляция, регистрация простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР).
Эмпирическая выборка: в исследовании добровольно приняли участие 20 студентов Алтайского Г осударственного Университета различных направлений мужского и женского пола, в возрасте 17-23 лет, после информирования о ходе проведения эксперимента. Критерием участия в нашем исследовании было: отсутствие медицинских противопоказаний.
Практическая значимость исследования: знания о влиянии ЦФС на работоспособность организма может позволить контролировать работоспособность студентов посредством применения ЦФС в необходимых для этого ситуациях.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 64 источника, приложение. В работе имеются 14 рисунков.
В ходе данной работы мы предприняли попытку изучить феномен психомоторной реакции, а в частности ПЗМР, регистрация которой является самым простым и точным методом для изучения функционального состояния ЦНС и индивидуально-типологических особенностей организма.
Также была предпринята попытка обозреть функции цвета в обществе в целом и в жизни человека в частности, обосновать с помощью исследований некоторых отечественных и зарубежных авторов способность цвета влиять на ВНС человека и регулировать баланс между СПС и ПНС. Мы также выяснили из исследований других авторов, что цвет способен оказывать влияние на ЦНС человека, в частности благодаря использованию ЦФС. При этом мы выяснили, что наибольшее влияние на человека оказывает объективный характер цветового воздействия.
Также мы попытались обобщить данные о цветовых предпочтениях людей и выяснили, что систематизировать их сложно, при этом можно попытаться выявить определяющие их факторы. Это могут быть социально - культурные предпосылки, символика цвета в конкретном обществе, индивидуальные особенности человека и его психологическое состояние. Это может быть также и состояние утомление, адаптация, насыщенность, яркость, размеры цветового образца, принцип аффективного контраста, фон цветового образца.
Нами был сделан обзор на ранние исследования, в которых использовалась методика фотостимуляции (как современный физиологически ориентированный подход, использующий такие технические средства психокоррекции, как факториал или цветовые мелькания) для выявления воздействия на психофизиологические характеристики человека, его психоэмоциональное состояние, физическую и умственную работоспособность. Из этих исследований было выявлено, что фотостимуляция может оказывать положительное влияние на эти показатели. В частности, фотостимуляция способна улучшать ЗМР и координацию движений.
При совмещении воздействия цвета и фотостимуляции в части исследований наиболее выраженно наблюдалось влияние ЦФС при учёте цветового предпочтения человека. Так, благодаря ЦФС выявлялось снижение ситуативной тревожности, рост показателей умственной работоспособности.
Благодаря этим исследованиям целью нашей работы стало определение, существует ли влияние ЦФС комфортным цветом на психомоторные реакции студентов вуза и может ли она улучшить работоспособность студентов.
Полученные нами результаты исследования показали следующее:
1. Обнаружено, что ЦФС с частотой мелькания 10Гц достоверно повышает время ПЗМР у 28,6% испытуемых.
2. Выявлено, что фотостимуляция комфортным для испытуемого цветом снижает время ПЗМР у 42,8% участников эксперимента.
3. Установлено влияние ЦФС на показатели внимания, в случае повышения скорости ПЗМР достоверно увеличивается количество ошибок при выполнении теста.
Результаты нашей работы позволяют сделать вывод о том, что ЦФС способна помочь студентам повысить работоспособность при помощи стимуляции комфортным для себя цветом.
Также была предпринята попытка обозреть функции цвета в обществе в целом и в жизни человека в частности, обосновать с помощью исследований некоторых отечественных и зарубежных авторов способность цвета влиять на ВНС человека и регулировать баланс между СПС и ПНС. Мы также выяснили из исследований других авторов, что цвет способен оказывать влияние на ЦНС человека, в частности благодаря использованию ЦФС. При этом мы выяснили, что наибольшее влияние на человека оказывает объективный характер цветового воздействия.
Также мы попытались обобщить данные о цветовых предпочтениях людей и выяснили, что систематизировать их сложно, при этом можно попытаться выявить определяющие их факторы. Это могут быть социально - культурные предпосылки, символика цвета в конкретном обществе, индивидуальные особенности человека и его психологическое состояние. Это может быть также и состояние утомление, адаптация, насыщенность, яркость, размеры цветового образца, принцип аффективного контраста, фон цветового образца.
Нами был сделан обзор на ранние исследования, в которых использовалась методика фотостимуляции (как современный физиологически ориентированный подход, использующий такие технические средства психокоррекции, как факториал или цветовые мелькания) для выявления воздействия на психофизиологические характеристики человека, его психоэмоциональное состояние, физическую и умственную работоспособность. Из этих исследований было выявлено, что фотостимуляция может оказывать положительное влияние на эти показатели. В частности, фотостимуляция способна улучшать ЗМР и координацию движений.
При совмещении воздействия цвета и фотостимуляции в части исследований наиболее выраженно наблюдалось влияние ЦФС при учёте цветового предпочтения человека. Так, благодаря ЦФС выявлялось снижение ситуативной тревожности, рост показателей умственной работоспособности.
Благодаря этим исследованиям целью нашей работы стало определение, существует ли влияние ЦФС комфортным цветом на психомоторные реакции студентов вуза и может ли она улучшить работоспособность студентов.
Полученные нами результаты исследования показали следующее:
1. Обнаружено, что ЦФС с частотой мелькания 10Гц достоверно повышает время ПЗМР у 28,6% испытуемых.
2. Выявлено, что фотостимуляция комфортным для испытуемого цветом снижает время ПЗМР у 42,8% участников эксперимента.
3. Установлено влияние ЦФС на показатели внимания, в случае повышения скорости ПЗМР достоверно увеличивается количество ошибок при выполнении теста.
Результаты нашей работы позволяют сделать вывод о том, что ЦФС способна помочь студентам повысить работоспособность при помощи стимуляции комфортным для себя цветом.



