Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы переживания одиночества и тревоги у студентов 6
1.1. Психологическая характеристика феномена одиночества 6
1.2. Особенности одиночества у студентов в современных исследованиях 13
1.3. Психологическая характеристика тревоги 19
1.4. Влияние одиночества на переживание чувства тревоги у студентов 26
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного переживания одиночества в контексте тревоги у студентов 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ полученных результатов 38
2.3. Корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования.... 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение
В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по- своему. Общепринятого понимания этого феномена нет ни в науке, ни в массовом сознании.
Проблема одиночества, привлекала к себе внимание в разные исторические периоды. Переживание одиночества во все времена воспринималось мыслителями как многогранное, но, в основном, негативное явление. Некоторые исследователи полагали, что одиночество полезно для самопознания, творчества, концентрации внимания на наиболее важных вопросах в жизни человека. Однако, ощущение одиночества в психологической науке воспринималось прежде всего как проблема, с которой сам человек часто не может справиться.
В настоящее время проблема одиночества не потеряла актуальности, а напротив, стала еще более насущной. По результатам исследований, от него, прежде всего, страдают жители стран Запада, особенно жители крупных мегаполисов. Но и для нашего общества эта проблема становится все более актуальной.
Переживание одиночества зачастую создает устойчивый негативный эмоциональный фон, сильно снижает возможности самореализации, уровень субъективного благополучия, может иногда приводить к депрессии и психосоматическим последствиям. Это говорит о том, что изучение одиночества актуальная задача, имеющая практическую ценность в выявлении причин одиночества и методов психологической помощи людям, переживающим его.
Феномен одиночества изучается в психологической науке довольно давно, в разное время ему уделяли много внимания зарубежные исследователи, такие как Р. Вейс, К. Мустакас, Л.Э. Пепло, К. Роджерс, а также отечественные ученые - С.Г. Корчагина, Ж.В. Пузанова. Тем не менее, на данный момент не существует безоговорочного понимания механизмов, порождающих состояние одиночества. Психологическое одиночество человека может быть следствием многих факторов - личностных и ситуационных особенностей, установок, сложностей в коммуникации и т. д. Одно из важных направлений исследования является изучение личностных коррелятов одиночества. Речь идет о личностных психологических особенностях, наличие которых повышает риски формирования субъективного ощущения одиночества.
Изучением тревожности занимались такие авторы, как В.М. Астапов А.М. Прихожан, Г.С. Салливен, Ч. Спилбергер, К. Хорни и другие. Данные исследования позволяют предположить, что тревожность как личностное качество связано с ощущением психологического одиночества. Отношения - это важная ценность, и случающиеся или ожидаемые неудачи закономерно будут тревожить человека и существенно влиять на качество его отношений. Выстраивание межличностных отношений нередко может становиться непростой задачей. Можно сделать вывод о том, что тревожность может выступать как следствием, так и причиной психологического одиночества.
Цель исследования: изучить взаимосвязь субъективного переживания одиночества и тревожности.
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в контексте тревожности у студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь показателей уровня тревожности и субъективного переживания одиночества у юношей и девушек:
1. Если уровень тревожности высокий, то можно предположить, что студент в большей степени испытывает чувство одиночества.
2. Если уровень тревожности низкий, то можно предположить, что студент в меньшей степени испытывает чувство одиночества.
Задачи исследования:
1. Провести психологический анализ понятия одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятий тревожности.
3. Рассмотреть актуальность изучения психологического одиночества и тревожности, и их взаимосвязь у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и тревожности на студенческой выборке.
Теоретико-методологические обоснования исследования:
1. идеи об одиночестве и взаимодействии человека с окружающим миром, обществом Р. Вейс, У. Бронфенбреннер, С. Г. Корчагина;
2. положения современной психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности И. С. Кон;
3. концептуальные идеи, связанные с изучением тревожности, освещенные в работах А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер.
Методики:
1. Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагина 2008 г [14].
2. Модифицированная шкала измерения одиночества UGLA Д. Рассела, Л.Э. Пепло, М. Фергюсон, 1980 г [49].
3. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, 1976 г [37].
4. Шкала тревожности Бека 1988 г [45].
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений. Библиографический список включает 55 наименований работ. В работе имеются 4 рисунка, 4 таблицы. Объем авторского текста составляет 65 страниц.
В теоретической части данной работы были разобраны основные подходы в изучении феномена одиночества, предпосылок его возникновения и связи с личностными свойствами. Так же были описаны существующие варианты типологий одиночества и представлены исследования его внутренней структуры.
Такой же теоретический анализ был проведен для явления личностной тревожности, выявлены его отличия от сходных феноменов тревоги и страха, описаны формы тревожности, а также причины, порождающие тревожность как свойство личности.
Была описана актуальность проблем ощущения одиночества и личностной тревожности в студенческой среде, представлены возможные негативные влияния повышенной тревожности и ощущения одиночества на уровень субъективного благополучия и адаптацию студента.
Теоретический анализ возможных связей ощущения одиночества и личностной тревожности позволил выдвинуть следующую гипотезу: существует взаимосвязь показателей личностной тревожности и субъективного ощущения одиночества у юношей и девушек.
Для проверки этой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. В нем участвовали 82 студента в возрасте от 18 до 24 лет, из них 42 девушек и 40 юноши. В исследовании было использовано четыре методики: Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагина; Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA Д. Рассела, Л.Э. Пепло, М. Фергюсон; Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; Шкала тревожности Бека.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. На момент опроса ощущение одиночества испытывали у юношей примерно 17 %, а у девушек примерно 40 %.
2. Высокий уровень тревожности составляет у юношей примерно 15 %, у девушек 73 %.
3. Результаты проведенного корреляционного анализа выявили значимую прямую связь между уровнем ощущения одиночества и личностной тревожностью. Студенты, демонстрировавшие высокий уровень личностной тревожности на момент исследования, в целом чаще испытывали ощущение одиночества, и наоборот. Этот результат подтвердил выдвинутую гипотезу исследования.
7. Сравнительный анализ не выявил статистически значимого различия между уровнем одиночества и тревожности у юношей и девушек. Что опровергает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, из полученных в результате исследования данных следует, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается лишь частично, цель и задачи исследования были достигнуты.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологической помощи студентам, которые переживают одиночество и при этом имеющим высокий уровень тревожности.
1. Астапов В.М. Тревога и тревожность: Хрестоматия // Сост. и общая редакция В.М. Астапова. Москва: ПЕР СЭ, 2017. 240 с.
2. Вейс Р. Вопросы изучения одиночества / Р. Вейс // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. 114-128 с.
3. Волкова Т.Г. Психология самосознания / учеб. Пособие. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. 342 с.
4. Гурова О.С. Психологическое будущее студентов с разным типом переживания одиночества. Сборник научных статей международной конференции: «Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования». Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. С. 1328-1331.
5. Гурова О.С., Лужбина Н.А., Кроян Г.Ф. Психологическое время как фактор переживания одиночества в юношеском возрасте. Человеческий капитал. 2018. №11(119). с. 94-104.
6. Зинченко Е.В. Одиночество / Е.В. Зинченко // Психология общения. Энциклопедический словарь. Москва: Когито-Центр, 2015. С.98-99.
7. Иванищева А.С. Влияние феномена одиночества на преодоление адаптационных трудностей у студентов колледжа / А.С. Иванищева, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 109-114.
8. Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов / О.Н. Истратова. Ростов на Дону: Феникс, 2006. 375 с.
9. Ишмухаметов И.Н. Психометрические характеристики шкалы одиночества UCLA (версия 3): Изучение студентов вуза / И.Н Ишмухаметов // Computer Modelling and New Technologies. 2006. Т. 10, № 3. С. 89-95.
10. Ковпак, Д.В. Как избавиться от тревоги и страха. Практическое руководство психотерапевта / Д.В. Ковпак. Санкт-Петербург.: Наука и Техника,
2007. 240 с.
11. Колесникова, А. А. Лабиринты одиночества// Spbqotic propect. 2007.
12. Кон И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон М.: Книга по Требованию, 2013.
13. Корчагина С.Г. Генезис. Виды и проявления одиночества / С.Г. Корчагина. Москва: МПСИ, 2005. 196 с.
14. Корчагина С.Г. Психология одиночества / С.Г. Корчагина. Москва: МПСИ, 2008. 228 с.
15. Лабиринты одиночества / Пер. с англ. сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского. Москва: Прогресс, 1989 г. 624 с.
16. Любякин А.А. Психология одиночества и проблемы адаптации личности / А.А. Любякин // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2015. № 4 (144). С. 122-127.
17. Майленова, Ф. Г. Два лика одиночества// Spbqotic propect. 2007.
18. Мид М. Одиночество, самостоятельность и взаимосвязь в контексте культуры / М. Мид // Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. С. 98-114.
19. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход / Б. Миюскович // Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. С. 52-88.
20. Мудрик Л. В. Современный старшеклассник[Текст]: хрестоматия по возрастной психологии/ Л. В Мудрик.- М.: ТЦ Сфера, 2000.- 267с.
21. Мухина В. С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. М.: Академия, 2004. 456 с.
22. Мэй Р. Смысл тревоги /Перевод М.И.Завалова и А.Ю.Сибуриной. М.: Класс, 2001 196-180 с.
23. Осин Е.Н. Дифференциальный опросник переживания одиночества: структура и свойства / Е.Н. Осин, Д.А. Леонтьев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 1. С. 55-81.
24. Пепло Л.Э. Одиночество и самооценка / Л.Э. Пепло, М. Мораш //
Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. 169-191 с.
25. Перлман Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л. Пепло // Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. С. 152-168.
26. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко. Москва: Логос,
2008. 408 с.
27. Прихожан, А. М. [Текст]: Причины, профилактика и преодоление тревожности. Анна Прихожан // Психологическая наука и образование. 1998. - №2. с. 21-29.
28. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика А.М. Прихожан. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000. 304 с.
29. Рассел Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. С. 192-226.
30. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. Москва: Прогресс, 1994. 480 с.
31. Рубинстайн К. Опыт одиночества / К. Рубинстайн, Ф. Шейвер // Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. С. 275-300.
32. Рук К. Перспективы помощи одиноким / К. Рук, Л. Пепло // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 512 -552.
33. Садлер У. От одиночества к аномии / У. Садлер, Т. Джонсон // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 21 -52.
34. Серма В. Некоторые ситуативные и личностные корреляты одиночества / В. Серма // Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989. С. 227¬243.
35. Слободчиков И.М. Современные исследования переживания одиночества / И.М. Слободчиков // Психологическая наука и образование. - 2007. № 3. С. 27-35.
36. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. - Санкт-Петербург: ПЕРСЭ, 2015. - 240 с.
37. Усова Е. Б. Возрастная психология [Текст] / Е.Б. Усова Мн.: Изд-во МИУ, 2010. 220 с.
38. Хорни, К. [Текст]: Невротическая личность нашего времени. СПб.: Питер, 2002. 224 с.
39. Хоровиц Л.М. Прототип одинокой личности / Хоровиц Л.М., Френч Р.С., Андерсон К.А. // Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. С. 243¬274.
40. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами: монография / Г.Р. Шагивалеева. Елабуга: Изд-во Алмедиа, 2007. 157 с.
41. Шаймарданова А.В. Одиночество студентов в процессе социально-психологической адаптации к новым условиям / А.В. Шаймарданова, Е.Н. Кулакова. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. №3. С. 50.
42. Швец, И.Г. Родительско-детские отношения как фактор формирования тревожности у старших дошкольников: диссертация .../ Ярославль, 2012. 181 с.
43. Янг Д. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и ее применение / Д. Янг // Лабиринты одиночества. Москва: Прогресс, 1989. С. 552¬593.
44. Beck A.T., Epstein N., Brown G., Steer R.A. An inventory for measuring clinical anxiety: Psychometric properties //Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1988, V.56, № 6. Pp. 893-897.
45. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Annals of Child Development. 1989. №6.
46. Freberg K. The rich get richer: Online and offline social connectivity predicts subjective loneliness / K. Freberg, R. Adams, K. McGaughey, L. Freberg // Media Psychology Review. 2006. Vol 3(1) P. 103-115.
47. Peplau L.A. An attributional analysis of loneliness / L.A. Peplau, D. Russell, M. Heim // Attribution theory: Applications to social problems. San Francisco: Jossey-Bass, 1979. P. 17.
48. Peplau L.A. Perspectives on loneliness / L.A. Peplau, D. Perlman // Loneliness. A Sourcebook of Current Theory, Research and Therapy. New York: John Wiley and Sons. 1982. 430 p.
49. Russell D. The UCLA Loneliness Scale (Version 3): Reliability, validity, and factor structure / D. Russell // Journal of Personality Assessment. 1996. Vol 66 P. 20-40.
50. Spielberger, Ch.D. Manual for the State-Trait-Anxiety Inventory / Ch.D. Spielberger, R.L. Gorsuch, R.E. Lushene Palo Alto, California: Consulting Psychologist Press, 1970.
51. Белых Т. В., Харланова А., О., Психологический анализ
переживания одиночества у студентов вуза [Режим доступа] /(Дата обращения 13.04.2022) https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-analiz-perezhivaniya- odinochestva-u-studentov-vuza
52. Бондарев А.А., Миляева Л.М., Сергеева М.А., Кубекова А.С. Особенности переживания чувства одиночества студентами из полных и неполных семей [Режим доступа]/(Дата обращения 18.05.2022) https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-perezhivaniya-chuvstva-odinochestva- studentami-iz-polnyh-i-nepolnyh-semey
53. Боднар Э. Л., Шахматова Е. П. Личностная тревожность и
состояние одиночества как критерии вузовской адаптации студентов [Режим доступа]/(Дата обращения 09.04.2022) https://cyberleninka.ru/articleZn/
lichnostnaya-trevozhnost-i-sostoyanie-odinochestva-kak-kriterii-vuzovskoy- adaptatsii-studentov
54. Любякин А. А., Оконечникова Л. В. Исследование одиночества у студентов [Режим доступа] /(Дата обращения 13.04.2022) https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-odinochestva-u-studentov
55. Русинова О.И., Мирошникова О.С. Проблема одиночества в современной студенческой [Режим доступа] / (Дата обращения 13.04.2022) https:// scienceforum.ru/2019/article/2018015172