Субъективное переживание одиночества у студентов
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы переживания одиночества и тревоги у студентов 6
1.1. Психологическая характеристика феномена одиночества 6
1.2. Особенности одиночества у студентов в современных исследованиях 13
1.3. Психологическая характеристика тревоги 19
1.4. Влияние одиночества на переживание чувства тревоги у студентов 26
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного переживания одиночества в контексте тревоги у студентов 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ полученных результатов 38
2.3. Корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования.... 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы переживания одиночества и тревоги у студентов 6
1.1. Психологическая характеристика феномена одиночества 6
1.2. Особенности одиночества у студентов в современных исследованиях 13
1.3. Психологическая характеристика тревоги 19
1.4. Влияние одиночества на переживание чувства тревоги у студентов 26
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного переживания одиночества в контексте тревоги у студентов 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ полученных результатов 38
2.3. Корреляционный и сравнительный анализ результатов исследования.... 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Приложение
В современном мире люди всё чаще и всё острее испытывают чувство одиночества, но в то же время каждый воспринимает и оценивает его по- своему. Общепринятого понимания этого феномена нет ни в науке, ни в массовом сознании.
Проблема одиночества, привлекала к себе внимание в разные исторические периоды. Переживание одиночества во все времена воспринималось мыслителями как многогранное, но, в основном, негативное явление. Некоторые исследователи полагали, что одиночество полезно для самопознания, творчества, концентрации внимания на наиболее важных вопросах в жизни человека. Однако, ощущение одиночества в психологической науке воспринималось прежде всего как проблема, с которой сам человек часто не может справиться.
В настоящее время проблема одиночества не потеряла актуальности, а напротив, стала еще более насущной. По результатам исследований, от него, прежде всего, страдают жители стран Запада, особенно жители крупных мегаполисов. Но и для нашего общества эта проблема становится все более актуальной.
Переживание одиночества зачастую создает устойчивый негативный эмоциональный фон, сильно снижает возможности самореализации, уровень субъективного благополучия, может иногда приводить к депрессии и психосоматическим последствиям. Это говорит о том, что изучение одиночества актуальная задача, имеющая практическую ценность в выявлении причин одиночества и методов психологической помощи людям, переживающим его.
Феномен одиночества изучается в психологической науке довольно давно, в разное время ему уделяли много внимания зарубежные исследователи, такие как Р. Вейс, К. Мустакас, Л.Э. Пепло, К. Роджерс, а также отечественные ученые - С.Г. Корчагина, Ж.В. Пузанова. Тем не менее, на данный момент не существует безоговорочного понимания механизмов, порождающих состояние одиночества. Психологическое одиночество человека может быть следствием многих факторов - личностных и ситуационных особенностей, установок, сложностей в коммуникации и т. д. Одно из важных направлений исследования является изучение личностных коррелятов одиночества. Речь идет о личностных психологических особенностях, наличие которых повышает риски формирования субъективного ощущения одиночества.
Изучением тревожности занимались такие авторы, как В.М. Астапов А.М. Прихожан, Г.С. Салливен, Ч. Спилбергер, К. Хорни и другие. Данные исследования позволяют предположить, что тревожность как личностное качество связано с ощущением психологического одиночества. Отношения - это важная ценность, и случающиеся или ожидаемые неудачи закономерно будут тревожить человека и существенно влиять на качество его отношений. Выстраивание межличностных отношений нередко может становиться непростой задачей. Можно сделать вывод о том, что тревожность может выступать как следствием, так и причиной психологического одиночества.
Цель исследования: изучить взаимосвязь субъективного переживания одиночества и тревожности.
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в контексте тревожности у студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь показателей уровня тревожности и субъективного переживания одиночества у юношей и девушек:
1. Если уровень тревожности высокий, то можно предположить, что студент в большей степени испытывает чувство одиночества.
2. Если уровень тревожности низкий, то можно предположить, что студент в меньшей степени испытывает чувство одиночества.
Задачи исследования:
1. Провести психологический анализ понятия одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятий тревожности.
3. Рассмотреть актуальность изучения психологического одиночества и тревожности, и их взаимосвязь у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и тревожности на студенческой выборке.
Теоретико-методологические обоснования исследования:
1. идеи об одиночестве и взаимодействии человека с окружающим миром, обществом Р. Вейс, У. Бронфенбреннер, С. Г. Корчагина;
2. положения современной психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности И. С. Кон;
3. концептуальные идеи, связанные с изучением тревожности, освещенные в работах А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер.
Методики:
1. Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагина 2008 г [14].
2. Модифицированная шкала измерения одиночества UGLA Д. Рассела, Л.Э. Пепло, М. Фергюсон, 1980 г [49].
3. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, 1976 г [37].
4. Шкала тревожности Бека 1988 г [45].
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений. Библиографический список включает 55 наименований работ. В работе имеются 4 рисунка, 4 таблицы. Объем авторского текста составляет 65 страниц.
Проблема одиночества, привлекала к себе внимание в разные исторические периоды. Переживание одиночества во все времена воспринималось мыслителями как многогранное, но, в основном, негативное явление. Некоторые исследователи полагали, что одиночество полезно для самопознания, творчества, концентрации внимания на наиболее важных вопросах в жизни человека. Однако, ощущение одиночества в психологической науке воспринималось прежде всего как проблема, с которой сам человек часто не может справиться.
В настоящее время проблема одиночества не потеряла актуальности, а напротив, стала еще более насущной. По результатам исследований, от него, прежде всего, страдают жители стран Запада, особенно жители крупных мегаполисов. Но и для нашего общества эта проблема становится все более актуальной.
Переживание одиночества зачастую создает устойчивый негативный эмоциональный фон, сильно снижает возможности самореализации, уровень субъективного благополучия, может иногда приводить к депрессии и психосоматическим последствиям. Это говорит о том, что изучение одиночества актуальная задача, имеющая практическую ценность в выявлении причин одиночества и методов психологической помощи людям, переживающим его.
Феномен одиночества изучается в психологической науке довольно давно, в разное время ему уделяли много внимания зарубежные исследователи, такие как Р. Вейс, К. Мустакас, Л.Э. Пепло, К. Роджерс, а также отечественные ученые - С.Г. Корчагина, Ж.В. Пузанова. Тем не менее, на данный момент не существует безоговорочного понимания механизмов, порождающих состояние одиночества. Психологическое одиночество человека может быть следствием многих факторов - личностных и ситуационных особенностей, установок, сложностей в коммуникации и т. д. Одно из важных направлений исследования является изучение личностных коррелятов одиночества. Речь идет о личностных психологических особенностях, наличие которых повышает риски формирования субъективного ощущения одиночества.
Изучением тревожности занимались такие авторы, как В.М. Астапов А.М. Прихожан, Г.С. Салливен, Ч. Спилбергер, К. Хорни и другие. Данные исследования позволяют предположить, что тревожность как личностное качество связано с ощущением психологического одиночества. Отношения - это важная ценность, и случающиеся или ожидаемые неудачи закономерно будут тревожить человека и существенно влиять на качество его отношений. Выстраивание межличностных отношений нередко может становиться непростой задачей. Можно сделать вывод о том, что тревожность может выступать как следствием, так и причиной психологического одиночества.
Цель исследования: изучить взаимосвязь субъективного переживания одиночества и тревожности.
Объект исследования: субъективное ощущение одиночества.
Предмет исследования: особенности переживания одиночества в контексте тревожности у студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь показателей уровня тревожности и субъективного переживания одиночества у юношей и девушек:
1. Если уровень тревожности высокий, то можно предположить, что студент в большей степени испытывает чувство одиночества.
2. Если уровень тревожности низкий, то можно предположить, что студент в меньшей степени испытывает чувство одиночества.
Задачи исследования:
1. Провести психологический анализ понятия одиночества.
2. Провести теоретический анализ понятий тревожности.
3. Рассмотреть актуальность изучения психологического одиночества и тревожности, и их взаимосвязь у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и тревожности на студенческой выборке.
Теоретико-методологические обоснования исследования:
1. идеи об одиночестве и взаимодействии человека с окружающим миром, обществом Р. Вейс, У. Бронфенбреннер, С. Г. Корчагина;
2. положения современной психологии о возрастных особенностях процесса социализации личности И. С. Кон;
3. концептуальные идеи, связанные с изучением тревожности, освещенные в работах А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер.
Методики:
1. Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагина 2008 г [14].
2. Модифицированная шкала измерения одиночества UGLA Д. Рассела, Л.Э. Пепло, М. Фергюсон, 1980 г [49].
3. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, 1976 г [37].
4. Шкала тревожности Бека 1988 г [45].
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений. Библиографический список включает 55 наименований работ. В работе имеются 4 рисунка, 4 таблицы. Объем авторского текста составляет 65 страниц.
В теоретической части данной работы были разобраны основные подходы в изучении феномена одиночества, предпосылок его возникновения и связи с личностными свойствами. Так же были описаны существующие варианты типологий одиночества и представлены исследования его внутренней структуры.
Такой же теоретический анализ был проведен для явления личностной тревожности, выявлены его отличия от сходных феноменов тревоги и страха, описаны формы тревожности, а также причины, порождающие тревожность как свойство личности.
Была описана актуальность проблем ощущения одиночества и личностной тревожности в студенческой среде, представлены возможные негативные влияния повышенной тревожности и ощущения одиночества на уровень субъективного благополучия и адаптацию студента.
Теоретический анализ возможных связей ощущения одиночества и личностной тревожности позволил выдвинуть следующую гипотезу: существует взаимосвязь показателей личностной тревожности и субъективного ощущения одиночества у юношей и девушек.
Для проверки этой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. В нем участвовали 82 студента в возрасте от 18 до 24 лет, из них 42 девушек и 40 юноши. В исследовании было использовано четыре методики: Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагина; Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA Д. Рассела, Л.Э. Пепло, М. Фергюсон; Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; Шкала тревожности Бека.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. На момент опроса ощущение одиночества испытывали у юношей примерно 17 %, а у девушек примерно 40 %.
2. Высокий уровень тревожности составляет у юношей примерно 15 %, у девушек 73 %.
3. Результаты проведенного корреляционного анализа выявили значимую прямую связь между уровнем ощущения одиночества и личностной тревожностью. Студенты, демонстрировавшие высокий уровень личностной тревожности на момент исследования, в целом чаще испытывали ощущение одиночества, и наоборот. Этот результат подтвердил выдвинутую гипотезу исследования.
7. Сравнительный анализ не выявил статистически значимого различия между уровнем одиночества и тревожности у юношей и девушек. Что опровергает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, из полученных в результате исследования данных следует, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается лишь частично, цель и задачи исследования были достигнуты.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологической помощи студентам, которые переживают одиночество и при этом имеющим высокий уровень тревожности.
Такой же теоретический анализ был проведен для явления личностной тревожности, выявлены его отличия от сходных феноменов тревоги и страха, описаны формы тревожности, а также причины, порождающие тревожность как свойство личности.
Была описана актуальность проблем ощущения одиночества и личностной тревожности в студенческой среде, представлены возможные негативные влияния повышенной тревожности и ощущения одиночества на уровень субъективного благополучия и адаптацию студента.
Теоретический анализ возможных связей ощущения одиночества и личностной тревожности позволил выдвинуть следующую гипотезу: существует взаимосвязь показателей личностной тревожности и субъективного ощущения одиночества у юношей и девушек.
Для проверки этой гипотезы было проведено эмпирическое исследование. В нем участвовали 82 студента в возрасте от 18 до 24 лет, из них 42 девушек и 40 юноши. В исследовании было использовано четыре методики: Опросник для определения вида одиночества С. Г. Корчагина; Модифицированная шкала измерения одиночества UCLA Д. Рассела, Л.Э. Пепло, М. Фергюсон; Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина; Шкала тревожности Бека.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. На момент опроса ощущение одиночества испытывали у юношей примерно 17 %, а у девушек примерно 40 %.
2. Высокий уровень тревожности составляет у юношей примерно 15 %, у девушек 73 %.
3. Результаты проведенного корреляционного анализа выявили значимую прямую связь между уровнем ощущения одиночества и личностной тревожностью. Студенты, демонстрировавшие высокий уровень личностной тревожности на момент исследования, в целом чаще испытывали ощущение одиночества, и наоборот. Этот результат подтвердил выдвинутую гипотезу исследования.
7. Сравнительный анализ не выявил статистически значимого различия между уровнем одиночества и тревожности у юношей и девушек. Что опровергает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, из полученных в результате исследования данных следует, что выдвинутая нами гипотеза подтверждается лишь частично, цель и задачи исследования были достигнуты.
Результаты данного исследования могут быть использованы в психологической помощи студентам, которые переживают одиночество и при этом имеющим высокий уровень тревожности.
Подобные работы
- Исследование агрессивности и субъективного ощущения одиночества у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Исследование взаимосвязи субъективного переживания одиночества и акцентуаций характера у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021 - Особенности субъективного переживания одиночества пожилыми людьми
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Социально-психологические факторы субъективного переживания одиночества в студенческом возрасте (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2016 - СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ 3-4 КУРСОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Исследование субъективного ощущения одиночества и фрустрации у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Исследование субъективного ощущения одиночества и адаптивности у студентов
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Развитие коммуникативных навыков у студентов с высоким уровнем переживания одиночества
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь показателей доверия к себе и другим с субъективным ощущением одиночества у юношей и девушек
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2018



