Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 20 родителей обучающихся с умственной отсталостью.
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы дистанционной формы обучения для обучающихся с умственной отсталостью 5
1.1 Сущность понятия «дистанционное обучение» 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся с умственной отсталостью 10
1.3 Особенности дистанционного обучения обучающихся с умственной отсталостью 15
Глава 2 Практические и методические аспекты организации дистанционного обучения для обучающихся с умственной отсталостью 21
2.1 Реализация и проблемы дистанционного обучения в условиях образования обучающихся с умственной отсталостью 21
2.2 Методические и организационные аспекты организации дистанционного обучения обучающихся с умственной отсталостью: опыт педагогов 29
Заключение 35
Список использованной литературы и источников 37
На данный момент существующие специальные методики преподавания различных учебных дисциплин созданы для каждой нозологической группы с учетом особых образовательных потребностей разных категорий детей с умственной отсталостью, детей-инвалидов и в полной мере отражают индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Очевидно, что для большей части детей с умственной отсталостью предлагаемые технические и организационно-методические условия в рамках дистанционного формата обучения в зависимости от возраста, особенностей развития эмоционально-волевой сферы, саморегуляции, когнитивных процессов являются недоступными, а часто и неприемлемыми. Учитывая систему современного инклюзивного образования, сложно представить, что в определенную единицу времени педагог (учитель, воспитатель) сможет одновременно в условиях дистанционного обучения реализовать разные АООП. Ввиду активного внедрения информационных и дистанционных технологий возникают вопросы обеспечения обучающихся с умственной отсталостью в домашних условиях специальными техническими ресурсами (специальная аппаратура и др.), требующие незамедлительного решения.
Цель исследования – изучить возможность дистанционного обучения обучающихся с умственной отсталостью.
Задачи:
1. Раскрыть подходы к понятию «дистанционное обучение».
2. Определить преимущества и проблемы в дистанционном обучении для обучающихся с умственной отсталостью.
3. Описать практический опыт педагогов по организации дистанционного обучения для обучающихся с умственной отсталостью.
Объект исследования – процесс дистанционного обучения для обучающихся с умственной отсталостью.
Предмет исследования – возможность дистанционного обучения обучающихся с умственной отсталостью.
Гипотеза: предполагается, что родители обучающихся с умственной отсталостью положительно относятся к дистанционному обучения, при этом, указывая, что детям не хватает непосредственного общения с одноклассниками и учителями.
Методы: анализ научных источников, изучения опыта работы практикующих педагогов, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение, анкетирование родителей.
Методологическую основу работы составили научные труды ученых и описание опыта работы практикующих педагогов. Понятие «дистанционное образование» раскрыто О.В. Генне, Ш.М. Самариным и др. Проблемы дистанционного обучения для обучающихся с умственной отсталостью проанализированы Л.В. Ботновской, Т.М. Егоровой и др. Практические методы организации дистанционного обучения для обучающихся с умственной отсталостью представлены в работах Е.М. Жимаевой, С.А. Мориной и др.
Структура: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и источников.
Анализ практического опыта работы педагогов (воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования) и учителей-дефектологов в условиях дистанционного формата позволил выделить ряд достоинств и недостатков применения дистанционного обучения обучающихся с умственной отсталостью. К преимуществам такого формата обучения относится следующее: большая информационная насыщенность, что позволяет изучать предлагаемый на занятии/уроке материал в разных контекстах и рассматривать его в разных ситуациях; информационные технологии часто обеспечивают наиболее удобный формат доступа к образовательным ресурсам для обучающихся с умственной отсталостью; сама форма предъявления электронного задания вызывает интерес у ребенка, а значит, активизирует познавательную деятельность и повышает работоспособность; в большей степени может быть реализован принцип индивидуализации и дифференциации обучения в процессе усвоения обучающимися с умственной отсталостью программного материала; эффективность усвоения материала достигается обеспечением необходимого темпа обучения, количеством повторов при выполнении предложенного задания; коррекционно-развивающие игровые задания и упражнения, предложенные в цифровом формате, позволяют в некотором роде создать атмосферу сознательного и активного обучения.
Проведенное анкетирование показало, что дистанционный формат обучения – это достаточно новый вид обучения для родителей детей с умственной отсталостью. У них еще не сложилось определенное мнение об эффективности данной формы обучения. При этом достаточно часть родителей (20%) указывают на такой недостаток дистанционной формы обучения, как отсутствие живого общения ребенка с учителем и другими детьми.
Практика активного внедрения информационных и дистанционных технологий в процессе обучения детей с умственной отсталостью только создает предпосылки для реализации указанных преимуществ, но в свете глобального обучения, учитывая специфические особенности развития в рамках отдельных нозологических групп, не способствует их эффективному применению.
Наряду с существенными преимуществами охарактеризуем имеющиеся риски. Далеко не все обучающиеся с умственной отсталостью могут использовать в процессе обучения стандартные оборудование и программное обеспечение, а значит, возникает необходимость их адаптации к особым образовательным потребностям каждого ребенка. Стратегически важным является создание адаптированного рабочего места для обучающегося с умственной отсталостью с помощью специальных программно-аппаратных средств, позволяющих обеспечить ему максимально комфортную работу на компьютере.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подверждена.
1. Абдуллаев, С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения обучающихся с умственной отсталостью / С. Г. Абдуллаев // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2021. – №3. – С. 85-92.
2. Богданова, Т. Г. Педагогика инклюзивного образования : Учебник / Т. Г. Богданова, Н. М. Назарова, И. М. Яковлева. – Москва : Инфра-М, 2015. – 128 c.
3. Бортновская, Л. В. Организация дистанционного обучения детей, находящихся на длительном лечении / Л. В. Бортовская // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2018. – № 6. – С. 30–36.
4. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 478 с.
5. Выготский, Л. С. Проблемы умственной отсталости / Л. С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – т. 5. – Москва : Эксмо, 2015. – 526 с.
6. Генне, О. В. Дистанционное обучение – новый шаг в развитии системы образований / О. В. Генне // Защита информации. Конфидент. – 2016. – №3. – С. 36-39.
7. Егорова, Т. М. Методология и методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной системе дистанционного образования / Т. М. Егорова // Открытое образование. – 2021. –Т. 22. – № 6. – С. 4–13.
8. Жимаева, Е. М. Формы взаимодействия педагогов и родителей в рамках дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Московской области / Е. М. Жимаева // Образование и наука в современных условиях. – 2020. – № 3. – С. 77–79.
9. Забрамная, С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе / З. Д. Забрамная. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2010. – 123 с.
10. Кикоин, Е. И. Младший школьник с нарушением интеллекта / Е. И. Кикоин. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 241 с.
11. Кошак, Е. Н. Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития ; учеб.-метод. пособие / Е. Н. Кошак. – Минск : БГПУ, 2016. – 98 с.
12. Малинович, В. И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием / В. И. Малинович // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 18-21.
13. Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ, 14 и 17 октября 2019 г.). [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/24916df9ea5f575ab603310d687ca89d/ (дата обращения: 07.03.2022).
14. Мишина, Г. А. Коррекционная и специальная педагогика : учебное пособие / Г. А. Мишина. – Москва : ФОРУМ — ИНФРА-М, 2017. – 144 с.
15. Морина, С. А. Использование дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Морина // ИТО-КФО-2021. – 2021. – С. 139–143.
16. Насырова, Э. Ф. Технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях дистанционной формы реализации дополнительных образовательных программ: учебно-методическое пособие / Э. Ф. Насырова. – Сургут, 2019. – 57 с.
17. Ольнев, А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении / А. С. Ольнев // Актуальные проблемы современной науки. – 2020. – №1. – С. 96-98.
18. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология / Т. Г. Неретина. – Москва : Флинта: МПСИ, 2010. – 376 с.
19. Современные технологии продвижения образовательных услуг. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.seopro. ru/practice/2010/8/1976.html. (дата обращения: 16.03.2022).
20. Раинкина, Л. Н. Опыт проектирования и реализации виртуальной обучающей среды с младшими школьниками, имеющими интеллектуальные нарушения / Л. Н. Раинскина // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2021. – №9. – С. 48-53.
21. Самарин, Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования / Ш. М. Самарин // Аспирант и соискатель. – 2019. – №5. – С. 84-88.
22. Суворова, И. В. Дистанционная форма обучения детей с ограниченными возможностями / И. В. Суворова // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 4 (132). – С. 124–127.
23. Тишина, Л. А. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски / Л. А. Тишина // Современные наукоемкие технологии. – 2020. - №11. – С. 95-96.
24. Тишина, Л. А. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации / Л. А. Тишина // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 3. – С. 194–200.
25. Фадеев, Г. Н. Интегративно-аксиологический подход к созданию систем дистанционного образования / Г. Н. Фадеев // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2019. – №3. – С. 31-39.
26. Чошанов, М. А. Обучающие системы дистанционного образования / М. А. Чошанов // Школьные технологии. – 2017. – №4. – С. 81-88.
27. Шевчук, В. П. Методика дистанционного обучения / В. П. Шевчук // Информатика и образование. – 2017. – №12. – С. 118-119.
28. Яковенко, Т. В. Опыт использования дистанционных образовательных технологий в процессе организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. В. Яковенко // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 51–7. – С. 268–278.
29. Яковлева, Н. Б. Специальная педагогика / Н. Б. Яковлева. – Москва : Инфра-М, 2013. – 623 с.
30. Formative. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goformative.com. (дата обращения: 15.03.2022 г.)